рефераты скачать

МЕНЮ


Учебное пособие: Государство и право, их типология, формы и значение

Юридическая фикция – заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка супругом, не являющимся фактическим родителем; признание сделки фиктивной; признание нормативного акта юридически ничтожным и т.д.). По мнениию А.С. Пиголкина, правовые фикции – это факты, признаваемые правовым актом компетентного органа существующими и имеющими юридическое значение, хотя их существование не доказано объективно (признание лица судом умершим, безвестно отсутствующим и т.д.).

Терминологический словарь:

Правоотношение – общественное отношение, в котором стороны связаны между собой юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

Состав правоотношения – это характеристика правоотношения с точки зрения его внутреннего устройства и взаимосвязи составных элементов.

Объект правоотношения – материальные, духовные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей граждан, их организаций, и по поводу которых субъекты права вступают в правовые отношения, осуществляют свои права и обязанности.

Субъекты правоотношений – это лица, наделенные правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), реализующие в рамках правоотношений субъективные права и юридические обязанности взаимно корреспондирующего характера.

Содержание правоотношений – это поведение субъектов правоотношений, в рамках которого реализуются их юридические права и обязанности по отношению друг к другу.

Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Юридическая обязанность – это предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Правосубъектность – способность быть субъектом права.

Правосубъектность – предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений.

Правоспособность физических лиц – потенциальная возможность лица обладать правом, реализовать обязательства, нести юридическую ответственность за свои поступки.

Дееспособность физических лиц – фактическая способность лица своими осознанными, волевыми действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности, а также нести определенную законом ответственность при совершении правонарушений.

Деликтоспособность (деликт – правонарушение) – способность лица отвечать за свои поступки, прежде всего за совершенное правонарушение.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Фактический состав – это совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой права (возникновение, изменение или прекращение правоотношения).

Юридическая презумпция – обоснованное предположение, на основании которого возникает, изменяется, прекращается правоотношение и которое в процессе самого правоотношения либо доказывается, либо опровергается (презумпция невиновности в уголовном процессе, презумпция виновности в гражданском процессе).

Юридическая фикция – заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка супругом, не являющимся фактическим родителем; признание сделки фиктивной; признание нормативного акта юридически ничтожным и т.д.).


Тема 16. Теоретические основы правового статуса личности

Учебные вопросы:

1. Понятие и структура правового статуса личности

2. Классификация прав и обязанностей человека и гражданина

3. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина

4. Ограничение правового статуса личности

1. Понятие и структура правового статуса личности

Правовой статус личности представляет собой одну из фундаментальных, но, вместе с тем, и одну из сложнейших категорий теоретического правоведения. Проблема понимания данного феномена в значительной степени связана с проблемой правопонимания в целом, так как от того или иного ее разрешения во многом зависит восприятие места и роли человека в обществе.

В юридической науке правовой статус личности чаще всего определяется как «юридически закрепленное положение личности в обществе». Н.И. Матузов, определяя вышеуказанным образом, феномен правового статуса личности совершенно справедливо, на наш взгляд отмечает, что «в основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права».

Несмотря на некоторое единство в общем понимании феномена «правовой статус» в юридической литературе усматриваются существенные расхождения по отдельным моментам, в частности по вопросу структуры. В Большом юридическом словаре указывается, что правовой статус человека – это «система признанных и гарантируемых государством (в законодательном порядке) прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права». Некоторые авторы «расширяют» структуру правового статуса вводя в нее такие элементы как правосубъектность, правоотношения и т.д. Так, например, отмечается, что правовой статус «включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции». Иногда констатируется, что «структура правового статуса включает в себя такие элементы как: правосубъектность, основные права и обязанности, законные интересы, гражданство, правоотношения общего (статутного) типа и юридическую ответственность».

Представляется такое «расширение» структуры за счет ввода дополнительных элементов не соответствует требованиям формальной логики и лишь усложняет и без того сложную теоретическую конструкцию. Например, такой элемент как правосубъектность подразумевает наличие прав и обязанностей у субъекта, что делает совершенно бессмысленным их дополнительное включение в структуру правового статуса. Сходная ситуация складывается и с таким элементом как правоотношение содержание которого, также определяется наличием взаимокорреспондирующих прав и обязанностей субъектов.

Вместе с тем, анализ различных подходов к пониманию структуры правового статуса личности, позволяет выделить основные элементы, содержащиеся в определениях практически всех авторов – это, прежде всего, права, свободы, законные интересы и обязанности.

Поэтому в самом общем виде правовой статус личности может быть определен как система признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, персонифицирующих индивида как субъекта права.

В зависимости от особенностей и специфики сочетания структурных элементов в теоретическом правоведении выделяют три вида правового статуса:

а) общий, или конституционный, статус;

б) специальный (или родовой) статус определенных категорий лиц;

в) индивидуальный статус.

Общий правовой статус – это совокупность прав, обязанностей законных интересов которыми обладает каждый человек как полноправный член общества. Определяется он прежде всего Основным законом (Конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Общий правовой статус является единым и одинаковым для всех людей.

Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий лиц (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус); принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом; представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.

2. Классификация прав и свобод человека и гражданина

Одним из общепризнанных критериев классификации прав и свобод человека и гражданина является критерий политико-правовой связи индивида с государством. В соответствии с данным критерием права и свободы традиционно подразделяются на личные и гражданские (экономические, политические, социальные, культурно-духовные, экологические и т.д.).

Личные права (в юридической литературе их именуют также правами человека) представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с иными субъектами социальных отношений. К ним относятся: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну, свободу передвижения и т.д. Эти права определяются витальными (т.е. жизненными) потребностями человека как био-социального существа. Личные права человека признаются международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права. Они рассматриваются как обязательные для всех государств, не зависят от их социально-экономического строя. Такие права в идеале должны предоставляться каждому субъекту (индивиду) и гарантироваться конституцией и иным национальным законодательством. Соответственно, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.

Гражданские права складываются из субъективных прав позитивного характера. Содержание этих прав определяется государством (отсюда и название – гражданские) и закрепляется в действующем законодательстве. Государственное признание личных прав человека, законодательное закрепление их в нормативно-правовых актах придает им новое свойство. «Будучи закрепленными в конституции и иных государственно-правовых актах, они приобретают качество прав гражданина, не утрачивая, однако, самостоятельности существования. Права гражданина – это форма опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту».

Гражданские права вытекают из политико-правовой связи индивида с государством и определяются юридическим статусом граждан, под которым в теории права понимают «основанную на законе и взятую в единстве совокупность субъективных прав, законных интересов и юридических обязанностей граждан». Таким образом, категория «права гражданина» органически связана с категорией «гражданство», а различие между личными правами человека и правами гражданина состоит, в том, что любой гражданин – это человек, но не каждый человек является гражданином, т.е. эти понятия отличаются по своему объему.

Следует отметить, что широким кругом гражданских прав в государстве наряду с гражданами могут пользоваться иностранцы и лица без гражданства (право на правосудие, право на образование, право на труд и т.п.). Вместе с тем, граждане обладают «гражданской прерогативой», предполагающей наличие у них комплекса прав исключительного характера (право избирать и быть избранными в представительные структуры государственной власти, право занимать определенные должности в государственном аппарате и заниматься определенными видами деятельности и т.д.). Как уже отмечалось, гражданские права складываются из политических, экономических, социальных и т.д. Рассмотрим эти гражданские права подробнее.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении делами государства и общества.

К ним относятся:

-  право граждан на участие в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей;

-  право на объединение,

-  право на проведение собраний, митингов и демонстраций и т.д.

Поскольку гражданин – это лицо, обладающее устойчивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь. Сказанное подтверждается, например, содержанием ч. 1 ст. 32 Конституции Российской Федерации, где закрепляется что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Экономические права включают возможности с реализацией которых связывается удовлетворение субъективных интересов индивидуальных и коллективных субъектов в сфере производства и потребления материальных благ.

К числу экономических прав относятся:

-  право частной собственности,

-  право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности,

-  право на труд (данное право рассматривается как принципиальная возможность выбора между общественно полезным трудом и социально нейтральным «тунеядством», а также как право на выбор любой профессии по желанию индивида и вытекающее из этого право на свободу выбора работодателя после получения профессионального образования),

-  право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку и т.д.

Социальные права включают возможности с реализацией которых связывается «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ).

К числу социальных прав относятся:

-  право на государственную защиту материнства и детства;

-  право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и т.п.;

-  право на бесплатную охрану здоровья и медицинскую помощь;

-  право на общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и т.д.

Национально-культурные и духовные права включают возможности с реализацией которых связывается сохранение национальной идентичности этнических групп проживающих в пределах государственной территории, обеспечение равного доступа граждан к духовно-культурному наследию накопленному в ходе исторического развития, свободное осуществление мероприятий культового характера (свобода вероисповедания).

К числу данных прав относятся:

-  право на равенство независимо от расы, национальности, языка;

-  право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры;

-  право на доступ к культурным ценностям;

-  право на свободу совести и свободу вероисповедания и т.д.

Экологические права включают возможности с реализацией которых связывается обеспечение нормальных (с физиологической точки зрения) условий жизни людей.

К числу экологических прав относятся:

-  право на благоприятную окружающую среду;

-  достоверную информацию о ее состоянии;

-  на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.


3. Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности

Права человека и гражданина, по оценкам многих отечественных и зарубежных ученых-юристов нередко не имеют необходимого механизма защиты. Многие конституционные положения объективно не могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены юридическими гарантиями. Вместе с тем «правовая защита является одной из основных целей деятельности государства, условием осуществления свободы и прав человека, гарантом, его правовой защищенности, «заставляет» власть придать правовому статусу человека юридическую значимость». В этой вязи вопрос юридических гарантий обеспечения правового статуса личности приобретает особое значение.

Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности – это предусмотренные законодательством условия, с наличием которых законодатель связывает реальную возможность и максимальную эффективность реализации прав, свобод и обязанностей в комплексе составляющих правовой статус.

Современную систему юридических гарантий правового статуса личности принято подразделять на три уровня

1) международный

2) региональный

3) национальный

Международный уровень гарантий правового статуса. Одной из характерных черт правового государства является приоритет норм международного права над внутригосударственным законодательством. В Конституции РФ 1993 г. ориентирующей российское общество на построение правовой государственности в частности закрепляется, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч.4 ст. 15.). Исходя из указанного конституционного положения на территорию России распространяется действие международно-правовых механизмов и гарантий защиты прав человека и гражданина. Формирование таких механизмов и гарантий связывают, прежде всего, с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей Декларацией прав человека (10 декабря 1948 г.).

В основу международной защиты прав человека положены два международных Пакта о гражданских и политических и социальных, экономических и культурных правах. Кроме того, разработан в достаточной степени эффективный механизм защиты прав человека в рамках ООН представляющий собой систему специальных органов к числу которых относятся Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Кроме того, в мире действует множество так называемых неправительственных международных организаций созданных в целях защиты прав и свобод человека («Международная амнистия», «Врачи без границ», «Международный красный крест» и т.д.).

На региональном уровне можно выделить, прежде всего, американскую, африканскую и европейскую системы гарантий правового статуса личности. При этом функционирующую в Европе систему можно считать своеобразным эталоном. Она сформировалась в рамках Совета Европы, старейшей региональной организации. Двумя важнейшими органами Совета Европы являются: Комитет министров, включающий министров иностранных дел государств-членов и Парламентская ассамблея, представляющая национальные парламенты

Основными формами нормотворческой деятельности Совета Европы является создание конвенций и соглашений, наиболее важными из которых считают Европейскую конвенцию прав человека и Европейскую социальную хартию. Первая из них была принята 4 ноября 1950 г. в Риме 15 членами Комитета министров Совета Европы и вступила в силу 3 сентября 1953 г. Этот документ был первым международным договором на региональном уровне, трансформировавшим принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., в конкретные юридические обязательства

На основании этой Конвенции были образованы два органа – Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц

Национальный (внутригосударственный) уровень гарантий правового статуса личности. В последние годы многие страны стали участниками основных договоров по правам человека, которые влекут за собой правовые обязательства по их осуществлению на международном уровне. Практическая задача гарантированности, защиты и поощрения прав человека является задачей, прежде всего национальной, и ответственность за ее решение должно нести каждое государство. На национальном уровне защита прав может быть наилучшим образом обеспечена с помощью соответствующих законодательств, независимой судебной власти, а также создания демократических правовых институтов.

В соответствии с этим внутригосударственные гарантии подразделяются на судебные и несудебные.

Кроме того, внутригосударственные юридические гарантии правового статуса личности можно так же подразделить на две большие группы:

а) гарантии реализации правового статуса личности;

б) гарантии охраны правового статуса личности

К первой группе гарантий относятся:

нормативное закрепление основных прав, свобод и обязанностей в действующем законодательстве и, прежде всего в Конституции государства;

-  предоставление человеку возможности своими правомерными действиями реализовать законные интересы;

-  стимулирование (со стороны государства) определенных видов деятельности и, таким образом, побуждение людей к занятию этой деятельностью (кредитование образования, строительства жилья, установление льгот для военнослужащих и сотрудников ОВД и т.д.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.