рефераты скачать

МЕНЮ


Учебное пособие: Государство и право, их типология, формы и значение

Высокий уровень правовой культуры общества позволяет достичь компромисса публичных и частных интересов в области правового регулирования, обеспечить баланс правовых интересов государства и общества, гарантировать права и свободы личности, защитить эти права и свободы от каких бы то ни было противоправных посягательств.

Реальный уровень юридической культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения, степень развития юридической науки и образования и др. В современном российском государстве такой уровень, как применительно к отдельным гражданам, так и ко всему обществу в целом, к сожалению, пока еще достаточно низок, и нужно многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета и действенности законодательства, его способности быть эффективным инструментом создания в нашей стране правового государства, олицетворяющего юридико-культурные ценности мировой цивилизации.

Правовая культура личности – это составная часть правовой культуры общества, характеризующая знание, понимание, уважение и сознательное выполнение правовых предписаний в жизнедеятельности индивида.

Правовая культура личности – необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, но вместе с тем это степень и характер правового развития самой личности, которая находит выражение в уровне ее правомерной деятельности.

При оценке правовой культуры личности важно учитывать специфику индивидуальных взглядов на сущность и содержание правовых явлений. Используя данный критерий можно выделить два основных уровня правовой культуры личности: обыденный и профессиональный.

Обыденный уровень правовой культуры личности предполагает восприятие и оценку права с точки зрения его соответствия (не соответствия) здравому смыслу простого человека (рядового обывателя). На формирование правовой культуры на обыденном уровне наиболее активное влияние оказывают такие повседневные факторы как среда обитания, средства массовой информации, общественное мнение и т.п.

Профессиональный уровень правовой культуры предполагает восприятие и оценку права с точки зрения его функциональной значимости и социальной эффективности. Профессиональная правовая культура формируется у людей, по роду своей практической деятельности связанных с процессами правового регулирования (профессиональная правовая культура сотрудников милиции). На повышение уровня профессиональной правовой культуры оказывают влияние такие факторы, как: профессиональная подготовка, правовое воспитание, опыт практической деятельности и т.п. Характерными особенностями профессиональной правовой культуры являются: более высокая по сравнению с обыденным уровнем степень правового информирования субъекта; обладание определенной юридической квалификацией; осуществление профессиональной деятельности в области юридической науки и практики.


4. Правовое воспитание: понятие, цели, принципы, формы и методы

Будучи основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства, правовое воспитание представляет собой особую форму деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм. Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.

Государство и общество заинтересованы в повышении уровня правовой культуры населения, в распространении юридических знаний, в формировании у граждан убеждений в необходимости исполнения требований права.

Целями правового воспитания являются:

-  достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;

-  повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;

-  создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

Правовое воспитание – сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах.

Формы правового воспитания:

-  пропаганда права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение). Для этой формы характерны массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д.);

-  издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);

-  устная правовая пропаганда – лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию.

-  правовое образование граждан – изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний. Позитивные черты этой формы – постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление целой, внутрисвязанной системы знаний;

-  профессиональное правовое образование, подготавливающее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.);

-  наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.);

-  влияние юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;

-  влияние произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам – кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (произведения Ф.Достоевского, Л.Толстого, Т.Драйзера, современных российских авторов).

Основные принципы правового воспитания:

-  связь с жизнью;

-  связь c юридической практикой;

-  научный характер;

-  яркость и образность;

-  ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.

В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию в значительной степени ослабло. Многие формы вообще исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем, такие формы показали свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и усовершенствованы ныне, когда роль закона и юриспруденции, в целом, в стране значительно увеличилась.

Методы правового воспитания:

-  убеждение

-  рекомендации

4. Правовой нигилизм и правовой идеализм

Нигилизм вообще (в переводе с лат. – ничто) выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений, законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают.

Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Еще А. И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме – в смысле права человека».

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах – теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты, в конечном счете, в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т. д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах народа», «для выполнения плана» и т. д. ). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм (фетишизм), или романтизм – это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.

Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

Указанные крайности – следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.

Поведение по принципу: делаю как все или делаю как большинство. Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих. Конформистскому поведению присуща низкая степень социальной активности.

Терминологический словарь:

Правосознание – это совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (к действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина и т.д.).

Правовая идеология – это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с логическим мышлением, а не с чувственным опытом.

Правовая психология – совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву.

Правовая культура общества – это обусловленное все социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Правовая культура личности – это составная часть правовой культуры общества, характеризующая знание, понимание, уважение и сознательное выполнение правовых предписаний в жизнедеятельности индивида.

Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой идеализм (фетишизм) – это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.

Правовое воспитание – особая форма деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм.


Тема 18. Реализация и толкование права

Учебные вопросы:

1.  Понятие и формы реализации права

2.  Применение как особая форма реализации права. Акты реализации права

3.  Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права

4.  Понятие и необходимость толкования права

5.  Способы (приемы) толкования права

6.  Виды толкования права

1.  Понятие и формы реализации права

Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений.

Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае - это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности), в другом – это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий).

Содержание и характер правомерных действий неодинаковы, что позволяет выделить особенности в реализации правовых предписаний.

По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют формы непосредственной реализации права (соблюдение, исполнение, использование), и особую форму – применение.

Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев соблюдение права происходит незаметно. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. Например, существует запрет лишения жизни другого человека. Никого не убивая, субъект соблюдает соответствующую норму права.

В этой форме реализуются запрещающие и охранительные нормы.

Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие (предписывающие) нормы права. Например, пассажир общественного транспорта, компостируя талон, выполняет юридическую обязанность – оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права (уплатить налог, поставить товар покупателю выполнить работу по трудовому договору).

Использование норм права состоит в совершении дозволенных законом действий и имеет место тогда, когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют (либо не используют) предоставленные им правом возможности.

В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение не запрещенных правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.

Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. Непосредственная реализация права может осуществляться субъектами как в рамках правоотношений (участие в выборах, служба в вооруженных силах), так и вне их (отказ от использования избирательного права, несовершение убийств и т.д.).


2.  Применение как особая форма реализации права. Акты реализации права

В ряде случаев соблюдения, исполнения и использования норм права непосредственно заинтересованным субъектом оказывается недостаточным для обеспечения полной реализации юридических предписаний, при этом требуется вмешательство в процесс реализации права компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, назначение пенсии требует помимо формального наличия оговоренных законом качеств, решения органа социального обеспечения; зачисление на учебу в вуз невозможно без приказа о зачислении (одного желания и факта успешной сдачи вступительных экзаменов здесь недостаточно), выполнение обязанности военной службы предполагает издание приказа о призыве конкретного человека в вооруженные силы и т.п.

Поэтому выделяется четвертая форма реализации права – применение.

Применение права необходимо в следующих случаях.

1.  Когда права и обязанности позитивного, положительного характера не могут возникнуть без властного решения уполномоченных органов. Например, право на пенсию у конкретного субъекта реально не возникает, пока не вынесено решение компетентного органа (комиссии по назначению пенсий).

2.  В случаях конфликтов сторон; спора о правах, нарушения кем-либо права субъекта, возникновения препятствия при осуществлении своего права. В этом случае заинтересованный субъект обращается в суд или в иной компетентный орган, который рассматривает дело и выносит по нему решение, с помощью которого конфликт разрешается, права восстанавливаются, препятствия к их осуществлению устраняются. Например, незаконно уволенный восстанавливается на работе, должник обязывается уплатить долг, незаконно занявший жилплощадь выселяется.

3.  В случаях совершения правонарушения. При рассмотрении дела, связанного с правонарушением, устанавливается степень вины, причиненный ущерб и выносится решение (например, решение административной комиссии, приговор суда и т.д.), определяющее конкретную меру ответственности для правонарушителей.

4.  Когда иным способом нельзя установить, подтвердить наличие факта, имеющего юридическое значение (юридического факта). В этом случае суд, рассмотрев дело, выносит решение, которым признается наличие или отсутствие факта, имеющего юридическое значение. Например, выносится решение об объявлении длительно отсутствующего умершим, о наличии фактических брачных отношений, о нахождении лица на иждивении, факта несчастного случая и др. Подобные дела называются делами особого производства, потому что в них (в отличие от первых трех случаев) права и обязанности лиц не определяются, а устанавливаются только факты, которые могут быть положены в основу решения других органов. Например, на основании решения суда об объявлении длительно отсутствующего лица умершим открывается наследство.

Применение права – это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении актов применения права (индивидуально-правовых актов).

Основные принципы применения права:

Законность и обоснованность.

Объективность правоприменения (беспристрастность правоприменителя).

Своевременность и оперативность (быстрота) применения.

Целесообразность и эффективность решения.

Справедливость и гуманность.

Единообразие применения (по однотипным делам выносятся однотипные решения).

Применение права как особая форма реализации отличается от форм непосредственной реализации рядом особенностей:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.