рефераты скачать

МЕНЮ


Учебное пособие: Государство и право, их типология, формы и значение

Наряду с административно-территориальными единицами, унитарные государства могут включать автономные образования, создание которых связано с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Иракский Курдистан и т.д.).

В зависимости от наличия или отсутствия таких образований унитарные государства могут быть подразделены на простые и сложные. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Колумбия и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Франция, Дания, Китай и др.).

Слово «автономия» (от древнегреч. «свой закон») означает самостоятельность, самоуправление) в современных условиях предполагает учет национальных, культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве. Такие особенности могут быть учтены путем выделения особых территорий, которым предоставляется специфический режим по управлению вопросами местного значения, т.е. создается территориальная автономия. Чаще всего при этом учитывается этнический признак, поэтому в отечественной литературе такая автономия получила название национально-территориальной.

В зависимости от компетенции территориальных автономных образований их можно подразделить на две группы: политическую и административную.

Политическая автономия имеет право издавать собственные законы, регулирующие вопросы местного значения, административная такими правами не обладает.

Федеративные государства (США, РФ, Мексика) – сложные государства представляющие собой неразрывный союз обособленных автономных образований (субъектов) обладающих определенным объемом государственной власти.

Таким образом, федерация – более сложная и менее распространенная (по отношению к унитарному государству) форма государственного устройства.

В юридической науке существует множество различных определений федерации. Данная форма понимается:

·  как «единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих дел всех членов федерации задач»;

·  как такая «форма организации правительства, которая стремиться примирить региональное разнообразие с определенным уровнем коллективного единства и делает это таким путем, при котором региональные правительства играют вполне конкретную роль»;

·  как такое «устройство политической системы государства, где суверенная воля народа находит свое воплощение в конституционном или договорном создании единого государства, где гармонически сочетаются интересы всего федерального государства, его субъектов и граждан этого государства».

К числу наиболее существенных признаков федеративного государства следует отнести следующие:

·  территория федерации представляет собой совокупность обособленных и обладающих определенной автономностью территориальных образований – субъектов;

·  государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом сецессии (правом на односторонний выход из состава федерации);

·  система государственных органов федеративного государства характеризуется двухуровневой структурой и объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов. Взаимодействие органов государственной власти федерации с органами государственной власти субъектов осуществляется в соответствие с принципом разграничения предметов ведения (предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения, предметы ведения субъектов) и распределения полномочий;

·  интересы субъектов на федеральном уровне реализует одна из палат законодательного собрания (в РФ – Совет Федерации Федерального Собрания России), формируемая из представителей субъектов;

·  в федеративном государстве действует двухуровневая система законодательства – законодательство федерации и законодательство субъектов. Законодательство субъектов не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная Конституция, являющаяся ядром законодательства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.

По способу образования субъектов различаются национальные, политико-территориальные и смешанные федерации.

В основу национальных федераций положен порядок формирования субъекта по принципу выделения титульной нации (СССР, в современный период – Бельгия).

Политико-территориальный подход к созданию федерации исходит из политических, экономических, историко-культурных связей, объединяющих население субъектов (США, ФРГ).

В смешанных федерациях субъекты могут быть образованы как по национальному, так и политико-территориальному принципу (в современной РФ республики являются национальными субъектами, а области – политико-территориальными).

Структура различных федераций неодинакова. В зависимости от правового положения субъектов все федерации подразделяются на симметричные и асимметричные.

В наиболее простом варианте федеративное государство состоит из одинаковых (в смысле обладания политико-правовым статусом) субъектов (штатов, провинций, земель и т.д.). Такие федерации принято называть симметричными (СССР).

Юридически асимметричная федерация исходит из неравноправия ее составных частей.

Наряду с федерациями к сложным формам государственного устройства достаточно часто относят конфедерацию.

 Вместе с тем, более точным является рассмотрение данного типа в качестве своеобразной переходной формы территориального устройства, в которой сочетаются как признаки единого государства, так и признаки союза суверенных государств.

В частности к признакам, позволяющим относить конфедерацию к единому государству, относятся:

·  наличие общих для всей конфедерации функций реализуемых как во внутренней так и во внешней сфере;

·  наличие единого правового поля;

·  единого таможенного пространства;

·  наличие конфедеративных органов власти и конфедеративной системы законодательства;

·  наличие единой денежной единицы;

·  наличие единого языка межгосударственного общения;

·  наличие единых вооруженных сил под общим командованием

В свою очередь к признакам конфедерации, характерным для союза суверенных государств, следует отнести:

·  сохранение национальной валюты; национального гражданства; государственного языка; территориальной обособленности;

·  правовые акты принятые конфедеративными органами приобретают юридическую силу в субъектах конфедерации, только в случае их ратификации (одобрения) национальными парламентами;

·  субъекты конфедерации обладают правом нулификации – правом признания, утратившим юридическую силу акта принятого на уровне конфедерации;

·  субъекты конфедерации обладают правом сецессии – правом на односторонний выход из состава конфедерации. Естественно, что данное право может быть реализовано, только на основании соответствующего договора.

Именно большая степень (по сравнению с федерацией) самостоятельности субъектов обусловливает нестабильный характер конфедеративной формы государственного устройства. Возникнув для достижения определенных целей (как правило, военного или экономического плана), конфедерации после разрешения общей задачи чаще всего трансформируются в более стабильные формы (унитарную, федеративную) – США или распадаются на суверенные государства – Австро-Венгрия.

Примерами конфедераций могут служить США с 1781 по 1789 гг., Египет и Сирия с 1958 по 1961 гг., Сенегал и Гамбия с 1982 по 1989 гг. и др.

Сравнивая конфедерацию с федерацией еще, в начале ХХ века Ф. Кистяковский отмечал, что:

во-первых, конфедерация основана «на международных обязательствах соединенных государств, вытекающих из договора», а федерация – «на объединенном праве, установленном путем всеобщего соглашения и закона или обычая».

Во-вторых, что государства, входящие в состав конфедерации, сохраняют суверенитет, в то время как члены федерации теряют суверенитет и подчиняются суверенной власти «сложного целого, которое они образуют».

В-третьих, что федерация есть государство, «юридическое лицо публичного права», тогда как конфедерация – субъект права «лишь международной жизни, но не обладает публичными правами власти».

В-четвертых, что за членами конфедерации признается право выхода из союза, тогда как у субъектов федерации такого права нет. Члены федерации «не могут актом своей односторонней воли прекратить свою связь с целым. Отделение их рассматривается юридически, как акт бунта или мятежа против федеральной власти и может повлечь за собой для них репрессии помимо тех, которыми сопровождается война».

Конфедерации следует отличать от коалиций, являющихся, по существу, оборонительными или наступательными союзами самостоятельных государств (антигитлеровская коалиция периода второй мировой войны, антииракская коалиция в период войны в Ираке в 2002г.).

В отличие от форм административно-территориального устройства характеризующих структуру государственной территории, а также порядок формирования и взаимодействия административных и политико-территориальных образований, посредством формы национально-этнического устройства характеризуется социальная структура государства. Вплоть до последнего времени в подобном ракурсе данный вопрос не поднимался и не рассматривался, не смотря на его очевидную значимость как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Представляется, что все государства (как федеральные, так и унитарные) по форме национально-этнического устройства могут быть разделены на моноэтничные и полиэтничные.

В моноэтничных (США, ФРГ) государствах на официальном уровне закрепляется принцип этнического единства. При этом в основу подобного единства может быть положено либо определение титульной нации (ФРГ), предполагающее приобретение наряду с гражданством соответствующего национального статуса (любой гражданин ФРГ считается представителем немецкого народа); либо культурное единство (США). При этом и в том и в другом случаях не допускается создание административно-территориальных автономий сформированных по национальному признаку.

В полиэтничных (Россия, Испания, Украина и т.п.) государствах допускается выделение и территориальное обособление социальных групп сформированных по национальному признаку (национальные субъекты в Российской Федерации, национальные автономии в Испании и Украине).

4.  Политический режим

Понятие «политический режим» обозначает динамичную систему взаимосвязанных приемов, методов, форм, способов осуществления властеотношений, в роли субъектов которых выступают государство, общество, отдельные индивиды.

Наиболее распространенным представлением о политическом режиме в настоящее время является определение его как совокупности средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти.

Однако существуют и отличные представления. Например, определение политического режима как «конкретного проявления государственной организации, выражающегося в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе» или как «характера, свойства и качества правового порядка осуществления государственной власти». Близким к традиционному является рассмотрение политического режима в качестве системы или совокупности форм, методов, средств и способов властвования, «через которые государственная власть легитимирует свое существование и функционирование».

Высказываются мнения, что режим – это не столько характеристика формы государства, сколько раскрытие его сущности.

Иногда форму правления и государственное (территориальное) устройство называют внешней формой государства, а политический режим – внутренней.

Считается также, что политический режим является ведущим элементом формы государства, так как он оказывает решающее влияние на два других элемента.

Различая понятия «государственный режим» и «политический режим» В.Н. Хропанюк писал: «государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов)». Большая же часть ученых не разграничивают указанных понятий.

Чаще всего в юридической науке выделяются два основных типа режимов: демократический и антидемократический.

Демократический политический режим характеризуется следующими основными признаками:

·  Основным источником власти в демократическом государстве являются граждане. Ст. 3 Конституции России закрепляет положение, в соответствие с которым «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

·  В демократическом государстве признается идеологическое многообразие. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст.13 Конституции РФ).

·  Демократический политический режим в качестве предпосылки и признака предполагает формирование и свободное развитие гражданского общества, представляющего собой социально-политическую организацию относительно независимую от государства. Независимость гражданского общества особенно ярко проявляется в сфере экономических отношений, в рамках которых устанавливается паритет (равенство) частной и государственной собственности и допускается свободная конкуренция частного предпринимательства и государственного сектора экономики.

·  В условиях демократического политического режима интересы человека должны подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В соответствие с Конституцией РФ (ст.55 ч.3) «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

·  Государственное признание неотъемлемых «абсолютных» прав и свобод человека, которые государство не имеет права изъять или ограничить ни при каких обстоятельствах. В соответствие с Конституцией РФ к абсолютным правам относятся – право на гражданство (ст.6), право на достоинство личности (ст.20), право на правосудие (ст.47) и др.

·  Наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов и т.д.), при помощи которых граждане воздействуют на государственную власть. В частности ст. 31 Конституции РФ определяет, что «Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Говоря о положительных и отрицательных аспектах того или иного режима, следует иметь в виду, что демократический режим не всегда является предпочтительным (особенно если речь идет о конкретно-исторических условиях развития того или иного государства). Еще древний философ Платон отмечал, что демократия со временем вырождается в тиранию. Как указывают некоторые ученые, в нынешних условиях при демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящи и не всегда эффективны. В результате избиратели часто не участвуют в выборах, не доверяют политикам, не имеют возможности влиять на результаты выборов, референдумов, реально власть находится в руках правящей элиты. Нередко происходит манипулирование общественным мнением при помощи средств массовой информации.

В процессе характеристики современных антидемократических режимов обычно выделяют тоталитарные и авторитарные политические режимы.

Тоталитарный политический режим характеризуется следующими отличительными чертами:

·  В условиях тоталитарного режима государство полностью подчиняет себе общество (осуществляется тотальный контроль государства над обществом). Права и свободы индивидов являются вторичными по отношению к государственным интересам.

·  В основе тоталитарного режима лежит единая государственная идеология, насильственно навязываемая всему обществу. В тоталитарном государстве невозможны идейный и политический плюрализм и, следовательно, не допускаются любые формы официальной оппозиции установившемуся режиму.

·  Управление экономикой осуществляется при помощи административно-командной системы, предполагается практически полная монополия государства в вопросах планирования и руководства процессом экономического развития.

·  Государственная деятельность имеет ярко выраженный принудительный характер. Правомерным поведение субъекта считается лишь тогда, когда последний приносит обществу пользу (отсюда знаменитый тезис «кто не работает – тот не ест»).

·  Тоталитаризм, как правило, характеризуется всеохватывающей милитаризацией общественной жизни. Социальная организация строится по принципу военизированной системы.

·  В качестве методов государственного управления широко используются административное и судебное давление, а в ряде случаев и открытые государственные репрессии.

Возможно выделение разновидностей тоталитарных режимов:

·  левый тоталитаризм (социализм),

·  правый тоталитаризм (фашизм),

·  религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Авторитарный политический режим – третий вид политического режима.

Он рассматривается в качестве своеобразной промежуточной (переходной) формы между демократическим и тоталитарным режимом. При этом авторитаризм может трансформироваться как в демократию (Чили), так и в тоталитаризм (отказ от политики НЭПа в СССР и переход к тоталитарной по сути политике индустриализации и коллективизации). И в том, и в другом вариантах инициатива изменения сложившегося режима принадлежит самой государственной власти. Поэтому иногда авторитарный режим называют «революцией сверху».

В качестве основных признаков авторитарного политического режима выделяются:

·  сосредоточение всей полноты властных полномочий в руках ограниченного круга лиц (диктатуры, хунты и т.п.);

·  бессрочность исполнения властных полномочий;

·  юридическая безответственность властных структур за принимаемые решения;

·  внедрение в регулятивно-управленческий механизм двух систем социально-правового воздействия: корпоративной и публичной (нормативно-правовой). При помощи первой, регулируются взаимоотношения среди представителей властной элиты. Вторая необходима для обеспечения регуляции общественных отношений среди подвластных;

·  допущение относительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение частной собственности, частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренции государственного и частного экономических секторов и т.д.);

·  определение и юридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении институтов гражданского общества;

·  жесткий государственный диктат в идейно-политической сфере, недопущение политической оппозиции;

·  возможность использования противоправных по сути методов воздействия (административный и судебный произвол, политический террор).

Терминологический словарь:

Форма государства – это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).

Форма правления способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Монархия это форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени единоличного главы государства – монарха.

Республика - форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени народа представительными органами государственной власти - президентом, парламентом.

Политический режим это 1) методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом; 2) в теории государства и права понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая гос.) власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.

Форма государственного устройства территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.