рефераты скачать

МЕНЮ


Учебное пособие: Государство и право, их типология, формы и значение

Метод толкования (интерпретации) права – это способ уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т.д.).

В качестве основных принципов методологии общей теории государства и права следует выделить: историзм, объективность, универсальность, плюрализм, конкретность.

Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся в пространстве и времени категории и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция), по возможности сводится к минимуму.

Универсальный характер теории государства и права заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства и права, безотносительно к какой либо конкретной государственно-правовой системе.

Принцип плюрализма закрепляет «право на жизнь» различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ порою отстаивающих противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного насаждения каких бы то ни было идейно-теоретических схем, объявления их «абсолютными истинами» (как было, например, с идеями марксизма, знакомство с которыми проходило под лозунгом: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»).

Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию.

4.  Значение теории государства и права для профессиональной подготовки будущих юристов

Изучая теорию государства и права, обучаемый:

-  овладевает знаниями, имеющими значение для фундаментальной подготовки юриста широкого профиля.

-  усваивает первичные правовые понятия, необходимые для эффективного изучения других юридических дисциплин.

-  формирует свое научное юридическое мировоззрение, общеправовую ориентировку, правовую культуру, способность принимать правильные решения в профессиональной деятельности.

Терминологический словарь

Наука – 1) систематизированное знание об окружающей человека природе; 2) сфера исследовательской деятельности, направленной на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Наука о государстве и праве – это система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, которые исследуются в целом.

Предмет науки – 1) это область познания объективной реальности, на которую направлено научное исследование; 2) то, что изучает данная наука, т.е. та область познания, на которую направлена данная наука.

Метод науки – способ (или совокупность способов) с помощью которого изучается предмет.

Методология (от греч. «метод» – путь к чему-либо и «логос» – наука, учение) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.

Методология юридической науки – комплекс взаимосвязанных приемов и способов, при помощи которых осуществляется процесс изучения государственно-правовых явлений. Иными словами, методология позволяет понять, каким образом происходит познавательный процесс в теоретико-правовой сфере.

Предмет теории государства и права составляют общие и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений (государства и права), анализ их сущности и социального назначения в государственно-правовой организации общества, а также систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции.


Тема 2. Социально-исторические предпосылки возникновения государства и права

Учебные вопросы:

1.  Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.

2.  Предпосылки возникновения государства.

3.  Основные теории происхождения государства.

государство право ответственность

1.  Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода

Ранний период человечества характеризовался неразвитостью производства, полной зависимостью человека от природы. Это был период присвоения преимущественно готовых продуктов природы (период собирательства): сбор плодов, кореньев, орехов и т. д., примитивная охота, рыболовство. Прошли тысячелетия, прежде чем человек научился пользоваться огнем, делать примитивные орудия из дерева, кости, а затем каменные орудия, вначале не отшлифованные, а потом и отшлифованные, изобрел лук, а много позднее произвел и железные орудия.

Примитивный способ производства, полная зависимость человека от природы вынуждали людей жить и добывать пищу сообща. Коллективному труду и образу жизни соответствовала коллективная форма собственности на земледельческие, охотничьи и прочие угодья, жилища, лодки, добытую пищу и т.д. Она была не результатом обобществления, а следствием слабости отдельной личности. Коллективному труду и форме собственности соответствовали и уравнительные отношения в сфере распределения материальных благ.

Такому экономическому базису соответствовали и определенные формы организации человеческого общества. В ранний период люди группами, стадами, ордами бродили по обширным лесным и лесостепным территориям в поисках пропитания. По мере совершенствования способа добывания средств к существованию, что было связано с изобретением новых орудий: топора, ножа, копья с наконечником (каменным, костяным, а затем и железным) и т. д., совершенствования охоты и рыболовства (лодки, сети, железные крючки и т. д.) появляются более устойчивые объединения людей – родовая община (род), складывается новая общественно-экономическая формация – первобытнообщинный строй.

Род – это группа лиц, которые находятся в действительном или предполагаемым родстве друг с другом. Это был личный, а не территориальный союз. Род был первичной хозяйственно-производственной единицей. Все члены рода были связаны коллективным трудом, совместным потреблением и общим имуществом, на основе которого и велось общее хозяйство. Первоначально роды были материнскими (матриархат), что было обусловлено не только тем, что ведущую роль до появления скотоводства и плужного земледелия в хозяйственной деятельности играла женщина, занимаясь мотыжным земледелием, гончарным производством, ведением домашнего хозяйства, но и тем, что потомство можно было определить только по женской линии. Не случайно первыми появились не боги, а богини.

Материнский род сменился отцовским (патриархат), родство определялось уже по мужской линии. Это было связано с повышением роли мужчины, который занимался скотоводством и земледелием, с использованием животной тягловой силы, ремеслом.

Такому способу жизни и производства соответствовали определенная организация первобытной власти и социальные нормы. Эту власть можно охарактеризовать как первобытную демократию (народовластие).

Первобытная демократия строилась на началах самоуправления. Здесь не было особого разряда лиц, которые не занимались бы трудом, а только бы осуществляли власть, управление. Высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов рода – мужчин и женщин. Важнейшие вопросы жизни решались на общем собрании. Оно же избирало старейшину рода и в необходимых случаях военачальника и других лиц, которые могли быть смещены в любое время. Во главе племени стоял совет старейшин, который заседал публично, окруженный членами племени, и они могли высказать свое мнение.

Власть покоилась на традициях. Подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода. Старейшина был первым среди равных, его власть опиралась на доверие и поддержку всех членов рода, на его личный моральный авторитет, опыт, мудрость, воинскую доблесть. Короче говоря, власть опиралась на силу авторитета его носителя, а не на авторитет силы.

Власть носила личностный характер в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.

В качестве норм, регулирующих отношения людей, их повседневное поведение, выступали обычаи, как правила поведения, сложившиеся в силу многократного, длительного соблюдения, вошедшие в привычку, ставшие традицией.

Обычаи поддерживались авторитетом старших. С помощью обычаев регулировались производство и обмен, брачные и семейные отношения, решения общественных проблем, отношения с другими родами и племенами, закреплялись равенство, общая собственность на землю и орудия труда и произведенный продукт. Обычаи регулировали порядок распределения общего продукта. Важное значение имели табу (запреты). С помощью табу защищались все отношения в роде. Табу в своей основе были рациональны, т. е. с их помощью достигались какие-то вполне реальные, разумные цели, но, постепенно отрываясь от реальности, табу обрели мистический характер. Нарушение табу повергало первобытного человека в ужас, толкало на самоубийство, вело к болезням.

В заключение отметим, что правила поведения в первобытном обществе носили характер мононорм («моно» – один), они одновременно выступали и как обычаи, и как религиозные, и как моральные нормы. Расчленения на различные виды социальных норм первобытное общество не знало, как не знало и различия между правами и обязанностями.

2.  Предпосылки возникновения государства

Основополагающие идеи, характеризующие возникновение государства и права, следующие: государство и право не навязаны обществу извне; государство и право есть результат развития самого общества, они порождены обществом; государственная власть и ее органы выросли из власти и органов родового строя, право – из его обычаев. Советская наука в вопросах происхождения государства придерживалась марксистских взглядов. Эти взгляды обычно представлялись в виде линейной схемы: совершенствование орудий труда – разделение труда – повышение производительности труда – появление избыточного продукта – имущественное неравенство – возникновение частной собственности, классов и, как следствие, возникновение государства. Такие выводы вытекали из работ основоположников марксизма и В. И. Ленина, и, прежде всего из работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», которая бесспорно основывалась на научных данных того времени. Однако при этом не учитывались в достаточной мере другие его работы, например «Анти-Дюринг», в которых важное значение в классообразовании и возникновении государства придавалось самой догосударственной власти и ее носителям. Кроме того, современная наука накопила и новые знания, которые следует учитывать, хотя в истории развития человечества остаются еще темные пятна и спорные вопросы.

Процессы развития родового строя, которые в конечном счете привели к возникновению государства, многообразны и протекали параллельно, но взаимосвязанно, влияли друг на друга. Но все они, так или иначе, были связаны с трудом, с производством. Здесь можно выделить несколько линий. Во-первых, это производство материальных благ. Во-вторых, производство самого человека. В-третьих, связанное с производством и в целом с жизнью общества усложнение общественных управленческих функций. В-четвертых, развитие нормативной, регулятивной системы общества, своеобразной идеологии (табу, мифы, ритуалы), которые обслуживали и освящали все стороны жизни общества.

В сфере производства материальных благ следует отметить совершенствование орудий (каменные орудия, изобретение железа и производство железных изделий, мотыжное, а затем пашенное земледелие и т.д.), что вело к повышению производительности труда. Этому способствовали специализация и разделение труда. В первобытном обществе сначала существовало лишь естественное разделение труда между мужчиной и женщиной. Мужчина изготавливал орудия труда, занимался охотой, рыболовством, женщина вела домашнее хозяйство, готовила пищу, изготавливала одежду и т. д.

Первым крупным общественным разделением труда было выделение пастушеских племен. Начав с приручения диких животных, племена перешли к разведению скота и уходу за ним. Пастушеские племена не только производили больше, но и производимый продукт был другим, не только использовался для потребления, но и давал сырье для производства (шкуры, шерсть). Это делало возможным регулярный обмен и возникновение новых видов производства (ткачества, изготовления кожаных, меховых изделий). Земледелию это дало тягловую силу, возможность перехода к пашенной обработке земли.

Более совершенное производство, накопленный опыт позволяли заниматься производством и небольшой обособленной от рода группе – семье. Это вело и к обособленному владению имуществом, а потом и к обособленной частной собственности. Обособленный труд, обособленная собственность создают предпосылки к имущественному неравенству, появлению частных интересов семьи, семейной общины, отличных от интересов общества.

С развитием производства труд человека стал давать больше, чем это было необходимо для поддержания его жизни. Появляется, следовательно, некий избыточный продукт. Это дает возможность привлекать дополнительную рабочую силу и присваивать прибавочный продукт. Такую рабочую силу давала война. Если раньше военнопленных убивали, съедали или принимали в члены рода в качестве второсортных членов, то теперь их превращают в рабов. Первоначально рабство проявлялось в довольно мягких формах, рабы использовались для домашнего хозяйства. Жесткое рабство установилось, когда те или иные производства стали полностью основываться на рабском труде.

Вторым крупным общественным разделением труда было отделение ремесла от земледелия, что вело не только к совершенствованию орудий труда и производства, но и к совершенствованию оружия и повысило ценность человеческой рабочей силы, и теперь рабов гонят десятками в мастерские, на рудники и на поля.

Третье крупное общественное разделение труда, связанное с обменом, появлением металлических денег, выразилось в выделении купечества. Появилась новая возможность концентрации имущества в руках немногочисленного класса.

Развитие ремесла, торговли ведет к подвижности населения, к перемене места жительства, к возникновению городов. Теперь уже на одной территории проживают члены разных родов, чужестранцы, рабы. Члены родов оказались разрозненными, не могли собираться для решения своих дел. Место родовой организации власти неизбежно должна была занять новая организация – государство.

Всякое производство предполагает производство и воспроизводство самого работника, которое осуществляется в определенных общественных формах. Здесь также наблюдаются существенные изменения, беспорядочные половые связи упорядочиваются; исключается инцест (половые связи между родственниками); из полового общения исключаются родители и дети, затем родные братья и сестры, что ведет к улучшению человеческой природы. Складывается так называемая семья пулануа, когда все мужчины одного рода являются мужьями всех женщин другого рода. Затем появляется парная, временная, неустойчивая семья, потом достаточно прочная моногамная. Укреплению семьи способствует и развитие производства, возможность трудиться отдельной семьей. Мужчина – владелец богатства в виде стад скота и прочего имущества – заинтересован в передаче наследства своим детям. Укрепляется его власть в семье, появляется институт наследования. Семья, выделяясь из рода, противопоставляет себя роду, способствует его разложению, появляются богатые аристократические, купеческие и т. п. семьи.

Обособленная собственность отдельных семей постепенно превращается в частную собственность как средство эксплуатации соплеменников и чужаков. Общество, впитавшее с молоком матери эгалитаризм (равенство в имущественном положении, распределении материальных благ), упорно сопротивляется все более крепнущему имущественному неравенству. Большие богатства рассматриваются как ненормальные. Поэтому в период развитой родовой организации наблюдаются насильственное перераспределение накопленных богатств, их «добровольные» раздачи соплеменникам, фактическая ликвидация богатства в случае смерти его владельца путем раздачи участникам ритуала похорон. Однако неумолимый ход истории, развитие производительных сил все более укрепляют отношения частной собственности.

Общественное производство и воспроизводство человека нуждаются в определенных общественных функциях по управлению общественными делами и упорядочиванию отношений. Эти функции все больше переходят от старейшин, военачальников, лиц религиозного культа и др. в руки отдельных аристократических семей. Исполнение общественных функций, в частности распределение общественных работ, общественного добра, дает новый источник обогащения. Оно все больше приобретает характер наследования. Это ведет к выделению определенного слоя людей, существование которых основывается на разделении труда, выделении управленческого труда.

Все эти процессы, приводящие к имущественному неравенству, ведут, в конечном счете, к формированию частной собственности и классов. Общественные функции все более приобретают характер государственных функций, которые осуществляются уже особыми людьми, и, прежде всего теми, кто в силу богатства имеет время для их выполнения.

По мысли Ф.Энгельса, между государством и негосударственной формой организации общества имеется переходный период военной демократии.

Военная демократия возникает на стадии разложения родового строя, когда появляются союзы племен. Этот период характеризуется постоянными грабительскими войнами, которые дают возможность быстрого обогащения, прежде всего военной верхушке.

В этот период на первое место выдвигается фигура военного вождя, окруженного приближенными, он опирается на постоянную военную дружину, которая постепенно превращается в привилегированную группу. В необходимых случаях собирается ополчение. Военачальник избирается. Важные решения принимаются собранием вооруженных людей. Постепенно роль собрания снижается, и оно лишь одобряет решения военной верхушки. Постепенно складывается обычай избрания военачальника и других общественных должностей из определенных аристократических семей (вспомним местничество на Руси).

Наконец это избрание превращается в пустую формальность, и должность становится наследственной. Всякая наследственная власть по сути дела – это власть королевская, государственная.

Современные авторы утверждают, что военная демократия не переходила непосредственно в политическую (государственную) организацию. За ней следовали военно-иерархические структуры, для которых характерно наличие дружины, создававшейся вне рамок племенной традиции, характеризовавшейся заинтересованностью в грабеже, преданностью удачливому военному предводителю. Дружина формировалась из разных слоев, дружинником мог стать любой чужак и даже раб.

Дружина – это уже зачаток постоянного войска, характерного для государства. Наряду с этим наблюдается сужение круга лиц, имевших доступ к военным акциям и оружию, в конечном счете, народ был лишен оружия, что укрепляло нарождающуюся политическую власть.

Одни из современных авторов считают военную демократию универсальной для всех народов. Другие же рассматривают ее лишь как один из вариантов формирования предгосударственных структур. В качестве иных вариантов выступают аристократический (институциализация наследственной власти родоплеменной верхушки), плутократический (ненаследственное лидерство богачей – «больших людей» в Юго-Восточной Азии).

Одним из вариантов институциализации зарождающейся новой власти, отделения ее от общества, была сакрализация вождя. Вождь наделяется особыми, сверхъестественными качествами, от которых зависит и благополучие соплеменников. Вождь как бы представляет соплеменников перед сверхъестественным миром. Зачастую сакральный вождь одновременно выполняет и жреческие функции. Наследование власти вождя способствует все большему ее отделению от народа, ее самостоятельности. Традиционные подношения вождю все более принимают характер постоянных податей, постепенно превращающихся в налоги. Подати и дань с покоренных народов укрепляют эту власть и экономически. Появляется возможность содержания определенного аппарата, в том числе принудительного, для осуществления власти.

Однако какой бы вариант ни взять, главное заключается в том, что государственная власть вырастает из власти, общественных функций родового строя. Хотя государственная власть становится властью экономически господствующего класса, она продолжает осуществлять функции, вытекающие из природы самого общества.

Рассмотренный процесс возникновения государства носит схематический характер. Здесь не затронуты многие факторы, способствующие возникновению государства.

Между тем происхождение государства в ряде регионов и стран имеет свои особенности. Ф.Энгельс в вышеназванной работе анализирует возникновение государства у греков, у древних римлян и у германцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.