рефераты скачать

МЕНЮ


Учебное пособие: Государство и право, их типология, формы и значение

§  общенормативное регулирование – оформление и юридическое закрепление властного предписания регулятивно-охранительного характера в соответствующем источнике права;

§  индивидуализация прав и обязанностей – возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов;

§  реализация права.

На первой стадии происходит оформление и юридическое закрепление властного предписания регулятивно-охранительного характера в соответствующем источнике права. На этой стадии осуществляется «юридизация» сложившихся в ходе объективного общественного развития правил поведения людей (социальных норм). В свою очередь, процесс «юридизации» социальных норм предполагает официальное признание государством той или иной нормы в качестве общезначимой; ее юридическую оценку (норма может быть признана как позитивной – правомерной, так и негативной – противоправной); определение круга лиц (субъектов), на которых эта норма распространяет властное воздействие; установление пространственных и временных пределов ее действия; закрепление нормы в формально-юридическом источнике права – правовом акте; обнародование этого акта и наделение его юридической силой. На этой стадии правовое регулирование носит общий характер.

На второй стадии на основе норм права и юридических фактов возникают конкретные права и обязанности у конкретных субъектов права, в конкретных отношениях. На этой стадии происходит конкретизация норм права применительно к отдельной ситуации, поскольку права и обязанности, предусмотренные нормой права, носят общий характер. На этой стадии они детализируются применительно к отдельной ситуации, конкретному отношению, «привязываются» к персонально определенным субъектам.

Например, на основе конкретных юридических фактов (стаж работы, размер зарплаты, достижение пенсионного возраста, наличие иждивенцев и т.д.), подтверждаемых соответствующими документами, выносится решение о назначении пенсии конкретному гражданину в соответствии с законом о пенсиях. У гражданина возникает право на получение пенсии в определенном размере, у органов социального обеспечения — обязанность выплачивать пенсию.

Однако в случае если право на пенсию конкретизировано, размер пенсии определен, а пенсионных денег временно нет, то есть лишь правовая возможность их получить. Чтобы она превратилась в реальность, необходимо совершение обязанным субъектом (органом социального обеспечения) и уполномоченным гражданином определенных действий (выдача денег одним, получение другим).

Это и будет третья, завершающая стадия реализации субъективных прав и обязанностей, следовательно, реализация самих норм права, заключительный этап их действий.

На стадии реализации правовая норма начинает «работать» – использоваться участниками правоотношения, применяться к конкретной ситуации.

Таким образом, нормы права реализуются в действиях, в поведении, в деятельности разнообразных субъектов права, и ни в чем другом они реализоваться не могут.

Различают четыре формы реализации норм права:

§  соблюдение,

§  исполнение,

§  использование

§  применение норм права.

Формы реализации связаны со способами регулирования.

Соблюдение связано с запретами, состоит в воздержании – от действий, запрещенных правом.

Исполнение вытекает из позитивной юридической обязанности, заключается в совершении соответствующих обязанностям активных (позитивных) действий (уплата денег за проданную вещь по договору купли-продажи, уплата налогов и т. д.).

Использование тесно связано с субъективным правом, предполагает совершение активных действий, направленных на реализацию, осуществление своего права.

Правоприменение – особая форма реализации права, оно имеет место в тех случаях, когда первые три формы оказываются недостаточными для реализации норм права. Применение – это властное вмешательство в общественные отношения государственных органов. Оно состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел и вынесении властного, обязательного для субъектов индивидуального решения (приказа, постановления какого-либо органа управления, решения, приговора суда и т. д.).

Механизм правового регулирования – это система объединенных структурными и функциональными связями субъектов права, правовых актов, средств, методов, процессов и процедур, при помощи которых и в рамках которых осуществляется результативное воздействие права на общественные отношения.

Механизм правового регулирования – это комплексная система, включающая юридические средства и процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Основной целью формирования и функционирования механизма правового регулирования является обеспечение социальной стабильности и поддержание режима законности и правопорядка, а также предупреждение и пресечение правонарушений, реализация мер юридической ответственности.

Действие механизма правового регулирования, является упорядоченным и осуществляется в рамках определенного правового режима.

Правовой режим – это особый порядок, выражающийся в определенном сочетании структурных элементов механизма правового регулирования, взаимодействие которых создает условия, благоприятствующие (препятствующие) реализации интересов субъектов права.

Структурными элементами механизма правового регулирования являются:

·  нормы права;

·  правовые акты (нормативные, правоприменительные, интерпретационные) регламентирующие поведение субъектов права;

·  субъекты права – правосубъектные участники юридически значимых отношений;

·  правоотношения, в рамках которых реализуются права и обязанности субъектов;

·  юридические (правовые) средства, методы, процедуры, при помощи которых и в рамках которых осуществляется процесс правового регулирования;

·  юридические факты и фактические составы, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение правоотношений;

·  юридические последствия субъективных деяний, предусмотренных правовыми актами.

Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привязать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регулирования.

Первой стадии общенормативного регулирования соответствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все, что обслуживает нормы права: систематизацию законодательства, законодательную технику, нормативное толкование.

Второй стадии регулирования соответствует такой элемент, как правоотношение (субъективные права и обязанности), с помощью которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных отношениях. К этому элементу примыкают юридические факты как фактические основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изменения и прекращения): нормативное (нормы права) и фактическое (юридические факты).

Третьей стадии регулирования соответствует такой элемент механизма, как акты реализации (соблюдение, исполнение, использование).    Особое место в механизме правового регулирования занимают применение и акты применения. Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению.

Важное место в механизме занимает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, все элементы правового регулирования. В соответствии с правосознанием создаются нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на акты непосредственных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования). Если акты применения сравнивать с двигателем, то правосознание можно сравнить со смазкой механизма, нормативный элемент – с блоком управления, правоотношения – с системой передач и трансмиссией, а акты реализации – с колесами. Если все элементы механизма лишены дефектов, исправны и смазаны, механизм легко вращается, процесс правового регулирования достигает своей цели.

Результатом действия механизма выступают законность и правопорядок.

Правовые средства – это юридические «инструменты», с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, разрешаются юридические коллизии, реализуются меры юридической ответственности.

Основными правовыми средствами являются:

- правомочия – предусмотренные правом возможности, реализация которых непосредственным образом зависит от воли управомоченного субъекта;

- обязывания – закрепленные правом долженствования, побуждающие субъекта к совершению определенных деяний правомерного характера и устанавливающих юридическую ответственность, как за отказ от совершения этих деяний, так и за совершение их с нарушением предусмотренных правил;

- запреты – закрепленные правом долженствования, предостерегающие субъекта от совершения деяний противоправного характера и устанавливающие юридическую ответственность за совершение этих деяний.

Кроме того, выделяются правовые средства производного характера:

а)  правовые стимулы – законодательно закрепленные факторы, побуждающие субъектов к совершению активных действий правомерного характера и обеспечивающие режим наибольшего благоприятствования для удовлетворения позитивных интересов этих субъектов;

б)  правовые ограничения – законодательно закрепленные факторы сдерживающего характера. При помощи правовых ограничений создаются условия для охраны интересов контрсубъектов юридически значимых отношений;

в)  правовые льготы – законодательно закрепленные факторы, облегчающие положение субъекта права и позволяющие ему с большей эффективностью удовлетворять свои позитивные интересы. Правовые льготы выражаются как в предоставлении субъекту дополнительных возможностей (правомочий), так и в освобождении его от определенных обязанностей;

г)  правовые поощрения – законодательно закрепленные формы и меры правового одобрения добровольного позитивного действия, выражающиеся в вознаграждении субъекта, наступлении в отношении него определенных благоприятных последствий.

Терминологический словарь:

Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств (актов применения, договоров и т. д.).

Предмет правового регулирования – это фактические отношения людей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведения, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении.

Предмет правового регулирования – это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права.

Правовое воздействие – это регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки.

Дозволение – это предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах.

Позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности совершать активные, позитивные действия. Это приказ, долг совершать такие действия.

Запрет – обязанность воздерживаться от совершения действий, запрещенных правом.

Типы правового регулирования – это определенное сочетание способов регулирования: дозволения, обязывания и запрета.

Метод правового регулирования – совокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок.

Императивный метод правового регулирования предполагает властное предписание абсолютно определенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера.

Диспозитивный метод правового регулирования основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах установленных действующим законодательством.

Механизм правового регулирования – это комплексная система, включающая юридические средства и процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.


Тема 23. Основные правовые системы современности

Учебные вопросы:

1.  Понятие и структура правовой системы

2.  Соотношение понятий «правовая система» и «система права», «правовая система» и «правовая семья». Классификация правовых систем

3.  Общая характеристика основных правовых семей современности

1.  Понятие и структура правовой системы

Познание сущности и роли права в жизни общества требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу.

Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его сущностные черты, в научном правоведении было обосновано и утвердилось понятие «правовая система».

Это понятие охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука.

Кроме того, на правовую систему большое воздействие оказывают политика, политическая культура.

Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были органически взаимосвязаны с религией: морально-этнические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию.

К закономерностям, показателям развития правовых систем в Древнем мире, в средние века, в современный период относятся усложнение, активизация процесса взаимодействия цивилизационных факторов.

К закономерностям относятся также преемственность в развитии правовых систем.

Традиционные правовые ценности взаимодействуют с новыми ценностями, воспринятыми правовой системой от другой или других правовых систем в отдельных обществах, государствах.

Конечно, эти закономерности обусловлены в конечной степени развитием экономического фактора, совершенствованием производительных сил и производственных отношений, развитием рыночного хозяйства.

Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в то же время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношений, охраны окружающей среды, регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

Расширению взаимодействия правовых систем способствует деятельность Организации Объединённых Наций, насчитывающей в настоящее время свыше 180 государств-членов. Этот процесс стимулируют также законодательные акты суверенных государств, закрепляющие приоритет действия международных актов, относящихся к правам человека, к мирному урегулированию конфликтов между государствами. В конституциях ряда государств содержатся положения об отказе от войны как средства разрешения международных споров. Например, в Конституции Японии говорится от имени её народа: «Мы твёрдо уверены, что все народы мира имеют право на мирную жизнь, свободную от страха и нужды».

Таким образом, сегодня под понятием правовой системы надо понимать следующее определение:

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития страны.

Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национальные, культурные особенности. Естественно, что каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, т.е. специфические особенности.

Правовая система отдельной страны (государства) называется национальной правовой системой.

Национальная правовая система – конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).

Как мощное комплексное образование правовая система включает в себя следующие элементы:

-   право и выражающее его законодательство;

-   явления духовного, мировоззренческого характера (юридическую науку, правовые понятия, правовые принципы, правовую культуру, правовую логику, правовую политику, правовую символику);

-   правовые отношения;

-   юридическую практику;

-   юридическую технику;

-   правовые институты и учреждения, которые осуществляют правовую политику, занимаются правотворческой, правоприменительной или правоохранительной деятельностью.

У отдельных авторов содержатся разные взгляды на элементы правовой системы, но в основных положениях эти взгляды совпадают.

В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений:

·  юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона);

·  совокупность правовых учреждений (организационная сторона);

·  совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.

Близкая к этой характеристика элементов правовой системы содержится в книге американского исследователя Л. Фридмэна «Введение в американское право», где выделены правовые явления, объединенные также в три группы.

-  первая группа, называемая автором «структура», включает принципы правовой системы и правовые учреждения;

-  вторая – «сущность» объединяет нормы и образцы поведения людей внутри правовой системы, решения, «живой закон», нормы, которые принимаются;

-  третья группа – «правовая культура» включает отношение людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой сфере жизни общества.

Правовая культура, по мнению Фридмэна, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе.

Некоторые правоведы толкуют правовую систему как право в «широком смысле», объединяют в качестве основных элементов этой сложной структуры правосознание, нормы права, правоотношения, правовые учреждения, правовую культуру.

2.  Соотношение понятий «правовая система» и «система права», «правовая система» и «правовая семья». Классификация правовых систем

Система права и правовая система непосредственно связаны с правом, но эти юридические категории не тождественны.

Система права характеризует внутреннюю структуру права, определяет основополагающие принципы объединения и дифференциации юридических норм.

Система права – это объективно существующее строение права, характеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих его норм, объединённых по соответствующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности.

Правовая система образуется в связи с правом и базируется на нем, отсюда ее название. Однако она не сводится только к праву, а значительно шире его.

Правовая система – совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения.

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, «правовые семьи».

 Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути формирования.

Группировка правовых систем в «правовые семьи» осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права, система права или другие юридические качества.

Существует несколько критериев классификации правовых систем различных государств и объединения их в правовые семьи:

1.  Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2.  Общность источников (форм закрепления и выражения норм права). Речь идёт о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3.  Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне – на уровне строения нормы права, её элементов, а также на макроуровне – на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).

4.  Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других – теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих – социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5.  Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.