Учебное пособие: Государство и право, их типология, формы и значение
6.
Опубликование
законов и иных нормативных актов. Публикация
(обнародование) нормативных актов – необходимое условие эффективного
функционирования права, ибо без доведения информации о нормах права до их
адресатов невозможно правовое регулирование.
Официальная публикация
является и формальным условием для определения начала действия нормативных
актов, и подтверждением аутентичности, официальности их текстов.
Согласно Конституции РФ
(ст. 15) неопубликованные законы не применяются. Как отмечено выше, публикация
является необходимым формальным условием действия вообще всех нормативных
актов, затрагивающих права и обязанности граждан. Это тем более необходимо, что
в правовом регулировании действует принцип: незнание права не освобождает от
ответственности и других неблагоприятных последствий (ignoratia
juris non
excusut –
незнание права не извиняет).
Законы, постановления
палат Федерального Собрания, акты Президента, Правительства, Конституционного
Суда РФ публикуются в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ в
Собрании законодательства Российской Федерации, которое периодически
выпускается отдельными книгами, а также в «Российской газете».
Законы вступают в силу
одновременно на всей территории России по истечение десяти дней после их
официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок
вступления их в силу.
Каждый акт, помещенный
в Собрание законодательства, занимает свою позицию в этом собрании и
обозначается номером статьи. Ссылка на соответствующий акт в Собрании
обозначается обычно сокращенно, например: СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 2. Это
означает, что данный акт помещен во втором выпуске (книге) Собрания
законодательства РФ за 1999 г. и занимает в этом выпуске среди опубликованных
актов вторую позицию (место).
Нормативные акты
федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств) после их
регистрации в Министерстве юстиции РФ в течение 10 дней публикуются в газете
«Российские вести», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти» издательства «Юридическая литература».
Официальными являются
также тексты законов, указов, постановлений, актов ведомственных органов,
распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой
информации «Система». Крупные нормативные акты (конституции, уставы, кодексы,
положения, правила) публикуются отдельными выпусками.
Порядок опубликования
нормативных актов субъектов федерации и формы официального опубликования
определяются их законами. Акты законодательных органов обычно публикуются в
изданиях под названием «Ведомости», например «Ведомости Свердловской областной
думы». Официальным изданием здесь служит также «Областная газета».
3. Понятие,
значение и виды систематизации законодательства
В обществе действует
огромная масса различных правовых норм и нормативных актов. Чтобы было проще
ориентироваться в них, необходимо постоянно приводить их в определенную
систему. Этим занимаются различные субъекты (государство, должностные лица,
граждане). Такая деятельность носит название систематизационной.
Наряду с
правотворчеством, правоприменением и толкованием права систематизация участвует
в достижении юридически значимых результатов правового регулирования.
Систематизация
законодательства – это вид юридической деятельности, направленный на
упорядочение действующего законодательства, объединение его в единую, стройную,
внутренне согласованную систему.
Иными словами,
систематизация законодательства – это деятельность компетентных субъектов по
упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях, удобства
пользования ими на практике.
Систематизация
законодательства необходима для (цели):
1.
Дальнейшего
развития и совершенствования законодательства.
2.
Правильного
уяснения и применения нормативно-правовых актов.
3.
Формирования
правового сознания и правовой культуры субъектов права.
Систематизация
законодательства объективно отражает состояние юридической науки и практики
государства. Наличие большого числа кодифицированных нормативно-правовых актов
отражает квалификацию и качество работы правотворческих органов. Объединение
нормативных актов в сборники характеризует стремление к надлежащему
правоприменению. А четко организованный учет нормативно-правового материала
свидетельствует о высоком уровне правовой культуры субъектов систематизации
законодательства.
Значение систематизации
законодательства состоит в повышении эффективности правотворческой деятельности
и обеспечивает правильную, быструю и качественную реализацию правовых норм.
Виды
(формы) систематизации законодательства и их характеристика.
Кодификация – наиболее
сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность,
направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку
действующего законодательства путем подготовки и принятия нового
кодификационного акта.
Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства по
созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта,
которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего
законодательства и внесения в него новых существенных изменений.
В процессе
кодификационной работы:
-
Нормы
права группируются в логической последовательности, отвечающей требованию
простоты их отыскания и пользования ими: в разделы, главы, в зависимости от
родового объекта, сферы регулирования и т.д.;
-
Выявляются
и устраняются пробелы в праве;
-
Выявляются
и отменяются (заменяются) не действующие, устаревшие нормы;
-
Выявляются
и устраняются коллизии, законодательные противоречия.
Коллизия закона (конфликт, противоречие) – расхождение между
отдельными законами или юридическими нормами. Оно выражается во
взаимоисключающих требованиях и оценках конфликтующих законов или норм,
регулирующих одни и те же общественные отношения. При этом противоречия могут
касаться предмета и метода правового регулирования, содержания правовых
предписаний, субъектов права, времени и места действия закона и т. д.
В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются
действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы,
которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области
общественных отношений.
Кодификация устраняет
пробелы, архаизмы и противоречия в законодательстве, облегчает выбор и
формулирование нормы, подлежащей применению, а также пользование нормативными
актами.
В процессе кодификации
происходит качественная переработка действующих правовых норм, а в необходимых
случаях и формулируются новые нормы права.
Результатом кодификации
законодательства является нормативно-правовой акт. Он может носить особое
наименование – основы, кодекс, устав, положение и т.п. В нем объединены
различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные
отношения определенной правовой отрасли. Целью кодификации является создание
нормативно-правового акта, при помощи которого осуществляется комплексное
правовое регулирование однородных общественных отношений. Как правило,
кодифицированные акты характеризуются относительно большим объемом, высокой
юридической целостностью и внутренней согласованностью, стабильностью,
устойчивостью, важностью регулируемых общественных отношений и тщательной
подготовкой проекта.
Кодификация законодательства характеризуется следующими
признаками.
1) кодификационной деятельностью занимаются только компетентные
правотворческие органы на основании конституционных или других законных
полномочий.
2) в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий
нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших.
3) кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся
воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и
ту же область общественных отношений.
4) кодификационный акт является основным среди актов, которые
действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах
регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной
отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы,
имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права.
5) нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны
на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные
изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные
общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем.
Кодификация – это наиболее
сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая
правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и
логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт.
Кодификационный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, в
которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер
и содержание данной отрасли права в целом.
Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию
подразделяются на три основных вида.
1. Основы законодательства – это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие
положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы
государственного управления. Такая форма кодификации используется в
федеративных (союзных) государствах. Основы законодательства составляют
нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации.
Примерами таких нормативно-правовых актов являются: Основы
законодательства Российской Федерации о нотариате, Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основы законодательства
Российской Федерации о культуре и т.д.
2. Кодекс – наиболее
распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах
общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс,
Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие).
3. Устав, положение – это кодификационные акты специального действия, которые
издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами
(например, президентом или правительством). Кодификационными актами являются
общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах (Уставы Вооруженных
Сил Российской Федерации: Устав
внутренней службы, Дисциплинарный устав, Строевой устав, Устав гарнизонной и
караульной службы, Корабельный устав ВМФ), Устав
железных дорог.
Значительное число кодификационных актов в современных
государствах не имеют специального наименования. Это различного рода законы: о
собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о местном
самоуправлении и т. д.
В зависимости от широты
охвата правового материала различают:
1)
всеобщую
кодификацию (распространяется на все отрасли права или все законодательство);
Всеобщая кодификация – вид кодификации, когда в
течение известного времени создаются сводные кодификационные акты по всем
основным отраслям нормативно-правового материала.
2)
комплексную,
которая состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении
норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных
отношений.
3)
отраслевую
кодификацию, которая состоит в кодификации от дельных отраслей права;
Отраслевая кодификация – вид кодификации, которой
охватывается нормативно-правовой материал какой-либо определенной отрасли или
подотрасли права (например, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный
кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации).
4)
специальную
кодификацию – переработку нормативно-правового материала, относящегося к
какому-либо институту.
Специальная кодификация – вид кодификации, когда
группируются нормы определенного правового института либо нескольких правовых
институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ).
Инкорпорация – такой
процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично
размещается в разного рода сборниках.
Инкорпорация – вид систематизации нормативно-правовых актов, не носящий
правотворческого характера и состоящий в объединении их по определенному
основанию (критерию) в единые сборники.
Нормативное содержание
актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает
изменения.
Все операции
осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный
текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие
силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п.
Юридическая сила актов,
подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия.
Вопросами инкорпорации
могут заниматься государственные органы и частные лица.
Отсюда различают
инкорпорацию официальную и неофициальную.
Официальная
инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических
собраний и сборников специально уполномоченными на то государственными
органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования.
Например, Своды законов, Собрание законодательства Российской Федерации и т.п.
Неофициальная инкорпорация – упорядочение
нормативно-правовых актов организациями и отдельными лицами по своей
инициативе, без специального поручения и контроля правотворческого органа.
Может осуществляться научными и учебными учреждениями и
проводиться как по хронологическим, так и по предметным критериям.
Неофициальная
инкорпорация состоит в том, что систематические собрания формируются отдельными
ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального
поручения и контроля правотворческого органа. Поэтому неофициальные
инкорпорационные сборники нельзя рассматривать в качестве источника
законодательства, формы опубликования нормативных актов. На них нельзя
ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Материал для обработки
здесь Д отбирается исключительно по усмотрению инкорпоратора. Таковы сборники
новых законодательных актов Российской Федерации, выпущенные в виде изданий,
содержащих тексты нормативно-правовых актов, принятых либо за определенный
период времени, либо для регулирования группы сходных общественных отношений.
В рамках неофициальной
различаются профессиональная и обыденная инкорпорация.
Профессиональная
инкорпорация осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями в
области права. К таковым относятся лица, чья деятельность связана с вопросами
применения или создания права — следователи правоохранительных органов,
юрисконсульты, судьи и т.п. (практическая инкорпорация), а также ученые,
специально занимающиеся проблемами права (научная инкорпорация).
Обыденная инкорпорация
может осуществляться любыми субъектами общественных отношений в основном в
форме учета нормативно-правовых актов.
Официозная инкорпорация – утверждение
соответствующих собраний и сборников инкорпоративных нормативно-правовых актов
специально уполномоченными на то государственными органами (например, Бюллетень
нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации). (Общая
теория права. Бабаев).
В зависимости от приемов
и способов достижения целей систематизации, различается хронологическая и
предметная инкорпорации.
Хронологическая
инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в определенный порядок в
процессе их официального опубликования. Примером может служить Собрание
Законодательства Российской Федерации и т.д. Нормативные акты в подобных
изданиях размещаются в хронологическом (временном) порядке с годовой нумерацией
выпусков и статей.
Хронологическая инкорпорация – относительно
самостоятельный вид официальной инкорпорации, представляющий собой приведение
нормативно-правовых актов в определенный порядок по времени издания в процессе
их официального опубликования и переопубликования (например, Собрание
законодательства РФ).
Предметная инкорпорация – относительно
самостоятельный вид официальной инкорпорации, представляющий собой сборники
нормативно-правовых актов, составленные по определенным тематическим разделам
(например, Сборник нормативных актов об охране природы).
Предметная инкорпорация
– более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома
Собрания действующих нормативных актов высших органов государственной власти и
управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической
направленностью. Предметная инкорпорация является результатом более глубокого
изучения и анализа объединяемого по отраслевому признаку материала. На этой
стадии наиболее полно используются возможности инкорпорационной формы
относительно освобождения законодательства от устаревших актов и иной внешней
обработки. Примером предметной инкорпорации могут служить различные сборники
отраслевых нормативных актов.
Кодификация отличается
от инкорпорации по следующим основаниям:
Инкорпорация –
постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не меняющий его
содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в
зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости
его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям.
При кодификации мы
имеем дело с правовыми нормами и юридическими институтами, а при инкорпорации –
с нормативно-правовыми актами, их технической обработкой. Таким образом, у них
различен предмет воздействия.
Результатом
инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время
нормативно-правовых актов, содержание которых точно повторяет официальный
источник, а кодификацию завершает новый как по форме, так и по содержанию
правовой акт. Его текст является официальным, на него должны ссылаться
правоприменительные органы.
Кодификация всегда
носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными
органами, а инкорпорация не придерживается таких жестких рамок и может
проводиться частными лицами и общественными организациями.
Консолидация – форма
систематизации, при которой осуществляется объединение совокупности мелких
актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один
укрупненный акт (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях» объединяет (и заменяет) 48 ранее действовавших актов по этому
вопросу);
Консолидация
представляет собой объединение мелких нормативно-правовых актов, изданных по
одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в укрупненный, нормативно-правовой
акт.
Это возможно в тех
случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным
задачам, но отличается раздробленностью и множественностью.
Учет – сбор
государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых
для их деятельности, и поддержание нормативного материала в контрольном
состоянии. Учет – самая простая форма систематизации, смысл которой заключается
в упорядочении имеющейся информации, и группировке систематизируемых материалов
в специальные предметные блоки. Учет осуществляется путем составления
алфавитно-предметных словарей; рубрикаторов отраслей законодательства;
картотек; заполнения учетных журналов; использования автоматизированных систем.
Систематизация на
электронных носителях предполагает создание специализированных компьютерных
программ («Гарант», «Консультант», «Кодекс»), содержащих информацию о
законодательных актах, группируемых по различным критериям (как правило, по
предметно-хронологическому признаку).
Является наиболее
оперативным и эффективным видом учета законодательства.
Терминологический
словарь:
Правотворчество –
это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене
нормативно-правовых актов, представляющая собой процедуру закрепления норм и
принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в
нормативно-правовой акт.
Законотворчество
–
это целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по
разработке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов высшей юридической
силы – законов.
Законодательная
инициатива – право компетентных субъектов
возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или
отмене закона.
Система
законодательства – это 1) совокупность
источников права, которые являются формой выражения правовых норм; 2) упорядоченная
совокупность нормативно-правовых актов, действующих в данный момент в
государстве, в которых излагаются нормы права.
Систематизация
законодательства – это 1) вид юридической деятельности,
направленный на упорядочение действующего законодательства, объединение его в
единую, стройную, внутренне согласованную систему; 2) это деятельность
компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых
норм в целях, удобства пользования ими на практике.
Кодификация
– наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой
деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю,
переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового
кодификационного акта.
Инкорпорация
– такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или
частично размещается в разного рода сборниках.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43
|