рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалки по философии (кандидатский минимум)

Термин конфликт цивилизаций, термин сближения (сотрудничество) цивилизаций. Пока что мироустройство мира европо-центрично – мир живёт по законам, выработанным европейской цивилизацией. Говоря об объединении, сотрудничестве и взаимопонимании, европейцы подразумевают, что этот процесс будет происходить под их эгидой. Иначе говоря, мир – системный подход, не отрицает глобализации процессов на базе европейской системы мира. Противоречие заключается в том, что остальные участники этого процесса предполагают процесс глобализации как сумму, сложенную из частей.

Мир еще не готов к полнейшей универсализации.


3.      Потребности, интересы, деятельность.

Общество как объект исследования может быть исследовано на 2-х уровнях на социологическом и общефилософском (изучение самых общих свойств).

Общество на философском уровне: речь идёт о некотором обществе. Оно противостоит природе, как нечто искусственное, созданное людьми. Общество на философском уровне – надприродное образование существ, обладающих сознаниям и целенаправленно действующих, преобразуя природу.

Постепенное замещение объект-объектных (в природе) связей субъект-субъектных (связи в обществе) называет антропогенез.

В обществе субъекты удовлетворяют свои потребности и интересы и в процессе своей деятельности создают общественный порядок.

Общесоциологический уровень: рассматриваются уже конкретные этапы развития (исторические этапы). Какие существуют возможности, чтобы объединить объективное и субъективное в этом процессе.

Основные категории:

Потребность – нужда или недостаток в чём либо для поддержания жизнедеятельности и развития общества.

Биологические потребности (кислород, вода и пр.) – они являются вечные и не меняются со временем.

Социальные потребности – исторически приходящие потребности. Социальные есть низшие и высшие. Пока не удовлетворены низшие, высшие не удовлетворяются.

Интерес – общественно осознанная и признанная и в этом смысле объективная потребность группы индивидов. Интерес всегда нами осознан, но потребность не всегда (потребность в витаминах). Когда мы осознали потребность, она становится нашим интересом.

Деятельность – действия направленные на удовлетворение потребностей для устранения дискомфорта или несоответствия.

Потребности:

по предмету (духовные, материальные, эстетические и пр.);

по значимости (самосохранения, развития, первоочередные и пр.);

по отношению к личности (личные, групповые, всего общества).

Социальный интерес – причина социальных действий, скрытая за их непосредственными причинами, мотивами, побуждениями и намерениями.

Как люди воспринимали роль интересов в обществе? Что движет людьми? Гельвеций: «голод и любовь правят миром». Спиноза: властолюбие, сластолюбие (любовь и пр.), корыстолюбие (экономика).

Социальные интересы:

1. По степени общности.

2. По направленности (экономические, политически).

3. По уровню осознания (стихийные или оформленные официально).

4. По возможности реализации (реальные и мнимые).

5. По отношению к объективной тенденции развития (консервативный интерес и нет).

Деятельность:

Структура деятельности = цель + средства + процесс + результат.

Цель нужно осознавать, выбирать средства и достигать результат. Но даже если мы осознаём цель, то вряд ли мы осознаём мотивы (выбор цели делается на подсознательном уровне).

Виды деятельности: подражательная, репродуктивная, инновационная и многое другое.

Деятельность необходимый компонент мировоззрения для идеализма. Материалисты приписывают материи способность к самоорганизации.

Философия Канта подчёркивает то, что знание не получается извне, а знание создаётся из собственных ресурсов.

Материалисты: труд как наиболее важная форма деятельности.

Творческое (Шопенгауер, Фрейд) начало принадлежит воле, а не разуму (доказано на опыте; под гипнозом убеждают делать одно (прятать что-то), человек это делает и при расспросах пытается рационально объяснить свои действия).

Откуда берётся структура нашего интеллекта? С точки зрения психологии это интериоризация структур предметной деятельности (Жан Пиаже). То есть логика происходит из структуры деятельности.


На разных этапах истории к потребностям относились по-разному.

Максизм выдвигал закон: «Потребности всегда опережают потребности человека».

Христианские догмы – удовлетворить потребности не возможно, человек должен поставить норму, только тогда он будет чувствовать себя комфортно (он будет условно удовлетворять свои потребности).

Потребности человека, как нам кажется, это вопрос чисто выбора человека. Но не совсем так. Товаропроизводитель формирует потребность.

Интересы. Интересы вытекают из потребностей. Люди часто объединяются по интересам (кооперативы, кружки и пр.). Иногда можно иметь потребности, но не осознавать интересы. Потребности всё-таки более близки к биологии, а интересы находятся дальше от желудка. Деятельность служит, чтобы удовлетворять и потребности, и интересы.

Факторы производства (деятельности):

1. Труд (получаем нужное вознаграждение, если недовольны, то объединяемся по интересам).

2. Земля.

3.Капитал.

Как распределять результаты деятельности? Эта проблема возникает даже в церквях.

Бродель: наука, как и память, имеет:

1. Длительный период (явления, свойства, связи могут измеряться тысячелетиями).

2. Средне-длительный период (десятилетия, столетия).

3. Краткосрочный (сиюминутные).

Земля. Традиционное общество считало, что богоугодной является деятельность, которая не затрагивает интересов других. Поэтому труд земледельца – богоугодный (он сам выращивает и этим же питается).

Раньше экономисты не были неправы, они просто анализировали другую экономику (в которой земледельцы создавали 90% ВВП).

Капитал. Капитал как вид деятельности (или извлечение экономических результатов).


4.      Позитивный компонент экономической теории.

Позитивным компонентом называется описательная часть теории, в которой исследуется антология (система объектов, которую изучает данная наука; предметная область).

Что касается экономической теории: она противопоставляется нормативному компоненту.

Если взять историю, то видно, что разные экономисты, создавая теории, имели в виду разные объекты.

Ум есть конструкция ума. Представление о том, что такое ум исторически меняется.

2 компонента: материальные богатства и поведение людей, участвующих в этих процессах. На основании этого и формировались 2 картины экономической реальности.

Позже за методологическую основу была взята теория Локатоса.

В науке имеет альтернативная концепция представления теории: инструменталистская концепция.

Позитивная часть – реалистическая интерпретация. А вторая часть – инструменталистская.

Наш лектор (Алексеев): «Инструментализм реалистичнее, зато реализм инструментальнее».

Реализм заключается в том, что теория описывает реальность, которая есть сама по себе (описание мира, какой он есть). Реализм был важен раньше, так как благодаря этому наука смогла завоевать место в общей системе культуры. Наука: то, что наука сообщает более истинно, чем то, что говорит церковь.

Инструментализм:

В 20 веке: постмодернизм (Фейерабен): вера в науку – разновидность религиозной веры. Учёный необязательно следует методу, лишь бы он что-то новое открыл. С точки зрения методологии он видит, что это не всегда реалистично, есть масса проблем (культура влияет на науку). Поэтому инструменталисты реалистичнее.

То, что наука есть реальное отражение мира, вызывает сомнение. Наука и искусство определяется полезностью, а не реальностью.

М. Фридман: «Методология позитивной экономической науки». Эффективность теоретических моделей, положенных в основание теории, не зависит от реалистичности посылок и зависит только от способности теории предсказывать. Он доказывал, что требования реалистичности невыполнимы. Чем более реальна теория, тем менее реалистичны её предпосылки (теория не может полностью описать явление, это упрощенная модель).

К. Менгер: в экономике имеются 2 типа законов: точные законы и законы эмпирического характера. Для того чтобы сформулировать точные законы нужно абстрагироваться. Точные законы возможны и в экономике, но с помощью абстрагирования (это будут не отношения отдельных явлений, а форм явлений).



Экономика появляется в 18 веке.

Изменение в технике привело к появлению более крупных производств и расширению рынка.

Вывод: хозяйственные явления находятся в связи со всеми сторонами культурной жизни народа (политикой, религией).

Методология науки:

2 подхода: интерналистский (традиционная классическая точка зрения; внутренние стимулы) и экстерналистский (модернистская точка зрения: 30-е гг. 20 века; влияние социокультурного контекста). У Т. Куна экстерналистская точка зрения уже использовалась в работах.

Затем универсализация: человек перестал быть частью какой-то касты (профессии). Человек должен стать универсальным, чтобы наука стала развиваться.


Позитивный компонент экономической теории заключается в её взаимодействии с конкретными экономиками. Современные взгляды на роль экономической теории дуалистичны. С одной стороны, комментаторы экономических учений утверждают, что теория не занимается поиском истины, что её задача – учебная – поставлять понятийный аппарат. С другой стороны, теоретики настаивают, что они могут давать рекомендации правительству.

М. Вебер: «Наука как призвание и профессия»: (1) отдельный индивид может создать в области науки что-либо завершённое только при условии строжайшей специализации; (2) каждый сделавший открытие в области науки должен знать, что оно устареет через 10, 20, 40 лет.

Собственной задачей научной деятельности, находившейся под косвенным влиянием протестантизма и пуританства, считали открытие пути к Богу, к истине. Наука выступала как «путь к истинному бытью», путь к истинному искусству, путь к истинному счастью, путь к истинной природе, путь к истинному Богу.

До 20 века наука имела предпосылочный характер. Естественные науки (физика, химия, астрономия…) утверждали, что конструируемые ими законы соответствуют космосу, мироустройству, и стоит того, чтобы их знать. Они дают нам ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы технически овладеть жизнью. Но они не дают ответ на вопрос, имеет ли эта деятельность в конечном итоге какой-либо смысл?

Или юриспруденция: должно ли существовать право и должны ли быть установлены именно эти правила? На эти вопросы юриспруденция не отвечает. Она может только указать: если хотят определённого результата, то какой-то правовой принцип в соответствии с нормами нашего правового мышления – подходящее средство его достижения.

Вебер: Ценностное суждение, выводимое из научного опыта, не соответствующее самосознанию народу приводит к ситуации «многобожия». Рационализм методически этического образа жизни пытается привести многобожие к пользе «единого на потребу». Европейский монотеизм просуществовал недолго (10-15 века), затем религий стало больше.

Вебер: Там, где человек науки приходит со своими собственными ценностными суждениями, там уже нет места полному пониманию фактов. Отличие науки от веры заключается в следующем: беспредпосылочная в смысле свободы от всяких религиозных стеснений наука как бы не признаёт «чуда» (экономического в том числе) и «откровения». В противном случае она не была бы верна собственной предпосылке. Допустим, что верующий признаёт и чудо и откровение.

Позитивное в экономической науке – её практическая составляющая. Если представить, что есть законы, мы их уже познали. А равна А со штрихом. Мы всегда исходим из познанных экономических законов при описании реальных процессов в экономике.

(Рис. 03)

Связь между наукой и реальности в России основана на принципах веры (область веры – это реальность, внизу на рисунке – наука), а не на принципах собственного познания, насколько наука соответствует реальности. То есть то, что А равна А со штрихом, принимается на веру.

Научная методология – то, что не принимается на веру.

В вопросе 4 надо сказать, что есть философия позитивизма (Конт). Все науки разделены, но могут быть собраны в некую единую науку. Появилось течение социал-дарвинизма: жизнь устроена по образцу джунглей, нужно бороться, побеждает успешный.


5.      Модели человека в структуре научной экономической мысли.

Вопросу места человека в экономике уделяли внимание многие экономисты различных теоретических школ и прикладных направлений. Среди теоретиков-экономистов этой проблеме уделяли внимание Автономов, Кейнс, Маршалл, Менгер, Дж. С. Милль, Смит. В прикладных направлениях данную тему разрабатывали  Блэкуэлл, Котлер, Миниард, Энджел.

Принцип методологического индивидуализма экономической теории, объясняющим анализируемые явления как результат целенаправленной деятельности индивидов идёт от английской классической школы, в которой свобода от влияния внешних факторов и свобода личности есть фундаментальные ценности.

А. Смит

Идея "экономического человека" (в то время еще так не называемая) в конце XVIII в. носилась в воздухе. Смит стал первым экономистом, положившим определенное представление о человеческой природе в основу целостной теоретической системы.

Ближайшим, с точки зрения взглядов на соотношение частных и общественных интересов, предшественником Адама Смита является Бернар Мандевиль. Мандевиль сформулировал идею, которая проходит красной нитью в «Богатстве народов», о том, что государство не должно вмешиваться в дела граждан,  движимых эгоистичными мотивам.

Смит формулирует идею естественного порядка, под которым понимает порядок, вытекающий из человеческой природы и ей соответствующий. Человек – эгоистичен по своей природе. Он преследует, в особенности своей хозяйственной деятельностью, исключительно свои интересы. Личный интерес одного индивида ограничен лишь личным интересом других индивидов. И других ограничений быть не может.

Смит не сводит личный интерес людей к получению денежных доходов: на выбор занятий помимо заработка влияют также приятность или неприятность занятия, легкость или трудность обучения, постоянство или непостоянство занятий, больший или меньший престиж в обществе и, наконец, большая или меньшая вероятность успеха.

Таким образом, Смит под главным движущим мотивом поведения индивида понимает  эгоизм. Индивид, по Смиту, всегда чётко представляет, чего он хочет и как наиболее оптимальным образом достичь поставленной цели. Его действия всегда рациональны, так как он (индивид) обладает полной осведомлённостью обо всех возможных вариантах действия. 

Дж. С. Милль

Основательное теоретическое осознание модели «экономического человека», представляющей методологию классической школы,  появляется только в трудах Дж. С. Милля.

Дж. Милль особо отмечал, что политическая экономия не всецело владеет умами людей и не диктует им всевозможные линии поведения в социуме: "Она рассматривает его лишь как существо, желающее обладать богатством, и способное сравнивать эффективность разных средств для достижения этой цели. Она полностью абстрагируется от любых других человеческих страстей и мотивов, кроме тех, которые можно считать вечными антагонистами стремления к богатству, а именно, отвращения к труду и желания безотлагательно пользоваться дорого стоящими наслаждениями".

В интерпретации Дж. С. Милля экономический человек выступает некой научной абстракцией, вычленяющей одно и только одно побуждение из всей гаммы мотивов последнего.

Также стоит отметить и тот факт, что Милль помимо мотивационного компонента в концепции экономического человека впервые уделяет внимание и когнитивному, а именно способности субъекта оценивать, сопоставлять и выбирать наиболее эффективные средства для достижения той или иной цели.

К. Менгер

Концепция К. Менгера, положившая начало традиции австрийской школы,  обладает в рамках маржиналистской теории интересными особенностями.

Главной характерной особенностью этой теории является последовательный, монистический субъективизм, то есть выведение всех категорий экономической науки из отношения индивида к вещи, его предпочтений и ожиданий. Менгер выводит человеческий эгоизм из ограниченности благ. Он пишет, что «каждый индивид там, где доступного распоряжению количество благ хватает не для всех, стремится покрыть собственную надобность возможно полнее путём устранения других». По мнению Менгера ограниченность благ также порождает феномен собственности. Он указывает на то, что наличие какого-либо блага в большем, чем необходимо для удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц, количестве выводит это благо из разряда экономических и ликвидирует статус собственности на него.

Следующей отличительной чертой модели человека Менгера является методологический индивидуализм. Он рассматривает и решает все экономические проблемы на микроуровне, на уровне индивида. Менгер подчеркивал, что народное хозяйство – это результат функционирования бесчисленных индивидуальных хозяйств.

В работах Менгера индивид не обладает всей полнотой информации, что приводит к неопределённости. Рациональным представляется поведение, направленное не на абсолютную максимизацию благосостояния, а на снижение уровня «экономической неуверенности» то есть неопределённости.

Альфред Маршалл

А. Маршалл попробовал свести основополагающие постулаты исторической школы и классической школы маржиналистов в единое целое.

В мотивации экономического поведения, по Маршаллу, можно отметить ограничение эгоизма - экономический человек, по мнению Маршалла, не только «подвергает себя лишениям в бескорыстном стремлении обеспечить будущее своей семьи», ему свойственны и прочие неэкономические мотивы поведения.

Маршалл накладывает трактовку мотивов хозяйственной деятельности на когнитивные аспекты поведения индивида. Стержень непрерывности обнажается здесь с той стороны, с которой «существует постепенный переход от действий «финансового дельца», основанных на обдуманных дальновидных расчётах и осуществляемых решительно и искусно, к действиям заурядных людей, не обладающих ни способностью, ни волей к практическому ведению своих дел».

Маршалл указывает на значительную роль в ежедневном поведении людей привычки: «действие диктуется преимущественно привычкой, особенно когда дело касается экономического поведения».

Таким образом, концепция поведения индивида у Маршалла исходит из того, что в основе деятельности индивида лежит рациональное поведение, но, как правило, оно инертно, то есть приобретает форму привычки. Индивид в конкретной ситуации поступает согласно опыту поведения, сформировавшемуся в ходе рациональных размышлений, в похожей ситуации в прошлом. Здесь можно говорить об условной рациональности. Также стоит отметить, что подобное поведение не основывается только лишь на эгоистических мотивах. Зачастую индивидом движет альтруизм.


Дж. Кейнс

Очевидно, что подобный анализ требовал отстранения от модели идеального «рационального максимизатора», владеющего полным информационным ресурсом и безупречным прогнозированием.

Кейнс подводит под свой закон аргументы «здравого смысла», не ссылаясь на какие-либо эмпирические исследования. Первый аргумент касается субъекта, занимающего конкретное положение в обществе, соответствующее его доходу. Вдруг человек получает дополнительный доход и, на первых порах не зная, как им распорядиться, увеличивает свои сбережения. Кейнс утверждает, что и при понижении дохода зависимость остается прежней: желая сохранять привычный уровень жизни, потребитель начинает сокращать накопления.

Кейнс говорит о воздействии объективных и субъективных факторов на склонность к потреблению. Первые действуют на человека извне, со стороны внешней среды, но обусловлены рациональным расчётом, в то время как вторые определяются «психологическими особенностями человеческого характера».

Таким образом, главный принцип, который заложил Кейнс в свою теоретическую конструкцию, - предпосылка недостаточной неполной информированности экономических  субъектов. С точки зрения рациональной максимизации целевой функции, их действия представляются в общем рациональными, но не с позиций широкой трактовки. А это очень существенный момент, так как в кризисных ситуациях максимизация целевой функции быстро может смениться иррациональными суждениями, ожиданиями, настроениями, вызванными неточностью или неполнотой информации.


Г. Саймон

Саймон придал выделил два типа анализа принимаемых решений: нормативный,  т.е. построенный на «изучении всего спектра последствий, которые должны быть учтены при принятии решений»; дескриптивный, исследующий «вопросы о том, какие особенности ситуации в первую очередь будут приняты во внимание конкретными лицами и какое представление о ситуации в целом эти действующие лица сумеют выработать.»


Заключение

Различные направления современной экономической мысли по разному впитали эволюцию модели человека в экономике. В неоклассической традиции человек рационален. Он точно знает, чего он хочет и как этого достичь. Непредсказуемость существует, но побеждается введением в рассмотрение метода передачи рисков, а именно страхованием. В работах же Саймона индивид предстаёт ограниченно рациональным. Ему не подвластно победить иррациональность своего подсознания, он зачастую находится в ограничениях своей психики. Также Саймон делает упор на процедуру принятия решения индивидом  и ограниченность её оптимальности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.