Шпаргалки по философии (кандидатский минимум)
Шпаргалки по философии (кандидатский минимум)
1. Философия
науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки. 2
2. Основные
стороны бытия науки. Характерные черты научного знания. 2
3. Наука
и духовная культура. Функции науки в жизни общества. 5
4. Традиционалистский
и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности. 9
5. Проблемы
возникновения науки и периодизация её истории. Преднаука и наука. 12
6. Генезис
и становление теоретического знания в античной культуре. 14
7. Формирование
предпосылок научного мышления в средневековых университетах. 17
8. Становление
опытной науки в культуре позднего средневековья и Возрождения. 20
9. Научная
революция XVI-XVII вв.:
формирование основ математического естествознания. 22
10. Рационализм
и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового
времени. 25
11. Классическая
наука XVIII-XIX вв.
Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и
возрастание их социальной роли. 26
12. Позитивистская
традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм). 30
13. Проблемное
поле и принципиальные положения логического позитивизма и постпозитивизма. 31
14. Социологический
и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема
«интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности. 32
15. Научное
знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания,
классификация наук. 34
16. Эмпирический
уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического
знания. 40
17. Теоретический
уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания. 42
18. Гипотетико-дедуктивная
схема развития научного познания. 45
19. Возможности
применения количественных методов в современной науке. 45
20. Компьютеризация
науки, её проблемы и следствия. 46
21. Основания
науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания. 47
22. Проблема
включения новых теоретических представлений в культуру. 52
23. Процедуры
обоснования теоретических знаний. 53
24. Проблемные
ситуации в научном познании и их роль в развитии науки. 55
25. Научные
революции как «точки бифуркации» в развитии знания. Нелинейность роста научного
знания. 57
26. Наука
как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности. 60
27. Научные
сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть. 62
28. Наука
в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и
паранаука. 64
29. Главные
характеристики современного этапа развития науки. 65
30. Этические
проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного
исследования. 67
Философские проблемы социально-гуманитарных наук (общая часть) 73
1. Специфика
социально-гуманитарного познания. 73
2. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и
его дисциплинарная структура. 76
3. Роль философии в формировании и
развитии социально-гуманитарного знания. 76
4. Природа ценностей и их роль
в социально-гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы). 76
5. Натуралистический и
культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках. 76
6. Жизнь как категория
наук об обществе и культуре. 77
7. Специфика субъектно-объектных отношений и особенности
методологии в социально-гуманитарном познании. 77
8. Роль
языка в развитии социального и гуманитарного знания. 77
9. Роль традиций,
образцов и «пред-рассудков» в контексте понимания и смыслополагания. 79
10. Проблема
объективности познания в социальных и гуманитарных науках. 82
11. Социально-историческая
реальность в социально-гуманитарном познании. 84
12. Категории
пространства и времени в социально-гуманитарном познании. 85
13. Понятие
факта в социально-гуманитарном познании. 86
14. Объяснение
и понимание в социальном и гуманитарном познании. 87
15. Герменевтика как метод
понимания и интерпретации текста. 88
16. Проблема
истины в социальном и гуманитарном познании. 90
17. Прогностические
возможности социального и гуманитарного познания. 93
18. Соотношение
религиозного и научного социально-гуманитарного знания. 94
19. Проблема соотношения человека и общества в
социальном и гуманитарном познании. 95
20. Понятие личности в
социальных и гуманитарных науках. 95
Современные философские проблемы экономической теории. 98
1. Экономическая
теория и философия науки. 98
2. История
экономической науки и разработка философских проблем экономической науки. 98
3. Потребности,
интересы, деятельность. 99
4. Позитивный
компонент экономической теории. 100
5. Модели
человека в структуре научной экономической мысли. 102
6. Ценностные
аспекты научного экономического мышления. 103
7. Проблема
соотношения этики и экономики. 105
8. Динамические модели глобального и экономического
развития. 105
9. Философско-методологические вопросы и концепции
общественного выбора. 105
10. Новые
технологии и «информационная экономика». 106
Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство
нового знания, важно учитывать историческую изменчивость самой научной
деятельности. Философия науки, анализируя
закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В
процессе ее развития не только происходит накопление нового знания, но и
перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. Со временем изменяются
основы научного знания (Ньютон и современная квантовая теория), формы (от
отдельных ученых к большой науке), средства (дорогостоящая техника) и функции.
Уже в XVII в. возникающее естествознание
заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих
образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее
воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное
сознание людей. Ценность образования, основанного на усвоении научных знаний,
стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Во второй половине XIX
столетия наука получает все расширяющееся применение в технике и технологии.
Сохраняя свою культурно-мировоззренческую функцию, она обретает новую
социальную функцию — становится производительной силой общества. В XX в. наука начинает все активнее проникать в различные сферы
управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных
экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соединяясь с властью, она
реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального
развития. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в
социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль
как непосредственной производительной силы.
Однако подобное изменение функций науки вызывает вопросы относительно
ее будущего развития и будущей роли в жизни общества. Этими вопросами
занимается философия науки.
Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции
научного познания как особой деятельности по производству научных знаний,
взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социо-культурном
контексте.
Чтобы
выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки
должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она
вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на
соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь
философии науки с историко-научными исследованиями. Философия науки всегда
обращалась к анализу структуры и динамики знания конкретных научных дисциплин.
Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, на
выявление общих закономерностей их развития. Философия науки развивается
вместе с самой наукой. Она выступает своего рода самосознанием науки. Тесная
связь философии и науки прослеживается на протяжении всей истории. В
древности, когда наука только зарождалась, философия включала в свой состав
отдельные научные знания. С отпочкованием от философии конкретных наук
возникает новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, философия, опираясь
на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, а
с другой — она активно влияет в качестве мировоззренчески-методологической
основы на процессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию и
включение в культуру.
Тематика философских проблем науки разрабатывалась в большинстве
философских систем и особенно активно в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р.
Декарт, Г.В. Лейбниц, Д. Дидро, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте), что
создало предпосылки к оформлению философии науки в качестве особой области
философского знания.
Такое оформление произошло на относительно поздних этапах
развития науки и философии, в середине XIX в.
(труды У. Уэвелла, Дж.Ст. Милля, О. Конта, Г. Спенсера). В этот же период был
применен термин «философия науки». Он впервые был предложен немецким
философом Е. Дюрингом, который поставил задачу разработать логику познания с
опорой на достижения науки. И хотя решить эту задачу Дюрингу не удалось, а его
работы вызвали множество критических замечаний (в том числе и со стороны
марксистов: Ф. Энгельс даже написал книгу «Анти-Дюринг»), но сам термин
оказался продуктивным. В последующем многие философы науки использовали этот
термин, не связывая его с работами Дюринга.
В
XX в. философия науки превратилась в специализированную область
исследований, требующую не только собственно философских логических знаний, но
и умения ориентироваться в специальном научном материале.
Философия науки – научная дисциплина, исследующая
структуру научного знания, средства, формы и методы научного познания, способы
и формы обоснования развития научного знания (то есть изучаются законы развития
и строения научного знания).
1.
Общие проблемы философии наук.
1.1.
Философия науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории науки и
философии науки.
Философия науки как
самостоятельная область знания возникла в 19 веке. Математика, астрология и пр.
возникли гораздо раньше. Философия науки, её представители: позитивисты: Конт,
Миль, Пуанкаре, Мах.
Интуитивно
кажется ясным, чем отличается наука от других форм познавательной деятельности
человека. Однако четкая экспликация специфических черт науки в форме признаков
и определений оказывается довольно сложной задачей. Об этом свидетельствуют
многообразие дефиниций науки, непрекращающиеся дискуссии по проблеме
демаркации между ней и другими формами познания.
Научное познание, как и все формы духовного производства, в конечном
счете необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.
Различные виды познания по-разному выполняют эту роль, и анализ этого различия
служит первым и необходимым условием для выявления особенностей научного
познания.
Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть
различных актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности
переходят в другую и становятся ее компонентами. Например, железная руда как
продукт горнодобывающего производства становится предметом, который
преобразуется в деятельности сталевара, станки, произведенные на заводе из
добытой сталеваром стали, служат средствами деятельности в другом производстве.
Даже субъекты деятельности - люди, осуществляющие преобразования объектов в
соответствии с поставленными целями, могут быть в определенной степени
представлены как результаты деятельности обучения и воспитания, которая
обеспечивает усвоение субъектом необходимых образцов действий, знаний
Структурные характеристики элементарного акта деятельности можно представить в
виде следующей схемы:
Правая часть этой схемы изображает предметную (объектную) структуру
деятельности — взаимодействие средств с предметом деятельности и превращение
его в продукт благодаря осуществлению определенных операций. Левая часть
представляет субъектную структуру, которая включает субъекта деятельности (с
его целями, ценностями, знаниями операций и навыками), осуществляющего
целесообразные действия и использующего для этого определенные средства деятельности.
Средства и действия могут быть отнесены и к объектной, и к субъектной
структуре, поскольку их можно рассмотреть двояким образом. С одной стороны,
средства могут быть представлены в качестве искусственных органов человеческой
деятельности. С другой — они могут рассматриваться в качестве естественных
объектов, которые заимодействуют с другими объектами. Аналогичным образом операции
могут представать в разных рассмотрениях: и как действия человека, и как
естественные взаимодействии объектов.
Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность
отвечает на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность? Цель — на вопрос: что должно быть получено в
деятельности. Цель —
это идеальный образ продукта. Она воплощается, опредмечивается в продукте,
который выступает результатом преобразования предмета деятельности.
Поскольку
деятельность универсальна, функциями ее предметов могут выступать не только
фрагменты природы, преобразуемые в практике, но и люди, «свойства» которых
меняются при их включении в различные социальные подсистемы, а также сами эти
подсистемы, взаимодействующие в рамках общества как целостного организма.
Тогда в первом случае мы имеем дело с «предметной стороной» изменения человеком
природы, а во втором — с «предметной стороной» практики, направленной на
изменение социальных объектов. Человек с этой точки зрения может выступать и
как субъект, и как объект практического действия.
На
ранних стадиях развития общества субъектная и предметная стороны практической
деятельности не расчленяются в познании, а берутся как единое целое. Познание
отображает способы практического изменения объектов, включая в характеристику
последних цели, способности и действия человека. Такое представление об
объектах деятельности переносится на всю природу, которая рассматривается
сквозь призму осуществляемой практики.
Известно,
например, что в мифах древних народов силы природы всегда уподобляются
человеческим силам, а ее процессы — человеческим действиям. Первобытное
мышление при объяснении явлений внешнего мира неизменно прибегает к их
сравнению с человеческими поступками и мотивами. Лишь в процессе длительной
эволюции общества познание начинает исключать антропоморфные факторы из
характеристики предметных отношений. Важную роль в этом процессе сыграло
историческое развитие практики, и, прежде всего, совершенствование средств и
орудий труда.
По
мере усложнения орудий те операции, которые ранее непосредственно
производились человеком, начинали «овеществляться», выступая как
последовательное воздействие одного орудия на другое и лишь затем на преобразуемый
объект. Тем самым свойства и состояния объектов, возникающие благодаря
указанным операциям, переставали казаться вызванными непосредственными
усилиями человека, а все больше выступали в качестве результата взаимодействия
самих природных предметов. Так, если на ранних стадиях цивилизации перемещение
грузов требовало мускульных усилий, то с изобретением рычага и блока, а затем
простейших машин можно было заменить эти усилия механическими. Например, с
помощью системы блоков можно было уравновесить большой груз малым, а прибавив
незначительный вес к малому грузу, поднять большой груз на нужную высоту.
Здесь для подъема тяжелого тела не нужно усилий человека: один груз
самостоятельно перемещает другой.
Подобная
передача человеческих функций механизмам приводит к новому представлению о
силах природы. Раньше силы понимались только по аналогии с физическими усилиями
человека, а теперь начинают рассматриваться как механические силы. Приведенный
пример может служить аналогом того процесса «объективации» предметных отношений
практики, который, по-видимому, начался уже в эпоху первых городских
цивилизаций древности. В этот период познание начинает постепенно отделять
предметную сторону практики от субъективных факторов и рассматривать данную
сторону как особую, самостоятельную реальность. Такое рассмотрение практики
является одним из необходимых условий для возникновения научного исследования.
Наука
ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов
практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие
продукты (объект в конечном состоянии). Это преобразование всегда определено
сущностными связями, законами изменения и развития объектов, и сама
деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими
законами. Поэтому основная задача науки — выявить законы, в соответствии с
которыми изменяются и развиваются объекты.
Применительно
к процессам преобразования природы эту функцию выполняют естественные и
технические науки. Процессы изменения социальных объектов исследуются
общественными науками. Поскольку в деятельности могут преобразовываться самые
различные объекты — предметы природы, человек (и состояния его сознания),
подсистемы общества, знаковые объекты, функционирующие в качестве феноменов
культуры и т.д., постольку все они могут стать предметами научного
исследования.
Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в
деятельность (либо актуально, либо потенциально как возможные объекты будущего
преобразования), и их исследование как подчиняющихся объективным законам
функционирования и развития составляют первую главную особенность научного
познания.
Эта
особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека.
Так, например, в процессе художественного освоения действительности объекты,
включенные в человеческую деятельность, не отделяются от субъективных
факторов, а берутся в своеобразной «склейке» с ними. Любое отражение предметов
объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека
к предмету- Художественный образ — это отражение объекта, содержащее отпечаток
человеческой личности, се ценностных ориентации, которые вплавляются в
характеристики отражаемой реальности. Исключить это взаимопроникновение —
значит разрушить художественный образ. В науке же особенности
жизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входят
непосредственно в состав порождаемого знания (законы Ньютона не позволяют
судить о том, что любил и что ненавидел Ньютон, тогда как, например, в портретах
кисти Рембрандта запечатлена личность самого Рембрандта, его мироощущение и
его личностное отношение к изображаемым социальным явлениям; чей-либо портрет,
написанный великим художником, всегда выступает и как своего рода его «автопортрет»).
Наука
ориентирована на предметное и объективное исследование действительности.
Сказанное, конечно, не означает, что личностные моменты и ценностные ориентации
ученого не играют роли в научном творчестве и не влияют на его результаты.
Процесс
научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и
многочисленными факторами социокультурного характера.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
|