Шпаргалки по философии (кандидатский минимум)
Выдвигался такой
критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению
большинства. Разумеется, и в этом есть свой резон: если многие убеждены в
достоверности, то это само по себе может служить важной гарантией против заблуждения.
Однако, из истории науки известно, что первооткрыватели, отстаивая истину, как
правило, оказывались в одиночестве.
В некоторых
философских системах существует и такой критерий истины, как принцип
прагматизма, т.е. теории узкоутилитарного понимания истины, игнорирующего ее
предметные основания и ее объективную значимость.
Один из фундаментальных
принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным, если
можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. Этот принцип выражается
термином "реализуемость". В знании истинно то, что прямо или косвенно
подтверждено на практике.
Однако практика не
только подтверждает истину и разоблачает заблуждения, но и хранит молчание
относительного того, что находится за пределами ее исторически ограниченных
возможностей.
Реальность делится на
объективную и субъективную. О.р. – объективный мир, существующий не зависимо от
человека, его воли, представлений. Субъективная реальность – наоборот. С.р.
является отражением объективной реальности. Два вида реальности активно
воздействуют друг на друга. Идеальное объективно. Напр. таблица умножения
являясь идеальным, объективно отражает законы реального материального бытия.
Материя - бесконечное множество, существующих в мире объектов, это всеобщая
субстанция, субстрат любых свойств, связей, форм движения, существующая
объективно, независимо от человека. Весь окружающий мир-это постоянно
движущаяся материя. Движение-атрибут материи. Уже в древности появлялись идеи о
существовании всеобщего начала.(субстанции). В Др. Греции. по субстанцией
понимали огонь, воду, землю(философы физиса), атомы(Демокрит, Левкип, Эпикур).
Атомистические идеи получили развитие в работах Ньютона, Ломоносова. 16-19вв.-
период механистических взглядов. Материя рассмат. Как совокупность неделимых атомов,
которые наделены геометрическими и механическими свойствами: массой,
протяженностью, формой, способных перемещаться. Субъективные идеалисты
отождествляли материю с ощущениями. Объективные идеалисты, считали, что материя
пассивна инертна. Жизнь ей придает идею. Для материализма и идеализма
характерно отождествление материи с веществом. Маркс и Энгельс понимали под
материей субстанцию. Материя – всеобщая носительница св-в, отношений, изменений
конкретных вещей, но она не существует вне вещей, а только через них. Сделанные
в кон.19-нач.20вв. открытия опровергли старую механистич. картину. (открытие
рентгеновских лучей – опровержен. непроникаемости материи, открытие дефекта
массы ядра при радиоак. изл). Открытие электрона – опровержение неделимости
атома. Уточненное понятие материи было предложено Лениным. Материя –
философская категория для обозначения объект. Реальности, которая дана человеку
в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от них. Здесь выделяется два признака:
1.Признание первичности материи по отношению к сознанию (принцип объективности).
2.Признание принципиальной познаваемости мира. Ленин проводит разделение между
пониманием материи и естественнонаучными знаниями. Материя имеет разнообразное,
зернистое, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины,
качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул. Все
составные части связаны. Структурность-внутренне расчлененная
целостность,закономерный порядок связи элементов в составе целого. Структурные
уровни материи: субмикроэлементарный(гипотетическая форма существования),
микроэлементарный (элем. частицы), ядерный, атомный, молекулярный,
макроскопический (жидкие и твердые тела), космический. Также выделяют
органический уровень, биологический уровень (живое),социальный уровень. Один
уровень материи не сводим к другому. Каждая форма материи – будь то космическая
система, атом, молекула, организм или человек – качественно своеобразна.
Поэтому она не может рассматриваться как простая совокупность образующих ее
элементов. Физика не сводится к механике, химия к физике, биология не сводится
к совокупности механических, физических и хим. явлений. Материя имеет свойство
неуничтожимости. Происходят постоянные превращения из одной формы существования
в другую, при которых материя сохраняется как субстанция. Принцип
неуничтожимости и несотворение материи имеет большое методологическое
значение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, как
закон сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие., позволившие
глубже и полнее понять процессы, кот. происх. В различных частях природы. Какие
бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии
остается неизменным.
Время и Пространство основные
формы существования материи. Философию, прежде всего, интересует вопрос об
отношении времени и пространства к материи, т.е. являются ли время и
пространство реальными или это чистые абстракции, существующие только в
сознании.
Движение материи существует в
пространстве и времени – это предельно широкие сущности, которые до сих пор не
имеют определения.
Пространство – вместилище тел
–обозначалась объективная протяженность форм, тел, вещей и их упорядоченность в
человеческом ощущении.
Время – вместилище событий, либо
гармонизирующее ряды ощущений, либо объективно присущая всем вещам
деятельность.
Пространство и время раскрывают
содержание философских рассуждений в историческом, научно-теоретическом или
практическом плане.
Таким образом, и пространство и
время – это не субстанции. Они характеризуют сущность отношений.
Сущность пространства –
совокупность отношений, выражающих координацию сосуществования объектов.
Сущность времени - совокупность
отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга явлений.
И пространство, и время
существуют в объективной реальности.
Свойства пространства и времени:
объективность, независимость от сознания, восприятие и измерение.
Философы-идеалисты отрицают
зависимость время и пространства от материи и рассудка. Их рассматривали то как
формы индивидуального сознания (Беркли,Юм), то как априорные формы
чувственного созерцания (Кант полагал, что время – это априорная, доопытная форма
созерцания, присущая рассудку во всякой деятельности человека. В движущихся
системах время течет медленнее (теория относительности). С другой точки зрения
время течет медленнее там, где больше поле тяготения масс. Современное
естествознание настаивает на трехмерном пространстве и одномерном времени. В
теории относительности 4-х мерное время имеет одно измерение и течет от
прошлого к будущему, доказывается это путем необратимости причинно-следственных
связей), то как категории абсолютного духа (Гегель).
Материализм подчеркивает
объективный характер время и пространства в том, что время и пространство
неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность.
Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов,
в той же последовательности существования сменяющих друг друга явлений.
Время необратимо, т.е. всякий
материальный процесс развивается в одном направлении – от прошлого к будущему.
Демокрит полагал что есть
пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон.
Диамат признает не просто
внешнюю связь время и пространства с движущейся материей, а считает, что
движения является сущностью время и пространство и что, следовательно, материя,
движение, время и пространство неотъемлемы друг от друга. Эта идея получила
подтверждение в современной физике. Она отбросила старые представления о
пространстве как пустом вместилище тел, и о времени как едином для всей
бесконечной вселенной. Главный вывод Эйнштейна как раз состоит в установлении
того, что время и пространство существуют не сами по себе, в отрыве от материи,
а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в которой они теряют
самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого.
Специальная. В ней были
объединены понятия движение, пространство и время. Они как свойства
материальных объектов меняются от скорости их движения, как и масса , которая
возникает со скоростью движения. Появляются понятия масса покоя и масса
движения. П и в меняются в завис-и от скорости движения; ритм времени
сокращаетя и линейные размеры тела сокращаются. Следовательно не существует
единой системы координат и было введено понятие – пространственно-временной
интервал – это величина которая не меняется при переходе от одной системы
отсчета к другой. Этот интервал позволяет изменяться пространству и времени в
разных направлениях, что позволяет ему оставаться постоянным.
Общая теория относительности
связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени
замедляется . Пространство искривляется под действием поля тяготения.
Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется.
Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная
кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении
пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.
Общая теория относительности
доказала, что течение времени и протяженность тел, зависят от скорости движения
этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума
(пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и
порождаемого им поля тяготения. В создании современной теории время и
пространства большую роль сыграли идеи Лобачевского, Гаусса. Открытие
неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о времени и пространстве
как внеопытных формах чувственного восприятия.
Исследования Бутлерова
обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы
материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи
расположением атомов. Изменчивость представлений о времени и пространстве
используют идеалисты для отрицания объективной реальности.
Единство мира заключается в его
материальности, в том, что все явления и предметы в мире представляют собой движение
материи. В мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее
свойством или проявлением свойств и взаимосвязей. Единство мира находит свое
выражение в субстанциальности материи как субстрата различных свойств и форм
движения, ее несотворимости и неуничтожимости, всеобщности в ее вечности во
времени и бесконечности в пространстве. Единство мира проявляется во всеобщей
связи явлений и предметов, в наличии у всех видов материи таких универсальных
атрибутов как д, пространство, время , способность к саморазвитию и др.
Под фактами
(сделанное, совершившееся) в обыденном познании подразумевают явления и
события окружающего мира, воспринимаемые непосредственно с помощью органов
чувств. В это смысле, их противопоставляют гипотезам и теориям, опирающимся на
рациональное мышление.
- факты
представляют собой отображение объективно существующих реальных явлений и
событий на эмпирическом уровне познания.
- факты
могут быть правильно интерпретированы и поняты лишь в рамках теоретического
познания
- именно на
точном знании фактов строятся все формы теоретического мышления
- проверка
научных обобщений, гипотез и теорий осуществляется на основе фактов, полученных
с помощью наблюдений, экспериментов и практики в целом.
Таким
образом, между фактами и теоретическими построениями существует глубокая
диалектическая взаимосвязь. Такую взаимосвязь обычно выражают термином
«загруженность» факта теорией.
В истории
научного познания существует 2 взгляда на отношение фактов к теории:
1)
Сторонники эмпиризма и позитивизма считают единственно надежным источником
знания реальные факты действительности.
2)
Сторонники чистого рационализма подчеркивают приоритет теории и мышления над
фактами.
Точный
анализ фактов, их классификация и систематизация играют важнейшую роль при
проверке гипотез и теорий.
Обобщение
фактов.
Обобщение
фактов происходит с помощью индуктивных и статистических методов исследования.
Индукция –
способ рассуждения, с помощью которого приходят к общему умозаключению на
основе изучения отдельных, частных случаев. В основном индукция носит
вероятностный характер.
Самыми
известными видами обобщений являются универсальные обобщения, в которых
общее свойство или отношение распространяется на весь класс изучаемых предметов
и явлений, например, «все металлы – электропроводны».
Статистические обобщения отличаются от
универсальных тем, что в них заключение относится не ко всем фактам
рассматриваемой области, а только к определенному числу, выражаемому обычно в
процентах.
Анализ
конкретных фактов и их обобщений служит дальнейшим шагом в процессе научного
исследования, способствуя генерированию и формированию гипотез.
Необходимо
применять и индукцию, и дедукцию.
Факт-элементарное
знание эмпирического характера.
Каждый факт
нуждается в интерпретации, факт допускает множество интерпретаций.
Факт
состоит из нескольких компонентов:
1.
Переживание
( психологический)
2.
Высказывание
(лингвистический)
3.
Само
событие, которое описывается.
К факту
нельзя применить характеристики истинности и ложности, их можно применить
только к высказыванию.
Содержание
факта нужно рассматривать относительно социокультурного контекста , в котором
происходит познание.
Факты в
науке
1.
Источник
знания
2.
Проверка
знания
a)
Верификация
(подтверждение)
b)
Фальсификация
(опровержение)
Но в каждый факт включается теоретическая компонента – интерпретация
=> факт мало чем отличается от теории.
Кун: Наука – процесс смены парадигм, у каждой парадигмы свои
собственные факты.
Принцип контриндукции: разрешается выдвигать гипотезу, противоречащую
очевидным фактам, т.к. природа сложна и никто не знает, чем все может
закончиться J
(например, гипотеза Галилея о том, что Солнце неподвижно)
Теория невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть с помощью фактов, т.
к. в основу любого эксперимента могут быть заложены ошибочные знания. Локальная
проверка отдельного предположения невозможна, а глобального – тем более =>
тупик.
Научная теория в своем развитии генерирует возможность возн-я новых
фактов, описывает и объясняет их, выполняя научную функцию.
В
современном гуманитарном и особенно историческом познании проблема фиксации Ф.
в историко-культурной реконструкции разрешается в пользу переосмысления
традиционных подходов. Ф. культуры и истории рассматриваются незамкнутыми,
открывающими свои разнообразные свойства в общении (а не только в обобщении) с
иными историческими и современными событиями и Ф. В естествознании данные
тенденции детерминируются синергетикой, осмыслением естественно-научного и
философского статуса т.наз. антропного принципа и иных подходов, включающих
фактор времени, историчность в традиционные объекты естествознания.
Фейерабенд
«Против метода» 1974г.
(направление
– постпозитивизм)
В своей
работе Ф-д выступает за свободу выбора пути научного познания, против
ограничения ученого рамками какого-л. Заданного метода. Дословно название
работы можно перевести как «Против методологического принуждения. Очерк
анархистской теории познания». Не сущ-ет унифицированног рецепта научного
открытия => ограничивающие творчество методологические стандартынаучной
рациональности должны быть заменены новым , анархистским принципом «все
дозволено». Аргументирует тем, что большинство крупнейших теорий и открытий
возникли не благодаря. А вопреки существующим методам, выступая как исключение
из правил. Не существует унифицированного рецепта научного открытия, в силу
чего ограничивающие творчество методологические стандарты научной
рациональности должны быть заменены новым анархистским принципом: "все
дозволено" ("anything goes" - все сойдет, все подходит; в
авторском немецком переводе "mach, was Du willst" - делай, что
хочешь). Практическая реализация данного требования предполагает легитимацию в
научном дискурсе целого ряда принципов, противоречащих признанным канонам
научности. Одним из центральных требований научного познания является
необходимость согласования теорий с фактами и с существующей научной традицией.
Отражая позицию эмпиризма и верификационизма, это требование предполагает
индуктивное надстраивание новых теорий над старыми в случае их подтверждения
фактическим материалом. Альтернативой такому подходу Фейерабенд выдвигает
принцип контриндукции, ориентирующий исследователя на создание теорий,
несовместимых ни с традицией, ни с хорошо обоснованными фактами. Правомерность
контриндукции доказывается им двумя основными линиями аргументации. Во-первых,
критика тезиса о возможности создания альтернатив только в ситуации
возникновения новых фактов, противоречащих существующей теории, и необходимости
согласования новых версий интерпретации со старыми. С его точки зрения,
создание альтернативных теорий должно сопровождать все периоды развития
научного знания, поскольку сопоставление альтернатив позволяет наиболее
убедительно продемонстрировать их достоинства и недостатки, как правило,
незаметные при внутреннем анализе. Во-вторых, опровержение методологической
установки индуктивизма на необходимость сопоставления новых теорий со сферой
обоснованного фактического материала. По мнению Фейерабенда, альтернативы
достаточно легко надстраиваются над фактами, поскольку ни одна из них не в
состоянии объяснить всего комплекса фактического материала и может претендовать
на интерпретацию лишь отдельного фрагмента действительности. Роль контриндукции
при сопоставлении теории с фактами возрастает в связи с непременной концептуальной
нагруженностью любых данных наблюдения, исходной предпосылочностью познания,
"предрассудки" которого обнаруживаются лишь благодаря внешней оценке.
В этой ситуации альтернативный стандарт также задает не только образы иного
мира, но и помогает понять границы и возможности собственной реальности, а
последовательное проведение принципа анархизма склоняет к мысли об условности и
относительности всякой претензии на окончательную истину. Тезисы эмпиризма о
совместимости (consistency) теории и, соответственно, об избыточности
альтернатив исходя из соображений экономии едва ли приближают человечество к
истине. При сравнении двух теорий, по-разному интерпретирующих один и тот же
набор фактов, преимущество имеет более старая и известная, но не обязательно
лучшая. Согласно бытующей точке зрения, заслуженная и авторитетная концепция
будет сохранять свой привилегированный статус в науке до тех пор, пока не
возникнут противоречащие ей факты, которые, в свою очередь, оправдывают
появление альтернативных гипотез. Парадокс эмпиризма заключается, однако, в
том, что новые факты не могут возникнуть без новых идей и альтернативного
мировоззрения. Эффективность теории обеспечивается за счет сужения
эмпирического материала и игнорирования тех феноменов, которые она не в
состоянии объяснить. Живая связь с действительностью постепенно утрачивается, и
теория начинает работать лишь на последовательное достраивание своей
искусственной модели мира, сознательно очищаемой от противоречащих ей фактов и
явлений. Будучи усилена структурами государства и образования, теория
постепенно превращается в форму идеологии, успех и стабильность которой
выступают как результат конформизма, но не декларируемой согласованности с
действительностью.
Идея
должна соотноситься только с идеей => аргументация посредством апелляции к
фактам изначально не корректна.
В каждой
теории существует группа фактов, которые не согласуются с ее принципами =>
ученые пытаются обосновать возможную степень количественной ошибки или
качественное расхождение теории с фактами. В истории науки не сущ-ет голых
фактов» , а все данные наблюдения изначально теоретически нагружены. Ученый
наблюдает за объектами через призму своего мировоззрения и
рационально-теоретических установок. Также невозможно отделить чувственное ощущение
от его представления в языке. И подчас, « несовместимость» факта с теорией
обусловлена не столько некорректностью теории, сколько
«заидеологизированностью» самого факта.
Выход из
ситуации: замена одной интерпретации на другую а => и введение нового
языка наблюдения и нового опыта восприятия. Этот процесс возможен лишь при
наличии альтернативной идеи, позволяющей взглянуть на мир под альтернативным
углом зрения.
Пример,
который приводит Фейерабенд:
Доказательство
Галилеем коперниканской теории гелиоцентризма. Опровержение аристотелевского
геоцентризма, основанного на чувственном восприятии движения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
|