рефераты скачать

МЕНЮ


Набор ответов для экзаменов по философии

научного познания осуществляется уже нефилософскими средствами. Она

показывает, что, только понимая познание как формирование и развитие

идеального плана человеческой практически-преобразующей деятельности, можно

анализировать коренные свойства познавательного процесса, сущность знания

вообще и его различных форм, в том числе и научного знания. Вместе с тем в

настоящее время не только само научное познание, но и его философско-

гносеологическую проблематику невозможно анализировать, не привлекая

материал из более специальных разделов методологии науки. Скажем,

философский анализ проблемы истины в науке предполагает рассмотрение

средств и методов эмпирического обоснования научного знания, специфических

особенностей и форм активности субъекта научного познания, роли и статуса

теоретических идеализированных конструкций и пр.

Любая форма исследования научного знания (даже если она ориентирована

непосредственно на внутренние проблемы специальной науки) потенциально

содержит в себе зародыши философской проблематики. Она неявно опирается на

предпосылки, которые при их осознании и превращении в предмет анализа, в

конечном счете, предполагают определенные философские позиции.

Законы и категории материалистической диалектики как учения о наиболее

общих, принципиальных чертах развития всех форм бытия также выступают в

качестве итога, суммы, вывода истории познания мира. Эти законы и

категории, будучи отражением объективных свойств развития, мира во всем его

многообразии, вместе с тем ориентируют и направляют научное познание. Тем

самым материалистическая диалектика выступает как философская методология

науки. Современная наука изучает объекты, которые по преимуществу являются

сложными системами, причем среди них основное место начинают занимать

системы, способные к саморазвитию. Поэтому материалистическая диалектика

как наиболее полное и всестороннее учение о развитии представляет собой и

наиболее адекватную философско-методологическую базу для научных дисциплин,

изучающих объекты такого рода.

Одна из основных задач методологического анализа заключается в

выявлении и изучении методов познавательной деятельности, осуществляемой в

науке, в определении возможностей и пределов применимости каждого из них. В

своей познавательной деятельности, в том числе и в научной, люди осознанно

или неосознанно используют самые разнообразные методы. Ясно, что осознанное

применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ,

делает, при прочих равных условиях, деятельность человека более

рациональной и более эффективной.

Методологический анализ процесса научного познания позволяет выделить

два типа приемов и методов исследования. Во-первых, приемы и методы,

присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится как

научное, так и обыденное знание. К ним можно отнести анализ и синтез,

индукцию и дедукцию, абстрагирование и обобщение и т. д. Назовем их условно

обще логическими методами. Во-вторых, существуют особые приемы, характерные

только для научного познания,— научные методы исследования. Последние, в

свою очередь, можно подразделить на две основные группы: методы построения

эмпирического знания и методы построения теоретического знания.

Обще логические методы познания

Для того «чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все

его стороны, все связи и «опосредствования». Поэтому последующее изучение

предмета связано с конкретизацией общего представления о нем. Познание

постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки

предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг с другом. Для того

чтобы осуществить эти шаги, необходимо целостный предмет расчленить

(мысленно или практически) на составляющие части, а затем изучить их,

выделяя свойства и признаки, прослеживая связи и отношения, а также выявляя

их роль в системе целого. После того как эта познавательная задача решена,

части вновь можно объединить в единый предмет и составить себе конкретно-

общее представление, то есть такое представление, которое опирается на

глубокое знание внутренней природы предмета. Эта цель достигается с помощью

таких операций, как анализ и синтез.

. Анализ — это расчленение целостного предмета на составляющие части

(стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего

изучения.

. Синтез — это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков,

свойств или отношений) предмета в единое целое.

Объективной предпосылкой этих познавательных операций является

структурность материальных объектов, способность их элементов к

перегруппировке, объединению и разъединению.

Анализ и синтез являются наиболее элементарными и простыми приемами

познания, которые лежат в самом фундаменте человеческого мышления. Вместе с

тем они являются и наиболее универсальными приемами, характерными для всех

его уровней и форм.

Еще один общелогический прием познания — абстрагирование.

Абстрагирование — это особый прием мышления, который заключается в

отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным

выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей

деятельности мышления является образование различного рода абстракций,

которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их

системы.

. Индукцией называется такой метод исследования и способ рассуждения, в

котором общий вывод строится на основе частных посылок.

. Дедукция — это способ рассуждения, посредством которого из общих

посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе

которых собираются отдельные факты. Затем, изучая эти факты, анализируя их,

мы устанавливаем общие и повторяющиеся черты ряда явлений, входящих в

определенный класс. На этой основе строится индуктивное умозаключение, в

качестве посылок которого выступают суждения о единичных объектах и

явлениях с указанием их повторяющегося признака, и суждение о классе,

включающем данные объекты и явления. В качестве вывода получают суждение, в

котором признак приписывается всему классу. Так, например, изучая свойства

воды, спиртов, жидких масел, устанавливают, что все они обладают свойством

упругости. Зная, что вода, спирты, жидкие масла принадлежат к классу

жидкостей, делают вывод, что жидкости упруги.

Дедукция отличается от индукции прямо противоположным ходом движения

мысли. В дедукции, как это видно из определения, опираясь на общее знание,

делают вывод частного характера. Одной из посылок дедукции обязательно

является общее суждение. Если оно получено в результате индуктивного

рассуждения, тогда дедукция дополняет индукцию, расширяя объем нашего

знания.

Но особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том

случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное

обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная

идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой

теоретической системы. Созданное таким путем теоретическое знание

предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет

построение новых индуктивных обобщений.

Аналогия — это такой прием познания, при котором на основе сходства

объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Так, при изучении природы света были установлены такие явления, как

дифракция и интерференция. Эти же свойства ранее были обнаружены у звука и

вытекали из его волновой природы. На основе этого сходства X. Гюйгенс

заключил, что и свет имеет волновую природу. Подобным же образом Луи де

Бройль, предположив определенное сходство между частицами вещества и полем,

пришел к заключению о волновой природе частиц вещества.

Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос

информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу

моделирования.

Моделирование — это изучение объекта (оригинала) путем создания и

исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон,

интересующих познание.

Модель всегда соответствует объекту — оригиналу — в тех свойствах,

которые подлежат изучению, но в то же время отличается от него по ряду

других признаков, что делает модель удобной для исследования интересующего

нас объекта.

Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие

стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем

непосредственного изучения, либо невыгодно изучать их таким образом из

чисто экономических соображений. Человек, например, не может

непосредственно наблюдать процесс естественного образования алмазов,

зарождения и развития жизни па Земле, целый ряд явлений микро- и мегамира.

Поэтому приходится прибегать к искусственному воспроизведению подобных

явлений в форме, удобной для наблюдения и изучения. В ряде же случаев

бывает гораздо выгоднее и экономичнее вместо непосредственного

экспериментирования с объектом построить и изучить его модель.

Модели, применяемые в обыденном и научном познании, можно разделить на

два больших класса: материальные и идеальные. Первые являются природными

объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам.

Вторые представляют собой идеальные образования, зафиксированные в

соответствующей знаковой форме и функционирующие по законам логики,

отражающей мир.

На современном этапе научно-технического прогресса большое

распространение в науке и в различных областях практики получило

компьютерное моделирование. Компьютер, работающий но специальной программе,

способен моделировать самые различные реальные процессы (например,

колебания рыночных цен, рост народонаселения, взлет и выход на орбиту

искусственного спутника Земли, химическую реакцию и т. д.). Исследование

каждого такого процесса осуществляется посредством соответствующей

компьютерной модели.

Научные методы эмпирического исследования

Среди методов научного исследования, как уже отмечалось, различаются

методы, свойственные эмпирическому и теоретическому уровням исследования.

Общелогические методы применяются на обоих уровнях, но они преломляются

через систему специфических для каждого уровня приемов и методов.

Один из важнейших методов эмпирического познания — наблюдение. Под

наблюдением понимается целенаправленное восприятие явлений объективной

действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах,

свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Процесс научного наблюдения является не пассивным созерцанием мира, а

особого вида деятельностью, которая включает в качестве элементов самого

наблюдателя, объект наблюдения и средства наблюдения. К последним относятся

приборы и материальный носитель, с помощью которого передается информация

от объекта к наблюдателю (например, свет).

Важнейшей особенностью наблюдения является его целенаправленный

характер. Эта целенаправленность обусловлена наличием предварительных идей,

гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Научное наблюдение в отличие от

обычного созерцания всегда оплодотворено той или иной научной идеей,

опосредуется уже имеющимся знанием, которое показывает, что наблюдать и как

наблюдать.

Наблюдение как метод эмпирического исследования всегда связано с

описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью

определенных знаковых средств. Эмпирическое описание — это фиксация

средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах,

данных в наблюдении.

С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий,

знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную

для дальнейшей рациональной обработки (систематизации, классификации и

обобщения).

Описание подразделяется на два основных вида — качественное и

количественное.

Количественное описание осуществляется с применением языка математики и

предполагает проведение различных измерительных процедур. В узком смысле

слова его можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком

смысле оно включает также нахождение эмпирических зависимостей между

результатами измерений. Лишь с введением метода измерения естествознание

превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение

объектов но каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить

такое сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие

которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их

количественных характеристик. В свою очередь, это позволяет широко

использовать в науке математические средства и создает предпосылки для

математического выражения эмпирических зависимостей. Сравнение используется

не только в связи с измерением. В ряде подразделений науки (например, в

биологии, языкознании) широко используются сравнительные методы.

Наблюдение и сравнение могут проводиться как относительно

самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом. В отличие от обычного

наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание

изучаемого процесса с целью получить о нем определенные знания. Исследуемое

явление наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых

условиях, что позволяет восстанавливать каждый раз ход явления при

повторении условий.

Познавательная роль эксперимента велика не только в том отношении, что

он дает ответы на ранее поставленные вопросы, но и в том, что в ходе его

возникают новые проблемы, решение которых требует проведения новых опытов и

создания новых экспериментальных установок.

Научные методы теоретического исследования

В связи с математизацией науки в ней все шире используется особый прием

теоретического мышления — формализация.

Этот прием заключается в построении абстрактно-математических моделей,

раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При

формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования

со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о

свойствах и отношениях предметов. Таким путем создается обобщенная знаковая

модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру

различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик

последних. Вывод одних формул из других по строгим правилам логики и

математики представляет формальное исследование основных характеристик

структуры различных, порой весьма далеких по своей природе явлений.

Особенно широко формализация применяется в математике, логике и

современной лингвистике.

Специфическим методом построения развитой теории является

аксиоматический метод. Впервые он был применен в математике при построении

геометрии Евклида, а затем, в ходе исторического развития знаний, стал

применяться и в эмпирических науках. Однако здесь аксиоматический метод

выступает в особой форме гипотетико-дедуктивного метода построения теории.

Рассмотрим, в чем состоит сущность каждого из названных методов.

При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается

набор исходных положений, не требующих доказательства (по крайней мере, в

рамках данной системы знания). Эти положения называются аксиомами, или

постулатами. Затем из них по определенным правилам строится система

выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их

основе предложений образует аксиоматически построенную теорию.

Аксиомы — это утверждения, доказательства, истинности которых не

требуется. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на

выводимые из них следствия. Следование определенным, четко зафиксированным

правилам вывода позволяет упорядочить процесс рассуждения при развертывании

аксиоматической системы, сделать это рассуждение более строгим и

корректным.

В отличие от математики и логики в эмпирических науках теория должна

быть не только непротиворечивой, но и обоснованной опытным путем. Отсюда

возникают особенности построения теоретических знаний в эмпирических

науках. Специфическим приемом такого построения и является гипотетико-

дедуктивный метод, сущность которого заключается в создании системы

дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете

выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Этот метод в точном естествознании начал использоваться еще в XVII

веке, но объектом методологического анализа он стал сравнительно недавно,

когда начала выясняться специфика теоретического знания по сравнению с

эмпирическим исследованием.

Развитое теоретическое знание строится не «снизу» за счет индуктивных

обобщений научных фактов, а развертывается как бы «сверху» по отношению к

эмпирическим данным. Метод построения такого знания состоит в том, что

сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно

развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система

подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и

конкретизируется. В этом и заключается сущность гипотетико-дедуктивного

развертывания теории.

Дедуктивная система гипотез имеет иерархическое строение. Прежде всего,

в ней имеются гипотеза (или гипотезы) верхнего яруса и гипотезы нижних

ярусов, которые являются следствиями первых гипотез.

В борьбе конкурирующих исследовательских программ побеждает та, которая

наилучшим образом вбирает в себя опытные данные и дает предсказания,

являющиеся неожиданными с точки зрения других программ.

Задача теоретического познания состоит в том, чтобы дать целостный

образ исследуемого явления. Любое явление действительности можно

представить как конкретное переплетение самых различных связей.

Теоретическое исследование выделяет эти связи и отражает их с помощью

определенных научных абстракций. Но простой набор таких абстракций не дает

еще представления о природе явления, о процессах его функционирования и

развития.

Такой прием исследования называется методом восхождения от абстрактного

к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь

(отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она

видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает

их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность

изучаемого объекта.

Исторический и логический методы исследования

Особые приемы исследования применяются при построении теоретических

знаний о сложных исторически развивающихся объектах. Такие объекты чаще

всего не могут быть воспроизведены в опыте. Например, невозможно в опыте

воспроизвести историю становления Вселенной, происхождения жизни,

возникновения человека.

Но тогда возникает вопрос, возможна ли вообще теория таких уникальных

объектов?

Ответ на этот вопрос и приводит нас к выявлению специфических приемов

построения теоретических знаний об исторически развивающихся объектах,

диалектики соотношения исторических и логических методов исследования.

В основе исторического метода лежит изучение реальной истории в ее

конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой основе

такое мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором

раскрывается логика, закономерность его развития.

Логический же метод выявляет эту закономерность иным способом: он не

требует непосредственного рассмотрения хода реальной истории, а раскрывает

ее объективную логику путем изучения исторического процесса на высших

стадиях его развития. Объективной основой такого способа исследования

является следующая особенность сложных развивающихся объектов: на высших

стадиях развития они сжато воспроизводят в своей структуре и

функционировании основные черты своей исторической эволюции. Эта

особенность ярко прослеживается, например, в биологической эволюции, где

высокоразвитые организмы на стадии эмбрионального развития повторяют

основные черты всего хода эволюции, приведшего к появлению этих организмов

(онтогенез «повторяет» филогенез). Исторический метод дал впечатляющие

результаты в эволюционном учении Ч. Дарвина.

И логический, и исторический методы выступают как приемы построения

теоретических знаний. Ошибочно отождествлять исторический метод с

эмпирическим описанием, а статус теоретического приписывать только

логическому методу. При любом способе анализа исторически развивающегося

объекта предполагается эмпирическая база: факты реальной истории и факты,

фиксирующие особенности структуры и функционирования изучаемого процесса на

высших стадиях развития. На этой основе выдвигаются гипотезы, которые

проверяются фактами и превращаются в теоретическое знание о закономерностях

исторического процесса.

Вопрос №34 Философия техники

Хотя техника является настолько же древним явлением, как и само

человечество, а поэтому так или иначе она попадала в поле зрения философов,

как самостоятельная философская дисциплина, философия техники возникла лишь

в ХХ столетии.

C конца сороковых годов ХХ века началось обсуждение философских

вопросов техники. До немецкого философа М. Хайдеггера техника оценивалась

только положительно, как последнее, эффективное орудие, способствующее

«триумфальному шествию Разума и Добра». Хайдеггер сделал сенсационное

заявление: он первым увидел в технике величайшую опасность для человека,

поскольку человек «выдан» технике, «затребован» ею.

Ярко и наглядно ужас человека перед технической мощью показал Аурелио

Печчеи, создатель всемирно известной организации - Римского клуба -

объединившего ученых, исследующих так называемые глобальные проблемы

современности, т.е. те процессы, которые угрожают будущему человеческой

цивилизации. В книге «Человеческие качества» А. Печчеи отмечал: «Истоки

этой почти зловещей благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном

воздействии всех... изменений, а их своеобразным символом стала современная

техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было - в весьма

упрощенном виде, разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но

достаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа, сам

Человек и Общество. Теперь в человеческую систему властно вошел четвертый и

потенциально неуправляемый элемент - основанная на науке Техника ... Так

что человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но

даже просто осознавать и оценивать последствия всего происходящего.»

(Печчеи А. Человеческие качества. М.,1985. С.68.).

Современная социальная философия изучает следующие вопросы, связанные с

техникой:

1. Что такое техника как феномен?

2. Каковы формы и пределы ее воздействия на человеческое бытие?

3. В чем общественная обусловленность техники?

4. Техника - это благо или зло для человека и всей цивилизации?

Для того, чтобы разобраться в том, что такое философия техники и что

такое техника как уникальное, единственное в своем роде явление, которое

изучает философия, осуществим краткий экскурс в историю.

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о

технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением

Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это,

конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но

во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной

организации, и, во-вторых, она не была специально ориентирована на

сознательное использование создаваемых ею знаний в технической сфере.

Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному

знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился.

«Научное» и «техническое» принадлежали фактически к различным культурным

ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное,

и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое

мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание «Философия

техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга «Основные направления

философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения»

вышла в свет в 1877 году. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон

одну из глав своей книги «О долге и добре» (1898 г.) также посвятил

«философии техники». В конце ХIХ века российский инженер П.К. Энгельмейер

формулирует задачи философии техники в своей брошюре «Технический итог ХIХ

века» (1898 г.). Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в

обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится

предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами

инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание.

Особенно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских

дипломированных инженеров «Техника и культура» в 30-е годы. Можно сказать,

что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность

философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода

осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и

перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной

среде росло критическое отношение к ходу технического прогресса в

современном обществе и внимание привлекалось прежде всего к его

отрицательным сторонам.

Таким образом, философия техники, с позиций широкого исторического

контекста, исследует феномен техники в целом и ее место в общественном

развитии.

Что же такое техника? Она представляет собой:

- совокупность технических устройств - от отдельных простейших орудий до

сложнейших технических систем;

- совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих

устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их

изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных

элементов технических систем до системного исследования и

проектирования;

- совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-

технических до теоретических научно-технических и системотехнических

знаний.

Как же философы оценивают современную технику? Прежде всего, они

констатируют, что на протяжении последнего столетия технику либо

прославляли, либо презирали, либо взирали на нее с ужасом. Почти исчез

«прометеевский восторг» (выражение известного немецкого философа К.

Ясперса) перед техникой, хотя дух изобретательства это не парализовало.

«Детская радость» перед техникой стала уделом «примитивных народов»

(выражения того же Ясперса). Вместе с тем, техника открывает перед

человеком новый мир, новые возможности существования в нем. Сравним,

например, возможности изучения иностранного языка с помощью книг-

самоучителей и с помощью компьютерных лазерных дисков. Или подготовку

рукописи книги с помощью шариковой ручки и компьютерного редактора текстов.

Как говорится, комментарии излишни.

Техника дает человеку поистине огромное расширение реального видения

мира. Не удивительно, что сейчас, как никогда прежде, бурно развивается

астрономия, опирающаяся на достижения современной науки. Благодаря

транспорту человек преодолевает пространственные ограничения.

Техника открыла перед человеком новый мир - мир дизайна. Технический

объект должен быть уже не просто целесообразным, как это требовалось от

него в прошлом. Он должен гармонично войти в интерьер человеческого жилища

и при этом отвечать возросшим требованиям безопасности пользования им.

Современная техника оказала воздействие на все сферы жизни общества:

революционные изменения претерпела сфера материального производства; даже

по сравнению с первой половиной ХХ века, значительно изменилась социальная

структура развитых стран мира; сложное и противоречивое, далеко не всегда

положительное воздействие оказала современная техническая цивилизация на

политические системы большинства стран мира; получили развитие новые виды

искусства и т. д. Техника коснулась всех сфер жизни. Она существенно

изменила самого человека, своего творца и ... заложника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.