рефераты скачать

МЕНЮ


Набор ответов для экзаменов по философии

независимости от внешнего мира. Хотя Эвдемонизм возник одновременно и в

тесной связи с гедонизмом, они в известном смысле противостояли друг другу:

счастье есть не просто длительное и гармоничное удовольствие (Аристотель),

а результат преодоления стремления к чувств наслаждениям путём

самоограничения, упражнения, аскезы, отрешение от привязанностей к внешнему

миру и его благам и достигаемая при этом свобода от внешней необходимости и

превратностей судьбы; это разумность, тождественная подлинной добродетели.

Киники выставляют в качестве жизненного принципа борьбу со страстями,

порабощающими человека. Киренаики в сущности развивают те же мотивы:

счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от выработки правильного

отношения к ним. Стоицизм характеризует внутреннюю свободу человека как

радостную покорность судьбе, ибо значение для него имеет только то, что

зависит от его отношения к внешним обстоятельствам, а не от превратностей

судьбы.

В новое время этот идеал внутренней свободы развивали многие философы,

в особенности Спиноза, который с исключит, остротой поставил антитезу

разумного познания и чувств, страстей и выдвинул чисто интеллектуальное

понимание блаженства («интеллектуальная любовь к богу»).

АСКЕТИЗМ (от греч. ((((((( — упражняющийся в чём-либо, а также

отшельник, монах), ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное

перенесение физической. боли, одиночества и т. п., присущие практике

некоторых философских школ (например, киников) и особенно различных религий

(монашество и т. п.). Целью Аскетизма может быть достижение свободы от

потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим

состояниям, обретение «сверхъестественных способностей» йога), в

христианстве — соучастие в «страданиях» Христа и т. д. Нередкий мотив

Аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного,

неравенства (толстовство и др.). Аскетизм представляет собой одну из

характерных черт ранних крестьянских движений.

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода):

1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности

служить средством для достижения какой либо цели.

2) Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и

критерием человеческих поступков.

Получило широкое распространение в Великобритании в 19 в., отразив

умонастроения некоторых слоев английской либеральной буржуазии. Бентам,

основоположник Утилитаризма, считал основой морали полезность, которую он

отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистического и неисторического

понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том,

чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение

и избегать страданий. В содействии «наибольшему счастью» (удовольствию) для

«наибольшего числа людей» и состоит, согласно Бентаму, смысл этических норм

и принципов. Общее благоденствие он рассматривал как сумму благ всех отд.

лиц

Способ мышления буржуа отразился в этике Бентама и в том, что он сводил

проблему морального выбора к простому расчёту выгод и потерь, наслаждений и

страданий, которые могут повлечь за собой различные действия. Дж. С. Милль

попытался сгладить эгоистические моменты этики Утилитаризма. и пришёл в

итоге к эклектическому сочетанию различных принципов.

Вопрос №23 Культура и цивилизация

КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование,

развитие, почитание), специфический способ организации и развития

человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального я

духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных

ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим

себе. В понятии Культура фиксируется как общее отличие человеческой

жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качеств. своеобразие

исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах

обществ, развития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических

формаций, этнических и национальных общностей (напр., античная Культура,

социалистическая Культура). Культура характеризует также особенности

поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах обществ,

жизни. В Культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отд.

индивида (личная Культура)

Первоначально понятие Культура подразумевало целенаправленное

воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание

и обучение самого человека. Хотя само слово «Культура» вошло в обиход

европейской социальной мысли лишь со 2-й пол. 18 в., более или менее

сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской

истории и за её пределами Эллиы видели в «пайдейе», т. е. «воспитанности»,

главное своё отличие от «некультурных» варваров. В поздне-римскую эпоху,

наряду с представлениями, передаваемыми основным смыслом слова «Культура»,

зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений,

позитивно оценивавший гор. уклад социальной жизни и более близкий к

возникшему позднее понятию цивилизации. Слово «Культура» стало

ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху Возрождения под

совершенством Культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу

человека, а в дальнейшем — идеалу просветителей.

Для буржуазной философии характерно отождествление Культуры с формами

духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно

проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственным

форм правления. Так, французские просветители 18 в. (Вольтер, Тюрго,

Кондорсе) сводили содержание культу процесса к развитию человеческого

«разума». «Культурность», «цивилизованность» нации или страны (в

противоположность «дикости» и «варварству» первобытных народов) состоит в

«разумности» их общественных порядков и политических учреждений и

измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Цель

Культуры, соответствующая высшему назначению «разума»,— сделать всех людей

счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей

«естественной» природы.

Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникала «критика» Культуры и

цивилизации (Руссо), противопоставляющая испорченности и моральной

развращённости «культурных» наций простоту и чистоту нравов народов,

находившихся на патриархальной ступени развития. Эта критика была

воспринята немецкой классической философией, придавшей ей характер

общетеоретического осмысления противоречий и коллизий буржуазной

цивилизации. Выход из этой ситуации немецкие философы искали в сфере

«духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шиллер, романтизм) или

философского (Гегель) сознания, которые и выдаются ими за область подлинно

культурного существования и развития человека. Культура с этой точки зрения

предстаёт как область духовной свободы человека, лежащая за пределами его

природного и социального существования. Немецкому философско-историческому

сознанию свойственно признание множества своеобразных типов и форм развития

Культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и

образующих в совокупности единую линию духовной эволюции человечества.

Так, Гердер рассматривает Культуру, как прогрессивное раскрытие

способностей человеческого ума, но пользуется этим понятием и для

определения этапов относит, исторического развития человечества, а также

для характеристики ценностей просвещённости. Немецкие романтики (Шиллер, А.

и Ф. Шлегели, поздний Шеллинг) продолжили гердеровскую линию двоякого

толкования Культуры. С одной стороны, они создали традицию сравнительно-

исторического изучения Культуры (Гумбольдт и школа компаративной

лингвистики), с другой — положили начало взгляду на Культуру как на частную

антропологическую проблему. В несколько ином аспекте подобный же взгляд

оформился в «теорию культурных кругов» (Л. Фробениус, Ф. Гребнер),

распространённую до нач. 20-х гг. 20 в.

Теория единой линейной эволюции Культуры была также подвергнута критике

с иррационалистических позиций философии жизни, и ей была противопоставлена

концепция «локальных цивилизаций» — замкнутых и самодостаточных,

неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста,

созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно

противопоставление Культуре и цивилизации, которая рассматривается как

последний этап развития данного общества. Сходные представления развивались

в России Данилевским, позднее Сорокиным, а в Великобритании — Тойнби. В

некоторых концепциях критика Культуры, начатая Руссо, доводилась до полного

её отрицания; выдвигалась идея «природной антикультурности» человека, а

любая Культура трактовалась как средство его подавления и порабощения

(Ницше).

С последней трети 19 в. изучение Культуры развивалось и в рамках

антропологии и этнографии. При этом складывались различные подходы к

Культуре. Положив начало т. н. культурной антропологии, английский этнолог

Тайлор определял Культуру путём перечисления её конкретных элементов, но

без уяснения их связи с организацией общества и функциями отд. культурных

институтов. Американский учёный Боас в нач. 20 в. предложил метод

детального изучения обычаев, языка и др. характеристик жизни примитивных

обществ и их сравнения, позволявший выявить исторические условия их

возникновения. Американский антрополог А. Крёбер перешёл от изучения

культурных обычаев к понятию «культурного образца»; совокупность таких

«образцов» и составляет систему Культуре. В функциональных теориях

Культуры, ведущих своё начало от английских этнологов и социологов

Малиновского и Радклифф-Брауна (т. н. социальная антропология), основным

становится понятие социальной структуры, а Культура рассматривается как

органическое целое, анализируемое по составляющим его институтам. Структуру

социальные антропологи рассматривают как формальный аспект устойчивых во

времени социальных взаимодействий, а Культура определяется как система

правил образования структуры при таких взаимоотношениях. Функции Культуры

состоят во взаимном соотнесении и иерархическом упорядочении элементов

социальной системы. Постулаты этой теории были подвергнуты критике

Парсонсом, Мертоном, использовавшими понятие Культура для обозначения

системы ценностей как органической части социальной системы, определяющей

степень её упорядоченности и управляемости (см. Структурно-функциональный

анализ).

В культуроведении получают развитие и др. подходы к изучению Культуры.

Так, на основе возникшей в рамках культурной антропологии тенденции

рассматривать роль Культуры при передаче социального наследия от поколения

к поколению было развито представление о коммуникативных свойствах

Культуры. При этом язык стал считаться основой для изучения строения

Культуры, что способствовало внедрению в культуроведение методов семиотики,

структурной лингвистики, математики и. Однако структурная антропология

неправомерно рассматривает Культуру как чрезвычайно стабильную конструкцию,

не учитывает динамики исторического развития Культуры, связь Культуры с

актуальным состоянием общества, роль человека как творца Культуры. С

попыткой решить проблему «Культура — личность» связано возникновение

особого направления психологии К. [Р. Бенедикт, М. Мид, М. Херсковиц (США)

и др.]. Опираясь на концепцию Фрейда, истолковавшего Культуру. как механизм

социального подавления и сублимации бессознательных психических процессов,

а также на концепции неофрейдистов Г. Рохейма, К. Хорни, X. Салливана (США)

о Культура как знаковом закреплении непосредственно психических

переживаний, представители этого направления интерпретировали Культуру как

выражение социальной общезначимости свойственных человеку основных

психических состояний. «Культурные образцы» стали понимать как реальные

механизмы приспособления, помогающие индивидам решать конкретные задачи

социального существования и обучения, в процессе которого общие образцы

переходят в индивидуальные навыки [Мид, Дж. Мёрдок (США) и др.].

Идеалистические учения неокантианца Кассирера и швейцарского психолога

и философа культуры Юнга легли в основу представления о символических

свойствах Культуры. Ряд представителей психологии Культуры, опирающихся на

концепцию «локальных цивилизаций», стремились отыскать набор «культурных

инвариантов», не сводимых друг к другу и не имеющих под собой реального

общего субстрата. Напротив, сторонники феноменологического подхода к

Культуре, а также некоторые представители экзистенциализма выдвигают

предположение об универсальном содержании, скрытом в любой частной

Культуре, исходя либо из утверждения об универсальности структур сознания,

либо из постулата о психобиологическом. единстве человечества (Юнг), либо

из уверенности в наличии некоего «фундаментального основания», «осевой

изначальности» Культуре, по отношению к которым все её разновидности — лишь

«частности» или «шифры» (Хайдеггер, Ясперс).

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный),

1. синоним культуры.

2. Уровень, ступень обществ, развития, материальной и духовной культуры

(антич. Ц.).

3. Ступень обществ, развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф.

Энгельс).

Понятие «Цивилизация» появилось в 18 в. в тесной связи с понятием

«культура». Французские философы-просветители называли цивилизованным

общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие

«Цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако

такое представление о Цивилизации не было господствующим. Так, Данилевский

сформулировал теорию общей типологии культур, или Цивилизацию, согласно

которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных

Цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции

Шпенглера Цивилизация — это определенная заключительная стадия развития

любой культуры; её основные признаки: развитие индустрии и техники,

деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей

в больших городах, превращение народов в безликие «массы». При таком

понимании Цивилизация как эпоха упадка противопоставляется целостности и

органичности культуры.

Вопрос №24 Общество как предмет философского исследования

Вопросы общественного развития находились в поле зрения философов с

древнейших времен. По мере накопления знаний выделилась специальная

философская дисциплина – социальная философия. Становление знаний об

обществе представлено различными школами и направлениями. Главными из них

являются: социологический идеализм, географизм, исторический материализм,

биологизм, психологизм, техницизм. Идеализм в социологии исходит из

признания первичности духовной стороны общественного развития (логос, Бог,

идея, сознание). Материалистические тенденции в обществоведении проявляются

в поиске материальных оснований исторического процесса (географические

условия, орудия труда, экономические отношения и др.). Наиболее полно и

последовательно эти тенденции воплотились в историческом материализме,

теоретическая основа которого – материалистическое понимание истории.

Важными проблемами социальной философии являются: деятельность человека,

соотношение объективных закономерностей общественного развития и

субъективной деятельности людей. Различные подходы к проблеме общества и

человека обогащают социальную философию, являются условием ее дальнейшего

развития.

Вопрос №25 Сознание и общественная природа. Сознание и язык

Сознание - одно из основных понятий философии, психологии и социологии,

обозначающее высший уровень психической активности человека как социального

существа. Для философии главным является вопрос об отношении сознания к

бытию. Проблема сознания всегда привлекала внимание философов, т. к.

определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с

окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого

сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные

подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию

затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого

философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но

все они имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически

человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью.

Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как

своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с

окружающим миром, включая управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр

вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и

др. наук. Рассмотрение раздельных аспектов сознания всегда опирается на

философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой

стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и

углубление собственно философской проблематики сознания.

Центральным вопросом остается вопрос об отношении сознания к бытию,

вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех

возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той

ответственности, которую налагает сознание на человека. Исходя из

материалистической позиции превосходства бытия над сознанием, марксистско-

ленинская философия отнюдь не отрицает того принципиального обстоятельства,

что способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что,

человеческая деятельность «пронизана» сознанием. Вторичность сознания по

отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система,

внутри которой сознание является специфическим условием, средством,

предпосылкой вписывания человека в эту целостную систему бытия. В контексте

человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее

необходимым условием. Т. о. вторичность человеческого сознания по отношению

к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к

системе, вторичность условия и предпосылки по отношению к целостной

структуре деятельности.

Социальная обусловленность сознания, его генезис (эволюция форм

отражения).

Представляя собой свойство высокоорганизованной материи - мозга,

сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного

мира, субъективная реальность, а в гносеологическом плане - как идеальное в

противоположность материальному и в единстве с ним. При социологическом

подходе сознание рассматривается прежде всего как отображение в духовной

жизни людей интересов и представлений различных социальных групп, классов,

наций, общества в целом. Будучи отображением материального бытия, сознание

выступает в различных относительно самостоятельных формах. Возникает

необходимость проследить генетические истоки сознания в формах организации

материи, которые предшествуют человеку в процессе ее эволюции. Важнейшей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.