рефераты скачать

МЕНЮ


Набор ответов для экзаменов по философии

познание изучается не только философией. Сейчас происходит и интенсивное

развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной

психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и

методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии

знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания,

рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и

квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако

сущность познавательного отношения к миру является предметом именно

философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных

мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание

является необходимой стороной этого отношения, и само может быть понято

только в контексте последнего.

Структура знания. Рациональное и чувственное познание Чувственное

познание и его элементы

Прежде всего, необходимо рассмотреть познавательную деятельность на той

ее ступени, когда она непосредственно включена в качестве важнейшего

аспекта в процесс практического использования и преобразования

материальных предметов или социальных институтов, то есть конкретных

явлений окружающего мира. Начать с этой формы познавательной деятельности

необходимо потому, что она действительно является начальным этаном

познания. Она, во-первых, является начальным этапом в историческом смысле:

разделение физического и умственного труда и выделение последнего в особый

тип деятельности — сравнительно поздний этан истории, которому предшествует

длительный период развития познавательного опыта людей в процессе

совокупной, еще не расчлененной материально-практической деятельности. Во-

вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее

основе, именно благодаря ей, осуществляется контакт человека с миром

материальных объектов. Она — предпосылка, без которой другие формы

познавательной деятельности не могут существовать.

Как же человек познает вещи и процессы природы, а также все созданные

человеческим трудом, разумом и общественной деятельностью человека явления,

которые приобретают форму материальных объектов и процессов?

Диалектико-материалистическая гносеология подчеркивает, во-первых,

зависимость чувственного познания от непосредственной чувственно-

практической деятельности и, во-вторых, выявляет целостный характер

чувственного освоения материального объекта. Но при этом в пределах

марксистско-ленинской гносеологии считается необходимым и возможным

выделить отдельные, функционирующие в рамках этой целостности элементы

чувственного познания.

Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощущение в

качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают

различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от

интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности,

установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом

месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

Современные биологические науки исследуют сложнейшую структуру нервных

процессов человека, деятельность его мозга, показывая, какие именно

процессы мозговой деятельности выполняют функции «приема» и «переработки»

ощущений. Так, в затылочных отделах коры головного мозга — «центр»

зрительных ощущений, в теменных отделах — осязания, в височных — центр

слуховых ощущений, задняя часть коры головного мозга в основном

«перерабатывает» информацию, тогда как передняя подает сигнал, «инструкцию»

деятельности, лобные доли мозга обеспечивают сравнение эффекта действия с

исходным его замыслом. Естественнонаучный подход к изучению ощущений

характеризуется также тем, что человеческая чувствительность, то есть

способность человека реагировать на воздействие внешнего мира,

рассматривается в тесной связи с эволюцией природы. При этом

устанавливается, что способность отражения в разной степени присуща всем

живым существам, а в зачаточной форме (в форме способности вступать во

взаимодействие и реагировать на воздействие, «отражать» его) свойственна

вообще всей природе. Поскольку такая способность рассматривается как

универсальное, предельно широко понимаемое свойство всего природного мира,

возможно также исследование человеческого ощущения с точки зрения

восприятия и отражения внешнего сигнала, его передачи и переработки

поступающей в организм информации. Такой подход характерен для теории

информации, в частности для кибернетики.

Специфика диалектико-материалистического гносеологического подхода

заключается в том, что такие элементарные формы отражения, как ощущение,

рассматриваются как зависимые компоненты совокупной человеческой

деятельности. Нельзя недооценивать человечески-активный характер процессов,

которые совершаются в тех случаях, когда предмет «дается»,

«предоставляется» сознанию, «вступает» в него. Здесь происходит

существенное, качественное изменение, совершается скачок: факт объективного

но отношению к сознанию раздражения преобразуется, но точному выражению

Ощущение, следовательно, является субъективным, идеальным образом

предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через

«призму» человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно

порождаются каким-либо существующим вне сознания человека предметом или

каким-либо объективным раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога, прежде

всего потому, что на кожу подействовал огонь, раскаленный предмет. Но в

самом огне, в самом горячем предмете, разумеется, нет боли; боль есть

особый ответ нашего организма. Боль — ощущение человеческого существа,

которое имеет своим следствием определенное состояние его психики, эмоций,

определенную ответную реакцию, определенное действие. Ощущение есть

субъективный образ объективного мира еще и в том смысле, что оно не просто

фиксирует воздействие вещей и явлений, существующих отдельно и независимо

от человека, на человеческий организм.

Весьма важно то, что уже в ощущении начинает отражаться объективная

связь ощущающего субъекта (его органов, процессов, совершающихся в его

организме, в его мозгу, в его психике) с теми вполне определенными

явлениями и процессами окружающего мира, с которыми практически

взаимодействует данный субъект. Ощущение, таким образом, стоит у истоков

отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которые реально

вступает и реально включен определенный человек. Так, мы знаем, что предмет

определенным образом расположен в пространстве относительно воспринимающего

субъекта, и ощущение строго зависит от этого «взаимного» пространственного

расположения, пространственного отношения предмета и субъекта: качество,

форма, интенсивность зрительного и слухового ощущения, обоняния зависят от

близости или дальности предмета, от того, каким образом, какой стороной он

«обращен» к воспринимающему человеку и т. п. Ощущения одновременно зависят

и от состояния органов чувств и всего организма (так, у дальтоников иные

зрительные ощущения, чем у обычных людей, у больного человека — иные

обонятельные и вкусовые ощущения, чем у здорового, и т. п.). Но, несмотря

на эту весьма сложную двойную зависимость ощущения и от объекта, и от

субъекта, в процессе практического функционирования сознания у человека

выработалась способность оценивать и повседневно использовать объективную

информацию, поставляемую ощущениями и другими компонентами чувственного

опыта; по интенсивности ощущения мы более или менее определенно судим о

том, насколько нагретым или охлажденным является предмет, как далеко он

расположен от нас, насколько интенсивен реальный источник звука и т. п.

Диалектический материализм и субъективный идеализм принципиально по-

разному истолковывают положение об ощущении как субъективном образе

объективного мира. Материалист подчеркивает объективность источника

ощущений объективность мира, отражаемого в ощущениях, объективность тех

отношений и связей субъекта ощущения и его объекта, которые отражаются в

ощущениях. Одновременно диалектический материализм считает необходимым

точно изучить сложную диалектику объективного и субъективного, которая

имеет место в процессе образования и функционирования ощущений.

Субъективный идеализм же не просто подчеркивает, но абсолютизирует

субъективность образа, который дается ощущением; он истолковывает

субъективность как одностороннюю зависимость ощущения лишь от внутреннего

состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность,

материальность тех предметов и отношений, которые отражаются субъектом.

Восприятие — целостный образ материального предмета наблюдения.

Восприятие зарождается и существует как форма такого активного синтеза

разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими

актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному

конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия — процесс

активный и по-своему творческий.

В обычном употреблении слово «чувство» имеет еще одно значение: им

обозначают такие весьма важные и типичные для человека эмоции (переживания,

страсти), как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия, антипатия,

удовольствие, неудовольствие. Эмоции — комплексная и довольно сложная форма

человеческой чувственности. Они весьма разнообразны и по существу, и

особенно по форме выражения. Поэтому мы вправе говорить, что каждый человек

отличается большой индивидуальностью эмоций. Это происходит потому, что

эмоции вполне определенно зависят от чувственной организации отдельного

человека, а также от особенностей его психики, от индивидуальных черт

характера и темперамента. И все-таки в мире человеческих эмоций можно

выделить закономерности, обозначить типы личностей, обладающих сравнительно

сходным строем эмоций. Рассмотрением этих вопросов занимаются

психологические дисциплины. Для теории познания важно подчеркнуть, что

эмоции, подобно всем другим элементам чувственности, с одной стороны,

заключают в себе аспекты объективного отражения реальных связей, в которые

включен человек; с другой стороны, они фиксируют объективное отношение

человека к миру.

Таким образом, гносеология прежде всего подчеркивает объективную

обусловленность эмоций, страстей человека, причем в данном случае особую

роль играют вполне конкретные обстоятельства: реальные, исторические,

социальные, классово-групповые факторы, а также многие обстоятельства,

относящиеся к конкретному контексту человеческого общения. Далее,

гносеология исследует особенность субъективного момента, заключенного в

эмоциях. Эмоции могут существовать в виде непосредственных, очень быстрых и

полубессознательных реакций индивида; они могут выступать и в виде очень

сложных чувственных образований, весьма развитых, воспитанных всем

богатством человеческой культуры, то есть в виде подлинно человеческих

чувств. Эмоции являются активным, четким выражением отношения человека к

тому или иному явлению. Такое отношение всегда в явной или скрытой форме

содержит в себе момент оценки и связано с применением понятий, подобных

понятиям «хорошее», «доброе», «злое», «справедливое» или «несправедливое»,

«красивое» и т. д. Такие понятия в современной литературе часто именуются

ценностями, ценностными понятиями. Вполне понятно, что представления о

добре и справедливости не являются чисто индивидуальными, но связаны с

исторической эпохой, с принадлежностью человека к группе и классу. Значит,

рассматривая особенности субъективного аспекта эмоций, мы обнаруживаем их

зависимость от человеческого общества, от истории и культуры. А это в свою

очередь снова свидетельствует о наличии в эмоциях объективного социально-

исторического содержания и объективной информации.

Итак, главные элементы чувственной деятельности и чувственного познания

— ощущения, восприятия, представления, эмоции.

Таким образом, чувственное познание рассматривалось метафизическим

материализмом как совершенно самостоятельный этап познания, механизм

которого, как считали эти философы, состоит во взаимодействии двух

различных физических природных объектов (вещь природы и органы чувств

человека). При этом все функциональные элементы чувственно-образной формы

познания — ощущения, восприятия, представления — также представали в

качестве совершенно самостоятельных, последовательно «примыкающих друг к

другу» реальных этапов познавательной деятельности. Мышление, согласно

представлению метафизических материалистов, лишь «надстраивается» над

результатами и формами чувственного познания. Они не видели, что в каждом

акте познавательной деятельности общественно-исторического человека

реально, на деле всегда имеет место сложное диалектическое взаимодействие,

взаимоотношение чувственно-образных форм освоения действительности

(совокупность этих форм в философии нередко называется опытом, эмпирией) и

форм мыслительной деятельности, то есть деятельности, направленной на

образование понятий, абстракций, умозаключений, идей и систем идей

(совокупность этих форм в философии получила наименование «рациональной»

деятельности, от латинского «ratio» — разум).

Процессы чувственного восприятия, которые могут показаться весьма

простыми (эта кажимость и ввела в заблуждение метафизических

материалистов), на самом деле очень сложны. Верно, что при рассматривании

определенного предмета, например этой комнаты, этого стола, этого дома и т.

п., в дело включаются органы зрения. Но только ли они? Мы смотрим на этот

предмет, и наше видение (как и слышание, осязание, обоняние) тесно,

неразрывно связано с нашим отношением к данному предмету. Мы воспринимаем

его как красивый или безобразный, симметричный или асимметричный, приятный

или неприятный, полезный или вредный.

Рациональное познание

При рассмотрении чувственного познания, то есть познания, включенного в

материально-предметную деятельность, была показана его зависимость от

языка, от понятийного мышления. Что же такое понятия, как они формируются?

В самом общем виде ответ таков.

В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления, в ходе

их использования и преобразования, в процессе создания и изменения

общественных отношений человечество приобретает многообразные знания об

отношениях. Выявляются отношения между различными типами и видами

материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов и

т. д.; осуществляется также познание общественных отношений. Отношения

вещей, явлений, процессов многообразны и соответственно многоразличны

знания об отношениях. Это могут быть, например, знания об отношениях между

свойствами железа, из которого делается топор, и дерева, которое топор

может разрубить. Но это могут быть и более сложные знания отношений между

массой и ускорением тела, отношений между элементарными частицами внутри

атома или, наконец, знания об отношениях феодала и крепостного, капиталиста

и наемного рабочего.

Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами

предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения

становятся объектами познания. Но что это означает для понимания процесса

познания, и в частности для понимания механизмов возникновения понятий и их

роли в познании?

Человек при помощи своей мысли выделяет, как бы обособляет от целостных

конкретных предметов такие отношения, которые объективно, сами по себе,

помимо материальных предметов, и в качестве каких-то особых предметов не

существуют. Но они оказываются важными для жизни и деятельности человека и

человечества, а поэтому становятся специальными объектами его

познавательной деятельности. Эти объекты, выделенные и познанные человеком,

выражаются и фиксируются в словах-понятиях, подобных словам: «дом»,

«человек», «красное», «красота» и т. д.

Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно образуются

понятия, отражающие общие свойства предметов и явлений окружающего мира,

измеряются многими столетиями и уходят в глубь веков. Прежде чем знание о

тех или иных отношениях приобретает обобщенную форму и благодаря этому

приобретает понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществляться

процессы сопоставления, сравнения, различения, мысленного «рассечения» и

физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все моменты,

несущественные, второстепенные для данного отношения, для данной связи. В

процессе человеческой деятельности знания должны быть освобождены и от

чисто личных, индивидуальных моментов (чувства, переживания конкретных

субъектов, их сугубо индивидуальные цели). Знание должно приобрести

обобщенную форму и в том смысле, что в нем должны найти выражение общие

объективные отношения, и в том смысле, что оно так или иначе должно

приобрести объективное значение для множества людей. В этом случае

результатами практической деятельности становятся не только конкретные

предметы и явления, вновь созданные или преобразованные, но также и

понятия, возникшие в ходе процесса и от него на данной стадии неотделимые.

Затем созданные в ходе практической деятельности понятия становятся важным

компонентом и формой этой деятельности. В последующих процессах

использования они проверяются, уточняются и видоизменяются благодаря

постоянному сопоставлению с конкретными объектами и отношениями,

принадлежащими к данному типу.

В процессе исторического развития практики деятельность по образованию

и использованию понятий, первоначально включенная в непосредственную

практическую деятельность и существовавшая только в этом виде, приобретает

более сложные формы, а затем выделяется — очень медленно и постепенно — в

самостоятельную деятельность.

Материалистическая теория познания подчеркивает и показывает, что

особые идеальные объекты познания, подобные числам, первоначально возникли

в процессе сопоставления, измерения, перерасчета и т. д. материальных

объектов, то есть что процесс практической деятельности человека в

объективном мире был здесь исходным и первичным. Марксистско-ленинская

гносеология одновременно показывает, что подобные объекты являются

совокупным результатом длительной, уходящей в глубь веков совместной

практики людей, результатом общественно-исторического процесса. В ходе

этого процесса люди сначала научились сопоставлять, измерять определенные

материальные объекты, потом уловили общность между своими действиями,

направленными на измерение и пересчет различных объектов, и, подвергнув

анализу эти действия, установили количественные отношения между самими

материальными объектами. В их сознании сформировались знания о

количественных отношениях, которые приобрели обобщенную форму, знаковое

выражение и стали важнейшим фактором дальнейшей совместной практической

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.