рефераты скачать

МЕНЮ


Набор ответов для экзаменов по философии

предпосылкой такого подхода является анализ отражения как такой формы

материального взаимодействия, на основе которой возникают психика и

сознание. Это материальное взаимодействие предполагает формирование

соответствующих телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы

психики и сознания - НС и мозга. Определяющим фактором в развитии этих

телесных органов отражения и сознания является характер взаимоотношений

носителей соответствующих форм отражения с окружающей средой. Человек

сознает при помощи мозга, но сознание - не функция самого по себе мозга, а

функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно

развитого человека с миром. Эту специфику марксистко-ленинская философия

усматривает в практически-преобразовательной деятельности людей,

организованных в определенные сообщества. Сознание выступает как особая

форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей

действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают

и развиваются на основе практическо-преобразовательной деятельности. Оно не

только отражает, но и творит мир.

Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает

и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и

общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие

представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской

составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это

содержание и закрепляется в их индивидуальной психике. Развитие общественно-

производственной практики, разделение труда приводит к обособлению сферы

производства сознания и дифференциации его форм.

Сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для

анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их

единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его

взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Вопрос №26 Общественное сознание и его структура

Анализ духовной жизни общества является одной из тех проблем социальной

философии, предмет которой еще не выделился окончательно и определенно.

Лишь в последнее время появились попытки дать объективную характеристику

духовной сферы жизни общества. Известный русский философ Н.А. Бердяев

подобное положение объяснил следующим образом: «В стихии большевистской

революции и в ее созданиях еще больше, чем в разрушениях, я очень скоро

почувствовал опасность, которой подвергается духовная культура. Революция

не щадила творцов духовной культуры, относилась подозрительно и враждебно к

духовным ценностям. Любопытно, что когда нужно было зарегистрировать

Всероссийский союз писателей, то не оказалось такой отрасли труда, к

которой можно было бы причислить труд писателя. Союз писателей был

зарегистрирован по категории типографских рабочих... Миросозерцание, под

символикой, которой протекала революция, не только не признавало

существование духа и духовной активности, но и рассматривало дух как

препятствие для осуществления коммунистического строя, как контрреволюция.»

(Бердяев Н.А. Самопознание. М.,1991. С.236-237.).

Поэтому на протяжении почти трех четвертей века отечественная философия

была вынуждена заниматься проблемами коммунистической идеологии, культуры

развитого социализма и т.п. и не изучала проблемы реальных духовных

процессов, протекавших в обществе.

Что же представляют собой общественное сознание и духовная жизнь

общества?

Одной из заслуг К. Маркса является выделение им из «бытия вообще»

общественного бытия, а из «сознания вообще» - общественного сознания -

одного из основных понятий философии. Объективный мир, воздействуя на

человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и

других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём

выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный

аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим,

поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в

объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее

структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное

сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная

психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует

подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а

только та его часть, которая носит классовый характер. Но об этом речь

пойдет ниже.

Следующий аспект рассмотрения общественного сознания - по его носителю

или субъекту. Таким образом, выделяют виды общественного сознания -

индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального

сознания является отдельный человек, носителем группового сознания -

социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа

людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Например, к феномену массового

сознания могут быть отнесены поклонники какого-то эстрадного певца,

постоянные слушатели радиостанции «Маяк». Иногда говорят, что носителем

массового сознания является толпа, но многие социологи считают, что

правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Попутно отметим,

что толпа - это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом,

собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы толпу отличает

непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность,

например, на митинге, демонстрации и т.п.

Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных

духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство

индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы -

нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое,

философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное

структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного

сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Анализируя общественное сознание, социальная философия особое внимание

уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм,

идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению

существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию

идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных,

эстетических и других идей, отражающих, в конечном счете, экономические

отношения общества с позиций определенного общественного класса.

Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно

понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная

реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную,

присущую каждому человеку.

Традиция изучения «духа» была заложена еще Платоном, который и самою

философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало становится у

Платона первичным, а материальное - несовершенное подобие идеального.

Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона,

шагнула далеко вперед и сейчас для нею актуальными являются следующие

проблемы:

. какова структура духовной жизни общества,

. каковы основные аспекты духовности,

. что такое духовное производство.

Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально-

экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить аналогичным

образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес,

духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятельность порождает

духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические,

правовые и т.д.

Выделим основные аспекты духовности.

1. Всеобъемлющий характер духовности. Духовная жизнь человека многогранна.

Она включает в себя как рациональные, так и эмоционально-аффектные

стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты,

осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и

внутренний мир человека установки, а также многие другие аспекты,

уровни, состояния духовной жизни личности. Духовность вбирает в себя

все эти грани жизни человека.

2. Духовность человека как идеальность. Идеальность в целом

характеризуется тем, что содержание любых явлений мира интериоризуется

(присваивается) человеком в чистом виде, освобожденное от объективных,

материально-предметных или пространственно-временных характеристик

бытия. Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык,

категорийно-понятийный строй человеческого сознания. Человеческая

духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя

идеальными формами.

3. Духовность как субъектный мир человека существует как внутренняя,

интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека,

развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени.

Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет

собой собственное «Я» человека, выступает как бытие, особенность этого

«Я». Духовность - субъективно-индивидуальна.

Духовность, таким образом, можно обозначить как духовную жизнь

человека, его субъективно-идеальный мир.

Сравнительно недавно в отечественной литературе появилось понятие

«духовное производство». Духовное производство - это производство сознания,

осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми

квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются:

1. идеи, теории, образы, духовные ценности;

2. духовные общественные связи индивидов;

3. духовность человека.

Структура духовного производства включает в себя научные, эстетические

и религиозные виды освоения действительности.

Нужно обратить внимание на то, что хотя политика, право, мораль и

являются формами общественного сознания, но они не являются видами

духовного производства. Дело в том, что мораль и нравственность - это не

результат творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, занимаются

изучением нравственной и моральной сферы жизни общества и человека. Но они

не создали ни одной нравственной нормы или принципа: их создание -

результат многовекового развития человеческого общежития, превращение какой-

либо рациональной нормы в требование, обращенное обществом к каждому своему

члену, для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое

существование.

Политика и право также не являются видами духовного производства,

поскольку создаваемые здесь общественные связи не являются по преимуществу

духовными. Объяснить этот вывод можно так: материальны или духовны данные

связи определяется по отношению их либо к материальным, либо к идеальным

объектам. Итак, если, например, юрист разрабатывает систему отношений к

собственности, как материальному объекту, то, следовательно, правовые

отношения собственности будут не духовными, а материальными. Политические

отношения складываются по поводу власти, а отношения власти - господства и

подчинения - это в конечном итоге тоже материальные отношения.

Наука, искусство, религия занимаются производством идей, образов,

представлений, если так можно выразиться, в «чистом» виде. В каждой из этих

форм общественного сознания реальность представляется в целостной и

специфической форме.

Словосочетание «духовное производство» не должно вводить нас в

заблуждение и вызывать попытку отождествить духовное производство с

материальным. Их различия достаточно очевидны. Различен итог производства -

материальные предметы или духовные объекты. В духовном производстве труд

индивидуален, в материальном - индивидуальный и коллективный. Наконец, не

следует забывать, что если цель жизни многих людей - материальное

богатство, то уровень духовного богатства просто не оценим.

Вопрос №27 Познание как предмет философского анализа

Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение,

отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть

познавательного отношения к миру Познавательное отношение человека к

действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его

отношений к миру. Возможность адекватного воспроизведения реальности

выступает тем самым как мировоззренческая проблема. Ее решение составляет

вторую сторону основного вопроса философии. Диалектический материализм

последовательно отстаивает положительное решение вопроса о том, возможно ли

адекватное вое произведение действительности в познавательной деятельности

человека. Специфика марксистского подхода к проблеме адекватного отражения

заключается при этом в том. что основанием и критерием истинности знания

является предметная практическая деятельность. Принципиальная позиция

диалектического материализма относительно органической связи познания и

практики была сформулирована Марксом в его «Тезисах о Фейербахе»: «Вопрос о

том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,— вовсе не

вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек

истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.

Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от

практики, есть чисто схоластический вопрос»

Всякая практическая деятельность, всякое реальное преобразование

наличие данной природной, социальной действительности и самих людей и

отношений между ними обязательно предполагает работу сознания, наличие

идеальных планов деятельности. Практика, таким образом, всегда опосредована

сознанием, идеальным, находится с ним в органическом единстве. Однако

ведущим звеном этого единства является реальное преобразование

действительности. В процессе такого преобразования, преодоления трудностей

изменяется, совершенствуется, развивается идеальный план деятельности

Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, с

точки зрения марксистской философии может быть научно понято лишь как

основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов

деятельности и образует тот мост между сознанием и действительностью,

знанием и бытием, «наведение» которого всегда было неодолимой трудностью

для различных идеалистических направлений в философии. Понимание знания как

основы идеального плана практически-преобразовательной деятельности

является исходным принципом марксистской теории познания, позволяющим

раскрыть сущность единства познания и действительности.

Функционирование знания в качестве основы идеального плана деятельности

обеспечивает возможность обратных связей от действительности к нашим

знаниям о пей. В ходе осуществления таких связей уточняются,

пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание,

таким образом, является не продуктом пассивного созерцания

действительности.

Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной

практической деятельности человека.

Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутренним

дифференцированием развивается и человеческое познание. Будучи поначалу

вплетено в ткань реальной человеческой жизни, основу которой составляет

практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном

этапе развития общества обособляется в специализированное духовное

производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и

др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной

картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании.

Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной

жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей,

памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии,

заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру,

несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в

выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого

невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование

этого мира.

Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать

знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности,

каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой

возникает и совершенствуется такое знание,— это и составляет

мировоззренческую природу философского анализа познания. В настоящее время

познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное

развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной

психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и

методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии

знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания,

рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и

квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако

сущность познавательного отношения к миру является предметом именно

философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных

мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание

является необходимой стороной этого отношения, и само может быть понято

только в контексте последнего.

Вопрос №28 Чувственная и рациональная ступени познания

Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процесс ее активной

практической деятельности человека.

Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутренним

дифференцированием развивается и человеческое познание. Будучи поначалу

вплетено в ткань реальной человеческой жизни, основу которой составляет

практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном

этане развития общества обособляется в специализированное духовное

производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и

др.) является научно-теоретическая деятельность, по строение особой научной

картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании.

Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной

жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей,

памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии,

заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру,

несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в

выработке адекватного вое произведения действительности, без которого

невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование

этого мира.

Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать

знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности,

каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой

возникает и совершенствуется такое знание,— это и составляет

мировоззренческую природу философского анализа познания. В настоящее время

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.