Набор ответов для экзаменов по философии
предпосылкой такого подхода является анализ отражения как такой формы
материального взаимодействия, на основе которой возникают психика и
сознание. Это материальное взаимодействие предполагает формирование
соответствующих телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы
психики и сознания - НС и мозга. Определяющим фактором в развитии этих
телесных органов отражения и сознания является характер взаимоотношений
носителей соответствующих форм отражения с окружающей средой. Человек
сознает при помощи мозга, но сознание - не функция самого по себе мозга, а
функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно
развитого человека с миром. Эту специфику марксистко-ленинская философия
усматривает в практически-преобразовательной деятельности людей,
организованных в определенные сообщества. Сознание выступает как особая
форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей
действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают
и развиваются на основе практическо-преобразовательной деятельности. Оно не
только отражает, но и творит мир.
Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает
и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и
общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие
представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской
составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это
содержание и закрепляется в их индивидуальной психике. Развитие общественно-
производственной практики, разделение труда приводит к обособлению сферы
производства сознания и дифференциации его форм.
Сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для
анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их
единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его
взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.
Вопрос №26 Общественное сознание и его структура
Анализ духовной жизни общества является одной из тех проблем социальной
философии, предмет которой еще не выделился окончательно и определенно.
Лишь в последнее время появились попытки дать объективную характеристику
духовной сферы жизни общества. Известный русский философ Н.А. Бердяев
подобное положение объяснил следующим образом: «В стихии большевистской
революции и в ее созданиях еще больше, чем в разрушениях, я очень скоро
почувствовал опасность, которой подвергается духовная культура. Революция
не щадила творцов духовной культуры, относилась подозрительно и враждебно к
духовным ценностям. Любопытно, что когда нужно было зарегистрировать
Всероссийский союз писателей, то не оказалось такой отрасли труда, к
которой можно было бы причислить труд писателя. Союз писателей был
зарегистрирован по категории типографских рабочих... Миросозерцание, под
символикой, которой протекала революция, не только не признавало
существование духа и духовной активности, но и рассматривало дух как
препятствие для осуществления коммунистического строя, как контрреволюция.»
(Бердяев Н.А. Самопознание. М.,1991. С.236-237.).
Поэтому на протяжении почти трех четвертей века отечественная философия
была вынуждена заниматься проблемами коммунистической идеологии, культуры
развитого социализма и т.п. и не изучала проблемы реальных духовных
процессов, протекавших в обществе.
Что же представляют собой общественное сознание и духовная жизнь
общества?
Одной из заслуг К. Маркса является выделение им из «бытия вообще»
общественного бытия, а из «сознания вообще» - общественного сознания -
одного из основных понятий философии. Объективный мир, воздействуя на
человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и
других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.
Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём
выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный
аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим,
поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в
объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее
структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное
сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная
психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует
подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а
только та его часть, которая носит классовый характер. Но об этом речь
пойдет ниже.
Следующий аспект рассмотрения общественного сознания - по его носителю
или субъекту. Таким образом, выделяют виды общественного сознания -
индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального
сознания является отдельный человек, носителем группового сознания -
социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа
людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Например, к феномену массового
сознания могут быть отнесены поклонники какого-то эстрадного певца,
постоянные слушатели радиостанции «Маяк». Иногда говорят, что носителем
массового сознания является толпа, но многие социологи считают, что
правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Попутно отметим,
что толпа - это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом,
собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы толпу отличает
непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность,
например, на митинге, демонстрации и т.п.
Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных
духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство
индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы -
нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое,
философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное
структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного
сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.
Анализируя общественное сознание, социальная философия особое внимание
уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм,
идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению
существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию
идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных,
эстетических и других идей, отражающих, в конечном счете, экономические
отношения общества с позиций определенного общественного класса.
Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно
понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная
реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную,
присущую каждому человеку.
Традиция изучения «духа» была заложена еще Платоном, который и самою
философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало становится у
Платона первичным, а материальное - несовершенное подобие идеального.
Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона,
шагнула далеко вперед и сейчас для нею актуальными являются следующие
проблемы:
. какова структура духовной жизни общества,
. каковы основные аспекты духовности,
. что такое духовное производство.
Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально-
экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить аналогичным
образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес,
духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятельность порождает
духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические,
правовые и т.д.
Выделим основные аспекты духовности.
1. Всеобъемлющий характер духовности. Духовная жизнь человека многогранна.
Она включает в себя как рациональные, так и эмоционально-аффектные
стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты,
осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и
внутренний мир человека установки, а также многие другие аспекты,
уровни, состояния духовной жизни личности. Духовность вбирает в себя
все эти грани жизни человека.
2. Духовность человека как идеальность. Идеальность в целом
характеризуется тем, что содержание любых явлений мира интериоризуется
(присваивается) человеком в чистом виде, освобожденное от объективных,
материально-предметных или пространственно-временных характеристик
бытия. Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык,
категорийно-понятийный строй человеческого сознания. Человеческая
духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя
идеальными формами.
3. Духовность как субъектный мир человека существует как внутренняя,
интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека,
развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени.
Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет
собой собственное «Я» человека, выступает как бытие, особенность этого
«Я». Духовность - субъективно-индивидуальна.
Духовность, таким образом, можно обозначить как духовную жизнь
человека, его субъективно-идеальный мир.
Сравнительно недавно в отечественной литературе появилось понятие
«духовное производство». Духовное производство - это производство сознания,
осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми
квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются:
1. идеи, теории, образы, духовные ценности;
2. духовные общественные связи индивидов;
3. духовность человека.
Структура духовного производства включает в себя научные, эстетические
и религиозные виды освоения действительности.
Нужно обратить внимание на то, что хотя политика, право, мораль и
являются формами общественного сознания, но они не являются видами
духовного производства. Дело в том, что мораль и нравственность - это не
результат творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, занимаются
изучением нравственной и моральной сферы жизни общества и человека. Но они
не создали ни одной нравственной нормы или принципа: их создание -
результат многовекового развития человеческого общежития, превращение какой-
либо рациональной нормы в требование, обращенное обществом к каждому своему
члену, для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое
существование.
Политика и право также не являются видами духовного производства,
поскольку создаваемые здесь общественные связи не являются по преимуществу
духовными. Объяснить этот вывод можно так: материальны или духовны данные
связи определяется по отношению их либо к материальным, либо к идеальным
объектам. Итак, если, например, юрист разрабатывает систему отношений к
собственности, как материальному объекту, то, следовательно, правовые
отношения собственности будут не духовными, а материальными. Политические
отношения складываются по поводу власти, а отношения власти - господства и
подчинения - это в конечном итоге тоже материальные отношения.
Наука, искусство, религия занимаются производством идей, образов,
представлений, если так можно выразиться, в «чистом» виде. В каждой из этих
форм общественного сознания реальность представляется в целостной и
специфической форме.
Словосочетание «духовное производство» не должно вводить нас в
заблуждение и вызывать попытку отождествить духовное производство с
материальным. Их различия достаточно очевидны. Различен итог производства -
материальные предметы или духовные объекты. В духовном производстве труд
индивидуален, в материальном - индивидуальный и коллективный. Наконец, не
следует забывать, что если цель жизни многих людей - материальное
богатство, то уровень духовного богатства просто не оценим.
Вопрос №27 Познание как предмет философского анализа
Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение,
отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть
познавательного отношения к миру Познавательное отношение человека к
действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его
отношений к миру. Возможность адекватного воспроизведения реальности
выступает тем самым как мировоззренческая проблема. Ее решение составляет
вторую сторону основного вопроса философии. Диалектический материализм
последовательно отстаивает положительное решение вопроса о том, возможно ли
адекватное вое произведение действительности в познавательной деятельности
человека. Специфика марксистского подхода к проблеме адекватного отражения
заключается при этом в том. что основанием и критерием истинности знания
является предметная практическая деятельность. Принципиальная позиция
диалектического материализма относительно органической связи познания и
практики была сформулирована Марксом в его «Тезисах о Фейербахе»: «Вопрос о
том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,— вовсе не
вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек
истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.
Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от
практики, есть чисто схоластический вопрос»
Всякая практическая деятельность, всякое реальное преобразование
наличие данной природной, социальной действительности и самих людей и
отношений между ними обязательно предполагает работу сознания, наличие
идеальных планов деятельности. Практика, таким образом, всегда опосредована
сознанием, идеальным, находится с ним в органическом единстве. Однако
ведущим звеном этого единства является реальное преобразование
действительности. В процессе такого преобразования, преодоления трудностей
изменяется, совершенствуется, развивается идеальный план деятельности
Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, с
точки зрения марксистской философии может быть научно понято лишь как
основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов
деятельности и образует тот мост между сознанием и действительностью,
знанием и бытием, «наведение» которого всегда было неодолимой трудностью
для различных идеалистических направлений в философии. Понимание знания как
основы идеального плана практически-преобразовательной деятельности
является исходным принципом марксистской теории познания, позволяющим
раскрыть сущность единства познания и действительности.
Функционирование знания в качестве основы идеального плана деятельности
обеспечивает возможность обратных связей от действительности к нашим
знаниям о пей. В ходе осуществления таких связей уточняются,
пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание,
таким образом, является не продуктом пассивного созерцания
действительности.
Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной
практической деятельности человека.
Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутренним
дифференцированием развивается и человеческое познание. Будучи поначалу
вплетено в ткань реальной человеческой жизни, основу которой составляет
практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном
этапе развития общества обособляется в специализированное духовное
производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и
др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной
картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании.
Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной
жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей,
памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии,
заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру,
несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в
выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого
невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование
этого мира.
Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать
знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности,
каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой
возникает и совершенствуется такое знание,— это и составляет
мировоззренческую природу философского анализа познания. В настоящее время
познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное
развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной
психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и
методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии
знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания,
рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и
квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако
сущность познавательного отношения к миру является предметом именно
философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных
мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание
является необходимой стороной этого отношения, и само может быть понято
только в контексте последнего.
Вопрос №28 Чувственная и рациональная ступени познания
Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процесс ее активной
практической деятельности человека.
Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутренним
дифференцированием развивается и человеческое познание. Будучи поначалу
вплетено в ткань реальной человеческой жизни, основу которой составляет
практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном
этане развития общества обособляется в специализированное духовное
производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и
др.) является научно-теоретическая деятельность, по строение особой научной
картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании.
Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной
жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей,
памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии,
заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру,
несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в
выработке адекватного вое произведения действительности, без которого
невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование
этого мира.
Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать
знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности,
каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой
возникает и совершенствуется такое знание,— это и составляет
мировоззренческую природу философского анализа познания. В настоящее время
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|