Лекции по философии (Орел, 2003г.)
ИСТИНА - ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ
СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Иначе говоря, это верное, правильное
отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении. Достижение
истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной,
философской, образно-художественной и др.). Каковы ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИСТИНЫ?
Первое и исходное из них - ОБЪЕКТИВНОСТЬ:
конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость
содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о
том, что Земля вращается вокруг Солнца).
Будучи объективна по своему
содержанию, истина субъективна по форме: ее познают люди и выражают в
определенных понятиях, законах, категориях и т.п. Например, всемирное
тяготение присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно
было открыто И. Ньютоном.
ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий
одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для
характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного
(выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей
изменчивое, преходящее).
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ -
это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного
знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного
мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. Между ними
нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных
сторон, моментов имеет свою специфику.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (точнее,
абсолютное в объективной истине) понимается,
во-первых, как полное, исчерпывающее
знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не
будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;
во-вторых, как тот элемент знаний,
который не может быть никогда опровергнут в будущем: "птицы имеют
клюв", "люди смертны" и т.д. Это т.н. вечные истины, знания об
отдельных сторонах предметов.
Абсолютная истина в виде целостного
фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем
механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития
познания на основе практики.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА (точнее,
относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного
знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При
этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика
сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например,
"истина" о существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и
т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности,
незавершенности.
Существуют две крайние позиции в
понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. ДОГМАТИЗМ
преувеличивает значение устойчивого момента, РЕЛЯТИВИЗМ - изменчивой стороны
каждой истины.
В свое время Гегель справедливо
подчеркивал, что абсолютной истины нет, ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА. КОНКРЕТНОСТЬ
- ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ИСТИНЫ. Это значит, что любое истинное знание (в
науке, философии, искусстве и т.п.) всегда определяется в своем содержании и
применении условиями данного места, времени и многими другими специфическими
обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее и точнее.
Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за
пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой
антипод - в заблуждение. Даже такая простая истина, как 2+2=4 является таковой
только в десятичной системе исчисления.
Таким образом, объективная,
абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные "сорта"
истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками
(свойствами).
По вопросу О КРИТЕРИИ ИСТИНЫ в
истории философии и науки высказывались различные точки зрения. В качестве
такого критерия выдвигались: общезначимость (то, что признается многими
людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху - прагматизм
(от греч. прагма - дело, действие); то, что соответствует условному соглашению
- конвенционализм (от лат. конвенцио - договор, соглашение); то, во что люди
сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов, и т.д. Авторы этих и
других концепций в поисках истины, как правило, не выходили за пределы самого
знания.
Диалектико-материалистическая
философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью
путем введения в теорию познания общественно-исторической практики.
Проверка знания "на
истину" практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или
зеркальное сличение. Она представляет собой процесс, т.е. носит исторический, диалектический
характер. А это значит, что КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ ОДНОВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛЕН И
НЕОПРЕДЕЛЕН, АБСОЛЮТЕН И ОТНОСИТЕЛЕН. Абсолютен в том смысле, что только
развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно
доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный
критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется,
наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент,
тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.
В добывании истины, как и в ее
проверке, необходимо ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ, которое есть коренной принцип
философской гносеологии. Это такое их диалектическое взаимодействие, в котором
практика все же выше, важнее познания, и, как было показано ранее, исходный и
конечный пункт познавательного процесса.
Состав,
структура и динамика знания.
Развитие философии, науки и других
форм духовной деятельности людей показывает, что любое знание есть единство
двух противоположных моментов, сторон - чувственного и рационального. Оно
невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму
соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы.
Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере
всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ
СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы чувств - зрение, слух, осязание и др.,
которые у человека есть "продукты всемирной истории", а не только
биологической эволюции. Органы чувств - это единственные "ворота",
через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире.
Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание
осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия
и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.
ОЩУЩЕНИЯ представляют собой
отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов,
непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на
зрительные, играющие наиболее важную роль, слуховые, осязательные, вкусовые и
др. Они, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа -
восприятия. ВОСПРИЯТИЕ - это целостный образ предмета, непосредственно данный в
живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это обобщенный
чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в
прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти
(Спасская башня Кремля), образы воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие
от восприятия, в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным
объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но
уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих
признаков и отбрасыванием несущественных.
Рациональное познание наиболее полно
и адекватно выражено в мышлении. МЫШЛЕНИЕ - осуществляющийся в ходе практики
активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности,
обеспечивающий на основе чувственных данных раскрытие ее закономерных связей и
их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое
мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как
определенной знаковой системе, которая может быть естественной или
искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и т.п.).
Мышление человека - не чисто его природное
свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта. Поэтому
мышление, его формы, принципы, категории, законы внутренне связаны с историей
социальной жизни, обусловлены развитием практики.
Выделяют два основных уровня
мышления - разум и рассудок. РАССУДОК - исходный уровень мышления, на котором
оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного
шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно
рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго
систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития,
взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто
устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление.
Мышление в целом невозможно без
рассудка. Он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к
метафизике. Рассудок - это обыденное, повседневное житейское мышление или то,
что называют здравым смыслом. Логика рассудка - формальная логика, которая
изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на
форму "готового" знания, а не на его содержание.
РАЗУМ (диалектическое мышление) -
высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны
творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их
собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может
постичь сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику
вещей в логике понятий. Главная задача разума - объединение многообразного,
вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих
сил изучаемых явлений.
Процесс
развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и
разума.
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ) -
способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций,
среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их
основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как
гипотеза, теория и др., на которых остановимся на следующей лекции.
ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая
общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые
закрепляются в их определениях. Наиболее общие понятия - это философские
категории (материя, качество, противоречие и др.). Понятия выражаются в
языковой форме - в виде отдельных слов (атом, водород и др.) или в виде
словосочетаний, обозначающих классы объектов (экономические отношения,
элементарные частицы и др.).
СУЖДЕНИЕ - форма мышления,
отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и
отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением,
может быть либо истинным (Париж стоит на Сене), либо ложным (Орел - столица
России).
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления,
посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или
нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения).
Классический пример умозаключения:
1.Все люди смертны (посылка).
2.Сократ - человек (обосновывающее
знание).
3.Следовательно, Сократ смертен
(выводное знание, называемое заключением или следствием).
Важнейшей характеристикой знания
является его ДИНАМИКА, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Развитие
знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно
различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к
логосу, от логоса к "преднауке", от "преднауки" к науке, от
классической науки к неклассической и т.д.
Литература:
1.
Алексеев
П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
2.
Границы
науки: о возможности альтернативных моделей познания. М., 1991.
3.
Диалектика
познания. Л., 1988.
4.
Загадка
человеческого понимания. М., 1991.
5.
Ильин В.
В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.
6.
Познание
в социальном контексте. М., 1994.
7.
Руткевич
М. Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.
8.
Современные
теории познания. М., 1992.
9.
Теория
познания: В 4 т. М., 1991-1995.
10. Философия: Учебник для вузов. Ростов-н/Д., 1995.
Тема XX. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
1. Научное познание, его специфика и строение.
2. Методология научного познания.
3. Роль науки в развитии техники.
Научное
познание, его специфика и строение.
Наука как своеобразная форма
познания начала развиваться относительно самостоятельно в эпоху становления
капиталистического способа производства (XVI-XVII вв.). Однако
самостоятельность не тождественная самоизолированности. Наука всегда была
связана с практикой, получала от нее все новые и новые импульсы для своего
развития и, в свою очередь, воздействовала на ход практической деятельности,
опредмечивалась, материализовалась в ней.
НАУКА - это форма духовной
деятельности людей, которая производит знания о природе, обществе и о самом
познании. Ее непосредственной целью является постижение истины и открытие
объективных законов развития мира. Поэтому наука в целом образует единую,
взаимосвязанную, РАЗВИВАЮЩУЮСЯ СИСТЕМУ ЗНАНИЙ О ТАКИХ ЗАКОНАХ.
Вместе с тем, в зависимости от
изучения той или иной формы материи, стороны действительности, наука
разделяется на множество отраслей знания (чайных наук). Это главный критерий
классификации. Используются и другие критерии. В частности, ПО ПРЕДМЕТУ И
МЕТОДУ ПОЗНАНИЯ можно выделить науки о природе - естествознание и обществе -
обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика,
гносеология и др.). Очень своеобразной наукой является современная математика.
Отдельную группу составляют технические науки.
В свою очередь
каждая группа наук подвергается более детальному членению. Так, в состав
естественных наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из
которых подразделяется на ряд научных дисциплин - физическая химия, биофизика
и т.п. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия,
которую, как мы выяснили в первой лекции, нельзя полностью относить только к
науке.
Возьмем еще один критерий: ПО СВОЕЙ
УДАЛЕННОСТИ ОТ ПРАКТИКИ науки можно разделить на два крупных типа:
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ. где нет прямой ориентации на практику, и ПРИКЛАДНЫЕ -
непосредственное применение результатов научного познания для решения
производственных и социально-практических проблем. Наука как форма познания и
социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, в который
входят история и логика науки, психология научного творчества, социология
научного знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается
философия науки (об этом - в следующей лекции).
При всем этом мы всегда должны
помнить, что независимо от критериев и глубины классификации границу между
отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.
ОСНОВНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: 1. Первая и основная задача научного познания,
как мы уже выяснили, - обнаружение объективных законов действительности -
природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.
Отсюда ориентация исследования главным образом на существенные свойства
предмета и их выражение в системе абстракций. Без этого не может быть науки,
ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в
сущность изучаемых явлений.
2. Непосредственная цель и высшая
ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно
рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого
созерцания. Активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного
познания. Но приоритет в нем отдается объективности. ОБЪЕКТИВНОСТЬ -
характерная черта научного познания.
3. Наука в большей мере, чем другие
формы познания, ориентирована на практическую воплощенность. Жизненный смысл
научного изыскания может быть выражен формулой: "Знать, чтобы предвидеть,
предвидеть, чтобы практически действовать" - не только в настоящем, но и
в будущем.
4. Научное познание в
гносеологическом плане - это сложный, противоречивый процесс воспроизводства
знаний, которые образуют целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез,
законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или, что
более характерно, - искусственном (математическая символика, химические
формулы и т.п.). Процесс непрерывного самообновления наукой своего
концептуального арсенала - важный показатель научности.
5. В процессе научного познания
применяются такие специфические материальные средства, как приборы,
инструменты, другое т.н. "научное оборудование", зачастую очень
сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая
техника и т.д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем других форм
познания, характерно использование в исследованиях своих объектов и самой себя
таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика,
математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные
приемы и методы (об этом - ниже).
6. Научному познанию присущи строгая
доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных
суждений. Вот почему важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая
подготовка исследователей, их философская культура, умение правильно
использовать законы и принципы мышления.
В современной методологии выделяют
различные критерии научности. К ним относят, кроме выше названных, такие, как
внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная
проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от
предвзятости, строгость и др. В других формах познания указанные критерии
проявляются в разной мере, но не являются определяющими.
СПЕЦИФИКА ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
ЯВЛЕНИЙ. Долгое время анализ науки и научного познания моделировался по
естественно-математическим методам познания. Его характеристики приписывались
науке в целом как таковой, о чем наглядно свидетельствовал позитивизм. В
последние годы резко возрос интерес к социальному (гуманитарному) познанию.
Когда речь заходит о социальном познании как одном из своеобразных видов
научного познания, то следует иметь ввиду два его аспекта:
1) любое познание в каждой из своих
форм всегда социально, потому что представляет собой общественный продукт и
детерминировано культурно-историческими причинами;
2) один из видов научного познания,
который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы -
общество в целом или его отдельные стороны: экономику, политику, духовную
сферу и др.
При исследовании недопустимо как
сведение социальных явлений к природным (попытки объяснить общественные процессы
только законами естествознания), так и противопоставление природного и
социального, вплоть до полного их разрыва. В первом случае
социально-гуманитарное знание отождествляется с естественно-научным и
механически, некритически сводится (редукция) к нему. Это натурализм,
выступающий в формах механицизма, физикализма, биологизма и др. Во втором
случае налицо противопоставление естествознания и наук о культуре,
сопровождаемое нередко дискредитацией "точных" наук
("гуманитаристика").
Оба типа наук - ветви науки как
целого, характеризующиеся единством и различием. Каждая из них, при тесной
взаимосвязи, имеет свои особенности. Специфика социального (гуманитарного)
познания проявляется в следующем:
1. Его предмет - "мир
человека", а не просто вещь как таковая. А это значит, что данный предмет
имеет субъективное измерение, в него включен человек как "автор и
исполнитель своей собственной драмы", он же и ее исследователь.
Гуманитарное познание имеет дело не с реальными вещами и их свойствами, а с
отношениями людей. Тут тесно переплетается материальное и идеальное,
объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т.п. Здесь сталкиваются
интересы и страсти, ставятся и реализуются определенные цели и т.д.
Поскольку общество - деятельность
людей, постольку социальное познание исследует ее многообразные формы, а не
природу. Обнаружение законов этой деятельности есть вместе с тем открытие
законов общества и, на этой основе, законов и принципов самого познания,
мышления.
2. Социальное познание неразрывно и
постоянно связано с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и зла,
справедливого и несправедливого и т.п.) и "субъективными"
(установки, взгляды, нормы, цели и т.п.) ценностями. Они определяют
человечески весомое и культурное значение определенных явлений
действительности. Таковы, в частности, политические, мировоззренческие,
нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы
поведения и т.д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс
социального исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых при
этом знаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|