рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Орел, 2003г.)

2.Для философии и культуры средних веков (как в Европе, так и на Востоке) характерен ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. теос - Бог). Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные формы сознания были подчи­нены ей, как вассалы $ феодально-сословном обществе были под­чинены своему господину. 3. Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.). Человек ощутил и осознал себя центром вселен­ной. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (гуманизм) означал реабилитацию не толь­ко духа, но и тела человека.

Философия  системе культуры. Функции Философии.

КУЛЬТУ­РА (от лат. культура - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах ор­ганизации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Философия как одно из явлений культуры уникальна, пото­му что она многогранная Ее интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта, и чем богаче философская концепция, тем обширнее поле культуры явля­ется в ней предметом мировоззренческого осмысления.

С исторической точки зрения, философия - не первичная, простейшая форма сознания. К моменту ее возникновения челове­чество прошло большой путь, накопило различные навыки дейст­вий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление филосо­фии - это рождение особого, вторичного типа общественного со­знания, направленного на осмысление уже сложившихся форм пра­ктики, культуры. Не случайно способ мышления, воплощенный в философии и обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

Каковы же ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ в сложном комплексе общест­венно-исторической жизни людей?

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека созна­тельным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.

КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее об­щие идеи и представления о мироздании, моральные, художествен­ные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполня­ет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуж­дения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит гене­ратором принципиально новых идей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существо­вания и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области зна­ния.

ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых свя­зей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.

Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.

Основной вопрос философии. Понятие материи.

Философский анализ направлен во вне человека - на все мироздание и внутрь - на самого человека. Философия исследует мир внешний по от­ношению к человеку и мир внутренний (духовную жизнь человека, его сознание) в их взаимосвязи друг с другом. Иными словами, в самом общем виде она изучает субъектно-объектные отношения. Никакая другая наука этой проблемой специально не занимается. Поэтому все философские проблемы так или иначе затрагивают са­мый общий вопрос - о соотношении материи и сознания. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И СОСТОИТ В ОТНОШЕНИИ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ. Он имеет две стороны: что является первичным - материя или соз­нание, а также верно или нет сознание человека познает мате­риальный мир.

В зависимости от решения основного вопроса философии мы­слители разделились на два основных направления - МАТЕРИАЛИЗМ и ИДЕАЛИЗМ. Материалисты, опираясь на данные научных исследо­ваний, утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично, оно возникло в результате длительного развития ма­терии. Идеалисты считают, что первично сознание: либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм). Идеа­листы не отрицают материю, но рассматривают ее как низший род бытия - не как творческое, а как вторичное (сотворенное) на­чало.

В решении вопроса О ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА также существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма про­тивостоят более пессимистические системы взглядов: СКЕПТИЦИЗМ (от греч. скептикос - рассматривающий, исследующий) - идеалис­тическое философское направление, подвергающее сомнению возмо­жность достоверного познания объективной действительности; АГНОСТИЦИЗМ  (от греч. а - отрицание и гносис - знание; недосту­пный познанию) - идеалистическое философское течение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерно­стей. Учение о познании в философии называют ГНОСЕОЛОГИЕЙ.

Формы материализма, как и идеализма, многообразны. Так, различают метафизический и диалектический материализм. Рассмо­трим в качестве примера, как в рамках ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО  УЧЕНИЯ решалась одна из важнейших (особенно для материалистов)  философских проблем - ПРОБЛЕМА МАТЕРИИ.

Определение материи, данное В. И. Лениным, является наибо­лее общепризнанным в современном материализме:

МАТЕРИЯ ЕСТЬ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ОБЪЕК­ТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, КОТОРАЯ ДАНА ЧЕЛОВЕКУ В ОЩУЩЕНИЯХ ЕГО, КО­ТОРАЯ КОПИРУЕТСЯ, ФОТОГРАФИРУЕТСЯ, ОТОБРАЖАЕТСЯ НАШИМИ ОЩУЩЕНИЯМИ, СУЩЕСТВУЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ НИХ. О чем говорит это опреде­ление?

Во-первых, о том, что главным свойством материи является свойство быть ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, Т.Е. СУЩЕСТВОВАТЬ ВНЕ НАШЕГО СОЗНАНИЯ. Этим признается первичность материи по отно­шению к сознанию.

Во-вторых, если признаком материальности является свойст­во "быть объективной реальностью", то никакие тела, вещи, про­цессы как природные, так и произведенные человеком, не могут претендовать на свое исключительное право быть материей. Мате­рия существует только в многообразии конкретных объектов. Лю­ди открывают все новые и новые свойства природных тел и процес­сов, производят бесконечное множество не существующих в приро­де вещей. Это дает возможность утверждать, что МАТЕРИЯ НЕИСЧЕР­ПАЕМА.

В-третьих, материя "копируется, фотографируется, отобра­жается нашими ощущениями". ЭТИМ ПРИЗНАЕТСЯ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПО­ЗНАВАЕМОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, что означает согласование, со­впадение между собой содержания законов мышления и законов объективного мира. Факт такого согласования объясняется следующим  образом: мышление - продукт человеческого мозга; но и че­ловек, и его мозг - продукты природы, которые развиваются вме­сте с ней. В конечном счете, следовательно, мышление - продукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира.

Понятие "материя" выполняет ту же функцию, что и понятие "бытие" Парменида в античности или Бога в средневековье: выс­тупает гарантом существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожимость,  несотворенность. Следовательно, она может рас­сматриваться в качестве своеобразного обоснования существова­ния не только материального мира, но и духовного. МАТЕРИАЛЬ­НЫЙ МИР РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕЩЕЙ И ПРОЦЕССОВ. Это взаимодействие (а не Бог) выступает, согласно материализ­му, основанием мира.

Материя, как мы установили, неисчерпаема, т.е. многообра­зие конкретных объектов, в которых она существует, бесконечно. Но бесконечное ее содержание не хаотично; оно упорядочено. Пре­жде всего можно говорить о СТРОЕНИИ МАТЕРИИ НА УРОВНЕ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.

В СТРУКТУРУ МАТЕРИИ НА УРОВНЕ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ, с точки зрения современной науки, входят: элементарные частицы, физи­ческий вакуум (особое состояние материи, где происходят слож­ные процессы появления и исчезновения элементарных частиц), атомы, звезды, молекулы, планеты, планетные системы, галакти­ки (совокупность взаимосвязанных планетных систем и звезд), системы галактик, метагалактики (системы взаимодействующих скоплений галактик). Тайные строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и метагалактик, люди еще не поз­нали.

УРОВЕНЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ ВКЛЮЧАЕТ ДВА ПОЛУУРОВНЯ: БИОЛОГИЧЕСКУЮ  И СОЦИАЛЬНУЮ (общественную) жизнь. На биологическом уров­не в структуру материи входят нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК присутствуют в клетках всех живых организмов и выполняют важ­нейшие функции по хранению и передаче генетической информации), белки (доклеточный уровень жизни), клетки и одноклеточные ор­ганизмы, многоклеточные организмы (растения и животные), попу­ляции (совокупности особей одного вида, длительное время зани­мающие определенное пространство и воспроизводящие себя в по­томстве; пример популяции - стая волков, стая рыб, муравейник), биоценозы (совокупность популяций, населяющих данный участок суши, воды и находящихся в определенной связи между собой и ок­ружающей средой. Пример биоценоза - лес, в котором популяции живущих в нем животных, растений, грибов, микроорганизмов вза­имодействуют между собой, образуя целостную равновесную систему), биосфера (глобальная система жизни, образованная в ре­зультате взаимодействия биоценозов).

На социальном уровне в структуре материи можно выделить следующие элементы: семья, классы, расы, нации и т.д.

Материя, как указано выше, обладает многочисленными свой­ствами, но есть среди них такие, без которых она не может су­ществовать. Такие свойства называются АТРИБУТАМИ. К ним отно­сятся движение, пространство и время.

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ ОБОЗНАЧАЕТ ЛЮБЫЕ ВЗАИМОДЕЙ­СТВИЯ, А ТАКЖЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЙ ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ ПРОИСХО­ДЯТ В ПРОЦЕССЕ ЭТИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ. ПОЭТОМУ ДВИЖЕНИЕ ЕСТЬ ИЗ­МЕНЕНИЕ ВООБЩЕ.

Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянном дви­жении, изменении. Есть такие состояния движения, которые не изменяют качественных характеристик предметов. Например, все знают, что внутри предметов происходит "бешеная пляска" элек­тронов и других элементарных частиц, но при этом внешний вид, место расположения предметов сохраняются неизменными. Мы вос­принимаем их как находящиеся в покое. ПОКОЙ - ЭТО СОСТОЯНИЕ ДВИЖЕНИЯ, КОТОРОЕ НЕ НАРУШАЕТ КАЧЕСТВЕННОЙ СПЕЦИФИКИ ПРЕДМЕТА, ЕГО СТАБИЛЬНОСТИ.

Существуют СОСТОЯНИЯ ДВИЖЕНИЯ, которые приводят к ИЗМЕНЕН НИЮ КАЧЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДМЕТОВ. Здесь возможны два ре­зультата: распад предмета на более простые элементы (например, в процессе гниения) и, наоборот, образование нового, более сложного объекта.

Изменение, сопровождающееся появлением новых качественных состояний, которые представляют собой развертывание возможнос­тей, скрытых в предшествующих качественных состояниях, называю­тся РАЗВИТИЕМ. Например, в желуде скрыта возможность стать дубом, и когда желудь попадает в благоприятные для него условия. эта возможность реализуется. Желудь развивается в дуб.

каждому структурному уровню материи соответствует своя ФОРМА ДВИЖЕНИЯ: механическая, физическая, химическая, биологи­ческая, социальная. Эти формы взаимосвязаны.

ПРОСТРАНСТВО - ФОРМА БЫТИЯ МАТЕРИИ, ВЫРАЖАЮЩАЯ ПРОТЯЖЕН­НОСТЬ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕЕ ОБЪЕКТОВ, ИХ СТРОЕНИЕ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ И ЧА­СТЕЙ. Пространство нашего мира имеет три измерения, а поэтому его называют ТРЕХМЕРНЫМ.

ВРЕМЯ - ФОРМА БЫТИЯ МАТЕРИИ, ВЫРАЖАЮЩАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОТЕКАЮЩИХ  ПРОЦЕССОВ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СМЕНЫ СОСТОЯНИЙ В ХОДЕ изменения и РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ. Человек научился измерять время, сравнивая различные процессы с одним, выбран­ным за образец (эталон). Например, мы сравниваем длительность суток с движением часовой и минутной стрелок часов. При этом один оборот по циферблату часовой стрелки мы условно называем "один час".

Но человеку свойственно и интуитивное чувство времени. В нас как бы встроены "биологические часы". И здесь нет ничего сверхъестественного, если учесть, что человек - закономерный итог развития галактики, а потому может "чувствовать" ее рит­мы. Медики открыли, что наши внутренние органы работают с раз­ной степенью интенсивности в разное время суток. Между двумя и четырьмя часами ночи усиливается функционирование печени, очищающей организм от ядов, а в четыре часа ночи все органы снижают свою активность. Не случайно в это время чаще всего умирают больные люди.

В Начале XX в. физика выявила глубокую связь между прост­ранством и временем. Оказалось, что ВРЕМЯ ЕСТЬ ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ  МИРА, а пространственно-временной срез нашей Метагалак­тики характеризуется формулой 3+1 (три пространственных измере­ния и одно временное). Эта фундаментальная характеристика оп­ределила материальное строение метагалактики.

СВОЮ СПЕЦИФИКУ ИМЕЕТ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Человечество, в отличие от животных, сразу же начало формировать особую пространственную сферу своей жизнедеятельности: изготовлять орудия труда, строить жилища и целые поселения, создавать пастбища, одомашнивать диких зверей и т.д. Рядом с неосвоенной природой появилась "вторая", "очеловеченная" при­рода. Если в неживой и биологической формах материи пространст­во включает только связи предметов, то в СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАН­СТВО ВХОДИТ И ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИМЕТАМ, К МЕСТУ СВОЕГО ОБИТАНИЯ. Например, понятие Родина характеризует не только оп­ределенную территорию, место рождения и жизни человека, но и его отношение к этому месту: он испытывает чувство любви к ландшафту (это может быть лес, горы, море, поля и др.) и тос­кует, если по какой-то причине вынужден жить в другом месте.

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ - ФОРМА БЫТИЯ ОБЩЕСТВА, ВЫРАЖАЮЩАЯ ДЛИ­ТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ИХ СМЕНЫ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХО­ДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. Социальные процессы имеют разную дли­тельность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древне­го мира ухолят корнями в толщу веков, составляющую несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни длится всего око­ло 300 лет. Смена этапов развития общества характеризуется убыстрением ритма социальной жизни. Начался "бег времени", превышающий уровень биологического ритма человеческого тела и происходящих в нем физиологических процессов. Это негативно сказывается на здоровье людей.

Социальное время характеризуется не только неравномерностью  протекания, но и многоуровневой структурой. В ней мо­жно выделить время, определяющее историю происхождения рода человеческого, время образования наций и народностей, время развития и смены целых эпох и формаций, а также время индиви­дуального бытия человека. В свою очередь индивидуальное бытие человека подразделяется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старости. И в каждом из этих времен свой ритм и свои ценности. Например, в старости человек перестает спешить, "усмиряет" бег времени, а также чаще, чем в молодости, размы­шляет о смысле жизни, смерти.

Представленное вам учение о материи базируется на ее ле­нинском определении. Однако в наше время некоторые философы утверждают, что это определение содержит два взаимоисключаю­щих суждения:                                          1. Материя независима от нашего сознания.         2, Материя есть объективная реальность, данная нам в ощу­щениях.

Первое суждение отрицает второе и наоборот. Тезис о неза­висимости материи от сознания обосновать не так просто, как кажется на первый взгляд. Не случайно поэтому еще представи­тели русской религиозной философии первое суждение относили к разряду знаний, которые невозможно ни доказать, ни опроверг­нуть. Трудности с определением материи неизбежно способствуют развитию материалистического учения, более глубокому анализу его основных понятий и принципов.

Материализм и идеализм - противоположные философские на­правления. На протяжении всей истории философии они ведут сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом. Определенным компромиссом между ними можно считать ДУАЛИЗ - фи­лософское учение о существовании двух независимых начал: ма­териального и духовного. Однако назвать его "третьим направле­нием" в философии нельзя. Дуализм - лишь разновидность идеа­лизма, поскольку он признает независимость сознания от материи.


Литература:

1.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1. - М., 1939. С. 20-37, 42-44, 43-60.

2.Конспект лекций по курсу "Философия". - М., 1991. С. 4-10.

3.Радугин А. А. Философия: Курс лекций. - М., 1995. С. 9-25.

4.Спиркин А. Г. Основы философии: Учеб. пособие для ву­зов. - М., 1938. С. 24-40.

5.Философия: Краткое учебное пособие: Часть 1: Историко-философское введение. - Ростов-на-Дону, 1995. С. 4-10.

6.Философия: Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону, 1995. С. 6-25.

7.Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. С. 375.


Тема II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Исторические типы философии и философствования.

Философская мысль в древней Индии.

Древнекитайская философия.

Исторические типы Философии и Философствования.

На про­шлой лекции речь в основном шла о специфике философии, ее от­личии от других форм решения мировоззренческих вопросов. Се­годня переходим к изучению историко-философского процесса. Человеку, пытающемуся вникнуть в него, в глаза прежде всего бросается многообразие философских учений, школ, течений и направлений. И прежде чем осваивать это многообразие, уточ­ним ряд исходных понятий, определим критерии типологизации и типы философствования.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ - это система определенных, логичес­ки связанных друг с другом воззрений того или иного мыслителя.

ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА - это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами (платонизм, аверроизм, томизм, картезианство и т.д.).

ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ - совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, не­редко конкурирующими школами (неокантианство, позитивизм, пе­рсонализм и т.д.).

ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - совокупность философских тече­ний (а, следовательно, учений и школ), которые при всем рас­хождении друг с другом, отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение положения (материализм, идеализм, эм­пиризм, сенсуализм, рационализм, иррационализм и т.д.).

Философия, таким образом, развивается как столкновение различных идейных подходов, принципов и личностей. Поэтому трудность в уяснении предмета философии в значительной мере связана с тем, что ее как таковой просто нет. Реально существо­вало и существует множество различных учений, школ, течений и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с дру­гом, а в чем-то опровергают друг друга. Причем, с развитием историко-философского процесса предмет философского размышле­ния и способ разрешения философских проблем меняются.

Именно разнообразие философских проблем и способов их решения поставили перед историко-философской наукой задачу типологизации философских учений. В ее основе лежат содержа­тельный и временной принципы.

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ:

1.В зависимости от способа решения основного вопроса философии, как мы уже установили, образовались и постоянно соперничают друг с другом два основных направления - матери­алистическое и идеалистическое, каждое из которых представ­лено своими историческими школами, имеющими собственные ис­токи и традиции.

2.Другая линия типологизации определяется отношением мыслителей к основным формам и видам познания: чувственного и рационального (разумного, рассудочного). Философы, настаи­вающие на главной роли чувств, ощущений в процессе познания, получили в истории философии название СЕНСУАЛИСТОВ (от лат. сенсус - ощущение, чувство). Противоположность сенсуалисти­ческому направлению в гносеологии - РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ра­цио - разум), когда чувственные знания не отвергаются, но рассматриваются они как "темные", несовершенные, неспособные постичь сущность вещей.

3.Еще один водораздел в истории философии проходит по линии противостояния иррационализма рационализму. ИРРАЦИОНАЛИСТЫ  ограничивают или даже полностью отрицают роль разума в процессе познания, отводят ее внерациональным формам психики: мистической интуиции, откровению, сверхчувственному созерца­нию и т.д. Они исходят из постулата абсурдности, алогичности самого бытия, не поддающегося, по их мнению, ни разумному обоснованию, ни объяснению.

4.философские учения различаются и по МЕТОДУ. По этому критерию как прошлое, так и современное состояние мысли может быть отнесено (по преимуществу) к одной из двух концепций: МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ. Метафизической философией (со времен Гегеля) стали называть ту, которая пыталась дать однозначное, завершенное изображение мира в готовых, сложив­шихся понятиях. Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из состояния покоя, придать им движение может лишь ВНЕШНЯЯ сила (как это имеет место в обыч­ной, ньютоновской механике).

Диалектический метод исходит из признания подвижности, текучести философских понятий. При этом источник движения и развития находится не вне, а ВНУТРИ, т.е. в самом явлении. В мире, считают диалектики, нет готовых вещей, а есть ПРОЦЕССЫ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.