Лекции по философии (Орел, 2003г.)
2.Для философии и культуры средних
веков (как в Европе, так и на Востоке) характерен ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. теос -
Бог). Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела
религия. Все иные формы сознания были подчинены ей, как вассалы $
феодально-сословном обществе были подчинены своему господину. 3. Иное
мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.). Человек ощутил и
осознал себя центром вселенной. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (гуманизм) означал
реабилитацию не только духа, но и тела человека.
Философия
системе культуры. Функции Философии.
КУЛЬТУРА (от лат. культура - возделывание,
воспитание, образование, развитие, почитание) - это исторически определенный
уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации
жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных
ценностях.
Философия как одно из явлений
культуры уникальна, потому что она многогранная Ее интересы в принципе
обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта, и чем богаче
философская концепция, тем обширнее поле культуры является в ней предметом
мировоззренческого осмысления.
С исторической точки зрения,
философия - не первичная, простейшая форма сознания. К моменту ее возникновения
человечество прошло большой путь, накопило различные навыки действий,
сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии - это рождение
особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление
уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно способ мышления,
воплощенный в философии и обращенный ко всему полю культуры, называют
критически-рефлексивным.
Каковы же
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей?
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в
том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им
определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным
участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и
задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том,
что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.
КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия
состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры -
наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные
общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия
(категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области
культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает
ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором
принципиально новых идей.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии
состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования
и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира
и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной
области знания.
ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии
состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в
целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область
знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и,
следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.
Осуществление
перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого
общества.
Основной
вопрос философии. Понятие материи.
Философский анализ направлен во вне
человека - на все мироздание и внутрь - на самого человека. Философия исследует
мир внешний по отношению к человеку и мир внутренний (духовную жизнь человека,
его сознание) в их взаимосвязи друг с другом. Иными словами, в самом общем виде
она изучает субъектно-объектные отношения. Никакая другая наука этой проблемой
специально не занимается. Поэтому все философские проблемы так или иначе
затрагивают самый общий вопрос - о соотношении материи и сознания. ОСНОВНОЙ
ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И СОСТОИТ В ОТНОШЕНИИ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ. Он имеет две
стороны: что является первичным - материя или сознание, а также верно или нет
сознание человека познает материальный мир.
В зависимости от решения основного
вопроса философии мыслители разделились на два основных направления -
МАТЕРИАЛИЗМ и ИДЕАЛИЗМ. Материалисты, опираясь на данные научных исследований,
утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично, оно возникло в
результате длительного развития материи. Идеалисты считают, что первично
сознание: либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный
идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм). Идеалисты не отрицают материю, но рассматривают
ее как низший род бытия - не как творческое, а как вторичное (сотворенное) начало.
В решении вопроса О ПОЗНАВАЕМОСТИ
МИРА также существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма
противостоят более пессимистические системы взглядов: СКЕПТИЦИЗМ (от греч.
скептикос - рассматривающий, исследующий) - идеалистическое философское
направление, подвергающее сомнению возможность достоверного познания
объективной действительности; АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а - отрицание и гносис -
знание; недоступный познанию) - идеалистическое философское течение,
отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей.
Учение о познании в философии называют ГНОСЕОЛОГИЕЙ.
Формы материализма, как и идеализма,
многообразны. Так, различают метафизический и диалектический материализм.
Рассмотрим в качестве примера, как в рамках ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО
УЧЕНИЯ решалась одна из важнейших (особенно для материалистов) философских
проблем - ПРОБЛЕМА МАТЕРИИ.
Определение
материи, данное В. И. Лениным, является наиболее общепризнанным в современном
материализме:
МАТЕРИЯ ЕСТЬ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, КОТОРАЯ ДАНА ЧЕЛОВЕКУ В ОЩУЩЕНИЯХ ЕГО,
КОТОРАЯ КОПИРУЕТСЯ, ФОТОГРАФИРУЕТСЯ, ОТОБРАЖАЕТСЯ НАШИМИ ОЩУЩЕНИЯМИ,
СУЩЕСТВУЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ НИХ. О чем говорит это определение?
Во-первых, о том, что главным
свойством материи является свойство быть ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, Т.Е.
СУЩЕСТВОВАТЬ ВНЕ НАШЕГО СОЗНАНИЯ. Этим признается первичность материи по отношению
к сознанию.
Во-вторых, если признаком материальности
является свойство "быть объективной реальностью", то никакие тела,
вещи, процессы как природные, так и произведенные человеком, не могут
претендовать на свое исключительное право быть материей. Материя существует
только в многообразии конкретных объектов. Люди открывают все новые и новые
свойства природных тел и процессов, производят бесконечное множество не
существующих в природе вещей. Это дает возможность утверждать, что МАТЕРИЯ
НЕИСЧЕРПАЕМА.
В-третьих, материя "копируется,
фотографируется, отображается нашими ощущениями". ЭТИМ ПРИЗНАЕТСЯ
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, что означает согласование, совпадение
между собой содержания законов мышления и законов объективного мира. Факт
такого согласования объясняется следующим образом: мышление - продукт
человеческого мозга; но и человек, и его мозг - продукты природы, которые
развиваются вместе с ней. В конечном счете, следовательно, мышление - продукт
природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира.
Понятие "материя"
выполняет ту же функцию, что и понятие "бытие" Парменида в античности
или Бога в средневековье: выступает гарантом существования мира. Дело в том,
что материи приписываются те же характеристики, что и Богу: вечность,
неуничтожимость, несотворенность. Следовательно, она может рассматриваться в
качестве своеобразного обоснования существования не только материального мира,
но и духовного. МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕЩЕЙ И
ПРОЦЕССОВ. Это взаимодействие (а не Бог) выступает, согласно материализму,
основанием мира.
Материя, как мы установили,
неисчерпаема, т.е. многообразие конкретных объектов, в которых она существует,
бесконечно. Но бесконечное ее содержание не хаотично; оно упорядочено. Прежде
всего можно говорить о СТРОЕНИИ МАТЕРИИ НА УРОВНЕ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
В СТРУКТУРУ МАТЕРИИ НА УРОВНЕ
НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ, с точки зрения современной науки, входят: элементарные
частицы, физический вакуум (особое состояние материи, где происходят сложные
процессы появления и исчезновения элементарных частиц), атомы, звезды,
молекулы, планеты, планетные системы, галактики (совокупность взаимосвязанных
планетных систем и звезд), системы галактик, метагалактики (системы
взаимодействующих скоплений галактик). Тайные строения материи, существующей за
пределами элементарных частиц и метагалактик, люди еще не познали.
УРОВЕНЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ ВКЛЮЧАЕТ ДВА
ПОЛУУРОВНЯ: БИОЛОГИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ (общественную) жизнь. На
биологическом уровне в структуру материи входят нуклеиновые кислоты (ДНК и
РНК присутствуют в клетках всех живых организмов и выполняют важнейшие функции
по хранению и передаче генетической информации), белки (доклеточный уровень
жизни), клетки и одноклеточные организмы, многоклеточные организмы (растения и
животные), популяции (совокупности особей одного вида, длительное время занимающие
определенное пространство и воспроизводящие себя в потомстве; пример популяции
- стая волков, стая рыб, муравейник), биоценозы (совокупность популяций,
населяющих данный участок суши, воды и находящихся в определенной связи между
собой и окружающей средой. Пример биоценоза - лес, в котором популяции живущих
в нем животных, растений, грибов, микроорганизмов взаимодействуют между собой,
образуя целостную равновесную систему), биосфера (глобальная система жизни,
образованная в результате взаимодействия биоценозов).
На
социальном уровне в структуре материи можно выделить следующие элементы: семья, классы,
расы, нации и т.д.
Материя, как указано выше, обладает
многочисленными свойствами, но есть среди них такие, без которых она не может
существовать. Такие свойства называются АТРИБУТАМИ. К ним относятся движение,
пространство и время.
ФИЛОСОФСКОЕ
ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ ОБОЗНАЧАЕТ ЛЮБЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, А ТАКЖЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЙ
ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ В ПРОЦЕССЕ ЭТИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ. ПОЭТОМУ ДВИЖЕНИЕ
ЕСТЬ ИЗМЕНЕНИЕ ВООБЩЕ.
Все вещи окружающего нас мира
находятся в постоянном движении, изменении. Есть такие состояния движения,
которые не изменяют качественных характеристик предметов. Например, все знают,
что внутри предметов происходит "бешеная пляска" электронов и других
элементарных частиц, но при этом внешний вид, место расположения предметов
сохраняются неизменными. Мы воспринимаем их как находящиеся в покое. ПОКОЙ -
ЭТО СОСТОЯНИЕ ДВИЖЕНИЯ, КОТОРОЕ НЕ НАРУШАЕТ КАЧЕСТВЕННОЙ СПЕЦИФИКИ ПРЕДМЕТА,
ЕГО СТАБИЛЬНОСТИ.
Существуют СОСТОЯНИЯ ДВИЖЕНИЯ,
которые приводят к ИЗМЕНЕН НИЮ КАЧЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДМЕТОВ. Здесь
возможны два результата: распад предмета на более простые элементы (например,
в процессе гниения) и, наоборот, образование нового, более сложного объекта.
Изменение, сопровождающееся
появлением новых качественных состояний, которые представляют собой
развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях,
называются РАЗВИТИЕМ. Например, в желуде скрыта возможность стать дубом, и
когда желудь попадает в благоприятные для него условия. эта возможность
реализуется. Желудь развивается в дуб.
каждому структурному уровню материи
соответствует своя ФОРМА ДВИЖЕНИЯ: механическая, физическая, химическая,
биологическая, социальная. Эти формы взаимосвязаны.
ПРОСТРАНСТВО - ФОРМА БЫТИЯ МАТЕРИИ,
ВЫРАЖАЮЩАЯ ПРОТЯЖЕННОСТЬ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕЕ ОБЪЕКТОВ, ИХ СТРОЕНИЕ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ И
ЧАСТЕЙ. Пространство нашего мира имеет три измерения, а поэтому его называют
ТРЕХМЕРНЫМ.
ВРЕМЯ - ФОРМА БЫТИЯ МАТЕРИИ,
ВЫРАЖАЮЩАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОТЕКАЮЩИХ ПРОЦЕССОВ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СМЕНЫ
СОСТОЯНИЙ В ХОДЕ
изменения и
РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ. Человек научился измерять время, сравнивая различные
процессы с одним, выбранным за образец (эталон). Например, мы сравниваем
длительность суток с движением часовой и минутной стрелок часов. При этом один
оборот по циферблату часовой стрелки мы условно называем "один час".
Но человеку свойственно и
интуитивное чувство времени. В нас как бы встроены "биологические
часы". И здесь нет ничего сверхъестественного, если учесть, что человек -
закономерный итог развития галактики, а потому может "чувствовать" ее
ритмы. Медики открыли, что наши внутренние органы работают с разной степенью
интенсивности в разное время суток. Между двумя и четырьмя часами ночи
усиливается функционирование печени, очищающей организм от ядов, а в четыре
часа ночи все органы снижают свою активность. Не случайно в это время чаще
всего умирают больные люди.
В Начале XX в. физика выявила
глубокую связь между пространством и временем. Оказалось, что ВРЕМЯ ЕСТЬ
ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МИРА, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики
характеризуется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно
временное). Эта фундаментальная характеристика определила материальное
строение метагалактики.
СВОЮ СПЕЦИФИКУ ИМЕЕТ ПРОСТРАНСТВО И
ВРЕМЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Человечество, в отличие от животных, сразу же начало
формировать особую пространственную сферу своей жизнедеятельности: изготовлять
орудия труда, строить жилища и целые поселения, создавать пастбища,
одомашнивать диких зверей и т.д. Рядом с неосвоенной природой появилась
"вторая", "очеловеченная" природа. Если в неживой и биологической
формах материи пространство включает только связи предметов, то в СОЦИАЛЬНОЕ
ПРОСТРАНСТВО ВХОДИТ И ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИМЕТАМ, К МЕСТУ СВОЕГО ОБИТАНИЯ.
Например, понятие Родина характеризует не только определенную территорию,
место рождения и жизни человека, но и его отношение к этому месту: он
испытывает чувство любви к ландшафту (это может быть лес, горы, море, поля и
др.) и тоскует, если по какой-то причине вынужден жить в другом месте.
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ - ФОРМА БЫТИЯ
ОБЩЕСТВА, ВЫРАЖАЮЩАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ИХ СМЕНЫ,
ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. Социальные процессы имеют разную длительность.
Родоплеменные общества и первые цивилизации древнего мира ухолят корнями в
толщу веков, составляющую несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество
просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни длится всего около
300 лет. Смена этапов развития общества характеризуется убыстрением ритма
социальной жизни. Начался "бег времени", превышающий уровень биологического
ритма человеческого тела и происходящих в нем физиологических процессов. Это
негативно сказывается на здоровье людей.
Социальное время характеризуется не
только неравномерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В ней можно
выделить время, определяющее историю происхождения рода человеческого, время
образования наций и народностей, время развития и смены целых эпох и формаций,
а также время индивидуального бытия человека. В свою очередь индивидуальное
бытие человека подразделяется на время детства, отрочества, юности, зрелости,
старости. И в каждом из этих времен свой ритм и свои ценности. Например, в
старости человек перестает спешить, "усмиряет" бег времени, а также
чаще, чем в молодости, размышляет о смысле жизни, смерти.
Представленное вам учение о материи
базируется на ее ленинском определении. Однако в наше время некоторые философы
утверждают, что это определение содержит два взаимоисключающих
суждения: 1. Материя независима от
нашего сознания. 2, Материя есть объективная реальность, данная нам в
ощущениях.
Первое суждение отрицает второе и
наоборот. Тезис о независимости материи от сознания обосновать не так просто,
как кажется на первый взгляд. Не случайно поэтому еще представители русской
религиозной философии первое суждение относили к разряду знаний, которые
невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Трудности с определением материи
неизбежно способствуют развитию материалистического учения, более глубокому
анализу его основных понятий и принципов.
Материализм и идеализм -
противоположные философские направления. На протяжении всей истории философии
они ведут сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом.
Определенным компромиссом между ними можно считать ДУАЛИЗ - философское учение
о существовании двух независимых начал: материального и духовного. Однако
назвать его "третьим направлением" в философии нельзя. Дуализм -
лишь разновидность идеализма, поскольку он признает независимость сознания от
материи.
Литература:
1.Введение в философию: Учебник для
вузов. В 2 ч. Ч.1. - М.,
1939. С. 20-37, 42-44, 43-60.
2.Конспект лекций по курсу
"Философия". - М., 1991. С. 4-10.
3.Радугин А. А. Философия: Курс
лекций. - М., 1995. С. 9-25.
4.Спиркин А. Г. Основы философии:
Учеб. пособие для вузов. - М., 1938. С. 24-40.
5.Философия: Краткое учебное пособие:
Часть 1: Историко-философское введение. - Ростов-на-Дону, 1995. С. 4-10.
6.Философия: Учебник для вузов. -
Ростов-на-Дону, 1995. С. 6-25.
7.Философский энциклопедический
словарь. - М., 1983. С. 375.
Тема II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Исторические типы
философии и философствования.
Философская мысль в
древней Индии.
Древнекитайская
философия.
Исторические
типы Философии и Философствования.
На прошлой лекции речь в основном
шла о специфике философии, ее отличии от других форм решения мировоззренческих
вопросов. Сегодня переходим к изучению историко-философского процесса.
Человеку, пытающемуся вникнуть в него, в глаза прежде всего бросается
многообразие философских учений, школ, течений и направлений. И прежде чем
осваивать это многообразие, уточним ряд исходных понятий, определим критерии
типологизации и типы философствования.
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ - это система
определенных, логически связанных друг с другом воззрений того или иного
мыслителя.
ФИЛОСОФСКАЯ
ШКОЛА - это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми
идейными принципами (платонизм, аверроизм, томизм, картезианство и т.д.).
ФИЛОСОФСКОЕ
ТЕЧЕНИЕ - совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов,
развиваемых различными, нередко конкурирующими школами (неокантианство,
позитивизм, персонализм и т.д.).
ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ -
совокупность философских течений (а, следовательно, учений и школ), которые
при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие, имеющие
принципиальное значение положения (материализм, идеализм, эмпиризм,
сенсуализм, рационализм, иррационализм и т.д.).
Философия, таким образом,
развивается как столкновение различных идейных подходов, принципов и личностей.
Поэтому трудность в уяснении предмета философии в значительной мере связана с
тем, что ее как таковой просто нет. Реально существовало и существует множество
различных учений, школ, течений и направлений, которые в какой-то мере
солидарны друг с другом, а в чем-то опровергают друг друга. Причем, с
развитием историко-философского процесса предмет философского размышления и
способ разрешения философских проблем меняются.
Именно разнообразие философских
проблем и способов их решения поставили перед историко-философской наукой
задачу типологизации философских учений. В ее основе лежат содержательный и
временной принципы.
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ:
1.В зависимости от способа решения
основного вопроса философии, как мы уже установили, образовались и постоянно
соперничают друг с другом два основных направления - материалистическое и
идеалистическое, каждое из которых представлено своими историческими школами,
имеющими собственные истоки и традиции.
2.Другая линия типологизации
определяется отношением мыслителей к основным формам и видам познания:
чувственного и рационального (разумного, рассудочного). Философы, настаивающие
на главной роли чувств, ощущений в процессе познания, получили в истории
философии название СЕНСУАЛИСТОВ (от лат. сенсус - ощущение, чувство).
Противоположность сенсуалистическому направлению в гносеологии - РАЦИОНАЛИЗМ
(от лат. рацио - разум), когда чувственные знания не отвергаются, но
рассматриваются они как "темные", несовершенные, неспособные постичь
сущность вещей.
3.Еще один водораздел в истории
философии проходит по линии противостояния иррационализма рационализму.
ИРРАЦИОНАЛИСТЫ ограничивают или даже полностью отрицают роль разума в процессе
познания, отводят ее внерациональным формам психики: мистической интуиции,
откровению, сверхчувственному созерцанию и т.д. Они исходят из постулата
абсурдности, алогичности самого бытия, не поддающегося, по их мнению, ни
разумному обоснованию, ни объяснению.
4.философские учения различаются и по
МЕТОДУ. По этому критерию как прошлое, так и современное состояние мысли может
быть отнесено (по преимуществу) к одной из двух концепций: МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ или
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ. Метафизической философией (со времен Гегеля) стали
называть ту, которая пыталась дать однозначное, завершенное изображение мира в
готовых, сложившихся понятиях. Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они
неподвижны. Вывести их из состояния покоя, придать им движение может лишь
ВНЕШНЯЯ сила (как это имеет место в обычной, ньютоновской механике).
Диалектический метод исходит из признания
подвижности, текучести философских понятий. При этом источник движения и
развития находится не вне, а ВНУТРИ, т.е. в самом явлении. В мире, считают
диалектики, нет готовых вещей, а есть ПРОЦЕССЫ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|