Лекции по философии (Орел, 2003г.)
Отсюда переориентация в политике,
последовательное развитие демократизма и культурно-гуманистических традиций,
непрестанное ограничение эгоистических тенденций работодателей, поворот к
приоритету общих интересов общества, неустанный поиск форм социального
консенсуса, его сохранение и развитие.
Нередко говорят, что процветание
народов в странах современного капитализма - результат борьбы трудящихся.
Конечно, это достижение работников наемного труда нельзя сбрасывать со счетов
или недооценивать. Но, признавая эту истину, нельзя закрывать ею другую, более
глубокую: рост и процветание общества, социальный мир и гармонию в нем, высокий
уровень жизни всех людей обеспечивают все классы и социальные слои. Одним
словом, капитализм в XX в. добился того, что человеку стало жить лучше,
комфортнее, что он стал социально более защищенным, политически более активным,
а в целом - более свободным и более творческим субъектом.
Нетрудно убедиться, что эти
результаты и ценности, к которым стремился и которых достиг капитализм, носят
общечеловеческий характер. Более того, их общечеловеческая сущность является
одновременно и выражением ценностей социализма. Ведь первым символом и высшей
целью социализма во всех его модификациях - от самых примитивных до самых
сложных - является человек, его процветание, социальная справедливость. Иначе
говоря, мы можем сказать, что капитализм в XX в., исходя из собственных
тенденций и преследуя собственные цели, развивался по пути поворота к общечеловеческим
и одновременно социалистическим ценностям.
Определенную роль в этой социальной
коррекции стратегии капитализма сыграл первый опыт реального социализма в XX
в. Первые шаги социалистического развития прежде всего показали всему миру
притягательность идей гуманизма, социальной справедливости, социализма для
трудящихся, да и для всего общества. Далее тоталитарная жизнь под знаменами
сталинского социализма показала всему миру, как важны ценности, которыми он
обладает, как важно их хранить и приумножать, как легко их потерять и к чему
можно прийти в результате этой потери.
И все же, признавая всю значимость
примера международного социализма, не надо его и преувеличивать. Капитализм
развивался не путем плагиата социалистических ценностей, развиваемых где-то вне
его социального пространства, а по собственной траектории, реализуя тот
потенциал, те возможности, которые заложены именно в нем. В этой связи то
обстоятельство, что общечеловеческие, социалистические ценности могут
развиваться именно на этой базе. заставляет об очень многом задуматься.
Ну а что же социализм, как выдержал
он первое испытание исторической реальностью? Следует сразу же сказать, что
социальные противоречия, приведшие к социалистической революции, объективны, а
сама революция закономерна. Требования трудящихся классов в социалистической
революции справедливы, социалистические цели и идеалы, которые провозгласили
лидеры социалистической революции, - уважение к людям труда, борьба против
эксплуатации, свобода народов, равенство наций, права человека и т.д. и т.п. -
прогрессивны. Так что по своим импульсам, по своим целям процессы, вылившиеся
в социалистическую революцию и социалистическое строительство, вполне могли
претендовать на лидерство в мировом прогрессе.
Но та модель социализма, которая
претворилась в жизнь в XX в., как небо от земли, оказалась далекой от этих
целей и идеалов. Ликвидация эксплуататорских классов отнюдь не привела к
социальному раскрепощению трудящихся. Свергнутые классы были заменены
партийно-административной элитой, которая в своем реальном отношении к народу
оказалась не менее, а более жестоким эксплуататором, чем буржуазия и помещики.
Общественная собственность, превратившись в государственную, привела на деле к
колоссальному отчуждению трудящихся от собственности, в зародыше уничтожив
развитие любого экономического интереса.
государство диктатуры пролетариата,
а затем общенародное государство оказалось равнодушным к реальным интересам
людей, более того, их противником, автором и исполнителем репрессий, аналогов
которым история вообще не знает. Коммунистическая идеология на этом фоне стала
самой разнузданной демагогией, идеологическим средством манипуляции массами,
средством их обмана.
Но, пожалуй, самый главный порок
модели социализма XX в. -ее коренное неприятие человека, его интересов. Она
ориентировалась на интересы классов, но, строго говоря, речь шла не о них.
Разговоры о классовом интересе лишь прикрывали интересы самой тоталитарной
системы.
Все это привело к тому, что реальная
история социализма в XX в. стала историей парадоксов и противоречий: передовая
идеология и цинизм политической практики, военная мощь и нищета народа,
геополитические амбиции и внутренняя пустота, разговоры о человеке и его
реальное бесправие и т.д. Все это накапливалось, обострялось и завершилось
закономерным крахом.
Следует отметить, что при всех
отступлениях, "откатах", которые были прежде в истории и которые
сопровождали историческое становление новых общественных форм, развала такого
масштаба, такой интенсивности, такого тотального отрицания определенных форм
жизни история еще не знала.
Что же сыграло
роль главной пружины в этом развале социализма? В контексте нашей лекции можно
выделить два момента:
во-первых, это отказ от сути самой
идеи социализма - безусловный приоритет человека в обществе во всех измерениях
его бытия. Как раз человек, его интерес оказались самым мелким и несущественным
фактором в этом социализме;
во-вторых, реальный социализм XX в.
заимствовал самые низменные черты прошлых обществ: эксплуатацию людей,
политическое изуверство, лицемерие, демагогию и обман, обеспечение комфортной
жизни для избранной политической элиты и т.д. и т.п. Короче говоря, все те
пороки, которые свойственны рабству, феодализму и капитализму в его начальных и
диких формах, возродились в истории социалистических стран.
Именно в силу
названных причин социализм XX в. не выдержал испытания исторической реальностью
и развалился под гнетом собственных неустранимых противоречий.
Однако
вернемся к основному вопросу: кому принадлежит XX в., по чьему сценарию
развертывалась его история?
Сегодня представляется, что ставить
вопрос просто об альтернативе "капитализм-социализм" недостаточно,
поскольку эти понятия уже не вполне адекватны тем реалиям, которые они обычно
обозначают. Поэтому и противопоставление их в качестве основной движущей силы
XX в. в данном случае не годится. Здесь нужен иной категориально-понятийный
строй мышления.
По мнению современных философов,
основное течение истории XX в. определяет развитие цивилизации, той
цивилизации, приоритетом для которой является человек, которая включает в себя
высокий уровень его труда, созидания, развитие его потребностей и их
удовлетворение, социальную гармонию, полноту политических прав, гарантию от
экологических, атомных катастроф и, пожалуй, самое главное - свободу человека в
ее экстенсивном и интенсивном проявлении.
В XX в. развитие капиталистического
мира было более полным и адекватным выражению общечеловеческого содержания
мировой цивилизации. Что же касается драматической судьбы мирового социализма,
то он в своей реальной практике отошел от ценностей цивилизации, а потому и
потерпел историческое поражение. Лишь сейчас народы бывших социалистических
стран с трудом ищут дорогу к этим ценностям.
Литература:
1.
Барулин
В. С. Социальная философия. Ч. 1: Учебник. М., 1993. Главы VIII, IX и X.
2.
Введение
в философию: Учебник для вузов. Ч. 2. М., 1989. Гл. XVIII и Заключение.
3.
Конспект
лекций по курсу "Философия". М., 1991. Лекция 11.
4.
Современная
философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. Гл. V. разд. 5.
5.
Социальная
философия: Учеб. пособие для вузов. М„ 1995. Гл. 9.
6.
Волчек
Е. З. Философия: Учеб. пособие. Минск, 1995 главы 16, 17, 20, 22.
7.
Замалеев
А. Ф. Лекции по истории русской Философии. Ч. 1. СПб, 1994. Лекция 8. Разд. 2.
8.
Философия:
Учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 1995. Гл. XIV.
Тема XIX. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
1. Гносеология как философская дисциплина. Ее база и цель.
2. Основные формы познания и учение об истине.
3. Состав, структура и динамика знания.
Гносеология
как Философская дисциплина. Ее база и цель.
Сознание, как
было сказано ранее, всегда есть осознанное бытие.
ЗНАНИЕ -
объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей
деятельности отражает, идеально воспроизводит объективно закономерные связи
реального мира.
ПОЗНАНИЕ - обусловленный прежде
всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития
знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое
взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о
мире.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) - это
раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его
возможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются
условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т.д.
Термин
"гносеология" в современной литературе употребляется в двух основных
значениях:
1) как учение о всеобщих механизмах
и закономерностях познавательной деятельности человека, о "знании
вообще", независимо от его форм и видов;
2) как философская концепция,
предметом исследования которой является научное познание в его специфических
характеристиках.
Теория познания (в обоих значениях
этого термина) тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология
-учение о бытии и диалектика - учение о всеобщих законах развития бытия и
познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией.
Поскольку субъектом познания является человек, постольку гносеология широко
использует данные философской антропологии, социологии и других наук. Такая
опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает
в определенном социокультурном подтексте, и гносеология постепенно
преобразуется в подлинное социально-гуманитарное исследование.
При изучении личности познающего
субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, медицины.
Богатый материал для обобщающих выводов ей поставляют математика, кибернетика,
естественные и гуманитарные науки в совокупности всех своих многообразных
дисциплин, история философии и науки и др. При осмыслении этого материала
недопустимо как недооценивать (а тем более полностью игнорировать), так и абсолютизировать
какой-либо один из источников. Так, строить теорию познания только и
исключительно на основе анализа математического (Декарт) или
естественнонаучного знания (логический позитивизм) - значит поступать
односторонне и, следовательно, ошибочно.
История познания показывает, что
знания всегда обусловлены потребностями общества, прежде всего запросами
материального производства и практики. Поэтому на каждом из этапов общественного
развития они впитывают в себя все то новое, что приносит с собой каждый из них
и приобретают специфический облик. Так, содержание гносеологических
представлений конца XX в. определяется особенностями информационного общества
и, в частности, опирается на данные т.н. "постнеклассической" науки.
Для этого этапа характерны:
изменение объектов исследования (ими все чаще становятся целостные,
саморазвивающиеся "человеко-размерные" системы), широкое
распространение идей и методов синергетики - науки о таких системах; методологический
плюрализм; преодоление разрыва между объектом и субъектом познания; соединение
объективного мира и мира человека; внедрение времени во вое науки, их глубокая
диалектизация и др.
Что касается МЕТОДОВ, с помощью
которых гносеология исследует свой предмет, то она вправе и обязана
использовать любые методы и приемы, которые окажутся наиболее эффективными в
данной познавательной ситуации. Это прежде всего философские методы -
диалектический, феноменологический, герменевтический и др. Это и то, что
называют общенаучной методологией - системный, структурно-функциональный,
вероятностный и др. подходы.
Это общелогические методы - анализ,
синтез, индукция, дедукция, аналогия и др. Это также эмпирические и
теоретические средства и приемы, характерные для частных наук (и научных
дисциплин), которые могут быть использованы в теории познания с учетом ее
специфики.
Все названные и другие методы в
гносеологических исследованиях используются в тесном единстве и динамичном
взаимодействии.
ОСНОВОЙ И ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ
ПРАКТИКА. Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности
людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной
категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в
частности. С введением практики в теорию познания выяснилось, что человек
познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно
действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенаправленно
воздействует на окружающую его действительность, преобразует и в ходе этих
изменений познает ее. Практика и познание - две взаимосвязанные стороны
единого исторического процесса. Это целостная система совокупной материальной
деятельности человечества. Важнейшие ФОРМЫ ПРАКТИКИ:
· материальное производство (труд),
преобразование природы, естественного бытия людей;
· социальные действия -
преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных
отношений определенными "массовыми силами" (революции, реформы,
войны и т.п.);
· научный эксперимент - активная (в
отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно
создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства
объективного мира.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ
ПОЗНАНИЯ: 1. Практика является ИСТОЧНИКОМ ПОЗНАНИЯ потому, что все знания
вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические
знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять
площади, объемы, определять время и т.д. Астрономия была востребована запросами
торговли и мореплавания и т.п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке
(например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно "по
заказу" практики.
2. Практика выступает как ОСНОВА
ПОЗНАНИЯ, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы,
ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс,
начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, в
конечном счете обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит
перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе
преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его
свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений.
Практика служит основой познания и в
том смысле, что обеспечивает его техническими средствами - приборами,
оборудованием и т.п., без которых оно не может быть успешным.
3. Практика опосредованно является
ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для
того, чтобы в той или иной мере регулировать деятельность людей. Все наши
знания в конечном счете возвращаются в практику и активно влияют на ее
развитие. Человек должен не только познавать и объяснять мир, но и использовать
полученные знания для удовлетворения своих материальных и духовных
потребностей, для создания полноценной жизни людей.
4. Практика представляет собой
решающий КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ, т.е. позволяет отделять истинные знания от
заблуждений (об этом - ниже).
Открытие практической обусловленности
человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса.
Оказалось, что познание нельзя рассматривать как нечто готовое, застывшее,
неизменное. Следует выяснять, как из незнания появляется знание, как в ходе
практики неполное, неточное знание трансформируется в более полное, точное,
глубокое и совершенное.
Основные
Формы познания и учение об истине.
Познание как разновидность духовной
деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе
с ним определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания протекает
в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах. Поэтому познание
как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной
как научная. Гносеология не может делать выводы, черпая материал для обобщений
из одной только сферы - научной, в т.ч. из "высокоразвитого естествознания".
Итак. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:
Уже на ранних этапах развития
человечества существовало ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло
элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни,
социальных связях и т.д. и представляло собой простой набор сведений, норм,
правил и т.п. Сфера обыденного познания включает в себя здравый смысл,
верования, приметы, интуитивные убеждения, предчувствия и пр.
Одна из исторически первых форм -
ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент деятельности не только детей, но и
взрослых. В ходе игры (деловой, спортивной, актерской и др.) индивид активно
познает окружающую действительность, приобретает большой объем новых знаний,
впитывает в себя богатства культуры. Не случайно в математике, экономике,
кибернетике и других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и
сценарии для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения
теоретических и практических задач. Игры питают неиссякаемую любознательность
детей, формируют их духовный мир, дают определенные знания, вырабатывают
навыки общения и т.п.
Важную роль, особенно на начальном
этапе истории человечества, играло МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика - в
фантастическом отражении реальности, в бессознательно-художественной
переработке народной фантазией загадочных явлений природы и общества. Мифология
давала определенные знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их
бытия, формах общения и т.д.
В рамках мифологии зарождалась
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ, наиболее развитая в искусстве. Хотя оно
специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно
мощный гносеологический потенциал. В структуру любого произведения искусства
всегда в той или иной форме включаются определенные знания о людях и их
характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т.д.
К древним формам познания, генетически
связанным с мифологией, следует отнести также ФИЛОСОФСКУЮ и РЕЛИГИОЗНУЮ (о них
шла речь на первой лекции). Здесь же отметим, что если для религиозного
познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в
сверхъестественное, то сущность научной и философской форм познания -
рациональность, которая эмоции и веру содержит в качестве подчиненных
моментов.
ТИПОЛОГИЗАЦИЮ ЗНАНИЯ можно провести
по самым различным основаниям (критериям). Выделяют, например, знания рациональные
и эмоциональные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные,
философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т.п.
Некоторые из этих форм знания мы рассмотрим на следующей лекции.
Непосредственная цель познания в
любой его форме - ИСТИНА. Путь к ней обычно сложен, труден и противоречив.
Постоянный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех
этапах ее развертывания - заблуждение. Категории истины и заблуждения -
ключевые в теории познания. Они выражают две противоположные, но неразрывно
связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон
имеет свою специфику, на которой мы и остановимся.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ - ЗНАНИЕ. НЕ
СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Заблуждение главным своим
источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность
общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть
искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация
результатов познания отдельных ее сторон. Например, заблуждением в целом
является "теоретическая астрология", хотя отдельные моменты истины в
ней имеются. Содержатся заблуждения и в научной астрономии, но в целом это
область истинного знания, подтвержденная наблюдениями.
ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ
ФОРМАМ. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные,
эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д. Среди последних
существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм,
релятивизм и др. ( о них - ниже).
Заблуждения следует отличать от лжи
- преднамеренного искажения истины в корыстных интересах - и связанной с этим
передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение -
характеристика знания, то ошибка - результат неправильных действий индивида в
любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских
делах и т.д. Выделяют ошибки логические - нарушение принципов и правил логики
(формальной или диалектической) и фактические, обусловленные незнанием предмета,
реального положения дел и т.п.
Развитие практики и самого процесса
познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно
преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о "вечном
двигателе"), либо превращаются в истинные знания (формирование химии из
алхимии). Важнейшее условие преодоления заблуждений - изменение и
совершенствование породивших их социальных условий, зрелость
общественно-исторической практики, развитие и углубление знаний. Создание этих
предпосылок требует конструктивно-критического, а не апологетического
(защитительно-оправдательного) подхода к действительности, реализации метода
"проб и ошибок" (К. Поппер).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|