Лекции по философии (Орел, 2003г.)
Так дарвиновская концепция
АНТРОПОГЕНЕЗА дополнилась марксистской теорией СОЦИОГЕНЕЗА и в философии
появилось понятие АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА.
Продолжая тему антропосоциогенеза,
т.е. происхождения человека, нам не миновать проблемы СООТНОШЕНИЯ В НЕМ
БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО НАЧАЛ. Пожалуй, никто не оспаривает того факта,
что человек двойственен: он и животное и не животное. На привычном нам языке
человек - это существо ПРИРОДНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ. Но как соотносятся эти два
начала в человеке, две его природы?
При ответе на этот вопрос существуют
две крайности. Одна из них сводит человека к животному, плотскому началу. Так,
З. Фрейд полагал, что во всех сферах жизни, включая высшие, человек движим
главным образом животными инстинктами.
Противоположный подход
недооценивает, а то и вовсе игнорирует биологические основы существования
человека и его деятельности. Они объявляются чем-то несущественным, сопутствующим.
В то же время особо подчеркивается значение общественного, социального в
человеке. В этом утверждении есть свои резоны. Социальными причинами можно, в
частности, объяснить некоторые биологические особенности человека. Так, в
развитых странах наблюдается акселерация, т.е. ускоренное созревание людей. И,
наоборот, в неразвитых регионах происходит их физическое вырождение. Корни
подобных явлений уходят в социальную сферу.
В решении
проблемы соотношения биологического и социального в человеке мы должны
избегать крайностей и рассматривать его как единство этих двух начал.
Сущность
и существование человека.
Проблема СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
находится в центре философского учения о нем. Это объясняется необходимостью определения
сущности любого предмета. Без такого определения вообще невозможно вести
какие-либо разговоры о его существовании, функциях, значении и т.п.
История развития науки знает немало
случаев, когда ученые объясняли сущность человека его отличием от животного.
Действительно, специфических признаков человека немало: плоские ногти, улыбка,
ум и др. Однако нельзя не заметить, что во всех этих случаях сущность человека
определяется не из его самого, а как бы со стороны. С методологической точки
зрения такой подход не совсем правомерен. Ибо сущность любого предмета
определяется прежде всего внутренними законами его собственного существования,
субстанцией, выражающей его качество.
Такой субстанцией, составляющей
сущность человека, как свидетельствует современная наука, является его ТРУДОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Человек занимается трудовой деятельностью, вступая прямо или
опосредованно в ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, совокупность которых и образует
общество. В процессе общественного производства и трудовой деятельности
развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид
реализует совокупность общественных отношений, происходит и его собственное
развитие.
Однако человек
- не только плод развития общества и общественных отношений, он и творец их.
Так человек одновременно оказывается и объектом, и субъектом этих отношений. В
нем реализуется единство, тождество субъекта и объекта.
Таким образом, можно говорить О
СОЦИАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Вне деятельности, социальных
отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать
человеком. И совершенно прав был Аристотель, отмечая, что существо, не
способное вступать в общение, - или животное, или Бог.
На этой основе возникает и такая
сущностная характеристика человека как разум (по Аристотелю, УМ), являющийся в
высшей степени человеческим свойством, которое в не меньшей мере, чем
трудовая деятельность и социальные отношения, отличает человека от животного.
Но человек не сводится только к
своей сущности. В реальности она проявляется в его СУЩЕСТВОВАНИИ. И если
сущность человека - это общая характеристика человеческого рода, то существование
всегда индивидуально и не исчерпывается сущностью. Оно есть бытие индивида во
всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Эта целостность
существования выражается прежде всего в том, что ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ЕДИНСТВО
БИОЛОГИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ПСИХИЧЕСКОГО. Человек, следовательно, -
биопсихосоциальный феномен. Уничтожив один из компонентов единства, мы
уничтожим человека. Поэтому развитие человека, его целостное формирование
всегда связано с природными задатками, социальной средой и его внутренним
"Я" (волей, стремлениями, интересами и т.д.).
Индивид
и личность. Смысл и цель жизни.
Человек рассматривается как ИНДИВИД
в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого
понятия не нуждается в каких-либо особых комментариях. ИНДИВИД - это всегда
"один из многих", и он всегда безличен. В понятии "индивид"
не фиксируются ни какие-либо единичные свойства человека, ни биологические и
социальные его качества, хотя они, конечно, подразумеваются.
Под ЛИЧНОСТЬЮ подразумевается прежде
всего индивидуальность человека, причем не биологическая, а СОЦИАЛЬНАЯ. Мы могли
бы сказать, что личность - это и есть социальная индивидуальность. Здесь
человек рассматривается не только со стороны его общих и специфических
социальных качеств, но и со стороны его индивидуальных социальных свойств. В
конце концов, то, что делает человека личностью, - это, конечно, его социальная
индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных
качеств, его социальная самобытность.
Развивается личность и выполняет
различные социальные роли в обществе благодаря своей деятельности. Только в
деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность. Сам человек
может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем
он является в действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно,
конечно, Конфуций не только "слушал слова людей", но и "смотрел
на их действия", а Аристотель писал, что победные венки получают лишь те,
"кто участвует в состязаниях".
Лишение индивида общения и
возможности выбора деятельности, известной свободы действий отрицательно
сказывается на развитии личности и ее самочувствии. Не случайно изоляция человека
от общества и общения всегда считалась одним из самых суровых наказаний. Это
вполне объяснимо, ибо постоянная изоляция и одиночество противоречат самой
сущности личности.
Но еще более отрицательное и
страшное влияние на личность, приводящее к ее разрушению, имеет навязывание ей
чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчиненный чужой воле и лишенный
(посредством внушения, идеологического оболванивания через агитацию и
пропаганду и т.д.) собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов,
- это уже не личность.
Также трудно назвать личностью
индивида, лишенного разума и рассудка по каким-то другим причинам. Люди, у
которых отсутствуют разум, воля и, следовательно, СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ, не могут
быть ОТВЕТСТВЕННЫМИ (без свободы нет ответственности) и не должны отвечать за
содеянное, ибо это не ими обусловленные и потому по существу не их поступки.
Вот почему их нельзя судить или осуждать.
Свобода - это атрибут личности. Но
свобода без ответственности - это произвол. Поэтому ответственность является
не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным
труднее, чем свободным.
Быть личностью, следовательно,
нелегко. Но еще труднее быть счастливой личностью. Свобода и ответственность
подлинной личности, требующие постоянного творчества и постоянных мук совести,
страданий и переживаний, очень редко сочетаются со счастьем. И чем личность
выше и значительнее, тем выше и ответственность ее перед собой и людьми.
Безусловно, социальная среда, как мы
выяснили, оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности.
Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены
внутренним, духовным миром человека. Не зря говорят, что каждый сам кузнец
своей судьбы и счастья. Чем ярче у человека выражены
интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные
ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он
положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и
значительней сама личность. Она как бы возвышается над своей природной основой
и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей
деятельности и после своей биологической смерти.
Во всяком
случае личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях, - это
уже деградирующая личность.
Философская антропология не может
обойти стороной ВОПРОС О СМЫСЛЕ И ЦЕЛИ ЖИЗНИ. Дать логически обоснованный ответ
об абсолютном и высшем смысле жизни человека невозможно. Дать абсолютный ответ
- значит исчерпать саму жизнь, которая беспредельна в своем существовании и не
исчерпывается рациональным объяснением.
Думается однако, что к решению
вопроса о смысле и цели жизни не следует подходить абсолютно отрицательно.
Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение.
Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само
существование человека было бы действительно бессмысленным со всеми
вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Достоевский по этому поводу
очень хорошо сказал, что без твердого представления себе, для чего ему жить,
человек "не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на
земле, хотя бы кругом его все были хлебы". Много глубокого смысла и
мудрости содержат также слова Ницше: "тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может
вынести любое КАК".
Имея ввиду этот реальный, а не
абсолютный смысл жизни, мы полагаем, что в общем плане можно сказать: СМЫСЛ
ЖИЗНИ СОСТОИТ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК САМОЦЕЛИ, ЕГО ВСЕСТОРОННЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ.
Как писал Кант, существование человека "имеет в себе самом высшую цель,
которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу".
Определить личностный смысл жизни -
это значит осмыслить жизнь во всей ее сути и в большом плане; это значит
объяснить, что в ней подлинное, а что - мнимое; это, наконец, определить не
только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления.
По мнению С. Л. Рубинштейна, все это бесконечно превосходит всякую ученость и
связано с драгоценным и редким свойством - мудростью.
"Юноше, обдумывающему
жизнь" и пожелавшему узнать смысл ее с самого начала, ничего не остается,
как только обратиться к тем, кто ее уже прожил, причем прожил, конечно, мудро;
а еще лучше - к летописи человеческой мудрости, проверенной на опыте не только
одного человека, но и всего человечества. Одно из древних и в различных
модификациях встречающееся у всех народов высказываний на этот счет таково, что
оно, увы, не оставляет надежды для спешащих получить готовый ответ на этот
вопрос в начале жизни и отсылает их к самой жизни: "сначала жить, потом
философствовать"
Близка к ней, но более человечна, в
традициях русской философии, мысль Ф. М. Достоевского: надо не просто
"сначала жить", а прежде всего надо "жизнь полюбить",
причем "полюбить больше, чем смысл ее"; как говорит Алеша Карамазов,
полюбить жизнь "прежде логики, и только тогда я и смысл пойму". Добавим,
что сердцевиной этой любви к жизни является любовь к людям, положенная в
основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности.
Ко всему сказанному следует
добавить, что поскольку человек в своей сути существо общественное, поэтому и
смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей
общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума дает
основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире и смысл его жизни.
Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что человек и после смерти
остается в результатах своей деятельности, своего творчества в благородной
памяти потомков.
Литература:
1.
Агацци
Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. - 1989, №2.
2.
Айер А.
Дж. Человек как предмет научного исследования // Философские науки. - 1991, №1.
3.
Бердяев
Н. А. Эрос и личность. - М., 1989.
4.
Бердяев
Н. А. Судьба России. - М., 1990.
5.
Буржуазная
философская антропология XX в. - М., 1986.
6.
Гельвеций
А. К. О человеке. - М., 1974.
7.
Дубинин
Н. Н. Что такое человек. - М., 1984.
8.
Камю А.
Бунтующий человек. - М., 1990.
9.
Культура,
человек, картина мира. - М., 1987.
10. Каримский А. М. Социальный
биологизм. - М., 1981.
11. Карпинская Р. С., Никольский С. А.
Социобиология. - М., 1988.
12. Лосский Н. О. Условия абсолютного
добра. - М., 1991.
13. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. -Т. 42.
14. Моисеев Н. Н. Человек во Вселенной и
на Земле // Вопросы философии. - 1990, №6.
15. Моуди Р. Жизнь после смерти. - М.,
1990.
16. Новгородцев П. И. Об общественном
идеале. - М., 1991.
17. О человеческом в человеке. - М.,
1987.
18. Проблема человека в западной
философии. - М., 1988.
19. Социальная философия: Учеб. пособие
для вузов. Под редакцией проф. В. Н. Лавриненко. - М., 1995.
20. Тейяр де Шарден П. Феномен человека.
- М., 1987.
21. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы
философии. - 1990, №6.
22. Фрейд 3. Введение в психоанализ. -
М., 1989.
23. Фромм Э. Духовная сущность человека
// Философские науки, 1990, №1.
24. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности
// Вопросы философии. - 1989, №2.
Тема XIII. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА
1. Исторические формы и принципы диалектики.
2. Законы и категории материалистической диалектики.
3. Метафизика - антипод диалектики.
Исторические
Формы и принципы диалектики.
Диалектика (от греч. диалектике)
означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика
- это ТЕОРИЯ И МЕТОД ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, УЧЕНИЕ О ЕДИНСТВЕ МИРА И
ВСЕОБЩИХ ЗАКОНАХ РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И МЫШЛЕНИЯ.
Научный диалектический взгляд на мир
складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики
содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима.
Сегодня можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику
древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и
материалистическую диалектику современности.
СТИХИЙНАЯ
ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в наиболее ясной форме была выражена в философии древней
Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.
Согласно Гераклиту, все течет и
изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в
постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить
превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов
его рассуждений: "Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и
спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то,
изменившись, есть это".
Ряд диалектических проблем поставил
в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона "изобретателем
диалектики"
На идеалистической основе стихийная
диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал
диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных
мнений в споре. Он же первым и ввел термин "диалектика". Платон
называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего -
идей, движения мысли от низших понятий к высшим.
Элементы диалектического мышления
можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма
и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была
стихийная диалектика.
В утверждении диалектического
взгляда на мир большую роль сыграла ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА НЕМЕЦКОЙ
КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая
диалектика достигла в философской системе Гегеля.
Под диалектикой Гегель понимал не
только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир.
Диалектика у него - это метод познания действительности, который учитывает
противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов,
качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание
отжившего и утверждение нового, растущего.
Однако диалектика Гегеля
разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не
могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику
вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием
"абсолютной идеи", мистического "мирового разума" в
процессе рассуждения о самом себе.
Высшей исторической формой
диалектики явилась ее марксистская модель - МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА
СОВРЕМЕННОСТИ. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику
Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал
диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей.
Сам Маркс писал по этому поводу так: "У Гегеля диалектика стоит на голове.
Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное
зерно".
Для марксистской диалектики
характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь
вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к
другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в УЧЕНИИ ОБ ОБЪЕКТИВНОЙ И
СУБЪЕКТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКЕ.
ОБЪЕКТИВНАЯ
ДИАЛЕКТИКА - это движение и развитие в самом материальном мире как едином
взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания
человечества.
СУБЪЕКТИВНАЯ же ДИАЛЕКТИКА, или
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ -это движение и развитие мыслей, понятий, которые
отражают в сознании объективную диалектику.
Субъективная диалектика,
следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй,
вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение
объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же
всеобщим законам.
Исходными
принципами диалектики являются: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ и ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ.
Диалектика рассматривает мир в
постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и
повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные
тела Вселенной - результат длительного развития различных видов материи. В
процессе эволюции материального мира возник человек.
Как же в материалистической
диалектике понимается сам процесс развития? Оно рассматривается как движение
от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение,
скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты -
революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по
прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой
спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху.
Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих
предметам и явлениям.
Важнейшим принципом диалектики
является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из
развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов,
явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными,
подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов
действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой,
образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и
так до галактик и метагалактик.
Таким образом, всеобщая связь и
взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность
материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его
стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира
многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.
Диалектика изучает не все, а только
наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях
материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек
открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же
общих законов составляет непременное условие практической преобразующей
деятельности, творчества.
К принципам диалектики относятся еще
и принцип детерминизма, т.е. всеобщей причинной обусловленности явлений,
принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др.
Принципы диалектики могут быть
выражены и конкретизированы только через ее основные понятия - категории и
законы.
Законы
и категории материалистической диалектики.
Термин "категория" (от
греч. категория - высказывание, свидетельство, указание) означает такие понятия
(формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства,
стороны, связи и отношения реальной действительности и познания.
ЗАКОН есть внутренняя повторяющееся,
существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он
выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями,
повторяющиеся существенные отношения.
Законы можно классифицировать по
степени их общности. Различают всеобщие, общие и частные законы.
фундаментальными законами
материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы
противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных
изменений; закон отрицания отрицания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|