Лекции по философии (Орел, 2003г.)
В-четвертых, СОЗНАНИЕ не только
открывает человеку трагизм его существования во времени, но ЧАСТО ПРОСТО
МЕШАЕТ ЧЕЛОВЕКУ В ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Как заметили еще Плотин и Августин,
сознательность и интенсивность деятельности часто находятся в обратно
пропорциональной зависимости. Например, мысль появляется раньше сознания и не
всегда нуждается в нем. Даже человеческий младенец мыслит, когда сознания
(т.е. отражение его мысли) у него еще нет. Сознание - отблеск ума, отображение
процессов мышления, и, как всякое отображение, оно уменьшает энергию ума,
мешает своим отблеском ему.
В-пятых, СОЗНАНИЕ НАПОМИНАЕТ
ЧЕЛОВЕКУ, ЧТО ОН ЕСТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРИРОДНОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ
СУЩЕСТВО, НО И НЕЧТО ИНОЕ - ДУХОВНОЕ. Сравнивая в сознании состояния Божественного
экстаза с состоянием телесных потребностей и отправлений, человек начинает
стыдиться своих природно-телесных свойств и влечений.
Притча об Адаме свидетельствует об
этом: пока Адам жил в Духе, он не знал стыда. Только сорвав запретный плод, он
узнал, что наг, и устыдился. И когда Бог позвал его, Адам ответил, что не
может подойти, ибо наг. Как известно, Бог спросил: кто сказал тебе, что ты наг?
Стыд - оповещение об отпадении человека от вечности и Бога, оповещение о
сознании.
Сознание - это обреченность человека
на выбор: духовность или телесность? Данный выбор каждое новое поколение и
каждый рожденный человек делают вновь и вновь. В таком выборе - тяжесть одного
из противоречий человеческой жизни, и сосредоточена эта тяжесть в сознании.
СВЯЗЬ СОЗНАНИЯ И СТРАДАНИЯ
ПРИЗНАВАЛИ В ДАЛЬНЕЙШЕМ МНОГИЕ ФИЛОСОФЫ. Так, Гегель приписывал сознанию
способность выносить напряжение противоречий жизни, а Э. В. Ильенков в наше
время писал, что "вся боль мира существует, особенно, только в сознании".
НОВОЕ ВРЕМЯ вошло в историю под
знаком того события, которое Ницше выразил в афоризме "Бог умер".
ОТКАЗ ОТ БОГА СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛ О ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО ДУХОВНОГО ОПЫТА ЛЮДЕЙ, В
КОТОРОМ НЕ ОКАЗАЛОСЬ МЕСТА ДЛЯ ТОГО ВЫСШЕГО ЕГО УРОВНЯ, КОТОРЫЙ ПЛОТИН НАЗЫВАЛ
БОЖЕСТВЕННОЙ ПРОСТОТОЙ, отдохновением в Божественном.
А это значит, что прежний МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ, ЕГО ПОНИМАНИЯ И
ОБЪЯСНЕНИЯ БЫЛ СЛОМАН, РАЗРУШЕН. Возникла необходимость переоткрыть сознание,
по-новому его истолковать.
В Новое время выделялись не три
уровня духовного опыта людей, как это делал
Плотин, а всего два: уровень рефлексии и
рассуждения и уровень чувств, эмоций и инстинктов. В плотиновской терминологии
- это средний и низший уровни духовного опыта.
"Смерть Бога" и
трансформация структуры духовного опыта -явления одного и того же порядка.
"Смерть Бога" сопровождалась появлением "новой" популяции людей, которые
потеряли способность мистического единения с
Богом. Они объявили средним векам культурный крестовый поход. Началась критика
античного образа сознания.
Никто не оспаривал тот факт, что в
нас находятся образы предметов. Однако существование вне нас соответствующих
реальных аналогов было объявлено проблематичным. Сомнение в существовании
строгой адекватности между образом предмета в сознании и предметом вне сознания
стало исходным пунктом уже знакомой нам декартовской
модели сознания. Он, в отличие от античных философов, единственным подлинным
существованием вещей признал их существование в мысли.
В условиях отказа от связи с
Божественным мысль интерпретировалась только как состояние
личности, субъекта. Отсюда и новая метафора
сознания: оно не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных
вещей, а некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как сознание
"включается" в общение с миром. Ортега-и-Гассет
так охарактеризовал эту метафору: "Вещи не входят в сознание извне, они
содержатся в нем как идеи". В истории философии такое учение было названо
идеализмом, в отличие от античного реализма.
Но как бы ни отказывались мыслители
Нового времени от средневекового мировоззрения, они сохранили с ним связь, так
как воспроизводили навыки работы с внутренним миром. НАРАБОТАННОЕ В СРЕДНИЕ
ВЕКА УМЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА СВОЙ ВНУТРЕННИЙ ДУХОВНЫЙ МИР СТАЛО ОСНОВОЙ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Поэтому при
объяснении феномена сознания никто не сомневался в том, что оно открыто только
себе самому. СОЗНАНИЯ НЕТ БЕЗ САМОСОЗНАНИЯ - ТАКОВ БЫЛ ВЫВОД ФИЛОСОФОВ НОВОГО
ВРЕМЕНИ. В АКТЕ САМОСОЗНАНИЯ СОЗНАНИЕ САМО СЕБЯ ЗНАЕТ, ПРОЯСНЯЕТ СВОЕ
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРУ.
Этим было вызвано и реальное
изменение структуры духовности. Внутреннее духовное пространство сжималось,
как шагреневая кожа, до предметно-логического содержания и переживаний,
связанных с чувственностью. Поэтому Декарт все свое внимание обращал на тот
уровень духовной жизни, который Плотин называл уровнем рефлексии и размышления.
Плотин, признав сознание вторичным,
не мог даже помыслить, чтобы начать философствование с признания "Я"
и сознания чем-то основополагающим. Декарт, напротив, именно так реализовал
акт философствования. В этом и проявляется дух новой культуры "без
Бога": исходной точкой отсчета для понимания мира, истории становится
человек и его сознание. Все, что совершается и наблюдается в мире и истории,
связывается только с его творческой деятельностью. Ничто, взятое помимо
человеческой деятельности, не допускается в качестве утверждения о мире.
СОЗНАНИЕ СТАЛО СРЕДСТВОМ ОБНАРУЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВНО-ПРИРОДНОГО МИРА, СРЕДСТВОМ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Таким образом, в новоевропейском
сознании соединились античная установка на ценность предметного мира, направленность
внимания на него и средневековый навык работы сознания с самим собой.
ДЕКАРТ ЗАЛОЖИЛ ОСНОВЫ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ
СОЗНАНИЯ И ДУШИ С ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. РЕЛИГИОЗНЫЕ И МИСТИЧЕСКИЕ
КОМПОНЕНТЫ ОПЫТА СОЗНАНИЯ БЫЛИ УТЕРЯНЫ, В НЕМ ВОСТОРЖЕСТВОВАЛИ ПРАВИЛА ЛОГИКИ.
Отсюда и родилась направленность сознания: переделать все, подправить, улучшить
в соответствии с этой логикой. СОЗНАНИЕ ПЕРЕСТАЛИ ОТЛИЧАТЬ ОТ ПОЗНАНИЯ. Люди
создали образ мира, соответствующий структуре их духовного опыта.
Марксистская
концепция сознания.
Во времена, совпавшие с жизнью и
деятельностью К.Маркса и Ф. Энгельса, противоречия буржуазного общества
проявились столь явно, а давление социально-экономических факторов на все
сферы жизнедеятельности людей обнаружились столь отчетливо, что никто уже не
сомневался в первичности, базисности материального, экономического интереса.
Люди и окружающая природа стали в чистом виде объектом хозяйственной и только
хозяйственной деятельности.
Материальные потребности стали
ведущими, а материальное производство - основополагающим, доминирующим способом
производства. Люди признали этот способ жизни, что свидетельствовало об
изменении и структуры их духовного опыта. В нем произошла перестановка
ценностных ориентаций: материальный интерес и материальные потребности были
признаны главными ценностями. Началась открытая и осознанная борьба классов за
материальный успех.
Маркс изучал именно такой способ
жизни людей, а также механизм формирования соответствующего ему сознания и
пришел к выводу о том, что НЕ СОЗНАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ БЫТИЕ, НЕ СОЗНАНИЕ
КОНСТРУИРУЕТ МИР ЯВЛЕНИЙ, А, НАОБОРОТ, БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ. СОЗНАНИЕ
ЕСТЬ ОСОЗНАННОЕ БЫТИЕ. Кстати, под бытием он понимал реальные условия жизни
людей в буржуазном обществе, где все было поставлено на службу материальному
успеху.
Можем ли мы сегодня винить Маркса за
то, что он так "заземлил", принизил человеческое сознание, духовный
опыт? Конечно же, нет. Напротив, он показал людям, что ведомые только
материальным интересом, они "измельчали", их сознание стало
утилитарно-прагматичным, они ни о чем не могут более думать, кроме материальной
выгоды, они борются не за высшие идеалы и страдают не по поводу своего
несоответствия образу Божию, они изобрели способ жизни, где все замыкается на
материальный успех, выгоду, деньги. Капитал стая целью человеческой деятельности,
а экономические отношения - главнейшими.
Сознание людей постоянно держится
под контролем капитала, формируется им в массовом масштабе. Так как уклонение
от среднего содержания сознания становится для каждого рабочего ничтожно
малым, то стало возможным говорить об ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ. Словосочетание
"общественное сознание" не понял бы не только Плотин, для которого
сознание было воспоминанием о встрече человека с Богом, но и Декарт, объявивший
началом человеческого существования акт мышления.
Для Маркса в определении сознания
как "общественного", т.е. зависящего в своем содержании от общества,
нет ничего странного, ибо он открыл реальный факт: социальная система может
стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизведении в массовом
масштабе такого содержания сознания, которое адекватно ей.
Исторический опыт существования
социализма в нашей стране также свидетельствует о том, что жизнеспособность
системы социализма обеспечивалась прежде всего адекватным сознанием людей:
отсюда и трудовой героизм, и победа в Великой Отечественной войне. Не случайно
проблеме воспитания подрастающего поколения уделялось так много внимания.
Маркс анализировал проблему
общественного сознания применительно к развитому капитализму, где обнаружились
классовые противоречия. Поэтому он связывал содержание сознания того или иного
индивида с его классовой принадлежностью. Средний представитель класса думает
как все, чувствует как все, интерпретирует события как все. "Класс
определяет их жизненное положение, - писал Маркс, - а вместе с тем и их личную
судьбу, подчиняет их себе". Короче. СОЗНАНИЕ ИНДИВИДА СТАНОВИТСЯ ФУНКЦИЕЙ
НАДИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ. Индивидуальное сознание полностью определяется
содержанием коллективных форм мышления и чувствований. КАКОВО БЫТИЕ ЛЮДЕЙ,
ТАКОВО И ИХ СОЗНАНИЕ, И НАОБОРОТ.
Содержание сознания можно, по
Марксу, выяснить, если знать, "что" и "как" люди
производят. В этом и состоял МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗА СОЗНАНИЯ,
предложенный и успешно примененный Марксом.
СОВРЕМЕНЕН ЛИ МАРКСОВ МЕТОД АНАЛИЗА
СОЗНАНИЯ? Открытый Марксом метод анализа сознания, безусловно, не является универсальным.
Почему?
Во-первых, в нем слишком сильно
утверждается зависимость содержания сознания от предметно-практической
деятельности и материально-экономических побуждений. Но ведь история человечества
демонстрирует духовные устремления индивидов и даже целых народов, которые
никак не связаны с заботами о земном благополучии и корыстной борьбой за
материальные интересы.
во-вторых, Марксов подход к анализу
сознания безличностен. Он дает возможность охарактеризовать общее содержание
какого-то усредненного надындивидуального сознания, которое выступает в
качестве принудительной силы по отношению к сознанию индивида. Индивидуальное
сознание, в случае признания его полной детерминированности обществом,
выводится за пределы всякой нравственной ответственности. Тогда все
преступники могут быть оправданы, ибо объяснить их извращенное сознание можно
ссылками на несовершенство общества. Индивидуальное сознание ищет тогда своего
оправдания в чем-то надличностном или сверхличностном, что порождает один из
самых страшных пороков человеческой натуры - умственную и нравственную лень.
В-третьих, возникает возможность
оправдания такого социального явления, как ортодоксия. Термин
"ортодоксия" (от греч. ортос - прямой, правильный, доксия - мнение)
имеет религиозное происхождение и означает "правильную" доктрину,
фиксированнув авторитетными инстанциями религиозной общины и обязательную для
всех ее членов. В социальном смысле ортодоксия - это господство коллектива над
личностью, вернее, господство коллективной умственной и нравственной
установки.
В условиях господства ортодоксии
индивидуум становится жертвой коллективных психозов. Его многие существенные
черты сложной эмоциональной и интеллектуальной жизни подавляются или
вытесняются. Духовная жизнь индивида как автономный творческий акт
прекращается.
Многие мыслители, учитывая
перечисленные выше серьезные возражения, предлагают отказаться от Марксова
анализа сознания и рассматривать его как уникально-личностный процесс.
Сознание, считают они, следует рассматривать в качестве духовной деятельности,
протекающей в уникальном внутреннем мире человека.
С одной стороны, критики Марксова
анализа сознания правы, когда говорят о его "невнимании" к
индивидуальному сознанию в рамках этого анализа. С другой, мы признаем, что
существуют какие-то всеобщие (групповые, классовые, национальные и т.д.) формы
восприятия мира, ценностные ориентации и переживания, которые воспроизводятся
в индивидуальном сознании.
Естественно возникает вопрос: ЧТО
ЕСТЬ СОЗНАНИЕ? ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ уникальный АКТ ИЛИ СОДЕРЖАНИЕ
ДУХОВНОГО ОПЫТА, ДЕТЕРМИНИРОВАННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЙ?
Отвечая на этот вопрос, следует
иметь ввиду: Маркс никогда не отрицал, что сознание есть всегда "мое
сознание", что каждый человек переживает свою национальную сопричастность
на "свой лад", верует в Бога на "свой лад", понимает и
переживает классово-групповые интересы на "свой лад" и т.д. Как нет
двух одинаковых листьев на одном и том же дереве, так нет и двух одинаковых людей
и соответственно - двух одинаковых форм духовного опыта. Но как листья связаны
с жизнью дерева, так и люди "подпитывают" свой духовно-внутренний мир
"соками", идущими от социальных слоев, к которым они принадлежат, от
общества, в котором они живут, и в итоге - от всего рода человеческого.
Разумеется, человеку дан дар свободы
выбирать "древо" своей жизни, и он может менять источники своей
духовной "подпитки", но освободиться полностью от них ему не дано.
Поэтому пока СУЩЕСТВУЮТ ГОСУДАРСТВА, РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, НАЦИИ И Т.Д., МАРКСОВ
МЕТОД АНАЛИЗА СОЗНАНИЯ НЕЛЬЗЯ СПИСЫВАТЬ В АРХИВ ИСТОРИИ. Мы рассмотрели
своеобразную историю сознания, которая отражает реальную историю бытия людей.
Прав оказался Маркс, утверждая, что сознание есть "осознанное
бытие". Менялись люди, их бытие, и вместе с ними изменялись механизмы
формирования их сознания, его содержание. Это подтверждается опытом философствования
и в наши дни.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ
ФИЛОСОФЫ, ПИСАТЕЛИ, ЭСТЕТЫ ТОЛКУЮТ СОЗНАНИЕ КАК ПОТОК РЕЧЕПРОИЗВОДСТВА,
НАЗНАЧЕНИЕ КОТОРОГО СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ СЛУЧАЙНЫЕ СИГНАЛЫ И ПОСЛАНИЯ НИОТКУДА
ВЫРАЗИТЬ В ЯЗЫКЕ и ПЕРЕДАТЬ НЕИЗВЕСТНО КУДА И КОМУ. Сознание отпускается в
свободный полет по информационному пространству, а его содержание начинает
напоминать шизофренический бред. Главным состоянием сознания становится
"праздность души".
Конечно, нужно учитывать, что такое
понимание сознания, созданное в XX в. философствующей и эстетствующей элитой,
отражает только тенденцию в духовной культуре общества. Каждый конкретный
индивид приобщается к этой тенденции по-своему, в разной степени. Люди
потенциально (т.е. в возможности) являются свободными участниками своего
духовного становления и созревания, что предполагает самостоятельную работу
ума и души каждого.
Но работа эта очень трудная, а
потому не все ее выдерживают и на нее соглашаются. Тогда сознание начинает
"работать" по облегченному варианту: оно или подчиняется власти
слепых бессознательных сил, не пытаясь их прояснить, или направляет свое
внимание вовне, не задерживаясь внутри личного духовного опыта с его
сомнениями, противоречиями и иными трудностями.
И в первом, и втором случае
формирование и рост личности прекращается, так как остается невостребованной
главная способность сознания - иметь мужество вынести тяжесть мировой скорби и
боли, быть "крестом".
Литература:
1.
Введение
в философию: Учебник для вузов... Ч. 2... С. 288-317.
2.
Мамардашвили
М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. №10.
3.
Мир
философии. Книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. М., 1991. Раздел 4.
4.
Проблема
сознания в современной западной философии. М., 1989.
5.
Философия.
Учебник для вузов. Ростов-н/Д... С. 162-211.
Тема XII. АКТУАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
1. Проблема человека в истории философии. Его происхождение. Единство в
нем биологического и социального.
2. Сущность и существование человека.
3. Индивид и личность. Смысл и цель жизни.
Проблема
человека в истории философии. Его происхождение. Единство в нем биологического
и социального.
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА - одна из самых
важных в философии. Особенно актуальна она в переломные периоды развития
общества, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования
каждого человека. Именно такой переход переживает сегодня отечественная
история. Однако чтобы полнее осознать современное состояние философской
антропологии, необходимо ознакомиться, хотя бы вкратце, с ее историческим
развитием.
Начало западноевропейской
философской традиции вообще и философской антропологии, в частности, положила античная
Греция. Первоначально человек в древнегреческой философии существовал не
сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимавшихся как АБСОЛЮТНЫЙ
ПОРЯДОК И КОСМОС. Он жил в едином, нераздельном мире со всей своей природной и
социальной средой, неодушевленными предметами, животными и богами. Даже боги
находились внутри космоса и являлись для людей реальными действующими лицами.
Человек мыслился как микрокосм, являвшийся отражением макрокосмоса, который
понимался как живой организм. Именно так смотрели на человека представители
милетской школы, стоявшие на позициях ГИЛОЗОИЗМА. Они отрицали границу между
живым и неживым и полагали всеобщую одушевленность универсума.
В средневековье человек рассматривался
прежде всего как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление
о нем сводилось к тому, что человек есть "образ и подобие Бога".
Реально, значит, человек из-за своего грехопадения внутренне был раздвоен.
Поэтому он рассматривался как единство божественной и человеческой природы,
воплощенное в личности Христа.
В социальном плане средневековый
человек провозглашался пассивным участником божественного порядка и являлся
существом тварным и ничтожным по отношению к Богу. Главная его задача
состояла в том, чтобы приобщиться к Богу и спастись в день Страшного суда.
Поэтому вся драма человеческой истории выражалась в формуле:
грехопадение-искупление. Отвечать за свои поступки перед Богом каждый человек
должен был сам.
Философская антропология
Нового времени формировалась под влиянием зарождающихся капиталистических отношений,
научного знания и новой культуры, получившей название ГУМАНИЗМА. Если мыслители
средневековья решали проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи
Возрождения и Нового времени ставила его на земную основу и на этой почве
пыталась решить антропологические проблемы. Она отказалась от учения об
изначальной греховной сущности человека и утверждала его естественное стремление
к добру, счастью и гармонии. Философы этого времени не отрицали Бога полностью,
но делали своим знамением не его, а человека. Критикуя христианскую догматику
об изначальной греховности человека, они утверждали, что человек от природы,
от дня своего рождения добр и негреховен.
Однако под влиянием частного
интереса представления о человеке, мотивах его поведения и жизненных
установках менялись. В сочинениях мыслителей все отчетливее зазвучали мотивы
индивидуализма, эгоизма и уталитаризма. Не случайно ранний МАРКСИЗМ занялся
анализм процесса дегуманизации, наблюдавшегося в капиталистическом обществе.
Молодой Маркс исследовал причины отчуждения человека от общества, искал пути
его преодоления, восстановления человеческого достоинства, полной реализации
его интересов. Приоритетным становился не человек, а общество.
Эта позиция содержала в себе
достаточно справедливого и относительно истинного. Ибо ясно, что человек как
таковой только тогда становится человеком, когда он вступает в многочисленные
и постепенно умножавшиеся связи: сначала со своей семьей, затем - со
сверстниками, становится членом каких-то социумов: наций, государств и др.
Однако подобная точка зрения не бесспорна, в ней заметна односторонность и,
следовательно, опасность.
Социализация человека, вплоть до его
"обобществления", включенность без остатка в общественные связи и
отношения грозит утратой его личности и индивидуальности. Получается, что
человек не первичен, а производен и вторичен по отношению к обществу. Неповторимость,
уникальность и самосознание его теряются. Человека начинают рассматривать уже
не как цель, а как средство ее достижения. Цель же все больше социализируется,
направляется на общество, государство. Отсюда прямая дорога к концепции
"винтика", когда человек предстает перед нами как одна из
многочисленных деталей сверхчеловеческого, государственного механизма. При этом
получается, что не государство существует для человека, а человек - для
государства и общества.
На объяснение ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ЧЕЛОВЕКА значительное влияние оказала эволюционная теория Ч. Дарвина. В ней мы
находим вывод о том, что человек как биологический вид своими родословными
корнями уходит к обезьяноподобным предкам. После смерти ученого находки
ископаемых обезьянолюдей подтвердили справедливость такого объяснения.
Однако Дарвин не ответил на вопрос,
что именно послужило причиной выделения человека из животного мира. Ответ попытался
дать Энгельс: некоторые виды человекообразных обезьян под влиянием
природно-климатических условий достаточно резко изменили свой образ жизни. Они
перебрались с деревьев на землю. В результате трансформировались функции их
передних конечностей. Постепенно они превратились в органы для использования
орудий труда и производства необходимых изделий и продуктов. Труд
способствовал развитию мозга, появлению сознания и
речи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|