рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

человек способен посмотреть на мир с позиции мировой истории и мирового

духа. Движение сознания - это поступательное восхождение, где все

предыдущее воспроизводится на новом более высоком уровне от абстрактного к

конкретному.

Схема Гегеля: сознание, предмет противостоит человеческому "я" и

определяется либо чувственно воспринимаемым, либо рассудком.

Самосознание - предмет и сознание тождественны, сознание практически

действующая, желающее которое настигает свою всеобщность. Усматривает в

себе абсолютную полноту реальности и выступает как разум.

Дух - сознание постигающее духовную реальность мира и себя как

выражение реальности.

В движении сознания отмечаются не только ступени и формы развития

человеческой культуры, духовной жизни, но и осваивается язык философии,

понятия. Человек выражает мысли в системе понятий и категорий логики. До

Гегеля понятия относились к субъективной категории. Начиная с Гегеля

понятия представляют собой абсолютное тождество объекта и субъекта.

Гегель назвал свою философскую систему абсолютным идеализмом, который

должен охватить весь универсум, природный и духовный мир единым понятие.

Это абсолютная идея. Он определял ее как разум, мышление, разумное мышление

- это субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей.

Разум есть субстанция, бесконечная мощь, бесконечное содержание, суть

и истина. Для себя самого он предмет.

Абсолютная идея - саморазвивающаяся, существует вечно и содержит в

скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и

духовных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит

несколько стадий:

* научно-теоретическое осознание абсолютной идеи в ее всеобщем

содержании в виде системы категорий. Категории находятся в состоянии

непрерывного, самопроизвольного движения. Они составляют сущность вещей.

* природа как необходимое в развитии абсолютной идеи. Через природу

абсолютная идея отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде

конечных, чувственных, телесных единичностей.

Бог создает природу, чтобы из нее возник человек и вместе с ним

человеческий дух, который имеет 2 стадии развития: субъективный дух

(антропология, психология); объективный дух (сфера социальной жизни, как

сверх индивидуальная, которая возвышается целостность над индивидуумами и

проявляется через их различные отношения и связи.

Объективный дух проявляется в праве, морали, нравственности,

государстве, религии, искусстве. Высшей формой самореализации абсолютной

идеи является абсолютный дух - это совокупная духовная деятельность

человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории.

Абсолютный дух тождественен абсолютной идеи - это внутренняя идеальная

сущность, скрытая причина всех действий и познаний. Но у Гегеля идея это

субстанция, чистая всеобщность. Дух та же идея, но в ее реальном выражении,

от чувственных форм до абсолютных знаний. В абсолютном духе осуществляется

полное совпадение идеи, мышления и бытия. Идея познает бытие. Таким путем

Гегель согласовал субъект и объект мышления и бытия. Движение абсолютной

идеи и всего предметного мира имеет начало и конец замкнутого в

определенный круг. Высшей формой и концом развития абсолютной идеи, где она

осознает самою себя и весь пройденный путь и становится абсолютный дух.

Такова философская система Гегеля.

В противоречии с ней находится его диалектический метод: рассмотрение

всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности

развития. Гегель характеризовал диалектику с одной стороны, как движущую

душу истинного познания, с другой стороны как принцип, вносящий в

содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших философских

категорий и сформулировал 3 основных закона:

1. переход количественных изменений в качественные

2. взаимопроникновение противоположностей

3. отрицание отрицания

Гегель разработал диалектический метод в который он включил принципы

анализа действительности:

* восхождение от абстрактного к действительности

* соответствие исторического и логического

* принцип всесторонности

Диалектический метод направлен на бесконечность познания, но если

субъективной основой метода является абсолютный дух, а цель его -

самопознание, то познание как таковое ограничено. В этом суть противоречия

между системой и методом Гегеля. Есть противоречие между конечным и

бесконечным. Это противоречие не может быть источником развития.

28.Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.

Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его философия

являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к младогегельцам, затем

отошел от них и выпустил работу "Критики философии Гегеля". В ней он

подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь обосновал принципы

материалистического мировоззрения.

Идеализм по его мнению представляет собой рациональную религию. А

подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг другу.

Религия как и ее основа представляют собой невежество человека, его

неспособность вдуматься в природу. Бог - абстрактное, отвлеченное,

нечувственное существо, он представляет собой сущность разума. Бог

объективирует себя, как божественное существо. Таким же способом действует

идеализм, который отчуждает человеческую сущность и т.о. предписывает духу,

идее, понятиям - всемогущество равное божеству.

Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться от

предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и творением

природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к человеку.

На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную силу, ибо

единственным богом для человека является человек. Этот вывод Фейербах

положил в основу новой философии, которая по его мнению превращает

человека, включая и природу как его базис единственный, универсальный и

высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил антропологию и

физиологию в универсальную науку. Таким путем он сформулировал задачу

создания философской антропологии, основа которой выражалась словами:

природа и человек. Подчеркивая единство природы и человека Фейербах их не

отождествлял как это делали аргоницисты. Разум, любовь, сила воли - это

человеческое совершенство. И Фейербах делает вывод: человек существует для

того, чтобы познавать, любить и хотеть. Ничего подобного нет ни в природе,

ни в животном мире.

Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и

взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность

различия между "я" и "ты".

Уединенность по нему, есть конечность и ограниченность, общение - есть

свобода и бесконечность.

Фейербах стремиться возродить в человеке чувство самоутверждения и

достоинства, и сделать это можно на основе материального мировоззрения.

Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Это вызвано не

тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что в тот

период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие

материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от

бога, ни от философии людей.

Безусловно уделяя большое внимание природе Фейербах примыкал к

натуралистическому направлению философии, но его натурализм носит

антропологический характер. В решении конкретных проблем теории познания он

стоит на позициях сенсуализма.

Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится в

реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств.

Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в

себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства людей.

Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим

мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично.

Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической

философии, материализма Маркса и Энгельса.

29.Марксистская философия: основные источники, этапы. Реалистическое и

идеальное в социально-философской доктрине К.Маркса и Ф.Энгельса.

Проблемы теории познания.

Марксистская философия вышла на арену общественной жизни в 40-х годах

19 века. К 70-м годам 19 века она стала идейно-политическим течением

Европы. Предпосылками распространения марксизма были:

* общественно политические процессы и выдвижение на арену политической

борьбы пролетариата

* социально-экономические процессы способствовали и обеспечивали не

только развитие, но и проникновение во все сферы жизнедеятельности людей

капитализма

* предшествующий этап развития социально-политических взглядов

Самое главное, первое значение марксизма было связано с деятельностью

масс (пролетариата) интересы, которых эта философия с самого начала

защищала.

Маркс рассматривал идеализм Гегеля как сферу идеального, он признавал,

что эта сфера объективна и на основе этого он строил модель абстрактного

мышления и использовал гегелевскую диалектику.

Фейербах, поставив в центр мира чувствующего человека в отличии от

Гегеля сконцентрировал внимание не на тонкостях научного знания, а на

вопросе правомерности религии: тайну христианства он видел в

объективировании человеком своих собственных сил и придания им

потустороннего, отчужденного от него характера. Выяснение Фейербахом

антропологического содержания христианской религии имело положительное

значение для развития Марксом и Энгельсом диалектического материализма,

основанного на конкретно общественной природе человека и его практике. В

связи с этим выделялась революционная практика как фундамент и критерий

истины.

Т.о. концепция Маркса и Энгельса продолжала воззрения Гегеля и

Фейербаха. В отличии от Фейербаха Маркс понимает философию как науку и

строит ее строго в соответствии с научным методом. Метод этот был

разработан Гегелем. Маркс подчеркивал, что на стадии выработки научных

воззрений осуществляется переход от чувственно-конкретного к абстрактному.

На стадии собственного научного изложения происходит восхождение от

абстрактного к конкретному. Для Маркса идеальное есть материальное,

переосмысленное в человеческой голове и преобразованная в ней в понятия.

Понятие в форме мысли идеальное, но чтобы получить любое понятие необходимо

сослаться на практику. Но в связи с тем, что человеческая практика

многообразна, необходимо было выбрать одну неизменную категорию. И этой

категорией является труд как таковой.

Исходя из этой категории, Маркс построил политико-экономическую теорию

товарного производства и, исследуя этот процесс, он создал теорию

общественного развития и общественных отношений. Воззрения Маркса по поводу

природы, идеального существенным образом отличаются от представителей

немецкой классической философии как Кант, Гегель.

В связи с тем, что на практике нет прямых аналогий и прямых аналогов,

идеальных конструктов, поэтому Маркс идеальное сосредоточил в человеке, в

его природе. Отсюда он рассматривает практику как критерий истины и он

делает вывод если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то тем

самым их правомерность, т.е. истинность ставится под сомнение.

Вопрос о практике как критерии истины считается самой глубокой и

научно-обоснованной проработкой диалектического материализма.

Диалектика Маркса и Энгельса исходит из диалектики Гегеля, но она

освобождена от абсолютного духа и от абсолютного понятия, в ней, по мнению

Маркса, гениально угадана Гегелевская диалектика вещей, но она стоит на

голове и ее необходимо поставить на ноги.

Прежде всего, диалектическая зависимость и диалектические отношения

имеют место в реальной действительности. Гегелевская идея - это

самостоятельный субъект действительности, лишь ее внешнее проявление.

Идеальное как материальное пересаженное в человеческую голову и

преобразованная в ней, предполагает наличие и подведение под нее

материальной диалектики, или диалектики вещей и процессов. Это до Маркса

сделал Фейербах.

В книге "Диалектика природы" и в работе "Антидюринг" Энгельс

материалистически истолковал законы и категории диалектики. За основу взял

категориальную систему Гегеля. Энгельс указал на аналогию социальных и

природных процессов, ибо все законы диалектики (переход количества в

качество, борьба противоположностей и т.д.) имеют место, как в природе, так

и в обществе.

Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития

природы, общества и мышления.

Маркс использует материалистическую диалектику, особое внимание уделяет

социальному миру. До него фактически мир представляли как

противопоставление духовного мира субъекта и природы. Неприродное

воспринималось как субъективно-духовное. Маркс обнаружил третий мир -

общественный мир, который существует через иное, через природное. Свою

концепцию он построил на примере товара, который имеет потребительскую (это

природная сторона объекта) и меновую (социальная сторона объекта,

обозначаемая через потребности людей или потребительскую стоимость)

стоимости. Диалектический материализм Маркса и Энгельса использовал Ленин

для разработки теории революционной деятельности.

Марксисты блестяще освоили критику пороков капиталистического общества,

что и послужило основой разработки теории отчуждения труда. Согласно этой

концепции, тот кто трудиться овеществляет свою деятельность, если

результаты труда одного человека присваиваются кем-то не в соответствии с

его индивидуальным трудовым вкладом, то можно утверждать, что произошло

отчуждение труда. Иначе говоря, часть труда, которая достается не

производственному производителю, а кому-то еще считается, что кто-то

(капиталист) использует чужой труд, отчужденный от непосредственного

производителя. На основании этого делался вывод: для преодоления

отчужденности труда необходима социалистическая революция.

Этот вывод Ленина не все ученые восприняли однозначно. С первой

посылкой были согласны все (результаты не должны отчуждаться от

непосредственного производителя), но вторая посылка, что только

социалистическая революция преодолеет все это, вызвало неоднозначное

отношение к марксистской концепции в целом.

Карл Поппер, приняв в целом концепцию марксизма, вывод о

социалистической революции отнес к историцизму, т.е. он утверждает, что в

науке любые выводы и рекомендации необходимо делать осторожно, тем более

выводы, основанные на политэкономии. В связи с этим он делает заключение:

что идея социалистической революции это всего лишь правдоподобная гипотеза,

которая выдана за науку и за реальность. Борьбу против отчужденности труда

он предлагал вести с помощью соревнования капиталистов в ходе, которого

права рабочих будут восстановлены, а прибыль за добросовестный труд будет

распределена более справедливым способом.

Основными достижениями диалектико-материалистического способа мышления

можно считать и с этим согласны абсолютно все:

* талантливую критику недостатков капитализма,

* тщательную проработку теории проблем практики,

* научное обоснование природы общественного.

Тем не менее, все эти 3 положительных момента получили трансформацию в

более поздних работах ученых и практиков, развивающих теорию марксизма.

Первый самый серьезный просчет относится к возвышению общественного и

умалению личностно-индивидуального.

Второе: отрицание любых философских воззрений мировой философии, если

это не имело отношение к диалектико-материалистическому мышлению.

Третье: осмысление трудов Маркса и Энгельса Лениным, Плехановым,

Троцким, Бухариным шло с серьезным перекосом в сторону политики.

И с этого периода диалектико-материалистическая философия превратилась

в оружие политической борьбы, и акцент делался не на общественные процессы,

общественные отношения, а на развенчание религии и приспособление

общечеловеческих ценностей к формам и методам политической власти.

Начиная с периода, когда Сталин прочитал и изложил диалектико-

материалистическую философию в кратком курсе, она приобрела статус

философско-политической науки. Сталин приспособил абстрактные философские

положения к проблемам общественной жизни и к проблемам общественных наук.

Он развел философию и науку как таковую. Это с одной стороны обеспечило

отрицание возникающих новых идей и направлений в философии, во-вторых не

способствовало разрешению цивилизационных проблем, возникающих в развитии

человечества.

После 20 съезда КПСС, стали более свободно выражать свои умонастроения

и воззрения и тем самым внесли достойный вклад в развитие мировой

философской науки.

30.Особенности и периодизация русской философии.

Развитие мировой философии представляет собой единый процесс,

закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением

все новых и новых проблем, требующих философского осмысления. История

философии в этом смысле также обладает существенной неоднородностью. Отсюда

- необходимость определения специфических черт той или иной национальной

философской школы. Особое значение эта проблема имеет для России, потому

что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной

непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень

часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами

экономического, политического и культурного расцвета. Это, безусловно,

отражалось и на развитии философии.

Как же русская философия соотносится с западной и восточной традициями

внутри мировой философии? Общий ответ в данном случае очевиден: русская

философия, безусловно, вписывается в западную философскую традицию, и все

ее развитие связано с активным усвоением и переработкой западной философии

(что, конечно, не исключает взаимовлияния, взаимообогащения). Восточная

философия гораздо меньше, чем западная, непосредственно воздействовала на

русскую мысль. Ее влияние в основном сводилось к эпизодическому

заимствованию отдельных идей. Наиболее охотно русские философы воспринимали

предельный мистицизм некоторых восточных систем, но для них совершенно

неприемлемым было отрицание значимости личного начала в человеке, его

индивидуальности. Только в начале XX в. увлечение восточной культурой

сопровождалось формированием философских концепций, всецело ориентированных

на восточные мистические системы (Е. Блаватская, Н. Рерих).

Но, чтобы понять самое главное, нужно установить серьезные, глубокие

различия между традициями западного и русского философствования. Это

позволяет в общем виде сформулировать основные характерные признаки нашей

национальной философии:

1. Первой и главной особенностью русской философии является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.