Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)
(его поддерживает большинство философов мира) написал «Трактат о небытие».
Небытие не только не существует, но и первично и абсолютно. Бытие не
относительно и вторично по отношению к небытию. Небытие абсолют бытия в
той мере, в какой субстанция абсолют своих состояний. Обосновать это исходя
из посылки: коль скоро время не динамично, а существующее свойство
небытия, коль скоро все приходящее то небытие абсолютно, а бытие
относительно. Категория бытия, таким образом, имеет право на существование
как категория бытия, но абсолютность и относительность небытия
характеризует единство этих философских понятий. Абсолютность небытия
характеризуется полной памятью и весь трагизм человека в том, что он не
осознает свое небытие и тем самым отягощает состояние небытия своего духа и
связи с диалектическим воображением, что формирует конкретный образ небытия
для любых индивидов.
Преодолеть чувство смертности человек может благодаря своей воле, но
если только человек свое бытие связывает с существованием, то он
превращается в раба своего небытия. Это подчеркивает и Гегель.
Базой состояния хозяина над небытием является духовное равновесие.
Его потеря делает страдальцем (страх перед небытием, который в
экстремальных ситуациях способен порождать гениальные поступки и решения).
43.Сознание, его сущность и происхождение. Бессознательное как феномен
сознания. Категория "оно", "Я", "сверх-я" в философии З. Фрейда.
Существует несколько концепций обосновывающих сущность категории
сознания, связанных с пониманием мира и человека в нем.
Гилозоизм – сознание – свойство всей материи или сознание, как особая
разновидность материи.
Сознание с философской точки зрения обладает универсальным
познавательным принципом, который характеризуется тем, что чем больше мы
знаем о деятельности мозга, тем меньше мы получим информации о его
психологическом состоянии. Сущность сознания связана с сущностью его
содержания и образами реальных вещей и мира в целом.
Мамардшвилли. Сознание есть, но его нельзя ухватить и представить как
вещь. Познать его можно через язык описания.
Законы и уравнения анализа сознания:
субстрактный (проблема сознания и мозга),
содержательный (сознание и отраженный объект),
общностный.
Сознание – это мысли, образы вещей не присущие пространственным,
физико-химическим характеристикам вещи. А сам образ возникает не на
собственной основе, а на базе материального.
Сознание предстает как явление субъективной реальности, обладающей
информацией. Способность оперировать информацией составляет момент
творческий, составляет сознание. Рождаясь человек не мыслит, а приобретает
эту способность.
Источник активности сознания потребности, интересы, цели субъекта. Из-
за сознательной деятельности вещи из первой природы переводятся во вторую
природу, а сознание приобретает объективное бытие в вещах этой культуры, а
также в языке, религии, фольклоре и т.д. Сфера сознания не исчерпывается
содержанием психологической жизни. В поведении появляется бессознательное
(навыки, которые являются механизмом контроля за действиями человека).
Бессознательное регулирует поведение человека и освобождает его от рутинных
знаний. Бессознательно хранящаяся в памяти старая информация не исчезает из
памяти, но ведущей в деятельности и поведении человека является
сознательное.
Сознание создает адекватные реальности образы и объекты, т.е.
отражает реальные действия субъекта.
Эмпирическое сознание – обусловлено эмпирическим опытом,
Обобщение результатов эмпирического опыта – выработка категорического
аппарата,
Абстрактное сознание.
Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания так, как
они проявлялись у здорового человека. Фрейд как психопатолог, исследуя
характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой
психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое
значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.
Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияние на
индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда.
Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения.
Бессознательное довольно часто прорывается наружу в гипотетических
состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках,
описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека
представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного,
предсознательного и сознательного – лишь особой интуицией, надстраивающейся
над бессознательным.
Поэтому созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация
трех элементов. «Оно»– глубинный слой бессознательного влечения, основа
деятельности индивидов, «Я» - сфера сознательного, посредник между «Оно» и
«внешним миром», в т.ч. природными и социальными институтами. «Сверх – «Я»
- внутриличностная совесть, которая выполняет роль посредника между ними.
«Сверх – «Я» является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне
усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди.
Глубинный слой человеческой психики (бессознательное), по мысли
Фрейда, действует на основе природных инстинктов, «первичных влечений» с
целью получения наибольшего удовольствия. В качестве их основы Фрейд
сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменил их
более общим понятием «либидо», которое охватывало уже всю сферу
человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу и даже любовь к
Родине. В конечном счете, Фрейд выдвинул гипотезу, по которой деятельность
человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений,
где главную роль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и «инстинкт
смерти» – тонатос.
Поскольку в удовлетворении своих влечений индивид сталкивается с
внешней реальностью, которой противостоит невидимый «микромир»
бессознательного в виде «Оно», в нем выделяется «Я» (сознание стремящееся
обуздать бессознательные страсти и направить их в русло социально
одобренного поведения и прибегающее к помощи «сверх – «Я». Фрейд,
следовательно, не абсолютизировал силу бессознательного. Он признавал за
человеком способность овладевать своими инстинктами и сознательно управлять
ими в реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит
в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в
область сознания и подчинить своим целям.
Фрейд преувеличивал роль либидо в формировании психики человека,
сводил разнотипные и изменчивые отношения между неосознаваемой высшей
нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму
сознания и бессознательного, универсализировал психоаналитические понятия,
механически распространив их на сферу социальных явлений.
44.Формирование философского понятия МАТЕРИЯ.
Важнейшей категорией философии является материя. Сущность этой
категории развивалась аналогично всякому научному понятию от простого к
сложному.
Гегель взял понятие единичное, особое, всеобщее. Таким образом, он
выстроил схему рационального подхода к изучению материи. Изучая единичное
мы выявляем сущность конкретного явления вещи, процесса. Когда мы
устанавливаем взаимосвязь объекта с другими, выявляем законы данного круга
объектов, т.е. особенное. Особенное – то, что характерно для всеобщего и
выявляет сущность не только данных объектов, но и сущность существующих
вещей.
Наивно материализованные представление о материи связаны с поиском
архиявления, вещей или процесса, как первоосновы мира.
Мост между единичным и общим был перекинут Евклидом и Демокритом,
доказавшим, что все состоит из мельчайших частиц и любая вещь отличается от
другой сочетанием атомов, их величины и формы. В 18 –20 веках упор идет на
абстрактное представление всеобщего. Особняком стоит Гольбах: материей
является все то, что действует на наши органы чувств. В этот период ученые
пришли к согласию в выявлении материи, но реальные представления были
различны. Однако идет попытка связать материю с сознанием, чтобы дать
различие между духом и субстанцией. И сегодня во всех рациональных
концепциях материя – философская абстракция для выражения противоположности
сознательного и бессознательного к качеству носителя.
Всеобщие свойства материи: объективность, абсолютность,
относительность, субстанциональность, бесконечность, вечность,
неуничтожимость и несотворимость. Структурно материя выделяет: Вещество и
антивещество, поле, биополе и социальные системы.
Вещество: система мегател, система макротел – твердые, жидкие,
газообразные состояния, электронно-позитронные, ядерные, электромагнитные,
гравитационные и торсионные поля.
Биологические системы: белковые тела, микро растения, биоценозы,
биогеоценозы, биосфера.
45.Философское понятие движения.
Способом существования материи является движение как таковое, но это
не только перемещение в пространстве, но и изменение вообще. Движение
абсолютно, покой относителен.
Всеобщие свойства движения: объективность, абсолютность,
относительность, неуничтожимость и несотворимость.
Были попытки классифицировать формы движения материи, но более всего
ученые поддерживают точку зрения Энгельса, который выделил:
механическое движение,
физическое движение,
биологическое движение,
социальное движение.
Совершенные формы говорят не об одной форме движения, а о группе форм
движения материи:
группа фазовых форм движения (от электрических частиц до макротел)
группа химических форм, где присутствует любой температурный режим,
за пределами которого происходят изменения атомов,
биологические формы – белково-нуклеидовые движения, вода присутствует
так, как растворима.
группа социальных движений: развитие производственных сил, изменение
политического строя и т.д.
Таким образом, современный взгляд на формы движения материи
характеризуется живой природой и социально – организованными процессами.
Между всеми формами движения материи существует взаимосвязь. Высшие
биологические и социальные формы движения возникли из низших, поэтому
изучать вещи необходимо с учетом всех групп форм движения материи. Движение
– это сущность бытия материи.
46.Философское понятие пространства и времени.
Движение материи существует в пространстве и времени – это предельно
широкие сущности, которые до сих пор не имеют определения.
Пространство – вместилище тел –обозначалась объективная протяженность
форм, тел, вещей и их упорядоченность в человеческом ощущении.
Время – вместилище событий, либо гармонизирующее ряды ощущений, либо
объективно присущая всем вещам деятельность.
Пространство и время раскрывают содержание философских рассуждений в
историческом, научно-теоретическом или практическом плане.
Таким образом, и пространство и время – это не субстанции. Они
характеризуют сущность отношений.
Сущность пространства – совокупность отношений, выражающих
координацию сосуществования объектов.
Сущность времени - совокупность отношений, выражающих координацию
сменяющих друг друга явлений.
И пространство, и время существуют в объективной реальности.
Свойства пространства и времени: объективность, независимость от
сознания, восприятие и измерение.
Э. Кант полагал, что время – это априорная, доопытная форма
созерцания, присущая рассудку во всякой деятельности человека. В движущихся
системах время течет медленнее (теория относительности). С другой точки
зрения время течет медленнее там, где больше поле тяготения масс.
Современное естествознание настаивает на трехмерном пространстве и
одномерном времени. В теории относительности 4-х мерное время имеет одно
измерение и течет от прошлого к будущему, доказывается это путем
необратимости причинно-следственных связей.
Пространство и время бесконечны и делимы до бесконечности.
Необратимость времени в макромире позволяет говорить о его асимметрии.
Пространству присуща и симметрия, и асимметрия, т.е. объекты в пространстве
могут располагаться так, что одна половина заполненного пространства будет
соответствовать точному отображению другой.
Связать пространство – означает отсутствие разрывов в материи и ее
помех. Вместе с тем пространство может быть относительно прерывным, когда
мы рассматриваем любой объект отдельно.
Возникновение социальной материи обусловлено проявлением качественно
новых специальных пространственно-временных структур.
47.Гносеология, как философская дисциплина, ее база и цель.
Теория познания – раздел философии, называется гносеология, изучает
проблемы природы познания, его возможности и границы, субъект и объект
познания, исследует условия достоверности знания, притер… его истинности,
формы, уровни. Термин «Гносеология» употребляется в современном мире в двух
основных значениях:
1. Как учение о всеобщих механизмах и законах познавательной деятельности
человека, о знаниях вообще не зависящих от его форм и видов.
2. Как философская концепция предметом исследования, которой является
научное познание в его специальных характеристиках.
Теория познания связана с антологией (о бытие), дном (о всеобщих законах),
развитии бытия и познания, а так же с логикой в ее различных модификациях и
методологией. Так как субъектом познания является человек, окружающий мир
использует данные философии, антропологии, социологии и других социальных
наук. Это вызвано тем, что познавательный процесс всегда протекает в
определенных социокультурных условиях, где гносеология постепенно
преобразуется в подлинное соц – гум исследование при изучении личности как
познающего субъекта теории познания опирается на данные истории,
физиологии, медицины. Бог мат. …. вывод – математика, кибернетика,
естествознание и гуманитарные науки. Следует помнить, что в гносеологии
нельзя отдавать приоритет ни одной из теорий познания. Научному познанию
отдается приоритет в системе духовной культуры, так как оно обслуживает
практику, в ходе которой удовлетворяются потребности человека. Научное
познание имеет два уровня:
- теоретическое
- эмпирическое
Фундамент познания составляют представления – непосредственно впечатления,
чувственные образы, которые возникают у человека, которые он слышит, видит,
представляет. Вся материя обладает свойством отражения. Это относится к
органам чувств, человеку присуще широкое отражение, которое предполагает
наличие материальных систем способных изменить свое состояние, в них
внутренне запрограммировано, закодировано генетически сущностное.
Активность эмпирического познания Локк сосредоточил на формировании
эмпирических констанций, которые включают в себя как научные, так и
ненаучные житейские способы отражения действий. Эмпирически констант….
образы познания вещей, хотя нельзя говорить о полном и исчерпывающем
познании образов иного ибо они не всегда и не в полной мере соответствуют
реальности. Это вызвано тем, что человек отражает избирательно какой то
аспект вещи, явления, процесса в соответствии со своими интересами и
целями. На этом уровне познания всегда присутствует репрезентация
(посредничество) – в данном случае язык, который обусловлен исторически и
отвечает на вопросы формирования того или иного образа с определенной долей
условности. Процесс познания определяется наличием двух систем познания:
объекта и субъекта, в ходе их взаимодействия, особенности объекта
воспроизводятся в особенностях субъекта.
Субъект в познании, с точки зрения философии характеризуется как
сложная иерархия носителей знания, в широком смысле – все человеческое
сообщество либо отдельные группы общества. В узком смысле - отдельные
индивидуально малые общности человека, которые воспр-..т знаниями,
способностями, талантом, инициативностью. Субъект познания имеет не только
……. сущность, но это живая личность с ее страстями, интересами, чертами
характера, темпераментом. Субъект познания - ……… бытия на который
направлена мысль субъекта. Поиск сущности в объекте всегда предопределяется
потребностями человека заинтересованностью своего либо материального, либо
духовного бытия. Две точки зрения, что считать объектом познания. Одни
считают объектом то, что вошло в сферу человеческой деятельности, их
принцип – нет объекта без субъекта (что не воспринимается, не может быть
объектом познания). Другие считают – объект познания – вся объективная
реальность.
Есть точка зрения, что объект, как и субъект, может быть пассивным в
познании. То, что субъект может быть пассивным, настаивают представители
эмпиризма, Локк считает пассивность субъекта соответствует тому, что в его
ощущениях лишь отпечаток черты объекта. Взаимосвязь объекта и субъекта
познания состоит в том, что объекту соответствует субъект с неким эталоном.
Таким образом, активность субъекта определяется организацией мелких
констант в единую систему. В данном случае, при анализе эмпирического
уровня познания используется понятие чувственной ступени познания.
Чувственный опыт и рациональное мышление, их основные формы и способы
взаимодействия
Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей
показывает, что любое знание есть единство двух противоположных моментов,
сторон - чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них.
Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их
обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы
разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены,
теоретически нагружены, регулируются разумом.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы
чувств - зрение, слух, осязание и др., которые у человека есть "продукты
всемирной истории", а не только биологической эволюции. Органы чувств - это
единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать
сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной
деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных
взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из
которых есть субъективный образ объективного мира.
ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании человека отдельных
сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы
чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную
роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в
качестве компонента более сложного образа - восприятия.
ВОСПРИЯТИЕ - это целостный образ предмета, непосредственно данный в
живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
|