рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

(его поддерживает большинство философов мира) написал «Трактат о небытие».

Небытие не только не существует, но и первично и абсолютно. Бытие не

относительно и вторично по отношению к небытию. Небытие абсолют бытия в

той мере, в какой субстанция абсолют своих состояний. Обосновать это исходя

из посылки: коль скоро время не динамично, а существующее свойство

небытия, коль скоро все приходящее то небытие абсолютно, а бытие

относительно. Категория бытия, таким образом, имеет право на существование

как категория бытия, но абсолютность и относительность небытия

характеризует единство этих философских понятий. Абсолютность небытия

характеризуется полной памятью и весь трагизм человека в том, что он не

осознает свое небытие и тем самым отягощает состояние небытия своего духа и

связи с диалектическим воображением, что формирует конкретный образ небытия

для любых индивидов.

Преодолеть чувство смертности человек может благодаря своей воле, но

если только человек свое бытие связывает с существованием, то он

превращается в раба своего небытия. Это подчеркивает и Гегель.

Базой состояния хозяина над небытием является духовное равновесие.

Его потеря делает страдальцем (страх перед небытием, который в

экстремальных ситуациях способен порождать гениальные поступки и решения).

43.Сознание, его сущность и происхождение. Бессознательное как феномен

сознания. Категория "оно", "Я", "сверх-я" в философии З. Фрейда.

Существует несколько концепций обосновывающих сущность категории

сознания, связанных с пониманием мира и человека в нем.

Гилозоизм – сознание – свойство всей материи или сознание, как особая

разновидность материи.

Сознание с философской точки зрения обладает универсальным

познавательным принципом, который характеризуется тем, что чем больше мы

знаем о деятельности мозга, тем меньше мы получим информации о его

психологическом состоянии. Сущность сознания связана с сущностью его

содержания и образами реальных вещей и мира в целом.

Мамардшвилли. Сознание есть, но его нельзя ухватить и представить как

вещь. Познать его можно через язык описания.

Законы и уравнения анализа сознания:

субстрактный (проблема сознания и мозга),

содержательный (сознание и отраженный объект),

общностный.

Сознание – это мысли, образы вещей не присущие пространственным,

физико-химическим характеристикам вещи. А сам образ возникает не на

собственной основе, а на базе материального.

Сознание предстает как явление субъективной реальности, обладающей

информацией. Способность оперировать информацией составляет момент

творческий, составляет сознание. Рождаясь человек не мыслит, а приобретает

эту способность.

Источник активности сознания потребности, интересы, цели субъекта. Из-

за сознательной деятельности вещи из первой природы переводятся во вторую

природу, а сознание приобретает объективное бытие в вещах этой культуры, а

также в языке, религии, фольклоре и т.д. Сфера сознания не исчерпывается

содержанием психологической жизни. В поведении появляется бессознательное

(навыки, которые являются механизмом контроля за действиями человека).

Бессознательное регулирует поведение человека и освобождает его от рутинных

знаний. Бессознательно хранящаяся в памяти старая информация не исчезает из

памяти, но ведущей в деятельности и поведении человека является

сознательное.

Сознание создает адекватные реальности образы и объекты, т.е.

отражает реальные действия субъекта.

Эмпирическое сознание – обусловлено эмпирическим опытом,

Обобщение результатов эмпирического опыта – выработка категорического

аппарата,

Абстрактное сознание.

Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания так, как

они проявлялись у здорового человека. Фрейд как психопатолог, исследуя

характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой

психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое

значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияние на

индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда.

Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения.

Бессознательное довольно часто прорывается наружу в гипотетических

состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках,

описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека

представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного,

предсознательного и сознательного – лишь особой интуицией, надстраивающейся

над бессознательным.

Поэтому созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация

трех элементов. «Оно»– глубинный слой бессознательного влечения, основа

деятельности индивидов, «Я» - сфера сознательного, посредник между «Оно» и

«внешним миром», в т.ч. природными и социальными институтами. «Сверх – «Я»

- внутриличностная совесть, которая выполняет роль посредника между ними.

«Сверх – «Я» является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне

усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди.

Глубинный слой человеческой психики (бессознательное), по мысли

Фрейда, действует на основе природных инстинктов, «первичных влечений» с

целью получения наибольшего удовольствия. В качестве их основы Фрейд

сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменил их

более общим понятием «либидо», которое охватывало уже всю сферу

человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу и даже любовь к

Родине. В конечном счете, Фрейд выдвинул гипотезу, по которой деятельность

человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений,

где главную роль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и «инстинкт

смерти» – тонатос.

Поскольку в удовлетворении своих влечений индивид сталкивается с

внешней реальностью, которой противостоит невидимый «микромир»

бессознательного в виде «Оно», в нем выделяется «Я» (сознание стремящееся

обуздать бессознательные страсти и направить их в русло социально

одобренного поведения и прибегающее к помощи «сверх – «Я». Фрейд,

следовательно, не абсолютизировал силу бессознательного. Он признавал за

человеком способность овладевать своими инстинктами и сознательно управлять

ими в реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит

в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в

область сознания и подчинить своим целям.

Фрейд преувеличивал роль либидо в формировании психики человека,

сводил разнотипные и изменчивые отношения между неосознаваемой высшей

нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму

сознания и бессознательного, универсализировал психоаналитические понятия,

механически распространив их на сферу социальных явлений.

44.Формирование философского понятия МАТЕРИЯ.

Важнейшей категорией философии является материя. Сущность этой

категории развивалась аналогично всякому научному понятию от простого к

сложному.

Гегель взял понятие единичное, особое, всеобщее. Таким образом, он

выстроил схему рационального подхода к изучению материи. Изучая единичное

мы выявляем сущность конкретного явления вещи, процесса. Когда мы

устанавливаем взаимосвязь объекта с другими, выявляем законы данного круга

объектов, т.е. особенное. Особенное – то, что характерно для всеобщего и

выявляет сущность не только данных объектов, но и сущность существующих

вещей.

Наивно материализованные представление о материи связаны с поиском

архиявления, вещей или процесса, как первоосновы мира.

Мост между единичным и общим был перекинут Евклидом и Демокритом,

доказавшим, что все состоит из мельчайших частиц и любая вещь отличается от

другой сочетанием атомов, их величины и формы. В 18 –20 веках упор идет на

абстрактное представление всеобщего. Особняком стоит Гольбах: материей

является все то, что действует на наши органы чувств. В этот период ученые

пришли к согласию в выявлении материи, но реальные представления были

различны. Однако идет попытка связать материю с сознанием, чтобы дать

различие между духом и субстанцией. И сегодня во всех рациональных

концепциях материя – философская абстракция для выражения противоположности

сознательного и бессознательного к качеству носителя.

Всеобщие свойства материи: объективность, абсолютность,

относительность, субстанциональность, бесконечность, вечность,

неуничтожимость и несотворимость. Структурно материя выделяет: Вещество и

антивещество, поле, биополе и социальные системы.

Вещество: система мегател, система макротел – твердые, жидкие,

газообразные состояния, электронно-позитронные, ядерные, электромагнитные,

гравитационные и торсионные поля.

Биологические системы: белковые тела, микро растения, биоценозы,

биогеоценозы, биосфера.

45.Философское понятие движения.

Способом существования материи является движение как таковое, но это

не только перемещение в пространстве, но и изменение вообще. Движение

абсолютно, покой относителен.

Всеобщие свойства движения: объективность, абсолютность,

относительность, неуничтожимость и несотворимость.

Были попытки классифицировать формы движения материи, но более всего

ученые поддерживают точку зрения Энгельса, который выделил:

механическое движение,

физическое движение,

биологическое движение,

социальное движение.

Совершенные формы говорят не об одной форме движения, а о группе форм

движения материи:

группа фазовых форм движения (от электрических частиц до макротел)

группа химических форм, где присутствует любой температурный режим,

за пределами которого происходят изменения атомов,

биологические формы – белково-нуклеидовые движения, вода присутствует

так, как растворима.

группа социальных движений: развитие производственных сил, изменение

политического строя и т.д.

Таким образом, современный взгляд на формы движения материи

характеризуется живой природой и социально – организованными процессами.

Между всеми формами движения материи существует взаимосвязь. Высшие

биологические и социальные формы движения возникли из низших, поэтому

изучать вещи необходимо с учетом всех групп форм движения материи. Движение

– это сущность бытия материи.

46.Философское понятие пространства и времени.

Движение материи существует в пространстве и времени – это предельно

широкие сущности, которые до сих пор не имеют определения.

Пространство – вместилище тел –обозначалась объективная протяженность

форм, тел, вещей и их упорядоченность в человеческом ощущении.

Время – вместилище событий, либо гармонизирующее ряды ощущений, либо

объективно присущая всем вещам деятельность.

Пространство и время раскрывают содержание философских рассуждений в

историческом, научно-теоретическом или практическом плане.

Таким образом, и пространство и время – это не субстанции. Они

характеризуют сущность отношений.

Сущность пространства – совокупность отношений, выражающих

координацию сосуществования объектов.

Сущность времени - совокупность отношений, выражающих координацию

сменяющих друг друга явлений.

И пространство, и время существуют в объективной реальности.

Свойства пространства и времени: объективность, независимость от

сознания, восприятие и измерение.

Э. Кант полагал, что время – это априорная, доопытная форма

созерцания, присущая рассудку во всякой деятельности человека. В движущихся

системах время течет медленнее (теория относительности). С другой точки

зрения время течет медленнее там, где больше поле тяготения масс.

Современное естествознание настаивает на трехмерном пространстве и

одномерном времени. В теории относительности 4-х мерное время имеет одно

измерение и течет от прошлого к будущему, доказывается это путем

необратимости причинно-следственных связей.

Пространство и время бесконечны и делимы до бесконечности.

Необратимость времени в макромире позволяет говорить о его асимметрии.

Пространству присуща и симметрия, и асимметрия, т.е. объекты в пространстве

могут располагаться так, что одна половина заполненного пространства будет

соответствовать точному отображению другой.

Связать пространство – означает отсутствие разрывов в материи и ее

помех. Вместе с тем пространство может быть относительно прерывным, когда

мы рассматриваем любой объект отдельно.

Возникновение социальной материи обусловлено проявлением качественно

новых специальных пространственно-временных структур.

47.Гносеология, как философская дисциплина, ее база и цель.

Теория познания – раздел философии, называется гносеология, изучает

проблемы природы познания, его возможности и границы, субъект и объект

познания, исследует условия достоверности знания, притер… его истинности,

формы, уровни. Термин «Гносеология» употребляется в современном мире в двух

основных значениях:

1. Как учение о всеобщих механизмах и законах познавательной деятельности

человека, о знаниях вообще не зависящих от его форм и видов.

2. Как философская концепция предметом исследования, которой является

научное познание в его специальных характеристиках.

Теория познания связана с антологией (о бытие), дном (о всеобщих законах),

развитии бытия и познания, а так же с логикой в ее различных модификациях и

методологией. Так как субъектом познания является человек, окружающий мир

использует данные философии, антропологии, социологии и других социальных

наук. Это вызвано тем, что познавательный процесс всегда протекает в

определенных социокультурных условиях, где гносеология постепенно

преобразуется в подлинное соц – гум исследование при изучении личности как

познающего субъекта теории познания опирается на данные истории,

физиологии, медицины. Бог мат. …. вывод – математика, кибернетика,

естествознание и гуманитарные науки. Следует помнить, что в гносеологии

нельзя отдавать приоритет ни одной из теорий познания. Научному познанию

отдается приоритет в системе духовной культуры, так как оно обслуживает

практику, в ходе которой удовлетворяются потребности человека. Научное

познание имеет два уровня:

- теоретическое

- эмпирическое

Фундамент познания составляют представления – непосредственно впечатления,

чувственные образы, которые возникают у человека, которые он слышит, видит,

представляет. Вся материя обладает свойством отражения. Это относится к

органам чувств, человеку присуще широкое отражение, которое предполагает

наличие материальных систем способных изменить свое состояние, в них

внутренне запрограммировано, закодировано генетически сущностное.

Активность эмпирического познания Локк сосредоточил на формировании

эмпирических констанций, которые включают в себя как научные, так и

ненаучные житейские способы отражения действий. Эмпирически констант….

образы познания вещей, хотя нельзя говорить о полном и исчерпывающем

познании образов иного ибо они не всегда и не в полной мере соответствуют

реальности. Это вызвано тем, что человек отражает избирательно какой то

аспект вещи, явления, процесса в соответствии со своими интересами и

целями. На этом уровне познания всегда присутствует репрезентация

(посредничество) – в данном случае язык, который обусловлен исторически и

отвечает на вопросы формирования того или иного образа с определенной долей

условности. Процесс познания определяется наличием двух систем познания:

объекта и субъекта, в ходе их взаимодействия, особенности объекта

воспроизводятся в особенностях субъекта.

Субъект в познании, с точки зрения философии характеризуется как

сложная иерархия носителей знания, в широком смысле – все человеческое

сообщество либо отдельные группы общества. В узком смысле - отдельные

индивидуально малые общности человека, которые воспр-..т знаниями,

способностями, талантом, инициативностью. Субъект познания имеет не только

……. сущность, но это живая личность с ее страстями, интересами, чертами

характера, темпераментом. Субъект познания - ……… бытия на который

направлена мысль субъекта. Поиск сущности в объекте всегда предопределяется

потребностями человека заинтересованностью своего либо материального, либо

духовного бытия. Две точки зрения, что считать объектом познания. Одни

считают объектом то, что вошло в сферу человеческой деятельности, их

принцип – нет объекта без субъекта (что не воспринимается, не может быть

объектом познания). Другие считают – объект познания – вся объективная

реальность.

Есть точка зрения, что объект, как и субъект, может быть пассивным в

познании. То, что субъект может быть пассивным, настаивают представители

эмпиризма, Локк считает пассивность субъекта соответствует тому, что в его

ощущениях лишь отпечаток черты объекта. Взаимосвязь объекта и субъекта

познания состоит в том, что объекту соответствует субъект с неким эталоном.

Таким образом, активность субъекта определяется организацией мелких

констант в единую систему. В данном случае, при анализе эмпирического

уровня познания используется понятие чувственной ступени познания.

Чувственный опыт и рациональное мышление, их основные формы и способы

взаимодействия

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей

показывает, что любое знание есть единство двух противоположных моментов,

сторон - чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них.

Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их

обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы

разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены,

теоретически нагружены, регулируются разумом.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы

чувств - зрение, слух, осязание и др., которые у человека есть "продукты

всемирной истории", а не только биологической эволюции. Органы чувств - это

единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать

сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной

деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных

взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из

которых есть субъективный образ объективного мира.

ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании человека отдельных

сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы

чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную

роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в

качестве компонента более сложного образа - восприятия.

ВОСПРИЯТИЕ - это целостный образ предмета, непосредственно данный в

живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.