Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)
выделяться сущности на основе разума, вот тогда-то начинает формироваться
настоящая философия.
Идеальные конструкции и идеальные отношения всегда связаны с верой, что и
предполагает ограничение разума и допущение элементов идеального. Данный
вывод позволяет признать философией любое философское воззрение,
мировоззрение, миропонимание и согласиться с творчеством мыслителя.
В философии существуют 2 понятия: Исток и Источник
Исток – исходное начало, первоисток философии в целом, каковыми являются
все формы дофилософского познания
Источник – это начало отдельного философского направления, школы или
концепции.
Источник как правило представляет собой предмет источниковедения как
вспомогательной науки о методах изучения и использует различные философские
и другие материалы.
Важное место в философии занимает связь с предшествовавшими философскими
концепциями, которые формировались в той или иной философской школе. Любая
философская школа имеет свою уникальную идею, которая защищается от
опровержений со стороны других философских школ.
3. Объект и предмет философии
Любая наука имеет свой предмет и объект исследования и определенный
категориальный аппарат, но если философия имеет особенность, то взгляд на
объект и предмет исследования неоднозначен. Одни ученые отождествляют
объект и предмет, ссылаясь на то, что слово объект в латинском означает
предмет и поэтому объект философии – природу и предмет философии –
феноменальную деятельность человека они отождествляли.
Герцен: Другие науки по сравнению с философией имеют непроницаемый
предмет в пространстве и во времени.
Гоббс: Предмет философии – всякое тело, которое есть в реальности,
которое можно постичь с помощью научных понятий и которое сравнимо с
другими телами.
С зарождения марксизма предметом философии становится понятие «материя».
Но если предмет определяется субъективным мышлением философа, то и объект
философии определяется сознанием (Фихте).
Бердяев доказал, что философия исследует не объект реальности, а мучается
смыслом личной судьбы и жизни людей. Объект – это то, что интригует жизнь
людей, то есть судьба субъекта, в которой трепещет вся Вселенная. Т.е.,
творческое сознание личности, когда все осмысливается на уровне Вселенной.
Герцен подчеркивает, что непроницаемый предмет, т.е. то, что может быть
как материальным, так и идеальным.
Понятие объекта всегда связано с объективной реальностью, которая
существует независимо от воли и желания человека, т.е. объектом
человеческой мысли может быть любой предмет, вещь, процесс объективной
реальности, которая включается в человеческую деятельность и начинает
осваиваться субъектом, т.е. объект – это форма человеческой деятельности в
процессе человеческой деятельности, которая выработана в процессе
человеческого бытия (и язык, и знание, наука, предметы научного познания)
Предмет философии – это вещи, явления или отдельная часть чего-то,
обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими
вещами или явлениями.
Таким образом, объекты и предметы философского знания могут быть:
1) материальными – вещи, явления,
2) идеальными – понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.
Объекты философии столь же разнообразны как разнообразна сама
человеческая жизнь. Поэтому они могут быть объективными и субъективными,
рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку
или религию, самого человека и отношение его с природной средой.
Предмет философии – это нечто иное, что решает проблемы, конструирует и
создается субъектом в зависимости от объекта.
Предмет – это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он
является следствием объекта.
Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и
предмет материален.
Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые не только
могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному
классу понятий, отражающих действительность, но и представляют интересы
философии человека, общества и мира.
Таким образом, предмет философии тяготеет к познанию:
1) мира - философская антология и космология,
2) человека – философская антропология, персонализм и экзистенциализм,
3) общества – социальная философия.
Выделяют два уровня
- внутренний – микрокосмос,
- внешний – макрокосмос.
Один уровень без второго не дает цельное представление о личности. Но в
связи с тем, что философия выступает в роли методологии познания, то она
свой предмет представляет в форме: 1) универсальных понятий, где все
подчинено единству всего сущего (Гуссерль),
2) познание принципов природы и отношения человека к ней с помощью
определенных связей (Шлегель),
3) как спор человека с природой, захватывающий его целиком и где есть
ностальгия к тому, чтобы быть повсюду дома (Хайдеггер),
4) Философию можно рассматривать как любовь к мудрости, где главное
учение о принципах или наиболее обобщенном знании о мире как целом
или как учение о сущности бытия, т.е. понять смысл пребывания
человека на земле (Бердяев),
5) В 20 гг. философия все больше выражает личную и политическую
свободу личности, где человек рассматривает себя как частица
объективной воли, которую он познает как свою собственную, т.е.
через объективную волю он идет к самопознанию (Гегель),
6) Философия как теософия, или цельное знание (Соловьев).
Любая философия все равно характеризует духовное основание
мировоззрения личности.
Шопенгауэр призывал философов к компромиссу. Предметом философии нужно
считать не мир в целом, а проблему сущности мира. Остальные вопросы должны
составлять круг интересов других наук и в частности естествознания.
Но если мы будем рассматривать предметом философии сущность мира, а с ней
взаимосвязана проблема бытия, то в таком случае мы получим единство,
целостность и гармонию мира в качестве исходной предмета философии, где
первооснова смыкается в единстве и многообразии целого.
Но самым древним предметом философии является:
1) проблема человека, куда входят вопросы его природы и сущности,
души тела, добра и зла, чести и бесчестия, жизни и смерти и
предназначения существования,
2) выявление социальной сущности человека, т.е. непосредственная
зависимость его общественных структур привела к тому, что
предметом философии стали проблемы общества.
Обществен-ые отн-я как исторически сложившиеся формы совмест-ой деятел-
ности людей.
Но если мы говорим о социальной сущности человека, значит мы должны
выделить и сущность общества, его значение в жизни и деятельности человека.
И это обусловило выход на проблему самосознания человека и человечества, а
в связи с этим и философия истории.
Но в качестве предмета философии выступает и природа, понимаемая в
качестве проявления сущего (вселенная, материя, дух и т.д.) именно это
использовали философские школы натуралистического и натурфилософского
направления, объединяемые общим направлением философия природы.
Среди всех предметов философии есть определяющие, к которым относятся
проблемы человека, смысла и цели истории и человеческого существования,
религиозно-нравственные вопросы.
К определяемым относятся проблемы мира, знания, языка.
К сопутствующим – проблемы натурфилософии.
Все они в совокупности и обеспечивают ту философскую матрицу, которая
недоступна ни одной из других областей знания. Не правы те, кто считает,
что основным вопросом философии является отношение мышления к бытию. Эта
проблема значима в аспекте разграничения двух философских направлений:
материализма и идеализма.
Различия между этими двумя направлениями стираются при более углубленном
понимании того и другого.
Основных вопросов философии столько, сколько в ней проблем.
Камю: Решить стоит ли жить или нет, значит решить основной вопрос
философии.
Предмет философии в известной степени это тоже конкретно-историческое
явление. Он изменяется с изменением исторических, культурных и социальных
условий. Это обеспечивает изменение философской мысли, способов
философствования, представлений о мире, человеке и обществе, набор проблем,
составляющих предмет философии.
4.Ф. как форма знания: эволюция, формы, уровни.
Вопрос о соотношении философии и науки является дискуссионным.
Исторически между философией и наукой, в любом ее виде существовала
тесная связь.
1.Научное познание явилось одним из истоков философии и средств победы
логоса над мифом.
2.Философия была длительное время колыбелью научного знания.
3.Вплоть до нового времени наука развивалась в рамках философии, что дало
основание ей называться Царицей наук.
Но, начиная с 17 века, после дифференциации научного знания, связь
философии и науки была разорвана. Кроме того, эта связь даже укрепилась в
некоторых философских учениях в метафизику знания.
В результате этого философия приобрела такие сущностные черты науки как:
1.объективность понятий;
2.логическая последовательность и цельность;
3.самоопределение через систему рациональных категорий;
4.веру в безграничность мира и бесконечность знаний;
5.отсутствие тайны, чуда, авторитета.
Все это послужило основанием считать философию универсальной, всеобщей или
синтезирующей науку о мире и человеке.
Но внутренним устремлением философии было любомудрие. Это ставило ее в
оппозицию науке.
Для философии характерно субъективное индивидуальное начало или
субъективная трактовка понятий.
ВЕРНАДСКИЙ: ПОДЛИННАЯ ФИЛОСОФИЯ – ГЛУБОКО ЛИЧНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ.
Философию интересует не столько целостность, сколько бесконечная
раздвоенность противоположностей действительности, где есть рациональное и
нерациональное.
Безграничность научного познания для философии – это существенный вопрос.
Таким образом, философия и наука, взаимодополняя друг друга, роднятся с
искусством и художественным творчеством.
Шеллинг: Весь механизм познания, который использует философия,
объективируется художественным творчеством.
А искусство для философии есть наивысшее, где есть то, что позволяет людям
в изначальном единении видеть природу, историю и в них человека. То есть
представление о природе и человеке, которое искусственно строит философ,
для искусства изначально и естественно.
Кант (характеризуя отношения философии и искусства): В мире есть
удивление и благоговение, которые характерны для человеческого общества и
которые создают поэтическую форму неба и морального закона в человеке.
Перменид, Лукреций, Кант считали философское и поэтическое творчество
нераздельным.
Фихте: Настанет то время, когда философию будут изучать наизусть.
Ницше: Философия – это радостное восприятие жизни.
Гоббс: Философы – скульпторы и художники жизни, но они не творят формы, а
выявляют сущность, подражая акту творения.
Философия и теология стоят перед одними и теми же проблемами, но решают
сущностно различными средствами:
в религии – вера и откровение;
в философии – разум и знание
Как бы они не конфликтовали, приоритет всегда на стороне философии. И это
вызвано тем, что философия ориентирует на вопросы гуманизма и вечности без
каких-то обязательств, которые в определенной мере есть в религии.
Отождествление науки и религии происходит у тех философов, которые
считают, что любомудрие, актролоцентризм, поиски смысла жизни и есть смысл
философии.
Фактически философия вбирает в себя весь круг проблем связанных с жизнью
человека, общества и природы.
Бедсмор отвечая на вопрос взаимоотношения философии и науки связал его с
убыстряющимся техническим и промышленным прогрессом. В результате этого он
пришел к выводу, что развитие техники и промышленности идет за счет
оскудения гуманистического начала и вызвано этом тем, что:
1) Научно-технический прогресс развивается на основе удовлетворения не
духовных, а материальных потребностей людей.
2) Естественные науки не стремятся преодолеть пагубность этого пути и при
наличии социальных заказов не только не воспринимают гуманизм философии, но
и отрицают ее.
Философия переносит свои знания и воззрения в обыденную жизнь, к чему не
стремится наука. Наука всегда безразлична во всем, что касается индивида.
Поэтому философия используя научные данные все таки находится в объятиях
искусства и религии.
У религии с философией установлены тесные связи. Религия как и наука –
одни из истоков философского знания. Философия всегда питалась и питается
религиозными источниками. Фактически философия вбирает в себя весь круг
проблем связанных с жизнью человека, общества и природы.
5.Философия и наука: единство и отличие познавательных функций. Проблемы
научности философского мировоззрения.
Содержательная сторона и предмет философии раскрываются в ее функциях.
Впервые вопрос о функциях философии был поставлен Кантом в виде 3-х
вопросов:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Тем самым была обозначена гносеологическая, практическая и нравственная
функции философии.
Дополнительно мировоззренческая, методологическая, аксиологическая.
Гносеологическая функция философии несет в себе весь груз вопросов
познания.
Философия познания имеет 2-а аспекта:
1) вопросы познаваемости мира;
2) познание самого знания
Гносеология – знание о знании.
Познание мира и человека есть функция естествознания и психологии.
Философия познает человека с точки зрения знания мира и своего места в
нем, иначе говоря, философское познание проблемы ставит человека перед
решением других не менее сложных проблем, которые непрерывны в самом
процессе познанного и непознанного.
Философские агностики (Юм, Беркли, Кант) подчеркивают трудности и наличие
границ в познании.
Агностицизм противостоит другим философским направлениям и школам,
которые уверовали в безграничность возможностей науки, чувств, эмоций,
ощущений.
Нравственно-аксиологическая функция имеет принципиальное значение для
философских учений, провозгласивших философию – нравственной
деятельностью.
В них в качестве нравственных ценностей признаются поступки и действия
людей, направленные на нравственность.
Их внимание сфокусировано на идеалах, пропитанных духом человечности.
Изучением нравственности занимается этика. Однако связи этики и философии
взаимообусловлены и являются определяющими в аксиологии.
Аксиологическая функция философии раскрывает все типы ценностей:
1.положительные и отрицательные;
2.нормативные и предписывающие, оценочные;
3.материальные и духовные
В аксиологии ценность – целевая и нормативная категория, выражающая все
то, что может быть целью, идеалом предметов влечения, интереса.
Различают этические, эстетические, религиозные, правовые и иные ценности.
Ценности имеют исторический аспект. Они обусловлены деятельностью
человека, его сознанием и волей, хотя внешний мир, общество, социальные
отношения сущностно влияют на ценности.
Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она
решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти
и жизни, смысла истории и человеческого существования.
В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением.
Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества,
включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний,
оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает
организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся
осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.
Уровни мировоззрения:
- жизненно-практический (обыденный);
- теоретический (интеллектуальный)
Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта.
Преобладают здесь чувства, эмоции, переживания, соответствующие условий
быта, национальность.
В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие
теоретическое освоение мира.
В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и
миропонимание.
Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и
теоретических знаний мироощущения и миропонимания. Фундаментом
мировоззрения являются знания, оценки, ценности, идеалы.
Знания в мировоззрении – вся совокупность о мире и человеке.
Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе.
Ценностные ориентации – формируют идеалы.
Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для
всех сфер человеческой жизни ( то есть идеалы могут быть нравственными,
эстетическими, религиозными).
Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного,
социологического, в каждом из которых проявляется соответствующая его
функция.
Если исходить из понимания философии как науки, то можно говорить о
методологической функции.
Методология – учение о методе.
Метод – вид или способ познания (Гегель), где соотносится объективное и
субъективное.
Метод вступает и в качестве приемов выработанных для познания и
деятельности.
Философия может быть методологией, потому что е. понятие в отличие от
конкретных наук имеет универсальный характер и применим к любым сферам
деятельности.
Фихте: Философия поднимает человеческий ум выше, чем любая другая наука.
Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть
выступает в качестве одного из принципов знания; в силу совпадения
объективного и субъективного в методе, философия позволяет не навязывать
никому своей воли.
Методологическая, диалектическая рефлексия позволяет раскрывать процесс
знания мира и человека.
Категории диалектики – универсальные понятия и они в каждом методе
способствуют построению любой специфической теории. Поэтому диалектика
выступает в качестве любой конкретной науки.
В категориях диалектики, идеях и принципах философии аккумулируется весь
опыт человеческого знания, что позволяет выделить синтезирующую функцию.
6. Специфика социально-философского знания, его роль и значение в системе
миропонимания и мироотношения. Осознанность человеческого бытия.
Именно античная концепция идеи оценивается сегодня, как смыслообразующая
основа современной постиндустриальной цивилизации. Этот вывод подтверждает
подход к философии, как max универсальный, всеохватывающий, основательным,
фундаментальным, сущностным знанием.
Современная философия ставит вопрос о социальной ответственности человека
перед обществом. Впервые вопросы бытия сформировал Кант. Что я могу делать?
На что я могу надеяться? Что такое человек? Кроме этого философия помогает
человеку сориентироваться в вопросах науки, ценностей и религии.
Философия отвечает на вопросы: Что такое добро и зло? Что такое
прекрасное и безобразное, что истина и творчество?
Ни одна философская концепция не исчезает, она только видоизменяется,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
|