рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

выделяться сущности на основе разума, вот тогда-то начинает формироваться

настоящая философия.

Идеальные конструкции и идеальные отношения всегда связаны с верой, что и

предполагает ограничение разума и допущение элементов идеального. Данный

вывод позволяет признать философией любое философское воззрение,

мировоззрение, миропонимание и согласиться с творчеством мыслителя.

В философии существуют 2 понятия: Исток и Источник

Исток – исходное начало, первоисток философии в целом, каковыми являются

все формы дофилософского познания

Источник – это начало отдельного философского направления, школы или

концепции.

Источник как правило представляет собой предмет источниковедения как

вспомогательной науки о методах изучения и использует различные философские

и другие материалы.

Важное место в философии занимает связь с предшествовавшими философскими

концепциями, которые формировались в той или иной философской школе. Любая

философская школа имеет свою уникальную идею, которая защищается от

опровержений со стороны других философских школ.

3. Объект и предмет философии

Любая наука имеет свой предмет и объект исследования и определенный

категориальный аппарат, но если философия имеет особенность, то взгляд на

объект и предмет исследования неоднозначен. Одни ученые отождествляют

объект и предмет, ссылаясь на то, что слово объект в латинском означает

предмет и поэтому объект философии – природу и предмет философии –

феноменальную деятельность человека они отождествляли.

Герцен: Другие науки по сравнению с философией имеют непроницаемый

предмет в пространстве и во времени.

Гоббс: Предмет философии – всякое тело, которое есть в реальности,

которое можно постичь с помощью научных понятий и которое сравнимо с

другими телами.

С зарождения марксизма предметом философии становится понятие «материя».

Но если предмет определяется субъективным мышлением философа, то и объект

философии определяется сознанием (Фихте).

Бердяев доказал, что философия исследует не объект реальности, а мучается

смыслом личной судьбы и жизни людей. Объект – это то, что интригует жизнь

людей, то есть судьба субъекта, в которой трепещет вся Вселенная. Т.е.,

творческое сознание личности, когда все осмысливается на уровне Вселенной.

Герцен подчеркивает, что непроницаемый предмет, т.е. то, что может быть

как материальным, так и идеальным.

Понятие объекта всегда связано с объективной реальностью, которая

существует независимо от воли и желания человека, т.е. объектом

человеческой мысли может быть любой предмет, вещь, процесс объективной

реальности, которая включается в человеческую деятельность и начинает

осваиваться субъектом, т.е. объект – это форма человеческой деятельности в

процессе человеческой деятельности, которая выработана в процессе

человеческого бытия (и язык, и знание, наука, предметы научного познания)

Предмет философии – это вещи, явления или отдельная часть чего-то,

обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими

вещами или явлениями.

Таким образом, объекты и предметы философского знания могут быть:

1) материальными – вещи, явления,

2) идеальными – понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.

Объекты философии столь же разнообразны как разнообразна сама

человеческая жизнь. Поэтому они могут быть объективными и субъективными,

рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку

или религию, самого человека и отношение его с природной средой.

Предмет философии – это нечто иное, что решает проблемы, конструирует и

создается субъектом в зависимости от объекта.

Предмет – это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он

является следствием объекта.

Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и

предмет материален.

Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые не только

могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному

классу понятий, отражающих действительность, но и представляют интересы

философии человека, общества и мира.

Таким образом, предмет философии тяготеет к познанию:

1) мира - философская антология и космология,

2) человека – философская антропология, персонализм и экзистенциализм,

3) общества – социальная философия.

Выделяют два уровня

- внутренний – микрокосмос,

- внешний – макрокосмос.

Один уровень без второго не дает цельное представление о личности. Но в

связи с тем, что философия выступает в роли методологии познания, то она

свой предмет представляет в форме: 1) универсальных понятий, где все

подчинено единству всего сущего (Гуссерль),

2) познание принципов природы и отношения человека к ней с помощью

определенных связей (Шлегель),

3) как спор человека с природой, захватывающий его целиком и где есть

ностальгия к тому, чтобы быть повсюду дома (Хайдеггер),

4) Философию можно рассматривать как любовь к мудрости, где главное

учение о принципах или наиболее обобщенном знании о мире как целом

или как учение о сущности бытия, т.е. понять смысл пребывания

человека на земле (Бердяев),

5) В 20 гг. философия все больше выражает личную и политическую

свободу личности, где человек рассматривает себя как частица

объективной воли, которую он познает как свою собственную, т.е.

через объективную волю он идет к самопознанию (Гегель),

6) Философия как теософия, или цельное знание (Соловьев).

Любая философия все равно характеризует духовное основание

мировоззрения личности.

Шопенгауэр призывал философов к компромиссу. Предметом философии нужно

считать не мир в целом, а проблему сущности мира. Остальные вопросы должны

составлять круг интересов других наук и в частности естествознания.

Но если мы будем рассматривать предметом философии сущность мира, а с ней

взаимосвязана проблема бытия, то в таком случае мы получим единство,

целостность и гармонию мира в качестве исходной предмета философии, где

первооснова смыкается в единстве и многообразии целого.

Но самым древним предметом философии является:

1) проблема человека, куда входят вопросы его природы и сущности,

души тела, добра и зла, чести и бесчестия, жизни и смерти и

предназначения существования,

2) выявление социальной сущности человека, т.е. непосредственная

зависимость его общественных структур привела к тому, что

предметом философии стали проблемы общества.

Обществен-ые отн-я как исторически сложившиеся формы совмест-ой деятел-

ности людей.

Но если мы говорим о социальной сущности человека, значит мы должны

выделить и сущность общества, его значение в жизни и деятельности человека.

И это обусловило выход на проблему самосознания человека и человечества, а

в связи с этим и философия истории.

Но в качестве предмета философии выступает и природа, понимаемая в

качестве проявления сущего (вселенная, материя, дух и т.д.) именно это

использовали философские школы натуралистического и натурфилософского

направления, объединяемые общим направлением философия природы.

Среди всех предметов философии есть определяющие, к которым относятся

проблемы человека, смысла и цели истории и человеческого существования,

религиозно-нравственные вопросы.

К определяемым относятся проблемы мира, знания, языка.

К сопутствующим – проблемы натурфилософии.

Все они в совокупности и обеспечивают ту философскую матрицу, которая

недоступна ни одной из других областей знания. Не правы те, кто считает,

что основным вопросом философии является отношение мышления к бытию. Эта

проблема значима в аспекте разграничения двух философских направлений:

материализма и идеализма.

Различия между этими двумя направлениями стираются при более углубленном

понимании того и другого.

Основных вопросов философии столько, сколько в ней проблем.

Камю: Решить стоит ли жить или нет, значит решить основной вопрос

философии.

Предмет философии в известной степени это тоже конкретно-историческое

явление. Он изменяется с изменением исторических, культурных и социальных

условий. Это обеспечивает изменение философской мысли, способов

философствования, представлений о мире, человеке и обществе, набор проблем,

составляющих предмет философии.

4.Ф. как форма знания: эволюция, формы, уровни.

Вопрос о соотношении философии и науки является дискуссионным.

Исторически между философией и наукой, в любом ее виде существовала

тесная связь.

1.Научное познание явилось одним из истоков философии и средств победы

логоса над мифом.

2.Философия была длительное время колыбелью научного знания.

3.Вплоть до нового времени наука развивалась в рамках философии, что дало

основание ей называться Царицей наук.

Но, начиная с 17 века, после дифференциации научного знания, связь

философии и науки была разорвана. Кроме того, эта связь даже укрепилась в

некоторых философских учениях в метафизику знания.

В результате этого философия приобрела такие сущностные черты науки как:

1.объективность понятий;

2.логическая последовательность и цельность;

3.самоопределение через систему рациональных категорий;

4.веру в безграничность мира и бесконечность знаний;

5.отсутствие тайны, чуда, авторитета.

Все это послужило основанием считать философию универсальной, всеобщей или

синтезирующей науку о мире и человеке.

Но внутренним устремлением философии было любомудрие. Это ставило ее в

оппозицию науке.

Для философии характерно субъективное индивидуальное начало или

субъективная трактовка понятий.

ВЕРНАДСКИЙ: ПОДЛИННАЯ ФИЛОСОФИЯ – ГЛУБОКО ЛИЧНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ.

Философию интересует не столько целостность, сколько бесконечная

раздвоенность противоположностей действительности, где есть рациональное и

нерациональное.

Безграничность научного познания для философии – это существенный вопрос.

Таким образом, философия и наука, взаимодополняя друг друга, роднятся с

искусством и художественным творчеством.

Шеллинг: Весь механизм познания, который использует философия,

объективируется художественным творчеством.

А искусство для философии есть наивысшее, где есть то, что позволяет людям

в изначальном единении видеть природу, историю и в них человека. То есть

представление о природе и человеке, которое искусственно строит философ,

для искусства изначально и естественно.

Кант (характеризуя отношения философии и искусства): В мире есть

удивление и благоговение, которые характерны для человеческого общества и

которые создают поэтическую форму неба и морального закона в человеке.

Перменид, Лукреций, Кант считали философское и поэтическое творчество

нераздельным.

Фихте: Настанет то время, когда философию будут изучать наизусть.

Ницше: Философия – это радостное восприятие жизни.

Гоббс: Философы – скульпторы и художники жизни, но они не творят формы, а

выявляют сущность, подражая акту творения.

Философия и теология стоят перед одними и теми же проблемами, но решают

сущностно различными средствами:

в религии – вера и откровение;

в философии – разум и знание

Как бы они не конфликтовали, приоритет всегда на стороне философии. И это

вызвано тем, что философия ориентирует на вопросы гуманизма и вечности без

каких-то обязательств, которые в определенной мере есть в религии.

Отождествление науки и религии происходит у тех философов, которые

считают, что любомудрие, актролоцентризм, поиски смысла жизни и есть смысл

философии.

Фактически философия вбирает в себя весь круг проблем связанных с жизнью

человека, общества и природы.

Бедсмор отвечая на вопрос взаимоотношения философии и науки связал его с

убыстряющимся техническим и промышленным прогрессом. В результате этого он

пришел к выводу, что развитие техники и промышленности идет за счет

оскудения гуманистического начала и вызвано этом тем, что:

1) Научно-технический прогресс развивается на основе удовлетворения не

духовных, а материальных потребностей людей.

2) Естественные науки не стремятся преодолеть пагубность этого пути и при

наличии социальных заказов не только не воспринимают гуманизм философии, но

и отрицают ее.

Философия переносит свои знания и воззрения в обыденную жизнь, к чему не

стремится наука. Наука всегда безразлична во всем, что касается индивида.

Поэтому философия используя научные данные все таки находится в объятиях

искусства и религии.

У религии с философией установлены тесные связи. Религия как и наука –

одни из истоков философского знания. Философия всегда питалась и питается

религиозными источниками. Фактически философия вбирает в себя весь круг

проблем связанных с жизнью человека, общества и природы.

5.Философия и наука: единство и отличие познавательных функций. Проблемы

научности философского мировоззрения.

Содержательная сторона и предмет философии раскрываются в ее функциях.

Впервые вопрос о функциях философии был поставлен Кантом в виде 3-х

вопросов:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Тем самым была обозначена гносеологическая, практическая и нравственная

функции философии.

Дополнительно мировоззренческая, методологическая, аксиологическая.

Гносеологическая функция философии несет в себе весь груз вопросов

познания.

Философия познания имеет 2-а аспекта:

1) вопросы познаваемости мира;

2) познание самого знания

Гносеология – знание о знании.

Познание мира и человека есть функция естествознания и психологии.

Философия познает человека с точки зрения знания мира и своего места в

нем, иначе говоря, философское познание проблемы ставит человека перед

решением других не менее сложных проблем, которые непрерывны в самом

процессе познанного и непознанного.

Философские агностики (Юм, Беркли, Кант) подчеркивают трудности и наличие

границ в познании.

Агностицизм противостоит другим философским направлениям и школам,

которые уверовали в безграничность возможностей науки, чувств, эмоций,

ощущений.

Нравственно-аксиологическая функция имеет принципиальное значение для

философских учений, провозгласивших философию – нравственной

деятельностью.

В них в качестве нравственных ценностей признаются поступки и действия

людей, направленные на нравственность.

Их внимание сфокусировано на идеалах, пропитанных духом человечности.

Изучением нравственности занимается этика. Однако связи этики и философии

взаимообусловлены и являются определяющими в аксиологии.

Аксиологическая функция философии раскрывает все типы ценностей:

1.положительные и отрицательные;

2.нормативные и предписывающие, оценочные;

3.материальные и духовные

В аксиологии ценность – целевая и нормативная категория, выражающая все

то, что может быть целью, идеалом предметов влечения, интереса.

Различают этические, эстетические, религиозные, правовые и иные ценности.

Ценности имеют исторический аспект. Они обусловлены деятельностью

человека, его сознанием и волей, хотя внешний мир, общество, социальные

отношения сущностно влияют на ценности.

Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она

решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти

и жизни, смысла истории и человеческого существования.

В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением.

Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества,

включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний,

оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает

организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся

осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Уровни мировоззрения:

- жизненно-практический (обыденный);

- теоретический (интеллектуальный)

Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта.

Преобладают здесь чувства, эмоции, переживания, соответствующие условий

быта, национальность.

В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие

теоретическое освоение мира.

В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и

миропонимание.

Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и

теоретических знаний мироощущения и миропонимания. Фундаментом

мировоззрения являются знания, оценки, ценности, идеалы.

Знания в мировоззрении – вся совокупность о мире и человеке.

Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе.

Ценностные ориентации – формируют идеалы.

Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для

всех сфер человеческой жизни ( то есть идеалы могут быть нравственными,

эстетическими, религиозными).

Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного,

социологического, в каждом из которых проявляется соответствующая его

функция.

Если исходить из понимания философии как науки, то можно говорить о

методологической функции.

Методология – учение о методе.

Метод – вид или способ познания (Гегель), где соотносится объективное и

субъективное.

Метод вступает и в качестве приемов выработанных для познания и

деятельности.

Философия может быть методологией, потому что е. понятие в отличие от

конкретных наук имеет универсальный характер и применим к любым сферам

деятельности.

Фихте: Философия поднимает человеческий ум выше, чем любая другая наука.

Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть

выступает в качестве одного из принципов знания; в силу совпадения

объективного и субъективного в методе, философия позволяет не навязывать

никому своей воли.

Методологическая, диалектическая рефлексия позволяет раскрывать процесс

знания мира и человека.

Категории диалектики – универсальные понятия и они в каждом методе

способствуют построению любой специфической теории. Поэтому диалектика

выступает в качестве любой конкретной науки.

В категориях диалектики, идеях и принципах философии аккумулируется весь

опыт человеческого знания, что позволяет выделить синтезирующую функцию.

6. Специфика социально-философского знания, его роль и значение в системе

миропонимания и мироотношения. Осознанность человеческого бытия.

Именно античная концепция идеи оценивается сегодня, как смыслообразующая

основа современной постиндустриальной цивилизации. Этот вывод подтверждает

подход к философии, как max универсальный, всеохватывающий, основательным,

фундаментальным, сущностным знанием.

Современная философия ставит вопрос о социальной ответственности человека

перед обществом. Впервые вопросы бытия сформировал Кант. Что я могу делать?

На что я могу надеяться? Что такое человек? Кроме этого философия помогает

человеку сориентироваться в вопросах науки, ценностей и религии.

Философия отвечает на вопросы: Что такое добро и зло? Что такое

прекрасное и безобразное, что истина и творчество?

Ни одна философская концепция не исчезает, она только видоизменяется,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.