рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

заблуждения, стремясь к этому привлечь опытные знания и методы. Говоря об

истинных и ложных знаниях, Бекон выделяет четыре вида идолов, которые

определяют знания:

Идолы рода (находят основание в самой природе человека, утверждение,

что чувства человека есть мера вещей. Фактически все воспринимаемые чувства

и ум покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира, поэтому отражение

человека миром искривленное и обезображенное)

Идолы пещер – суть заблуждений отдельного человека, которые свойственны

роду человеческому, искажающему свет природы. Это или результат искаженных

черт индивида или следствие плохого воспитания, а также результат чтения

книг, мнения авторитетов.

Идолы площади – идолы, исходящие из общения при помощи слов. Слова

ставятся в соответствие и рождается…

Идолы театра – идолы, вселившиеся в души людей из разных догматов

философии и превратных доказательств, которые использует философия. Также

аксиомы наук, которые воспринимаются на веру.

Бэкон первым обратил внимание на недостатки эмпиризма (сторонники –

муравьи, собирающие все, что под носом) и рационализма (сторонники – пауки,

производят ткань из самих себя). Истинные ученые – пчелы.

Таким образом, Бэкон ориентировал познание на симбиоз опыта и рассудка.

Декарт провозгласил процесс знания как соотношение субъекта и объекта.

Для познания следует учитывать: во- первых людей познающих, во –вторых то,

что необходимо познать. Причем в познании необходимо использовать разум,

воображение, чувства и память. Истинное знание обеспечивает разум. В

познании по Декарту истинные знания, это то, что припоминалось душой.

Врожденными идеями являются идеи Бога, чисел и фигур, а также общественные

понятия и аксиомы. Идеи и истина – воплощение естественного света разума.

Из форм познания приоритет интуиции (ясность ума и легкость и

отчетливость воспроизведения понимаемого, которое является следствием света

разума), дедукция (последовательность мыслей, невостребованность наличной

очевидности) и на основании этого Декарт сформулировал правила:

Никогда не принимать за истинное нечто, что не признается очевидным.

Делить любую из проблем на столько частей, сколько потребуется, чтобы

их разрешить.

Располагать свои мысли в порядке, начиная с простого и восходить к

познанию более сложного, допускать существование порядка даже среди вещей,

которые в естественном ходе вещей не предшествуют другим.

Делать перечни полные и обзоры всеохватывающие.

Локк выступает противником врожденности всякого знания. Знания из опыта

и на основе опыта – принцип теории познания Локка. При этом идеи имеют два

источника:

Объекты ощущений

Деятельность ума

Первичными качествами вещей считал объем, форму, строение и движение их

незаметных частиц.

Серьезно Локк отнесся к решению вопроса об образовании сложных идей.

Сложные идеи – результат соединения простых идей, это сложные отношения и

абстрагирование.

Спиноза различал знание и формы знания. Низшая ступень – воображение

(чувственное восприятие), средняя – интуиция, высшая – умственные

способности к доказательствам и умозаключениям.

В теории познания Лейбниц воздействовал на сознание в плане объединения

эмпиризма и рационализма. Знание Локк делит на: … разума и истины

фактической, т.е. рациональное и эмпирическое знание. В разуме нет ничего,

чего бы ни было в чувствах, кроме самого разума. Особую область знания

философов Нового Времени составляет Философское знание.

Бэкон разделил человека на две части. Человек рассматривается как

таковой, с другой стороны изучается отношение человека к обществу.

Философия человека складывается из наук, изучающих тело и душу. Важное

значение занимает этика, где Бэкон выделил два учения:

Учение об идеале или образе блага.

Учение об управлении и воспитании души.

Гоббс рассматривал проблемы отношения людей в обществе. Так как все

люди разные и эта разность ставит любого отдельного человека в оппозицию по

отношению к другим, Гоббс сформулировал это как состояние войны всех против

всех и войны каждого против всех. Таким образом, противоречия в обществе

покоятся на соперничестве, недоверии, жажды власти. Но в этом состоянии

Гоббс не увидел ничего противоестественного. Чтобы снять противоречия люди

должны заботиться о самосохранении и благополучии жизни. На этой основе

произошло формирование государства. Для этого необходимо часть полномочий

делегировать власти, а власть есть фактор стабильности и защиты. Таким

образом, родилась идея общего договора.

Эта идея развита Локком. Так как люди от природы свободные, равные и

независимые, то никто не в праве лишить их этого. Единственный путь, при

котором кто–то отказывается от естественной свободы – это соглашение с

другими людьми и властью о мирной и спокойной жизни.

Сходные мысли высказывал Спиноза, который в «Общественный Договор»

вводит приемлемые формы государственной власти: демократия, аристократия,

монархия. Заставить уважать свободу личности можно на основе этики

разумного эгоизма: «этично то, что практично».

Свобода не должна противостоять необходимости и человек может быть

свободен, если он существует по необходимости. Спиноза соединял свободу с

разумом и с жизнью в обществе, как таковом. Кто рождается свободным, тот

должен быть свободным. Утверждение свободного учения - забота о

существовании того строя, в котором в котором они находятся.

24.Соц-но-ф-ские воззрения Гоббса, Локка, Руссо: проблемы ест-ного права и

общ-ого договора.

Большой вклад в развитие материалистической философии, теории познания

внес великий английский мыслитель ТОМАС ГОББС (1588-1679). Его основные

произведения - "Философские элементы учения о гражданине" (1642) и

"Левиафан" (1651).

Гоббс был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по его

мнению, есть совокупность тел. Ничего бестелесного не существует. Нельзя

отделить мышление от материи, которая мыслит. Все предметы (тела) и

изменения в них происходят благодаря механическому движению материальных

элементов.

Даже духовная жизнь, которая слагается из ощущений, сводится к

движениям. Поэтому люди и животные у него - сложные механизмы, действия

которых определяются внешними силами. Одушевленные автоматы отличаются от

неодушевленных тем, что у первых имеются органы, сохраняющие прежние

впечатления. Кроме того, они способны сравнивать новые впечатления с

прежними. Сравнение создает условия для различения, которые в свою очередь

есть условие сознания.

Эти исходные положения Гоббс положил в основу далеко идущих выводов:

отрицание существования душ как особых субстанций,

тела - единственные субстанции,

вера в Бога есть только продукт человеческого воображения.

Познание, по Гоббсу, осуществляется посредством идей. Источником идей

могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Он отвергал точку

зрения Декарта, согласно которой исходным пунктом достоверного знания

является мышление, а также выступал против его учения о врожденных идеях.

Никакая идея не может быть прирожденной: то, что врожденно, должно быть

всегда налицо. В соответствии с этим Гоббс полагал, что внешние чувства -

источник не только идей, но и всего нашего познания.

Весьма широкую известность получило учение Гоббса о государстве и

праве. В нем он попытался такое сложное целое, как государство, разложить

на составные элементы, а последние объяснить простыми законами природы. Он

пришел к мысли о необходимости различать два состояния человеческого

общества: естественное и гражданское.

В условиях XVII в. воззрения Гоббса были прогрессивны. Он уничтожил

теистические предрассудки бэконовского материализма. В его теории общества

и государства содержались зародыши материалистического понимания социальных

явлений.

В Англии последователем Бэкона и Гоббса был ДЖОН ЛОКК (1632-1704).

Главное его произведение - "Опыт о человеческом разуме" (1690). В нем он

критикует учение Декарта о врожденных идеях и обосновывает принцип

материалистического сенсуализма, т.е. происхождения всех знаний из

чувственного восприятия внешнего мира. Единственным источником идей Локк

объявил опыт (Tabula rasa - чистый лист, гладкая дощечка, нечто чистое,

нетронутое).

Локк различал опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия - от

лат. рефлексио - обращение назад). В основе знания лежат простые идеи,

например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - ПЕРВИЧНЫМИ, с

которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение), или

ВТОРИЧНЫМИ, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус).

Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из

простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и

отношения). Локк различал идеи ясные и смутные, реальные и фантастические,

адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь

постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью.

Таковы были в XVII в. некоторые основные попытки реализовать идею

автономной философии, построить цельное мировоззрение на разумных и опытных

основаниях.

В новое время общество изучали Гоббс и Локк. Они разработали концепцию

общественного договора и, соответственно, договорную концепцию государства.

Появление идеи общественного договора и выработка правового мировоззрения

было вызвано развитием проблем в социальной философии нового времени, где

приоритет отдавался знанию. Гоббс определяет общество, как совокупность

человеческих индивидов, объединяющихся в целях контроля над своими

действиями. Он ратовал за законность того правительства, учредить которое и

повиноваться которому согласны все граждане государства по своей воле.

Иначе, реализуя принцип индивидуального бытия "война каждого против всех",

люди не смогут сосуществовать.

Эпоха Просвещения связана в социальной философии с именем Руссо. Он

поддерживал идею общественного договора Гоббса и Локка, но он предлагал его

реализацию на основе нравственных ценностей, получаемых в ходе образования.

25.Фундаментальные характеристики и специфические особенности немецкой

классической философии.

Становление немецкой классической философии было своеобразным ответом

на ряд проблем, возникших в науке и философии в 17 и 1-ой половине 18 века,

с которыми не смогли справиться представители рационализма и эмпиризма.

Во-первых, это обоснование объективности научного знания, и прежде

всего механики, основанной на математике и эксперименте, предполагавшем

конструирование идеального объекта.

Во-вторых, отказ от традиционной метафизики, который произошел в 18

веке и разрушил основу единства всей системы знания.

В-третьих, исторический подход приобретал статус антологии субъекта в

дополнение к господствующей антологии бытия.

В-четвертых, исторический метод способствовал углубленному познанию

изменений и развитие мира на основе противоположностей и противоречий,

оформившихся в строгую систему диалектики.

В-пятых, существенное продвижение материализма в 18 веке все больше

доказывает нетождественность реальности механистической формы материи.

Т.о. немецкая классическая философия являлась продуктом творчества:

Канта, Гегеля, Шеленга, Фейербаха. Немецкая классическая философия явилась

итогом развития философии нового времени, которая разделила ум и веру,

рационализм и эмпиризм, но она не удовлетворяла существующим отношениям.

26.Основы трансцендентальной философии И.Канта: от теоретического к

практическому разуму, всеобщность и необходимость научного знания.

Родоначальником немецкого идеализма являлся Кант, который считал, что

предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе

вещей, природы, мира, человека, а исследование с одной стороны,

познавательной деятельности личности, с другой - установление законов

познания и его границ. Поэтому свою философию он назвал трансцендентальной

в отличие от рационализма 17 века. Кроме того, он употребил в своей

философии термины "критика", "критика чистого разума", "критика

практического разума", которые представили критический период его

творческой деятельности, и сущность его "критической философии".

В докритический период Кант обосновал свою космогоническую гипотезу

происхождения и структуры солнечной системы. Предпосылкой критической

философии стало его учение о вещах в себе и явлениях, существующих

независимо от нашего сознания.

Цель этой философии - критически осмыслить предшествующую философию и

противопоставить ей критический подход при оценке возможностей и

способностей человека.

Предметом философии Кант делает специфику познающего субъекта, который

определяет способ познания и контролирует предмет знания. Он различает

субъективное и объективное в познающем субъекте, ставит вопрос о

всеобщности субъекта. Кроме того, он выделяет в субъекте 2 уровня:

- эмпирический (опытный),

- трансцендентальный (по ту сторону опыта).

К эмпирии он относит индивидуально психологические особенности

человека.

К трансцендентальному - надиндивидуальное в человеке, как

представителе рода человека

Т.о. Кант достоверность научного познания конкретизирует в 3-х частных

проблемах:

* как возможна математика,

* физика (естествознание),

* метафизика

В первых двух частях (математика, физика) он не сомневается, а

метафизику он отрицает в качестве научного познания.

Достоверное знание - объективное знание, которое отождествляется со

всеобщностью, но объективность знания обуславливается структурой

трансцендентального субъекта, его над индивидуальными качествами и

свойствами. Кроме того, познающему субъекту присущи врожденные формы

подхода к действительности, которые из нее выводятся. Пространство и время

субъективные формы чувственности человека.

Чистый разум - не опирается на опыт, практический рассудок – опыт, в

основу берет доопытные формы чувственности. Реализация деятельности

осуществляется с помощью рассудка, под которым он понимал мышление,

оперирующее понятиями и категориями.

Т.о. по Канту не предмет источник знаний о нем, а формы рассудка

конструируют предмет. Они согласуются с нашими знаниями о нем. Мы можем

познать то, что сами создали. Понятия и категории, которыми оперируют люди,

носят независимый от индивидуального сознания всеобщий характер, поэтому

знания основанные на них объективны.

Объединяет все категории и понятия в целостность акт самознания

субъекта: "Я мыслю". Это и есть по Канту трансцендентальное единство

(объединение восприятий за пределами опыта).

Концепция Канта: вещи существуют сами по себе, действуют на органы

чувств и вызывают ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами

чувственности (пространством, временем) и фиксируются как длительность.

Восприятия, полученные на основе форм мышления носят всеобщий и необходимый

характер.

Вещи становятся достоянием сознания через органы чувств, т.е. являются

субъекту. Явление их можно знать, а вот сущность, взаимоотношение их вне

сознания - знать нельзя. Поэтому для человека вещи сами по себе не познаны

и не раскрыты: "Вещи в себе". Кант делает вывод на этом основании: формам

чувственности и рассудка человека доступен только мир опыта, все остальное

доступно только разуму, который руководит рассудком, ставит ему цель.

Рассудок оперирует идеями - о это представление о цели, к которой

стремиться познание и задачи, которые оно ставит.

Разбуженный разум, рассудок выходит за пределы опыта. Идеям разума не

может соответствовать реальный предмет, ибо есть антиномии разума

(противоречивое, взаимоисключающее положение). Антиномии имеют место там,

где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение

не о мире опыта, а о мире вещей самих по себе. Поэтому мир вещей для

чувственности, и он закрыт для теоретического разума.

Человек по Канту - житель двух миров чувственного воспринимаемого и

умопостигаемого. К чувственно воспринимаемому он относит мир природы, к

умопостигаемому - свободу, независимость, все то, что определяет причины

чувственно воспринимаемого.

В сфере свободы действует не теоретический и практический разум,

который определяет поступки человека. Движущая сила не мышление (разум), а

воля. Воля автономна, определяется не природной необходимостью или

божественной волей, а индивидуальным законом личности. Поэтому Кант законы

практического разума относит к нравственным законам, которые по существу

представляют собой знания умопостигаемого мира. Это определенные требования

к человеку, как ему вести себя в этом мире. Из этого он вывел

категорический императив: относись к человеку так, как ты хотел бы, чтобы

они поступали с тобой. Кант выдвинул новую концепцию субъекта. С ее помощью

он разделил бытие на мир природы и мир человека, которые развиваются по

своим законам и которые противоречат друг другу.

Субъект может познать мир, но он не может установить связи между

явлениями на сущностном уровне, т.к. вещи существуют сами по себе.

В теории познания Кант большое место отводит диалектике. Он

утверждает, что противоречие - необходимый момент познания. Но диалектика

для него лишь гносеологический принцип. В тоже время она субъективна, т.к.

не отражает противоречий самих вещей, а только противоречие мыслительной

деятельности. Диалектика имеет субъективный момент, все зависит от

человека.

В целом философия Канта свободна от компромисса. Он стремиться с

помощью мыслительной деятельности человека примерить науку и религию. Таким

способом он пытался ограничить область знания и оставить место для

трансцендентального субъекта. Сделав это он разделил в своей философии

понятие трансцендентального субъекта и понятия в целом.

27.Принцип историзма и диалектика в немецкой классической философии. Учение

Гегеля о "разумной действительности"

Гегель поставил задачу преодоления точки зрения индивидуального

сознания, для которого только и существует противоположность объекта и

субъекта. Снять эту противоположность по Гегелю можно путем поступательного

развития сознания. При котором индивидуальное сознание проходит весь тот

путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей истории.

Таким путем Гегель сосредоточил внимание на тождестве субъекта и объекта,

мышления и бытия, на основе обоснования тождества индивидуального и

абсолютного "Я".

Индивидуальное сознание двигаясь к отождествлению с абсолютным "Я"

преодолевает противоположности субъекта и объекта и приближается к

общечеловеческому сознанию к духовному миру всего человечества.

Феноменология духа - это одновременный процесс, где есть развитие

всемирной культуры, накопление опыта человечества и освоение этого опыта

конкретным индивидом в ходе своей социализации. Он подчеркивает, что каждый

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.