рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

когда постепенные количественные изменения приводят к глубоким, необратимым

качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации

элементов общественных структур и отношений между ними.

ПРОГРЕСС - одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в

росте приспособления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее

существования и связан с процессом усложнения системной организации.

Противоположным прогрессу является понятие "РЕГРЕСС" - процесс сужения

возможностей системы к саморазвитию и усвоению условий окружающей среды,

упрощение и разрушение системы.

Анализ общества с точки зрения его изменения и развития включает в себя

следующие основные проблемы:

13. направленность совершающихся в обществе изменений,

14. источники или факторы развития,

15. формы, в которых совершается любое развитие. При рассмотрении первой

из вышеуказанных проблем следует учитывать, что существование

постоянных, направленных, систематических изменений в обществе

признают далеко не все философы. Такую направленность развития от

низших форм к высшим признают ФИЛОСОФЫ-ДЕТЕРМИНИСТЫ (Гегель, Маркс). В

то же время ИНДЕТЕРМИНИСТЫ или волюнтаристы (Шопенгауэр, Ницше,

Поппер), абсолютизируя роль слепых, бессознательных начал в

человеческой психике и связывая с ними все социальное развитие,

отрицают его направленность и закономерность.

Тем не менее, независимо от признания направленности происходящих в

обществе изменений, сам факт этих изменений признается большинством

философов, ибо трудно отрицать обогащение духовной жизни людей, развитие

науки, техники, расширение возможностей удовлетворения разнообразных

человеческих потребностей.

Важным является и вопрос об ИСТОЧНИКАХ, ФАКТОРАХ или ПРИЧИНАХ

происходящих в обществе изменений. Какие же это причины?

Одна из них связана с непрерывным процессом функционирования общества,

постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных

потребностей. В ходе этой повседневной деятельности люди совершенствуют

свои навыки и способности, изменяются с возрастом. Умирают, рождаются и

подрастают все новые и новые поколения. Уже в силу этих естественных

причин, проистекающих преимущественно из замедленных процессов, происходят

достаточно глубокие изменения в структуре и организации общества.

Но, кроме процесса повседневного функционирования общественной жизни,

обнаруживаются и более серьезные, коренные изменения, затрагивающие основы

жизни общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и

революционных движений.

В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин

качественных изменений в обществе. Одни связывали их с изменением природных

основ социальной жизни (Ш. Монтескье, В. Вернадский, Л. Гумилев), другие

искали причины в изменениях экономики, орудий труда, методах организации

производства (К. Маркс, У. Ростоу), третьи связывали процесс социального

развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г.

Гегель, О. Конт, П. Сорокин).

Каждый из этих факторов оказывает определенное воздействие на развитие

общественной жизни, хотя их социальная роль неравноценна. Природные,

экономические и культурные факторы теснейшим образом связаны между собой.

Так, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект и

способствует быстрому развитию общества только при условии одновременного

развития производства, образования, медицины.

Велика роль технических изобретений. Так, изобретение и применение

паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем

вызвали новый тип индустриального общества с развитой промышленностью,

буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс техники, науки,

как убедительно показывает исторический опыт, изменяют все области

общественной жизни, структуру различных общностей людей - малых и больших,

- их культуру и способ удовлетворения потребностей.

Велика и роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия.

Так, активный экспорт в Японию в XIX-XX вв. достижений науки из Западной

Европы и США содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический

срок Япония, несмотря на поражение во второй мировой войне, превратилась в

одну из самых высокоразвитых стран мира. Истории известны немало примеров и

противоположного характера, когда проводимая господствующими силами

политика изоляционизма, недопущения в страну ни новых идей, ни новых

товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка:

устаревали их институты и социальные структуры.

Поскольку культурное творчество может создавать реальную угрозу

существующим институтам, социальным структурам и власти, постольку оно

постоянно контролируется обществом. История науки и техники, литературы и

искусства знает немало примеров сопротивления новым идеям и теориям

(дарвинизм), генетике, кибернетике), техническим изобретениям (внедрению

паровых машин, компьютеров), новым культурным ценностям.

Но при всем значении СОЦИАЛЬНЫХ предпосылок общественного развития -

экономических и культурных - нельзя не учитывать того, что все люди

являются живыми организмами, входящими в биосферу планеты Земля, телами,

подверженными силам притяжения, электромагнитным полям, космическим лучам,

термодинамическим воздействиям. Для природных феноменов надо искать и

природные причины. Поэтому правомерно говорить о социальной жизни как о

явлении, движущими силами которого являются также ПРИРОДНЫЕ, биосферные

факторы, такие, например, как исследованные Л. Гумилевым ритмы этногенеза,

включающие фазы подъема, депрессии и упадка.

Задачей социальной философии является исследование всех природных и

социальных факторов, так или иначе инициирующих процессы развития

общественной жизни. Накапливаясь, эти факторы порождают могучие

реформистские и революционные движения, стимулирующие и ускоряющие процесс

глубоких социальных перемен.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ выражаются в коллективных, совместных действиях

людей, совершающихся более или менее организованно для достижения

определенных целей, изменяющих социальное положение участников движений.

Причиной социальных движений являются неудовлетворенные экономические,

культурные, политические потребности людей. Именно они вызывают состояние

психического напряжения, социального беспокойства. Это беспокойство

проявляется в усилении контактов, дискуссий, размышлений по поводу

сложившейся ситуации. Состояние беспокойства может охватывать большие или

меньшие общности - вплоть до целых классов и народов.

Состояние беспокойства, напряженности - исходный пункт социальных

движений. Характер этих движений определяется их целями, применяемыми

методами, а также количеством вовлеченных в них людей. По этим признакам

различаются реформаторские и революционные движения.

РЕФОРМАТОРСКИЕ ДВИЖЕНИЯ обычно охватывают некоторые ограниченные круги и

общности. Они действуют в рамках установленного социального порядка и

поэтому, как правило, не сталкиваются с репрессиями и насилием со стороны

властей. Реформаторы стремятся к достижению изменений, например, путем

улучшения законодательства. Таковы просветительские, профессиональные,

пацифистские и отчасти национальные движения. Несмотря на свой мирный,

легальный характер, реформаторские движения иногда приводят к глубоким

общественным изменениям.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ в начальных стадиях могут быть похожи на

реформаторские. Но по мере своего развития они приобретают отличия:

охватывают широкие массы, целые общественные классы, испытывающие

напряжение и беспокойство; затрагивают коренные, жизненные потребности

людей. Участники этих движений часто подвергаются преследованиям и

репрессиям со стороны властей.

Но основное отличие революционных движений - в целях и методах. Их цель

- не мирная реформа, а ниспровержение существующего социального строя путем

применения силы. Отсюда и необходимость широких масштабов, массовости,

наличия особых организаций, способных стать зачатками новой политической

власти.

В случае победы революционные движения вводят в жизнь новые порядки,

коренным образом изменяют строй общества, его классовую структуру, состав

социальных институтов, систему ценностей, обычаи, образ поведения. Наиболее

глубокие изменения в обществе вызывают революции, в которых участвуют

классы, народы. Таковы революции 1789-94 гг. во Франции, 1917 г. в России,

1949 г. в Китае. Глубокие общественные изменения произошли и в результате

национально-освободительных революций, свершившихся в XX в., особенно после

второй мировой войны в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Революции не только морально оправданны, но и необходимы, если они

направлены против отживших порядков, тиранических режимов и т.п. Но

неверно, видимо, считать, что только с революциями связано развитие

общества. Нельзя не учитывать, что революции всегда очень дорого обходятся:

сопровождаются страданиями и массовой гибелью людей.

Таким образом, социально-философский анализ включает в себя и статику

общества, и его динамику, т.е. рассмотрение составляющих его групп,

институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и

развития.

53.2. Проблемы современного информационно-технического общества.

Все то, что уже сказано об обществе и его развитии, дает нам основание

рассмотреть проблемы современного этапа эволюции этой глобальной системы. В

наши дни этот этап называют по-разному: научно-технической революцией,

технологической революцией, информационной, компьютерной,

телекоммуникационной и т.д. Дело не в терминах, а в существе процесса,

происходящего в обществе, которое с 70-х гг. XX в. чаще всего называют

постиндустриальным.

Эти дефиниции (определения) относятся в основном к западной и японской

цивилизациям, хотя определенные черты подобных процессов просматриваются и

в других общественных организмах. Главное здесь - РОСТ ЗНАЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА в сравнении с веществом и энергией, которые до сих пор

определяли темпы развития мировой цивилизации. Появление в 30-е гг. XX в.

теории информации, а затем и кибернетики резко стимулировало развитие

компьютерной техники и технологии, что позволило в корне изменить

Производство.

Для философского анализа основное в данном процессе то, что ИЗМЕНИЛОСЬ

ПОЛОЖЕНИЕ И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, ЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИЕ С ПРИРОДОЙ И

ТЕХНИКОЙ: появились информационное общество и информационный человек,

своеобразный коллективный интеллект обитателей планеты. Кричать "ура!" по

этому поводу или не торопиться с восторгами? Во всяком случае не мешает

прислушаться к высказываниям тех современных мыслителей, которые

обеспокоены нынешним состоянием дел в мировой цивилизации.

Так, Ортега-и-Гассет писал, что наш век глубоко уверен в своих

творческих способностях, но и не знает, что ему творить. Хозяин всего мира,

он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими

средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи,

наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению.

Нобелевский лауреат К.Лоренц еще четверть века назад обозначил восемь

"смертных грехов" цивилизованного человечества, назвав среди них:

перенаселенность планеты; опустошение жизненного пространства; безудержный

рост производства и потребления; разрыв традиции и вследствие этого

глубокое отчуждение между молодым и старым поколениями; научное

доктринерство; ядерное оружие.

Все названное заставляет по-новому взглянуть на ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА как интегральный показатель уровня развития общества. При всех

поражающих воображение успехах науки и техники, создании огромного по

масштабам мира вещей и банков информации в основном жизнь человека не стала

безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Более того, впереди все

ощутимее маячит призрак превращения человека в слугу роботизированных

компьютерных систем, что волнует не только писателей-фантастов, но и

серьезных ученых, политиков.

Не случайно практически во всех современных цивилизациях набирают силы

КОНЦЕПЦИИ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА, сутью которых является фанатичное стремление

кардинально изменить личность и общество в соответствии с высшими

метафизическими представлениями и заповедями. Парадокс этого явления

состоит еще и в том, что, отвергая многие ценности современного мира -

демократию, либерализм, автономию личности и т.д., - фундаментаписты

охотно воспринимают и берут на вооружение все технико-технологические

достижения компьютерной революции. Они готовы железной рукой загнать

человечество в рай, устроенный, по их представлениям, на основе

тоталитарной идеологии.

Многие философы, политологи и социологи не без оснований полагают, что

фундаментализм сегодня являет собой наибольшую угрозу для развития мирового

сообщества.

Рост числа техногенных катастроф, отказ, казалось бы, самой надежной

космической техники и т.п. заставляют еще раз вернуться к оценке и

переоценке системы ценностей современного мира, вспомнить этический принцип

"благоговения перед жизнью", сформулированный еще в 1915 г. выдающимся

мыслителем и гуманистом Альбертом Швейцером. Значение этого принципа на

рубеже XX-XXI вв. не только не уменьшилось, наоборот, колоссально возросло.

Реальности информационного общества, новые угрозы и опасности, которые оно

несет человеку и человечеству, заставляют все более и более обращаться к

познанию механизмов стабилизации, обеспечению устойчивого развития,

минимизации превращения в действительность возможных непредсказуемых

процессов и явлений.

В связи с этим вспоминаются знаменитые слова одного из величайших умов

XX в. Альберта Эйнштейна. Его как-то спросили: чем будут сражаться люди в

третьей мировой войне? Он ответил, что не знает, чем они будут сражаться в

третьей мировой войне, но точно знает, что в четвертой мировой войне

сражаться будут дубинами.

При всех успехах науки, техники, технологий главная надежда все же

связывается с самим человеком, с его способностью познать то, что раньше

называли провидением, а сегодня - законами истории и закономерностями

развития общества, сделать все для того, чтобы предотвратить вселенскую

катастрофу.

Подведем итоги. Общество - это сверхсложная система, включенная в

суперсистему Космоса и Земли и обладающая значительной спецификой в своем

происхождении, функционировании и развитии. Источник ее развития

представляет собой единство разных сил - природных, собственно социальных и

духовных. Соотношение их в ходе истории меняется и никогда не может быть

предсказано с абсолютной точностью.

Общество - вероятностная система с еще далеко не полностью

реализованными потенциальными возможностями и с закономерной

непредсказуемостью многих событий. Есть основания полагать, что мировая

цивилизация в целом находится на рубеже, когда необходимо без промедления

решать глобальные проблемы современности и определять новые горизонты

развития. Это заставляет по-новому взглянуть на процессы взаимодействия

культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических и

экономических концепций.

Человечество способно выжить, развиваться и эволюционировать при

исключении насилия как пути решения всех проблем общества и

обеспечения права каждого человека и биосферы в целом на существование

в соответствии с их предназначением и сущностью.

54.Проблема человека в истории философии. Его происхождение. Единство в нем

биологического и социального.

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА - одна из самых важных в философии. Особенно актуальна

она в переломные периоды развития общества, когда наиболее остро встает

вопрос о смысле и цели существования каждого человека. Именно такой переход

переживает сегодня отечественная история. Однако чтобы полнее осознать

современное состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться,

хотя бы вкратце, с ее историческим развитием.

Начало западноевропейской философской традиции вообще и философской

антропологии, в частности, положила античная Греция. Первоначально человек

в древнегреческой философии существовал не сам по себе, а лишь в системе

определенных отношений, воспринимавшихся как АБСОЛЮТНЫЙ ПОРЯДОК И КОСМОС.

Он жил в едином, нераздельном мире со всей своей природной и социальной

средой, неодушевленными предметами, животными и богами. Даже боги

находились внутри космоса и являлись для людей реальными действующими

лицами. Человек мыслился как микрокосм, являвшийся отражением макрокосмоса,

который понимался как живой организм. Именно так смотрели на человека

представители милетской школы, стоявшие на позициях ГИЛОЗОИЗМА. Они

отрицали границу между живым и неживым и полагали всеобщую одушевленность

универсума.

В средневековье человек рассматривался прежде всего как часть мирового

порядка, установленного Богом. А представление о нем сводилось к тому, что

человек есть "образ и подобие Бога". Реально, значит, человек из-за своего

грехопадения внутренне был раздвоен. Поэтому он рассматривался как единство

божественной и человеческой природы, воплощенное в личности Христа.

В социальном плане средневековый человек провозглашался пассивным

участником божественного порядка и являлся существом тварным и ничтожным по

отношению к Богу. Главная его задача состояла в том, чтобы приобщиться к

Богу и спастись в день Страшного суда. Поэтому вся драма человеческой

истории выражалась в формуле: грехопадение-искупление. Отвечать за свои

поступки перед Богом каждый человек должен был сам.

Философская антропология Нового времени формировалась под влиянием

зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой

культуры, получившей название ГУМАНИЗМА. Если мыслители средневековья

решали проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи

Возрождения и Нового времени ставила его на земную основу и на этой почве

пыталась решить антропологические проблемы. Она отказалась от учения об

изначальной греховной сущности человека и утверждала его естественное

стремление к добру, счастью и гармонии. Философы этого времени не отрицали

Бога полностью, но делали своим знамением не его, а человека. Критикуя

христианскую догматику об изначальной греховности человека, они утверждали,

что человек от природы, от дня своего рождения добр и негреховен.

Однако под влиянием частного интереса представления о человеке, мотивах

его поведения и жизненных установках менялись. В сочинениях мыслителей все

отчетливее зазвучали мотивы индивидуализма, эгоизма и уталитаризма. Не

случайно ранний МАРКСИЗМ занялся анализм процесса дегуманизации,

наблюдавшегося в капиталистическом обществе. Молодой Маркс исследовал

причины отчуждения человека от общества, искал пути его преодоления,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.