рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

мир как естественный процесс, и мир, по его словам, имеет

материалистическое происхождение. Гениальности Гераклита соответствует его

мысль о том, что космос двоичен, его противоречивость является причиной

изменений, изменения происходят в соответствии с логосом – все

закономерно. Всеобщность представлена в форме всеобщей текучести вещей. Эти

изменения положены в основу его теории изменений. (В одну реку нельзя войти

дважды; все течет, все изменяется). Космос, природа – это объективная

реальность, наравне с возможностью познания эмпирического. Гераклит

допускал и чувственное познание. Он говорил: человек должен не только

прислушиваться к разуму, но и обращаться к разуму. Наряду с атомами

Гераклит признавал наличие пустоты. И принцип взаимоотношения пустоты и

атома рассматривается Гераклитом как принцип движения мира (материи).

В теории познания Гераклит выделил 2 вида рационального осмысления всего

происходящего: логическое познание и чувственное, которое определяется с

помощью органолептических чувств. Т.о. Гераклит – это первый ученый,

который на уровне созерцательности серьезно занимался проблемами

материальности мира, его метафизического познания, как формы существования

объективной реальности.

II период характеризуется творчеством Сократа, Платона, Аристотеля.

Материальная диалектика Гераклита имела большое значение для развития не

только Элейской школы, но и для развития Платона, Аристотеля.

17. Атеизм «младших физиков» в античной философии, учение о бытии.

(Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит).

Атомисты занялись анализом теории элеатов и отвергли мысль о том, что

апории (?) беспредельно делимы. Они предположили, что вещество,

пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, т.к. в основе их

находятся неделимые атомы. Движение, по их мнению - преодоление

определенного расстояния, состоящего из определенного числа замеров. Время

состоит из определенного числа своих квантов. Атомисты делают вывод: атомы

неизменны, неделимы и однородны. Т.о. они пытались проблему изменения

привести к неизменному атому. Наиболее яркой фигурой среди атомистов

являлся Демокрит. По его мнению, все в природе состоит из атомов и пустоты.

Атомы различаются формой, расположением, весом, движутся в разных

направлениях. Первичные группировки атомов сосредоточены в земле, воде,

воздухе и в огне. Сочетание атомов образует мир, а коль этих сочетаний

множество, то и миров бесконечное множество. Человек по утверждению

Демокрита состоит из одних атомов, душа его из других атомов. Т.о. Демокрит

преодолел противоположность материи и духа. Установил единую, универсальную

природу материи и духа. Отсюда берет начало материалистическое направление

в философии как доктрина.

Все явления природы считаются естественными и развиваются по присущим ей

законам. Природа вечна, все движется и превращается из одного состояния в

другое по причинно следственным связям. Демокрит вскрыл внутренние причины

вечного движения материи во времени и пространстве, и признал существование

богов, состоящих из вечных конфигураций атомов. Мир не создан богами, а

существует вечно, согласно необходимости, которая и сохраняет постоянство

мира. Он создан не за счет внешнего источника движения.

Достоинства:

Т.о. древний атомизм - это следствие философских затруднений, методика

разрешения которых состоит в том, чтобы новые идеи содержали в себе лучшее

от старых, и т.о. старые были бы отвержены. Атомарное, элементарное

неизменное и развитие вселенной и мира, они объясняли механическим

движением атома.

Недостатки:

Не смогли дать теоретическое обоснование атомарности. Многие их

утверждения, в частности понятие «пустоты», «вакуума» в физике отвергнуты.

До сих пор физики не могут подтвердить наличие атомов времени, хрономов и

атомов пространства. Вместе с тем они доказали, что действие квантовано и

его величина измеряется широко известной постоянной планкой «h». Целю

познания считается причинно следственное понимание явления.

18. Философия Платона

исследует второе направление – идеалистическое. Согласно его концепции

чувственное восприятие соответствует эмпирическому познанию мира, а

умопостигаемый мир – это мир идей. Между этими двумя мирами Платон

стремился построить переходную теорию эроса и теорию идеального

государства, и на синтезе двух теорий стремился возвысить человека до

умопостигаемого мира между миром идей и миром вещей. Идея не есть понятие

человеческого бытия. Идея относительна, бестелесна, неизменна. Идеи

находится в царстве идеальных сущностей, на вершине пирамиды находится идея

всеобщего блага. Мир идей противостоит миру бытия, это противостояние не

миру чувственных вещей, а миру небытия, мнимому миру, который

неопределенен, изменчив. Искусство по Платону есть подражание идеям.

Способом чувственного восприятия является вера. Интеллектуальное знание

основано на мышлении и рассудке, познание мнимых вещей равно познанию

мнимого мира. Истинное познание – есть познание мнимого мира вещей разумной

душой и представляет собой напоминание видимого в потустороннем мире.

Платон, развивая учение о сущности мира, изучает отношения в обществе и

государстве. В социально-политической жизни он выражал интересы

господствующего класса. Крестьяне и ремесленники должны быть умеренны,

стражи образованы и спокойны, философы должны преумножать богатство.

Государство представляет собой большую семью, и т.о. необходимо победить

местоимение «моё». Заменить частную собственность общественной. Наиболее

правильную характеристику Платона дал Ленин: «Философский идеализм есть

чепуха с точки зрения материализма».

19. Аристотель.

На формирование философии Аристотеля оказало влияние учение Платона «Об

идеях». Аристотель занял критическую позицию по отношению к Платону.

Аристотель был первым, кто исследовал все работы предшествующих ученых –

150 работ. Экзотерические – составлены в форме диалога и представлены для

всех вне школы. Эндотерические – все сочинения представлены для пользования

учеников, но не для широкой публики.

Хорошо сохранились произведения, которые использовались для

мировоззренческих диспутов, которые предназначались для учеников

Аристотеля:

1) философские проблемы метафизики;

2) этические вопросы - экомахова этика;

3) психологические – «О душе»

4) социально – политические.

Аристотель сформулировал где существует частное и общее.

Общее существует в любом месте и в любое время, определяясь в единичное,

через которое оно создается. Общее постигается умом. Для объяснения, что

оно существует, Аристотель признавал 4 причины сущности бытия: 1) всякая

вещь такова, какова она есть (формальная причина); 2) материя и подлежащее,

то из чего возникает материальная причина, движущая целевая причина, то

ради чего что-нибудь существует. Аристотель в материи видел пассивное

начало, активное начало – это суть бытия, форма, которой приписывается

вечность и неизменчивость. Источник всякого движения неподвижен, движущее

начало – бог, но не подвижна – высшая его цель развивающаяся по его

законам. Учение о сути бытия – есть учение объективного идеализма. Форма

присуща самому веществу, но есть вид, который любой форме придает

определенное значение и т.о. он рассматривал предмет чувственного мира и

как материю и как идею. Цель науки он видел: 1) в полном определении

предмета, достигаемым только путем соединения, дедукции и индукции; 2)

знания об отдельных свойствах должны приобретаться из опыта; 3) сущность

должна быть доказана с помощью умозаключения через категориальный

силлогизм.

Так же как и Платон, Аристотель большое внимание уделял социальным

отношениям. Его социальные взгляды разрабатывались с приоритетом человека

перед обществом и государством. Человека Платон называл политическим

животным. Социальность он связывал с семьей, т.к. происхождение и развитие

государства «природно»; от семьи – общение, а от общения государство.

Аристотель говорит: «гражданами могут быть только свободные люди, воины,

философы, а ремесленники, торговцы неполноправные граждане, ибо их жизнь

убивает. Неприемлимым он считал тиранию и демократию. Государство, по его

мнению, существует для того, чтобы предотвратить чрезмерное накопление

гражданами имущества, удержания рабов в повиновении. Рабство природное

явление. Аристотель описал в своей политике государства – город Др. Греции.

20. Ф., метафизика, диалектика. Соц-но-фил-фские воззрения Платона и

Аристотеля

Самое примечательное в философии то, что она выводит, с одной стороны,

человека за пределы обыденной жизни, приобщает его к высшим идеалам и

ценностям и разрывая цепи материальных и временных границ, она обращается к

вечности и ставит и ставит человека перед разрешением вечных вопросов и

проблем, которые не могут ни устаревать, не становиться актуальными.

Аристотель разделил науку на практическую и теоретическую.

Теоретическая: Философия или теология, в отличии философии как физики.

Практическую философию он назвал наукой о реальности по ту сторону

физической. Так появилось понятие метафизики. Для обозначения выхода

человеческой мысли за пределы эмпирического мира и приобщения ее к

метаэмпирической деятельности.

Аристотель в метафизике выделил 4 цели:

1) исследование первопричин или высших начал сущего

2) познание бытия, поскольку оно бытие

3) познание субстанции

4) познание о боге как сверхчувственной субстанции

Понятие метафизики было введено в научный оборот А. Родосским в1в. до н.

э., который издал сочинения Аристотеля

Аристотель метафизику определил как наиболее возвышенную из всех наук и

как своеобразное рафинирование философии, которая не знает ни материальной

нужды, ни потребности, ни выгод и прибыли. Т.е. метафизика рассматривается

Аристотелем в качестве чистой жажды знания, знания ради знания, страсть к

истине, которая свободна от всего материального, эмпирического и

представляет собой самоценность. Метафизика=философия.

Обоснование метафизики принадлежит Платону, открывая реальность

сверхчувственного, надфизического мира, он как бы познавал недоступную

предшествующей философии природы (физис) страницу знаний. Платон делает

вывод: Нельзя объяснить до конца чувственное, воспринимаемое посредством

чувственного и закона физиса. И он предложил два уровня бытия:

1) видимый физический (феноменальный)

2) невидимый метафеноменальный или метафизический

Он подчеркнул, что только метафизический уровень обладает достоинством

истинности и реальности. А видимый, физический – это слепок

метафизического мира, мира идей, красоты и т.д. Мир идей – это и есть

субстанция, реальность бытия, которая определяет все сущие и доступно лишь

наиболее возвышенной части души, носителями которой являются философы.

От Платона исходит деление мира на мир идей и мир теней.

Мир теней – это имитация идей и поэтому метафизика занимает центральное

место в философии личности.

В дальнейшем проблемы метафизики рассматривал Фома Аквинский. Он

утверждал, что метафизика – это одна из частей философии, которая хотя и

говорит о божественном, но не рассматривается в качестве высшего знания и

последним, так как божественное милосердие проявило спасительную

предусмотрительность предписав на веру то, что способен исследовать

рассудок, остальное может привести к познанию бога с ошибкой, т.е. на

первом месте у Аквинского стоит вера, а не разум и в с связи с этим он

считал, что изучать метафизику нужно в последнюю очередь.

Представляя греховную и не греховную жизнь в двух градах земном и

божьем Августин в граде божьем поместил все лучшие: вечность, любовь,

добро, красоту. Т.о. метафизические ориентиры привели Августина к выделению

3 уровней зла: метафизического, морального и физического

Фома Аквинский, обосновывая бога как само бытие человека, его сущность

и сущностное в 3 лицах доказал, что метафизика – это бесконечное

разнообразие созданных вещей и предметов Богом.

На метафизику обратил внимание Декарт. Метафизические учения о

субстанциях, каковыми являются бог, мышление и материя, с соответствующими

характеристиками и различиями, с другой стороны как учение о качествах

человеческого познания, основополагающим среди которых является принцип

сомнения во всем, кроме души и сознания.

Вслед за Декартом метафизикой занимался Кант. Он заявил, что нет больше

метафизики, философия сама себя разрушила. Этот вывод он сделал в связи с

тем, что в этот период появился целый ряд наук, которым философия выделила

тот или иной раздел своего знания и поэтому Кант отдал философии область

теории познания, где не оказалось места учению о боге, мире и душе. К этому

времени возникли науки теология, естествознание, психология. Его ученик

Виндельбандт не согласился с такой характеристикой философии и отверг,

чтобы философию называли наукоученией. «Философия есть учение о знание, но

она не метафизика вещей, а метафизика знания».

Дальнейшее определение сущности метафизики принадлежит Гегелю. Он

вернулся к платоновскому пониманию метафизики и характеризовал ее как

учение о субстанции как реальность и действительность, какими являются

субъект мысль, идея, дух. Но в отличии от Платона Гегель субстанцию

понимает не как застывшую сущность, а как деятельность, процесс,

самодвижение. Дух – это единство множества, создающее себя, т.е. дух – это

процесс, формирующий нечто определенное, а значит и отрицательное по

формуле «тезис – антитезис – синтез».

Движение уха есть также движение самосознания, которое включает три

момента:

1) бытие в себе

2) инобытие, бытие для другого

3) возвратное бытие, себя и для себя

В связи с этим в философию Гегель включает логику, философию природы,

философию духа. Причем логика – это представление бога как он есть в вечной

сущности до сотворения природы и конечного духа.

Природа – есть инобытие духа, самобытие идеи, отказ идеи от себя, ее

бессилие.

Т.о. метафизическая идея Платона о реальном мире идей и мире теней

нашла отражение в философии Гегеля.

В русской ф. проблемами метафизики занимались славянофилы: Федоров,

Соловьев, Флоренский, Бердяев, Булгаков.

Так идеи Платона и Гегеля об устойчивости совершенства и красоты духа и

идей нашли отражение в русской философии.

В современной философии понятие метафизики часто употребляется

тождественно понятию философия.

Хайдеггер пишет: Философия есть философствование. Метафизика – это

философствование, которое пытается ответить на вопросы, что есть люди и

человек

Другая точка зрения – Метафизика – это фундаментальное событие в

человеческом бытие, ее основное понятие суть понятия, которые дает

представление нечто общего универсального.

Бердяев: « Метафизика – это философия»

21.Средневековая ф. Особенности и принципы религиозного стиля мышления.

По сравнению с античной философией, которая дала миру начало многие

философские идеи, средневековая философия сосредоточила внимание на

проблемах христианского учения и обоснования его необходимости для

понимания мира. Средневековая философия ограничивается периодом: V- XV в.в.

н.э., но первые философы работали во II в. н.э.: Афиногор, Телофил, Ириней,

Юстин.

Философия раннего христианства называлась апологетикой, т.е.

сочинениями, смысл которых был направлен на обучение основам христианства.

Они стремились развивать понятийный аппарат, в связи с чем не могли пройти

мимо трудов философов Др. Рима и Др. Греции. Первые труды, где был

использован категориальный аппарат, связан с именем еврейского философа

Филона. Его учение было пополнено школой стоиков. Философия базировалась на

боге, стоявшем между миром и создателем, который находился в

трансцендентальном мире, и для общения с человеком ему нужен посредник

(Христос). Теоретическая тема была связана с богословскими поисками, что и

обеспечило объяснение мира. Христианская философия личности ушла вперед, но

она не давала полного преодоления недостижимости бога. Филон за основу

преодоления пропасти использовал понятие «логос», который был наделен

структурным функционалием. Логос – это закон, приводящий в единство, это

определенность. Являясь, сам по себе абстракцией, он произведен от телесных

вещей. Это царство вечно умопостигаемых идей. Мир создал бог. Логос

выступает как сотворенный богом дух. После сотворения реального мира

божественный разум сделался перманентным миру. Но Филон не отождествил

логос с Христом, это было сделано после смерти Филона и это дало основание

говорить, что существующий логос воплотился в Христа. Он интерпретируется

как Бог, но понятие Бога не тождественно понятию Христа: Бог невидим, а

логос сын, который должен воплотиться в людей, чтобы они через него узнали

об отце. Развитие школы представляет Христианству систему нравственных

ценностей. Т.о. основные положения христианского нравоучения принимают

форму руководящих установок, которые определяют способ восприятия,

осмысления и переработки мысленного материала, т.е. формы философского

теоретизирования и мировоззрения.

Центральной идеей философии является идея бога. Если Античная философия

– космоцентрична, то средневековая философия – теоцентрична. Реальностью

становится не природа, а сверхъестественное начало – Бог. И все

существующее определено им.

Учение о божественном пронизывая историю философии, порождает несколько

типов христианского мировоззрения:

1) креационизм – учение в соответствии с которым, признается, что Бог

создал мир не ?из чего; поддержание бытия мира есть постоянное творение

его Богом. Если воля Бога прекратится, то мир скатится в небытие.

Античные философы, не смотря на трансцендентальность, наделяли мир

творчеством. В средние века это было запрещено. Человек должен был через

духовно-нравственное заботится о спасении своей души. Спастись же можно,

уверуя всесильность Бога, и поэтому христианская философия строится на

том, что Бог не только высшее бытие, но и высшая красота и

нравственность.

2) антропоцентризм – в развитии средневековой философии. Согласно

христианскому учению Бог сотворил человека не вместе со всеми вещами. Этим

самым христианские философы хотели подчеркнуть особую роль человека в мире,

т.е. всё остальное – творение Бога, а человек – венец творения. Мы

господствующее творение на земле. Образы подобия бога составляют сущность

творения на земле. Человек должен быть добрым. Став добрым, человек ощущает

благодать, и это является центральной темой.

3) провиденциализм и эсхатология. В основе христианского учения лежит

учение о постоянной связи человека с Богом. Человек трактуется как бытие,

спасенное Христом и предназначенное для сверхъестественной судьбы.

Исторический процесс рассматривается как развитие богочеловеческого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.