рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

истории, благодаря которому предполагалась элиминация, т.е. влияние

личности интерпретатора и временного периода, отделяющих текст от

исторической ситуации, в которой и осуществлялась интерпретация. Дильтей

полагал, что влияние нынешней исторической ситуации может иметь только

негативное значение для исследователя. Экзистенциализм, в лице Хайдеггера,

оказал влияние на герменевтику через метод проникновения в феномены

индивидуального человеческого существования. Некоторые ученые отождествляют

два этих учения, но делать это неправомерно.

Гадамер заявлял - бытие - есть время. Он отверг представления об

истинном бытие как о вне временном, ибо оно представляет объективное

понимание событий независимо от исторических традиций. Фактически бытие

оказывается субъективным, реальное познание, по Гадамеру, замыкается в

своеобразном герменевтическом круге, т.е., изучая историю, исследователь

сам всегда движется вместе с ней, находится постоянно в ее круге.

Предметом философского знания в герменевтике является мир человека,

понимаемый как область человеческого общения. Именно в ней протекает

повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности,

образуются формы человеческих взаимоотношений, складываются нормы права и

принципы научного и философского обсуждения. Цель герменевтики - понять

человека и его мир, раскрыть ситуацию всеобщего непонимания и отчуждения

людей. Иначе, назначение герменевтики состоит в том, чтобы дать людям

возможность достигнуть понимания друг друга, а также понимание культурных

явлений, социальных институтов, исторических событий.

Герменевтика имеет дело с объяснениями или интерпретацией и

доведением до сознания различных смыслов. Таким образом, предметом

герменевтики выступает человеческий культурный мир, с его историей и

современной культурой. Философия герменевтики приобретает характер

некоторой культурологии, которую интересуют не факты, как таковые, а

интерпретация, установление и прояснение смысла. Центром герменевтики

является язык. Выражение "бытие - есть язык" означает утверждение о

лингвистическом строении мира. Гадамер утверждает, что мир в его

непосредственной первозданности нам не доступен, мы имеем дело с миром

оформленным в языке". В связи с этим, Гадамер приоритет отдавал

интерпретации, как сфере человеческого общения и культуры. Он призывал

интерпретатора обращать взор к тексту, а не к тому, что хотел сказать его

автор. Интерпретация текста или культурного бытия происходит в конкретных

условиях сегодняшнего дня, но на нее действует определенная традиция,

порвать с которой невозможно. Отсюда понимание прошлого и настоящего

зависит от интерпретатора и традиций страны. Методы герменевтики имеют

большое значение в этнических и культурно-исторических исследованиях.

40.Аналитическая философия (Фриге, Рассел, Витгенштейн)

Немецк. математик Готтлоб Фриге был одним из многочисл.

исследователей, стремившихся средствами логики усовершенствовать

математику. Но в подходе Ф. была одна важнейшая особенность: согласно его

интуиции, следовало существенно развить саму логику, создать

формализованный язык, который служил бы достойной заменой естественного

языка с его многочисленными недостатками. По Ф., тогдашняя формальная

логика и естественный язык страдали одним и тем же недостатком -

допущением, что все предложения имеют субъект предикатную форму.

Изобретения Ф. преобразили логику, которая получила доступ не только к

математике и различного рода формализованным языкам, но и к естественному

языку, а значит и к философии.

Англ. логик, математик и философ Бертран Рассел был убежден, что

новая логика позволит более адекватно, чем когда-либо ранее, найти

окончательные философские истины, обнаружить природу основных элементов

реальности, которые не сводятся к фикциям идеалистов. Рассел

руководствовался 3 идеями:

– Здравая философия является логикой, т.к. она начинается с

объяснения предложений того, что может быть истинным или ложным, а это -

задача логики.

– Знание наиболее достоверным образом дано нам непосредственно,

прежде. всего в чувственных данных.

– Он использовал свой вариант приема: предметное содержание следует

сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах чего-либо еще.

Для Р. философия совпадает с наукой, не имеющая ничего общего со

старой метафизикой.

Кульминацией 1-го этапа развития аналитической философии явилась

книга философа Людвига Витгенштейна. "Логико-философский трактат" В. более

настойчиво, чем Р. концентрирует свое внимание на языке. Мысль выражается в

языке, а значит именно язык есть граница мышления.

Есть только один мир – мир фактов, событий, который описывается

совокупностью всех естественных наук. Предложение – картина мира, она имеет

с последним одну и ту же логическую форму. Если бы мир был нелогичным, то

его нельзя было бы представить в форме предложений. Смысл предложений

выражают факты. Все предложения являются обобщениями элементарных

предложений, которые в качествеве моделей соотносятся непосредственно с

фактами. Итак, "то, что вообще может быть сказано, может быть сказано

ясно." Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.

Для 1 этапа аналитической философии характерны логико-лингвистический

акцент, а также пересмотр статуса философии, которые подвергается суровому

логико-лингвистическому экзамену. Философия понимается либо как наука

(Рассел), либо как путь к науке, деятельность по прояснению мыслей

(Витгенштейн). В связи с тем, что семантический позитивизм решал только

проблему слов и выражений, терминов и предложений, он не мог удовлетворять

требованиям философии неопозитивизма.

ВИТГЕНШТЕИН Людвиг (1889— 1951)—философ и логик, один из создателей

аналитической философии. Родился в Вене. В “Логико-философском трактате”

(1921) выдвинул концепцию “логически совершенного”, или “идеального”,

языка, прообразом которого для него является язык математической логики,

как она была изложена в капитальном труде Рассела и Уайтхеда. Эта концепция

есть неоправданная попытка экстраполяции на всю совокупность знания о мире

свойств ограниченного логического формализма, основанного на изображении

знания как множества элементарных утверждений, связанных между собой

логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции и т. д. Логико-

гносеологической концепции В. предпосылает онтологическое обоснование в

виде доктрины логического атомизма. Все, что не попадает в схему

“идеального” языка,— традиционная философия, этика и т. д.— объявляется В.

лишенным научного смысла; философия признается возможной лишь как

“критика языка”. Отвергая постановку вопроса об объективной реальности,

существующей независимо от “языка”, от сознания, В. приходит к солипсизму.

Идеи “Логико-философского трактата” были восприняты логическим

позитивизмом. Ряд логических идей В. (применение табличного, или

матричного, метода определения значения истинности, взгляды на вероятность

и др.) оказал влияние на развитие совр. логики. Взгляды В., подытоженные в

работе “Философские исследования* (1953), оказали воздействие на

лингвистическую философию.

41. Социальная ф. как наука. Системность соц-ой реальности: Маркс, Вебер,

Парсонс.

Реальность - это совокупность предметов и явлений, находящихся в

отношениях и связях между собой. Это бесконечная цепь всего существующего в

единстве и целостности. Лейбниц Вселенную сравнивал с океаном, где движение

в одной точке вызывает движение во многих точках. Эта связь носит всеобщий

характер. Принцип отношения связи тождественен организованности мира и

образующих его систем, как материальность существующего. В философии

"связь" - зависимость между явлениями и взаимообусловленность их

существования и развития. Отношение - это форма, момент всеобщей

взаимосвязи предметов и процессов. В философии это выглядит так: "все

существует само по себе и для других". Человек, иногда сознательно, а

иногда и бессознательно, нарушает всеобщую взаимосвязь явлений и процессов,

которая является основой диалектики и, одновременно совмещает в себе

принципы, законы системности. Системность ориентирована на момент

стабильности, устойчивости и гармонического соответствия в явлениях,

действительности.

Система - это внутренне организованная, на основе того или иного

принципа, целостность, в которой все элементы органично взаимосвязаны друг

с другом; она выступает по отношению к окружающим условиям и системам как

нечто единое. Элемент системы - это минимальная единица в составе данного

целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системы могут быть простыми

и сложными. Сложные системы - это такие системы, в которых элементы

рассматриваются как самостоятельные системы. Каждое явление входит в ту или

иную систему, но не всякая совокупность явлений представляет собой систему.

Человек, как социальный феномен может входить в различные социальные

системы, но в толпе он находится не в системе. Характер связи, существующей

между элементами системы, фиксируется в понятии структура, как

взаимообусловленная совокупность связи элементов в системе, определяющая

собой ее качественную специфику. Структура, рассматриваемая вместе со своим

субстратом, определяет конкретное качество системы.

Элемент в составе целого выполняет определенные функции, как в целях

объединения элементов в целостную систему, так и для успешного ее

функционирования. Структура и функция обуславливают друг друга. Развитие

системы и ее изменения начинаются с перестройки функции, которая

существенным образом влияет на ее структуру. Здесь налицо соотношение формы

(структуры) и содержания (функции). Структура более содержательное понятие,

овеществляющее систему. Таким образом, понятия, используемые в системном

научном познании, имеют прямое отношение к традиционным категориям

диалектики и, прежде всего, к категориям части и целого. Логика системного

мышления во многом соответствует тоже диалектике части и целого. По

выражению Платона как "…единораздельное, одновременное существование". В

этом сущность системы, отношение временного следования.

Основной вид системных отношений - это связь соответствия, т.е. ни

один элемент не может измениться, не повлияв на изменение системы. Связь

соответствия иначе называют коррелятивная связь - это согласованное

действие элементов, как необходимое условие существования системы и

гармонии. Следствия этого явления:

координация и субординация;

функциональная зависимость.

В любой системе в прямой зависимости находятся принципы системности и

развития. Любые системные связи мы рассматриваем в абстракции

функционирования, т.е. в движении во времени. Проходя состояние изменения,

система меняет качество, но остается идентичной самой себе. Изменение

системы влечет за собой изменение ее структуры и наоборот, но в ней всегда

присутствует информация о ее прошлом динамическом состоянии. Становление

структуры во времени - это сущностная характеристика процесса развития,

которая может быть периодической, циклической, но всегда обеспечивает

ритмичность, которая выражает наличие стабильности в динамическом.

В социальной философии существует два основных подхода к социальному

развитию:

эволюционистский;

стабилизационный принцип, открытый Парсонс - гармоническое развитие

через интеграцию;

отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает

развитие через социальную борьбу;

принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное

состояние человечества, не имеющего гражданского общества.

Теорию экономической детерминированности социальных отношений,

классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом,

некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию.

Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Оно включает

в себя РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, которые и объединяют людей.

С точки зрения СОЦИАЛЬНОГО НИГИЛИЗМА существуют только отдельные

люди, индивидуумы, а общественных связей и, следовательно, общества не

существует. В данном случае общество выступает как чистая фикция, удобное

слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подхода

является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей

и значение общественных организаций.

С точки зрения крайнего, ВОИНСТВУЮЩЕГО КОЛЛЕКТИВИЗМА, напротив,

общество не только существует, но и является более полноценным и высоким,

чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и

ничего, кроме общества. Отдельные же люди - всего лишь частицы, винтики,

"моменты", как выражался Гегель, более широкого целого, подобно тому как

ноги и руки человека являются частями его тела..

Современная философия рассматривает человеческое общество как

совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части и

элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому

общество и существует как единый, целостный организм, как единая система.

От других природных систем, в том числе физических и биологических,

общество отличается своей особой сложностью.

При всем исключительном значении феномена человеческой деятельности в

социальной жизни роль ее все же не следует преувеличивать, а тем более

абсолютизировать. Потому что социальная жизнь, основываясь на человеческой

деятельности, тем не менее не сводится к ней. Совместная деятельность людей

составляет содержание социальной философии. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ определяется как

специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру.

Содержание ее составляет целесообразное осмысление, изменение и

преобразование данного мира. Оно имеется уже в простейшем индивидуальном

социальном действии.

Основные типы общественной деятельности: материальная, духовная,

регулятивная, или управленческая, деятельность обслуживания.

Признавая большую роль материального производства, современная

социальная философия все же склонна считать, что его качественное отличие

от других сфер жизни общества не дает оснований сводить к нему все

многообразие человеческой деятельности.

Важнейшую роль играет ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, в процессе которого

формируются идеи, создаются научные и художественные ценности. Правда, эти

ценности так или иначе материализуются в физических вещах (книгах,

картинах, скульптурах и т.п.). Но главное в этих предметах не материальная

сторона, а духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

РЕГУЛЯТИВНАЯ, или УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ, т.е. деятельность различного рода

администраторов, управляющих, политиков. Специфическая задача этой области

- поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности. Без нее

общественная жизнь также невозможна, как невозможна она без материального и

духовного производства.

Деятельности по обслуживанию людей. Это труд врача, учителя, артиста,

работников сферы обслуживания. Сфера обслуживания - одна из самых

динамичных в современном обществе.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА КАК ЦЕЛОГО: самодеятельность,

самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.

42.Бытие: жизненные корни, судьба в 20 веке.

Бытие, как вневременное пребывающее начало, некая субстанциальная

материя, в принципе не меняющаяся или меняющаяся во внешних свойствах,

волнует философов, начиная с Древней Греции. В поисках абсолютного вечного

бытия объединяет усилия милатцев и элиотов.

Сформированный Платоном мир «Эдосо» – результат попытки приблизиться

к вечному бытию.

Христианские философы усмотрели в бытие силу, создающую творящую из

небытия весь мир. Категория бытия в философии приложима к глубинным уровням

философского осмысления мира, материи, человека. Общественноисторический

смысл этой категории человек осмысляет в минуты высочайшего напряжения

духовных и нравственных сил (в минуты экстремальных ситуаций).

Философское понимание бытия несет в себе смысл вечности мира и

существование в нем отдельных вещей.

Философия изучает всеобщие законы, стороны объектов реальности,

универсальные принципы осмысления всего наличествующего в этом мире.

Наличествование определяет целостность и единство всего существующего.

Бытие всегда связано с осознанием всего окружающего.

Все категории в философии взаимосвязаны друг с другом и бытие

автоматически предполагает наличествование небытия.

Категория бытия отражает нечто, что осуществляется в качестве

многообразия конкурирующих и приходящих ситуаций. Небытие, как и бытие

неповторимо, ибо время необратимо. Нечто, которое присутствует в бытие

неустойчиво. Выражением неустойчивости является становление, развитие,

борьба противоположностей, как моменты складывающейся системы. Развитие

соотносится с его интенсивностью, и чем бытие интенсивней, тем оно более

хрупко.

Бытие существует в следующих формах:

Бытие вещей (относительно к природным примерам, явлениям и предметам

второй природы). Реальность бытия вещей объективная. Она является

первичной. Явления второй природы зависят от бытия первой природы. Явления

второй природы социально-экономические, связанные с пространством и

временем человеческого существования.

Бытие человека. Человек, как биологическое существо представляет

собой вещь в мире биологических вещей и он подвластен в нем принципам

биологической жизни и силам природы. Но человек уникален, так как обладает

духом мышления, что обуславливает другую сущность человека по сравнению с

животным и вещами. Специфика человеческого бытия состоит в том, что люди

способны влиять на мир и самих себя. Сознание и духовность – высший тип

бытия. Бытие духовное включает в себя, с одной стороны,

индивидуализированное, с другой стороны объективированное духовное, что

составляет духовное как целостное бесконечное многообразие мыслей, чувств,

переживаний, транспонирование в индивидуальные или социальные формы.

Индивидуальное духовное – невидимый, необратимый поток побуждений,

впечатлений, переживаний.

Особенность бытия человека – то, что оно отягощено сознанием

собственной смертности, что создает, с одной стороны, неустойчивость, с

другой стороны – бесконечность общего бытия, создавая противоречия между

быть или не быть. На этом противоречии, по мнению Чанышева, возникает

религия. Он обращает внимание на то, что человек в стремлении сделать бытие

более устойчивым зацепляется за бытие чужое и порождает, таким образом,

такой феномен, как любовь.

В 20 веке стала проблема не в бытие, а в философском плане. Для

философов получается дихотомия (существование не существующего). Чанышев

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.