рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета,

воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в

данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы

воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в

представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это

обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем

совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и

отбрасыванием несущественных.

Эмпирический уровень познания в отличие от чувственной ступени

характеризуется рациональной обработкой показателей органов чувств

человека. Чувственные образы, оформленные в эмпирической конституции,

обособляются в системы, которым соответствуют реальные системы объективного

мира. Система предполагает модель, которая не претендует на полноту

отражения, но является эмпирическим объектом, т.е. предметом для

исследования.

В философской литературе различают две ступени эмпирического уровня

познания:

1. Чувственно-практическая ступень –

движение знания по заданной схеме

отношений предмета

2. ступень эмпирического знания как

часть теоретически-идеализированных

объектов, которые задают формы

деятельности познающему субъекту

именно на стадии теоретического

обобщения.

На уровне эмпирического объекта реальный предмет рассматривается как

готовый , неизменный и сформировавшийся. В данном случае присутствует

принцип логики рассудка: объект изучается как целостность вне истории, а с

точки зрения функционального взаимодействия с другими объектами как

механическими системами. Может быть описана, подвержена всем методам и

присутствует в данном случае логика массовидного, устойчивого и

неизменного. Эмпирический уровень познания и чувственная его ступень

объясняют основу без чего познание не состоится, так как в эмпирическом

знании присутствует чувственный опыт разных исследователей. Полностью

считать эти знания законом нельзя. Вопрос соотношения чувственного и

рационального как и роль эмпирического и теоретического уровней познания

рассматривались неоднозначно. Галлилей – родоначальник экспертного метода в

естествознании в естествознании считал эмпирическое знание

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

МЫШЛЕНИЕ - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и

опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе

чувственных данных раскрытие ее закономерных связей и их выражение в

системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление

органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как

определенной знаковой системе, которая может быть естественной или

искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и

т.п.).

Мышление человека - не чисто его природное свойство, а выработанная в

ходе истории функция социального субъекта. Поэтому мышление, его формы,

принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни,

обусловлены развитием практики.

Выделяют два основных уровня мышления - разум и рассудок. РАССУДОК -

исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит

в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это

способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои

мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь

сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их

понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция

рассудка - расчленение и исчисление.

Мышление в целом невозможно без рассудка. Он необходим всегда, но его

абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное,

повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом.

Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний

и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не

на его содержание.

РАЗУМ (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания,

для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и

сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на

этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и

противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная

задача разума - объединение многообразного, вплоть до синтеза

противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых

явлений.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход

рассудка и разума.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ) - способы отражения действительности

посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются

понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные

формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др., на которых

остановимся на следующей лекции.

ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая общие закономерные связи,

существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их

определениях. Наиболее общие понятия - это философские категории (материя,

качество, противоречие и др.). Понятия выражаются в языковой форме - в виде

отдельных слов (атом, водород и др.) или в виде словосочетаний,

обозначающих классы объектов (экономические отношения, элементарные частицы

и др.).

СУЖДЕНИЕ - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы

действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение,

обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным

(Париж стоит на Сене), либо ложным (Орел - столица России).

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления, посредством которой из ранее

установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится

новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример

умозаключения:

1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ - человек (обосновывающее знание).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением

или следствием).

Важнейшей характеристикой знания является его ДИНАМИКА, т.е. его рост,

изменение, развитие и т.п. Развитие знания - сложный диалектический

процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот

процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к

"преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической

и т.д.

48.Основные Формы познания и учение об истине. Роль научной рациональности.

Познание как разновидность духовной деятельности существует в обществе с

момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы

развития. На каждом из них процесс познания протекает в многообразных и

взаимосвязанных социально-культурных формах. Поэтому познание как целостный

феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как

научная. Гносеология не может делать выводы, черпая материал для обобщений

из одной только сферы - научной, в т.ч. из "высокоразвитого

естествознания".

Итак. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:

Уже на ранних этапах развития человечества существовало ОБЫДЕННО-

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а

также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т.д. и

представляло собой простой набор сведений, норм, правил и т.п. Сфера

обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы,

интуитивные убеждения, предчувствия и пр.

Одна из исторически первых форм - ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент

деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры (деловой,

спортивной, актерской и др.) индивид активно познает окружающую

действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя

богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и

других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии

для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения

теоретических и практических задач. Игры питают неиссякаемую

любознательность детей, формируют их духовный мир, дают определенные

знания, вырабатывают навыки общения и т.п.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика - в фантастическом отражении

реальности, в бессознательно-художественной переработке народной фантазией

загадочных явлений природы и общества. Мифология давала определенные знания

о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т.д.

В рамках мифологии зарождалась ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ,

наиболее развитая в искусстве. Хотя оно специально и не решает

познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный

гносеологический потенциал. В структуру любого произведения искусства

всегда в той или иной форме включаются определенные знания о людях и их

характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т.д.

К древним формам познания, генетически связанным с мифологией, следует

отнести также ФИЛОСОФСКУЮ и РЕЛИГИОЗНУЮ (о них шла речь на первой лекции).

Здесь же отметим, что если для религиозного познания характерно соединение

эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность

научной и философской форм познания - рациональность, которая эмоции и веру

содержит в качестве подчиненных моментов.

ТИПОЛОГИЗАЦИЮ ЗНАНИЯ можно провести по самым различным основаниям

(критериям). Выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные,

эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и

частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т.п. Некоторые из этих

форм знания мы рассмотрим на следующей лекции.

Непосредственная цель познания в любой его форме - ИСТИНА. Путь к ней

обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник

истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания -

заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания.

Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента

единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, на

которой мы и остановимся.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ

С НИМ. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность,

неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого

познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности,

возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон.

Например, заблуждением в целом является "теоретическая астрология", хотя

отдельные моменты истины в ней имеются. Содержатся заблуждения и в научной

астрономии, но в целом это область истинного знания, подтвержденная

наблюдениями.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ. Следует, например, различать

заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные

и философские и т.д. Среди последних существуют такие, как эмпиризм,

рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др. ( о них -

ниже).

Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в

корыстных интересах - и связанной с этим передачи заведомо ложного знания,

дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка -

результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности:

ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки

логические - нарушение принципов и правил логики (формальной или

диалектической) и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального

положения дел и т.п.

Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные

заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как,

например, учение о "вечном двигателе"), либо превращаются в истинные

знания (формирование химии из алхимии). Важнейшее условие преодоления

заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных

условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углубление

знаний. Создание этих предпосылок требует конструктивно-критического, а не

апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к

действительности, реализации метода "проб и ошибок" (К. Поппер).

ИСТИНА - ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ.

Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом

созерцании или в мышлении. Достижение истины - непосредственная цель

познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и

др.). Каковы ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИСТИНЫ?

Первое и исходное из них - ОБЪЕКТИВНОСТЬ: конечная обусловленность

реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного

знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля

вращается вокруг Солнца).

Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее

познают люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т.п.

Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве

истины, закона науки оно было открыто И. Ньютоном.

ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий одноразовый акт постижения объекта

сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как

процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое,

неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое,

преходящее).

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ - это два необходимых момента одной и

той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные

ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по

степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены.

Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов

имеет свою специфику.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,

во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом -

гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание

все более приближается к нему;

во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда

опровергнут в будущем: "птицы имеют клюв", "люди смертны" и т.д. Это т.н.

вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из

суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а

в процессе творческого развития познания на основе практики.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА (точнее, относительное в объективной истине)

выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение

по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо

заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой),

либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, "истина" о

существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.).

Относительность истины заключается в ее неполноте, условности,

приблизительности, незавершенности.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и

относительного моментов в истине. ДОГМАТИЗМ преувеличивает значение

устойчивого момента, РЕЛЯТИВИЗМ - изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет,

ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА. КОНКРЕТНОСТЬ - ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ИСТИНЫ.

Это значит, что любое истинное знание (в науке, философии, искусстве и

т.п.) всегда определяется в своем содержании и применении условиями данного

места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые

познание должно учесть как можно полнее и точнее. Игнорирование

определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его

действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод - в

заблуждение. Даже такая простая истина, как 2+2=4 является таковой только в

десятичной системе исчисления.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная

истина - это не разные "сорта" истин, а одно и то же истинное знание с

этими своими характерными признаками (свойствами).

По вопросу О КРИТЕРИИ ИСТИНЫ в истории философии и науки высказывались

различные точки зрения. В качестве такого критерия выдвигались:

общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является

выгодным, полезным, приводит к успеху - прагматизм (от греч. прагма - дело,

действие); то, что соответствует условному соглашению - конвенционализм (от

лат. конвенцио - договор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то,

что соответствует мнению авторитетов, и т.д. Авторы этих и других концепций

в поисках истины, как правило, не выходили за пределы самого знания.

Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия

истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию

познания общественно-исторической практики.

Проверка знания "на истину" практикой не есть какой-то одноразовый акт,

нечто неизменное или зеркальное сличение. Она представляет собой процесс,

т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что

КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ ОДНОВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛЕН И НЕОПРЕДЕЛЕН, АБСОЛЮТЕН И

ОТНОСИТЕЛЕН. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во

всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо

теоретические или иные положения. В то же время данный критерий

относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется,

наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный

момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в

процессе познания.

В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И

ПРАКТИКИ, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это такое

их диалектическое взаимодействие, в котором практика все же выше, важнее

познания, и, как было показано ранее, исходный и конечный пункт

познавательного процесса.

49. Научное познание, его специфика и строение. Методолгия научного

познания. Роль в развитии техники.

Основными принципами научного познания являются объективность подхода к

анализу, объективность истины, практическая ценность, воспроизводство

знаний и доказательность.

Критериями истинности являются:

3. Внутренняя системность знания и его

непротиворечивость

4. Опытная проверяемость

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.