Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)
ощущений.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета,
воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в
данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы
воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в
представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это
обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем
совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и
отбрасыванием несущественных.
Эмпирический уровень познания в отличие от чувственной ступени
характеризуется рациональной обработкой показателей органов чувств
человека. Чувственные образы, оформленные в эмпирической конституции,
обособляются в системы, которым соответствуют реальные системы объективного
мира. Система предполагает модель, которая не претендует на полноту
отражения, но является эмпирическим объектом, т.е. предметом для
исследования.
В философской литературе различают две ступени эмпирического уровня
познания:
1. Чувственно-практическая ступень –
движение знания по заданной схеме
отношений предмета
2. ступень эмпирического знания как
часть теоретически-идеализированных
объектов, которые задают формы
деятельности познающему субъекту
именно на стадии теоретического
обобщения.
На уровне эмпирического объекта реальный предмет рассматривается как
готовый , неизменный и сформировавшийся. В данном случае присутствует
принцип логики рассудка: объект изучается как целостность вне истории, а с
точки зрения функционального взаимодействия с другими объектами как
механическими системами. Может быть описана, подвержена всем методам и
присутствует в данном случае логика массовидного, устойчивого и
неизменного. Эмпирический уровень познания и чувственная его ступень
объясняют основу без чего познание не состоится, так как в эмпирическом
знании присутствует чувственный опыт разных исследователей. Полностью
считать эти знания законом нельзя. Вопрос соотношения чувственного и
рационального как и роль эмпирического и теоретического уровней познания
рассматривались неоднозначно. Галлилей – родоначальник экспертного метода в
естествознании в естествознании считал эмпирическое знание
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.
МЫШЛЕНИЕ - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и
опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе
чувственных данных раскрытие ее закономерных связей и их выражение в
системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление
органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как
определенной знаковой системе, которая может быть естественной или
искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и
т.п.).
Мышление человека - не чисто его природное свойство, а выработанная в
ходе истории функция социального субъекта. Поэтому мышление, его формы,
принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни,
обусловлены развитием практики.
Выделяют два основных уровня мышления - разум и рассудок. РАССУДОК -
исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит
в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это
способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои
мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь
сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их
понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция
рассудка - расчленение и исчисление.
Мышление в целом невозможно без рассудка. Он необходим всегда, но его
абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное,
повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом.
Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний
и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не
на его содержание.
РАЗУМ (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания,
для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и
сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на
этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и
противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная
задача разума - объединение многообразного, вплоть до синтеза
противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых
явлений.
Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход
рассудка и разума.
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ) - способы отражения действительности
посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются
понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные
формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др., на которых
остановимся на следующей лекции.
ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая общие закономерные связи,
существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их
определениях. Наиболее общие понятия - это философские категории (материя,
качество, противоречие и др.). Понятия выражаются в языковой форме - в виде
отдельных слов (атом, водород и др.) или в виде словосочетаний,
обозначающих классы объектов (экономические отношения, элементарные частицы
и др.).
СУЖДЕНИЕ - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы
действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение,
обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным
(Париж стоит на Сене), либо ложным (Орел - столица России).
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления, посредством которой из ранее
установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится
новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример
умозаключения:
1. Все люди смертны (посылка).
2. Сократ - человек (обосновывающее знание).
3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением
или следствием).
Важнейшей характеристикой знания является его ДИНАМИКА, т.е. его рост,
изменение, развитие и т.п. Развитие знания - сложный диалектический
процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот
процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к
"преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической
и т.д.
48.Основные Формы познания и учение об истине. Роль научной рациональности.
Познание как разновидность духовной деятельности существует в обществе с
момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы
развития. На каждом из них процесс познания протекает в многообразных и
взаимосвязанных социально-культурных формах. Поэтому познание как целостный
феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как
научная. Гносеология не может делать выводы, черпая материал для обобщений
из одной только сферы - научной, в т.ч. из "высокоразвитого
естествознания".
Итак. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:
Уже на ранних этапах развития человечества существовало ОБЫДЕННО-
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а
также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т.д. и
представляло собой простой набор сведений, норм, правил и т.п. Сфера
обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы,
интуитивные убеждения, предчувствия и пр.
Одна из исторически первых форм - ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент
деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры (деловой,
спортивной, актерской и др.) индивид активно познает окружающую
действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя
богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и
других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии
для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения
теоретических и практических задач. Игры питают неиссякаемую
любознательность детей, формируют их духовный мир, дают определенные
знания, вырабатывают навыки общения и т.п.
Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика - в фантастическом отражении
реальности, в бессознательно-художественной переработке народной фантазией
загадочных явлений природы и общества. Мифология давала определенные знания
о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т.д.
В рамках мифологии зарождалась ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ,
наиболее развитая в искусстве. Хотя оно специально и не решает
познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный
гносеологический потенциал. В структуру любого произведения искусства
всегда в той или иной форме включаются определенные знания о людях и их
характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т.д.
К древним формам познания, генетически связанным с мифологией, следует
отнести также ФИЛОСОФСКУЮ и РЕЛИГИОЗНУЮ (о них шла речь на первой лекции).
Здесь же отметим, что если для религиозного познания характерно соединение
эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность
научной и философской форм познания - рациональность, которая эмоции и веру
содержит в качестве подчиненных моментов.
ТИПОЛОГИЗАЦИЮ ЗНАНИЯ можно провести по самым различным основаниям
(критериям). Выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные,
эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и
частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т.п. Некоторые из этих
форм знания мы рассмотрим на следующей лекции.
Непосредственная цель познания в любой его форме - ИСТИНА. Путь к ней
обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник
истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания -
заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания.
Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента
единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, на
которой мы и остановимся.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ - ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ
С НИМ. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность,
неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого
познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности,
возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон.
Например, заблуждением в целом является "теоретическая астрология", хотя
отдельные моменты истины в ней имеются. Содержатся заблуждения и в научной
астрономии, но в целом это область истинного знания, подтвержденная
наблюдениями.
ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ. Следует, например, различать
заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные
и философские и т.д. Среди последних существуют такие, как эмпиризм,
рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др. ( о них -
ниже).
Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в
корыстных интересах - и связанной с этим передачи заведомо ложного знания,
дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка -
результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности:
ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки
логические - нарушение принципов и правил логики (формальной или
диалектической) и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального
положения дел и т.п.
Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные
заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как,
например, учение о "вечном двигателе"), либо превращаются в истинные
знания (формирование химии из алхимии). Важнейшее условие преодоления
заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных
условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углубление
знаний. Создание этих предпосылок требует конструктивно-критического, а не
апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к
действительности, реализации метода "проб и ошибок" (К. Поппер).
ИСТИНА - ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ.
Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом
созерцании или в мышлении. Достижение истины - непосредственная цель
познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и
др.). Каковы ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИСТИНЫ?
Первое и исходное из них - ОБЪЕКТИВНОСТЬ: конечная обусловленность
реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного
знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля
вращается вокруг Солнца).
Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее
познают люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т.п.
Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве
истины, закона науки оно было открыто И. Ньютоном.
ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий одноразовый акт постижения объекта
сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как
процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое,
неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое,
преходящее).
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ - это два необходимых момента одной и
той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные
ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по
степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены.
Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов
имеет свою специфику.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,
во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом -
гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание
все более приближается к нему;
во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда
опровергнут в будущем: "птицы имеют клюв", "люди смертны" и т.д. Это т.н.
вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.
Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из
суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а
в процессе творческого развития познания на основе практики.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА (точнее, относительное в объективной истине)
выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение
по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо
заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой),
либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, "истина" о
существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.).
Относительность истины заключается в ее неполноте, условности,
приблизительности, незавершенности.
Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и
относительного моментов в истине. ДОГМАТИЗМ преувеличивает значение
устойчивого момента, РЕЛЯТИВИЗМ - изменчивой стороны каждой истины.
В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет,
ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА. КОНКРЕТНОСТЬ - ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ИСТИНЫ.
Это значит, что любое истинное знание (в науке, философии, искусстве и
т.п.) всегда определяется в своем содержании и применении условиями данного
места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые
познание должно учесть как можно полнее и точнее. Игнорирование
определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его
действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод - в
заблуждение. Даже такая простая истина, как 2+2=4 является таковой только в
десятичной системе исчисления.
Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная
истина - это не разные "сорта" истин, а одно и то же истинное знание с
этими своими характерными признаками (свойствами).
По вопросу О КРИТЕРИИ ИСТИНЫ в истории философии и науки высказывались
различные точки зрения. В качестве такого критерия выдвигались:
общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является
выгодным, полезным, приводит к успеху - прагматизм (от греч. прагма - дело,
действие); то, что соответствует условному соглашению - конвенционализм (от
лат. конвенцио - договор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то,
что соответствует мнению авторитетов, и т.д. Авторы этих и других концепций
в поисках истины, как правило, не выходили за пределы самого знания.
Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия
истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию
познания общественно-исторической практики.
Проверка знания "на истину" практикой не есть какой-то одноразовый акт,
нечто неизменное или зеркальное сличение. Она представляет собой процесс,
т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что
КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ ОДНОВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛЕН И НЕОПРЕДЕЛЕН, АБСОЛЮТЕН И
ОТНОСИТЕЛЕН. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во
всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо
теоретические или иные положения. В то же время данный критерий
относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется,
наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный
момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в
процессе познания.
В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И
ПРАКТИКИ, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это такое
их диалектическое взаимодействие, в котором практика все же выше, важнее
познания, и, как было показано ранее, исходный и конечный пункт
познавательного процесса.
49. Научное познание, его специфика и строение. Методолгия научного
познания. Роль в развитии техники.
Основными принципами научного познания являются объективность подхода к
анализу, объективность истины, практическая ценность, воспроизводство
знаний и доказательность.
Критериями истинности являются:
3. Внутренняя системность знания и его
непротиворечивость
4. Опытная проверяемость
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
|