рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Повышение эффективности коммерческой деятельности бюджетной организации (на примере филиала РУП "Белгеология" белорусской геологоразведочной экспедиции)

Проведем анализ изменения суммы фактической прибыли отчетного года, по сравнению с предыдущим годом, используя данные, приведенные в таблице 2.21.

Таблица 2.21 - Исходные данные для анализа прибыли от реализации продукции 2009 г. по сравнению с 2008 г., млн. р.

Показатель 2008 г. 2009 г. Отклонение Темп роста
Объем производства товарной продукции. 10 740,7 10 865,4 124,7 101,2%

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)

8 932,1 9 141,9 209,8 102,3%

Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)

7 326,3 8 202,3 876 112,0%

Прибыль от реализации продукции (П)

1 605,7 939,6  - 666,1 58,5%

Прибыль от реализации продукции в 2009 году по сравнению с 2008 уменьшилась на 666,1 млн. р. (939,6-1 605,7), или на 41,5%. Это связано с тем, что рост себестоимости реализованной продукции происходит более быстрыми темпами, чем рост выручки от реализации, падает спрос на производимую продукцию.

Проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

объема реализации продукции ();

структуры продукции ();

себестоимости продукции ();

уровня среднереализационных цен ().

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Таблица2.22 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции (2009 г), млн. р.

Показатель План Факт Отклонение Выполнение плана,%
Объем производства товарной продукции 13 533,0 10 865,4 -1 859,6 80,3
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки 12 725,0 9 141,9 -3 583,1 71,8
Полная себестоимость реализованной продукции 11 190,0 8 202,3 -2 987,7 73,3
Прибыль от реализации продукции 1535,0 939,576 -595,4 61,2

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок.


Таблица 2.23 - Факторный анализ прибыли от реализации продукции (2005г), млн. р.

Показатель План План, пересчитанный на фактический объем продаж Факт
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки 12 725,0 10 218,2 9 141,9
Полная себестоимость реализованной продукции 11 190,0 8 985,6 8 202,3
Прибыль от реализации продукции 1535,0 1 232,6 939,6

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости, или в условно-натуральном исчислении и результат разделить на 100:

Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

Общее изменение прибыли:

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической.

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы составить 1535,0*73,3%=1 125,2 млн. руб.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

 2.5

Прибыль при таких условиях составит 1 232,6 млн. р. (10 218,2-8 985,6).

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

 2.6

Сумма прибыли в данном случае составит156,3 млн. р. (9 141,9-8 985,6).

По данным таблицы 2.24 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.


Таблица 2.24 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показатель Условия расчета Порядок расчета Сумма прибыли, млн р.
объем реализации структура товарной продукции цена себестоимость
План План План План План ВРпл - ПСпл 1 535,0
Усл1 Факт План План План Ппл ·Крп 1 125,2
Усл2 Факт Факт План План ВРусл- Псусл 1 232,6
УслЗ Факт Факт Факт План ВРф - Псусл 156,3
Факт Факт Факт Факт Факт ВРф - ПСф 939,6

Изменение суммы прибыли за счет:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.