рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Повышение эффективности коммерческой деятельности бюджетной организации (на примере филиала РУП "Белгеология" белорусской геологоразведочной экспедиции)

Рисунок 3.1 - Основные операции изготовления ПП химическим негативным методом

а - заготовка из фольгированного диэлектрика; б - нанесение фоторезистивного печатного рисунка; в - травление печатного рисунка;

г - удаление фоторезиста; д - механическая обработка монтажных отверстий; е - нанесение эпоксидной (лаковой) маски; ж - облуживание контактных площадок; з - пайка выводов ЭРЭ и других элементов

Размеры печатной платы должны соответствовать ГОСТ 10317-79. Размеры печатной платы сигнализатора составляют 100х50 мм.

Допуски на линейные размеры сторон печатной платы должны соответствовать установленным ГОСТ 25346-89 и ГОСТ 25347-82.

Форма печатной платы, разрабатываемого модуля является прямоугольной. Стороны прямоугольной печатной платы должны быть параллельны линиям координатной сетки [15,16].

Для защиты печатной платы от пыли печатные проводники и контактные площадки покрывают сплавом РОЗЕ ТУ6-09-4065-75.


4. Управление приподопользованием в рб в системе мер по охране окружающей среды

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. Двадцатый век как век научно-технического прогресса существенно усилил экономическое давление человека на природную среду. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это - загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.

Загрязнением окружающей природной среды считается физико-химическое изменение состава природного вещества (воздуха, воды, почвы), которое угрожает состоянию здоровья и жизни человека, окружающей его естественной среды. Загрязнение бывает космическое - естественное, которое земля в значительном количестве получает из космоса, от извержения вулканов, и антропогенное, совершенное в результате хозяйственной деятельности человека. Антропогенное загрязнение - это пылевое, газовое, химическое (в том числе загрязнение почвы химикатами), ароматическое, тепловое (изменение температуры воды), что отрицательно сказывается на жизнедеятельности водных животных. Источником загрязнения окружающей природной среды выступает хозяйственная деятельность человека (промышленность, сельское хозяйство, транспорт).

В последние годы на первое место по загрязнению выдвинулось сельское хозяйство. Это связано с двумя обстоятельствами. Первое - увеличение строительства крупных животноводческих комплексов при отсутствии какой-либо очистки образующихся отходов и их утилизации, и второе - увеличение применения минеральных удобрений и ядохимикатов, которые вместе с дождевыми потоками и подземными водами попадают в реки и озера, нанося серьезный ущерб бассейнам крупных рек, их рыбным запасам и растительности [17].

Физико-химические изменения атмосферы может привести к явлению парникового эффекта. Парниковый эффект выражается в повышении температуры, изменении погоды и климата. Подобные явления мы наблюдаем уже сейчас. Другим последствием парникового эффекта может стать рост опустынивания земель. С загрязнением атмосферы связано состояние озонового слоя Земли, основная функция которого состоит в охране человека и природной среды Земли от губительного воздействия ультрафиолетового излучения из Космоса.

В результате хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной среды, т.е. потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности. Например, вырубка лесов. Потеря лесов - это не только потеря кислорода, но и важнейших экономических ресурсов, необходимых человеку для дальнейшей деятельности.

При нынешних темпах потребления разведанные запасы каменного угля, нефти, природного газа и других полезных ископаемых расходуются более высокими темпами, чем это было раньше, и количество этих запасов катастрофически уменьшается. Правда, общество располагает перспективой использования иных, новых видов энергии, в частности, атомной, энергии водорода, запасы которого неистощимы. Но использование атомной энергии в мирных целях, в крупномасштабном объеме тормозится нерешенностью проблемы захоронения отходов атомной промышленности. Освоение водорода как источника энергии теоретически допустимо и возможно, но практически, точнее, технологически, эта задача пока еще не решена на уровне промышленного производства.

Возрастают темпы потребления пресной воды, что ведет к истощению невозобновляемых водных ресурсов.

Рост населения при нынешнем состоянии производства и уровне экологического сознания существенно влияет на рост загрязнения природной среды и истощение природных ресурсов. XX в. переживает своего рода демографическую революцию, когда благодаря достижениям медицинской науки, росту общего благосостояния резко увеличился рост народонаселения в результате сокращения смертности и повышения рождаемости

Загрязнение природной среды вредными для человека отходами, истощение природных ресурсов и угроза разрушения экологических связей в природе породили другую форму взаимодействия общества и природной среды, которая называется охрана природы. Эта форма - реакция на разрушительную деятельность человека в окружающей среде. В отличие от потребления, это осознанная форма общественной и государственной деятельности, направленная на сохранение и воспроизводство природных ресурсов.

Идея охраны природы возникла еще в XIX в. и рассматривалась как защита памятников природы, ее реликтовых и достопримечательных объектов от разрушения, повреждения человеком.

Постепенно идея консервативной охраны природной среды перерастала в другие формы природоохранительной деятельности. Будучи вторичной формой взаимодействия общества и природы, охрана природы возникает и совершенствуется по мере роста потребления и использования природной среды. Разумеется, нет надобности охранять природу, если ей никто и ничто не угрожает повреждением или уничтожением. Охрана появляется и совершенствуется там, где возникает угроза уничтожения природной среды, где возникает и развивается потребление природы. Исторически подтверждается, что охрана природы как форма природоохранительной деятельности государства, как его функция развивалась и совершенствовалась по мере роста производительных сил, увеличения масштабов производства, усиления экономического пресса над природной средой.

Отсюда наряду с консервативной охраной природной среды в XX в. развивается вторая форма охраны окружающей среды, которая получила название рационального использования природных ресурсов. В понятие "рационального" вкладывается не только экономическое, но и экологическое содержание. Иначе говоря, рациональное - это экономное, бережное использование источников природного сырья, природных ресурсов с учетом требований охраны окружающей среды.

В середине XX в. (50-60-е гг.) проблема рационального использования природных ресурсов как форма охраны природы перерастает в защиту, оздоровление окружающей человека среды. В отличие от предшествующих форм, где непосредственным объектом охраны являлись природные объекты и их ресурсы, здесь защита окружающей природной среды выдвигает в качестве непосредственного объекта охраны - человека, его жизнь, его здоровье, его генетическое будущее [18].

Постепенно эта форма защиты становится главной и определяющей. В глобальном отношении проблема охраны и оздоровления окружающей человека среды прошла три этапа: постановочный этап (50-60-е гг.), когда учеными и специалистами, общественными объединениями были обнародованы те глобальные негативные последствия, которые наступают в результате игнорирования требований охраны природной среды; программный (60-70-е гг.), когда мир от постановки вопроса об оздоровлении окружающей среды, от обнародования отрицательных последствий хозяйственной деятельности для здоровья человека, окружающей среды переходит к разработке программы по спасению человечества, построению моделей экологического переустройства мира; реализации программы, т.е. конкретные действия, направленные на охрану окружающей среды. Его современный мир переживает сейчас. Очень точно специфика этого этапа отразилась в названии международной конференции в Рио-де-Жанейро, которая проходила в июне 1992 г., - "Окружающая среда и устойчивое развитие".

Надо отметить, что ряду развитых капиталистических стран в результате принятых мер по охране окружающей среды удалось в определенной степени стабилизировать состояние окружающей среды и реализовать основные направления программы по охране и оздоровлению окружающей природной среды. Еще не все эти проблемы решены.

Проблема охраны окружающей природной среды во всех ее трех формах - консервативной, рационального использования природных ресурсов и оздоровления окружающей человека среды - из региональной постепенно превращается в национальную, а затем и международную проблему, решение которой зависит от совместных усилий всего международного сообщества. Для глобального решения проблемы необходимо обеспечить взаимодействие международной охраны окружающей среды, связанной с выполнением международных обязательств и договоров, и национальной и региональной охраны природы.

Для характеристики современного этапа развития проблемы охраны окружающей природной среды выделим важнейшие направления:

гуманизацию охраны окружающей среды. В центре внимания охраны окружающей природной среды становится человек, его жизнь и здоровье, его благосостояние, его генетическая программа.

экологизацию хозяйственной деятельности, а точнее - повсеместная экологизация хозяйственной деятельности. Это означает внедрение требований охраны окружающей среды (экологических требований) во все виды и на всех этапах хозяйственной деятельности человека в его духовной, культурно-бытовой сфере.

экономизацию охраны окружающей среды. Данное направление исходит из важности материальной заинтересованности хозяйствующего субъекта в охране окружающей природной среды. Такая заинтересованность выгодна и полезна обществу, ибо ежегодно народное хозяйство нашей страны, а также хозяйства других стран терпят колоссальные убытки от загрязнения и нерационального использования природной среды. Таким образом, дальнейшая экономизация охраны окружающей среды связана с укреплением экономики, ликвидацией ущерба, вложениями капитальных затрат на охрану окружающей среды и развитием материальной заинтересованности хозяйствующих субъектов в охране окружающей среды.

острую антивоенную направленность природозащитных мероприятий второй половины XX века. Военные расходы не только несли в себе угрозу развязывания новой войны, но и отрывали огромные средства, необходимые для оздоровления и улучшения окружающей человека среды.

На этом фоне происходящие в 90-х гг. в нашей стране и в других странах мира процессы сокращения вооружения, армии, перевода военной промышленности на производство товаров мирного назначения имеют, помимо общего широкого, крупномасштабного значения, и большое экологическое значение. Во-первых, снимается угроза разрушения окружающей природной среды в результате военных действий; во-вторых, снижается значительная доля загрязнений, которые давала и, к сожалению, еще дает военная промышленность в окружающую среду; в-третьих, снижение в перспективе расходов на военные нужды, чтобы освобождающиеся средства можно было использовать на благо природы и иные социальные нужды [19].

Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования включает следующие элементы: разработку государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; создание фондов охраны природы; установление платежей за природопользование; проведение экономической оценки природных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; экологическое страхование; иные экономические меры, направленные на охрану окружающей среды.

В целях разработки долгосрочных прогнозов в области охраны окружающей среды разрабатываются территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые определяют комплекс мероприятий по восстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются для конкретных территорий с учетом генеральной схемы расселения, схем развития производительных сил и социальной сферы. Порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, их финансирования устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Разработка программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется в целом по республике, в пределах административно-территориальных единиц, а также по отраслям экономики в целях обеспечения благоприятной окружающей среды на основе научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов, выбора способов природопользования, обеспечивающих минимально возможный уровень вредного воздействия на окружающую среду, предотвращение и снижение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также сохранение и воспроизводство природных ресурсов.

Разработка отраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется соответствующими республиканскими органами государственного управления и объединениями (учреждениями), подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Разработка мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды осуществляется на основе утвержденных государственных программ социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и отраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, республиканских, областных и иных комплексных схем охраны окружающей среды. Указанные программы и схемы согласовываются с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами. Разработка программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды в пределах административно-территориальных единиц осуществляется соответствующими местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Экономическое стимулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе: установления в соответствии с законодательством Республики Беларусь льгот по налогообложению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, при использовании отходов в качестве вторичного сырья и осуществлении иной природоохранной деятельности; установления льгот по кредитованию мероприятий по охране окружающей среды за счет средств республиканского и местных бюджетов; ускоренной амортизации оборудования и других объектов, предназначенных для охраны и оздоровления окружающей среды. Законодательством Республики Беларусь могут устанавливаться и иные виды экономического стимулирования в области охраны окружающей среды.

Специальное природопользование осуществляется на платной основе, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. Платежи за природопользование включают платежи за использование природных ресурсов и платежи за вредное воздействие на окружающую среду. Платежи за вредное воздействие на окружающую среду взимаются за: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; размещение отходов; ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества; иные виды вредного воздействия на окружающую среду, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь.

При осуществлении природопользования устанавливаются лимиты, и взимается плата за использование отдельных видов природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую среду в пределах установленных и сверх установленных лимитов. За природопользование сверх установленных лимитов плата взимается в кратном размере, определенном законодательством Республики Беларусь. Размер платы, порядок и условия ее взимания определяются законодательством Республики Беларусь. Внесение платы за использование природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую среду не освобождает природопользователя от осуществления мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду.

Для финансирования государственных, отраслевых и иных программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и иных целей в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь создаются республиканский, областные, Минский городской, районные и городские фонды охраны природы, которые являются государственными целевыми бюджетными фондами. Источниками формирования государственных целевых бюджетных фондов охраны природы могут быть: платежи за вредное воздействие на окружающую среду; средства, полученные в счет возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; штрафы за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и иные нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды; средства от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи, незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; добровольные взносы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных; иные средства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

За счет добровольных взносов юридических лиц, граждан и иных источников, не противоречащих законодательству Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут создаваться общественные фонды охраны природы, которые расходуются на проведение мероприятий по охране окружающей среды, а также на формирование экологической культуры граждан.

Экологическое страхование представляет собой страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц в результате загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. Экологическое страхование осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о страховании [20].

В XXI веке цивилизация всего мира вступила на этап развития, где на первом месте - проблемы выживания и самосохранения, как человечества, так и окружающей среды, и разумного применения природных ресурсов. Данный этап формирования человечества выявил задачи, активизированные умножением населения Земли, нерациональным использованием природных ресурсов. Такие возражения замедляют дальнейшее развитие научно-технического прогресса человечества. Поэтому важнейшее условие формирования человечества - бережно относиться к природе.


Заключение

В ходе написания дипломного проекта были использованы следующие основные теоретические понятия: экономическая эффективность, прибыль, рентабельность, издержки, производительность труда, себестоимость продукции, финансовое состояние, финансовая устойчивость капитала. Приведены показатели оценки экономической эффективности предприятия и пути её повышения.

Исследуемая организация - Белорусская геологоразведочная экспедиция - создана в 1949 году, расположена в г. Слуцке по ул. Ленина, 293, почтовый индекс 223610. Основной вид деятельности - поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых с целью развития минерально-сырьевой базы Республики Беларусь. Экспедиция создана с целью изучения геологического строения территории Республики Беларусь, обеспечения ее потребностей в необходимых полезных ископаемых.

Проанализировав технико-экономические показатели экспедиции за период с 2007 по 2009 годы выяснили следующее:

за счёт увеличения чистой прибыли экспедиции в 2008 году по сравнению с 2007 годом стало возможным увеличение выплат стимулирующего характера, что повлекло увеличение заработной платы. В 2009 году незначительное увеличение заработной платы так же произошло за счёт увеличения выплат стимулирующего характера.

в 2008 году производительность работ составила 37,8 млн. р., что намного выше показателя 2007 года, но из-за того, что в 2008 году практически все показатели были высокими, и с изменением структуры геолработ, в 2009 году не удалось достичь уровня показателей 2008 года.

в 2009 году также произошли значительные изменения структуры затрат в сравнении с 2008 годом. Удельный вес материальных затрат снизился. Затраты на оплату труда увеличились в связи с тем, что в 2009 году изменилась структура геологоразведочных работ выполняемых хозспособом и выплаты стимулирующего характера. Удельный вес прибыли в общем объеме работ снизился, т.к изменилась структура геологоразведочных работ.

за 2009 год получена несколько меньшая прибыль от реализации работ и услуг, чем в 2008 году. За 2008 год получена прибыль значительно выше показателя прибыли 2007 года. Экспедиция на протяжении этих лет работала стабильно рентабельно. Невысокая рентабельность на договорных работах объясняется тем, что в течение года выполнялись работы по переходящим объектам (РУП "Беларуськалий" и ОАО "Белгорхимпром"), по которым цены были установлены договорные, на тендерной основе и не могли быть изменены согласно условиям договора.

в 2009 г. вследствие снижения спроса на продукцию из-за неплатежеспособности большинства потребителей, а также вследствие получения убытков от внереализационных операций показатели рентабельности реализованной продукции и рентабельности продаж были ниже показателей 2008 года.

Белорусскую геологоразведочную экспедицию можно отнести к стабильным предприятиям, обеспечивающее высокий уровень заработной платы, отсутствие текучести кадров, высокий спрос на свои услуги.

Анализ всех экономических показателей подтверждает успешное выполнение коллективом экспедиции плановых заданий, но недостаточные темпы роста за 2009 год по отдельным показателям в сравнении с 2008 годом. Это связано с высокими темпами роста экономических показателей предыдущего года и изменением структуры геолработ в 2009 году.

На протяжении трех последних лет геологоразведочная экспедиция имела уровень рентабельности продаж (рентабельности производственной деятельности) вполне достаточный для того, чтобы организация была обеспечена работой и имела прибыль.

Рассматриваемая организация на протяжении трёх лет работает стабильно и не имеет долгосрочных финансовых обязательств, а по краткосрочным может своевременно рассчитаться. Можно сделать вывод, что экспедиция является высокорентабельной и прибыльной. 2009 год показал, что прибыль уменьшилась, но это не повлияло на работу в целом и в перспективе, по моему мнению, следствия кризиса, пережитого всей нашей страной в 2009 году особенно остро, уменьшаться и экспедиция выйдет на прежний уровень доходов.

Достижение более высокого уровня эффективности производства в Белорусской геологоразведочной экспедиции возможно по следующим направлениям:

повышение эффективности использования основных фондов.

повышение эффективности работ экспедиции на механическом колонковом бурении.

увеличение объема выпускаемой продукции за счет повышения квалификации рабочих.

Конкретно по указанным направлениям были разработаны следующие мероприятия:

внедрение новой техники и передовой технологии,

повышение уровня квалификации работников,

приобретение грузового автомобиля.

В целом Белорусская геологоразведочная экспедиция на протяжении исследуемого периода лет работает рентабельно, не имеет долгов перед кредиторами и выполняет все свои обязательства. Можно порекомендовать только повышать заинтересованность сторонних организаций в услугах экспедиции, а так же по возможности не допускать переходящих из года в год работ.


Список использованной литературы

1.  Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск "Беларусь" 1997г.

2.  Чернюк, А.А. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учебник / А.А. Чернюк. - Минск: Высшая школа, 2008. - 623 с.

3.  Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З “О бюджете Республики Беларусь на 2006 год".

4.  Балабанов, И.Т. Экономика: учебное пособие / И.Т. Балабанов И.Т., А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 75 с.

5.  Гольман, И.А. Экономика / И.А. Гольман - М., 2006. - 195 с.

6.  Викентьев, И.Л. Экономика / И.Л. Викентьев - Новосибирск: ЦЭРИС, 2007. - 380 с.

7.  Райгородский, Д.Я. Экономика труда. Учебное пособие. - Самара: Издательский дом "Бахрай", 2004. - 672 с.

8.  Гольман, И.А. Экономика предприятия/ И.А. Гольман - М.: ГеллаПринт, 2006. - 382 с.

9.  Панков, Д.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учебное пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова. - М.: Новое знание, 2007. - 632 с.

10.  Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник /В.И. Стражев, Л.А. Богдановская, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. - Мн.: Выш. шк., 2003

11.  Базылев, Н.И., Гурко С.П. "Экономическая теория", М., 2004.

12.  Карпей, Т.В. Экономика, организация и планирование промышленного производства: Учебное пособие. - Мн.: Дизайн ПРО, 2004

13.  Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник для вузов/ В.В. Осмоловский, Л.И. Кравченко и др. Мн.: Новое знание, 2001

14.  Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. - Мн.: Новое здание, 2002

15.  Разработка и оформление конструкторской документации РЭА: Справочное пособие / Э.Т. Романычева, А.К. Иванова, А.С. Куликов и др. - М.: Радио и связь, 1989.

16.  Шумилин, М.С. Радиопередающие устройства: учебник / М.С. Шумилин, О.В. Головин, В.П. Севальнев. - М.: Высшая школа, 1981. -353с.

17.  Природопользование: Учебник. Под редакцией проф. Э.А. Арустамова. М.: Издательский Дом "Дашков и К", 2000.

18.  Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие. М.: ACADEMA, 2002.

19.  Акимова, Т. А., Экология / Хаскин В.В., М.: ЮНИТИ, 1998.

20.  Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" от 26.11.1992 года. №1982-ХII. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь 1993г. №1


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.