рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по физкультуре (ОГУ)

заключительную.

Подготовительная часть урока. В этой части урока решаются следующие

задачи:

- подготовка центральной нервной системы и вегетативных функ

ций к предстоящей нагрузке:

- подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим от

занимающихся значительных мышечных усилий.

Основная часть урока. В основной части урока решаются главные задачи:

- развитие волевых и физических качеств занимающихся;

- формирование жизненно необходимых и спортивных навыков.

Заключительная часть урока. В этой части урока основными зада

чами являются следующие:

- содействовать более быстрому восстановлению организма после

нагрузки в основной части (рекомендуется выполнять упражнения на рас

слабление, на растягивание, массаж);

- подвести итоги работы на уроке. Преподаватель должен дать

оценку действиям занимающихся, проинформировать о предстоящих заня

тиях.

4.6.2 Неурочные формы занятий

Неурочные формы занятий физическими упражнениями могут быть

эпизодическими (походы, катания на лыжах, коньках и т.п.) и

систематическими (гигиеническая и производственная гимнастика). Если

эпизодические занятия не имеют строгой регламентации, то систематические

неурочные формы занятий физическими упражнениями имеют вполне определенные

требования к нагрузке.

4.7 Общая и моторная плотность занятия

Для анализа эффективности урока (занятия) важным показателем является

плотность занятий. Общая плотность занятий определяется отношением полезно

использованного времени на занятии к директивному (установленному по

расписанию) в процентах по формуле:

р _ Тп х 100%

общ ~ То

где Робщ - общая плотность занятия;

Тп - время, использованное на полезную деятельность (имеющую прямое

отношение к занятию). Учитывается время выполнения упражнений, необходимый

отдых после них, время на объяснение и показ;

Т0 - директивное время, отведенное на учебное занятие по расписанию

(например, 45 мин или 90 мин).

Моторная плотность - это отношение непосредственно потраченно

го на выполнение упражнений времени к директивному и определяется по

формуле: т>

•мот. ~~

Т0

где Рмот - моторная плотность;

Т0 - директивное (общее время);

Ту - время, непосредственно потраченное на выполнение упражне-

ний.

4.8 Физическая подготовка

Физическая подготовка - это процесс, направленный на укрепление

здоровья занимающихся, разностороннее физическое развитие, воспитание

необходимых двигательных качеств и подготовку организма спортсмена к

максимальным напряжениям в условиях соревнований.

Общая физическая подготовка - процесс совершенствования физических

качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.

Разностороннее физическое развитие способствует лучшей

приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды.

Расширение двигательных и функциональных возможностей организма разрешается

выполнением упражнений из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, борьбы,

тяжелой атлетики и разнообразных игр.

Общая физическая подготовка способствует расширению функциональных

возможностей организма и является базовой для специальной физической

подготовки и достижения высоких результатов в профессиональной или

спортивной деятельности.

К задачам общей физической подготовки относятся:

* обеспечение всестороннего и гармонического физического разви

тия организма человека;

* укрепление здоровья;

* создание базы для специальной физической подготовки в профес

сиональной или спортивной деятельности.

Специальная физическая подготовка - это процесс, который обеспечивает

развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков,

специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий.

Специальная физическая подготовка обеспечивает избирательное развитие

отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении

специализированных упражнений.

Спортивная подготовка - длительный педагогический процесс, на-

57

56

правленный на использование всей совокупности тренировочных и вне-

тренировочных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается

необходимая степень готовности к спортивным достижениям.

Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется

соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты,

выносливости и других (физическая подготовка), степенью владения техникой и

тактикой (техническая и тактическая подготовка), необходимым уровнем

развития психических и личностных свойств (психологическая подготовка) и

соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовка).

Техническая подготовка - процесс обучения техники выполнения физических

упражнений и технических приемов.

Под совершенной техникой понимают наиболее рациональные, эффективные

способы выполнения двигательного действия с целью достижения наилучшего

результата.

Тактика - раздел теории, изучающий целесообразные средства, способы и

формы ведения спортивной борьбы.

Под тактической подготовкой понимают специфический общепринятый и

закономерный процесс, сложившийся в спортивной практике, на основе которого

спортсмен должен научиться приспосабливаться к любому противнику и любой

ситуации, рационально и целенаправленно используя в соревнованиях свои

физические качества и технические умения и навыки.

В основе тактической деятельности лежит психическая деятельность высших

отделов человеческого мозга. Тактическая деятельность носит комплексный

характер и включает интеллектуальные и физические способности человека.

Формы тактики связаны с характером соревновательной борьбы. Следует

различать пассивную и активную тактику. Пассивная тактика -умышленное

предоставление инициативы противнику. Активная тактика -это навязывание

противнику действий, выгодных для себя (рваный бег, замедленная игра в

центре с рывком).

Психологическая подготовка - это совокупность психолого-педагогических

мероприятий, направленных на формирование таких психических функций,

состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач

тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическая подготовка включает в себя две относительно

самостоятельные и в то же время взаимосвязанные стороны: морально-волевую и

специальную психологическую подготовленность.

Морально-волевая подготовка связана с такими качествами, как

целеустремленность (способность четко определять ближайшие и перспективные

цели и задачи), решительность и смелость (разумный риск в сочетании с

обдуманностью решений), настойчивость (стремление достичь намеченной цели),

самообладание и выдержка (способность управлять своими мыслями и поступками

в условиях эмоционального возбуждения), ини-

циативность (предполагает творчество, личный почин, находчивость и

сообразительность) и самостоятельность.

В процессе занятий спортом воспитываются воля и характер, т.к.

необходимо соблюдать строгий режим, переносить большие нагрузки,

преодолевать отрицательные эмоции и различные трудности.

С помощью специальной психологической подготовки формируется

психофизическая устойчивость к различным условиям внешней среды:

способность проявлять устойчивость внимания, памяти в условиях умственного

утомления и нервно-эмоционального напряжения; способность воспринимать и

обрабатывать информацию в условиях дефицита времени; способность головного

мозга к формированию опережающих реакций, предшествующих реальному

двигательному действию.

4.9 Зоны и интенсивность физических нагрузок

При выполнении физических упражнений происходит определенная нагрузка

на организм человека, которая вызывает активную реакцию со стороны

функциональных систем. Для определения степени напряженности функциональных

систем при нагрузке используются показатели интенсивности (мощность и

напряженность мышечной работы), которые характеризуют реакцию организма на

заданную работу. Наиболее информативным показателем интенсивности нагрузки

(особенно в циклических видах спорта) является частота сердечных сокращений

(ЧСС).

Физиологи определили четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС.

Нулевая зона интенсивности (компенсаторная) - ЧСС до 130 уд/мин. При

такой интенсивности нагрузки эффективного воздействия на организм не

происходит, поэтому тренировочный эффект может быть только у слабо

подготовленных занимающихся. Однако в этой зоне интенсивности создаются

предпосылки для дальнейшего развития тренированности: расширяется сеть

кровеносных сосудов в скелетных и сердечной мышцах, активизируется

деятельность других функциональных систем (дыхательной, нервной и т.д.).

Первая тренировочная зона (аэробная) - ЧСС от 130 до 150 уд/мин, Данный

рубеж назван порогом готовности. Работа в этой зоне интенсивности

обеспечивается аэробными механизмами энергообеспечения, когда энергия в

организме вырабатывается при достаточном поступлении кислорода.

Вторая тренировочная зона (смешанная) - ЧСС от 150 до 180 уд/мин. В

этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные,

когда энергия образуется при распаде энергетиче-ских веществ в условиях

недостатка кислорода.

Общепринято, что 150 уд/мин - это порог анаэробного обмена (ПАНО).

Однако, у слабо подготовленных занимающихся ПАНО может наступить при ЧСС

130-140 уд/мин, что свидетельствует о низком уровне

59

тренированности, тогда как у хорошо подготовленных спортсменов ПАНО может

сдвинуться к границе - 160-165 уд/мин, что характеризует высокую степень

тренированности.

Третья тренировочная зона (анаэробная) - ЧСС от 180 уд/мин и более. В

этой зоне совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне

значительного кислородного долга. В данной зоне ЧСС перестает быть

информативным показателем дозирования нагрузки, т.к. приобретают значение

показатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности,

количество молочной кислоты.

Нагрузки второй и третьей тренировочной зоны можно рекомендовать,

только физически подготовленным людям, не имеющим отклонений в состоянии

здоровья.

Зависимость максимальной величины ЧСС от возраста во время тренировки

можно определить по формуле:

ЧСС(максимально) = 220 - возраст (в годах)

Например, для 19-летних занимающихся максимальная ЧСС будет равна: 220-

19 - 201 уд/мин

5 Основы методики самостоятельных занятий физическими

упражнениями

Самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом

должны быть обязательной составной частью здорового "образа жизни

студентов. Они являются неотъемлемой частью научной организации труда,

восполняют дефицит двигательной активности, способствуют более эффективному

восстановлению организма после утомления, повышению физической и умственной

работоспособности.

Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях, в разное

время и включать задания преподавателя или проводиться по самостоятельно

составленной программе. Эта форма занятий с каждым годом получает все

большее распространение.

Основная цель самостоятельных занятий - сохранение хорошего здоровья,

поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.

5.1

Формы

и

организ

ация

самосто

ятельны

х

занятий

Конкрет

ная

направленнос

ть и

организацион

ные формы

использовани

я

самостоятель

ных занятий

зависят от

пола,

возраста,

состояния

здоровья,

уровня

физической

и

функциональн

ой

подготовленн

ости

занимающихся

. Можно

выделить

следующие

направленнос

ти:

*

гигиеническая

-

предполагает

использован

ие средств

физической

культуры

для

восстановлен

ия

работоспособ

ности и

укрепления

здоровья;

*

оздоровительн

о-

рекреативная

-

предусматрив

ает

использовани

е

средств

физической

культуры в

свободное

время после

рабочего в

целях

восстановлен

ия

организма и

профилактики

переутомлен

ия;

* лечебная -

заключается

в

использовани

и

физических

упражнений,

гигиенически

х

мероприятий

и

закаливающих

процедур в

общей

системе

лечебных

мер по

восстановлен

ию здоровья

или

определенных

функций ор

ганизма,

сниженных

или

утраченных

в

результате

заболеваний;

*

общефизическа

я -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.