Лекции по физкультуре (ОГУ)
|172 |66,3 |67,1 |65,9 |71,8 |
|174 |67,8 |68,8 |68,4 |74,2 |
|176 | | |70,8 |76,6 |
|178 | | |73,3 |79,0 |
|180 | | |75,8 |81,4 |
|182 | | |78,3 |83,9 |
|184 | | |80,8 |86,4 |
|186 | | |83,3 |88,8 |
|188 | | |85,9 |91,2 |
г_, „ к> быть рит
мичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18
раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показате-
лем функции дыхания является жизненная емкость легких (Ж1:Л) - объем
воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального
вдоха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин равна 3, 5-5 л.
Артериальное давление (АД). Систолическое давление (макс) - это
давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает
наибольшей величины на протяжении сердечного цикла. Диастол и чес кое
давление (мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда
оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.
Формула идеального давления для каждого возраста:
макс. АД = 102+ (0,6 х кол-во лет)
мин. АД = 63+ (0,5 х кол-во лет)
Всемирная организация здравоохранения предлагает считать нормальными
цифрами артериальное давление для систолического (макс.) -100 - 140 мм
рт.ст.; для диастолического 80-90 мм рт.ст.
7.5 Функциональные пробы и тесты
Уровень функционального состояния организма можно определить с помощью
функциональных проб и тестов.
Оргпостатическая проба. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5-
10 минут отдыха, далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По
разнице пульса лежа и стоя судят о функциональном состоянии сердечно-
сосудистой и нервной систем. Разница до 12 уд/мин - хорошее состояние
физической тренированности, от 13 до 18 уд/мин - удовлетворительное, 19-25
уд/мин -неудовлетворительное, т.е. отсутствие физической тренированности,
более 25 уд/мин - свидетельствует о переутомлении или заболевании.
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минут отдыха сидя
сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох
задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее
прекращения.
Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для
нетренированных людей на 40-55 секунд, для тренированных -на 60-90 сек и
более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при
заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд.
Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода.
Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и
проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха.
Здесь средним показателем является способность задержать дыхание на выдохе
для нетренированных людей на 25-30 сек., для тренированных на 40-60 сек. и
более.
86
Одномоментная проба. Перед выполнением одномоментной пробы отдыхают
стоя, без движений в течение 3 минут. Затем замеряют ЧСС за одну минуту.
Далее выполняют 20 глубоких приседаний за 30 секунд из исходного положения
ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. При приседании руки выносят
вперед, а при выпрямлении возращают в исходное положение. После выполнения
приседаний посчитывают ЧСС в течение одной минуты.
При оценке определяется величина учащения ЧСС после нагрузки в
процентах. Величина до 20% означает отличную реакцию сердечнососудистой
системы на нагрузку, от 21 до 40 % - хорошую,
от 4] до 65% - удовлетворительную,
от 66 до 75% - плохую,
от 76 и более - очень плохую.
Проба Рюффье. Для оценки деятельности сердечно-сосудистой системы
можно пользоваться пробой Рюффье. После 5-минутного спокойного состояния в
положении сидя подсчитать пульс за 10с (Р1), затем в течение 45 с
выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые
10 с (Р2) и через минуту (РЗ) после нагрузки. Результаты оцениваются по
индексу, который определяется по формуле:
6х(Р1+ Р2+РЗ)-200
Индекс Рюффье =
10
Оценка работоспособности сердца: индекс Рюффье О - атлетическое сердце
0,1 - 5 - "отлично" (очень хорошее сердце) 5,1 - 10 - "хорошо"
(хорошее сердце)
10,1 - 15 - "удовлетворительно" (сердечная недостаточность) 15,1 - 20 -
"плохо" (сердечная недостаточность сильной степени) Тест не рекомендуется
выполнять людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Тест на проверку* и оценку общей выносливости. Осуществляется с
помощью контрольных упражнений 2-х типов: преодоления средней, длинной
дистанции или преодоления возможно большего расстояния за определенное
время. Примерами этих упражнений являются:
1) бег и кросс на 1000, 2000, 2500, 3000, 5000м;
плавание на 200. 400, 500 м,
2) бег 12 мин.
Наиболее обоснованны оценки общей выносливости по тесту К.Купера. Это
12-ти минутный бег с преодолением максимального расстояния (км) (таблица
7.3):
Таблица 7.3 - Оценка физической работоспособности разных возрастных групп
по результатам 12-минутного теста в беге
|Оценка |Расстояние (км), преодолеваемое за 12|
|физическ|минут |
|ой | |
|подготов| |
|ленности| |
| |Возраст (лет) |
| |Незначитель|Значительно|Резкое |
| |ное |е | |
|Внимание |Редкие |Рассеянное,|Ослабленное|
| |отвлечения |частые |; реакции |
| | |отвлечения |на новые |
| | | |раздражител|
| | | |и |
| | | |(словесные |
| | | |указания) |
| | | |отсутствуют|
|Поза |Непостоянна|Частая |Стремление |
| |я, |смена поз, |положить |
| |потягивания|повороты |голову на |
| |ног и |головы в |стол, |
| |выпрямление|разные |вытянуться,|
| |туловища |стороны, |откинуться |
| | |обло-качива|на спинку |
| | |ние, |стула |
| | |поддержание| |
| | |головы | |
| | |руками | |
|Движения |Точные |Неуверенные|Суетливые |
| | |, |движения |
| | |замедленные|рук и |
| | | |пальцев |
| | | |(ухудшение |
| | | |подчерка) |
|Интерес к |Живой |Слабый |Полное |
|новому |интерес, |интерес, |отсутствие |
|материалу |задавание |отсутствие |интереса, |
| |вопросов |во-просов |апатия |
93
К ним относятся бледность кожных покровов и слизистой оболочки,
особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений,
сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и
нерешительность в действиях, повышенный тремор (дрожание) конечностей и др.
В учебной работе утомление проявляется в замедленном темпе выполнения
учебных заданий, в увеличении количества ошибок, в росте числа отвлечений
от дела.
Внешние психофизические симптомы поведения при утомлении проявляются в
виде общей заторможенности и угнетенности.
Умственное утомление в подавляющем случаев дает картину угрюмости,
отчужденности и флегматичности.
Таблица 8.2 - Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К.
Платонову)
|Симптом |Степень переутомления |
| |I- |II - |III - |IV - |
| |начинающ|легкое |выраженн|тяжелое |
| |ееся | |ое | |
|Снижение |Малое |Заметное|Выраженн|Резкое |
|ра-ботоспос| | |ое | |
|об ности | | | | |
|Проявление |При |При |При |Без |
|ранее |усиленно|обычной |облегчен|видимой |
|отсутствова|й |нагрузке|ной |нагрузки|
|вшей |нагрузке| |нагрузке| |
|усталости | | | | |
|при | | | | |
|умственной | | | | |
|нагрузке | | | | |
|Компенсация|Не |Полность|Не |Незначит|
|понижения |требуетс|ю |полность|ельно |
|работоспосо|я | |ю | |
|бности | | | | |
|волевым | | | | |
|путем | | | | |
|Эмоциональн|Временно|Временам|Раздражи|Угнетени|
|ые сдвиги |е |и |тельност|е, |
| |снижение|неустойч|ь |резкая |
| |интереса|ивость | |раздражи|
| |к работе|настроен| |тельност|
| | |ия | |ь |
|Расстройств|Трудно |Труднее |Сонливос|Бессонни|
|а сна |засыпать|засыпать|ть днем |ца |
| |и |, | | |
| |просыпат|просыпат| | |
| |ься |ься | | |
|Снижение |Нет |Трудно |Временам|Заметное|
|умственной | |сосредот|и |ослаблен|
|работоспосо| |очиться |забывчив|ие |
|бности | | |ость |внимания|
| | | | |и памяти|
|Вегетативны|Временам|Часто |Временам|Частые |
|е сдвиги |и |тяжесть |и |головные|
| |тяжесть |в голове|головные|боли, |
| |в голове| |боли, |потеря |
| | | |снижение|апптетит|
| | | |аппетита|а |
|Профилактич|Упорядоч|Отдых, |Организо|Лечение |
|еские |ение |физическ|ванный | |
|мероприятия|отдыха, |ая |отдых, | |
| |физическ|культура|предоста| |
| |ая | |вление | |
| |культура| |отпуска | |
Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановле-ния, чрезмерное
нервно-психическое напряжение могут привести к состоянию переутомления,
которое характеризуется резким развитием тормозных процессов, что приводит
к неодолимому чувству усталости. Оно сопровождается чувством усталости до
начала работы, отсутствием интереса к ней, апатией, повышенной
раздражительностью, снижением аппетита, головокружением и головными болями
(таблица 8.2).
Наблюдаются также и объективные признаки, как снижение веса,
расстройства пищеварения, повышения сухожильных рефлексов, потливости,
пульса, артериального давления. При выраженной и тяжелой степени
переутомления снижается сопротивляемость организма к простудным и
инфекционным заболеваниям.
Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья
человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы к
длительной работе с перегрузками, что в конечном итоге может привести к
запредельному торможению в ее корковых и подкорковых структурах.
Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации
физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы
активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование
средств восстановления.
Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при
выполнении определенной работы функций организма, на-и.жаются
восстановительными. Во время выполнения работы преоблада-к)| ироцсччи
ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов можем происходить
даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). ')!о явление имеет
огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в
конечном итоге повышение работоспособности.
Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех
взаимодополняющих процессов:
* устранение нарушений в системах нейрогуморального регулиро
вания;
* выведение продуктов распада, образовавшихся в результате про
веденной работы в тканях и клетках организма;
- выведение продуктов распада из внутренней среды организма.
Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие
сохранения и активизации восстановительных процессов.
Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена,
сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение
биологически активных веществ (витаминов).
94
95
8.4 Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной
деятельности. Активный отдых является основой организации отдыха в сфере
умственной деятельности. Значение активного отдыха для восстановления
работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М.
Сеченовым (1829-1905), который показал, что явно выраженное ускорение
восстановления работоспособности утомленной конечности происходит не при ее
пассивном отдыхе, а при работе в период отдыха другой конечностью.
К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов
относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза,
физкультминутки, микропаузы активного отдыха.
Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в
утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы необходимо включать
упражнения на все группы мышц, упражнения на гибкость и дыхательные
упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера,
со значительными отягощениями, на выносилось. Ежедневный комплекс утренней
гигиенической гимнастики, дополненный водными процедурами - эффективное
средство закаливания организма, поддержания работоспособности.
Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет
сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, способствует более
продуктивной деятельности коры головного мозга.
Физкультурная пауза проводится для снижения утомления в процессе
умственной деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится от 5 до
10 минут в период начинающегося утомления.
Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:
1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.
2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4
раза.
3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.
4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.
5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.
6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.
7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.
Автор данного комплекса (Н.Т. Перепелицын) рекомендует включать его
между второй и третьей парой в режиме учебного дня, т.е. через 3 часа после
начала учебного дня.
Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1 -2
минут. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия,
они применяются в течение учебного дня по мере необходимости в активном
отдыхе (до 5 раз и более).
96
Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс
(В.Н. Носарь):
1-е упражнение - потягивание.
2-е упражнение приседания, выпады или прыжки.
3-е упражнение - на координацию движений.
Микропаузы активного отдыха являются самой короткой формой физической
культуры в режиме учебного труда студентов, длительность, которой 20-30
секунд. В микропаузах используются мышечные напряжения динамического, а
чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения
головой, глазами, дыхательные упражнения, ходьба. Они применяются
многократно, по мере необходимости, индивидуально.
дея-
9 Физическая культура в профессиональной тельности бакалавра и
специалиста
9.1 Основные понятия
Производственная физическая культура - система физкультурно-
оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определяются
особенностями трудового процесса.
Профессиональное заболевание - это категория болезней, вызываемых
влиянием производственной среды или трудового процесса.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
-целенаправленное использование средств физической культуры для подготовки
человека к конкретной трудовой деятельности.
9.2. Производственная физическая культура
Цель производственной физической культуры - способствовать укреплению
здоровья и повышению производительности труда работающего.
Основными задачами производственной физической культуры являются:
* подготовить организм человека к включению в трудовой процесс;
* оптимально поддерживать уровень высокой работоспособности в
течение рабочего дня и обеспечить восстановление организма после окон
чания работы;
* профилактика влияния неблагоприятных факторов труда, способ
ствующая повышению устойчивости организма к их воздействию.
В основе производственной физической культуры лежит теория активного
отдыха. Русский физиолог И.М. Сеченов доказал, что наиболее быстрое
восстановление работоспособности после утомительной работы одной рукой
наступает не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не работавшей
ранее рукой.
Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и
нервных центров на другие ускоряет восстановление утомленной группы мышц.
Переключение с одного вида работы на другую, чередование умственной
деятельности с легким физическим трудом устраняет чувство усталости и
является своеобразной формой отдыха.
Методика производственной физической культуры находится в зависимости
от характера и содержания трудового процесса и имеет "контрастный" характер
(В.И. Ильинич, 1999):
* чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше
она в период активного отдыха, и наоборот;
* чем меньше в активную деятельность включены большие мышеч
ные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях раз
личными формами производственной физической культуры;
* чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в
профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разно-
образных физических упражнениях производственной физической культуры.
Непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура
представлена главным образом производственной гимнастикой, которая имеет
следующие формы:
* вводная гимнастика;
* физкультурная пауза;
* физкультминутки общего или локального воздействия;
* микропаузы активного отдыха.
Вводная гимнастика. Комплекс специально подобранных физических
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|