рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по физкультуре (ОГУ)

Древние Олимпийские игры проводились до 394 г. н. э., и всего их было

проведено 293. Игры устраивались один раз в четыре года. Первоначально игры

включали бега на один стадий (192,27 м). Один стадий был равен длине

дорожки, которую, по преданию, определял -сам Геракл в 600 своих ступней. В

последующем программа игр расширялась и в нее были включены бег на 24

стадия, борьба, пятиборье "пентатлон" (бег на один стадий, прыжки в длину,

метание копья и диска, борьба), кулачный бой, гонки на колесницах и др.

Участвовать в играх могли только свободнорожденные греки; рабы и женщины, а

также иностранцы к соревнованиям не допускались. По условиям, установленным

для участников, они должны были, готовясь к играм, тренироваться 10 месяцев

вне Олимпии, а затем 1-2 месяца в Олимпии под наблюдением специально

назначенных для этого )лланодиков - жрецов храма Зевса Олимпийского,

которому и посвящались игры.

На время проведения игр в Греции объявлялся священный мир, который

строго соблюдался греческими городами-полисами.

У древних греков была хорошая традиция: выбивать имена победителей на

мраморных колоннах, установленных вдоль реки Алфей. Поэтому нам стала

известна дата первых Олимпийских игр и имя первого победителя - его звали

Корэб, он был поваром из Элиды.

Олимпийские игры современности возникли в конце XIX века, большую роль

в этом сыграл французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен

(1863-1937), который в 1889 г выступил с идеей возрождения Олимпийских игр.

23 июня 1894 года, спустя ровно 1500 лет после запрета Олимпийских игр, по

его инициативе был созван Международный спортивный конгресс. Конгресс

принял решение о возрождении игр и о создании Международного олимпийского

комитета (МОК). Президентом МОК был избран Пьер де Кубертен (1895-1925 гт).

"Олимпийские идеи означают дружбу народов, взаимопонимание и мир" -

писал Пьер де Кубертен. В олимпийской хартии заложены эти идеи, она

провозглашает: "Цели олимпийского движения заключаются в содействии

развитию тех прекрасных физических и моральных качеств, которые

приобретаются в соревнованиях на дружеских полях любительского спор-1а и

объединении молодежи мира раз в четыре года на великом спортивном

празднике, создавая тем самым международное доверие и добрую волю и

способствуя созданию лучшего и более спокойного мира...".

Олимпийская клятва гласит: "От имени всех спортсменов я обещаю,

79

что будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила,

по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу имени и

чести своих команд".

Первые Олимпийские игры нашего времени состоялись в 1896 г. в Афинах,

на родине древних Олимпийских игр. На первых играх было 13 стран, которые

состязались по 9 видам спорта. На II играх было уже 20 стран и состязались

по 18 видам спорта. В знак заслуг Пьера де Кубертена Н-е Олимпийские игры

проводились в Париже в 1900 г. Впервые в них участвовали женщины.

Впервые команда России из 5 человек участвовала в IV Олимпийских играх

в Лондоне в 1908 г. На VI Олимпийские игры в Стокгольм в 1912г. царская

Россия направила команду численностью 169 человек.

В 1951 году в СССР создается Национальный Олимпийский комитет (НОК),

который признается МОК. На VI Олимпийские игры в Хельсинки (Финляндия) в

1952 г. впервые были направлены советские спортсмены. В общекомандном

зачете наши спортсмены поделили 1 и 2 места с командой США и с тех пор

стали успешно выступать на Олимпийских играх.

ХХП-е Олимпийские игры проводились в Москве в 1980 году. Начиная с 80-х

годов в международном Олимпийском движении широкие масштабы приобретает

коммерциализация спорта (Олимпийские игры в 1976 году принесли Монреалю

убытки в млрд. долларов, а игры 80-х и 90-х годов оказались прибыльными). В

1974 году МОК принял "Положение о любительстве", разрешающее спортсменам

получать финансовую помощь, а по сути разрешающее профессионализацию

Олимпийского спорта.

В корне изменилось одно из основополагающих требований Олимпийской

хартии о том, что участниками игр могут быть только спортсмены-любители. В

настоящее время разделение спортсменов на любителей и профессионалов с

точки зрения допуска к Олимпийским играм практически отсутствует.

Зимние Олимпийские игры начинают свою историю с 1924 года. Однако

первые соревнования проведенные по зимним видам спорта в 1924 г. в Шамони

(Франция), еще не назывались Олимпийскими, а именовались международной

спортивной неделей. Вопрос о зимних Олимпийских играх вновь обсуждался на

сессии МОК в 1925 году, где они получили официальное призвание.

Советские спортсмены начали выступать на зимних Олимпийских играх с

1956 г. на VII зимних играх в Кортино д' Ампеццо (Италия). Первую золотую

медаль для нашей страны завоевала тогда ленинградская студентка Любовь

Козырева, выигравшая лыжную гонку на 10 км.

занимающихся физическими

7 Самоконтроль упражнениями и спортом

7.1 Основные понятия

Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий

состояние здоровья, физического развития, функционального состояния

организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии

занятии физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся, с

целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма

в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Он необходим для

того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушений в

состоянии здоровья.

Диагностика состояния здоровья - краткое заключение о состоянии

здоровья занимающегося по результатам врачебного контроля.

Функциональная проба - дозированная нагрузка, позволяющая оценить

функциональное состояние организма.

Критерии физического развития - состояние основных форм и размеров

тела, функциональных способностей организма. К ним относятся: осанка,

состояние костного скелета и мускулатуры, степень жироотложения, форма

грудной клетки, спины, живота, ног, а также результаты функциональных проб.

Антропометрические показатели - это комплекс морфологических и

функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности

физического развития. К ним относятся: длина и масса тела, окружность

грудной клетки, жизненная емкость легких, ручная и становая динамометрия и

др.

7.2 Врачебный контроль

Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий

состояние здоровья, физического развития, функционального состояния

организма занимающихся физическими упражнениями и спортом

Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности к нысокой

эффективности учебно-тренировочных занятии и спортивных мероприятий.

Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут

появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и

спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным

условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания

студентов и осуществляется в соответствии с

"Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе".

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

* регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся

физическими упражнениями и спортом;

* врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время

занятий и соревнований

* санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий

и соревнований;

* сани гарно-просветительская работа, пропаганда физической куль

туры и спорта, здорового образа жизни;

* профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

* проведение комплексных и восстановительных мероприятий

Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного

года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год,

а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.

Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние

здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем

организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов

Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение

занимающихся происходит на группы:

- основную (без отклонений в состоянии здоровья);

* подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физи

ческим развитием и подготовленностью);

* специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требую!

ограничения физических нагрузок).

Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе

занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья

занимающихся.

7. 3 Педагогический контроль

Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии

занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью

повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в

системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по

физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет

по двум наиболее важным направлениям:

* степень усвоения техники двигательных действий;

* уровень развития физических качеств.

В системе контроля за усвоением техники двигательных действий,

осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать

три вида проверок:

* предварительную (контрольные нормативы);

* текущую (отмечается в журнале);

* итоговую (прием государственных тестов).

К методам педагогического контроля относятся:

* анкетирование занимающихся;

* анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;

* педагогические наблюдения во время занятий;

* регистрацию функциональных и других показателей;

* тестирование различных сторон подготовки.

7.4 Самоконтроль

Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма

в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий

эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит

из простых общедоступных приемов наблюдения и складывается из учета

субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания

тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей

(веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления,

динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и

даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение,

но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила

личной и общественной гигиены, режима учебы, фуда, быта и отдыха.

Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном

дневнике самоконтроля.

7.4.1 Субъективные показатели самоконтроля

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое

состояние занимающихся. Занятия всегда должны доставлять удовольствие.

Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен,

жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном

состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян,

подавлен.

Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки фи-шческого

состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое

самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии

функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической

нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости,

желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил),

неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли,

повышение ЧСС и артериального давления в покое и

др.).

Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма,

проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы.

Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме

утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится

дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С

утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в

переутомление, те. когда утомление не исчезает на следующее утро после

тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице

7.1.

Таблица 7.1 - Внешние признаки утомления при занятиях физическими

упражнениями (по И.Б. Танбиану)

|Признак |Степень утомляемости |

|усталости| |

|1 |2 |3 |4 |

| |небольшая|значительная |резкая |

| | | |(большая) |

|Окраска |Небольшое|Значительное |Резкое |

|кожи |покраснен|покраснение |покраснение|

| |ие | |или |

| | | |поблед-нени|

| | | |е, синюш- |

|Потливост|Небольшая|Большая |Очень |

|ь | |(плечевой |большая |

| | |пояс) |(все |

| | | |туловище), |

| | | |появление |

| | | |соли на |

| | | |висках, на |

| | | |ру- |

|Движение |Быстрая |Неуверенный |Резкие |

| |походка |шаг, |покачивания|

| | |покачивание |, |

| | | |отставание |

| | | |при ходьбе,|

| | | |беге, в |

| | | |альпинистки|

| | | |х по-холах.|

| | | |на мапше |

|Внимание |Хорошее, |Неточность в |Замедленное|

| |безошибоч|выполнении |выполнение |

| |ное |команды, |команд, |

| |выполнени|ошибки при |воспринимаю|

| |е |перемене |тся только |

| |указаний |направлений |громкие |

| | | |команды |

|Самочувст|Никаких |Жалобы на |Жалобы на |

|вие |жалоб |усталость, |усталость, |

|1 | |боли в ногах,|боли в |

|| | |одышку, |ногах, |

| | |сердцебиение |одышку, |

| | | |головную |

| | | |боль, |

| | | |"жжение" в |

| | | |груди, |

| | | |тошноту, и |

| | | |даже рвоту.|

| | | |Такое |

| | | |состояние |

| | | |держится |

| | | |долго |

Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности

организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет

решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий,

крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При

характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его

нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и

т.д.).

Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими

упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в

энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив,

он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При

большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться. Следовательно,

на основании аппетита, студент может судить о соответствии физических

нагрузок индивидуальным возможностям организма. Аппетит может быть оценен

как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой.

Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная.

При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике

работоспособность должна увеличиваться.

7.4.2 Объективные показатели самоконтроля

Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых

доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы

и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового

нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в

пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота

пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с

ростом тренированности. ЧСС определяется пальпатор-ным методом на сонной

или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после

чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС

проводится сразу же в первые 10 сек. после работы. Для контроля важно, как

реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за

этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после

нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление

ЧСС через 10-15 минут.

Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна,

то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего

занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.

Значительное учащение или замедление пульса на фоне ухудшения

самочувствия - один из симптомов утомления, переутомления или нарушения

состояния здоровья.

Вес. Для определения нормального веса используются различные весо-

ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.

Нормальный вес тела для людей ростом

от 155 до 165 см = длина тела -100

165 - 175 см = длина тела -105

175 и выше см = длина тела -110

Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции

тела дает метод, который кроме роста учитывает и окружность грудной клетки

рост(см) х объем грудной клетки (см) Вес в кг =^~

240

И. наконец, для определения веса можно предложить таблицу примерного

веса для мужчин и женщин (табл.7.2).

Таблица 7.2. - Примерный вес мужчин и женщин (в кг) в зависимости от

роста и возраста

|1 ,|Женщины |Мужчины |

|Рост |18-25 |2 5 - 40|18-25 лет|25-40 лет|

|в см |лет |лет | | |

| |вес в кг|вес в кг|вес в кг |вес в кг |

|152 |50,7 |49,9 | |— |

|154 |52,2 |51,6 | | |

|156 |53,8 |53,4 | | |

|158 |55,3 |55,1 | | |

|160 |56,9 |56,8 | | |

|162 |58,5 |58,5 |53,6 |59,8 |

|164 |60,0 |60,2 |56,1 |62,2 |

|166 |61,6 |62,0 |58,5 |64,6 |

|168 |63,1 |63,7 |61,0 |67,0 |

|170 |64,7 |65,4 |63,4 |69,4 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.