Лекции по физкультуре (ОГУ)
Древние Олимпийские игры проводились до 394 г. н. э., и всего их было
проведено 293. Игры устраивались один раз в четыре года. Первоначально игры
включали бега на один стадий (192,27 м). Один стадий был равен длине
дорожки, которую, по преданию, определял -сам Геракл в 600 своих ступней. В
последующем программа игр расширялась и в нее были включены бег на 24
стадия, борьба, пятиборье "пентатлон" (бег на один стадий, прыжки в длину,
метание копья и диска, борьба), кулачный бой, гонки на колесницах и др.
Участвовать в играх могли только свободнорожденные греки; рабы и женщины, а
также иностранцы к соревнованиям не допускались. По условиям, установленным
для участников, они должны были, готовясь к играм, тренироваться 10 месяцев
вне Олимпии, а затем 1-2 месяца в Олимпии под наблюдением специально
назначенных для этого )лланодиков - жрецов храма Зевса Олимпийского,
которому и посвящались игры.
На время проведения игр в Греции объявлялся священный мир, который
строго соблюдался греческими городами-полисами.
У древних греков была хорошая традиция: выбивать имена победителей на
мраморных колоннах, установленных вдоль реки Алфей. Поэтому нам стала
известна дата первых Олимпийских игр и имя первого победителя - его звали
Корэб, он был поваром из Элиды.
Олимпийские игры современности возникли в конце XIX века, большую роль
в этом сыграл французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен
(1863-1937), который в 1889 г выступил с идеей возрождения Олимпийских игр.
23 июня 1894 года, спустя ровно 1500 лет после запрета Олимпийских игр, по
его инициативе был созван Международный спортивный конгресс. Конгресс
принял решение о возрождении игр и о создании Международного олимпийского
комитета (МОК). Президентом МОК был избран Пьер де Кубертен (1895-1925 гт).
"Олимпийские идеи означают дружбу народов, взаимопонимание и мир" -
писал Пьер де Кубертен. В олимпийской хартии заложены эти идеи, она
провозглашает: "Цели олимпийского движения заключаются в содействии
развитию тех прекрасных физических и моральных качеств, которые
приобретаются в соревнованиях на дружеских полях любительского спор-1а и
объединении молодежи мира раз в четыре года на великом спортивном
празднике, создавая тем самым международное доверие и добрую волю и
способствуя созданию лучшего и более спокойного мира...".
Олимпийская клятва гласит: "От имени всех спортсменов я обещаю,
79
что будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила,
по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу имени и
чести своих команд".
Первые Олимпийские игры нашего времени состоялись в 1896 г. в Афинах,
на родине древних Олимпийских игр. На первых играх было 13 стран, которые
состязались по 9 видам спорта. На II играх было уже 20 стран и состязались
по 18 видам спорта. В знак заслуг Пьера де Кубертена Н-е Олимпийские игры
проводились в Париже в 1900 г. Впервые в них участвовали женщины.
Впервые команда России из 5 человек участвовала в IV Олимпийских играх
в Лондоне в 1908 г. На VI Олимпийские игры в Стокгольм в 1912г. царская
Россия направила команду численностью 169 человек.
В 1951 году в СССР создается Национальный Олимпийский комитет (НОК),
который признается МОК. На VI Олимпийские игры в Хельсинки (Финляндия) в
1952 г. впервые были направлены советские спортсмены. В общекомандном
зачете наши спортсмены поделили 1 и 2 места с командой США и с тех пор
стали успешно выступать на Олимпийских играх.
ХХП-е Олимпийские игры проводились в Москве в 1980 году. Начиная с 80-х
годов в международном Олимпийском движении широкие масштабы приобретает
коммерциализация спорта (Олимпийские игры в 1976 году принесли Монреалю
убытки в млрд. долларов, а игры 80-х и 90-х годов оказались прибыльными). В
1974 году МОК принял "Положение о любительстве", разрешающее спортсменам
получать финансовую помощь, а по сути разрешающее профессионализацию
Олимпийского спорта.
В корне изменилось одно из основополагающих требований Олимпийской
хартии о том, что участниками игр могут быть только спортсмены-любители. В
настоящее время разделение спортсменов на любителей и профессионалов с
точки зрения допуска к Олимпийским играм практически отсутствует.
Зимние Олимпийские игры начинают свою историю с 1924 года. Однако
первые соревнования проведенные по зимним видам спорта в 1924 г. в Шамони
(Франция), еще не назывались Олимпийскими, а именовались международной
спортивной неделей. Вопрос о зимних Олимпийских играх вновь обсуждался на
сессии МОК в 1925 году, где они получили официальное призвание.
Советские спортсмены начали выступать на зимних Олимпийских играх с
1956 г. на VII зимних играх в Кортино д' Ампеццо (Италия). Первую золотую
медаль для нашей страны завоевала тогда ленинградская студентка Любовь
Козырева, выигравшая лыжную гонку на 10 км.
занимающихся физическими
7 Самоконтроль упражнениями и спортом
7.1 Основные понятия
Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий
состояние здоровья, физического развития, функционального состояния
организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии
занятии физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся, с
целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма
в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Он необходим для
того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушений в
состоянии здоровья.
Диагностика состояния здоровья - краткое заключение о состоянии
здоровья занимающегося по результатам врачебного контроля.
Функциональная проба - дозированная нагрузка, позволяющая оценить
функциональное состояние организма.
Критерии физического развития - состояние основных форм и размеров
тела, функциональных способностей организма. К ним относятся: осанка,
состояние костного скелета и мускулатуры, степень жироотложения, форма
грудной клетки, спины, живота, ног, а также результаты функциональных проб.
Антропометрические показатели - это комплекс морфологических и
функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности
физического развития. К ним относятся: длина и масса тела, окружность
грудной клетки, жизненная емкость легких, ручная и становая динамометрия и
др.
7.2 Врачебный контроль
Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий
состояние здоровья, физического развития, функционального состояния
организма занимающихся физическими упражнениями и спортом
Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности к нысокой
эффективности учебно-тренировочных занятии и спортивных мероприятий.
Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут
появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и
спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным
условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания
студентов и осуществляется в соответствии с
"Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе".
Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:
* регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся
физическими упражнениями и спортом;
* врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время
занятий и соревнований
* санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий
и соревнований;
* сани гарно-просветительская работа, пропаганда физической куль
туры и спорта, здорового образа жизни;
* профилактика спортивного травматизма и заболеваний;
* проведение комплексных и восстановительных мероприятий
Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного
года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год,
а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.
Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние
здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем
организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов
Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение
занимающихся происходит на группы:
- основную (без отклонений в состоянии здоровья);
* подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физи
ческим развитием и подготовленностью);
* специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требую!
ограничения физических нагрузок).
Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе
занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья
занимающихся.
7. 3 Педагогический контроль
Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии
занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью
повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в
системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по
физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет
по двум наиболее важным направлениям:
* степень усвоения техники двигательных действий;
* уровень развития физических качеств.
В системе контроля за усвоением техники двигательных действий,
осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать
три вида проверок:
* предварительную (контрольные нормативы);
* текущую (отмечается в журнале);
* итоговую (прием государственных тестов).
К методам педагогического контроля относятся:
* анкетирование занимающихся;
* анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;
* педагогические наблюдения во время занятий;
* регистрацию функциональных и других показателей;
* тестирование различных сторон подготовки.
7.4 Самоконтроль
Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма
в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий
эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит
из простых общедоступных приемов наблюдения и складывается из учета
субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания
тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей
(веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления,
динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и
даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение,
но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила
личной и общественной гигиены, режима учебы, фуда, быта и отдыха.
Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном
дневнике самоконтроля.
7.4.1 Субъективные показатели самоконтроля
Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое
состояние занимающихся. Занятия всегда должны доставлять удовольствие.
Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен,
жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном
состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян,
подавлен.
Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки фи-шческого
состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое
самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии
функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической
нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости,
желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил),
неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли,
повышение ЧСС и артериального давления в покое и
др.).
Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма,
проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы.
Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме
утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится
дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С
утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в
переутомление, те. когда утомление не исчезает на следующее утро после
тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице
7.1.
Таблица 7.1 - Внешние признаки утомления при занятиях физическими
упражнениями (по И.Б. Танбиану)
|Признак |Степень утомляемости |
|усталости| |
|1 |2 |3 |4 |
| |небольшая|значительная |резкая |
| | | |(большая) |
|Окраска |Небольшое|Значительное |Резкое |
|кожи |покраснен|покраснение |покраснение|
| |ие | |или |
| | | |поблед-нени|
| | | |е, синюш- |
|Потливост|Небольшая|Большая |Очень |
|ь | |(плечевой |большая |
| | |пояс) |(все |
| | | |туловище), |
| | | |появление |
| | | |соли на |
| | | |висках, на |
| | | |ру- |
|Движение |Быстрая |Неуверенный |Резкие |
| |походка |шаг, |покачивания|
| | |покачивание |, |
| | | |отставание |
| | | |при ходьбе,|
| | | |беге, в |
| | | |альпинистки|
| | | |х по-холах.|
| | | |на мапше |
|Внимание |Хорошее, |Неточность в |Замедленное|
| |безошибоч|выполнении |выполнение |
| |ное |команды, |команд, |
| |выполнени|ошибки при |воспринимаю|
| |е |перемене |тся только |
| |указаний |направлений |громкие |
| | | |команды |
|Самочувст|Никаких |Жалобы на |Жалобы на |
|вие |жалоб |усталость, |усталость, |
|1 | |боли в ногах,|боли в |
|| | |одышку, |ногах, |
| | |сердцебиение |одышку, |
| | | |головную |
| | | |боль, |
| | | |"жжение" в |
| | | |груди, |
| | | |тошноту, и |
| | | |даже рвоту.|
| | | |Такое |
| | | |состояние |
| | | |держится |
| | | |долго |
Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности
организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет
решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий,
крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При
характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его
нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и
т.д.).
Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими
упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в
энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив,
он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При
большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться. Следовательно,
на основании аппетита, студент может судить о соответствии физических
нагрузок индивидуальным возможностям организма. Аппетит может быть оценен
как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой.
Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная.
При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике
работоспособность должна увеличиваться.
7.4.2 Объективные показатели самоконтроля
Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых
доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы
и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового
нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в
пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота
пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с
ростом тренированности. ЧСС определяется пальпатор-ным методом на сонной
или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после
чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС
проводится сразу же в первые 10 сек. после работы. Для контроля важно, как
реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за
этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после
нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление
ЧСС через 10-15 минут.
Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна,
то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего
занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.
Значительное учащение или замедление пульса на фоне ухудшения
самочувствия - один из симптомов утомления, переутомления или нарушения
состояния здоровья.
Вес. Для определения нормального веса используются различные весо-
ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.
Нормальный вес тела для людей ростом
от 155 до 165 см = длина тела -100
165 - 175 см = длина тела -105
175 и выше см = длина тела -110
Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции
тела дает метод, который кроме роста учитывает и окружность грудной клетки
рост(см) х объем грудной клетки (см) Вес в кг =^~
240
И. наконец, для определения веса можно предложить таблицу примерного
веса для мужчин и женщин (табл.7.2).
Таблица 7.2. - Примерный вес мужчин и женщин (в кг) в зависимости от
роста и возраста
|1 ,|Женщины |Мужчины |
|Рост |18-25 |2 5 - 40|18-25 лет|25-40 лет|
|в см |лет |лет | | |
| |вес в кг|вес в кг|вес в кг |вес в кг |
|152 |50,7 |49,9 | |— |
|154 |52,2 |51,6 | | |
|156 |53,8 |53,4 | | |
|158 |55,3 |55,1 | | |
|160 |56,9 |56,8 | | |
|162 |58,5 |58,5 |53,6 |59,8 |
|164 |60,0 |60,2 |56,1 |62,2 |
|166 |61,6 |62,0 |58,5 |64,6 |
|168 |63,1 |63,7 |61,0 |67,0 |
|170 |64,7 |65,4 |63,4 |69,4 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|