рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по физкультуре (ОГУ)

| | |3 |1 |

|Мужчины |

|Бег 5000 м |21.30|22.30 |23.30|24.50|25.40 |

|(мин, с) | | | | | |

|Бег на |23.50|25.00 |26.25|27.45|28.30 |

|лыжах 5 км | | | | | |

|(мин, с) | | | | | |

|или 10 км (мин,|50.00|52.00 |55.00|58.00|б/ |

|с) | | | | |врем. |

|Плавание 50 м |40,0 |44,0 |48,0 |57,0 |б/врем|

|(с) | | | | | |

|или 100 м (мин,|1.40 |1.50 |2.00 |2.15 |2.30 |

|с) | | | | | |

|Прыжки в длину |250 |240 |230 |223 |215 |

|с места (см) | | | | | |

|Прыжки в длину |480 |460 |435 |410 |390 |

|с разбега (см) | | | | | |

|или высоту (см)|145 |140 |135 |. |125 |

| | | | |130 | |

|Сгибание и |15 |12 |9 |7 |5 |

|разгибание рук | | | | | |

|в упоре на | | | | | |

|брусьях (число | | | | | |

|раз) | | | | | |

|Переворот |8 |5 |3 |2 |1 |

|силой в | | | | | |

|упор на | | | | | |

|перекладине | | | | | |

|(число раз) | | | | | |

|Поднимание на|10 |7 |5 |3 |2 |

|висе ног до | | | | | |

|касания | | | | | |

|перекладины | | | | | |

|(число раз) | | | | | |

|Женщины |

|Бег 3000 м |19.00|20.15 |21.00|22.00|22.30 |

|(мин, с) | | | | | |

|Бег на |18.00|18.30 |19.30|20.00|21.00 |

|лыжах 3 км | | | | | |

|(мин, с) | | | | | |

|или 5 км (мин, |31.00|32.30 |34.15|36.40|б/врем|

|с) | | | | |. |

|Плавание 50 м |0.54 |1.03 |1.14 |1.24 |б/врем|

|(мин, с) | | | | |. |

|или 100 м (мин,|2.15 |2.40 |3.05 |3.35 |4.10 |

|с) | | | | | |

|Прыжки в длину |190 |180 |168 |160 |150 |

|с места (см) | | | | | |

|Прыжки в длину |365 |350 |325 |300 |280 |

|с разбега (см) | | | | | |

|или высоту (см)|120 |115 |ПО |105 |100 |

|Подтягивание |20 |16 |10 |6 |4 |

|в висе лежа | | | | | |

|(перекладина | | | | | |

|на высоте 90 | | | | | |

|см) (число раз)| | | | | |

|Приседание на |12 |10 |8 |6 |4 |

|одной ноге с | | | | | |

|опорой рукой о | | | | | |

|стенку (число | | | | | |

|раз) | | | | | |

Таблица 1.3 - Обязательные тесты физической подготовленности студентов

основного и спортивного учебных отделений

|Тест на ско- |Оценка в очках |

|рость, силу и|5 |4 |3 |2 |1 |

|вынос- | | | | | |

|ливость | | | | | |

|Мужчины |

|Бег 100м (с) |13,2 |13,6 |14,0 |14,3 |14,6 |

|Подтягивание | | | | | |

|на пе- | | | | | |

|рекладине |15 |12 |9 |7 |5 |

|(число | | | | | |

|раз) | | | | | |

|Бег 3000 м |12.00|12.35 |13.10 |13.50|14.30 |

|(мин, с) | | | | | |

|Женщины |

|Бег 1 00 м |15,7 |16,0 |17,0 |17,9 |18,7 |

|(с) | | | | | |

|Поднимание | | | | | |

|туло- | | | | | |

|вища из | | | | | |

|положения | | | | | |

|"лежа на |60 |50 |40 |30 |20 |

|спине", ру- | | | | | |

|ки за | | | | | |

|головой, ноги| | | | | |

|закреплены | | | | | |

|(число | | | | | |

|раз) | | | | | |

|Бег 2000 м |10.15|10.50 |11.15 |. |12.10 |

|(мин, с) | | | |11.50| |

2 Социально-биологические основы физической культуры

2.1 Основные понятия

Организм человека - единая, сложная, саморегулируемая и

саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном

взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению,

восприятию, передаче и хранению информации.

Функциональная система организма - это группа органов, обеспечивающая

согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности. Выделение групп

органов в организме человека в системы условно, так как они функционально

взаимосвязаны между собой. Различают следующие системы человеческого

организма: нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная,

пищеварительная, эндокринная, выделительная и др.

Гомеостаз - относительное динамическое постоянство внутренней среды

организма (температуры тела, кровяного давления, химического состава крови

и т.д.)

Резистентность - способность организма работать в условиях

неблагоприятных изменений внутренней среды.

Адаптация - способность организма приспосабливаться к меняющимся

условиям внешней среды.

Гипокинезия - недостаточная двигательная активность организма.

Гиподинамия - совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений

в организме вследствие недостаточной двигательной активности (атрофические

изменения в мышцах, детренирован-ность сердечно-сосудистой системы,

деминерализация костей и т.д.).

Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение как внутреннее, так

и внешнее, осуществляемая посредством центральной нервной системы. Рефлексы

делятся на условные (приобретенные в процессе жизнедеятельности) и

безусловные (врожденные).

Гипоксия - кислородное голодание, которое возникает при недостатке

кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови.

Максимальное потребление кислорода (МПК) - наибольшее количество

кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-

интенсивной мышечной работе. Величина МПК определяет функциональное

состояние и степень тренированности организма.

2.2 Организм человека как единая саморазвивающаяся и само

регулируемая биологическая систем

Медицинская наука при рассмотрении организма человека и его систем

исходит из принципа целостности человеческого организма, обладающего

способностью к самопроизведению и саморазвитию.

Организм человека развивается под влиянием генотипа (наследст-

ценности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и

социальной среды.

Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью

всех его систем состоящих из дифференцированных, высокоспециализированных

клеток, объединённых в структурные комплексы, обеспечивающие

морфологическую основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности

организма.

Физиологическая регуляция процессов, протекающих в организме, весьма

совершенна и позволяет ему постоянно приспосабливаться к изменяющимся

воздействиям внешней среды.

Все органы и системы человеческого организма находятся в постоянном

взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат

функции нервной и эндокринной систем организма. Взаимосвязанная и

согласованная работа всех органов и физиологических систем организма

обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом

ведущую роль играет и центральная нервная система, которая способна

воспринимать воздействия внешней среды и отвечать на него, включая

взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными

условиями внешней окружающей среды.

Отличительной особенностью человека является возможность созидательно и

активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для

укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности.

Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности

отдельных систем, органов и всего организма в целом, процессов

жизнедеятельности, протекающих в условиях воздействия на организм

естественных факторов природы, невозможно правильно организовать и процесс

физического воспитания.

Учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию базируется на

ряде естественных наук. В первую очередь это анатомия и физиология.

Анатомия - наука, изучающая форму и строение человеческого организма,

отдельных органов и тканей, выполняющих какую-либо функцию в процессе

развития человека. Анатомия объясняет внешнюю форму, внутреннее строение и

взаимное расположение органов и систем организма человека.

Физиология - наука о закономерностях функционирования целостного живого

организма.

Функционально все органы и системы организма человека находят

ся в тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа обяза

тельно влечет за собой активизацию деятельности других органов. .

Функциональной единицей организма является клетка - элементарная живая

система, обеспечивающая структурное и функциональное единство тканей,

размножение, рост и передачу наследственных свойств организма. Благодаря

клеточной структуре организма возможны восстановле-

21

ние отдельных частей органов и тканей организма. У взрослого человека число

клеток в организме достигает порядка 100 триллионов.

Система клеток и неклеточных структур, объединенных общей

физиологической функцией, строением и происхождением, которая составляет

морфологическую основу обеспечения жизнедеятельности организма, называется

тканью.

Учитывая механизм обмена и связи клеток с окружающей средой, хранения и

передачи генетической информации, обеспечения энергией, различают основные

типы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

Эпителиальная ткань образует наружный покров тела - кожу. Поверхностный

эпителий защищает организм от влияния внешней среды. Данной ткани

свойственна высокая степень регенерации (восстановления). К соединительной

ткани относят собственно соединительную ткань, хрящевую и костную. Группа

тканей организма, обладающих свойствами сократимости, называется мышечной

тканью. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань. Поперечно-

полосатая ткань сокращается по желанию человека, гладкая - произвольно

(сокращение внутренних органов, кровеносных сосудов и т.п.) Нервная ткань

является основным структурным компонентом нервной системы человека.

2.3 Характеристика функциональных систем организма и их

совершенствование под воздействием направленной физической тренировки

Выделение органов в организме человека в системы условно, так как они

функционально взаимосвязаны между собой. Различают следующие системы

человеческого организма: опорно-двигательную, сердечнососудистую,

дыхательную, нервную, эндокринную, выделительную, пищеварительную,

лимфатическую и др.

2.3.1 Опорно-двигательный аппарат

Непосредственными исполнителями всех движений являются мышцы. Однако

только они сами по себе не могут осуществлять функцию движения.

Механическая работа мышц осуществляется через костные рычаги. Опорно-

двигательный аппарат включает в себя три относительно самостоятельные

системы: костную (скелет), связочно-суставную (подвижные соединения костей)

и мышечную (скелетная мускулатура).

Кости и их соединения в совокупности образуют скелет, выполняющий

жизненно важные функции: защитную, рессорную и двигательную. Кости скелета

принимают участие в обмене веществ и кроветворении.

В основу классификации костей, которых у взрослого человека на-

считывается более 200, положены форма, структура и функции костей. По форме

кости разделяют на длинные, короткие, плоские или округлые; по структуре на

трубчатые, губчатые и воздухоносные. В процессе эволюции человека длина и

толщина костей увеличиваются и кости приобретают большую прочность. Эта

прочность костей обусловлена химическим составом кости, то есть содержанием

в них органических и минеральных веществ и ее механическим строением. Соли

кальция и фосфора придают костям твердость, а ее органические компоненты -

упругость и эластичность. С возрастом содержание минеральных веществ, в

основном карбоната кальция, становится меньше, что приводит к снижению

упругости и эластичности костей, обусловливая их ломкость (хрупкость).

Снаружи кость покрыта тонкой оболочкой - надкостницей, плотно

соединяющейся с веществом кости. Надкостница имеет два слоя: наружный

плотный слой насыщен сосудами (кровеносными и лимфатическими) и нервами, а

внутренний костеобразующий - особыми клетками, которые способствуют росту

кости в толщину. За счет этих клеток происходит и срастание кости при ее

переломе. Надкостница покрывает кость почти на всем ее протяжении, за

исключением суставных поверхностей. Рост костей в длину происходит за счет

хрящевых частей, расположенных на краях.

Суставы обеспечивают подвижность сочленяющимся костям скелета.

Суставные поверхности покрыты тонким слоем хряща, что обеспечивает

скольжение суставных поверхностей с малым трением. Каждый сустав полностью

заключен в суставную сумку. Стенки этой сумки выделяют суставную жидкость,

которая выполняет роль смазки. Связочно-капсульный аппарат и окружающие

сустав мышцы укрепляют и фиксируют его. Основными направлениями движения,

которые обеспечивают суставы, являются: сгибание - разгибание, отведение -

приведение, вращение и круговые движения.

Скелет человека делится на скелет головы, туловища и конечностей.

Скелет головы называется черепом, который имеет сложное строение. В

черепе находится мозг и некоторые сенсорные системы: зрительная, слуховая,

обонятельная. При занятиях физическими упражнениями большое значение имеет

наличие опорных мест черепа - контрфорсов, которые смягчают толчки и

сотрясения при беге, прыжках.

Непосредственно с туловищем череп соединяется с помощью двух первых

шейных позвонков. Скелет туловища состоит из позвоночного столба и грудной

клетки. Позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков и имеет пять отделов:

шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5 сросшихся

позвонков) и копчиковый (сросшиеся 4-5 позвонков). Соединение позвонков

осуществляется с помощью хрящевид-ных, эластичных межпозвоночных дисков и

суставных отростков. Межпозвоночные диски увеличивают подвижность

позвоночника. Чем больше их толщина, тем выше гибкость. Если изгибы

позвоночного столба выражены

23

сильно (при сколиозах) подвижность грудной клетки уменьшается. Плоская или

округлая спина (горбатая) свидетельствует о слабости мышц спины. Коррекция

осанки проводится общеразвивающими, силовыми упражнениями и упражнениями на

растягивания.

В основной скелет входит и грудная клетка, которая выполняет защитную

функцию для внутренних органов и состоит из грудины, 12 пар ребер и их

соединений. Ребра представляют собой плоские дугообразно-изогнутые длинные

кости, которые при помощи гибких хряще-видных концов прикрепляются подвижно

к грудине. Все соединения ребер очень эластичны, что имеет важное значение

для обеспечения дыхания.

Скелет верхней конечности образован плечевым поясом, состоящим из двух

лопаток и двух ключиц, и свободной верхней конечностью, включающей плечо,

предплечье и кисть.

Скелет нижней конечности образован тазовым поясом, состоящим из двух

тазовых костей и крестца, и скелетом свободной нижней конечности,

включающей бедро, голень и стопу.

Правильно организованные занятия по физвоспитанию не наносят ущерба

развитию скелета, он становится более прочным в результате утолщения

коркового слоя костей. Это имеет важное значение при выполнении физических

упражнений, требующих высокой механической прочности (бег, прыжки и т.д.).

Неправильное построение тренировочных занятий может привести к перегрузке

опорного аппарата. Однобокость в выборе упражнений также может вызвать

деформацию скелета.

У людей с ограниченной двигательной активностью, труд которых

характеризуется удержанием определенной позы в течение длительного времени,

возникают значительные изменения костной и хрящевой ткани, что особенно

неблагоприятно отражается на состоянии позвоночного столба и межпозвоночных

дисков. Занятия физическими упражнениями укрепляют позвоночник и за счет

развития мышечного корсета ликвидируют различные искривления, что

способствует выработке правильной осанки и расширению грудной клетки.

Любая двигательная, в том числе и спортивная, деятельность совершается

при помощи мышц, за счет их сокращения. Поэтому строение и функциональные

возможности мускулатуры необходимо знать любому человеку, но в особенности

тем, кто занимается физическими упражнениями и спортом.

На долю мышц приходится значительная часть сухой массы тела человека. У

женщин на мышцы приходится до 35% общей массы тела, а у мужчин до 50%.

Специальной силовой тренировкой можно значительно увеличить мышечную массу.

Физическое бездействие приводит к уменьшению мышечной массы, а зачастую - к

увеличению жировой массы.

В организме человека различают несколько видов мышц: скелетные

(поперечно-полосатые), гладкие и сердечную мышцы. Деятельность мышц

регулируется центральной нервной системой. Скелетные мышцы удержи-

24

вают тело человека в равновесии и осуществляют все движения. При сокращении

мышцы укорачиваются и через свои эластичные элементы - сухожилия

осуществляют движения частей скелета. Работой скелетных мышц можно

управлять по желанию человека, однако, при интенсивной работе они очень

быстро утомляются.

Гладкие мышцы входят в состав внутренних органов человека.

Гладкомышечные клетки укорачиваются в результате сокращения сократительных

элементов, но скорость их сокращения в сотни раз меньше, чем в скелетных

мышцах. Благодаря этому гладкие мышцы хорошо приспособлены к длительному

стойкому сокращению без утомления и с незначительными энергозатратами.

В каждую мышцу входит нерв, распадающийся на тонкие и тончайшие ветви.

Нервные окончания доходят до отдельных мышечных волокон, передавая им

импульсы (возбуждение), которые заставляют их сокращаться. Мышцы на своих

концах переходят в сухожилия, через которые они передают усилия на костные

рычаги. Сухожилия также обладают упругими свойствами и являются

последовательными упругими элементами мышц. Сухожилия обладают большей

прочностью на растяжение по сравнению с мышечной тканью. Наиболее слабыми и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.