Дипломная работа: Развитие субъектов Российской Федерации в системе федеративных отношений (на примере Самарской области)
- Технопарк –
создается для установлений взаимосвязей между подкластером
научно-исследовательских предприятий и подкластером малого и среднего бизнеса.
-
Технико-внедренческая зона – создается для установления взаимосвязей между подкластерами
промышленных предприятий и подкластером малого и среднего бизнеса.
- Инкубатор –
связывает между собой все 4 подкластера. Выше указанные инновационные элементы
относятся к внешним инфраструктурным образованиям, которые создаются на уровне
кластера. В свою очередь на уровне подкластера также создаются инфраструктурные
элементы, но уже носящие не инновационный характер, а принадлежащие к объектам
финансово-хозяйственной деятельности. Примером финансово-хозяйственного объекта
может служить создание сервисного центра на территории подкластера, что
приводит к снижению затрат предприятий, повышению удовлетворенности
потребителей. Все это в конечном итоге приводит к росту конкурентоспособности и
выводит предприятия на более высокий уровень деятельности. Следует отметить,
что выстраивать инновационную деятельность кластера в модель инновационной
цепочки – это обязанность Администрации кластера (города, региона и т.д.).
Пример
взаимодействия подкластеров через инновационно-инфраструктурные элементы кластера.Когда мы
рассматривали модель функционирования регионального/отраслевого кластера, то
речь шла о том, что взаимодействие между подкластерами обеспечивается через
инновационно-инфраструктурные элементы кластера в целом. Рассмотрим в качестве
примера взаимодействия между образовательным подкластером и подкластером
научно-исследовательских предприятий. В качестве инновационного
инфраструктурного элемента образовательного подкластера можно рассмотреть
Инновационный Образовательный Центр (ИОЦ). Суть данного инфраструктурного
элемента заключается в том, что ИОЦ сможет разрабатывать стратегию
инновационного развития как отдельных учебных учреждений, так и всего
образовательного подкластера (ВУЗов, Техникумов и т.д.) в целом. В его
обязанности также будет входить подготовка высококвалифицированных специалистов
в области инноваций. Причем, при подготовке специалистов ИОЦ должен учитывать:
к какому подкластеру относится та или иная организация, которая организует
переподготовку кадров. Т.е. ИОЦ должен учитывать специфику каждого из 4
подкластеров и для каждого из них подготовить такую программу, которая бы
способствовала решению именно их задач (См. рис.6).
Тема
кластеров в настоящее время находится в центре внимания руководителей органов
государственной власти, аналитиков, и всех, кто всерьез интересуется проблемами
региональных экономик и государственного управления. С одной стороны построение
кластеров является центральным пунктом реализации проектной установки
управления страной, введённой бывшим Президентом РФ В.В.Путиным в его идее
национальных проектов, которая реализуется в данный момент его преемником
нынешним Президентом РФ Д.А.Медведевым. С другой стороны, многие регионы
начинают осознавать все преимущества кластерного подхода. В результате
формирование и развитие кластеров из общей политики страны становится частью
стратегии регионов.
Кластерный
подход способен коренным образом изменить содержание региональной политики. В
этом случае усилия администрации должны быть направлены не на поддержку
отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между
поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями,
между самими производителями и правительственными институтами и т. д. Автором
данного исследования был изучен практический опыт реализации проектов по
построению кластеров в регионах РФ, был сделан аналитический обзор по данной
проблематике. Были проанализированы два ключевых федеральных округа –
Центральный и Приволжский. Применение кластерного подхода характерно практически
для каждого этих регионов. В результате контент–анализа вторичных источников
информации выяснилось, что кластерный подход популярен и в Центральном
федеральном округе и в Приволжском. По количеству реализованных и реализуемых
проектов лидируют Курская, Тамбовская, Воронежская, Белгородская и Смоленская
области. Все эти регионы относятся к Центральному федеральному округу. В
Приволжском федеральном округе кластерный подход менее распространен. В связи с
темой кластеров в данном округе чаще всего упоминаются Ульяновская,
Оренбургская, Самарская область, Республика Татарстан. Был составлен
своеобразный рейтинг наиболее популярных сфер, в которых реализуются проекты по
формированию кластерных систем, как для Центрального, так и для Приволжского
округа.
Таблица 7 Центральный федеральный округ
Сферы, в которых
реализуются проекты по построению кластеров
Чаще
всего объектами кластерной политики становятся те сферы, которые уже находятся
на высоком уровне развития, либо играют значительную роль в экономике региона.
Традиционно на территориях двух рассматриваемых округов ведется деятельность по
созданию промышленных кластеров. В Центральном федеральном округе для развития
сельского хозяйства кластерный подход применяется более активно, чем в
Приволжском. Также
в последнее время становится актуальным применение кластерного подхода и в
социальной сфере, всё большее число проектов реализуется в сферах туризма и
медицины. При анализе информации по регионам можно сделать вывод, что большая
часть проектов находится на стадии разработки, планирования, либо на
первоначальной стадии реализации. О каких – то ощутимых результатах говорить пока
рано. Большинство проектов в силу специфики самого кластерного подхода
рассчитаны на долгосрочную перспективу и являются частью стратегий
социально-экономического развития регионов. На получение результата в
краткосрочной перспективе нацелены разве что создатели ИТ – кластеров. Это
может быть связано с тем, что специфика работы в данной сфере не требует
больших затрат на основные фонды, а также данные кластеры создаются в крупных
городах на базе существующих образовательных и научных центров. Основными
проблемами при реализации проектов по созданию кластеров являются сложности в
поиске финансирования и инвестиций, устаревшие и изношенные основные фонды,
кадровая проблема. В некоторых регионах также наблюдается слабая проработка
стратегии в части анализов приоритетов развития. Ключевыми точками роста
выбираются практически все отрасли территории, что приводит к распылению сил,
нехватке ресурсов на воплощение всех проектов в жизнь. Так как большая часть
проектов затрагивает сферу промышленного производства, особенно остро встаёт
проблема кадрового голода. В регионах наблюдается практически повсеместно
нехватка квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. На
большинстве промышленных предприятий задействованы сотрудники старшего
поколения, кадровый состав практически не обновляется, отсутствует достаточный
приток молодой рабочей силы. Для сельскохозяйственной отрасли данная проблема
тоже достаточно актуальна и связана прежде всего с сокращением сельского
населения в принципе. Однако, попытка решить кадровую проблему при помощи
создания образовательного кластера в Казани потерпела неудачу. Представители
бизнес-сообщества, руководители предприятий оказались не готовыми оплачивать
подготовку кадров для своих производств полностью, как предполагалось инициаторами
проекта. Можно сделать вывод, что успешная реализация проекта возможна только
при учёте интересов и активном участии всех сторон – органов государственной
власти, представителей бизнес-сообщества и некоммерческих организаций,
населения региона. А это, в свою очередь предъявляет высокие требования к
качеству разработки проектов, требуется соблюдение поэтапности их реализации.
Для того, чтобы проект по созданию кластера стал успешным необходимо сделать
качественную диагностику, оценить уровень социально-экономического развития
региона, провести комплекс исследований. После завершения аналитических работ
следует этап выработки стратегии формирования кластера, создания его модели и
системы мер содействия развитию кластера. Далее следует формирование органа
управления кластером. Несмотря на то, что многие кластеры уже имеют основу для
своего развития, как материально-производственную, так и сложившиеся связи
между основными предприятиями и их поставщиками, возникают проблемы, связанные
с технологической отсталостью данных производств, низкой производительностью
труда, устаревшим парком оборудования и т.д. Все регионы сталкиваются также с
проблемой «продвижения» кластеров на внутренних и внешних рынках. Для успешной
реализации проектов требуется информационная поддержка и формирование образа
региональных, либо муниципальных властей как деловых партнеров для бизнеса. При
продвижении серьезными преимуществами регионов является состояние системы
правопорядка и обеспечения безопасности граждан и бизнеса, низкая степень
бюрократизации, наличие ясной и понятной экономической политики, ее
преемственность и принятие территориальной элитой. Одной из проблем при
построении кластеров являются сложности с поиском финансирования. Для
эффективного решения этого вопроса необходимо внедрение гибкой
финансово-кредитной политики для стимулирования развития предприятий кластера.
Другой способ решения данной проблемы – привлечение инвесторов, крупных
зарубежных партнёров. Если говорить о реальной ситуации в регионах, участие зарубежных
партнёров при реализации проектов не слишком высоко. Однако, существуют
отдельные проекты к которым иностранные компании проявляют интерес. Например,
заинтересованность в создании новых текстильно-промышленных производств
в ивановском регионе проявили японская, индийская и индонезийская
компании. К созданию химического кластера в Тамбовской области проявил интерес
германский химический концерн «Хест». В Тульской области в построении
Новомосковского экономического кластера планирует принять участие международная
компания Procter & Gamble. При создании автомобильного кластера в Калужской
области будут задействованы китайские партнёры. Для формирования кластера
автокомпонентов в Ярославской области планируется привлечь в регион известных
западных инвесторов-производителей шинной продукции. В Приволжском
федеральном округе интерес зарубежных партнёров вызвали кластеры связанные с
машиностроением, наукоёмкими производствами, пищевой промышленностью и
производством стройматериалов. Основной тенденцией является то, что
руководители исполнительной власти регионов осознают перспективность
кластерного подхода как стратегии повышения конкурентноспобности региона.
Зарубежный опыт, в частности опыт скандинвавских стран, позволяет утверждать,
что кластерный подход способен вывести экономику региона на новый уровень
развития. Несмотря на кризисные явления, интерес к кластерной политике со
стороны руководителей органов государственной власти нашей страны остается на
высоком уровне. Изучив практический опыт регионов РФ специалисты нашей компании
пришли к выводу, что работа по созданию кластеров на территории нашей страны
ведется достаточно хаотично и назрела потребность в обсуждении данной тематики. Если мы хотим в
ближайшие 10 лет удвоить валовый региональный продукт, то нужно удвоить и темпы
роста инвестиций. На экономическом Форуме «Самарская инициатива: кластерная
политика – основа инновационного развития национальной экономики» правительство
Самарской области и госкорпорация «Банк развития (ВЭБ)» подписали соглашение о
намерении создать региональную госкорпорацию ОАО «Корпорация развития Самарской
области». «Корпорация развития Самарской области» будет представлять собой ОАО
с уставным капиталом около 4 млрд.рублей. Корпорация станет одним из основных
инструментов реализации развития региона до 2020 года.[42] Самарская область стала
первым регионом, где кластерная политика воплощается в реальные проекты.
Отмечалось, что главной задачей кластерной политики власть видит поддержку
инновационного бизнеса, развитие высокотехнологических производств и вовлечение
в процесс малого и среднего бизнеса. Представители малого и среднего предпринимательства
в рамках кластера могут интегрироваться в производственные цепочки крупных
предприятий – становящихся опорной точкой того или иного кластера. За несколько
последних лет новые финансовые институты, созданные для поддержки малого и
среднего предпринимательства в регионе, основываясь на принципах частно-государственного
партнерства, привлекли к финансированию бизнес-проектов на всех стадиях
инновационного цикла как банковские структуры, так и инвестиционные компании.
Это качественно новый институт, аналогов которому нет ни в одном субъекте
федерации. Цель создания корпорации заключается в том, что бы привлечь
инвестиции в экономику области. Это единственный субъект федерации, где в
концепции развития региона до 2020 года прописан не отраслевой, а кластерный
подход. Сегодня кластерный подход рассматривается на федеральном уровне в
качестве одного из инструментов интенсификации социально-экономического
развития региональной экономики. В программе социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) отмечено, что
формирование и развитие кластеров необходимо для перехода от малоэффективного
выравнивания к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и
муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического
роста. Тем не менее, специалисты подчеркивают, что реализация кластерной
политики должна являться лишь частью комплексного подхода к
социально-экономическому развитию региона, как к определенной форме развития
межмуниципального сотрудничества. Целостность и сила российского государства
основаны на единстве его многонационального народа. Это единство требует
бережного отношения к национальной самобытности всех народов, объединивших свои
территории и способы хозяйствования, культуры и традиции в рамках федерации.
Принятие нормативных правовых актов об основах государственной региональной
политики – необходимая мера, но она достигнет своей цели только при условии
одновременного внесения соответствующих изменений в законодательство. Автор
особо подчеркивает, что кластерная политика, может рассматриваться как
стратегия регионального развития и укрепления федерализма в Российской
Федерации.
Заключение
Одной
из важнейших задач реформирования российского федерализма, решаемых в последние
годы является совершенствование регионального развития страны. Отсутствие
единой стратегии регионального развития рассматривается как планомерный этап
регионализации федеративных отношений. Автором данного исследования
проанализированы основные этапы развития субъекта федерации в процессе совершенствования
федеративных отношений.
Данная
работа является одним из комплексных исследований, посвященных анализу
теоретических и практических аспектов развития субъектов РФ в системе
федеративных отношений на современном этапе. Проведено исследование процесса
развития федеративных отношений и региональной политики в Самарской области,
посвященное анализу связи со становлением местного самоуправления и
муниципальной власти.
Необходимо
подчеркнуть, что новизной этого процесса выступает возникновение в данном субъекте
федерации кластерного подхода к реализации приоритетных социально-экономических
программ, что подтверждается анализом автора. Практическое воплощение
инновационной кластерной политики как организационной структуры осуществилось
именно в этом стратегически важном регионе. В работе автором даны авторские
определения понятий «развитие системы межмуниципального сотрудничества». Исследования
показали, что специфика становления региональных и территориальных проблем
российского федерализма вызывает рождение новых форм сотрудничества и требует
более глубокого исследования. Представляется необходимым на данном этапе глубже
осмыслить роль субъекта федерации в процессе укрепления федеративного
государства. Пока еще недостаточное внимание уделяется проблеме возникновения
интегральной модели территориального развития.