Дипломная работа: Развитие субъектов Российской Федерации в системе федеративных отношений (на примере Самарской области)
1) факторные
условия;
2) условия спроса;
3) родственные и
поддерживающие отрасли;
4) стратегии фирм,
их структура и соперничество.
М. Портер исходил
из того, что конкурентоспособность государства в полной мере может проявляться
только при развитости и активном взаимодействии (усиливающем влиянии) указанных
факторов. Он изобразил детерминанты в виде ромба (модель «Даймонд»).
Однако
конкурентоспособность экономики, как системы, находится в прямой зависимости от
всех входящих в ее состав элементов. «Крест» в середине ромба указывает на
взаимосвязь всех его составляющих, поддерживаемых административной и
институциональной средами, которые непрерывно совершенствуются.
Кластеры представляют
одну из вершин ромба – «родственные и поддерживающие отрасли». Они обеспечивают
внедрение инноваций по линии комплектующих и технологического оборудования, что
делает их более конкурентоспособными. Отличие кластера от других форм
организации предприятий (например, от территориально-производственных
комплексов) состоит прежде всего в наличии внутренней конкурентной среды и
сильных конкурентных позиций на глобальном рынке. Следовательно, в кластерах
формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. Они находятся как бы в
разных плоскостях и дополняют друг друга, особенно в инновационных процессах.
Взаимодействие с внутренним потребителем кластера «завязано» на конкуренции, с
внешним, наоборот, – преимущественно на кооперации.
Кластер – это, прежде всего, форма сети, поскольку близкое
расположение фирм и организаций обеспечивает наличие определенных общностей и
повышает частоту и силу взаимодействия. Кроме того, хорошо функционирующие
кластеры выходят за пределы иерархических сетей и превращаются в решетки
многочисленных перекрывающихся и подвижных взаимосвязей между индивидуалами,
фирмами и организациями. Эти взаимосвязи существуют на постоянной основе,
постепенно смещаются, а часто расширяются и на родственные отрасли. Заметим, что термин
«кластер» имеет две ярко выраженные составляющие – отраслевую и
территориальную. Поэтому различают:
–
промышленный кластер, под которым понимается группа родственных взаимосвязанных
отраслей промышленности и сферы услуг, наиболее успешно специализирующихся в
международном разделении труда;
–
региональный (локальный) кластер, т. е. группу географически сконцентрированных
компаний из одной или смежных отраслей и поддерживающих их институтов, которая
производит схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризуется наличием
информационного обмена между фирмами-членами кластера и их сотрудниками, за
счет которого повышается конкурентоспособность кластера в мировом хозяйстве.
Влияние
кластеров на конкурентоспособность экономики происходит в трех направлениях. Среди
важных преимуществ, создаваемых кластером, – доступность фирм и местных
организаций внутри кластера к информации о маркетинге, технологиях, текущих
потребностях покупателей, которая может быть лучше организована и требует
меньших затрат, что позволяет компаниям работать более продуктивно и выходить
на передовой уровень производительности. Возможность получения информации о
потребителях вызывает расширение клиентской базы и рост масштабов производства.
Участие в кластере предоставляет также преимущества в плане инноваций: доступ к
новым технологиям, прогрессивным методам работы для осуществления поставок;
возможность более адекватно и быстро реагировать на потребности покупателей.
Многие новые виды бизнеса чаще возникают внутри существующих кластеров, чем изолированно
от них. Объединение и сотрудничество в рамках кластерного образования может
помочь разделить высокие затраты и риски инноваций между участниками сети,
которые не под силу изолированной фирме. Снижение издержек на приобретение и
распространение знаний и технологий становится возможным благодаря включению в
состав объединения производителей знаний, кадровой миграции между участниками
кластера и непрерывному обучению в результате реализации формальных и
неформальных связей.
Для экономики
государства, региона, отдельно взятой территории кластеры выполняют роль точек
роста внутреннего рынка. Вслед за первым нередко образуются новые кластеры и
конкурентоспособность страны (региона) в целом увеличивается.
Другим
достоинством является возможность целенаправленной переориентации убыточных
предприятий региона, предоставления адресных льгот определенным группам
компаний, имеющим важное значение для экономики. В кластере обеспечивается
прозрачность вклада предприятия в стоимость конечного продукта: оно становится
понятным для инвестора, то есть удовлетворяет условиям инвестиционной
привлекательности. Власти получают возможность регулирования инвестиционных
потоков и оценки эффективности вложений на основе приоритетности развития
региональных кластеров.
В отличие от
обычных форм кооперационно-хозяйственных взаимодействий малого, среднего и
крупного бизнеса, кластерные системы характеризуются следующими особенностями:
- наличие крупного
предприятия – лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную
и иную стратегию всей системы;
- территориальная
локализация основной массы хозяйствующих субъектов – участников кластерной
системы;
- устойчивость
хозяйственных связей хозяйствующих субъектов – участников кластерной системы,
доминирующее значение этих связей для большинства ее участников;
- долговременная
координация взаимодействия участников системы в рамках ее производственных
программ, инновационных процессов, основных систем управления, контроля
качества и пр.
Каковы же предпосылки и
условия для создания кластеров?
Изучение
методологических подходов, передового зарубежного и отечественного опыта
формирования производственных кластеров позволяет утверждать, что для
осуществления этого процесса требуется ряд предпосылок:
1. Наличие
совокупности предприятий, взаимодействующих в рамках бизнес-процессов,
использующих конкурентные преимущества территории и ориентированных на
динамично развивающиеся сегменты рынка.
2.
Функционирование значительного числа малых и средних предприятий, использующих
различные, но с некоторыми общими чертами технологии и/или специализирующихся
на выпуске одного или нескольких видов изделий.
3. Наличие научных
организаций с высокой предпринимательской культурой; квалифицированной рабочей
силы; свободных производственных помещений и инфраструктуры, необходимых для
организации бизнеса.
4. Хорошо развитая
инфраструктура, поддерживающая промышленное развитие (технопарки,
бизнес-инкубаторы, информационно-технические центры, промышленные зоны,
инновационно-промышленные комплексы, агентства по развитию субконтрактных отношений).
5. Сильные
торгово-промышленные палаты и эффективные профессиональные ассоциации, которые
предоставляют компаниям возможность встречаться и обмениваться опытом.
6. Атмосфера
доверия и творчества, являющаяся следствием тех взаимных преимуществ, которыми
пользуются предприятия, расположенные на одной территории.
7. Политика
региональных органов власти и управления, направленная на поддержку и развитие
кластеров. Постоянное взаимодействие фирм внутри кластера способствует
формальному и неформальному обмену знаниями и профессиональными навыками. А
образование так называемой «критической массы» компаний в кластере служит
стимулом для дальнейшего привлечения новых компаний, инвестиций, услуг и
поставщиков, а также поддерживает процессы формирования собственных
профессиональных кадров.
К позитивным
условиям, влияющим на формирование кластеров, относятся прежде всего развитая
технологическая культура и психологическая готовность к кооперации.
В то же время
можно выделить ряд факторов, препятствующих развитию кластеров. Это:
а) низкое качество
бизнес-климата и уровня развития инфраструктуры;
б) неадекватность
образовательных и научно-исследовательских программ потребностям экономики;
в) слабые связи
между производственным сектором, образовательными и научными организациями;
г) низкая
эффективность отраслевых и профессиональных организаций;
д) широко
используемый краткосрочный горизонт планирования, в то время как в случае
кластерного управления реальные выгоды от развития кластера появляются не ранее
чем через 5–7 лет. Роль органов власти состоит в том, чтобы поддерживать
развитие позитивных факторов и способствовать преодолению препятствий, используя
все возможные меры для улучшения общеэкономического климата в регионе. Несколько упрощая,
можно сказать, что с помощью кластеров органы государственной власти и
управления могут эффективнее использовать новые рыночные тенденции для
социально-экономического развития региона. Кластерный подход предоставляет
органам власти инструментарий эффективного взаимодействия с бизнесом, приводит
к более глубокому пониманию его характерных показателей и тактических задач,
дает возможность целенаправленного и мотивированного реального стратегического
планирования ресурсов региона, развития территорий и повышения
конкурентоспособности экономики.
Длинные цепочки
производства добавленной стоимости увеличивают инвестиции в регионе и связанные
с ними налоговые поступления. Использование кластерного подхода в управлении экономикой в
целях повышения ее конкурентоспособности является приоритетным направлением
экономической политики Вологодской области. Формирование ряда региональных
кластеров для обеспечения устойчивого экономического роста предусматривается и
так называемым «Планом Губернатора 2012».
Сложность и
актуальность задач, стоящих перед правительством области, стали основанием для
проведения в 2007 г. сотрудниками Вологодского научно- координационного центра
ЦЭМИ РАН научно-исследовательской работы по теме: «Развитие производственных
кластеров в регионе».
Изучение и анализ
теоретико-методологических подходов, зарубежного и отечественного опыта
позволило определить технологию формирования кластеров в регионе,
предусматривающую три основных этапа.
На наш взгляд,
принципиально важное значение имеет первый этап – предварительный, на котором
определяется потенциал кластеризации и разрабатывается программа реализации
кластерных проектов.
Задача второго
этапа – активизация процессов кластеризации в регионе, подключение к этим процессам
возможных участников. Для того чтобы процесс кластеризации реально начался,
требуется инициатива властных структур региона. Действия властей должны быть
направлены прежде всего на формирование координационного центра с целью
планирования и реализации кластерных проектов, лоббирования интересов их
участников, разрешения внутренних конфликтов, координации деятельности,
содействия развитию.
Кластер
предполагает взаимодействие различных структур и организаций, поэтому членами
координационного совета могут стать все заинтересованные в его создании и
развитии лица: представители местных органов власти, различных объединений и
союзов предпринимателей, крупных компаний и образовательных учреждений региона.
Принципиальная
схема взаимодействий в региональном производственном кластере представлена.
Итак, условно
участников кластера можно разделить на три группы:
1) Министерства
федерального правительства, региональные органы власти и управления и
Координационный совет кластера – участники, которые оказывают косвенное
воздействие на функционирование кластера и роль которых заключается в
координации и регулировании его деятельности.
2) Предприятия –
производители ключевых товаров/услуг кластера. Они объединены между собой как
вертикальными (цепи покупок и продаж), так и горизонтальными (дополнительные
изделия и услуги, использование подобных специализированных затрат, технологий
или институтов и др.) связями.
3) Организации,
обслуживающие предприятия – производителей ключевых товаров/услуг кластера.
Данные организации не принимают непосредственного участия в производстве
ключевых товаров/услуг кластера, однако их наличие оказывает значительное
влияние на его развитие.
Необходимо
развивать и коммуникации между основными участниками кластера. Основой для
формирования кластеров является возможность и/или необходимость совместного
использования многими хозяйствующими субъектами одного или нескольких
объединяющих факторов, таких как: базовая технология, каналы маркетингового
продвижения продукции, система подготовки кадров, система генерации ноу-хау,
относящихся к единому продуктовому направлению.
Итогом основного этапа является реализация программы
развития, а следовательно, создание в регионе кластеров.
На завершающем
этапе выполняется оценка функционирования кластеров на основе показателей,
характеризующих экономическое развитие. По результатам оценки осуществляется
корректировка программы развития кластеров, проводятся необходимые изменения в
их деятельности.
Однако, чтобы
кластеры стали действенным механизмом роста конкурентоспособности региональной
экономики, необходимо активизировать работу в этом направлении как со стороны
правительственных и предпринимательских структур, так и организаций,
обеспечивающих информационное и методическое обслуживание.
Функции
по обеспечению инициирования разработки стратегий развития кластеров,
содействию их организационному развитию и основному объему финансовой поддержки
кластерных инициатив будут реализовываться органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В
результате разработки стратегий развития кластеров, осуществляемой на
региональном и муниципальном уровнях, будет обеспечена возможность эффективного
и адекватного учета приоритетов развития кластеров в рамках реализации
региональных и муниципальных стратегий и программ социально-экономического
развития, включая проекты развития транспортной и инженерной инфраструктуры,
жилищного строительства, а также реализации мер в области поддержки малого и
среднего предпринимательства, инновационной и технологической политики,
образовательной политики, политики привлечения инвестиций, политики развития
экспорта, развития отраслей экономики.
Развитие
территориальных кластеров в России является одним из условий повышения
конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов
частно- государственного партнерства.
Территориальные
кластеры (далее – кластеры) – объединение предприятий, поставщиков
оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных
услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями
территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и
реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории
как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.
Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих
конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных
высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.
К
настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из
ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд проектов развития
территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке.
На
федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое
финансирование мероприятий по развитию кластеров.
Так,
в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета,
предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской
Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей
региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально
гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в
целях реализации широкого спектра кластерных проектов. Благоприятные возможности
для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых
экономических зон технико-внедренческого, промышленно-производственного,
туристско-рекреационного и портового типа, создаваемых в соответствии с
Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ, а также технопарков, создание государственной программы «Создание в Российской
Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р.
Предпосылки
для образования новых территориально-производственных кластеров создаются также
в рамках реализации проектов «промышленной сборки», осуществляемых в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта
2005г. № 166.
Дополнительные
предпосылки к развитию кластеров на базе наукоградов обеспечиваются в рамках
предоставления финансовой поддержки на строительство инновационной, социальной
и инженерной инфраструктуры, осуществляемой из средств федерального бюджета в
соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации»
от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ.
Кроме
того, эффективные механизмы финансирования проектов развития кластеров
сформированы в результате образования и деятельности ряда институтов развития,
включая Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственную корпорацию
«Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО
«Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере.
В
то же время, стадии практической реализации достигла лишь относительно
небольшая часть проектов развития кластеров. По ряду приоритетных направлений
кластерной политики работы еще не начаты:
-
не
созданы механизмы методической, информационно-консультационной и
образовательной поддержки развития кластеров;
-
отсутствует
необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики;
-
ограничен
набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных
источников.
Необходимо
повысить эффективность использования потенциала развития кластеров как одного
из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности и диверсификации
экономики. Для этой цели были разработаны Методические рекомендации по
реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации.
На
официальном сайте комитета www.severcom.ru в апреле-мае 2007 года была
проведена Интернет – конференция «Инновационное развитие экономики Севера:
проблемы и перспективы».
Данные
рекомендации, подготовленные в рамках реализации Программы канадско-российского
сотрудничества в области развития Северных территорий (NORDEP) являются
логичным продолжением работы Комитета Совета Федерации по делам Севера и
малочисленных народов по реализации кластерной политики в северных субъектах
Российской Федерации. В Программе социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, одним из путей мобилизации ресурсов в регионах для динамичного
экономического роста, повышения конкурентоспособности и диверсификации
региональной экономики определено развитие производственных кластеров.
В
настоящий момент завершена разработка проекта Концепции кластерной политики в
Российской Федерации и предполагается проведение экспериментов по реализации
мер кластерной политики на региональном и муниципальном уровнях.
В
Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в северных
субъектах Российской Федерации даны ряд определений. Автор рассматривает
нормативные документы, такие как «Методические рекомендации по реализации
кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации»[39],
в которых даются определения ключевых понятий. Кластер – группа однородных
взаимосвязанных экономических объектов (корпораций, отраслей или предприятий).
Региональный кластер – сетевая структура, которая включает представителей
власти, бизнес-сообщества, организации гражданского общества в регионе,
сплоченных вокруг ядра конкурентоспособной экономической деятельности.
Кластерная
политика – мероприятия, проводимые муниципальными и государственными органами
власти по созданию и поддержке развития кластеров на определенных территориях.
Включает в себя меры нормативного правового обеспечения, инвестиционные,
финансово-бюджетные механизмы, информационную поддержку.
Целями
кластерной политики является повышение конкурентоспособности и инновационного
потенциала предприятий и отдельных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса
и содействие диверсификации национальной экономики через стимулирование и
развитие региональных отраслевых кластеров.[40]
Под
кластерной инициативой понимаются скоординированные действия, направленные на
повышение конкурентоспособности и роста регионального отраслевого кластера с
вовлечением и непосредственным участием ключевых участников кластера: компаний,
ассоциаций, образовательных учреждений и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|