Дипломная работа: Развитие субъектов Российской Федерации в системе федеративных отношений (на примере Самарской области)
Кластерные
инициативы представляют собой новый проектно ориентированный подход для
стимулирования кластеров и являются специфическим инструментом кластерной
политики на федеральном и региональном уровнях.
Основной
задачей органов федеральной исполнительной власти в сфере кластерной политики
на Севере России является стимулирование и поддержка создания и реализации
кластерных инициатив в субъектах и муниципальных образованиях Российской
Федерации. Для достижения поставленной задачи органы федеральной исполнительной
власти в пределах своей компетенции должны осуществлять следующие функции:
-
информационно-аналитическая
поддержка реализации кластерной политики;
-
разработка
общей стратегии, включая мотивы, цели, задачи и направления политики развития
кластеров;
-
использование
существующих инструментов и мероприятий экономической политики для реализации
кластерных инициатив в северных субъектах Российской Федерации;
-
интеграция
принципов кластерной политики в деятельность отдельных министерств и ведомств,
ответственных за экономическое и социальное развитие регионов Севера России;
-
конкурсная
поддержка комплексных инициатив по развитию кластеров на региональном уровне;
-
содействие
развитию международного сотрудничества в сфере кластерной политики;
-
В качестве концептуальной поддержки развития кластерной политики
в Российской Федерации на федеральном уровне должна быть разработана и
утверждена концепция развития кластерной политики, в которой должны быть
прописаны мотивы, цели, задачи и направления политики развития кластеров.
-
В целях обеспечения реализации концепции кластерной политики
должен быть разработан план действий на ближайшую перспективу по реализации ее
положений.
Для
целей поддержки развития отдельных кластерных инициатив в Концепции кластерной
политики должна быть предусмотрена возможность применения существующих на
федеральном уровне инструментов и мероприятий экономической политики. В этой
связи можно выделить 5 ключевых направлений их применения:
- Развитие
инновационного потенциала, предусматривающее осуществление финансовой поддержки
НИОКР, создание научных и технологических парков, центров трансферта
технологий, инновационных баз данных, содействие в коммерциализации НИОКР.
- Развитие
человеческого капитала, предусматривающее мероприятия по повышению качества
образования по профилю кластера, программы повышения квалификации,
стимулирование притока специалистов из других регионов и из-за рубежа.
- Поддержка
бизнес-инициатив, предусматривающая создание бизнес-инкубаторов по профилю
кластера, венчурных фондов, содействие доступу к кредитным ресурсам, предоставление
в лизинг оборудования на льготных условиях, определенные налоговые преференции,
предоставление льгот по использованию государственного имущества, упрощение
процедур регистрации компаний, снижение административных барьеров.
- Поддержка
экспансии продукции кластера на международных рынках, включающая программы
поддержки экспорта, сертификации продукции по международным стандартам, содействие
в проведении маркетинговых исследований, поддержка участия (или организация) в
соответствующих выставках и ярмарках.
- Развитие
инфраструктуры кластера, предусматривающее финансирование проектов по развитию
транспортной и инженерной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций.
С
точки зрения ресурсного обеспечения реализации кластерной политики органов
федеральной исполнительной власти могут быть использованы механизмы
финансирования мероприятий за счет бюджетных средств, такие как:
- федеральные
и ведомственные целевые программы,
- федеральные
адресные инвестиционные программы,
- НИОКР,
- средства
Инвестиционного фонда Российской Федерации,
- средства
Банка развития и внешнеэкономической деятельности,
- средства,
выделяемые на создание особых экономических зон и технопарков,
- средства
венчурных фондов,
- средства,
выделяемые на реализацию национальных проектов,
- средства
программ развития малого предпринимательства,
- средства
Фонда регионального развития.
Кластерная
политика региональной власти на примере Северных регионов Российской Федерации
призвана нейтрализовать издержки узкого корпоративного подхода, опасного для
целей устойчивого развития северных регионов России[41].
Можно выделить четыре группы задач властей северных регионов в сфере кластерной
политики: координационная, институциональная, инфраструктурная, кадровая. Это
означает, что региональные органы государственной власти должны выполнять
функцию эффективного коммуникатора, лидера кластерной сети. В этой связи
деятельность региональных администраций сводится к эффективному согласованию
интересов всех участников регионального кластера, созданию условий и
непосредственному объединению фрагментов региональной экономики вокруг ключевой
конкурентоспособной деятельности.
В
рамках задачи координации и информационно-аналитического сопровождения
региональных кластерных инициатив должны быть реализованы следующие
мероприятия:
1)
Создание агентств (корпораций) регионального развития;
2)
Создание системы консультаций и услуг для предприятий-резидентов кластера;
3)
Создание системы мониторинга и оценки реализации кластерных инициатив.
Ключевым
мероприятием координации региональных кластерных инициатив является
формирование агентств регионального развития – организационных структур,
координирующих реализацию стратегий и программ в целом, а также осуществляющих
оперативное управление ключевыми проектами. Для данных структур необходимо
разработать пакет регулирующих документов, определяющих их статус и полномочия,
а также систему взаимодействия с основными субъектами региональной экономики.
Основными
сферами деятельности агентств (корпораций) регионального развития являются
следующие:
-
Консолидация
и координация взаимодействия участников региональных кластерных инициатив;
-
Содействие
привлечению внешних инвестиций и новых участников в региональные кластерные
инициативы;
-
Оперативное
консультативное сопровождение проектов и инвесторов;
-
Координация
реализации кластерных проектов с органами государственной власти всех уровней и
с профильными организациями в России и за рубежом;
-
Распространение
лучших практик реализации кластерных инициатив;
-
Обеспечение
потребностей региональных кластеров в трудовых ресурсах;
-
Развитие
уровня компетенции участников региональных кластерных инициатив.
В
целях эффективной реализации региональных кластерных инициатив должна быть
создана система консультаций и услуг для предприятий-резидентов кластера.
Данная система должна быть ориентирована, прежде всего, на предоставление
маркетинговой поддержки компаний, оказание информационных услуг в части
регионального законодательства для предприятий и инвесторов, а также на
экспертную поддержку развивающимся и вновь открывающимся фирмам.
Формирование
данной системы требует переоценки существующих организационных структур органов
государственного управления, привлечения сторонних консалтинговых компаний, а
также развития новых компетенций региональных администраций, в том числе:
-
Осуществление
маркетинговой поддержки компаний;
-
Развитие
и укрепление сетевых структур и деловых контактов в целях сбора и
своевременного предоставления деловой и экономической информации;
-
Разработка
и поддержка web-сайтов для распространения необходимой информации среди
представителей деловых кругов;
-
Предоставление
статистических данных и информации широким деловым кругам;
-
Предоставление
информации и услуг в целях оказания содействия развитию и расширению предприятий
малого и среднего бизнеса;
-
Внедрение
принципа «единого окна» в предоставлении бизнес-информации;
-
Предоставление
отчетности об эффективности и перспективах местной экономики для содействия
бизнес-планированию предприятий малого, среднего и крупного бизнеса.
Для
эффективной реализация кластерной политики требуется создание адекватной
системы мониторинга и оценки реализации кластерных инициатив. Важным условием
функционирования систем мониторинга должна быть их непрерывность, т.е.
возможность в реальном времени отслеживать рост и барьеры, препятствующие
развитию кластеров.
В
мировой практике не существует общепринятых критериев оценки эффективности
развития кластеров. Существуют «универсальные» методики оценки, основанные на
подходе М.Портера (модель производительности кластерных инициатив, отчет о
конкурентоспособности кластера).
Можно
предложить набор косвенных параметров, которые в своей совокупности могут дать
представление об успешности того или иного кластера и необходимых усилиях
органов государственной власти и местного самоуправления по снижению негативных
барьеров:
1)
Влияние кластера
на региональную экономику. Данную группу характеризуют показатели роста
добавленной стоимости на уровне компании, кластера и сектора, показатель доли
предприятий кластера в ВРП, объем налоговых поступлений от резидентов кластера,
показатель уровня занятости населения (% занятых в кластере);
2)
Уровень
развития человеческого капитала. Данную группу характеризуют такие показатели,
как уровень производительности труда, количество человек вовлеченных в
деятельность кластера через участие в программах проф. подготовки, количество
дипломированных специалистов привлеченных в кластер, количество программ
сотрудничества бизнеса и университетов в области подготовки специалистов для
нужд кластера, количество практикантов и учащихся, вовлеченных в кластер;
3)
Близость
к поставщикам. Данную группу характеризуют показатели, связанные с анализом
качества поставок, количеством поставщиков 1-го, 2-го, 3-го ряда, оценкой
фактических поставщиков;
4)
Доступность
капитала. Данную группу могут характеризовать показатели объемов привлеченных
инвестиций, объемов привлеченных венчурных средств, оценки участия банков в
деятельности кластера, объемов государственных и частных инвестиций в развитие
инфраструктуры, количества выделенных грантов;
5)
Рост
сектора услуг характеризуют показатели объемов работ, переданных на аутсорсинг
(в финансовом выражении), количество привлеченных консультантов, количество
компаний предоставляющих продукцию и услуги для нужд кластера;
6)
Уровень
развития внешних связей могут характеризовать такие показатели как число
совместных предприятий, промышленных союзов, маркетинговых консорциумов, число
внешних обменов и др.;
7)
Уровень
социальной активности. Данную группу могут характеризовать такие показатели как
количество профессиональных, деловых и торговых ассоциаций, количество
участников в каждой, уровень активности ассоциаций, анализ их взаимодействия;
8)
Качество
делового климата. Данная группа характеризуется показателями количества вновь
открытых предприятий в кластере, количества компаний, вовлеченных в кластер,
интегральной оценки индивидуальных опросов предприятий-участников кластера об
их деятельности за оцениваемый период и среднесрочных ожиданиях;
9)
Развитие
инноваций в кластере характеризуют показатели объемов средств, вовлеченных из
государственных и частных источников в НИОКРы в рамках кластера, количества
патентов, зарегистрированных компаниями-участниками кластера, объемов
инвестиций в новые технологии, количества новых продуктов, выпущенных
предприятиями кластера;
10)
Уровень
конкурентоспособности резидентов кластера оценивается исходя из количества
сделок, заключенных резидентами кластера, объемов экспорта продукции кластера,
объемов продаж продукции резидентов кластера за пределами региона, объемов
операций с иностранной валютой.
Такой
подход предусматривает формирование эффективной среды для деятельности
участников региональных кластерных инициатив. Должны быть разработаны
инструменты по формированию и длительному поддержанию особой творческой
атмосферы конкуренции и партнерства между участниками кластера. В вопросах
регламента деятельности корпоративных структур речь идет не просто о системе
договоров, но об активном поощрении инновационного развития и модернизации
внутри корпоративных структур регионального кластера, поощрение компаний к
развитию креативности даже в условиях, когда внешних стимулов к этому у них не
возникает (высокие мировые цены и др.). Задачей государственной власти
субъектов Российской Федерации является создание условий, в которых участники
кластера должны конкурировать за кадры, лицензии, квоты, используя для этого
весь спектр инструментов, вплоть до самых активных. Среди необходимых
мероприятий достижения поставленной задачи можно выделить следующие:
-
формирование
региональных планов действий по развитию частно-государственного партнерства;
-
создание
конкурентоспособного в сравнении с другими регионами налогового режима,
развитие региональной системы льгот и преференций для компаний-резидентов
кластеров;
-
развитие
особых экономических зон (в т.ч. регионального уровня), технопарков, центров
передового опыта, бизнес-инкубаторов и их поддержка;
-
развитие
регионального брендинга;
-
развитие
промышленного дизайна;
-
реализация
программ поддержки малого предпринимательства (в т.ч. формирование региональных
фондов поддержки предпринимательства);
-
разработка
системы гарантий и компенсаций процентных ставок по бизнес кредитам;
-
содействие
внедрению международных стандартов корпоративного управления;
-
формирование
и реализация программ привлечения бизнеса в региональные кластеры;
-
формирование
центров (отделов) трансферта технологий при ведущих университетах,
научно-исследовательских институтах;
-
создание
фондов инновационного развития (выдача грантов на исследования, помощь в
получении венчурного финансирования);
-
реализация
программ и проектов трансферта технологий в региональные кластеры.
Необходима
модернизация объектов инфраструктуры, обеспечивающих устойчивое развитие существующих
и стимулирование появления новых кластерных инициатив. В рамках данного
направления задачей государственной власти субъектов Российской Федерации
является актуализация ключевых инфраструктур региона, в том числе:
-
повышение
эффективности и развитие университетов, научно-исследовательских институтов и
технико-исследовательских организаций;
-
повышение
адекватности и развитие транспортной инфраструктуры;
-
повышение
адекватности и надежности энергетической инфраструктуры;
-
развитие
инженерной инфраструктуры;
-
развитие
финансовой инфраструктуры (в т.ч. содействие формированию эффективной
банковской системы, фондового рынка, институтов коллективного инвестирования,
развитие лизинга и факторинга, обеспечение доступа компаний к рисковому и
венчурному капиталу, развитие услуг по мультивалютной конвертации, создание
системы конкурсных грантов и т.д.);
-
развитие
телекоммуникационной инфраструктуры (включая развитие широкополосного доступа,
содействие диверсификации услуг и видов связи);
-
обеспечение
доступа к земле и коммерческой недвижимости (например, создание промышленных
парков);
-
развитие
социальной инфраструктуры.
Рассмотрим
формирование эффективной системы привлечения, подготовки и переподготовки
квалифицированных кадров для нужд региональных кластеров. В рамках данного
направления ключевой задачей органов государственной власти субъектов
Российской Федерации является улучшение качества местных человеческих ресурсов,
привлечении квалифицированных специалистов из других регионов и стран для укрепления
конкурентного потенциала региональных кластеров. Длительное поддержание
конкурентоспособности кластера возможно только через непрерывный инновационный
процесс, который опирается на квалифицированные кадры. Чаще всего успех
кластера базируется на специфическом знании о его специфике, которое не всегда
может быть передано целиком формальным образом через письменные и электронные
источники информации (только частично, с неизбежными потерями). Во многом оно
привязано к эксперту – его носителю. В этой связи необходима поддержка местных
научных школ и местных кадров специалистов, которые сохраняют специфическое
знание о свойствах кластерных природных ресурсов.
Кадровая
задача решается инструментами, предусмотренными в региональной политике
занятости, образовательной политике, политике в области малого
предпринимательства, иммиграционной – в той части, которая затрагивает развитие
региональных кластеров. Исключительно важны мероприятия власти по созданию
региональной инновационной системы, которые содействуют повышению
интеллектуальности развития кластера, напрямую связаны с укреплением
кластерного сообщества квалифицированными кадрами.
Среди
инструментов управления человеческими ресурсами применительно к развитию
региональных кластеров особое внимание следует сосредоточить на следующих
направлениях:
-
повышение
адекватности и качества образовательных программ (для кластеров) в средних и
высших профессиональных учебных заведениях (например, через создание отраслевых
стандартов);
-
создание
специализированных программ повышения квалификации;
-
организация
студенческой практики на предприятиях кластера;
-
формирование
и реализация программ привлечения трудовых ресурсов (в т.ч. из-за рубежа);
-
обеспечение
тесного взаимодействия отраслевой и вузовской науки со специалистами
предприятий кластеров;
-
формирование
доступного качества жизни (включая содействие развитию
рынка доступного жилья, развитию системы здравоохранения и развитию
инфраструктуры развлечений и досуга).
С
точки зрения ресурсного обеспечения реализации кластерной политики органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть использованы
механизмы финансирования мероприятий за счет бюджетных средств, такие как:
-
средства
региональных программ и стратегий социально-экономического развития;
-
средства
региональных программ и стратегий развития отраслей и секторов;
-
средства
региональных бюджетных фондов;
-
средства
региональных инвестиционных фондов;
-
средства,
выделяемые на финансирование региональных особых экономических зон и технопарков;
-
средства
региональных венчурных фондов.
Основные
приоритеты кластерной политики на уровне муниципальных образований –
координация усилий членов, задействованных в многозвенной цепочке производства
и потребления продукции; расширение перечня и стандартизация качества
выпускаемой продукции, расширение рынков сбыта, осуществление полного цикла
производства и реализации продукции вплоть до конечного потребителя, повышение
общего уровня профессиональных навыков персонала фирм, входящих в кластер, представление
и защита экономических, правовых и имущественных интересов членов кластера;
создание условий для саморазвития кластеров (развитие инфраструктуры, высшего и
профессионального образования, ассоциаций предпринимателей) и др.
Целью
органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации должно являться
повышение конкурентоспособности местных предприятий. Для достижения
поставленной цели усилия органов местного самоуправления в пределах своей
компетенции должны быть направлены на систематическую реализацию следующих
задач:
-
вовлечение
местных кластерных инициатив в региональные кластеры;
-
информационно-аналитическая
поддержка местных кластерных инициатив;
-
нормативно-правовая
поддержка местных кластерных инициатив;
-
административная
поддержка местных кластерных инициатив;
-
налогово-бюджетная
поддержка местных кластерных инициатив;
-
денежно-кредитная
поддержка местных кластерных инициатив;
-
инвестиционная
поддержка местных кластерных инициатив;
-
развитие
инновационной составляющей местных кластерных инициатив;
-
развитие
инфраструктуры;
-
развитие
и привлечение трудовых ресурсов.
Основными
направлениями кластерной политики на уровне муниципальных образований могут
быть:
1. Создание
кластеров муниципальных предприятий;
2. Разработка
проектов создания кластеров предприятий различных отраслей, продукция которых
будет конкурентоспособна на местном, региональном, национальном и глобальном
рынках. Информирование инвесторов и оказание содействия в развитии кластера –
административными и иными имеющимися ресурсами;
3. Создание
привлекательных условий для саморазвития кластеров (развитие инфраструктуры,
высшего и профессионального образования, ассоциаций предпринимателей и др.);
4. Создание
социальных кластеров (для повышения занятости в группах риска, решения
социальных проблем, сохранения традиционной культуры и промыслов);
5. Создание
экологических кластеров (групп экологических предприятий).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|