рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Развитие субъектов Российской Федерации в системе федеративных отношений (на примере Самарской области)

Для разработки и реализации кластерной политики в муниципалитетах необходимы специалисты по кластерному развитию, а взаимодействие муниципалитета и бизнеса может быть организовано через муниципальное агентство развития.

Основными специфичными проблемами в разработке и реализации кластерной политики на уровне северных муниципальных образований в России являются:

-  проблема «размытых» или «спорных» прав собственности;

-  проблема недостаточности финансовых ресурсов;

-  проблема управленческой и финансовой зависимости от региональных органов власти и представителей крупных корпораций;

-  проблема нехватки высококвалифицированных специалистов;

-  проблема недостаточной ответственности перед населением и малым бизнесом муниципалитета.

Решение перечисленных проблем должно содействовать активизации кластерной политики муниципальных образований.

В этой связи, должны быть разработаны соответствующие инициативы, направленные на решение острых проблем и использование возможностей, являющихся общими для муниципальных кластеров.

С точки зрения ресурсного обеспечения реализации кластерной политики муниципальных органов самоуправления могут быть использованы механизмы финансирования мероприятий за счет бюджетных средств, такие как:

1.  средства программ и стратегий социально-экономического развития муниципальных образований;

2.  средства районных фондов финансовой поддержки поселений;

3.  средства программ развития малого и среднего бизнеса.

региональный самарский федерализм самоуправление


Таблица 5 Три уровня поддержки реализации кластерных инициатив

Три группы инструментов Примеры инструментов по развитию кластеров
Повышение конкурентоспособности компаний кластера на внешних рынках
Конкурентоспособность компаний

·  Содействие в приобретении коллективной рыночной информации для группы компаний

·  Развитие экспортных возможностей для группы компаний в кластере (например, экспортные консорциумы);

·  Сертификации по международным стандартам качества (например, ISO, GMP, CMM и др.);

·  Совершенствование производственного процесса и операций (например, содействие в приобретении нового производственного оборудования);

·  Повышение качества продукции и услуг;

·  Разработка новых продуктов и услуг.

Развитие сотрудничества внутри кластера
Развитие связей и взаимодействия (внутренние связи и внешние связи)

·  Развитие связей на уровне системы поставщиков (например, инструменты субконтрактации);

·  Развитие связей на уровне НИОКР, коммерциализации и образовательных программ;

·  Развитие международных связей кластера;

·  Содействие в координации усилий участников по развитию кластера;

·  Создание специализированной кластерной ассоциации.

Повышение качества бизнес-окружения для развития кластера

Человеческие

ресурсы

·  Повышение адекватности и качества образовательных программ (для кластера) в средних и высших профессиональных учебных заведениях (например, через создание отраслевых стандартов);

·  Создание специализированных программ повышения квалификации; Организация студенческой практики на предприятиях кластера;

·  Формирование и реализация программ привлечения трудовых ресурсов

НИОКР и коммерциализация

·  Развитие доступа со стороны компаний кластера к результатам НИОКР и экспертизе (например, консультационные услуги);

·  Содействие созданию отделов и программ передачи технологий в структурах университетов, научно-исследовательских институтов;

·  Реализация совместных НИОКР;

·  Содействие в коммерциализации НИОКР;

·  Предоставление помещений для новых компаний (например, бизнес-инкубаторы);

·  Развитие технопарков, центров передового опыта, бизнес-инкубаторов и их поддержка,

·  Защита интеллектуальной собственности

Инфраструктура

·  Повышение эффективности и развитие университетов, научно-исследовательских институтов и технико-исследовательских организаций;

·  Повышение адекватности и развитие транспортной инфраструктуры;

·  Повышение адекватности и надежности энергетической инфраструктуры;

·  Развитие инженерной инфраструктуры;

·  Развитие телекоммуникационной инфраструктуры (включая развитие широкополосного доступа, содействие диверсификации услуг и видов связи);

·  Доступ к земле и коммерческой недвижимости (например, создание промышленных парков).

Финансовые ресурсы

·  Доступ к рисковому капиталу;

·  Доступ к финансовым ресурсам для малых и средних компаний;

·  Доступ к венчурному капиталу;

·  Развитие системы банков и инвестиционных фондов;

·  Развитие системы конкурсных грантов;

·  Развитие лизинга и факторинга.

Деловой климат

·  Темпы роста экономики региона;

·  Создание и реализация программ привлечения компаний;

·  Упрощение процедуры регистрации компаний;

·  Снижение административных барьеров;

·  Формирование и реализация программ преференций и льгот для компаний-участников кластера.

Качество жизни

·  Содействие развитию рынка доступного жилья;

·  Развитие системы здравоохранения;

·  Развитие инфраструктуры развлечений и досуга;

·  Личная безопасность.


Таблица 6 Влияние принципов кластерного подхода на ключевые параметры региональной политики

Вид политики Традиционный подход Новый подход Характеристика кластерной программы
Региональная политика Перераспределение от ведущих регионов в отстающие Создание конкурентоспособных регионов посредством объединения местных «игроков» и активов

- Основная цель – отстающие регионы

- Упор делается на небольшие компании в противоположность крупным, если не явно, то по факту

- Широкий подход к целям сектора, в том числе и инновационным

- Упор на взаимодействие «игроков»

Научно-техническая политика Финансирование отдельных, односекторных проектов Финансирование совместных исследований, включающее в себя связи с промышленностью и коммерциализацией

- Упор на высокие технологии

- Использование и укрепление территориальных воздействий на инвестиции в исследования

- Продвижение совместных исследований и инструментов для поддержки коммерциализации

- Работа как с крупными, так и с небольшими компаниями; возможна поддержка дочерних и новых проектов

Промышленная политика Субсидии ведущим компаниям Поддержка распространённых нужд групп компаний, осваивание технологий (особенно в отношении малого бизнеса)

Программы часто выбирают один из следующих подходов:

- Работа с компаниями, отвечающими за национальный рост

- Поддержка отраслей, переживающих переход и потерю занятости

- Помощь небольшим компаниям в преодолении барьеров роста и осваивания технологий


В данном случае синергетический эффект от взаимодействия организаций, входящих в такой кластер, достигается уже за счет возникающей региональной связи: все предприятия региона взаимодействуют на основе конкурентно-партнерских отношений ради достижения общей цели – развитие региона в целом как кластера. При этом все субъекты хозяйствования находятся в равных условиях для осуществления своей деятельности: одна территория, одно законодательство. Вопрос инновационного развития всего кластера за счет включения в его структуру инновационных инфраструктурных элементов в настоящее время стоит весьма остро не только в нашей стране, но во всем мире. Это объясняется тем, что методологии проведения подобных мероприятия на сегодняшний день только начинает приобретать четкие контуры.

На основе анализа существующего практического опыта по кластеризации отдельных регионов, была разработана методика проведения алгоритма по инновационному организационно-проектному развитию отраслевого/регионального кластера, суть которой заключается в выполнения ряда последовательных мероприятий:

1 этап: Подготовительные работы, предполагающие:

- анализ региона или отрасли на вопрос актуальности проведения мероприятий по их инновационному организационно-проектному развитию

- составление заказчиком (Администрацией) технического задания (ТЗ) на разработку программы по инновационному организационно-проектному развитию отраслевого/регионального кластера

- ознакомление с действующим законодательством в области поддержки инновационной деятельности в регионе/отрасли

2 этап: Анализ отраслевого/регионального кластера, включающий:

- доказательство того, что выделенный кластер действительно отвечает всем требованиям отраслевого/регионального кластера;

- проведение кластеризации (выделение в кластере подкластеров) и составление по ее результатам карты отраслевого/регионального кластера;

- составление анкет и проведение по ним анкетирования субъектов хозяйствования, входящих в выделенные подкластеры.

3 этап: Обработка результатов анализа отраслевого/регионального кластера:

- определение целей, задач и функций администрации кластера в целом, и подкластера в частности

- установление взаимосвязи кластера с выделенными подкластерами при помощи инновационных инфраструктурных элементов уровня администраций кластера и выделенных подкластеров (выработка и обоснование конкретных инновационных инфраструктурных элементов кластера и подкластеров)

Проведение кластеризации региона/отрасли и построение

карты всего кластера

Кластеризацию региона мы проводить исходя из следующих соображений:

1. Подкластеры выделяем исходя из вида деятельности субъекта хозяйствования.

2. Выделяемые подкластеры должны удовлетворять всем характерным признакам кластера: однородность, наличие кооперационных связей и синергетического эффекта.

3. Выделенные подкластеры взаимодействуют друг с другом, образуя инновационную цепочку.

4. При необходимости выделяем подподкластеры, исходя из уровня деятельности (качества предоставляемых услуг).

5. Выделяемые подподкластеры также должны удовлетворять всем характерным признакам кластера: однородность, наличие кооперационных связей и синергетического эффекта.

Карта кластера представляет собой обобщение уже полученных результатов по кластеризации с указанием места и роли администраций кластера и подкластеров.

На данном рисунке показаны 4 подкластера: подкластер образовательных учреждений, подкласетр НИИ, подкластер предприятий малого и среднего бизнеса, подкластер промышленных предприятий. На практике подкластеры пересекаются, накладываются друг на друга и т.п., но для наглядности в данном пособие мы изобразили их изолированными друг от друга. При этом все 4 подкластера взаимодействуют друг с другом через свои администрации, а контролирует и направляет их деятельность администрация кластера. Также на карте, показано, что в каждом подкластере соседствуют несколько взаимодополняющих друг друга предприятий, организаций или учреждений (условные подподкластеры 1 и 2).

Постулаты формирования инновационных инфраструктурных элементов в региональных и (или) отраслевых кластерах На основе изложенной выше методологии можно сформулировать следующие постулаты формирования инновационных инфраструктурных элементов в региональных и (или) отраслевых кластерах:

1. В регионе/отрасли присутствуют все предпосылки для формирования кластерной модели функционирования и инновационной деятельности субъектов хозяйствования, а именно создана инновационная среда, предполагающая обучение по вопросам инноватики, регулярное проведение региональных или областных конкурсов инновационных проектов, а также инфраструктурное сопровождение.

2. Взаимодействие между подкластерами осуществляется за счет 4-х администраций подкластеров под руководством администрации кластера.

3. Инновационные инфраструктурные элементы формируем двух типов:

- внешние (уровня администрации кластера), которые выбираем из уже известных во всем мире инфраструктур – технопарки, инкубаторы, промышленные зоны и т.п.

- внутренние (уровня администрации подкластера), которые формируем по принципу аутсерсинга – выноса из субъектов хозяйствования соответствующего подкластера общей для всех инновационной функции во внешнюю среду.

4. Внешние инновационные инфраструктурные элементы призваны соединить все выделенные подкластеры в инновационную цепочку, обеспечивающую эффективное функционирование субъектов хозяйствования кластера.

5. Внутренние инновационные инфраструктурные элементы призваны содействовать инновационно-проектному развитию предприятий, что приведет к развитию соответствующего подкластера в целом.

Инновационная деятельность в кластере. Согласно определению кластера, что это группа взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга, то весь кластер можно представить состоящим из подкластеров, а подкластеры, в свою очередь, могут состоять из подподкласетров. По данной классификации будем исходить из того, что в каждом кластере будь то региональный или отраслевой, можно выделить 4 подкластера по сферам деятельности, которые, взаимодействуя между собой, дополняют друг друга до единого целого, что, в конечном счете, способствует развитию, повышению конкурентоспособности всего кластера. Далее более подробно рассмотрим каждый из них.

1. Научно-исследовательские предприятия:

- Научно-исследовательские институты.

- Опытно-конструкторские предприятия.

- Проектно-конструкторские предприятия.

- Проектно-технологические предприятия.

2. Образовательные учреждения:

- Средние образовательные учреждения (школы, гимназии).

- Техникумы.

- Высшие образовательные учреждения.

3. Предприятия среднего и малого бизнеса.

4. Промышленные предприятия. Взаимодействие подкластеров между собой происходит за счет создания новых инновационных инфраструктурных элементов кластера. Для того чтобы проанализировать и выявить необходимость того, или иного инновационного элемента требуется четкая взаимосвязанная работа администраций подкластера и Администрации кластера в целом. Таким образом, примером инновационного инфраструктурного элемента кластера может служить:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.