Шпоры по Философии
|умозрительной |от подобной точки |понимания. П.Рикер |начала ХХ века: |
|философии впредь до |зрения неминуемо вел |анализировал язык в |основные |
|предварительного |и к отказу от |шир контексте соц |представители и |
|исследования форм |идеализма вооюще. |жизни и культуры, |направления.Фил. |
|познания и границ |Заслугой |применяет гермен для |мысль в Р. |
|наших познавательных |Ф.явл.подчеркивание |исследования |формировалась под |
|способностей. |связи идеализма с |лит-ры.Искусство и |влиянием общемировой |
|Исследования эти |религией. Резкой |теория истолкования, |фил. Однако специф Р |
|приводят К.к |критике подвергает |имеющего целью |фил во многом |
|агностицизму- к |Ф.также |выявить смысл текста,|складывалась под |
|утверждению, будто |идеалистич.хар-ер |исходя из его |влиянием социально |
|природа вещей, как |гегелевской |объективных (грам |културных процессов, |
|они сущ-т сами по |диалектики. Критика |значения слов и их |происходивших на |
|себе (“вещей в |Гегеля открывала путь|истор обусловленные |Руси. Христианизация |
|себе”), принципиально|к использованию |вариации) и |Р. сыграла огромную |
|недоступна нашему |рацион-го содержания |субъективных |роль в становлении |
|познанию: последнее |гегелевской философии|(намерения авторов) |рус. фил мысли.Поиски|
|возможно только |и в этом отношении |оснований. Возникает |рус ф-й мысли |
|относительно |способствовала |в период эллинизма в |(16-18в) проходили в |
|“явлений”, |формированию |связи с задачами |противоборстве 2-х |
|т.е.способа, |марксизма. Однако |научного исследования|тенденций: |
|посредством кот.вещи |Ф.просто отбросил |и издания |1)акценти-ровала |
|обнаруживаются в |фил-ию Гегеля и |классических текстов |вним-е на самобыт с |
|нашем опыте. |поэтому не сумел |и развивается далее в|неповторимым |
|Существуют две |увидеть главного его |рамках толкования |своеобраз-м рус дух |
|формы познания: |достижения- |“Свящ писания”. В 19в|жизни 2) выражала |
|чувственность |диалектики. |начинается развитие |стрем-е вписать Р в |
|(способность к |Осн.содерж.и смысл |так назыв свободной |процесс раз-я европ |
|ощущениям), рассудок.|фил-ии Ф.-отстаивание|Г., не ограниченной |культуры,представит |
|Чувственность дает |мат-ма. Антропологизм|предметом, границами |считали что поскольку|
|возможность |Ф.проявл-ся в |смысла текста. У |Р встала на путь |
|познавать явления |выдвижении на первый |Дильтей Г. |культ раз-я позже др |
|(феномены). Рассудок |план сущности |превращается в |стран то она должна |
|дает возможность |человека, |специфический метод |уч-ся у запада и |
|познавать мысленные |кот.рассм-ся им как |общ наук, призванный |пройти тот же истор |
|представления. |“единственн.,универс-|обеспечить понимание |путь. Своеобр |
|Имеются субъект и |ый и высший” предмет |общ событий, исходя |направлением в Р фил |
|предикат (то, что |фил-ии. Но провести |из субъективных |явились воззрения |
|говорится о данном |последовательно |намерений |славянофилов. |
|субъекте). Существует|матер-ую точку зрения|исторических |Хомякова (1804-1860) |
|два вида суждений: |в этом вопросе Ф.не |деятелей. При этом |и Киреевского |
|предикат повторяет |удается, т.к.человек |понимание |(1806-1856). В |
|то, что заключено |для него- абстрактный|противопоставл |центре их внимаия нах|
|в субъекте: |индивид, чисто |объяснению в |судьбы Р и ее роль в |
|аналитическое |биологич.существо. в |естествознании, |мир истор процессе. В|
|суждение(не дает |теории познания |связываемому с |самобытности истор |
|нового знания о |Ф.отстаивает точку |абстрагированием и |прошлого они видели |
|субъекте); |зрения эмпиризма и |установлением общего,|залог |
|синтетические |сенсуализма, |закона. В 20в Г. |всечеловеческого |
|суждения (предикат |решительно выступает |постепено оформляется|призвания Р., тем |
|добавляет новое к |против агностицизма. |в одну из основных |более, что по их |
|характеристике |Вместе с тем он не |методологических |мнению, зап культура |
|субъекта). Кант |отрицал и значение |процедур фил, сначала|уже завершила круг |
|создает две сферы |мышления в познании, |в рамках |своего развития и |
|науки: метафизика |пытался хар-ть объект|экзистенциализма, |клонится к упадку, |
|природы, метафизика |в связи с |затем собственно в |что выраж в |
|начала |деятельностью |фил Г. Так у Гадамера|порожденном ею |
|естествознания; |субъекта, выссказывал|Г. приобретает |чувстве обманутой |
|метафизика нравов. |догадки об общ-ой |функции онтологии, |надежды и безотрадной|
|Они не дают познания |природе чел познания |поскольку “бытие, кот|пустоты. Славяноф. |
|природы. Кант вводит|и сознания и т.д. Но |может быть понято, |развивали основанное |
|термины: вещь для нас|в целом Ф.не |есть язык”, |на религиозных |
|и вещь в себе. Вещь в|преодолел |социальногй |представлениях учение|
|себе непознаваема. |созерцательности |философии, поскольку |о чел и обществе. |
|Мы можем познать |домарксовского |понимание есть форма |Хомяков - учение об |
|мир явлений. |материализма. Это |сущ общ жизни и |иеархической |
|Вид знан-я |связано с тем, что в |“критики идеологии”. |структуре души и ее |
|Априор ф-мы |понимании истории |Результатом |“центральных силах”. |
|науки |Ф.еще целиком |оказывается замыкание|Киреевский - |
| |оставался на позициях|фил в кругу языка, |“внутреннее |
|Чувствен-е познание |идеализма. |что роднит Г. с |средоточие духа”. |
|Время и простр-во (не|Идеалистич.воззрения |неопозитивистским |Достижение |
|объективны) |на обществ.явл-я |анализом языка. В |целостности чел и |
|Алгебра (вр-я) |вытекают из |рамках Франкфуртской |связанное с этим |
|Геометрия (прост-во) |стремления |школы (Ю.Хабермас) Г.|обновление общ жизни |
| |Ф.применить |как критика идеологии|они видели в идее |
|Рассудок (оперирует |антропологию как |должна раскрыть на |общины, дух основа |
|понятиями и |универсальную науку к|анализе языка “ |которой - церковь. |
|умозаключе-ниями) |изучению общественной|средство осподства и |Первоначало всего |
|12 категорий: |жизни. Идеализм |соц власти”, служащее|сущего - бог. Истор |
|модальность(3) |Ф.особенно ярко |оправданию отношений |прогресс связан с |
|отношение(3) |проявляется в |организованного |отысканием “дух |
|кол-во(3) |исследовании религии |насилия. У Хабермаса |смысла”. Сущность |
|кач-во(3) |и морали. Религия |Г. выступает одним из|мира м.б. познана |
|Все фундамент науки |рассматривается им |консолидации |лишь синтезом всех |
|(физика, химия) |как отчуждение чел |различных течений |духовных функций чел,|
| |свойств: ч как бы |соврем бурж |так называемой |
|разум |удваивается и в лице |философии. Г. |“Разумной Зрячестью” |
|Бог, душа, космос |бога созерцает свою |процедуры м.б. |или “живознанием”, |
|Психол-я ф-я |собственную сущность.|использованы в истор,|исходное начало кот -|
|богословие |Т.о. религия |юрид и др науках, |религия. Материалисты|
|космология |выступает как |имеющих дело с |Белин-ский(1811-1848)|
| |“бессознательное |анализом |Герцен (1812-1870), |
|К был негативным |самосознание” ч. |объективированных |Чернышевский |
|диал-м считая что там|Причины такого |рез. сознательной |(1828-1889), |
|где наблюд-ся |удвоения Ф.видит в |челов деятельности. |Добролюбов |
|против-я там |чувстве зависимости |24 Философия науки ХХ|(1836-1861), Писарев |
|обнаруж-ся границы |человека от стихийных|века (позитивизм, |(1840-1868). Они |
|познания. Этика |сил природы и |эмпириократизм, |являлись не только |
|К:стремится найти |общества. Особый |постпозитивизм, |филос теоретиками, но|
|такую априор ф-му кот|интерес представляют |неопозитивизм). П - |и идеологами р. рев |
|бы позволяла |догадки Ф.о соц.и |фил позитивного |демократии. Р ф |
|оставаться нравств-м |историч.корнях |знания, отвергающая |прошли поучитель |
|всегда: |религии. |теорет спекуляции и |это искажение |
|Категорический |21 Философия К. |умозрения как |действительного |
|императив. св-ва: |Маркса и судьба |средства получ |состояния дел, |
|внеситуативность, не |марксизма. |знания.Они говорили, |имеющее целью ввести |
|связан с идеалами |Маркс создал самую |что только |кого-то в обман. |
|рел-ии, не связ с |влият материалист |совокупность наук |Ложью м.б как |
|удовольств |ф-кую |дает право говорить о|измышление о том чего|
|ную школу нем клас |концепцию.1)впервые |мире в целом. Т.о. |не было, так и |
|фил и Фр просвещения.|объед мат-м и |если ф. научна то она|сознательное сокрытие|
|После глубокого |диалектику |должна распрощаться с|того, что было. |
|увлечения |(мат-диал-ка: |попыткой |Источником лжи м.б. и|
|гегельянством р фил |источником развития |познаваемости, другие|логически |
|повернулась в стор |явл матер-й |что попытки понять |неправильное мышлеие.|
|мат-ма (не без помощи|изменением |сознание тщетно также| |
|Феерб), стремясь |качественного |как попытка из окна |Научное познание по |
|однако сохранить |состояния |увидеть себя идущим |своей сути невозможно|
|диалектичность. Они |предмета.Это может |по улице.Идеализм - |без столкнов |
|обосновали принцип |быть разрушение |сознание первично. |различных мнений, |
|единства сознания и |предмета, распад его |Дуализм - сознание и |убеждений, также как |
|бытия, первичность |на составляющие |материя независимы |невозможно и без |
|матер по отнош к |элементы, кот. |друг от |ошибок. Ошибки |
|сознанию, идею о том |представляют особые |друга.Материализм - |нередко совершаются в|
|, что созн есть св-во|кач-ва, возникающие в|материя первична и |ходе наблюдения, |
|не всей, а только |рез-те преобразования|исторически и |измерения, расчетов, |
|высокоорганиз материи|исходного |гносеологически. |суждений, оценок. До |
|– мозга В природе, по|предмета.Процессы, |Определение роли и |тех пор пока чел |
|Чернышевскому, нечего|связанные с |места Ч в жизни - |стремится вперед он |
|искать идей: в ней |преобразованием |мировоззр. проблемы. |блуждает,” - говорил |
|лишь разнооформленная|кач-ва предметов, с |Вопрос отношения |Гете. |
|материя с |появлением новых |сознания к бытию - |Гораздо сложнее все в|
|разнородными |кач-ых состояний, |один из основных |обществ нуках в |
|качествами, в р-те |кот. как бы |вопросов Ф. Для |частности в истории. |
|столкновения кот и |развертывают |материалистич. |Тут и доступность |
|начинается жизнь |потенциальные |подхода также |источников и их |
|природы. Обосновали |возможности, скрытые |необходима чтобы Ч |достоверность и |
|принцип постояной |и неразвернутые в |сознавал что он |политика.Истина |
|эволюции общественной|предшествующих кач-ых|делает => сознание - |исторична. Понятие |
|истории. Герцен: |состояниях, |свойство |конечной или |
|природа и челов |характеризуются как |высокоорганизованной |неизменной истины - |
|история вечно и |развитие. Процесс |материи.Сознание - |всего лишь призрак. |
|непрерывно |развития - это всегда|общественный продукт.|Любой объект познания|
|изменяются, они |переход одного |Самосознание.Посредст|- неисчерпаем, он |
|течение, прелив, |качества в другое, |вом отражения живое |меняется, облад |
|движение, причем движ|направленное |существо получает |множеством свойств и |
|происходит |формирование новых |образ, являющийся |связан бескон числом |
|посредством борьбы 2 |систем, новых типов |отражением свойств, |связей с окруж миром.|
|противопол тенденций:|организации, кот. |связей и отношений |Каждая ступень |
|возникновения и |рождаются из |внешнего мира. Образ |познания ограничена |
|разрушения. Развитие |предшествующих им |фактически является |уровнем развития |
|идет через |систем. Две |знанием. Идеальное |общества, науки... |
|противоречия, борьбу |разновидности |знание - |Научные знания |
|нового со старым, |процессов развития: |субъективное, |поэтому нсят |
|отрицанием отжившего |1) процессы |отражающее |относительный |
|нарождающимся. |качественных |объективную |характер. Относит |
|Самобытным р |превращений, не |реальность с |знаний закл в их |
|мыслителем был Лев |выходящие за рамки |наибольшей степенью |неполноте и |
|Толстой Подвергая |соотв-его вида |достоверности.Не |вероятностном |
|критике общ-полит |материи, опред-го |существует идеальной |характере. Истина |
|устройство Р, Т |уровня ее |субстанции или |поэтому относительна,|
|уповал на |организации. 2) |идеальной идеи. Ч |ибо она отраж объект |
|нравственнорелигиозны|Процессы перехода от |отличается от |не полностью, не |
|й прогресс в сознании|одного уровня к |животного тем, что |исчерпывающим |
|чел. Идею истор прогр|другому. В неживой |обладает опытом |образом. |
|он связывал с |природе ярким |практическо |Относительная истина |
|решением вопр о |примером первой |преобразовательной |есть |
|назначении чел и |разновидности |деятельности. Образы |ограничено-верное |
|смысле жизни, ответ |развития может |О. взаимодействия - |знание о чем-либо. |
|на кот должна дать |служить эволюция |отображение |К абсолютным истинам |
|созданная им истинная|звезд. |действительности в |относятся достоверно |
|религия. В ней он |Существует несколько |прцессе общения |установленные факты, |
|признавал лишь |качественно различных|людей. Сознание |даты событий, |
|этическую сторону, |форм движ материи: |предыд. веков |рождения , смерти |
|отрицая богословские |механ, физическая, |передается |итд. Абс истина - это|
|аспекты. Отказ от |хим, биологическая, |посредством образов |такое содержание |
|любой борьбы, |социальная... |культуры. |знания, кот не |
|непротивление злу, |Качественное |Формирование и |опровергается |
|проповедь всеобщей |разнообразие одного |закрепление программы|последующим развитием|
|любви. “Царство божие|уровня не м.б. |совместных действий в|науки, а обогащается |
|внутри нас” - он |объяснено кач |Ч - двигатель |и постоянно |
|неприемлилобычное рел|разнообразием др. |прогресса (только |подтверждается |
|понимание бога. |Точное описание движ |делая единое целое |жизнью.Термин |
|Всякая власть - |частиц воздуха не |можно |абсолютное примен и и|
|насилие — отрицание |может объяснить смысл|развиваться).Сознание|к любой относит |
|гос-ва. Т.к. он |чел речи. Однако |конкретного Ч - |истине: поскольку она|
|отвергал борьбу то |необходимо иметь в |зафиксированное |объективна, то в кач |
|упразднение гос |виду и общие |отношение к |момента содержит |
|должно произойти |закономерности, |действительности. |нечто абсолютное. И в|
|путем отказа каждого |свойственные вскм |Отражение возникло |этом смысле любая |
|от выполнения общ и |уровням, а также их |при попытке объяснить|истина |
|гос |взаимодействие. Эта |суть сознания и его |абсолют-относительна.|
|обязанностей.Достоевс|связь выраж в том, |отношения к бытию, |Развитие люб истины |
|кий. В своих |что высшее включает |материи. Энгель |есть наращивание |
|обществ-полит |низшее. (ДНК - хим |акцентировал внимание|моментов абсолютного.|
|исканиях он пережил |соединение) Однако |на их тесной |Новы н теории явл |
|несколько периодов. |высшие формы не |взаимосвязи. Ленин - |более полными и |
|Увлекался идеями |включены в низшие. |"вся материя обладает|глубокими по сравн с |
|утопического |(нет жизни в хим |свойством, |предыдущими. Но нов |
|социализмат (в кружке|соединениях) |родственным ощущению |истины не сбрасывают |
|Петрашевцев). Затем в|Развитие, |- свойством |под откос истории |
|его взглядах |необратимое, |отражения". Любой |старые, а дополняют, |
|произошел перелов, |направленное, |объект, процесс при |конкретизируют или |
|связ с усвоением |закономерное |взаимодействии |включают их в себя |
|религиозно-нравств |изменение |отражает часть себя |как моменты более |
|идей. Исповедывал |материальных и |на др. объекте. |общих и глуб истин. |
|идеи почвеничества, |идеальных объектов. |Непонятно как может |(Теор относит |
|ля кот хар-но религ |Только одновременное |один матер. объект |Эйнштейна и |
|ориентированность фил|наличие всех |отражаться на другом |Ньютоновская |
|осмысления судеб рус |указанных свойств |в то время когда |механика). |
|истории. Вся истор. |выделяет процессы Р |второй на первый |Конкретность - это |
|человечества с этой |среди др изменений: |взгляд не может |свойство истины, |
|точки зрения |обратимость изменений|ощущать - научная |основаное на знании |
|представлялась как |хар-ет процессы |проблема.Объективное |реальных связей, |
|борьба за торжество |функционирования; |отображение |взаимодействия всех |
|христианства. Р народ|отсутствие |действительности - |сторон объекта, |
|- миссия, носитель |закономрности |наиболее сложный |главных, сущ свойств,|
|высшей дух истины. |характерно для |прцесс. |тендеций его |
|Религ-я ф-я: Соловьев|случайных процессов |Информационное |развития. Так |
|Картина мира: |катастрофич типа; при|отражение - такое |истиность или |
|божественный мир в |отсутствии |отражение при котором|ложность тех или иных|
|трех главных сферах:|направленности |активно используются |суждений не м.б. |
|субстанционный, |изменения не могут |результаты внешнего |установлеа если не |
|умственнный и |накапливаться , и |воздействия. Такое |известны условия |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|