Шпоры по Философии
Шпоры по Философии
1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
2. Предмет, основные аспекты и функции философского знания.
3. Зарождение философской теоретической мысли. Формирование восточного и
западного стилей философствования.
4. Основополагающие принципы древнеиндийской философии и её основные
школы.
5. Характерные черты и основные философские школы Древнего Китая.
6. Специфические характеристики, основные этапы развития и значимость
античной философии.
7. Поиск первоосновы мира в античной философии.
8. Софисты и Сократ как представители гуманистического этапа
древнегреческой философии.
9. Основные положения философии Платона и энциклопедический характер
философии Аристотеля.
10. Философские школы эллинистической эпохи (киники, эпикурейцы, стоики и
скептики).
11. Теоцентризм, основные источники и проблемы средневековой философии.
Философские идеи библии.
12. Патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии:
основные проблемы и представители.
13. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм – отличительные характеристики
философии Возрождения.
14. Реформация и социальная философия Ренессанса.
15. Научная революция, проблемы гносеологии и онтологии в философии Нового
времени.
16. Основные идеи философии Просвещения.
17. Философское учение И. Канта: априоризм, агностицизм, «Категорический
императив».
18. Развитие диалектического метода в философии Фихте, Шеллинга.
19. Гегель: Система абсолютного идеализма и диалектический метод.
20. Критика религии и антропологический материализм Фейербаха.
21. Философия К. Маркса и судьба марксизма.
22. Иррационалистические направления в философии ХХ века (философия жизни,
экзистенциализм, психоанализ).
23. Основные представители и идеи герменевтики, феноменологии,
структурализма и постмодернизма.
24. Философия науки ХХ века (позитивизм, эмпириократизм, постпозитивизм,
неопозитивизм).
25. Специфические характеристики и основные этапы развития русской
философской мысли.
26. Русская философия второй половины ХIХ – начала ХХ века: основные
представители и направления.
27. Особенности и достижения русской философии после 1917 года: советская
философия, философия русского зарубежья.
28. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная.
29. Философский смысл проблемы бытия. Виды бытия.
30. Бытие, субстанция, материя. Материальное и идеальное.
31. Идея развития и модификации её философского воплощения.
32. Категории, принципы и законы развития.
33. Дух как субстанция. Атрибуты духа.
34. Детерминизм, виды детерминизма. Индетерминизм.
35. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в
человеке.
36. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
37. Человек и деятельность. Виды и специфика человеческой деятельности.
38. Человек в системе социальных связей. Свобода и ответственность как
условие существования личности.
39. Человек как духовное существо. Проблема смысла жизни, смерти и
бессмертия.
40. Ценностные ориентации человека. Природа ценностей и их основные виды.
41. Сознание, его генетические предпосылки и специфические характеристики.
Проблема идеального.
42. Концепция бессознательного.
43. Познание как предмет философского анализа. Сущность и виды познания.
44. Проблема структуры познания. Рациональное и чувственное познание.
45. Проблема истины. Критерий истины.
46. Научное познание, его сущность и специфические характеристики.
47. Структура, формы и методы научного познания.
48. Современная наука, её характеристики и роль в обществе.
49. Общество как система. Структура общества.
50. Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
51. Проблема типологизации исторического процесса.
52. Динамика общественного развития и проблемы его направленности.
53. Современная цивилизация, её характеристики, проблемы и перспективы
развития.
54. Роль философии в решении глобальных проблем.
|1 Понятие |5 Характерные черты и|8 Софисты и Сократ |причин и отбрасывали |
|мировоззрения, его |основные философские |как представители |любые док-ва. В |
|струк- |школы Древнего |гуманистического |отличие от ЭП. и СТ. |
|тура и исторические |Китая.(в-3) |этапа древнегреческой|где достижение |
|типы. М.- совокуп |Др К гос-во- |философии. |предполагало познание|
|идей, чуств, эмоций |иерархическая |Основным достижением |явлений и законов |
|охват-х общее отнош-е|деспотия Глава |софистов было то, что|природы, эта ф-я |
|Ч. к миру.-познават-й|гос-ва- |они переместили |отказывается от |
|пласт; эмоцион-й; |наследственный монарх|главную проблему |познания. Достижение |
|поведенческий Основ |В Китае не было |философии с физиса на|счастья по Пиррону - |
|вопр-ы: чтотакое |сословия жрецов |человека. Софистика- |достижение атараксии |
|мир;по каким з-нам он|обряды возглав |сознательное |(спокойствия, |
|развив-ся; в чем |главами семейств |применение в споре |невозмутимости). Хотя|
|смысл жизни; что |чинов-ми царями. |или в док-вах |скептицизм во многом |
|такое добро и зло. |Закона не сущ-ло и |неправильных доводов.|критически постигает |
|Влияние: убеждения, |стоящий на более низ |Софисты впервые |реальную проблематику|
|идеалы.Субъект М. - |ступени соц лестницы |сделали ф-ю своей |сложности разв-я |
|личность, соц. группа|был полностью |профессией, они брали|познания, его |
|и общ-во в целом.М-ие|подче-нён стоящему |деньги за обучение, |основной чертой были |
|это совок-ть общих |выше. Господствовали |они сами искали себе |безнадежность и |
|предметов о |культы умер-ших |учеников. Одним из |отказ, ведущие к |
|действиях, |культы предков Вся |самых известныз |агностицизму. |
|кот.отраж-т и |жизнь живых проходила|представ-ей софистов |11 Теоцентризм, |
|раскрывают практич и |под знаком пост |был Протагор. Его |основные источники и |
|теоретич-ое отнош-е Ч|отчёта перед духами |основ положение |проблемы |
|к миру. В это понятие|умерших предков.Для |заключ-сь в том, что |средневековой |
|входят жизн позиции |миф-гии К х-но |он полагал человека |философии. |
|Ч, убеждения, |представлен о |как меру всех вещей. |Философские идеи |
|идеалы(истина, добро,|перво-начальном сост |Поэтому невозможна |библии.(в-12) |
|красота), принципы |мира как первобытном |абсолют истина, |Теоцентризм-религ-ое |
|познания и |хаосе и2-х противопол|истина относительна. |учение о Боге- центре|
|действительност(оптим|упорядоч-х началах – |Для одного и того же |мира определяющем всё|
|изм, пессмизм) |небесного (Ян) и |Ч никогда одно и то |сущее |
|ценностные |земного (Инь) Именно |же не бывает истинным|12 Патристика и |
|ориентации. |они учредили порядок |раз и навсегда, в |схоластика как этапы |
|Мировоз-ие бывает |на Земле. Для др К |различ время, ибо тот|развития |
|индивидуальное, общ.,|хар-на опора на свящ |же ч-к становится |средневековой |
|групповое. В м-ии |книги "пяти-книжие". |другим ч-ком. В этом |философии: основные |
|выделяют уровни: |(книга песен, кн |смысле все |проблемы и |
|чувственно-эмоциональ|истории, кн перемен, |относительно. СОКРАТ.|представители. |
|н. (обыденное)и |кн обрядов, летопись)|В центр своих фил |Возникло феод. |
|теоретич. |В них содерж готовые|интересов он ставит |общество (крепостное |
|Чувств.-эмоц.М- это |оветы на: что есть |проблему субъекта - |право). Знач. роль |
|цельное осознание |добро и зло, откуда |ч. Его ф-я основана |играло духовенство. |
|действительности в |произ зло, кто |на том, что |Монастыри были и |
|виде ощущ-й, |виновник зла, почему |нравственное нужно |крепостями и центрами|
|восприятий, эмоций. |чаще от зла страд |познать и усвоить, а |земледелия и очигами |
|Теоретич.уровень- |невинные, что делать |из значения |просвещения и |
|интеллек-й аспект М-я|чтобы меньше |нравственности |культуры. Церковь |
|(действительность ч/з|страдать. В «книге |следует всегда |стала хранительницей |
|призму з-нов). |истории» о 5-ти |действие в соотв-вии |письменности и |
|Струк-ра:1)миропоним-|началах мира: воде, |с ним. Нравственным |образованности в |
|е(интелл-ая часть |огне дереве металле |явл.то действие, |Европе. Раннее |
|м-я, основ-но на |земле, и о 5 явл |кот.дает истинную |средневековье |
|данных фундам-х наук)|природы: дождь, |пользу, а вместе с |характер. |
|2)мировоспр-е |солнеч сияние, жара, |тем и истинное |становлением христ. |
|(осознан мира в виде |холод, ветер.И |блаженство. Поэтому |догматики в услов. |
|образов и представ-й)|делается вывод что |предпосылкой практич |формирования евр. |
|3)мироощущ-е (осоз-е |причиной зла явл |приспособленности |гоуд. в р-те падения |
|мира на базе |неблагоприятное |явл. самопознание |Римской империи. В |
|непосредств-х ощущ-й)|сочетание начал и |(“познай самого |условиях жесткого |
|Историч.формы м-я: |явл-й. И осущ-ся |себя”). Для Сократа |диктата церкви и гос |
|миф- свящ-ое |переход к тому что |знание явл |власти ф. была |
|придание, сложенное о|достойное поведе-ние |определяющим |объявлена служанкой |
|деянии богов, в |правителя, |критерием для нормы |богословия, кот. |
|кот.повествуется о |прозорливость |повед-я. Знание у |должна была |
|том как устроен мир. |чиновника, мудрость |него отождеств-сь с |использовать свой |
|Мифол-я- самая первая|жреца явл прямыми |добродетелью, а |рацион. аппара для |
|форма осознания |следст-виями этой |невежество- со злом. |подтверждения |
|действит-ти, |гармонии, а=> негат |Осн. доброд-ями |догматов |
|свя-занная с |кач-ва вызывают |Сократ счит |христ-ва..Патристика.|
|обрядами, ритуалами. |экспансию зла. Глав |сдержанность, |-совокуп-ть |
|Черты: коллек-й х-р, |рекомендация: |мужество и |теологич-х учений |
|неразлич-е естеств и |всемерно сво-ей |справедл-ть. |христ мыслителей |
|сверхъес-о, |жизнью поддержив |9 Основные положения |(отцов церкви) кот в |
|неразличение объекта |космич гармонию, |философии Платона и |борьбе с языч-м |
|и его образа, отсут-е|осущ-я разумное |энциклопедический |стрем-сь создать |
|субст-й: всё |сочет-е начал в пище,|характер философии |целостную религ-ю |
|превращ-ся во всё, |повед-ии, ретуале. |Аристотеля.Платон – |доктрину, опираясь на|
|генетич-й способ |Конфуцианство Глав |основ-ль объективного|логико-фил-ии |
|объяс-я мира: ч/з |сочинение: Беседы и |идеализма. Согласно |традиции.Осн |
|рассказ о |сужде-ния. Небо- |учению П лишь мир |задача:философским |
|происхож-нии вещи. |высшая сила, всё |идей предст-ет собой |образом истолковать |
|Пафос: рассказ о |зависит от воли неба |истинное бытие, а |положения Библии. Осн|
|возник-нии порядка в |В обществ жизни- |конкретные вещи - это|идеи: 1.Бог един и |
|мире. Виды миф |культ предков, веди |нечто среднее м/д |всемогущ; 2.идея |
|мировоз: тотемизм- |себя дост-ойно , |быт-м и небытием, |откровения; 3.чтобы |
|основан на вере в |уважай старших, |они только тени |познать Бога в него |
|родство Ч с прир |совершенствуйся сам, |идей. П объявил |надо верить. АВГУСТИН|
|объектами, анимизм- |не обманывай, не |мир идей божест-ым |БЛАЖЕННЫЙ Без веры |
|вера в одушев-ть |срывай свой гнев на |царством, в к-ром до |нет знаний нет истины|
|всего, фитишизм- |др-х. Этика |рожд-я ч пребывает |следовательно Бог |
|наделение |основыв-ся на |его бессмертная |является высшей |
|сверхъестест |принципе золотой |душа. За тем она |сущностью. Бог |
|возможностя-ми |середины, на ед-но |попадает на грешн |сотворил мир по воле |
|предметов. Религия- |правиль пути (для |землю, где временно |а не по |
|это форма общ-го |того чтобы жить в |находясь в ч теле, |необходимости. Мир |
|сознани-я, основана |согл с др необх |как узник в темнице |неоднороден.Чел-это |
|на вере в богов, |найти согл-е в с |она вспоминает о |малый мир.У него есть|
|(монотеизм, |собой) Это середина |мире идей. Познание|душа и воля.Всё что |
|полите-изм). Отлич |м/д несдержанн и |по П есть |чел делает-делает |
|черты:жестко различ |осторожностью, |воспомин-ие душой |через него |
|естест и сверхъе, не |смелостью и трус, |своего доземного |Бог.Мистика. Вера в |
|возможно |жадностью и |сущес-ия. Считал, |возможность человека |
|противостояние Бога и|бескорыстием. |что чувства |вступать в |
|Ч, имеет культурную |Исправление имён |обманывают ч, и |непосредственное |
|сис-му. Черты: вера |(гармония лишь тогда |поэтому советовал для|общение с Богом. |
|во всемогущ Б, в |когда всё названо |познания истины |БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ |
|бессмерт души, в |своими именами: |"закрыть глаза и |Наилучшее средство |
|возмож-ть лич-ого |царь-царём, |заткнуть уши" и |ф-ии-непосредственное|
|спасения. Фил-я(с |пастух-паст т.е. |довер-ся своей |общение с Богом.Не |
|греческ. “любовь к |Богу-богово, |вспоминающей о своем |разум нас ведёт к |
|мудрости”)- это |Кесарю-кесарево. Церь|божест-м прошлом душе|Богу а любовь и |
|учение о высших |должен править пастух|Аристотель - |привязанность |
|принципах |пасти скот) Моизм |создатель логики, |человеческой души к |
|действит-ти, о 1-х |Основан Мо Ди Осн |был учеником П, |Богу.Для познания |
|началах бытия, учение|труд: Мо-цзы. Моисты |но отверг его |нужно пройти три |
|о глубинной основе |отриц-и |идеалистическую |ступени:покорность |
|мира. Черты: исслед-е|предопределённость |теорию идей. По |сочувствие созерцние.|
|мира и Ч, рацион-й |всего судьбой. Небо |мнению А Платон |После чел дойдет до |
|х-р, национ-й и |не представ-т всё и |создал идеальный |вершины познания и |
|личнос-й х-р знаний, |вся а желает чтобы |сверхчувственный мир |там забудет о себе и |
|плюралистич-ть, |люди любили друг |наряду с миром |начнёт общаться с |
|критич-й х-р знан-й, |друга. Кроме любви к |реальным. Идея |Богом. |
|систематич-ть зна-й. |ближ они |("форма") неразрывна |Схоластика.-тип христ|
|Объект: мир как цел-е|проповедовали и |с вещью, каждая вещь |ф-ии кот стремится |
|и Ч как родовое |любовь к дальним. |состоит из двух начал|док-ть догматичные |
|сущ-во. Предмет: |Народ почитали высш |- материи и формы. |предпосылки религии с|
|всеобщее в сис-ме |ценностью и любовь к |В основе мироз-я |помощью |
|мир-Ч. Этот предмет |народу провозглашали |находится |рацион-понятий-х |
|конкретизир-ся в 3-х |как волю небес. |неопределенный |рассуждений.Гл вопрос|
|аспектах: 1 разделен |Будучи убеждёнными |пассивный субстрат |отношение знания к |
|ли мир на дух и мат-ю|против-и войн они |- "первая материя". |вере.ФОМА АКВИНСКИЙ |
|и что первично 2 |были первыми |Однако, в таком виде |Цель учения-показать |
|каково напр движ-я |пацыфистами. К |материя сущ. только|что вера и разум не |
|мира 3 в чём сущн-ть |традиции рекоменд-ли |в абстракции. В |только отличаются но |
|Ч Аспекты: |относится критически,|действит-ти она |вместе в тем единство|
|1.онтология(теория |выбирая только |опр-ся активностью |гармонически |
|познания). 2. |хорошие. Даосизм |самих по себе |согласуются между |
|гносеология (уче-ние |основопол Лао-цзы |нематериальных форм. |собой.Бог-духовен.Док|
|о бытие). |(легендарная |Материя это |-во его |
|3.методология (учение|личность) Трак-тат |возможность, |сущ-ния-каждое |
|о развитии). |Книга о дао 4в до |способность вещи, |явление имеет свою |
|4.социология |н.э. В основе мировоз|форма - ее |причину.Мир-это |
|(соц.проблемы). |лежит понятие дао |действ-сть. |система в которой всё|
|5.этика(учение о |(основа и субст-я |Возможность |разделено на |
|морали). |всех вещей, |переходит в |несколько |
|6.эстетика(учение о |безлич-ный |действ-сть |ступеней.Высшая |
|прекрасном). |первопринцип бытия. |благодаря движению.|ступень-мир |
|7.антропология |Дао –это изначальное |Форма |людей.Высшая власть |
|(учение о человеке). |небытие, становящ-ся |материализуется, |на земле-Папа |
|8.аксиология(уч.о |бытиём) Все вещи имея|материя формируется. |Римский.Сословные |
|ценностях). |в своей 1-основе |Бог играет роль |различия вечны. |
|9.диалектика(уч.о |небытиё, явл в |неподвижного |13 Антропоцентризм, |
|действительности). |действ-ти бытием, |двигателя мира, к-рый|гуманизм, пантеизм – |
|10. метафизика (уч.о |непрерывно снова |един и вечен.Т.о. |отличительные |
|смысле жизни). Ч |уходят в небыт-ё, в |«1-я ф-я» Аристотеля |характеристики |
|всегда задумывался |к-ом обрета-ют свой |(назв-я позднее |философии |
|над тем каково его |покой. Это и есть |метафиз) сливается с |Возрождения. |
|место в мире, зачем |пост движ-е в мире. |теологией поэтому в |Возрождение - |
|он живет,чем, смысл |Зад-ача Ч слиться с |ср века (13) христ |философ.и |
|его жизни, почему |Дао путём внутр |цер-вь полож его уч-е|социолог.учения в |
|сущ-ет жизнь и |самосовершен-я. |в основе собств ф-кой|эпоху становления |
|смерть. Каждая |6 Специфические |системы. Учение А |раннего буржуазного |
|эпоха и каждая |характеристики, |энцик-но т.к. оно не |общ-ва (в основном в |
|общ-ая группа или |основные этапы |только охват-ло все |Италии) 14-17вв. Офиц|
|класс имеют |развития и значимость|области соврем ему |ф-ей в эту эпоху |
|какое-либо представ-е|антич ф-ии.(в-3,7) |знания но и |оставалась |
|о решениии этих |6в до н э – 529г н |производило его |схоластика, но |
|вопр. Сумма всех |э1)натуралистич-й с |классиф-цию благодаря|возникновение |
|таких реш-й и |его прблемами фазиса |чему из ф-ии были |культуры гуманизма, |
|ответов образуют |и |выдвинуты спец науки.|значительные |
|М., к-ая вырыж-ся |космоса(6-5в):ионийцы|А соз-л логику напис|достижения в области |
|посредст-вом |, пифагорийцы, |основополаг-е труды |естествознания |
|категорий. Оно |элеаты, плюралисты, |по метафиз этике |привели к тому, что |
|играет особую, |физики-эклектики. |политике механ-е |ф-я перестала играть |
|очень важн роль |2)Гумман-й:1-я |биолог психол.В ф-ии |роль служанки |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|