Шпоры по Философии
|им на природу). |философии Канта. |ф-кую систему 5)М |он исходил при этом |
|Третья группа - |Фихте. Кредо его |преодолел |из кантовского |
|идолы рынка |философской системы -|созерцательный х-р |идеализма, |
|(обыденный язык в |действовать, |ф-ии своего времени: |предполагая, что |
|науке приводит к |действовать, |раньше ф-фы объясняли|науки имеют дело с |
|несогласованности |действовать. |мир наша задача его |метафизика с вещью. |
|мнений). Четвертая |Категориальный синтез|преобразовать. Судьба|Так как вещи нельзя |
|группа - идолы |на основе, |м-ма: М был прав: 1)в|познать, то метаф |
|театра (вера в |обнаруженной Кантом. |материал подходе к |должна быть |
|авторитеты). |Считал, что Кант не |общ-ву 2)отметив |отвергнута.3 Пытается|
|Познание начинается|использовал принцип |классов антагонизм в |выявить закон 3 |
|с чувственного |чувственного |об-ве 3)в делении |стадий развития |
|опыта. Чувственнное |познания. У Канта |истории на формации. |познания и соответств|
|познание - это опыт и|упорядочение на |Неправ: 1)считая что |типы мировоззрения. |
|эксперимент. Метод: |основе неких |рев-ция будет носить |а)Телеологическая |
|индуктивный метод |априорных понятий |мировой х-р 2)что |когда поведение чел |
|исследования. Гоббс |пространства и |капит-м к концу 19в |определяется буйством|
|Рационалист и |времени. Все |изживёт себя 3)что |фантазии, верой в |
|материалист. |остальное на основе |раб-й класс самый |богов... |
|Существуют только |синтеза. Фихте |прогресс и |б)Метафизическая - |
|конкретные вещи. |развивает на этом |самодостаточный. |бог становится |
|Показатели познания |принцип активизм - |В центре внимания |субъстанцией... в) |
|- чувства. Гоббс |полное |Маркса - анализ |Позитивная стадия - |
|разработал теорию: |конструирование |О.труда, при помощи |это стадия |
|истина не свойство |субъектом объекта. |кот.он хар-ет систему|становления научного |
|вещей, а свойство |Пpинцип |капиталстич. |взгляад на вещи. |
|суждений о вещи. |конструирования. |отношений и положение|Начинается с |
|Гоббс - |Существует некая |пролетариата. |соединения опыта с |
|представитель |духовная субстанция -|Признание О.труда в |абстр мышлением. |
|механистического |Я. Интроспекция |качестве основы всех |4.Позитивные науки - |
|материализма. |(“Мыслю, |др., в т.ч.и |попытка создания |
|Человек-механизм, |следовательно |идеологических, форм |научной религии. |
|действующий по |существую”. Декарт). |О.давало возможность |Высшее понятие этой |
|законам механики. |Обращение внутрь |понять искаженное, |рел - человечество |
|Социальная доктрина: |себя. Если каждый |ложное сознание как |как целое. Прошлое, |
|люди от природы |субъект, обращаясь |результат |настоящее и будущее |
|равны, у всех |внутрь, обнаруживает |противоречий реальной|человечества |
|страсть: сохранить |свое Я, то не стоит |общественной жизни. |объединены |
|себя, свою свободу, |ли за всеми Я некая |Таким образом, |мистической связью. |
|господствовать над |абсолютная субстанция|устанавливалась |По существу единое |
|другими и возникает |- Яйность, |зависимость теории от|чел-во результат, но |
|война всех против |интеллигенция, супер |практики и на этой |не предпосылка истор |
|всех. Затем по |Я, на основе которого|основе |процесса. Джон Стюарт|
|договору создаются |могут появляться |перестраивалась ф-я. |Милль (1806-1883) |
|государства. Работы: |эмпирические Я. |Одновременно Маркс |Основатель позитивной|
|"Левиафан", "О |Эмпирические Я задают|обосновал задачу |логики и методологии |
|человеке", "О |весь остальной мир, |ликвидации О.путем |науки. Работа: |
|гражданине", "О |конструируют, творят |коммунистического |“Сиситема логики |
|теле". Локк Нет |его на всех уровнях |переустройства |силлогистической и |
|врожденных идей, |контакта. Вещь в себе|общ-ва. В дальнейшем |индуктивной”. Идеи |
|все познается из |пропадает. Человек |в своих классич. |Милля имеют |
|опыта и в опыте. Душа|сам творит этот мир. |произведениях Маркс |социальную |
|(разум) - "чистая |Интеллектуальное |вычленяет различные |устремленность. Он |
|доска". В интелекте |созерцание - механизм|аспекты О.и |пытается разработать |
|нет ничего, чего бы |постижения истины. |обосновывает |такую теор знания, |
|не было в чувствах.В |“Ясное как солнце |методологическую роль|чтобы знания были бы |
|своем сознании можно |наука-учение о |этой категории для |научными (как в |
|обнаружить общее. |современной |анализа |естеств науках). |
|Качества вещей имеют |философии”. Кант: |функционирования и |Существует контраст |
|двойственную природу:|Фихте занимается |развития всей системы|между состоянием |
|первичные - |ловлей призраков, |общественных |естествозн и |
|присущие вещам |никаких реальных |отношений |обществознания. |
|(объем, форма, число,|объектов он создать |капитализма. |Первое в цветущем |
|расположение, |не может (хотя Фихте |Концепция разработана|состоянии, во втором |
|движение). Вторичные,|считал, что развивает|на основе |- топтание на месте, |
|возникающие в |Канта). Обоснование |классич.нем.фил-ии. |одни сист сменяются |
|результате действи |самой науки (ее |Повторял путь |др. Поэтому |
|тел на наши чувства |исходных постулатов) |Фейербаха, но считал,|необходимо |
|(цвет, запах и |- др задача Фихте. |что ч не только |организовать помощь |
|т.д.). Нет |Кант решил этот |природное сущ-во, а |социологии со стор |
|врожденных |вопрос с некоторых |есть природное |естествознания. Надо |
|нравственных идей. |априорных позиций: |сущностно-родовое |методы естеств |
|Работы: "Опыт о |пространство и вpемя,|существо и поэтому к |применить в |
|человеческом |категории. Фихте идет|себе относится как к |социологии. Какие же |
|разуме".РАЦИОНАЛИЗМ |по другому пути, |универсальному и |это методы? Основной |
|Декарт Считает |считая что все |свободному существу. |метод - физика. |
|основой познания- |сводится к философии.|Природа сущ-ет как |Физ.-это теорет |
|логику. Ставит |Постулирует |продолжение человека |знание, кот позволяет|
|проблему нового |конструирование |и способ |контролировать |
|метода научного |объекта субъектом. |жизнедеятельности. |процессы, Особенность|
|исследования. |Оппозиция к Руссо |Растения, камни - |физ. - соединение |
|Выдвигает четыре |(назад к природе). |человеческого |опыта и теории, |
|принципа: считать |Специальные работы. |сознания, как объект |индукции и дедукции. |
|истиной лишь то, что |“Учение - это соль |природоведения и |Развитая физ |
|с очевидностью |земли”. Руссо: “Все |частично как объект |предполаг 2 уровня |
|считается таковым; |люди испорчены. Они |искусства. В этом |знания: |
|каждое затруднение в |были бы более |специфика и |1.Эмпирические |
|процессе познания |испорченными, если б |оригинальность |обобщения |
|надо разделять на |рождались учеными”. |гуманистического |2.Объясняющая теория.|
|столько частей, |Фихте один из первых,|материализма Маркса. |Между этими уровнями |
|сколько возможно, и |кто вносит историзм в|Универсальность |сущ строгая лог связь|
|разрешить его; |понимание развития |человека - в его |- Эмпир обобщение |
|мыслить по порядку, |общества. Теория |общественной природе.|есть лог вывод из |
|начиная с легкого и |замкнутого |Общественный человек |объясн теории. |
|простого; составить |госудаpства - |по Марксу видит |Необходимо |
|такие полные перечни |авторгия. Должно |перспективу в |ихвзаимоподкрепление.|
|и обзоры, что быббыть|существовать сильное |возможности активного|Метод соц науки |
|уверенным, что ты |государство, |преобразования |должен стать точной |
|ничего не забыл. Не |регулирующее |природы в интересах |копией методов физ. |
|вызывает сомнения |внешнеторговую |человека. Диалектика |Герберт Спенсер |
|факт - я сомневаюсь. |деятельность и |- единство |(1820-1903) Он |
|Сомнение- |осуществляющую |противоположно |подобно Конту |
|деятельность мысли. Я|поддержку внутренних |направленных |поставил зад создать |
|сомневаюсь, я мыслю, |производителей. Идея |процессов. Гуманизм |синтетическую фил без|
|я существую. Проблема|государственного |природы и |самой фил. По Сп это |
|причины - все имеет |регулирования |натурализации |всяфил , но без |
|свои причины. |экономики. Идея |человека приводит к |метафизики. (т.к. |
|Существует |запрета на |световой гармонии. |метаф - это попэтка |
|объективный мир |куплю-продажу земли. | |судитьо мире вещей, |
|(субстанция). Кроме |(Геpмания в то вpемя |22 |кот непознаваемы). |
|субстанции выделяются|была экономически |Иррационалистические |Стержнем единства |
|модусы и атрибуты - |слаба по отношению к |направления в |знаний людей явл идея|
|необходимые свойства |соседям.) Идея |философии ХХ века |эволюции. Процесс |
|субстанции; модусы- |создания более четкой|(философия жизни, |эвол означает |
|случайные свойства |системы правления, |экзистенциализм, |возрастание |
|субстанции. Метод |конституционный Орган|психоанализ). |определенности вида. |
|познания - дедукцияю.|- эйфорат (суд) для |Иррацоин-м –это |Сп выводил эволюцию |
|Декарт - дуалист |разрешения конфликтов|опроверж-е тезиса |из закона сохранения |
|материальные и |между различными |Гегеля о разумности |и превращения |
|духовные начала |ветвями власти. |всего действ-ого и |энергии, а последний |
|независимы в мире, |Шиллинг. Система |выдвижение на 1 план |из зак сознания., |
|эти две субстанции |трансцендентального |не разума а: воли, |т.е. псих привычки |
|соединеы в людях. |идеализма. Сущ-ют |бессознательного, |человека. Чел имеет |
|Считает, что есть |некие априорные, |экзистенции. |дело со сплошным |
|врожденные |предельные, идеальные|Ф-я жизни: |потоком впечатлений -|
|божественные идеи. |основы познания, |1)противопост понятия|этот поток - основа |
|Работы: Начала |заложенные в самом |жизнь Гегел-му Абс |закона сохранения.Он |
|философии. Спиноза |субъекте. |духу: Шопенгауэр: |пытается применить |
|Субстанция - |Трансцендентные - |жизнь-это воля, |идею эволюции при |
|реальный мир, она Бог|запредельные. Бог |Ницше:ж- |рассмотр теор |
|(пантеизм). Модусы - |трансцендентен. |это воля к власти, |познания: Он |
|движение; движение - |Антиномии: “Бог |Бергсон: ж-это поток |полагает, что наша |
|бесконечный модус |существует или бог не|переживаний, Гельтей:|иллюзия врожденных |
|субстанции. Выделил |существует доказать |ж-это эмоции. Выбор |идей есть р-т |
|четыре способа |невозможно” |жизни в кач-ве |накопленной |
|получения - |(положения, |субст-ии связан с тем|наследственности. То,|
|знаний:_понаслышке, |находящиеся за |что она первицнее |что для вида |
|из беспорядочного |пределами нашего |субъекта, Абс духа и |апостериорно для |
|опыта, познание |опыта). Исходность |т.д.2)Интуитивизм: ж |индивида априорно. |
|причин из следствий, |духовного потенциала |познается не логич-ми|Т.е в истор развитии |
|интуиция_(логическое |- основа для процесса|категориями а |опыт приводит к |
|познание). Человек |познания. Идет не к |интуицией как |возникнов нов зн., а |
|должен познать свои|субъекту (как Фихте),|непосредств-й формой |затем это новое |
|аффекты |а к объекту. Духовный|воспият-я 3)Эстетизм |усиливается и |
|вожделение,_радость |потенциал заложен в |т.е. требование |передается как |
|и печаль). Люди |самой природе. |воплощать рез-ты |априорное.Эмпириокрит|
|эгоистичны, |Шеллинг является |интуитивного познания|ицизм - теория |
|естественное |пантеистом. Пытался |в худож |критики опыта. |
|состояние - воина. |проследить динамику |образах.Шопенгауер178|Главное назначение |
|Существование |духовности в самой |8-1860 Предпосылки: |этой критики - |
|государства - |природе. Живет в |1)мир есть моё |выяснение существа |
|способ обуздания |эпоху важнейших |представ-е а не |дел. ЕЕ цель - |
|человеческих |открытий. Активность |разворач-е Абс духа |очистить опыт от |
|страстей. Спиноза |самой природы. |2)Восприят-м |метафизики. |
|критиковал библию. |Ступени развития |руководит воля => она|Основатели Авенариус |
|Лейбниц Осуществил |природы: 1. ступень |субс-ия мира |и Мах считали осн |
|филосовский переход |магнетизма, 2. эл-ва |3)Пессимизм. Отрицает|законом познания - |
|от материализма к |3. химизма. Сущность |законы и |экономию мышления. |
|объективному |- духовная сущность. |познаваемость мира, |Пытались очистить |
|идеализму. Монада - |Магнитные явления - |который принципиально|понимание опыта от |
|первоначальная вечная|явления линейного |непознаваем. |таких понятий как |
|проматерия, в манаде |типа. Электрические -|Существует понятие |материя, субстанция, |
|присутствует |плоскостные (поля). |- вещь в себе |необходимость |
|внутренняя активность|Химические - |(это воля - |причинность и др |
|или энтомиля. Эту |пространственные и |объективное в |рассудочных понятий. |
|активность Лейбниц |временные. Стадия, |конкретных объектах).|В итоге эмпириокр. |
|называет душой, а ее |связанная с |Воля неразумна, |выдвигает |
|проявление - это |выражением духовной |слепа, бессознательна|представление о мире |
|жизнь. Каждая монада |потенции - стадия |находится в разладе |как сов-ти |
|- соединение прошлого|живой материи. 1. |сама с собой, |нейтральных эл-тов и |
|и будущего, это живое|ощущение, 2. |неистовствует против|ничьих ощущений. Мир |
|вселенной. Каждая |рефлексия, 3. воля - |себя. Волящий |- это опыт, а |
|монада занимает |динамика, иерархия |субъект бесконечно |структуру опыта |
|определенное место и |духовного потенциала.|несчастен. |составл ощущения. |
|в мире царит гармония|Воля присуща только |Последователь |Сами по себе эл-ты |
|преустановленная |человеку, она |Буддизма, на путь |мира нейтральны (к |
|богом. Теология |инициирует всю его |в нирвану - отказ от |материи сознанию), |
|Лейбница доказывает |деятельность. |воли. Работа: "Мир |различие их |
|бытие Бога. Работы: |Фактически инволюция |как воля и |функционально: одни и|
|"Новые опыты о |это разворачивание |представления".Кьерке|те же эл-ты мира |
|человеческом разуме",|некоторых |гор1813-1855 |составл физ |
|"Теодицея".СУБЪЕКТИВН|существовавших до |Предметом ф-ии считал|реальность, и в этом |
|ЫЕ ИДЕАЛИСТЫ Беркли |этого признаков. |не общее а личное |случае они связ цепью|
|Доказывает |Каждый новый вид |Положен-я: 1)отриц |физ причинности. |
|абсолютность |животных появляется |ниуч х-р ф-ии |Психолог эл-ты |
|вторичных качеств |задним числом (в |2)Считал её подленным|связаны цепью |
|и субъективность |биологии). Здесь |предметом проблемы |мнемонической |
|первичныхкачеств. |потенция непременно |индивид жизни: проб |причинности и проявл |
|Вывод: вещи - |разворачивается в |смерти, тяжкой |в том, что мы наз |
|комплексы наших |природе, достигая |необход-ти выбора, |памятью. Т.о. Э. |
|ощущений. Создал |высшей стадии - воли,|отношение ч к себе |исходит из |
|иерархию |человека. Философия |это отчаяни |феноменологического |
|существования: |естествознания |3)Разраб-л кач-ную |понимания псих и |
|существовать - |Шеллинга. Пpинцип |диалек-у показывающ-ю|физического понимания|
|быть воспринятым |абсолютного |пути перехода ч к |того, что |
|данным субъектом; |тождества. Шеллинг |богу: тезис-эстетик |непостредственно дано|
|существовать на |пытается уйти от |он живёт сегодн днём |нашему сознанию, но |
|основе возможности |крайности материализм|впадает в отчаяние от|не учитывает генезис |
|восприятия; |- идеализм. Дух и |мельчай-х неудач и |самого сознания. - |
|существовать на |материя абсолютно |ждет помощи от бога |субъективный |
|основе восприятия |едины в смысле начала|как чуда. Антитезис- |идеализм. |
|другими людьми; |вещи. Существует |это этик он |Неопозитивизм. или |
|существование в |точка абсолютного |полагается только на |логический эмпиризм -|
|восприятии Бога. |безразличия, исходная|себя и считает что |Рассел, Витгенштейн, |
|Переход от |точка (нет ничего |заслужит своими |Шлик, Карнап, Франк, |
|субъективного |материального, ничего|добродетелями божью |Нейрат. Гл идейным |
|идеализма к |духовного), |помощь Синтез-это |источником нп. был |
|объективному. Раюоты:|материальная точка. |абсолют отчаявшийся |махизм. Но если |
|"Опыт новой теории |Далее идет пpоцесс |чел. К Вводит |махисты отстаивали |
|зрения".Юм Чел даны |разворачивания этой |понятие экзистенции |“биолого |
|ощущения и на их |точки. Символ |существования |-экономическую” |
|основе возникает |перетекания, |человека, как |теорию познания и |
|эмоцеональное |отслаивание живой |внешнее, и как |видели в науке метод |
|состояние. Люди |материи от неживой. |внутреннее. |упорядочивания |
|считают источником |Неживая материя - |Экзистенция |ощущений(элементов), |
|ощущений оьъективный|уснувшая живая. |проявляется как |то нп выдвинули новое|
|мир, но это не |Идеальное начало как |порыв. Разум не нужен|понимание научного |
|так. Юм пытается |некий принцип |человеку. Экзистенция|познания, как лог |
|доказать, что |развития. Метод |х-тся цинизмом и |конструкции на основе|
|причинно-следственных|интеллектуальной |эротизмом. Жизнь |чувственных |
|связей не |интуиции (у Декарта |под действием порыва,|содержаний.(чувств |
|существует в |понятие ясного и |в результате скука и |данных). Изгоняли из |
|объективном имре, а|отчетливого ума; нет |разочарование. |ф. метафизику. Фил |
|люди подменяют |ни грамма сомнения, |Этическая жизнь |имеет право на сущ не|
|хронологической |что дважды два - |человека имеет |как мышление о мире, |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|