Шпоры по Философии
|во всей деят-ти |попытка опр сущ-ть Ч:|А различал: теорет-ую|богословия и |
|людей или как говорят|софисты, Сократ. 3) |часть – уч-е о бытии,|перспектива ее разв-я|
|обладает особой |Большой синтез |его частях причинах и|приобрела |
|методологической |Платона и Аристотеля:|началах, практич-у –о|антисхоластическую |
|ф-ей В центре ф-их |х-ся открытием |ч деятель-ти, |направленность. |
|проблем стоят вопр о |сверхчувственного и |поэтич-ую–о |Прежде всего она |
|М. Одной из основных |органической |творчесве. |проявилась в этике. |
|ф-ий Ф.явл |формулир-й ф-ких |10 Философские школы |Возобновление |
|обоснование |проблем. 4)периол |эллинистической эпохи|этических учений |
|оправда-ние и |элинских школ (от |(киники, эпикурейцы, |стоицизма (Петрарка) |
|анализ М. |Македонского до конца|стоики и скептики). |и эпикуризма (Валла),|
|Ф.-теоритическое ядро|языч эры): кинизм, |Эллинистическая ф-я -|направленных против |
|М. Исторические типы |эпикуреизм, стоицизм,|греко-римская ф-я в |христ морали. |
|М.: Обуслов-ны той |скептиц-м, |период от начала |Наибольшую роль в |
|или иной историч-й |эклектицизм |походов Александра |ф-ии эпохи |
|эпохой тем или иным|5)религиоз-й пер-д |Великого до овладения|возрождения сыграли |
|общ-м классом, |антич языч-й мысли: |римлян Египтом. до |натурфилософские |
|определенные нормы |неоплатонизм иего |Августина и в более |концепции (Бруно, |
|и принципы сознания|модиф-ии. Отличит. |позднюю эпоху - до |Кордано, Парацельс), |
|стили мышления. и в |черта - формир-е нов.|конца Др мира (сер.6 |свидетельствовавшие о|
|зависимости от того, |способа дух. |в). |крушении |
|совпа-дают ли |самовыр-я, кот. им. |Эконом и полит упадок|схоластических |
|интересы данного |стройн. логич. форму,|Греции, закат роли |методов осмысления |
|класса с |х-ся рациональн. |полиса отражаются в |природы. Наиболее |
|объектив-ной |постиж. мира. х-ся |греческой ф-ии. |важными результатами |
|тенденцией общ-ого |космоцентризмом - |Усилия, направленные |этого естественно- |
|развития, явл ли он |стремл. понять мир |на познание |научного направления |
|носителем более |как целое, его |объективного мира |в ф-ии были: методы |
|прогрес-ого способа |происх. и сущность. Ч|(ф-я Аристотеля), |экспериментально - |
|пр-ва или нет, его М.|рассм. как неотъемл. |актив участие в полит|математическ |
|по своему содерж-ю |часть природы. |жизни, кот-е |исследования природы;|
|может быть научным |Становл.: 6-5 в. до |проявилось у греч |детерминисткое |
|или ненаучным, |н.э. - центр. вним. |ф-ов, постепенно |истолкование |
|материалистическим |пробл. космоса, |замещаются |действительности, |
|или идеалистич-м, |природы. 1-я науч. и |индивидуализмом, |противоположное |
|революц-ым или |ф. школа - Милетская.|этизированием и |теологическому |
|реакционным. |Родонач. |морализированием либо|истолкованию; |
|Например: М. |натуралистич. фазы |скептицизмом и |формулировка научных,|
|буржуазии когда она |р-я антич. ф. Ярк. |агностицизмом. Со |свободных от |
|противост феод-му |предст.: Фалес - |временем интерес к |элементов |
|было сначала |считал, что все сущее|ф-му мышлению вообще |антропоморфизма |
|прогрес-м, после |происх. из воды. |резко падает. |(наделение субъектов,|
|придя власти ее |Океан - кольц. река, |Приходит период |с кот.человек |
|М.станов-ся консерв-м|окруж. землю, Земля |мистики, |соприкасается в своей|
|реакционным. |плав. на воде. Все |религиозно-фил-ого |жизни, человеческими |
|2 Предмет, основные |рожд. из влажн. |синкретизма, |качествами) законов |
|аспекты и функции |семени. “У влажн. |христианской |природы (Галилей в |
|философского знания. |вещей началом их |философии. (еще |механике). |
|(в-1) |прир. явл. вода”. Все|Перипатетики. |Определяющими чертами|
|Ф. - особая |происх. из воды и |Академическая ф-ия. |натурфилософского |
|система знаний |возвр. в нее. Фалес -|Эклектицизм. |направления в ф-ии |
|предназнач для |монист, т.к. принимал|Неоплатонизм (Плотин,|были: метафизическое |
|решения целого |за основу всего сущ. |мистический |пониман-ие последних |
|ряда взаимосвяз-х |одно начало. Его |идеализм)). |(неделимых) элементов|
|проблем, возник-х и в|треб. - все знание |Кинизм – (циники) |природы как абсолютно|
|естественно научном |надо сводить к обной |(Антисфен, Диоген |бескачественных, |
|исследов-ии и в |основе - чувств. |Синопский идр) |неживых; отсутствие |
|историч познании, и|видимости. Душу |стремились не сколько|исторического взгляда|
|в повседневной |считал материальной, |к построению |на природу и в связи |
|произво-дст-ой и |д. явл. движ. нач. |законченной теории |с этим деистическая |
|политич деятель-ти. |всех явл. прир. |бытия и познания, |непоследовательность |
|Осн черты: 1) |”Боги”=души, кот. |сколько к отработке и|(деизм- предполагает |
|синтез знаний и |явл. источн. движ-я |эксперемен проверке |наличие бога, как |
|создание единой |вещей. 1-й сформул. |на себе определ. |безличной причины |
|картины мира, |вопр.“Что есть всё” -|образа жизни. Мыслить|бытия, не участвующей|
|соотв-щей опред-му |что явл первоосн-й. |по-киничиски – только|в дальнейшем развитии|
|уровню развития |Анаксимандр - ориг. |средство, цель жить |мира), сохраняющая |
|науки, культуры и |ф. концепция. |по - кинически. |обособленное |
|историч опыта; 2) |Расширил понятие |Киники с вызовом |положение бога в |
|обоснование, |всего сущего до |именовали себя |бесконечном мире. |
|опра-вдание и анализ |понятия первоначале -|“гражданами мира” и |Огромные соц.эконом. |
|мировоз-я; 3) |единая, первич., |обязывались жить в |изменения нашли свое |
|разработка общей |вневременная |любом общ-ве не по |отражение во многих |
|методологии познания |субстанция “апейрон” |его з-нам, а по своим|социолог.концепциях, |
|и деятель-ти Ч в |- веществ. начало, |собственным, с |для кот.было |
|окружающ мире. Каждая|лишенное границ, т.е.|готовностью приемля |характерно понимание |
|наука изучает свой |без качеств. хар-к и |статус нищих, |общ-ва как суммы |
|круг проблем. Для |количеств. неогранич.|юродивых. Положение |изолированных |
|этого вырабат-ет |Апейрон превр. в |не только крайне |индивидов. В борьбе |
|собственные понятия, |разл. земные стихии |бедственное, но и |со средневековым |
|к-рые примен-ся в |(земля, вода, возд., |унизительное |теократизмом на |
|строго опред-ой |огонь), они перех. |избирается ими как |первый план культуры |
|области для более |друг в друга. Все |наилучшее. Киники |возрождения выступают|
|или менее |соб. происх. в опр. |хотели быть нагими и |гуманистические, |
|огранич-ого круга |борьбе тепл. и хол., |одинокими, соц связи |антропоцентрические и|
|явлений. Осн |напр. смена врем. |и культурные навыки –|пантеистические |
|ф-ции:1)Мировоз-ая-св|года. Прир., мир сущ.|мнимость. Все виды |мотивы. |
|язана с осознанием |объ-но.Жив. сущ-ва |духовной и физич. |Антропоцентризм- |
|мира как объекта |возн. в проц. |бедности |воззрение, согласно |
|практич интересов, |выпарив. солнцем |предпочтительнее |кот.человек есть |
|целей и действий |влаги, живое род. из |богатства. Они так же|центр вселенной и |
|субъекта, формиров-ем|ила под возд. солн. |занимались теорией |цель всех |
|основ жизн позиций |лучей, чел-к произ. |познания, критикуя |совершающихся в мире |
|убеждений и идеалов. |от рыб. Чувств. мир |общие понятия, как |событий. Пантеизм |
|Ф-ядро |явл. лишь проявл-м |вредную выдумку, |(растворение Бога в |
|мир-я.2)Методолог-ая |реальн. мира, сл. |усложняющую отнош к |природе) Иерархич |
|устанав-ет принципы и|необх. выйти за |предмету. Киники – |представл о |
|нормы, выявляет |пределы непоср. |источник стоицизма. |мироздании заменена |
|эффек-ть способов |набл-я. Анаксимен: |Эпикуризм. Эпикуреизм|на концепцию о мире, |
|познания мира |начало всего сущего -|- учение и образ |в котором происх-т |
|3)Гумманис-ая |воздух. Рязряж. в. - |жизни, исходящие из |взаимопроникнов-е |
|ориентирует личность |огонб, сгущ. - вода, |идей Эпикура и его |земного природного и |
|на истину добро |земля, камень. Душа |послед-ей, отдающих |Бож-ого начал. |
|красоту Однако, ни |тж. сост. из воздуха.|не задумываясь |Природа трактуется |
|одна из наук, кроме |Возд. обл. св-вом |предпочтение матер |пантеистически. |
|Ф., не занимается |бескон-сти. ф. Мил. |радостям жизни. |Гуманизм- отражаемый |
|спец вопросом, что |шк. явл. рационал-ей |Видимо, наиболее |антропоцентризм, |
|такое |мифа. Мир объ. на |выдающимся мыслителем|кот.исходит из |
|"необходимость", |осн. матер. начал, |эллинистического |человеч.сознания и |
|"случайность", хотя |без участия внеприр. |периода был Эпикур. |имеет своим объектом |
|может использовать их|сил. Гилозоизм - |Гл.произ: "Правило" |ценность человека. |
|в сво-ей области. |любое мат. тело обл. |(канон), "О природе" |презрение к земному |
|Такие понятия явл |душой, пантеизм - |и.т.д. Учение |естеству заменяется |
|предельно широкими, |Бог=природа. В ч-ке |Демокрита Эпикур не |признанием творческих|
|всеобщими и |мил-цы усматр. прежде|принимает пассивно, |способностей |
|универ-ми. Они |всего не биол., а |но поправляет его, |человека, разума, |
|отра-жают всеобщие |физич. прир., выводя |дополняет и |стремлению к земному |
|связи, взаимод-ия и|его из воды и пр. |развивает. Если |счастью. Гуманизм |
|условия сущ-я любых |Мил.ф. возн. на осн. |Демокрит х-зует атомы|начинается тогда, |
|вещей и назыв-ся |зарожд. эмпирич. и |по величине, форме и |когда человек |
|категориями. |теоретич. знания. |положению в |начинает рассуждать о|
| |Пыт.дать целостн. |простр-ве, то Эпикур |самом себе, о своей |
| |карт. мира, кгода |им приписывает еще |роли в мире, о своей |
|3 Зарождение |частности и дет. были|одно свойство - |сущности и |
|философской теоретич |неизв. Их матер-м |тяжесть. Вместе с |предназначении, о |
|мысли. Формирован |носил стихийн. хар-р,|Демокритом он |смысле и цели своего |
|восточ и запад стилей|рассм. мир в непрер. |признает, что атомы, |бытия. Эти |
|фил-вания. |движ. и изменении - |движутся в пустоте. |рассуждения имеют |
|Восток: направлена на|наивн. представл. о |Эпикур допускает и |всегда конкретные |
|непосредственных ср-в|диалектике. Гераклит:|признает закономерным|исторические и |
|сущ-ния Запад: |разв. мат-ма и |и опред отклонение от|социальные |
|основывалась на таком|диал-ки. Труд “О |прямолинейного, |предпосылки, гуманизм|
|разделении труда и |природе”. Первоначало|движ-я. Эпикурово |по своей сущности |
|создании такого |всего мира - огонь. |понимание случайности|всегда выражает |
|товарного произ-ва |Космос един, все |не исключает, |определенные |
|которая достигает |сущее никем не |причинного |социальные, классовые|
|своего соверш-ва |сотворено и явл. |объяснения. У ч есть |интересы. Гуманизм |
|произ-т переворот |живым огнем, загор. и|свобода выбора, а не |ренессанса проявлялся|
|впрежнем общ-ве |потух. Огонь превр. в|все предопределено. В|в революционных |
|Т.о.1-система |воду - семя |у-ии о душе Эпикур |идеях, обращенных на |
|стремится укоренить |мироздания, вода |отстаивает |внутр, земную |
|сущ-ий порядок 2-так |превр. в землю и |материалистич |“божественность” |
|его развить чтобы |возд.. и назад. Душа |взгляды. Согласно |человека, в |
|уничтожить и заменить|явл. огнен. Дыхани-ем|Эпикуру, душа - это |привлечении человека |
|более соверш-ой |- основ-е жизни. Г. |не нечто бестелесное,|к жизненной |
|системой.1система |явл. основопол. |а структура атомов, |активности, в |
|связана с азиатским |гносеологии (уч. о |тончайшая материя, |утверждении веры |
|способом произ-ва, |позн). 1-й различал |рассеянная по всему |человека в себя. В |
|патриархальным, |чувств. и рациональн.|организму. Отсюда |узком смысле слова |
|склонным к |познания. Истина |вытекает и отрицание |гуманизм определяется|
|консерватизму |постиг. умом, кот. |бессмертия души. В |как идейной движение,|
|традиционализму |познает сущ-ность |области теории |содержанием |
|2-(поМарксу)наз-ся |(логос) мира, |познания Эпикур - |кот.является изучение|
|цивилиз-ей Для цив-ии|находясь за порогом |сенсуалист. В основе |и распространение |
|хар-но возник метал |чувств. Познание нач.|всякого познания |античных языков, |
|денег частной |с чувств, но они |лежат ощущения, |литературы, искусства|
|собствен-ти на землю |должн обраб-ся |которые возникают при|и культуры. Поэтому |
|и наличие рабс труда |разумом. Образ и |отделении отражений |итальянский гуманизм |
|как основной формы |понятие слиты |от объективно |характеризуется как |
|произ-ва. Т.о.в этих |воедино, т.к. едины |существующих |лит-рный, ф-ий. 1. |
|2-х разных системах |чувств. и рац. |предметов и проникают|Гуманизм в Италии. |
|склад-сь и свои формы|познание. В мире сущ.|в наши органы чувств.|ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА |
|мировоз-я, ф-фии. Эти|единс-тво как рез-т |Таким образом, |Первый |
|сис-мы взглядов соотв|сочет. противоп-стей.|основной предпосылкой|Гуманист.Основные |
|сис-ме обществ-ого |Борьба проти-воп-ей |всякого познания |идеи гуманистической |
|устройства, сис-ме |з-м., т.к. явл |является сущ-е |философии: |
|социаль порядка и сис|источн. созд-я мира. |объективной |1.”Природное начало |
|соц ценностей. Это |Противоп-сти соед. и |реальности и ее |человека” |
|дает основание |устан-ся гармония. Г.|познаваемость с |2.Антиаскетизм |
|выделить предфил-ю |разв. диалект. |помощью чувств. |3.Радость земного |
|Вост-а и Зап-а как 2 |взгляды. “Все течет, |Большое внимание |существования |
||| линии. Зап ф-я |все изм.”, “Нельзя |уделял Э и понятиям. |4.Проблемы |
|берет свое ночало в |войти в одну реку |Ясность и точность |достоинства человека |
|Др Гр в 7-6в до н.э. |дважды”, все рожд-ся |употребляемых понятий|5.Гармония |
|в Гр происходят |благ. смерти ч-л. Это|он считал основой |материальных и |
|глубокие соц |стихийная диал-ка, |любых рассуждений. |духовных начал.ДАНТЕ |
|изменения связанные с|где чувств.-матер. |Этические и ф-ие |АЛИГЬЕРИ Все |
|развит-м |космос рассм как |воззрения Э теснейшим|христианские |
|рабовлад-я.Могущ-во ч|единое целое, пребыв |образом связаны с его|постулаты неизменная |
|его производит силы |в пост движ и изм. |открытым и |истина. К блаженству |
|настолько усиливаются|7 Поиск первоосновы |воинствующим |ведут два |
|что он может выжить |мира в античной |атеизмом. Основным |пути:1.человеческий |
|вне родовых связей |философии.На протяж |источником возник-ия |разум |
|Как следствие рушится|VI-IV вв. до н.э. в |и сущ-ния религии он |2.духовное поучение |
|традиц-ая родовая |Гр происходил бурный |считал страх смерти и|исходящее от Бога Бог|
|структура Новый класс|расцвет культуры и |незнание естественных|и человек не |
|рабовлад торгов-цев |Ф. За этот период |законов. Эпикуреизм |противостоят друг |
|ремеслин землепашцев |были созданы новое |представлял собою в |другу -это взаимное |
|захватывает полит |немиф. М., новая |греч ф-ии III-I в. до|единство.2. |
|власть Естественная |картина мира, |н. э. наиболее четко |Натурфилософия |
|сила чел рушит |центральным эл-ом |выраженное |Ренессанса. ДЖОРДАНО |
|могущ-во рода и антич|к-рой стало учение о |материалистич |БРУНО Основной призыв|
|Гр осознав могущ-во |кос-мосе. Космос |направ-е Стоицизм В |его философии:борьба |
|чел возвестила об |охватывает Землю, |конце IV в. до н. э. |за добро.Осн задача |
|этом своей ф-ей новой|Ч, небес свети-ла и |в Греции формируется |чел-преодоле-ние |
|формой миров-я. |сам небес свод. Он |стоицизм, который в |страха. Мерило |
|Полисная сис-ма |замкнут, имеет |эллинистическом, а |нравственности |
|организ-ии полит и |сферическую форму и |также в более позднем|-поступки чел.Чел |
|соц жизни Важнейшая |в нем происходит пост|римском периоде |должен стремиться к |
|отлич черта полиса – |круговорот - все |становится одним из |бесконечности. |
|публичность: важнейш |возникает, течет и |самых |Кузанский Гл смысл |
|формы действий |изменяется. Из чего |распространенных ф-х |его уч-я – обоснов-е |
|ставятся под контроль|возникает, к чему |течений. Его основ-м |пантеизма. 1)гл |
|всех граждан. |возвращается никто |был Зенон. Трактат "О|способ позна-я |
|Понимание ф-ми полиса|не знает. Одни |человеческой |сравнение(но его |
|сходно с пониманием |греч ф-ы (натурф-ы) |природе". Стоики |невозм прим-ть к |
|природы, космоса |считают, что |часто сравнивали ф-ю |познан Бога или прир)|
|Исходной и |основой вещей явл |с чел организмом. |2)Их позн-е возможно |
|универсальной идеей |чувственно |Логику они считали |только ч/з символы |
|ф-ии явл поиск |восприн-ые эл-ты О2, |скелетом, этику - |выявляющ-е всеобщ |
|единого первоначала |вода огонь, земля и |мышцами, а физику - |х-ки бож-ого и |
|Общекосмич первонач |определенное вещ-во -|душой. Более |прир-ого 3)=> всякая |
|отыскивается в самой |апейрон; другие |определенную форму |вещь есть символ |
|природе, ф-я |(пифагорейцы) видели |стоическому мышлению |выр-я бога а Б вкюч в|
|возникает как |ее в числах; 3-е |придает Хрисипп. Он |себя все вещи |
|натурфилософия. |(элеаты) усматривали|превращает стоическую|4)отнош-е бога и |
|(Милетс школа 7в) |основу мира в |ф-ю в обширную |мира: Б абс max |
|Ос черты социокуль |едином, незримом |систему. Стоики |вкюч-й в себя все |
|ДВ:1)неисторич-ть |бытии; 4-е считали |хар-вали ф-ю как |сущее, Б абс min он |
|Вос-ка (вялотек-яя |такой основой |"упражнение в |прояв сибя в кажд |
|жизнь, нет резких |(Демокрит) неделимые |мудрости". Орудием |вещи, в Б совпадают |
|соц-х измен-й на |атомы; пятые (школа |философии, ее |абс min и абс max. |
|протяж длит врем) |Платона) - земной |основной частью они |Вывод: всё во всём |
|2)Азиат способ |шар лишь |считали логику. Она |т.е Б прониз-т собой |
|произ-ва |тень,результат |учит обращаться |всё сущее => всё |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|