рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

как непрерывное восхождение по пути к совершенству. Если в научно-

технической сфере прогресс несомненен, то уже в области экономики он не

столь очевиден, а состояние нравственности, развитие культуры не позволяют

даже непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с

прошлым. Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с

выявления взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым

синонимом изменения или приравнивать его к прогрессу. Развитие - процесс

более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать

понятие развития можно на основе анализа различных типов универсальных

связей, выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый

тип изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не

свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить

количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового,

изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны

развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с

повторением однотипных фаз, или просто обратимые изменения типа "вода - пар

- вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие,

которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и

функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Развитие

нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое

развитие происходит с постоянными отклонениями в сторону, с возвратами

назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса

(эволюция приматов) или конвергенции - слияния, синтеза, объединения

различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен).

Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть которого

заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в

определенных условиях в результате действия соответствующих причин.

Историзм тесно связан с концепцией детерминации явлений. История - не

заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом.

Объективные закономерности исторического развития прокладывают себе дорогу

не в единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно

учитывать многообразие возможных форм, путей развития. Наиболее сложным

типом развития является история общества, включающая в себя, кроме

объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это

чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических

процессов. В реализации исторических перспектив, возможностей участвуют

человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Двумя наиболее общими

противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от

друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и

регресс. Прогресс ( от лат. progress - движение вперед,успех), тип,

направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от

менее совершенного к более совершенному. Прогресс предполагает такую

дифференциацию и интеграцию элементов и связей системы, которая повышает

степень ее целостности, ее приспособленность к среде, функциональную

эффективность, устойчивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал

последующего развития. Если же в результате процесса развития уменьшается

набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее

структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих

существование,устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой

процесс называют регрессом.

Для большинства античных авторов история - простая последовательность

событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо

как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего "золотого века"

(Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же

стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Социальная философия подымающейся

буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была

овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в

прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного

познания: уже Ф. Бэкон и Р. Декарт учили, что не нужно оглядываться на

древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса

распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).

Довольно глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против

просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма

романтической "исторической школы". При этом он рассматривал развитие

общества как диалектическое соотношение прогресса и регресса, которое

является выражением единства противоположностей. Однако, понимая

исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог

объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его

философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории.

Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой

проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не

есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель

исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к

определенному историческому процессу или явлению в строго определенной

системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают

историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки

часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция

исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной

детерминации к системам с преобладанием социально-исторической

детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более

высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные

формы производственных отношений и общественной организации в целом,

повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом

стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и

степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил,

социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее

общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия

общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии

поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы

и темпы его различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные

философские и социологические теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие

прогресс и предлагающие заменить это понятие либо идей циклического

круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо "нейтральным" понятием

"социального изменения". Широкое распространение получают также различные

концепции "конца истории" и пессимистические антиутопии. Отметим, что

применение критериев общественного прогресса при исследовании развития

общества должно носить комплексный характер и не в отношении экономической,

социальной, политической или духовной сфер общества, а в целом, т.е. все

сферы рассматриваются как части единого целого, как подсистемы единой

общественной системы, имеющей свою историю.

35. Глобальные проблемы человечества в современных условиях.

По мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение

человека к природе, другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос о

переходе к новому пути социальных механизмов,который следует назвать

коэволюционным или гармоническим. Глобальная ситуация, в которой оказалось

человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского

отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает

человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и

отношений в глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с

этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем

современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальными

проблемами называют те, которые имеют общечеловеческий характер,

затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека

практически в любой точке планеты. Все глобальные проблемы современности

можно свести к трем основным группам:

1) Проблемы экономического и политического взаимодействия государств:

a) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания

благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов;

b) проблема преодоления технологической и экономической отсталости

развивающихся стран и установление нового международного порядка;

2) Проблемы взаимодействия общества и природы:

a) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;

b) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем,

энергией,продовольствием);

c) освоение мирового океана и космического пространства;

3) Проблемы взаимоотношений людей и общества:

a) проблема роста народонаселения;

b) проблема охраны и укрепления здоровья людей;

c) проблемы образования и культурного роста;

В 1-ой группе проблем названы проблемы интерсоциальные, преимущественно

политические. И это не случайно. Отношение между государствами планеты,

проблема демилитаризации человечества - ключевая глобальная проблема.

Милитаризм стал "раковой опухолью" человечества. Военно-промышленный

комплекс отвлекает от созидательных целей огромные трудовые, материальные и

финансовые ресурсы. Кроме того, ядерные державы накопили такое количество

расщепляющихся материалов, что его достаточно для многократного уничтожения

всего живого на планете. Но "потепление" международного климата, сокращение

гонки вооружений создает политические и экономические предпосылки снятия

проблемы термоядерной катастрофы. Однако проблема полной демилитаризации

человечества может быть решена только на основе устранения угнетения и

эксплуатации одного народа другим, преодоления экономической отсталости

развивающихся стран и установления справедливого международного

экономического порядка.

Суть экологической проблемы заключается в опасном для существования

человечества нарушения равновесия биосферных процессов. Человек на первых

этапах своей истории был естественным звеном биосферы и биотического

кругооборота, сегодня же он своими действиями нарушает естественый ход

вещей:

a) из недр Земли извлекается млрд. тонн полезных ископаемых;

b) расходуется млрд. тонн растительной массы

c) выбрасывается в атмосферу промышленная углекислота

d) в Мировой океан и реки сбрасывается нефть и нефтепродукты, поэтому

обостряется с каждым днем проблема питьевой воды

e) смог над городами

f) исчезают многие виды животных и растений

Но дело в том, что изменения в биосфере, в том числе и катастрофические,

происходили и будут происходить независимо от человека, поэтому речь должна

идти не о полном послушании природе, а о гармонизации природных и

социальных процессов на основе гуманизации НТП и коренного переустройства

всей системы общественных отношений. Без этого невозможно решение

глобальных проблем, входящих в третью группу.

Первая из них - это проблема народонаселения. Речь идет здесь в первую

очередь о соотношении процессов воспроизводства населения и общественных

способов производства материальных благ. Если производство материальных

благ отстает от роста населения, то материальное положение людей будет

ухудшаться. И наоборот, если прирост населения сокращается, то это в

конечном счете приводит к старению населения и сокращению производства

материальных благ. Острой глобальной проблемой остается проблема

образования. В настоящее время почти каждый четвертый житель нашей планеты

в возрасте старше 15 лет остается неграмотным. Решение этой проблемы, как и

других,упирается в нехватку материальных средств для развития системы

образования, в то же время, как мы уже отмечали, огромные ресурсы поглощает

военно-промышленный комплекс. Для высвобождения и использования этих

ресурсов во благо человечества необходимы новый мировой порядок, новое

мышление, новый человек.

36. Человек, класс, нация. Характер их взаимодействия.

Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного

простым: в самом деле, кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и

дело, что то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо, оказывается и самым

сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. История

философии полна различных концепций сущности человека. В античной

философской мысли он рассматривался преимущественно, как часть космоса, как

некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему

началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал

восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и

противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противоположные

друг другу как возвышенное и низменное. Философия нового времени, будучи по

преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством)

прежде всего его духовную сущность. Определяющим условием становления

человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой

превращение животного предка в человека. В труде человек постоянно изменяет

условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими

постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной

культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек

формируется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого

начала выступает как коллективный, социальный. В социальном отношении труд

повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то:

язык, мышление, общение, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение и

др. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование

инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения

контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние

сугубо человеческой познавательной деятельности — интуицию. Все, чем

обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его

жизни в обществе. Суммируем кратко его (человека) сущностные черты. Тогда

мы можем сказать, что человек — это разумное существо, субъект труда,

социальных отношений и общения. Человек представляет собой целостное

единство биологического (организменного), психического и социального

уровней, которые формируются из двух: природного и социального,

наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид

— это не простая арифметическая сумма биологического, психического и

социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой

качественной ступени — человеческой личности.

Каждый человек является частью общества, а так как общество имеет

классовую структуру, то и представителем какого-либо класса. Развернутое

определение классов дал В.И.Ленин в работе "Великий почин". "Классами

называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически

определенной системе общественного производства, по их отношению (большей

частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по

их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам

получения и размерам той доли общественного богатства, которой они

располагают. Классы, это такие группы людей, их которых одна может

присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном

укладе общественного хозяйства". В этом определении выделяются следующие

основные признаки, по которым возможно определить принадлежность людей к

тому или иному классу: 1) место в исторически определенной системе

общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль

в общественной организации труда; 4) способы получения и размеры доли

общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс.

Нация— исторически сложившаяся форма общности людей, к-рая приходит на

смену народности. Н. свойственна прежде всего общность материальных условий

жизни: территории и экономической жизни; общность языка, известных черт

национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее

культуры. Н.— более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся

с возникновением и формированием капиталистической формации. Экономической

основой возникновения Н. послужили ликвидация феодальной раздробленности,

упрочение экономических связей между отдельными областями внутри страны,

объединение местных рынков в общенациональный. Внутри каждой нации

имеются несколько классов и в то же время в каждом классе данной территории

могут присутствовать представители различных наций.

37. Мировоззрение. Вера. Убеждение. Духовность. Их философский смысл

Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование

общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его

характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов —

знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей,

норм, идеалов и т. д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре

основных компонента:

1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях —

повседневных, профессиональных, научных и т. д.. Он представляет

конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и

обобщающие результаты индивидуального и общественного познания.

2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы,

убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных

назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался

на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог

руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценности и

особенно нормы являются тем средством, которое сближает цен-

ностнозначимое для человека с его практическим поведением.

Важнейшими составляющими этих компонентов являются такие моменты как вера

и убеждение. Проблема роли веры и убеждения в познании может

рассматриваться прежде всего с позиций места в познавательном процессе

субъективно-личностных факторов. Для дальнейшего развития научного

познания, принятие практических решений исследователю необходима

определенная уверенность в достоверности своих знаний, необходимая для

мобилизации духовных и физических сил, обретения психологической

стабильности. Убеждение и вера представляют собой субъективно-личностное

отношение человека к объективно неоднородному знанию. Вера и убеждение

предполагают определенное эмоционально-волевое отношение к познаваемому

объекту: в каждой из этих форм наличествует момент волевого выбора,

преодоление сомнения, обретения состояния психологической стабильности.

Переход к ним осуществляется в следующем компоненте мировоззрения:

3) Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.