Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)
Отвергал человекоподобие богов, бог - абсолютное, вечное, бесконечный
космос, сливающийся с природой, не конкретный чувственный образ, а
понятийная конструкция. Отрицал представления о множестве богов. Мир
является воплощениемем свойств бога. Мир вечен и неуничтожим. Отрицал
значение чувственного познания. Чувственная данность - видимость, познать
сущность мира возможно только мыслью.
ПАРМЕНИД: Элея. VI-V вв. до н. э. Мир - вещественный шар, в котором
нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения (все заполнено).
Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществующее никак нельзя
мыслить как несуществующее, откуда несуществующего нет. Бытие - то, что
охватывается мыслью. Думать = быть. Мыслимое существует, мысль без бытия -
ничто. Небытие не существует, т. к. о нем нельзя мыслить и говорить. Отсюда
невозможно возникновение и уничтожение. Из абсолютной заполненности
следует, что мир не имеет частей. Он един.
ЗЕНОН. Ученик Парм. Доказывал невозможность движения. Предположение,
что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться.
(Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в
опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво). В этих парадоксах
вопрос не в том, возможно ли восприятие движ чувствами, а в том, можно ли
мыслить движ. при условии, что пространство состоит из бесконечного
множества неделимых частей , а время из б. множества неделимых моментов.
В этих апориях обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности.
Апории дали толчок развитию диалектики.
СОФИСТЫ. СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.
Философское движение эпохи рабов. демократий.(5 - 6 в днэ)
С. явл. тезис о относительности всех чел. понятий, эттических норм и
оценок. Протагор: "Человек есть мера всех вещей, существующих чо они сущ.,
и не сущ., что они не сущ."
Софистика воевала против всего того, что жило в сознании людей без
удостоверения его законности.
В теории познания софисты ориентируются на отдельного индивида,
объявляя его - со всеми его особенностями - субъектом познания. Всё, что мы
знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же
чувственные восприятия субъективны. Значит всякое человеческое знание
относительно. Объективное, инстинктивное познание, с точки зрения софистов,
недостижимо. Cубъективный идеализм.
СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). Для С. характерна логичность речи,
ирония, мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения.
Выступал против Софистов.
Фил. по С. - учение о том как следует жить. С. выступает проти
внатурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач.
органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя (самопознание)
ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА.
Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии
Платон - ученик Сократа. Первый создал концепцию объективного
идеализма. Мир идей, понятий, первичен по отношению к миру вещей. Мир идей
вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Материальное бытие создается
Творцом, разум и творческое умение, которого формирует материальный мир.
Творец создал физический мир по идеальным образцам - идеям. Область идей
представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага.
П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые
треугольники или геометрические бестелесные атомы. Чел душа независима от
тела и бессмертна. Частная собств и семья - подрывают условия общества.
44 Аристотель как философ.
Аристотель hодился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской
академии. (384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров
Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя
его сына - Александра.
Из дошедших до нас трудов Аристотеля выделяются логические труды -
"Органон", "Аналитики", "О софистических опровержениях"; книга о бытии -
"Метафизика"; естественнонаучные произведения - "Физика" и другие.
Еще находясь в учениках у Платона, А. его критиковал, в особенности
теорию идей, он полагал, что разделение на идеи и вещи нерационально, т.к.
идеи - копии чувственных вещей и тождественны им по значению. А. говорил,
что отделение идей от вещей приводит к удвоению того, что должно быть
объяснено. По Платону идеи - прообразы вещей и существуют от них
независимо, а вещи, заимствующие у идей свое бытие - только их отблеск. А.
говорит, что нельзя отделить сущность от того, сущностью чего она является,
нельзя создать идеальный сверхчувственный мир наряду с реальным миром. В
основе мироздания находится неопределенный субстрат - "первая материя",
однако она существует только в абстракции. По А. каждая конкретная вещь -
единство материи и формы. Форма - сущность вещи, она нематериальна, каждая
вещь - оформленная материя. Медный шар - медный - вещество, шар - форма.
Медь лишена форму т.к. еще не явл. шаром и в то же время она есть
возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего явл.
материя.
Высшая форма - это Бог или перводвигатель - чистая материя. "Это
мысль, разум, который мыслит сам себя. А. считал, что природа состоит из 4
элементов - огонь, воздух, земля, вода, а также - эфир, из которого состоят
небесные тела. Эфир неизменен и совершенен.
А. выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не
существует. В центре мира по А. находится неподвижная шарообразная земля,
над которой движутся сферы с прикрепленными к ним светилами.
В теории познания А. в отличие от Платона защищает происхождение
знания из чувств. Критиковал и элеатов за их отрицание движения. Как он
считал любое явление предполагает возможность изменения и цель этого
изменения. Выступил как создатель логики, стремился соединить формы
мышления и бытие, объяснить логические категории в соответствии с
объективной реальностью. В соотв. с спецификой античного знания, огранич.
прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает
достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности.
Поэтому он на первый план выдвигает движ мысли от общего к частному
(дедукция), а на индукцию обращ. мало внимания.
Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар.
Источник движения - бог (перводвигатель).
Общественно полит. теории А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы
управления гос-вом. Хорошими он считает формы, при кот. исключена
возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу
в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса,
основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы -
это тирания, олигархия и крайняя демократия.
45. Атомизм Демокрита и Эпикура
Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение
наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После
Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей,
пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам,
всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их
подвижности должна была считаться с этим. Учение атомизма явилось попыткой
разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование
бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование
пустоты, в которой происходит движение частиц, и отрицали за частицами
возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.
Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не
бесконечного) количества частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости
не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно
большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона.
Основатель атомизма - Левкип (рожден в Милете). Всё состоит из
мельчайших неделимых частиц и пустоты.
ДЕМОКРИТ: (460-370 до н. э.)
Демокрит признавал существование двух начал: бытия и небытия. Исходное
положение - существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными
многообразными соединениями все сложные тела. Пустота, отделяет тела друг
от друга. Следовательно, бытие множественно, не едино. Космос является
единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана
пустота. Пустота - средство различения и разграничения вещей, она выступает
как внутри сложных вещей, отделяя элементы - атомы друг от друга, так и вне
вещей, являясь их вместилищем. Пустота позволяет вещам и их элементам
двигаться. Атомы - всевозможные малые тела, невидимые из-за размера.
Количество атомов бесконечно. Атом неделим. Пустота - место, в котором все
эти тела, в течение всей вечности, двигаются, вступают во взаимодействия, и
таким образом они производят и все прочие сложные тела, и их состояния и
ощущения.
Демокрит первый рассматривал движение как способ бытия материальных тел,
т. к. атомы находятся в вечном движении, для вечного нельзя искать причину.
Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит
допускает, что атомы различаются по форме порядку и положению. Эти отличия
и лежат в основе всех наблюдений и отличий.
Ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник
познания.
Однако существуют предметы, которые в силу своей малой величины
недоступны чувствам. Такие свойства вещества постигаются умом, и это
познание также может быть достоверным. Так атомы и пустота невидимы, но их
существование удостоверяется основанным на чувственных наблюдениях
размышлением.
Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и
душе. Жизнь и смерть организмов сводится к соединению и разложению атомов.
Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не
бессмертна.
ЭПИКУР: (341-270 до н. э.; эпоха эллинизма) Главная задача философии
- создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика может
быть построена только при условии, если будет определено место, которое
человек занимает в мире. Поэтому этика должна опираться на физику, а физике
должна предшествовать разработка теории познания. Материалистический
сенсуализм. Все, что мы ощущаем - истинно. На основе ощущений возможны
заключения о предметах и их причинах. Восприятие - единственный критерий
истинности, оно есть критерий и для заключений о таких вещах, которые
непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в
логическом противоречии с данными восприятиями.
Эпикур принял основные положения атомизма Демокрита. Доказывал, что
учение о причинной необходимости всех явлений природы не должно вести к
выводам о невозможности для человеческой свободы. В рамках необходимого
должен быть указан путь к свободе. У Демокрита движение атомов в пустоте
вызывается механической необходимостью. Эпикур полагает, что движение
обусловлено внутренним свойством атомов - их тяжестью, которая наряду с их
формой, положением и порядком становится важным объектом определения атома.
Количество форм атомов ограничено, т. к. атом не может обладать большой
тяжестью. При движении атомы могут самопроизвольно отклонятся на небольшой
угол и т. о. переходить с прямолинейных путей движения на криволинейные.
Это является необходимым условием свободы человека.
46 Суть и основные черты философии Средневековья.
Ф средневековья представляет собой длительный отрезок истории и
развития ф, который связан с христианской религией.
В ходе развития средневековой ф можно выделить:
1. На рубеже античной и средневекой ф стоит патристика 1-8
века(патр - отец). Зарождающееся христианство должно было бороться за место
под солнцем с античной языческой философией. Философские элементы
христианского мышления развивались в борьбе с античной мудростью.
3 тенденции: с одной стороны полностью отвергаются античная
образованность и философия, например апологет Тертулиан; с другой стороны
античная философия принимается положительно как инструмент познания Бога,
например гностицизм; а посредине этих крайних воззрений – сторонники
гармонического сотрудничества между "божественной" и "философской"
мудростью при признании первенства божественного принципа. (Августин
Блаженный, апологеты).
Гностицизм- течение пытавшееся объединить христианство с
нехристианскими элементами. Присуща черта дуального объяснения мира –
борьба материи (носителя зла) с духом(носителем добра) и имеет
космическое значение. Гностики различают всеблагого бога искупителя и
подчинённого ему (враждебного) бога творца.
Манихейство - учение, в котором свет и тьма - двойное начало и
божественного и дьявольского происхождения. Между светом и тьмой идет
постоянная борьба, то же и в душе человеческой. Искупление и спасение
возможны без принятия веры в Христа, а лишь одним аскетизмом. Августин
разочаровался в манихействе и стал одним из западных отцов церкви.
Философская система Августина теоцентрична, Бог - высшая сущность,
которая не зависит ни от кого и ни от чего, причем, все остальное зависит
от него. Бог сотворил мир и продолжает его творить. Любое изменение
происходит по воле Бога. Это приводит Августина к концепции фатализма. Если
человек творит добро, он делает это по воле Божьей, если же склоняется ко
злу, то это его воля. Бог ответственен только за добро, а зло - это просто
отсутствие добра. Государство и церковь по Августину противопоставлены.
Государство - царство греха, церковь - царство божье на земле. Вывод -
теология.
В борьбе против языческой философии и религии выступают христианские
писатели, названные апологетами (от апология - защита). Они со своими
трактатами обращаются к правителям и простым людям, призывая из защищать
христианское учение. Они были первыми христианскими философами, которые
хотели приспособить греческую философию к потребностям собственных
концепций.
2. Ранний период схоластика (8-12 века)
Схоластика – беспредметные разговоры (из-за инквизиции), ф находилась
на службе у церковной догматики. Ф искала рациональные пути истинности
доказательства всего того, что провозглашала вера. Из того, что философия
была в подчинении у теологии вытекают 3 задачи схоластики:
с помощью разума проникнуть в истины веры и тем приблизить их
содержание к мыслящему духу человека;
придать религиозной истине систематическую форму при помощи
философских методов;
используя философские аргументы исключить критику святых истин.
Схоластическое философствование сосредотачивалось на 2 проблемах:
споре номинализма и реализма и доказательстве существования Бога.
Первая проблема вытекает из вопроса существуют ли реально универсалии
или нет. По Аристотелю идеи не предшествуют чувственно воспринимаемым
предметам, не являются причинами вещей, а от вещей зависят. В средние века
схоласты, стоявшие на позициях реализма, вернулись к идеям Платона - идеи -
это общее, вещи - частное. Существует лишь общее. Номиналисты же не
допускали существования идей до вещей. Вещи главнее. В этом споре
намечаются черты борьбы идеализма и материализма.
Крупнейшим представителем схоластики в период ее расцвета (13 век)
был Фома Аквинский. Он систематизировал всю философско-теологическую
схоластику и обосновал ее. В вопросе об отношении веры и знания, религии и
философии, Аквинский говорил, что религия и наука обладают разными
способами достижения истины. Если религия свои истины обрела в откровении -
Священном писании, то философия пришла к истине посредством опыта и разума.
Но и в религии могут быть истины, обосновать которые можно с позиций
философии.
Приоритет всегда принадлежит вере, более того, все науки должны
согласовывать свои положения. При этом Аквинский сделал теологию
философичной.
Док-ва существования Бога: 1 - самодвижение предметов невозможно,
значит каждый предмет должен двигаться другим, значит должен существовать
перводвигатель - Бог; 2 - исходит из понятия случайности и необходимости. В
мире существует много случайностей, но если это не хаотическое
существование => необходимость - Бог. 3 - в мире несколько степеней
совершенства, должно быть идеальное - критерий - Бог.
3. 13-15 века Расцвет схоластики и её разложение (см Фома Аквинский)
Через всю историю ср ф проходит спор реалистов (утверждают примат общего
духовного начала, т.е. существуют общие понятия которые выражают все вещи,
Фома Аквинмкий, Ансель Кентерберийский) и номеналистов (существуют вещи, а
общие названия этих вещей абстракция, не предшествуют самим вещам, Абеляр,
Скот, Оккам)
47. Проблема соотношения веры и знания, ценности земной жизни и
христианского милосердия в философии Средневековья.
К вопросу о соотношения веры и знания:
Спор между представителями схоластики и мистики (см. 46) о наиболее
эффективных средствах приобщения людей к религиина уровне философии и
теологии вылилися в спор о наилучших формах и методах защиты и обоснования
христианского мировоззрения. Различные подходы к решению этих вопросов
сформировали две основные тенденции религиозный интеллектуализм (РИ) и
религиозный антиинтеллектуализм (РАИ).
Цель РИ – выработать у человека сознательное восприятие религииозного
вероучения, опирающегося не только на авторитет, но подкрепленное разумными
доводами. Представители РИ допускают участие разума и связанных с ним
срадст теоретического анализа в религиозной жизни людей.Они стремяться
поставить разум на службу вере, примирить науку и религию.
С точки зрения РАИ действия Бога (Б) не подвластны законам разума.Б
абсолютно свободен, его действия непредсказуемы и разум является помехой на
пути к Б. Чтобы прийти к Б нужно забыть все что знал, забыть что существует
знание вообще.
Точку срения РАИ можно объяснить тем, что в ранних християнских (Х)
общинах абсолютное большинство составляли неграмотные малообразованные
люди. Положение о том, что возвещенная христианская истина – полная и
окончательная, достаточная для решения всех проблем человеч. существования
– обеспечивала существование христианства в обществе. Однако идеологи Х
постоянно стремились к расширению социальной базы новой религии. Они
хотели склонить на свою сторону образованные слои римского общества:
патрициев, интеллигенцию.
Августин (А) разрабатывает теорию о гармонии веры и разума (IV-V вв).
А выступает с требованием признания двух путей преобщения людей к религии:
понятийно-рационального (логического мышления, достижения наук и философии)
и нерационального (авторитета «Священного писания» церкви, эмоций и
чувств). Но пути неравноценны: «Не учением человеческим, а внутреним светом
а так же внутреним светом мог Христос обратить людей к спасительной вере».
Теория А никоим образом недопускает поставить веру в зависимость от разума.
Решающее значение отдается откровению.
В XI-XII вв как следствие выделения из крестьянского хозяйства
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|