рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

прежним, неизменным. (пример: переходы воды )

Существует,обратный процесс, выраженный этим законом, переход

качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как

бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество,

переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь

данное определение качество, место которого одновременно занимает другое

качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть

новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным

дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в

качество.

Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества

к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного

количественного изменения, в результате скачка. Скачок — это всеобщая форма

перехода от одного качественного состояния к другому. . Скачок — это

единство бытия и небытия, состояние борьбы нового со старым, отмирание

прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными

состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного

состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное

многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной

определенности.

20 Закон отрицания отрицания

(из Радугина)

Третий закон диалектики — закон отрицания отрицания отражает, по

Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Всяческое

отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного

качественного состояния в другое. Однако, отрицание, не просто уничтожение

старого новым. Оно обладает диалектической природой.

Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет

собой единство трех основных моментов:1) преодоление старого; 2)

преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и

характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель, прежде всего,

связывал с прохождением в процесса развития трех стадий: утверждение или

положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения —

(антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей

(синтез). Процесс отрицание отрицания, как чисто логический процесс,

складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем

противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей

мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как

противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития

логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель

иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса.

Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зернышко.

Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже

в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.

Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит

цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что

в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному

состоянию, «якобы к старому»,на принципиально иной качественной основе.

Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и

повторяемость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что

процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую линию,

обязательно включающую в себя возврат, «якобы к старому», и переходящую на

новую более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему

содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на

предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии

термином снятие Таким образом процесс развития характеризуется

поступательным движением по спирали

21 Соотношение диалектики, общенаучных и специальных научных методов

познания

(Из Диденко и Спиркина )

Метод- это способ познания и преобразования дейст-сти. Метод это путь к

истине , способ организации практического и теоритическиго освоения дей-ти

, обусловленный закономерностями соответствующего объекта. Из всего

разнообразия методов можно выделить те которые используются одной наукой

часнонаучные, которые характеризуют ее специфическую область

исследования.(Например физика- специальный метод познание физических

явлений , социально-экономическия сфера –специфический системный

анализ:)))) )

Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом,

определенной группой наук. (Например эмпирические методы научного

познания: наблюдение, измерение,эксперимент)

Философия же являет собой всеобщий метод -диалектику, т.к ее предметом

исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы

мышления, всякого познания. Иногда полагают, что философия в силу

всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной

научной области. Но это не верно Даже представить себе невозможно, чтобы с

помощью одних только общих принципов кому-то удалось, например, смастерить

стол. Этот утрированный пример позволяет наглядно показать всю абсурдность

подобной мысли. Диалектика не определяют однозначно линию творческих

поисков истины. Здесь в конечном счете решающее слово принадлежит практике,

жизни. Каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные

стороны объекта; Отсюда возникает необходимость во взаимодополнительности

методов, что обусловлено также и тем, что каждый метод имеет определенные

пределы своих познавательных возможностей. Философские методы (диалектика),

будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных

конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов,

а конкретизируются ими. Если специальные методы выступают как частные

приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские

являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в

них всеобщих законов движения и развития, разумеется, по-особому

проявляющихся в зависимости от специфики объекта.

22 Предмет социальной философии

(Из нового Спиркина)

/*Тут много можно вырезать после прочтения */

Социальная философия – это раздел философии, включающий рассмотрения

качественного разнообразия общества (отличие от природы ,отношение к

государству, религии, морали, духовной культуре), его целей (общественных

идеалов), генезиса и развития (социальной истории), судеб, перспектив.

Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего

мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития

человеческого общества.

В чем заключается проблема социальной философии как фундаментального

раздела философии? Очевидно, в том, чтобы философски осмыслить, что такое

общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его

истинное существо, к чему оно обязывает человека и в свою очередь каковы

обязанности человека перед обществом. А. Сен-Симон так характеризовал

основную, практически ориентированную задачу социальной философии: эта

задача “заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи

систему общественного устройства, чтобы побудить управляемых и правящих

понять ее, чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к

совершенствованию, чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних

пределов своего совершенства, и построить из нее новую при помощи

материалов, собранных учеными специалистами в каждой отдельной области”.

Социальная философия в единстве с историей философии изучает общие принципы

жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества,

опираясь на весь массив гуманитарных наук, прежде всего истории,

социологии, теории государства и права, политической экономии, политологии

и др. Социальная философия и историософия имеют своим общеметодологическим

основанием принципы, категории и законы, выработанные всей историей

развития философской мысли в полном объеме ее категориального строя.

История развития социальной философии

Возникнув как простое описание трудовых процессов, военных походов,

обычаев, гражданской жизни общества, различий в государственном устройстве,

социально-философская мысль постепенно выделяет в качестве специфического

предмета познание причины общественных процессов (Демокрит, Аристотель,

Лукреций). Древние философы, пытались как-то разгадать и определить природу

общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности.

По Платону, общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге

для удовлетворения своих потребностей. Аристотель выдвинул положение, что

человек родится политическим существом и несет в себе инстинктивное

стремление к совместной жизни. Врожденное неравенство способностей –

исходный пункт этого стремления к социальности, отсюда же различие функций

и места людей в обществе. Лукреций считал, что причиной выхода человека из

животного состояния является развитие материальной культуры: пользование

шкурами убитых зверей, постройка жилищ и главным образом добывание огня.

Средневековые мыслители в трактовке истории человечества, как правило,

апеллировали к божественному провидению: история предопределена Богом; все

пороки — результат грехопадения людей; общество основано на неравенстве, с

которым люди должны смириться. Августин, например, усматривал во всемирной

истории постепенно устанавливающуюся противоположность государства Божьего

и мирского, прототипами которых служили церковь и Римская империя.

Начиная с эпохи Возрождения складываются элементы светской философии

истории (понятие введено Вольтером), имевшей в виду универсальное

историческое обозрение человеческой культуры.

Мыслители XVII—XVIII вв. подвергли резкой критике богословские концепции

средневековья: они рассматривали историю общества как продолжение истории

природы и стремились вскрыть «естественные» законы общественной жизни. Это

было связно с состоянием науки того времени, с поисками единых,

универсальных законов мира и соответственно единой науки. Жизнь общества

уподоблялась жизни природы. Если исходным звеном в цепи природных процессов

являются атомы, то таким атомом в общественной жизни представлялся человек.

Как ни резко различаются между собой люди, их объединяет общая основа -

стремление к самосохранению. Из этого чувства рождаются составляющие своего

рода пружину человеческих поступки: они управляют поведением людей с такой

же точностью, как физические силы определяют движение природных тел.

Действия людей строго закономерны. Свобода в поведении человека, (Б.

Спиноза), равносильна свободе камня, приведенного в движение по законам

механики и воображающего, что он движется по собственному желанию.

Социальные законы всматривались как проявление законов механики. Чувство

самосохранения уподоблялось закону инерции. Социальный инстинкт, подобно

центростремительной силе, влечет людей друг к друг. А человеческий эгоизм,

подобно центробежной силе взаимно отталкивает людей. Каждый человек

движется в жизни по своей орбите. Благодаря взаимодействию

центростремительных и центробежных сил устанавливается равновесие в

общественной жизни: как небесные тела не падают друг на друга, так люди не

сливаются в одну массу и не рассыпаются в разные стороны.

И.Г.Гердер рассматривал общественное развитие как непосредственное

продолжение истории природы, и следовательно законы развития общества носят

естественный характер. Главным стимулам общественного развития является

деятельность людей направленная на удовлетворение собственных потребностей.

Вершиной социально философской домарксисткой мысли были воззрения Гегеля.

Суть—«Разум в истории» Таким образом идеализм наоборот слишком отрывает чел

от природы, превращая дух сферу общ жизни в самост субстанцию. Идея

абсолютизации духовного факторов человеческом существовании На практике это

означает следовать принципу “Мысли(Дух) правят миром”. Идеал в принципе не

отриц объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью

определяется действием мирового разума или волевой активностью человека. В

первом случае (объективный идеализм) в филосфию вносится фатализм, а во

втором (субъективный)- обосновывается чисто субъективистское понимание

истор развития.

Наиболее полно выявить объективные основания исторического процесса

удалось К.Марксу, который рассматривал общество как социальный организм в

его целостности и развитии.

Он показал, что исторический процесс не существует вне и помимо

деятельности людей. И основным видом такой деятельности является труд,

который выступает постоянной и естественной необходимостью человеческого

общества, а производство - материальной основой его жизни и развития.

/*Он решает основного вопроса фил в применении к обществу. “Сознание

людей зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что

“люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде

чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством,

религией...”*/

___

Дальше непосредственно к этому вопросу отношения не имеет, но про подход

Маркса

___

Побудительным мотивом и детерминирующим фактором общественного развития

являются потребности и интересы. Потребность выражает зависимость субъекта

от объективных условий существования и побуждает его к действию. Осознание

субъектом своей потребности превращает ее в интерес. Необходимым

компонентом деятельности являются цели, которые отвечают потребностям и

интересам людей, а также условия их удовлетворения. Цель обычно соотносят

со средствами и условиями деятельности. Последние представляют собой

социальную сферу, предполагают место и время реализации цели.

Он вводит понятие общественно-экономический формации

Качественно определенный, исторически конкретный тип социальной

системы, взятый в единстве всех ее сторон - способа производства, состояний

науки, искусства, всего многообразия и богатства духовной сферы, семейно-

бытовых отношений и всего образа жизни людей, и есть общественно-

экономическая формация.

Структура общественно-экономической формации характеризуется прежде

всего категориями «базис» и «надстройка», которые призваны объяснить, каким

образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни

— политические, правовые и др. и как эти последние в свою очередь

воздействуют на экономическое развитие общества. Иными словами в социально-

философской теории категории базиса и надстройки выделяются с целью

конкретизации материалистического понимания структуры общества,

установления причинно-следственных связей в общественной жизни. Уточняя

значение этих категорий, В. И. Ленин пояснял, что основная идея

материалистического понимания истории «состояла в том, что общественные

отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют

собой лишь надстройку над первыми...» 2. Базис — это совокупность

производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества,

определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Когда же

говорят о надстройке, то имеют в виду совокупность идей и идеологических

отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций (государство,

политические партии, профессиональные союзы и иные общественные

организации), свойственных данному обществу.

23 Материальное производство – основа жизни общества

(Из Спиркина)

Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать

и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в

том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное

воспроизводство человека как общественного существа. Общественное

производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет

свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого

человека, и материальное производство. Материальное производство — это

основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно

в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное

условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить

историю. Жизнь общества, таким образом, нельзя уподобить реке, в которой

все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая в

конечном счете и определяет все вплоть до утонченной сферы духа,— это

производство материальных благ. Причем процесс производства материальных

благ всегда носит общественный характер: производство обособленного

индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих

людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного

характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются

коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего

образа жизни людей.

Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к

существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым

минимумом, люди должны

трудиться: все созидает для смертных забота и труд человека, говорили

древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в

готовом виде. «Непосредственного материала, которого не приходится

обрабатывать, очень мало. Даже воздух приходится приобретать, так как его

нужно нагревать... Человеческий пот и человеческий труд добывают для

человека средства удовлетворения его потребностей» '. Соединяя свой труд с

тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней

нет. В этом процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс

материального производства. Следовательно, материальное производство есть

процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих

средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных

благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.

24 Производственные силы, производственные отношения способ материального

производства

(Из Сприкина и кажется это надо знать обязательно)

Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и

производственные отношения.

Производительные силы

Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда.

Они составляют основной и решающий элемент производительных сил. Но кроме

того, для осуществления процесса производства необходим исходный материал,

или предмет труда, который подвергается обработке. Им могут быть и земля, и

полезные ископаемые, и металлы и т. п. Но чтобы воздействовать на предмет

труда с целью его преобразования в необходимый продукт, надо применять

орудия труда. Орудия труда суть предметы, созданные человеком с целью

воздействия на внешний мир и преобразования его в интересах общества. Все

возрастающая сложность орудий труда является показателем достигнутого

уровня производства и, как следствие, степени развития общества. Для

производства необходимы также соответствующие здания, склады, транспорт и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.