рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

т. д. Все это вместе с орудиям труда образует средства труда. Совокупность

же средств и предметов труда образует средства производства. Система

средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так

называемую материально-техническую базу общества являющую собой предметно-

энергетическую часть производив тельных сил. Эта часть представляет собой

прошлый, или овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли

вступать в процесс производства, необходимо вновь и вновь применение

рабочей силы, то есть живого человеческого труда Т.е. Итак,

производительные силы — это люди (человеческий фактор), впитавшие в себя

культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие производственными

навыками к труду и осуществляющие производство материальных благ созданные

обществом средства производства,а также организация труда, технология

производства, техника и достижения науки

Производственны отношения

Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства,

образуют сложную структурно-функциональную и иерархически-соподчиненную

систему; эта система и образует собою то, что называют производственными

отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть

форму собственности (основу производственных отношений), и связи между

людьми в процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ, и

отношения людей, обусловленные их производственной специализацией, то есть

выражающие разделение труда, и отношения сотрудничества и соподчинения —

управленческие отношения, и все другие отношения, в которые вступают люди,

вплоть до, казалось бы, отдаленной от непосредственного процесса

производства сферы быта.

Способ материального производства

Существуя и развиваясь в неразрывном единстве, производительные

силы и производственные отношения образуют сложную структуру материального

производства, исторически конкретный способ производства. Развитие

производства происходит прежде всего в системе производительных

сил,наиболее подвижого элемента в материальном производстве. Их развитие

связано в первую очередь с совершенствованием орудий труда, с прогрессом

техники. В этом процессе, естественно, развивается и сам человек,

совершенствуются его потребности как побудительная причина развития самого

производства; растет производственный опыт людей, повышается их

квалификация, становится все более дифференцированным профессиональное

разделение труда, расширяется и углубляется специализация. Эти изменения в

структуре производительных сил влекут за собой и изменения отношений людей

в процессе производства — производственных отношений. Следовательно,

прогресс производительных сил детерминирует и развитие производственных

отношений в направлении соответствия последних характеру и уровню развития

производительных сил: каково содержание производительных сил, .такова и

форма их существованияНо производственные отношения — это не пассивный

элемент в системе материального производства: если они соответствуют

характеру и уровню развития производительных сил, то они ускоряют процесс

их развития, в противном же случае тормозят его. В этом проявляется

активная роль производственных отношений в их воздействии на

производительные силы. Таким образом, соответствие производственных

отношений характеру и уровню развития производительных сил-— основной

принцип развития материального производства. Но это развитие, как и всякое

развитие,— процесс противоречивый, поэтому производственные отношения не

могут постоянно соответствовать развивающимся производительным силам.

Процесс развития материального производства совершается таким образом, что

достигнутое соответствие благодаря опережающему развитию производительных

сил на определенном этапе нарушается; между ними вновь образуется

противоречие, которое все более углубляется, требуя своего разрешения в

форме социальной революции.

25 Духовное производство его характер и особенности

(Философский словарь и от Игоря Пальти)

Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в

совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику

данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные

образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и

уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне

осознанные настроения, привычки и т.д. Духовная культура общества находит

свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в

освоении и обогащении мира духовных ценностей. При наличии ряда общих

моментов с материальным производством духовное производство имеет свою

специфику.

Духовное производство(по Марксу) – понятие, указывающее не только на

общую зависимость духовной сферы от развития в конечном счете материального

производства, социальных отношений, но и на внутреннюю диалектику

культурного созидания, взаимосвязь творчества и преемственности.

Предметом труда в нем выступают не только природа и природные

вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных

связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и

субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе

формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием

духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Но

создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут

развиваться вне народа, который и является ее основным творцом и

потребителем. Таким образом, духовная культура развивается народом. Лучшие

образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд

духовной культуры социума, становятся его достоянием. Они должны быть

возрождены новыми поколениями Творчески возрождая наследие и заново

оценивая его, люди обретают способность творить сами. Потребляя духовные

ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и

как объект, и как субъект духовного производства

На всякий случай: Выделяют две формы духовного производства:

функционально заданную и универсально-преемственную. В первой индивид

действует только как носитель некой функции; поле его культурной

деятельности при определенных социальных условиях искажено и сужено

готовыми, заранее заданными предпосылками. Во втором случае индивид

включается в развитие в качестве «всеобщей производительной силы», он

осуществляет, согласно Марксу, «свободное духовное производство данной

общественной формации».

Для духовного формирования используются система образования,

воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет

и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и

самовоспитание.

26 Социальная структура общества

(Из Спиркина)

Социальная сфера есть исторически сложившаяся, относительно устойчивая

система связей между различными элементами общества как целого: отдельными

индивидами и социальными общностями (род, племя, народность, нация, семья),

классами, социальными группами. Каждому исторически определенному способу

производства соответствует и свой специфический тип социальной сферы

общества: наличие определенных классов и социальных групп. Смена

общественно-экономических формаций, приводит к изменениям и в социальной

сфере, однако последняя не возникает автоматически: она обладает

устойчивостью и относительной самостоятельностью.

Дадим определение основных составляющих социальной структуры общества

Классы (по Ленину) – большие группы людей, различающиеся но их месту в

исторически определенной системе общественного производства, по их

отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации

труда, а следовательно, но способам получения и размерам той доли

общественного богатства, которой они располагают.

Социальные группы – это такие группы людей которые по своему положению

в системе общественного производства и по своему положению в обществе не

входят в состав классов, а образуют определенные слои, сословия, касты.

Род — кровнородственное объединение людей, связанных коллективным

трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка,

нравов, традиций. Объединение нескольких родов составляло племя — тип

этнической общности и социальной организации людей доклассового общества.

Народность — это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального

способов производства экономическая, языковая, территориальная и культурная

общность людей.

Нация — это общность людей, которая возникает в период становления

капитализма на основе общности экономической жизни, территории, языка,

некоторых особенностей психологии людей, бытовых и культурных традиций. В

отличие от народности нация — более устойчивая общность людей, причем

устойчивость ей придают .«глубокие экономические факторы» '.

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе

являются классы. Поэтому вопрос о структуре социальной сферы жизни общества

связывается в первую очередь с проблемой взаимоотношения классов. Опираясь

на определение классов можно дать основные характеристики классов, которые

делятся на основные (порожденные данным способом производства, выражающие

его сущность и представляющие собой главную силу общественно –

экономической формации) и неосновные (остались от предыдущих эпох или

зародились в недрах старого общества как носители будущей формации)

История всех обществ была заполнена борьбой классов. Существуют

три основные формы классовой борьбы: экономическая (борьба за улучшение

условий труда), политическая (классовые объединения партии, которых уже

волнуют вопросы о собственности и политической власти) и

идеологическая(освобождение от одной идеологии и приобщение к другой).

Социальная структура общества также помимо основных классов включает

и определенные социальные группы, куда относятся в основном интеллигенция и

служащие, студенты и др.. Границы между классами и другими группами

общества всегда относительны, подвижны. Это значит, что для каждого

отдельного представителя того или иного класса, той или иной социальной

группы существует реальная возможность своеобразной «социальной миграции».

27 Общественное сознание(уровни структура формы)

(Из Спиркина и Жукова)

Общественное сознание – это взгляды, представления , идеи, политические,

юридические и др. теории, философия, мораль, религия и др формы

сознания.(философский словарь)

Общественное сознание возникло одновременно с общественным бытием и в

единстве с ним . Основная функция общественного сознания стоит в том, что

оно может отражать бытие и активно способствовать его перестройке (через

практическую деятельность людей)

Общественное сознание имеет сложную структуру. Его можно анализировать в

гносеологическом аспекте, когда общественное сознание рассматривается

главным образом по содержанию, как отражение действительности, и в

социологическом, когда общественное сознание изучается в плане его

социальной обусловленности, места, роли, функций в общественной жизни.

Гносеологический аспект показывает движение от действительности к сознанию,

когда идеи выступают как результат познания; социологический, же аспект

фиксирует внимание на переходе от сознания к действительности, на

практической реализации идей,

Гносеологический аспект общественного сознания предполагает два уровня -

обыденный и теоретический соответствующие двум уровням отражения

действительности (критерий для их разграничения - степень проникновения в

сущность явлений).

Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и

общественной среды, повседневных нужд и потребностей людей. Теоретическое

же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и

отношения. Оно существует в форме системы идей, понятий и законов: теория -

это систематизированное знание. На теоретическом уровне общественное

сознание представлено главным образом наукой, а на обыденном - эмпирическим

знанием.

Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две

сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении

этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к

этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями

конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами

общественной деятельности.

Свое выражение общественное сознание находит в общественной психологии,

которая во многом сходна с обыденным сознанием, и в ее структуре содержится

так называемое «коллективное бессознательное». Она представляет собой

массовое coзнание, убеждения социальных групп, классов. Ее функции

проявляются при решении практических задач повседневной жизни побуждая

людей к различного рода действиям. Ее правомерно рассматривать в качестве

эмоционального сознания.

Содержание общественной психологии охватывает три группы социально-

психологических явлений - психологический склад определенной социальной

общности (социальный характер, npивычки, обычаи, традиции), психическое

состояние социальна группы (настроения, социальные чувства, эмоции) и

социальна психологические явления, характерные для этой-группы (мод слухи).

Как и общественное сознание в целом, общественная психология по своему

содержанию есть отражение общественного бытия людей. Общественная

психология составляет основу, исходный пункт формирования более высокой

ступени общественного сознания идеологии, которая представляет собой

систему взглядов и представлений определенного класса, нации или народа.

Она теоретически обоснована и выражает его коренные интересы. В этом

состоит ее главная социальная функция. В отличие от теоретического сознания

идеология не содержит естественнонаучных знаний о природе.

Если к структуре общественного сознания подходить с точки зрения его

носителей, то в нем следует различать общественное и индивидуальное

сознание. Общественное сознание представляв собой совокупность общественно

значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общества;

индивидуально же сознание есть отражение индивидуального бытия, духовный

мир конкретной личности. Индивидуальное сознание нельзя непосредственно

вывести из анализа закономерностей общественного развития. Его можно

раскрыв лишь исходя из знания биографии, условий жизни, воспитания, учета

всей системы влияний, которые испытал на себе индивид.

Формы общественного сознания философия, политика, право, нравственность,

эстетическое сознание, религиозное сознание и наука. Все, кроме философии,

формы общественного сознания можно с некоторой долей условности разделить

на два цикла. К первому относятся политика, право и этика — в их основе

лежит единый смысловой стержень, связанный с выяснением различных

модификаций исходного отношения между субъектами (это взаимоотношения между

людьми — этика: между человеком и обществом — право; между различными

социальными группами, вплоть до целых государств,— политика). Ко второму

циклу относятся эстетика, религия (или атеизм), а также наука. Общим

стержнем здесь является исходное отношение «субъект — объект», то есть

многообразные формы отражения человеческим сознанием его сложных

взаимоотношений с миром. Граница между указанными циклами условна, особенно

между этическими и эстетическими категориями.

28 Гуманизм как сердцевина проблематики научной философии

(Философский словарь Булатов Радугин)

Гуманизм (лат. humanus—человечный) — совокупность взглядов, выражающих

уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о

благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для

человека условии общественной жизни. Гуманизм — антипод всякого рода

фанатизма, ригоризма, нетерпимости, неуважения т. эр. и знаний других.

Первые проявления гуманизма можно заметить на этапе раннего христьянства,

у которого на знаменах были написаны истинно гуманистические лозунги (Для

бога нет богатых и бедных Пред богом все равны (Что-то такое говорил

Новиков))

Гуманизм в научной философии складывается в эпоху Возрождения (15—16

вв.) -- Гуманисты провозгласили свободу человеческой личности, выступали

против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и

удовлетворение земных потребностей. Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения

— Петрарка, , Эразм Роттердамский, Бруно, Ф. Рабле, Ф. Бэкон Гуманисты

утверждали новую систему духовных ценностей, главным в которой было

провозглашение превосходства личных достоинств и личного благородства над

происхождением, сословным благородством по крови .Критерием личного благ и

достоинствава выступает духовная культура.

Гуманизм достиг своего расцвета в произв. просветителей 18 в.,(Вольтер

Руссо ) провозгласивших лозунги свободы, равенства и братства, защищавших

право людей на беспрепятственное развитие их «естественной природы». Однако

даже в лучших своих проявлениях гуманизм нового времени ограничен, т. к.

он основывает гуманистические идеалы на частной собственности и

индивидуализме. Отсюда неразрешимое противоречие между лозунгами гуманизма

и их реальным осуществлением в капиталистическом обществве. Почти с самого

начала внутри гуманизма выделилось течение, представители к-рого — Мор,

Кампанелла, Мюнцер сторонники утопического социализма . Они видели

антигуманистический характер об-ва, критиковали его пороки, требовали

имущественного равенства, но, не зная объективных законов истории, не могли

вскрыть реальных путей и средств достижения справедливого об-ва. (Пример

Кампанелла «Горд солнца» -создал идеальное общества, где отсутствует

частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует

строгая регламентация жизни и быта под властью жрецов)

Апогеем развития гуманизма в научном познании явились работы К Маркса

Его работы пронизаны истинным гуманизмом. Под влиянием Л. Фейербаха

написана важнейшая pабота того времени «Экономическо-философские рукописи

1844 года». В этой работе Маркс выступает в защиту гуманизма, основанного

на идее свободной, универсальной творческой сущности человека. Реализации

этой .сущности, по Марксу, препятствуют различные виды человеческого

отчуждения: отчуждение человека от природы, отчуждение от своей собственной

«родовой» сущности, отчуждение человека от человека и отчуждение человека

от общества. В основе всех форм отчуждения, по мнению Маркса, лежит

отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях.

Обратный отчуждению процесс Маркс называет процессом присвоения человеком

своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется

отношение человека к природе и к другим людям. На основе концепции

присвоения он создает грандиозное по гуманистическому пафосу учение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.