рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

не так, как он соединен в действительности.

Этот уровень весьма важен, так как рациональное познание в конечном счете

тоже базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Но

чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь единичное,

индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает

информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания

о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на

явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности. Однако

потребности практики как раз и диктуют необходимость выявления за единичным

- общего, за внешним - внутреннего, за явлением - сущности и т.д.

Рациональное познание основано на процессе мышления - активного процесса

опосредованного, обобщенного и абстрагирующего отражения объективного мира

в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Основными формами мышления являются:

1) Понятие - обобщенное, логическое отражение существенные свойств,

связей и отношений предметов и явлений. Понятия - это и итог работы

мысли, и одновременно средства мышления. Но мы оперируем не отдельными

понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей в конечном

счете связь вещей.

2) Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто

утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило,

выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении

должна соответствовать связи вещей.

3) Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или

нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение,

называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два

основных класса - индуктивные, представляющие собой выведение общего

положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из

некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.

Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное

отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны.

Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без

этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о

предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в

познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не

может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные

чувственные отражения.

13. Проблемы истины в философской теории познания познания.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо

писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно

истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция

истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие

(корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое

решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля

истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание

является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат

совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины

считает истинное знание (или его логические основания) результатом

конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное

рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний.

Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным

гносеологическим тезисом диалектико-материалистиче-ской философии о том,

что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с

этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом,

воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и

независимо от человека, его сознания.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее

объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний,

которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит,

поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и

познаваемости мира равнозначны.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает

диалектику познания в его движении к истине в движении от знания менее

полного к знанию более полному. Постижение истины не может быть достигнуто

в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через

относительные истины к истине абсолютной.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое

не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она

достигается только в результате бесконечного движения мысли, то есть

практически недостижима.

Относительная истина - это неполное, приближенное знание о предмете,

которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть

дополнено в дальнейшем.

Выделяют также конечную истину - элементарный результат познания, к

которому нечего добавить.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине

абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и

каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины

абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Нужно отметить, что любая истина конкретна, то есть зависит от

конкретных условий существования объекта.

Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна по форме, конкретна

по условиям применения, относительна или абсолютна по степени приближения

субъекта к объекту.

14 Практика как основание и цель познания

Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как

материальная деятельность по преобразованию действительности. При этом

познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они

различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика -

материальную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика

имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.

Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает

как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того,

вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает

первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений,

восприятий, представлений.

Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила

познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее

потребности выступают как важнейшая движущая сила познания.

Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики

и ее влиянии на познание последнее обладает относительной

самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается

собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама

научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику.

Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого

параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности

- и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон

исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую "чистую" науку,

нежелание работать над решением практических задач.

Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в

том, что наука превращается в непосредственную производительную силу,

играет все большую роль в развитии и материально-производственной и

социальной сферы общественной жизни.

Практика - основная движущая сила познания. Главным стимулом для

развития знания служат практические потребности людей. Практика та же сфера

приложения знания. Позднее знания получали из такой формы практического

взаимодействия как эксперимент. Эксперимент - форма материального

взаимодействия вещей, при котором они искусственно ставятся человеком в

определенные взаимоотношения, и на их основе выявляются те или иные

свойства.

15 Практика как критерий истины

В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на

критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания).

Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность.

Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось - никаких

самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный,

а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).

Коренным пороком этих критериев то, что они находятся в самом знании,

в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и

теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки

знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных

естественных процессов.

Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и

историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии -

общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что

признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность

(взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует

соглашению).

Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к

общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к

практицизму и практике.

Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов

"действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом",

"труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась

идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер).

Практика активная, целенаправленная чувственно-предметная

деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.

С введением практики в теорию познания было установлено, что человек

активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность

и в ходе её изменения познаёт её.

В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру.

Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная

система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо

её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом

процессе.

Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство

(труд), - социальная деятельность, - научный эксперимент; - техническая

деятельность; - военно-политическая деятельность.

Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную

сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации

для познания.

Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:

1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к

жизни потребностями практики. - креативная функция

2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она

пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и

стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. -

детерминирующая функция

3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования

мира и регулирует деятельность людей - целеполагающая функция

4. практика представляет собой и решающий критерий истины " критериальная

функция. Остановимся на последней функции.

Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный

процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что

критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том

смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо

положения. Относителен потому, что сама практика развивается,

совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать

истинность развивающегося знания. Так, практика на протяжении столетий не

могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и

познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость практики как критерия

истины является своеобразным противоядием против догматизма и окостенения

мысли.

Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными

критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен

логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и

диалектический методы, а также аксиологический критерий.

Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим

отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями

обеспечивает процесс познания истины.

16 Диалектика как филосовский метод и теория развития.

Диалектика - искусство вести беседу, спор, учение о наиболее общих

закономерностях становления, развития, внутренний источник которых

усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д.,

начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления,

который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от

друга.

Д – есть ф метод познания действительности, изучает всеобщее знание, а

не конкретные (как остальные науки).

Предмет д – всеобщие законы природы и общества.

В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная

Д. древних мыслителей; идеалистическая Д. немецкой классической философии;

марксистская материалистическая Д. как современная Д.

Существует объективная(первична) и субъективная(вторична) д.,

отражение объективной. Объективная д – д природы, вещей, общества, самого

объективного мира. А субъективнаая д – д мышления, человеческого познания –

средство которым постигается мир. Субъективная д отражает действительный

мир в идеальной форме – в виде понятий, суждений, категорий.

О и С д – являются противоположностями и между ними есть противоречия

(различия ?), которые разрешаются в процессе человеческого познания и

деятельности, здесь применяются законы диалектики.

Материалистическая диалектика представляется в виде целостной

системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго

определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и

категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть

содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия,

диалектических закономерностей движения и развития. Диалектика как

категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих

законах всякого движения.

Д как метод познания предъявляет познавательному процессу свои

требования:

1. объективность рассмотрения предмета (без субъективизма).

2. Всесторонность рассмотрения (все связи и отношения с другими

объектами).

Мир – совокупность процессов (не явлений),они постоянно изменяются и

развиваются, для верного их отражения наше мышление также должно быть

изменчивым; категории кот отражают объект, дожны переходить друг в

друга, изменяться.

3. Рассматривать объект в развитии.

4. Рассматривать объект как единство противоположных сторон (объект

как целостная система, вскрытие причин и источников развития,

взаимодействия с другими).

5. Единство кол-ного и кач-ного анализа. (?)

6. Принцип диалектического отрицания. (избавляет от узости мышления,

ориентирует на охват широкого круга проблем в процессе познания)

7. Принцип бесконечности познания – предостерегает от самоуспокоения в

познании.

8. Принцип восхождения от абстрактного (одностороннее) к конкретному

(многостороннее).Объект вначале познают с одной стороны, с другой и

т. д., возникает целостная картина.

В своей совокупности указанные требования диалектики составляют

сущность д метода познания.

Когда говорится, что д представляет собой всеобщий метод, имеется в

виду, что она выполняет методологическую функцию.

Функции:

1. Мировозренческую (формирует творческое мышление)

2. Онтологическую - служит основой обобщения теоретических выводов

конкретных наук.

3. Гносеологическая благодаря ней создаётся общая картина

человеческого познания

4. Логическая логика изучает философские законы и категории.

5. Евристическая – служит выработке нового знания.

6. Аксиологическая – (оценочная функция, что бы с помощью основных

законов и принципов выбрать те или иные действия в области

практики и познания)

7. Прогностическая выражается в предвидении возможных последствий

процессов познания.

17 Принципы, законы и категории материалистичной диалектики.

Принципы д 1) принцип всеобщей связи 2)принцип развития;

3) принцип историзма; 4) принцип причинности; 5) принцип системности

(3-5 у меня в конспекте не было, можно опустить ?)

1 Принцип всеобщей связи

Согласно этому принципу, связь явлений, под которой понимается такое

отношение между двумя процессами, когда изменение в одном объекте

сопровождается изменениями в другом, имеет универсальный, вселенский

характер.

Для уточнения этого принципа введем понятие связи. Связь есть общее

выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их

существования и развития. Отношение – одна из форм, момент всеобщей

взаимосвязи предметов и процессов. Виды отношений: равенство, неравенство,

субординация, координация, целое и части. Наиболее универсальный характер

носит отношение зависимости, т.к. все зависит от окружающего.

Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи.

В неорганической природе существуют механические, физические и химические

связи. В живой природе существуют более сложные – биологические связи,

которые вырвжаются во внуреорганизменных, внутриорганизменных, межвидовых

отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. В общественной

жизни образуются производственные, распределительные, классовые, семейные,

межличностные, национальные, государственые и прочие отношения. Кроме того,

существуют внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные,

функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и

случайные, причинно-следственные и т.д. Эти формы связи выделяются в

зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов. Любая форма связи

имеет свое основание – существенное объективное условие, обеспечивающее

образование и существование той или иной связи. Так, заряд ядра атома

обусловливает связь в системе элементов.

Дальнейшим уточнением принципа всеобщей связи является понятие

взаимодействия. Взаимодействие есть философская категория, отражающая

процессы воздействия различных элементов друг на друга, их взаимную

обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение

одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и

активный характер. Каждая форма движения материи имеет в своей основе

определенные типы взаимодействия. Взаимодействия в физике: гравитационное,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.