Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)
не так, как он соединен в действительности.
Этот уровень весьма важен, так как рациональное познание в конечном счете
тоже базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Но
чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь единичное,
индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает
информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания
о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на
явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности. Однако
потребности практики как раз и диктуют необходимость выявления за единичным
- общего, за внешним - внутреннего, за явлением - сущности и т.д.
Рациональное познание основано на процессе мышления - активного процесса
опосредованного, обобщенного и абстрагирующего отражения объективного мира
в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Основными формами мышления являются:
1) Понятие - обобщенное, логическое отражение существенные свойств,
связей и отношений предметов и явлений. Понятия - это и итог работы
мысли, и одновременно средства мышления. Но мы оперируем не отдельными
понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей в конечном
счете связь вещей.
2) Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто
утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило,
выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении
должна соответствовать связи вещей.
3) Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или
нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение,
называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два
основных класса - индуктивные, представляющие собой выведение общего
положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из
некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.
Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное
отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны.
Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без
этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о
предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в
познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не
может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные
чувственные отражения.
13. Проблемы истины в философской теории познания познания.
Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо
писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно
истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция
истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие
(корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое
решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля
истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание
является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат
совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины
считает истинное знание (или его логические основания) результатом
конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное
рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний.
Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным
гносеологическим тезисом диалектико-материалистиче-ской философии о том,
что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с
этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом,
воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и
независимо от человека, его сознания.
Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее
объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний,
которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит,
поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и
познаваемости мира равнозначны.
Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает
диалектику познания в его движении к истине в движении от знания менее
полного к знанию более полному. Постижение истины не может быть достигнуто
в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через
относительные истины к истине абсолютной.
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое
не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она
достигается только в результате бесконечного движения мысли, то есть
практически недостижима.
Относительная истина - это неполное, приближенное знание о предмете,
которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть
дополнено в дальнейшем.
Выделяют также конечную истину - элементарный результат познания, к
которому нечего добавить.
Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине
абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и
каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины
абсолютной, приближая к полному овладению ею.
Нужно отметить, что любая истина конкретна, то есть зависит от
конкретных условий существования объекта.
Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна по форме, конкретна
по условиям применения, относительна или абсолютна по степени приближения
субъекта к объекту.
14 Практика как основание и цель познания
Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как
материальная деятельность по преобразованию действительности. При этом
познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они
различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика -
материальную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика
имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.
Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает
как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того,
вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает
первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений,
восприятий, представлений.
Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила
познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее
потребности выступают как важнейшая движущая сила познания.
Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики
и ее влиянии на познание последнее обладает относительной
самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается
собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама
научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику.
Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого
параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности
- и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон
исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую "чистую" науку,
нежелание работать над решением практических задач.
Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в
том, что наука превращается в непосредственную производительную силу,
играет все большую роль в развитии и материально-производственной и
социальной сферы общественной жизни.
Практика - основная движущая сила познания. Главным стимулом для
развития знания служат практические потребности людей. Практика та же сфера
приложения знания. Позднее знания получали из такой формы практического
взаимодействия как эксперимент. Эксперимент - форма материального
взаимодействия вещей, при котором они искусственно ставятся человеком в
определенные взаимоотношения, и на их основе выявляются те или иные
свойства.
15 Практика как критерий истины
В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на
критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания).
Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность.
Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось - никаких
самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный,
а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).
Коренным пороком этих критериев то, что они находятся в самом знании,
в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и
теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки
знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных
естественных процессов.
Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и
историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии -
общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что
признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность
(взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует
соглашению).
Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к
общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к
практицизму и практике.
Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов
"действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом",
"труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась
идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер).
Практика активная, целенаправленная чувственно-предметная
деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.
С введением практики в теорию познания было установлено, что человек
активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность
и в ходе её изменения познаёт её.
В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру.
Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная
система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо
её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом
процессе.
Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство
(труд), - социальная деятельность, - научный эксперимент; - техническая
деятельность; - военно-политическая деятельность.
Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную
сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации
для познания.
Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:
1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к
жизни потребностями практики. - креативная функция
2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она
пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и
стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. -
детерминирующая функция
3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования
мира и регулирует деятельность людей - целеполагающая функция
4. практика представляет собой и решающий критерий истины " критериальная
функция. Остановимся на последней функции.
Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный
процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что
критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том
смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо
положения. Относителен потому, что сама практика развивается,
совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать
истинность развивающегося знания. Так, практика на протяжении столетий не
могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и
познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость практики как критерия
истины является своеобразным противоядием против догматизма и окостенения
мысли.
Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными
критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен
логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и
диалектический методы, а также аксиологический критерий.
Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим
отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями
обеспечивает процесс познания истины.
16 Диалектика как филосовский метод и теория развития.
Диалектика - искусство вести беседу, спор, учение о наиболее общих
закономерностях становления, развития, внутренний источник которых
усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д.,
начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления,
который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от
друга.
Д – есть ф метод познания действительности, изучает всеобщее знание, а
не конкретные (как остальные науки).
Предмет д – всеобщие законы природы и общества.
В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная
Д. древних мыслителей; идеалистическая Д. немецкой классической философии;
марксистская материалистическая Д. как современная Д.
Существует объективная(первична) и субъективная(вторична) д.,
отражение объективной. Объективная д – д природы, вещей, общества, самого
объективного мира. А субъективнаая д – д мышления, человеческого познания –
средство которым постигается мир. Субъективная д отражает действительный
мир в идеальной форме – в виде понятий, суждений, категорий.
О и С д – являются противоположностями и между ними есть противоречия
(различия ?), которые разрешаются в процессе человеческого познания и
деятельности, здесь применяются законы диалектики.
Материалистическая диалектика представляется в виде целостной
системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго
определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и
категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть
содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия,
диалектических закономерностей движения и развития. Диалектика как
категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих
законах всякого движения.
Д как метод познания предъявляет познавательному процессу свои
требования:
1. объективность рассмотрения предмета (без субъективизма).
2. Всесторонность рассмотрения (все связи и отношения с другими
объектами).
Мир – совокупность процессов (не явлений),они постоянно изменяются и
развиваются, для верного их отражения наше мышление также должно быть
изменчивым; категории кот отражают объект, дожны переходить друг в
друга, изменяться.
3. Рассматривать объект в развитии.
4. Рассматривать объект как единство противоположных сторон (объект
как целостная система, вскрытие причин и источников развития,
взаимодействия с другими).
5. Единство кол-ного и кач-ного анализа. (?)
6. Принцип диалектического отрицания. (избавляет от узости мышления,
ориентирует на охват широкого круга проблем в процессе познания)
7. Принцип бесконечности познания – предостерегает от самоуспокоения в
познании.
8. Принцип восхождения от абстрактного (одностороннее) к конкретному
(многостороннее).Объект вначале познают с одной стороны, с другой и
т. д., возникает целостная картина.
В своей совокупности указанные требования диалектики составляют
сущность д метода познания.
Когда говорится, что д представляет собой всеобщий метод, имеется в
виду, что она выполняет методологическую функцию.
Функции:
1. Мировозренческую (формирует творческое мышление)
2. Онтологическую - служит основой обобщения теоретических выводов
конкретных наук.
3. Гносеологическая благодаря ней создаётся общая картина
человеческого познания
4. Логическая логика изучает философские законы и категории.
5. Евристическая – служит выработке нового знания.
6. Аксиологическая – (оценочная функция, что бы с помощью основных
законов и принципов выбрать те или иные действия в области
практики и познания)
7. Прогностическая выражается в предвидении возможных последствий
процессов познания.
17 Принципы, законы и категории материалистичной диалектики.
Принципы д 1) принцип всеобщей связи 2)принцип развития;
3) принцип историзма; 4) принцип причинности; 5) принцип системности
(3-5 у меня в конспекте не было, можно опустить ?)
1 Принцип всеобщей связи
Согласно этому принципу, связь явлений, под которой понимается такое
отношение между двумя процессами, когда изменение в одном объекте
сопровождается изменениями в другом, имеет универсальный, вселенский
характер.
Для уточнения этого принципа введем понятие связи. Связь есть общее
выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их
существования и развития. Отношение – одна из форм, момент всеобщей
взаимосвязи предметов и процессов. Виды отношений: равенство, неравенство,
субординация, координация, целое и части. Наиболее универсальный характер
носит отношение зависимости, т.к. все зависит от окружающего.
Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи.
В неорганической природе существуют механические, физические и химические
связи. В живой природе существуют более сложные – биологические связи,
которые вырвжаются во внуреорганизменных, внутриорганизменных, межвидовых
отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. В общественной
жизни образуются производственные, распределительные, классовые, семейные,
межличностные, национальные, государственые и прочие отношения. Кроме того,
существуют внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные,
функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и
случайные, причинно-следственные и т.д. Эти формы связи выделяются в
зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов. Любая форма связи
имеет свое основание – существенное объективное условие, обеспечивающее
образование и существование той или иной связи. Так, заряд ядра атома
обусловливает связь в системе элементов.
Дальнейшим уточнением принципа всеобщей связи является понятие
взаимодействия. Взаимодействие есть философская категория, отражающая
процессы воздействия различных элементов друг на друга, их взаимную
обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение
одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и
активный характер. Каждая форма движения материи имеет в своей основе
определенные типы взаимодействия. Взаимодействия в физике: гравитационное,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|