рефераты скачать

МЕНЮ


Современные проблемы истории и философии науки

Новая сложная техника требует повышения уровня профессионализма рабочих. И так далее.

Научно-технические прогнозы должны  учитывать сложившуюся рыночную конъюнктуру и наличие кадрового, научного потенциала, финансовых, сырьевых, технических и иных возможностей.

Изменения в политической жизни страны и последующие за тем события  повлияли и на состояние отечественной телевизионной и ламповой промышленности. Что в наших прогнозах совсем не предусматривалось. Были открыты границы для ввоза различных товаров, таможенные законы не ограждали отечественных производителей от зарубежной конкуренции. В продаже появились импортные телеприемники ведущих фирм  высокого качества по демпинговым  ценам.  Отечественные  телеприемники имели несколько худшие параметры,  была организована антиреклама и  спрос на них упал. Если в 80-е годы выпускалось около 10 мил. отечественных  ЦТ, то сейчас их выпускается не более 2-3 -х мил. из которых половина -  совместное Белорусско-Российское производство. Как общее следствие, закрытие заводов кинескопов в Воронеже, Москве.

Значительное сокращение  строительства промышленных предприятий, а на их обеспечение люминесцентными лампами большой мощности – 80  и 40-ватт, была ориентирована ламповая промышленность, привела к значительному сокращению (даже прекращению) производства отечественных люминесцентных ламп  не только в России, но и странах СНГ. Соответственно, практически нет выпуск ламповых люминофоров. Следует отметить наличие  на рынке зарубежных компактных маломощных люминесцентных ламп для быта и офисов, на производство которых не была в свое время ориентирована отечественная ламповая  промышленность. Это пример влияния политической                       ситуации.  

Таким образом, необходимо говорить о комплексной системе прогнозирования, в которой научно-технические прогнозы входят составной частью в совокупность взаимосвязанных социальных, экономических и научно-технических прогнозов, охватывающих все основные виды деятельности отдельного предприятия или фирмы от прогнозов социального развития коллектива до сбыта готовой продукции [9-12].

В действительности, разработанные нормативные и организационные отраслевые научно-технические прогнозы без учета последующих изменений мировых тенденций и соответствующей корректировки, не всегда могут привести к желаемому результату. Поэтому в силу изменяющихся внешний условий и внутренних возможностей следует проводить достаточно постоянный пересмотр и корректировку составленных прогнозов. Одновременно с составлением нормативного прогноза происходит корректировка положений и позиций исследовательского прогноза, которая учитывается в процессе исследований. Точно также, одновременно с составление организационного прогноза корректируются позиции нормативного прогноза. По окончании прогнозных исследований (утверждении или принятию к исполнению плана НИР и ОКР - заключительный этап организационного прогноза), следует приступить к составлению задания на новый период прогностических исследований на последующий период времени. В этом и состоит принцип непрерывности прогнозирования - постоянная корректировка прогнозов и целей прогнозирования на последующий период развития.

При этом между прогнозами в целом и их составляющими существует, по нашему мнению, два вида взаимосвязи - вертикальная и горизонтальная. Вертикальная взаимосвязь предусматривает ступенчатую иерархию прогнозов от общего к частному (или от частного к общему). Например, прогноз развития телевизионных  приемников - прогноз кинескопов – прогноз люминофоров.  Прогнозы развития  кинескопов являются более общими по отношению к прогнозам  в области развития люминесцентных материалов для экрана кинескопа. А изменение соотношения сторон кинескопов от более квадратной к  прямоугольной – изменение технологии нанесения люминофоров на экран, а следовательно и необходимость разработки новых люминофоров.

Такими же более общими и определяющими являются прогнозы развития люминесцентных ламп и их потребительских характеристик по отношению к ламповым люминофорам. Первые типы люминесцентных ламп имели длину около метра и не очень вписывались в интерьер бытовых помещений. Потребовались компактные люминесцентные лампы W и  U  образной формы, лампы малой мощности (от 8-12 ватт) да еще и под патрон обычных ламп накаливания. Что требует разработки новых  типов высокоэффективных люминофоров  с другими технологическими свойствами и с использованием  дорогого  редкоземельного сырья (соли европия, индия, и др.), запасы которых имеются в Киргизии и Китае, но нет в России.

Горизонтальная взаимосвязь предусматривает согласованность прогнозов одного уровня по срокам их разработки и принятом периоде прогнозирования как для отдельных объектов, определенных заданием (входящих в компетенцию заказчика), так и объектов прогнозирования, не входящих в эту компетенцию. Например, прогноз в области люминофоров (входящих в компетенцию исследований авторов) и прогнозы развития потребительских параметров кинескопов, люминесцентных ламп (изделия для которых предназначены люминофоры) или ламп накаливания, являющихся конкурентом люминесцентных. В оптимальном варианте комплексное прогнозирование предусматривает согласованность выполнения прогнозов как по изделиям в целом, так и по их компонентам. Если соблюдение выполнения этого принципа в силу ведомственной разобщенности не удается, то следует, хотя бы проследить тенденции развития. Особенно это касается отраслей потребителей прогнозируемой продукции и их конкурентов.

 В условиях социалистической системы хозяйствования, когда производство телеприемников сосредоточено  на предприятиях министерства  радиопромышленности, а кинескопы изготавливают заводы электронной промышленности, при этом люминофоры поставляет министерство химической промышленности.

За рубежом, в основных ведущих фирмах производство основных составляющих: кинескопов и люминофоров сосредоточено  на фирме или ее филиалах. Покупка люминофоров  на других фирмах была редкостью вплоть до 80-х годов.  

Любые попытки разработки прогнозов обречены на неуспех при несоблюдении, пожалуй, основного принципа - принципа организационной обеспеченности прогнозных разработок. Другими словами, необходим алгоритм составления прогнозов, предусматривающий совместные и обязательные исследования различных подразделений, специалистов и руководителей, принимающих решения, порядок и очередность их взаимодействия, степень участия и ответственности за прогнозные разработки. Такой алгоритм предусматривает конкретные этапы работы, ее виды, форму и сроки представления результатов. Нами был разработан [2] такой алгоритм – стандарт  предприятия,  состоящий из этапов: проведение предпрогнозной ориентировки, определение Генеральной цели, разработка прогнозов и их корректировки, составления проектов  плана НИР, подготовка задания на следующий период и контроль за выполнением прогнозов.

Завершающим этапом всего комплекса прогностических исследований является подготовка Генеральной цели и Задания на последующий период прогнозирования. В этом проявляется принцип цикличности прогнозирования (эта тема может и должна быть предметом собственного исследования).

Руководствуясь вышеизложенным, нами были подготовлен комплекс прогнозов в области люминесцентных материалов и их применению [13-15]. Прогнозы разрабатывались на период 10 лет. Прогнозировался  спрос на изделия с люминофорами, их параметры, свойства и химический  состав люминофоров.  Из 8 позиций исследовательских прогнозов развития люминофоров для цветного телевидения не осуществилось выполнение только одной позиции, а из 11 нормативных прогнозов осуществились 10.

В области люминофоров для люминесцентных ламп исполнились все восемь позиций исследовательского прогноза, а из 13 нормативных прогнозов не было полностью достигнуто значение одной позиции.

Совместно с прогнозами был предложен проект перспективного плана НИР  для ведущей организации ВНИИ люминофоров.

Разработанные в соответствии с прогнозами и выпускаемые промышленностью в прогнозируемый период люминесцентные материалы и изделия с ними соответствовали качественным показателям зарубежных люминофоров в изделиях с ними: отечественных  цветных телеприемниках и люминесцентных лампах.

В ходе прогностических исследований установлены перспективные соединения для создания трех классов отечественных люминофоров (низковольтные катодолюминофоры, люминофоры для ГИП и  термолюминофоры для дозиметрии), которые не были включены в Задание. Установлено высокое качество отечественных люминофоров этих типов, соответствующее зарубежному уровню.

 Выявлено принципиально новое направления исследований, которое в отечественной практике не разрабатывалось – синтез хемилюминесцентных композиций для  создания  хемилюминесцентных источников света.

Таким образом, результаты среднесрочных прогностических исследований в области люминофоров, проведенные в соответствии с предложенным алгоритмом, показали его жизнеспособность и способствовали развитию отечественных исследований в прогнозируемом периоде.


Список использованной литературы

1.А.В. Пилипенко. Инновационная активность российских предприятий: условия роста. М.: Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. 2003. 429 с.

2.В.М. Авербух, А.М. Бунин, И.В. Анфимова. Стандартизация работ по научно-техническому прогнозированию//Стандарты и качество.–1981.-№7.-С. 26-28.

3.В.М. Авербух, А.М. Бунин, И.Ф. Голубев. Об одном подходе к составлению задания на разработку научно-технического прогноза (на примере люминофоров)//В кн.: Всесоюзный научный симпозиум Комплексное прогнозирование развития науки и техники. Методы и модели  прогнозирования развития науки и техники. - М.: 1980. –С. 1-4.

4.В.М. Авербух, Р.И. Михалева, В.В. Бутримович, В.В. Сурова Система отраслевых обзоров как информационная база прогнозирования и перспективного планирования//НТИ.- 1974, Сер.1, №7.- С.21-25.

5.Т.Я. Минаев. Информационное обслуживание на основе банков данных по стандартизации//НТИ.-1996-Сер.1.-№6.-С. 18.

6.В.М. Авербух. Основные положения и этапы создания банка данных по физико-химическим свойствам люминофоров. Сб. трудов ВНИИ люминофоров Исследования и свойства люминофоров и особо чистых  веществ. Ставрополь.- 1984. –С.135-141.

7.В.М. Авербух, А.Т. Мерзляков. Основные принципы создания банка данных по физико-химическим свойствам  люминофоров// В кн.: VI Всесоюзная конференция Использование вычислительных машин в спектроскопии молекул и химических исследованиях. Тезисы докладов. –Новосибирск. – 1983.- С.14-15.

8. Е.Г. Морозов, В.М. Авербух, И.М. Ратнер, Д.Р. Бернштейн, И.И. Марцоха. Реализация банка данных по люминофорам на персональном компьютере// Неорганические материалы. - 1993. –Т.29. №10.-С. 1332-1337.

9.В.М. Авербух. Комплексный подход к прогнозированию в научно-производственном объединении//Всесоюзная научно-практическая конференция Эффективность объединений и совершенствование хозрасчета. Пленарное заседание секции Проблемы совершенствования хозрасчета в объединениях. Тезисы докладов. –Л.: 1979.-С. 138-139.

10.В.В. Ивантер.  Проблемы прогнозирования. М.: -2005.

11.С.М. Вишнев. Основы комплексного прогнозирования. М.: Прогресс. -1999.

12.И.В. Нанивская, В.Г. Андронова. Теория экономического прогнозирования Учебное пособие.Тюмень.-2000.- 98с.

13.. А.М. Бунин, В.В. Сурова., Л.Г. Кузнецова, В.М. Авербух.  Исследовательские прогнозы развития мирового уровня люминесцентных материалов. Обзор. Люминофоры и особо чистые вещества .- М.: НИИТЭХИМ, 1980. – 52 с.

14.А.М. Бунин, В.В. Сурова, В.М. Авербух. Нормативные прогнозы развития промышленных люминофоров для цветного телевидения как следствие исследовательских прогнозов развития мирового уровня в этой области. В кн.: Тез. докл. ХХУ11 Всесоюзное совещание по люминесценции (кристаллофосфоры). Эзерниеке (Латвийская ССР), 13-16 мая 1980 г. -Рига.-1980. - С.253.

15.А.М. Бунин, В.М. Авербух, В.В. Сурова. Реализация прогнозов в области люминофоров на Х1 пятилетку. В кн. Синтез, свойства, исследования и технология люминофоров для отображения информации. Тезисы докладов.Ставрополь.-1982. - С.225.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА ИДЕНТИЧНОСТИ В ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Тарасенко А. В.


Становление проблематики идентичности происходило в области обще-  и социально-психологических исследований личности. Широко понятие «идентичность» стало применяться не ранее середины XX века.

Эволюция проблемы идентичности от появления первых зачаточных теоретических форм до форм самостоятельного теоретического знания прослеживается в работах: классиков зарубежной и отечественной философии, психологии и социологии.

В области социальных наук дискуссии об идентичности приняли две основные формы: психодинамическую и социологическую. Психодинамическая теория восходит к Зигмунду Фрейду и его теории идентификации и рассматривает идентичность как существенную и неотъемлемую “составляющую”, находящуюся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими психическими структурами: Я, Супер Эго, Ид. Идентичность выполняет ессенциальную и интегративную функцию в психике, являясь стержнем, который скрепляет и вокруг которого объединяется личность.

Впервые детально понятие идентичности было представлено в известной работе Э. Эриксона «Детство и общество» (1950), все дальнейшие исследователи данной проблематики, так или иначе, соотносились с его концепцией.

Эриксон понимал идентичность в целом как процесс «организации жизненного опыта в индивидуальное Я» (3, С. 8), что предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. По его мнению, идентичность -  это чувство личностного тождества и исторической непрерывности.

Эриксон впервые создает структурированную модель идентичности, учитывающую персональные компоненты идентичности и влияние общественной среды. Исследователь использует понятие социальная идентичность как отражение внутренней солидарности человека с социальными, групповыми идеалами. Впервые американский психоаналитик вводит в сферу общественных наук понятие «кризис идентичности», показывает конфликт между становящейся личностью и консервативным «эго».

Идеи Эриксона о том, что идентичность – изменчива на протяжении жизни; идентичность не есть автономия, были восприняты во всех философских, психологических и социологических школах. Как совершенно справедливо указывает В. С. Малахов, американский ученый первым придал теории идентичности статус интердисциплинарного знания (1, С.44).

В социологическом русле широко понятие «идентичность» особую популярность завоевало в 1950-е годы в Северной Америке благодаря появлению книги «Одинокая толпа» Рисмена, в которой автор вводит в исследовательское поле феномен социального характера, пытается решить проблему соотношения личности и общества, индивидуального отчуждения и групповой идентификации.

Дальнейшее развитие социологической традиции теории идентичности связано с символическим интеракционизмом и проистекает из прагматической теории самости (self), разрабатывавшейся Уильямом Джемсом, Джорджем Гербертом Мидом и Чарльзом Хортоном Кули. Предметом рассмотрения символического интеракционизма стали способы построения идентичности и сам процесс идентификации, анализ структуры идентификации, зависимости идентификации от социального пространства и времени, системы социальных институтов.

Так для У. Джеймса идентичность - субъективное чувство соответствия себе, континуальность, созидательная власть, сопротивляемость «эго» по отношению к окружающему миру.

Дж. Мид определяет идентичность как способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в качестве связанного и единого целого. Мид различает два типа идентичности: осознаваемая  и неосознаваемая. Мид утверждал, что, с одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы, законы существования, с другой стороны, индивид сам задает собственное определение в выборе целей, ценностей (11).

Последователи Мида (Л. Краппман, Э. Гоффман, Г. Горфинкель) систематизировали идеи Мида и по-новому, оригинально исследовали ситуации межиндивидуальной коммуникации в микросоциологии, акцентируя внимание не разнообразии идентичностей и умении сохранять и управлять ими (политика идентичности).

Представлению о двух основных составляющих идентичности - персональной и социальной, их противоречия и функционирования в рамках одной личности посвящены работы Теджфела Г., Тернера Дж., Хогга M., Агеева B.C., Ядова В.А..

Изучение процессов установления социальной идентификации, т. е. идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориентированных концепций.

Ведущим теоретиком проблемы социальной идентичности стал Г. Тэджфел (1982), который ввел понятия социальной категоризации, как системы ориентаций, создающую и определяющую конкретное место человека в обществе. Концептуальная позиция автора заключалась в идее существования определенного социально-поведенческого континуума, на одном полюсе которого локализованы формы межличностного взаимодействия, а на другом — взаимодействие людей как представителей определенных общностей.

Для анализа закономерностей «переходов» с одного полюса социального поведения на другой один из последователей Тэджфела, Дж. Тэрнером, выводит основным постулатом своей теории возможность существования категоризации на трех разных уровнях, соответствующих общечеловеческой, социальной и личностной идентичности, при том, что между этими уровнями существует функциональный антагонизм, чем подчеркивает идею оппозиции личностной и социальной идентичности (14, С. 42-67).

В рамках теории самокатегоризации, большое внимание исследователей привлекало проблема дифференциации от других, относительно близких групп, проблема акцентирования групповых различий с целью достижения или сохранения (предпочтительно положительного) отличия своей группы или своей социальной идентичность (Теджфел Г., 1984; Книпперберг и Эллемерс, 1990).

Особое внимание уделяется категории внутригрупповой гомогенности – максимальной сходности членов группы между собой. Современные исследования показывают, что восприятие группы как гомогенной повышает социальное отличие группы и таким образом усиливает социальную идентичность ее членов (Саймон и Гамильтон, 1994). Интересна трактовка взаимоотношений личностной и социальной идентичности, предложенная Ж. Дешампом и Т. Девосом, утверждающая, что в глазах членов ингруппы собственная группа выглядит как менее гомогенная, чем аутгруппа (эффект аутогрупповой гомогенности). Чем сильнее идентификация с группой, тем более значима межличностная дифференциация внутри групп, чем более индивид идентифицирует себя с группой, тем более у него выражена тенденция воспринимать себя отличным от других членов группы - феномен «само-сверхконформности» (6, С. 1-12).

Теория самокатегоризации имплицитно опирается на представление об иерархичности категорий, в частности, в исследованиях Л. Чанте (1996) изучается взаимовлияние социальной идентичности, связанной с этносом или расой, и социальной идентичности, опирающейся на убеждения, в условиях, когда эти идентичности приходят в противоречие друг с другом. Например, работа С. Виддикомбе (1988) посвящена попытке построения иерархической системы на основе самокатегоризации. Указание на иерархическое построение социальной идентичности можно найти в работах В.А. Ядова (1995, 1993), Т.С. Барановой (1994) и ряде других.

В последнее время противопоставление социальной и личностной идентичности традиционное для теорий социальной идентичности и самокатегоризации подвергается критике. Так, Г. Бриквелл высказывает гипотезу о том, что личностная и социальная идентичности являются просто двумя полюсами в процессе развития личности (7, С. 180-201). Критично относятся к идее противопоставления личностной и социальной идентичности сторонники теории социальных репрезентаций С. Московичи, В. Дойс. В частности, последний утверждает, что личностная идентичность может рассматриваться как социальная репрезентация, а значит — как организующий принцип индивидуальной позиции в системе символических взаимоотношений индивидов и групп (8, С. 13-25). В монографии Р. Дженкинса «Социальная идентичность», написанной в традиции процессуального интеракционизма автор утверждает, что индивидуальная уникальность и коллективная разделенность могут быть поняты как нечто очень близкое, если не то же самое, как две стороны одного и того же процесса (10).

Ролевая теория и социология знания явились предпосылкой возникновения теории референтной группы, которая развивалась Р. Мертоном и Т. Шибутани. В данной теории речь идет о том, что идентичность индивида складывается в результате его самоотнесения с коллективом, являющимся для данного индивида значимым.

Среди современных исследователей, обративших внимание на проблему идентичности, следует отметить: К. Поппера, определяющего самость как самосознающее сознание, оценивающее себя, корректирующее, творящее новые смыслы (4), выдающегося современного философа и социолога Ю. Хабермаса, который представлял «Я - идентичность» как совокупность личностной и социальной идентичностей (2, С. 7).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.