Современные проблемы истории и философии науки
Новая сложная техника требует повышения уровня
профессионализма рабочих. И так далее.
Научно-технические прогнозы должны учитывать сложившуюся
рыночную конъюнктуру и наличие кадрового, научного потенциала, финансовых,
сырьевых, технических и иных возможностей.
Изменения в политической жизни страны и последующие за тем
события повлияли и на состояние отечественной телевизионной и ламповой
промышленности. Что в наших прогнозах совсем не предусматривалось. Были открыты
границы для ввоза различных товаров, таможенные законы не ограждали
отечественных производителей от зарубежной конкуренции. В продаже появились
импортные телеприемники ведущих фирм высокого качества по демпинговым ценам.
Отечественные телеприемники имели несколько худшие параметры, была
организована антиреклама и спрос на них упал. Если в 80-е годы выпускалось
около 10 мил. отечественных ЦТ, то сейчас их выпускается не более 2-3 -х мил.
из которых половина - совместное Белорусско-Российское производство. Как общее
следствие, закрытие заводов кинескопов в Воронеже, Москве.
Значительное сокращение строительства промышленных
предприятий, а на их обеспечение люминесцентными лампами большой мощности – 80
и 40-ватт, была ориентирована ламповая промышленность, привела к значительному
сокращению (даже прекращению) производства отечественных люминесцентных ламп
не только в России, но и странах СНГ. Соответственно, практически нет выпуск
ламповых люминофоров. Следует отметить наличие на рынке зарубежных компактных
маломощных люминесцентных ламп для быта и офисов, на производство которых не
была в свое время ориентирована отечественная ламповая промышленность. Это
пример влияния политической ситуации.
Таким
образом, необходимо говорить о комплексной системе прогнозирования, в которой
научно-технические прогнозы входят составной частью в совокупность
взаимосвязанных социальных, экономических и научно-технических прогнозов,
охватывающих все основные виды деятельности отдельного предприятия или фирмы от
прогнозов социального развития коллектива до сбыта готовой продукции [9-12].
В
действительности, разработанные нормативные и организационные отраслевые
научно-технические прогнозы без учета последующих изменений мировых тенденций и
соответствующей корректировки, не всегда могут привести к желаемому результату.
Поэтому в силу изменяющихся внешний условий и внутренних возможностей следует
проводить достаточно постоянный пересмотр и корректировку составленных
прогнозов. Одновременно с составлением нормативного прогноза происходит
корректировка положений и позиций исследовательского прогноза, которая
учитывается в процессе исследований. Точно также, одновременно с составление
организационного прогноза корректируются позиции нормативного прогноза. По
окончании прогнозных исследований (утверждении или принятию к исполнению плана
НИР и ОКР - заключительный этап организационного прогноза), следует приступить
к составлению задания на новый период прогностических исследований на
последующий период времени. В этом и состоит принцип непрерывности
прогнозирования - постоянная корректировка прогнозов и целей прогнозирования на
последующий период развития.
При этом между прогнозами в целом и их составляющими
существует, по нашему мнению, два вида взаимосвязи - вертикальная и
горизонтальная. Вертикальная взаимосвязь предусматривает ступенчатую иерархию
прогнозов от общего к частному (или от частного к общему). Например, прогноз
развития телевизионных приемников - прогноз кинескопов – прогноз люминофоров.
Прогнозы развития кинескопов являются более общими по отношению к прогнозам в
области развития люминесцентных материалов для экрана кинескопа. А изменение
соотношения сторон кинескопов от более квадратной к прямоугольной – изменение
технологии нанесения люминофоров на экран, а следовательно и необходимость
разработки новых люминофоров.
Такими же более общими и определяющими являются прогнозы
развития люминесцентных ламп и их потребительских характеристик по отношению к
ламповым люминофорам. Первые типы люминесцентных ламп имели длину около метра и
не очень вписывались в интерьер бытовых помещений. Потребовались компактные
люминесцентные лампы W
и U образной формы, лампы малой
мощности (от 8-12 ватт) да еще и под патрон обычных ламп накаливания. Что требует
разработки новых типов высокоэффективных люминофоров с другими
технологическими свойствами и с использованием дорогого редкоземельного сырья
(соли европия, индия, и др.), запасы которых имеются в Киргизии и Китае, но нет
в России.
Горизонтальная взаимосвязь предусматривает согласованность
прогнозов одного уровня по срокам их разработки и принятом периоде
прогнозирования как для отдельных объектов, определенных заданием (входящих в
компетенцию заказчика), так и объектов прогнозирования, не входящих в эту
компетенцию. Например, прогноз в области люминофоров (входящих в компетенцию
исследований авторов) и прогнозы развития потребительских параметров
кинескопов, люминесцентных ламп (изделия для которых предназначены люминофоры)
или ламп накаливания, являющихся конкурентом люминесцентных. В оптимальном
варианте комплексное прогнозирование предусматривает согласованность выполнения
прогнозов как по изделиям в целом, так и по их компонентам. Если соблюдение
выполнения этого принципа в силу ведомственной разобщенности не удается, то
следует, хотя бы проследить тенденции развития. Особенно это касается отраслей
потребителей прогнозируемой продукции и их конкурентов.
В условиях социалистической системы хозяйствования, когда
производство телеприемников сосредоточено на предприятиях министерства
радиопромышленности, а кинескопы изготавливают заводы электронной
промышленности, при этом люминофоры поставляет министерство химической
промышленности.
За рубежом, в основных ведущих фирмах производство основных
составляющих: кинескопов и люминофоров сосредоточено на фирме или ее филиалах.
Покупка люминофоров на других фирмах была редкостью вплоть до 80-х годов.
Любые
попытки разработки прогнозов обречены на неуспех при несоблюдении, пожалуй,
основного принципа - принципа организационной обеспеченности прогнозных
разработок. Другими словами, необходим алгоритм составления прогнозов,
предусматривающий совместные и обязательные исследования различных
подразделений, специалистов и руководителей, принимающих решения, порядок и
очередность их взаимодействия, степень участия и ответственности за прогнозные
разработки. Такой алгоритм предусматривает конкретные этапы работы, ее виды,
форму и сроки представления результатов. Нами был разработан [2]
такой алгоритм – стандарт предприятия, состоящий из этапов: проведение
предпрогнозной ориентировки, определение Генеральной цели, разработка прогнозов
и их корректировки, составления проектов плана НИР, подготовка задания на
следующий период и контроль за выполнением прогнозов.
Завершающим этапом всего комплекса прогностических
исследований является подготовка Генеральной цели и Задания на последующий
период прогнозирования. В этом проявляется принцип цикличности прогнозирования
(эта тема может и должна быть предметом собственного исследования).
Руководствуясь
вышеизложенным, нами были подготовлен комплекс прогнозов в области
люминесцентных материалов и их применению [13-15]. Прогнозы разрабатывались на
период 10 лет. Прогнозировался спрос на изделия с люминофорами, их параметры,
свойства и химический состав люминофоров. Из 8 позиций исследовательских
прогнозов развития люминофоров для цветного телевидения не осуществилось
выполнение только одной позиции, а из 11 нормативных прогнозов осуществились
10.
В области люминофоров для люминесцентных ламп исполнились все
восемь позиций исследовательского прогноза, а из 13 нормативных прогнозов не
было полностью достигнуто значение одной позиции.
Совместно с прогнозами был предложен проект перспективного
плана НИР для ведущей организации ВНИИ люминофоров.
Разработанные в соответствии с прогнозами и выпускаемые
промышленностью в прогнозируемый период люминесцентные материалы и изделия с
ними соответствовали качественным показателям зарубежных люминофоров в изделиях
с ними: отечественных цветных телеприемниках и люминесцентных лампах.
В
ходе прогностических исследований установлены перспективные соединения для
создания трех классов отечественных люминофоров (низковольтные
катодолюминофоры, люминофоры для ГИП и термолюминофоры для дозиметрии),
которые не были включены в Задание. Установлено высокое качество отечественных
люминофоров этих типов, соответствующее зарубежному уровню.
Выявлено
принципиально новое направления исследований, которое в отечественной практике
не разрабатывалось – синтез хемилюминесцентных композиций для создания
хемилюминесцентных источников света.
Таким
образом, результаты среднесрочных прогностических исследований в области
люминофоров, проведенные в соответствии с предложенным алгоритмом, показали его
жизнеспособность и способствовали развитию отечественных исследований в
прогнозируемом периоде.
Список использованной литературы
1.А.В.
Пилипенко. Инновационная активность российских предприятий: условия роста. М.:
Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. 2003. 429 с.
2.В.М.
Авербух, А.М. Бунин, И.В. Анфимова. Стандартизация работ по научно-техническому
прогнозированию//Стандарты и качество.–1981.-№7.-С. 26-28.
3.В.М.
Авербух, А.М. Бунин, И.Ф. Голубев. Об одном подходе к составлению задания на
разработку научно-технического прогноза (на примере люминофоров)//В кн.:
Всесоюзный научный симпозиум Комплексное прогнозирование развития науки и
техники. Методы и модели прогнозирования развития науки и техники. - М.: 1980.
–С. 1-4.
4.В.М.
Авербух, Р.И. Михалева, В.В. Бутримович, В.В. Сурова Система отраслевых обзоров
как информационная база прогнозирования и перспективного планирования//НТИ.-
1974, Сер.1, №7.- С.21-25.
5.Т.Я.
Минаев. Информационное обслуживание на основе банков данных по стандартизации//НТИ.-1996-Сер.1.-№6.-С.
18.
6.В.М.
Авербух. Основные положения и этапы создания банка данных по физико-химическим
свойствам люминофоров. Сб. трудов ВНИИ люминофоров Исследования и свойства
люминофоров и особо чистых веществ. Ставрополь.- 1984. –С.135-141.
7.В.М.
Авербух, А.Т. Мерзляков. Основные принципы создания банка данных по
физико-химическим свойствам люминофоров// В кн.: VI Всесоюзная конференция
Использование вычислительных машин в спектроскопии молекул и химических
исследованиях. Тезисы докладов. –Новосибирск. – 1983.- С.14-15.
8.
Е.Г. Морозов, В.М. Авербух, И.М. Ратнер, Д.Р. Бернштейн, И.И. Марцоха.
Реализация банка данных по люминофорам на персональном компьютере//
Неорганические материалы. - 1993. –Т.29. №10.-С. 1332-1337.
9.В.М.
Авербух. Комплексный подход к прогнозированию в научно-производственном
объединении//Всесоюзная научно-практическая конференция Эффективность
объединений и совершенствование хозрасчета. Пленарное заседание секции Проблемы
совершенствования хозрасчета в объединениях. Тезисы докладов. –Л.: 1979.-С.
138-139.
10.В.В.
Ивантер. Проблемы прогнозирования. М.: -2005.
11.С.М.
Вишнев. Основы комплексного прогнозирования. М.: Прогресс. -1999.
12.И.В.
Нанивская, В.Г. Андронова. Теория экономического прогнозирования Учебное пособие.Тюмень.-2000.-
98с.
13..
А.М. Бунин, В.В. Сурова., Л.Г. Кузнецова, В.М. Авербух. Исследовательские
прогнозы развития мирового уровня люминесцентных материалов. Обзор. Люминофоры
и особо чистые вещества .- М.: НИИТЭХИМ, 1980. – 52 с.
14.А.М.
Бунин, В.В. Сурова, В.М. Авербух. Нормативные прогнозы развития промышленных
люминофоров для цветного телевидения как следствие исследовательских прогнозов
развития мирового уровня в этой области. В кн.: Тез. докл. ХХУ11 Всесоюзное
совещание по люминесценции (кристаллофосфоры). Эзерниеке (Латвийская ССР),
13-16 мая 1980 г. -Рига.-1980. - С.253.
15.А.М.
Бунин, В.М. Авербух, В.В. Сурова. Реализация прогнозов в области люминофоров на
Х1 пятилетку. В кн. Синтез, свойства, исследования и технология люминофоров
для отображения информации. Тезисы докладов.Ставрополь.-1982. - С.225.
Становление проблематики идентичности происходило в области
обще- и социально-психологических исследований личности. Широко понятие
«идентичность» стало применяться не ранее середины XX века.
Эволюция проблемы идентичности от появления первых зачаточных
теоретических форм до форм самостоятельного теоретического знания
прослеживается в работах: классиков зарубежной и отечественной философии,
психологии и социологии.
В области
социальных наук дискуссии об идентичности приняли две основные формы:
психодинамическую и социологическую. Психодинамическая теория восходит к
Зигмунду Фрейду и его теории идентификации и рассматривает идентичность как
существенную и неотъемлемую “составляющую”, находящуюся в тесной взаимосвязи и
взаимодействии с другими психическими структурами: Я, Супер Эго, Ид.
Идентичность выполняет ессенциальную и интегративную функцию в психике, являясь
стержнем, который скрепляет и вокруг которого объединяется личность.
Впервые детально понятие идентичности было представлено в
известной работе Э. Эриксона «Детство и общество» (1950), все дальнейшие
исследователи данной проблематики, так или иначе, соотносились с его
концепцией.
Эриксон понимал идентичность в целом как процесс «организации
жизненного опыта в индивидуальное Я» (3, С. 8), что предполагало его динамику
на протяжении всей жизни человека. По его мнению, идентичность - это чувство
личностного тождества и исторической непрерывности.
Эриксон впервые создает структурированную модель
идентичности, учитывающую персональные компоненты идентичности и влияние
общественной среды. Исследователь использует понятие социальная идентичность
как отражение внутренней солидарности человека с социальными, групповыми
идеалами. Впервые американский психоаналитик вводит в сферу общественных наук
понятие «кризис идентичности», показывает конфликт между становящейся личностью
и консервативным «эго».
Идеи Эриксона о том, что идентичность – изменчива на
протяжении жизни; идентичность не есть автономия, были восприняты во всех
философских, психологических и социологических школах. Как совершенно
справедливо указывает В. С. Малахов, американский ученый первым придал теории
идентичности статус интердисциплинарного знания (1, С.44).
В социологическом русле широко понятие «идентичность» особую
популярность завоевало в 1950-е годы в Северной Америке благодаря появлению
книги «Одинокая толпа» Рисмена, в которой автор вводит в исследовательское поле
феномен социального характера, пытается
решить проблему соотношения личности и общества, индивидуального отчуждения и групповой
идентификации.
Дальнейшее развитие социологической традиции теории
идентичности связано с символическим интеракционизмом и проистекает из
прагматической теории самости (self), разрабатывавшейся Уильямом Джемсом,
Джорджем Гербертом Мидом и Чарльзом Хортоном Кули. Предметом рассмотрения
символического интеракционизма стали способы построения идентичности и сам
процесс идентификации, анализ структуры идентификации, зависимости
идентификации от социального пространства и времени, системы социальных
институтов.
Так для У. Джеймса идентичность - субъективное чувство
соответствия себе, континуальность, созидательная власть, сопротивляемость
«эго» по отношению к окружающему миру.
Дж. Мид определяет идентичность как способность человека
воспринимать свое поведение и жизнь в качестве связанного и единого целого. Мид
различает два типа идентичности: осознаваемая и неосознаваемая. Мид утверждал,
что, с одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы,
законы существования, с другой стороны, индивид сам задает собственное
определение в выборе целей, ценностей (11).
Последователи Мида (Л. Краппман, Э. Гоффман, Г. Горфинкель)
систематизировали идеи Мида и по-новому, оригинально исследовали ситуации
межиндивидуальной коммуникации в микросоциологии, акцентируя внимание не
разнообразии идентичностей и умении сохранять и управлять ими (политика
идентичности).
Представлению о двух основных составляющих идентичности -
персональной и социальной, их противоречия и функционирования в рамках одной
личности посвящены работы Теджфела Г., Тернера Дж., Хогга M., Агеева B.C.,
Ядова В.А..
Изучение процессов установления социальной идентификации, т.
е. идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски
ориентированных концепций.
Ведущим теоретиком проблемы социальной идентичности стал Г.
Тэджфел (1982), который ввел понятия социальной категоризации, как системы
ориентаций, создающую и определяющую конкретное место человека в обществе.
Концептуальная позиция автора заключалась в идее существования определенного
социально-поведенческого континуума, на одном полюсе которого локализованы
формы межличностного взаимодействия, а на другом — взаимодействие людей как
представителей определенных общностей.
Для анализа закономерностей «переходов» с одного полюса
социального поведения на другой один из последователей Тэджфела, Дж. Тэрнером,
выводит основным постулатом своей теории возможность существования
категоризации на трех разных уровнях, соответствующих общечеловеческой,
социальной и личностной идентичности, при том, что между этими уровнями
существует функциональный антагонизм, чем подчеркивает идею оппозиции личностной
и социальной идентичности (14, С. 42-67).
В рамках теории самокатегоризации, большое внимание
исследователей привлекало проблема дифференциации от других, относительно
близких групп, проблема акцентирования групповых различий с целью достижения
или сохранения (предпочтительно положительного) отличия своей группы или своей
социальной идентичность (Теджфел Г., 1984; Книпперберг и Эллемерс, 1990).
Особое внимание уделяется категории внутригрупповой
гомогенности – максимальной сходности членов группы между собой. Современные
исследования показывают, что восприятие группы как гомогенной повышает
социальное отличие группы и таким образом усиливает социальную идентичность ее
членов (Саймон и Гамильтон, 1994). Интересна трактовка взаимоотношений
личностной и социальной идентичности, предложенная Ж. Дешампом и Т. Девосом,
утверждающая, что в глазах членов ингруппы собственная группа выглядит как
менее гомогенная, чем аутгруппа (эффект аутогрупповой гомогенности). Чем
сильнее идентификация с группой, тем более значима межличностная дифференциация
внутри групп, чем более индивид идентифицирует себя с группой, тем более у него
выражена тенденция воспринимать себя отличным от других членов группы - феномен
«само-сверхконформности» (6, С. 1-12).
Теория самокатегоризации имплицитно опирается на
представление об иерархичности категорий, в частности, в исследованиях Л. Чанте
(1996) изучается взаимовлияние социальной идентичности, связанной с этносом или
расой, и социальной идентичности, опирающейся на убеждения, в условиях, когда
эти идентичности приходят в противоречие друг с другом. Например, работа С.
Виддикомбе (1988) посвящена попытке построения иерархической системы на основе
самокатегоризации. Указание на иерархическое построение социальной идентичности
можно найти в работах В.А. Ядова (1995, 1993), Т.С. Барановой (1994) и ряде
других.
В последнее время противопоставление социальной и личностной
идентичности традиционное для теорий социальной идентичности и
самокатегоризации подвергается критике. Так, Г. Бриквелл высказывает гипотезу о
том, что личностная и социальная идентичности являются просто двумя полюсами в
процессе развития личности (7, С. 180-201). Критично относятся к идее
противопоставления личностной и социальной идентичности сторонники теории
социальных репрезентаций С. Московичи, В. Дойс. В частности, последний
утверждает, что личностная идентичность может рассматриваться как социальная
репрезентация, а значит — как организующий принцип индивидуальной позиции в
системе символических взаимоотношений индивидов и групп (8, С. 13-25). В
монографии Р. Дженкинса «Социальная идентичность», написанной в традиции
процессуального интеракционизма автор утверждает, что индивидуальная
уникальность и коллективная разделенность могут быть поняты как нечто очень
близкое, если не то же самое, как две стороны одного и того же процесса (10).
Ролевая теория и социология знания явились предпосылкой
возникновения теории референтной группы, которая развивалась Р. Мертоном и Т.
Шибутани. В данной теории речь идет о том, что идентичность индивида
складывается в результате его самоотнесения с коллективом, являющимся для
данного индивида значимым.
Среди современных исследователей, обративших внимание на
проблему идентичности, следует отметить: К. Поппера, определяющего самость как
самосознающее сознание, оценивающее себя, корректирующее, творящее новые смыслы
(4), выдающегося современного философа и социолога Ю. Хабермаса, который
представлял «Я - идентичность» как совокупность личностной и социальной
идентичностей (2, С. 7).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|