рефераты скачать

МЕНЮ


Современные проблемы истории и философии науки

В свою очередь, воспроизводство этих видов обеспечивает воспроизводство соответствующего типа общества. Традиция хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, которые составляют совокупный социально - исторический опыт. Она фиксирует их в форме различных знаковых систем, имеющих смысл и значение. В качестве таких систем могут выступать любые компоненты человеческой деятельности, (орудия труда, образцы операций, продукты деятельности, опредмечивающие ее цели, сами индивиды, выступающие как носители некоторых социальных норм и образцов поведения и деятельности, естественный язык, различные виды искусственных языков и т.д.).

Также традиция включает в себя, помимо собственно традиции (как ее внутреннего принципа, то есть упорядоченного наследования): разработанную систему моделей наследования, обеспечивающую надлежащую сохранность каждой входящей в нее модели; мировоззрение, то есть систему представлений, поддерживающих традицию интеллектуально, в том числе идеологически; институты и организации, обеспечивающие последовательный и правильный процесс наследования, как - то: систему воспитания, систему образования, систему рекрутирования и инициации восприемников традиции. Обычно традиция идейно замкнута на себе, строго иерархична, социально и корпоративно ориентирована (следует внутренним, коллективным интересам). Проявления ее могут усматривать в феноменах разного масштаба (могут указывать на ее свойства у крупной секты, тайной организации, целого государства со всеми его государственными атрибутами). Однако если исключить возможные и неизбежные отклонения, полная традиция в целом будет эквивалентна тому образованию, которое принято называть «традиционным обществом».

Традиция выполняет в культуре функцию института самосохранения, выступает как связь между поколениями, способствуя тем самым закреплению и передаче культурных образцов. Из слов, образов, символов, задействованных в культуре, складывается широкая традиция, но и сами эти слова, образы, символы являются маленькими воплощениями «порядка наследования», элементарными частицами традиции. Как элементарнейший стереотип, так и система таких стереотипов представляют собой разные уровни одного порядка, разные ракурсы одной организации. Не принося нового знания, они хранят уже имеющееся, восстанавливают, непрерывно «достраивают» разрушения, наносимые временем сложившимся структурам мысли, поведения, организации.

В настоящее время в мире происходит становление глобального коммуникационного пространства, которое оказывает существенное влияние на все стороны жизни общества, отдельного человека, на структурообразующие компонента всей системы культуры. Аналогичных процессов в истории человеческого общества не существовало. Любые новые образования достаточно гармонично вписывались в систему культуры, постепенно адаптируясь в нее. Сегодня все как бы меняется местами, и мы наблюдаем скорее процесс необходимой адаптации всей системы культуры к становящемуся глобальному информационному пространству. Активность информационных процессов столь высока, что заставляет подчинять себе традиционные элементы культуры и, прежде всего, изменяет традиционную систему культурной коммуникации. (1, С. 341)

Происходит резкое увеличение образований, претендующих на статус культурных, резко увеличивается скорость разрушения старых ценностей, сужаются временные рамки этого процесса, что не позволяет новым символам и знакам адаптироваться к традиционной знаковой системе ценностей. Это происходит уже в период жизни одного человека или даже еще быстрее. Разрушаются системы ценностей и традиций, которые господствовали веками, новые ценности настолько расходятся с традиционными, что их культурообразующий смысл остается не всегда ясным и открытым.

Таким образом, можно сказать, что сейчас проявляются черты цивилизации, которая выступает под разными названиями: «техногенная цивилизация», «супериндустриальная цивилизация», «научное», «информационное общество».

Действительно изменение этого мира приводит к очень активным трансформациям социальных связей людей; в этой цивилизации вслед за технико-технологическим развитием постоянно меняются типы общения людей, формы их коммуникации, типы личности, образ жизни. Эта цивилизация существует чуть более 300 лет, но она оказалась очень динамичной, подвижной и очень агрессивной; она подавляет, подчиняет себе, переваривает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры — это мы видим повсеместно, и сегодня этот процесс идет по всему миру. Такое активное взаимодействие техногенной цивилизации и традиционных обществ, как правило, оказывается столкновением, которое приводит к гибели последних, уничтожению многих культурных традиций, по существу, к гибели этих культур как самобытных целостностей. Традиционные культуры не только оттесняются на периферию, но и радикально меняются при вступлении традиционных обществ на путь модернизации и техногенного развития. Чаще всего эти культуры сохраняются только обрывками, в качестве исторических рудиментов.

Человек понимался как активное существо, которое находится в деятельностном отношении к миру. Деятельность человека должна быть направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего мира, в первую очередь природы, которую человек должен подчинить себе. В свою очередь, внешний мир рассматривается как арена деятельности человека, как если бы мир и был предназначен для того, чтобы человек получил необходимые для себя блага, удовлетворил свои потребности.

Информационное общество в самом своем бытии определено как общество, постоянно изменяющее свои основания. Поэтому в его культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций, лишь некоторые из которых могут реализоваться в сегодняшней действительности, а остальные предстают как возможные программы будущей жизнедеятельности, адресованные грядущим поколениям.

В современном информационно-техническом мире одной из причин отчуждения человека от традиционных форм культуры является знание. Основная причина этого – резкое изменение условий существования человека, он оказывается в новом информационно-техническом мире. Сущностное содержание последнего, динамика развития современной цивилизации достигли невиданных темпов, которые не могут не отразиться на человеке, на его сознании и мировоззренческих установках. Для того, чтобы выжить и не потеряться в новом мире человеку необходимо адаптироваться к современным условиям жизни. Процесс адаптации осуществляется, главным образом, посредством образовании и самообразования, но современное образование дает современное знание не транслируя опыт предыдущих поколений.

Технологии диктуют необходимость придания знанию некоего «технологичного», «машинного» характера, переведения знания на язык «информации», которую можно распространять посредством машин. (2) Другой важный момент в изменении статуса знания. Технологичное, операциональное знание и его получение не связаны с развитием разума и формированием личности, что подразумевала, в частности, идея классического образования. Знание превращается в «продукт», «предмет пользования», инструмент и т.д. Но оно становится также товаром и производительной силой. Могущество государств, как и других субъектов политической, экономической, социальной деятельности, зависит от того, насколько эффективно используется ими операциональное, технологичное знание. Знание, которое не «технологизируется» и не способно приносить «пользу», например, философское или эстетическое, становится неактуальным, невостребованным обществом, или, по крайней ме­ре, большинством. Изменение статуса знания влияет на систему образования, задает направление научных исследований, определяет политику государства в отношении науки и образования, воздействует на рынок труда, формируя спрос на определенных специалистов, владеющих соответствующими запросам эпохи навыками.


Список использованной литературы

1. Маклюэн М. Средство само есть содержание // Информационное общество: Сб. - М., 2004

2. Лиотар Ж. - Ф. Состояние постмодерна. - М.- СПб., 1998.

ИСТОРИКО - НАУЧНАЯ ОСНОВА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ (на примере люминофоров и особо чистых веществ)

В.М. Авербух, А.А. Лиховид

Прогнозирование -  это история нашего будущего, в отличие от истории прошлого, она улучшает и приближает будущее, опираясь на исторический опыт. В этом их неразрывная связь.  Однако, применение  научного прогнозирования  еще не получило должного распространения в нашей стране.

В связи с новыми политическими, экономическими и хозяйственными изменениями в России значительно возрастает инновационная активность [1]. При этом, должно повышаться значение научно-технического прогнозирования во всех сферах деятельности, особенно в научно-производственной.

Несмотря на большое разнообразие методов научно-технического прогнозирования, достаточно разработанных схем организации прогностических исследований нет. Нами в работе [2] был определен общий подход к этой проблеме, опробированный в среднесрочном прогнозировании по тематике люминофоров и особо чистых веществ, и который требует дальнейшего развития и распространения.

Организация прогностических разработок начинается с осознания необходимости этих исследований и подготовки специалистов для их осуществления. Необходимость прогнозирования определяется такими факторами как государственный заказ, потребность рынка, инновационная деятельность, стабилизация или перепрофилирование научно-исследовательской и производственной базы и некоторыми другими.

Прогнозирование в области люминофоров были вызваны значительным отставанием качества отечественных телевизоров цветного изображения (яркость, цветопередача), незначительной номенклатурой и малой светоотдачей люминесцентных ламп,  по сравнению  с зарубежными аналогами.

Прогнозирование носило инициативный характер.

Специалисты, которые будут непосредственно заниматься прогностическими исследованиями, должны обладать достаточно широким кругозором и общим развитием, свободно ориентироваться в разрабатываемой тематике, владеть хотя бы общими представлениями о прогностике и методах прогнозирования, иметь доступ к научно-технической, коммерческой и иной информации в пределах их компетенции, иметь желание и возможность заниматься прогностическими исследованиями. В данном случае, прогнозирование было поручено специалистам обзорно-аналитического направления ОНТИ. В качестве экспертов и соавторов привлекались специалисты исследовательских  лабораторий.   (Нам не известна подготовка специалистов-прогнозистов в ВУЗах страны, кроме чтения отдельных кратких курсов для социологов и экономистов).

Прогностические исследования начинаются со сбора информации и проведения предпрогнозной ориентировки. Под предпрогнозной ориентировкой мы понимаем [3,] сбор, накопление, обработку и систематизацию различной информации (научной, экономической, технической, патентной, фирменной, рекламной, официальной), конечным результатом которой является система отраслевых аналитических научно-технических обзоров, раскрывающих состояние и тенденции развития исследований и производства по проблемам или  направлениям как традиционной так и новой тематики НИИ, научно-производственной деятельности фирм., представляющих интерес при  прогнозировании, а в первую очередь, анализ истории  объектов прогнозирования [4].

Кроме того, система обзоров используется не только на стадии предпрогнозной ориентировки, формулирования Генеральной цели и составления задания на прогноз, но и для корректировки выполненных этапов и прогнозов, определения наиболее актуальных проблем и направлений исследований, выявления значения параметров интересующих изделий, изменения их применения и улучшения качества. Структура аналитических обзоров и их место в системе подготовки прогнозов подробно представлены в наших работах [2-4].

Другой, дополняющей формой сбора, накопления, хранения, обобщения и анализа информации для прогнозирования является создание и ведение Банка стандартных справочных данных (БССД) технических, физико-химических или иных свойств, которые получают свое дальнейшее развитие по различным тематическим направлениям [5, 6].

Расширяются области применения изделий и продуктов, меняются их технические, физико-химические, потребительские и тактико-технические свойства, увеличивается номенклатура изделий, технология их создания и т.д. Исследователям все чаще требуются фактические данные по отдельным параметрам, а также систематизированные и обобщенные сведения, имеющие высокую достоверность. Нужна стандартизованная, достоверная информация о параметрах изделий и их компонентах, приборной и иной продукции с их применением, технологии получения и применения.

Кроме того, рекламные данные не всегда соответствуют фактическим, а оптические и технологические свойства люминофоров в порошке отличаются от параметров в изделиях. Поэтому возникла необходимость в фактографической стандартизованной информации. Сведения полученные  с высокой степенью достоверности, полученные по определенным стандартизованным методикам на аттестованных приборах при определенных условиях (измеренные в порошке и в изделии) - мы называем стандартные справочные данные). Особенно ценны результаты сопоставления свойств изделий различных фирм с собственными разработками. Все эти предпосылки позволили авторам обосновать необходимость создания и ведения Банка стандартных справочных данных по физико-химическим свойствам люминофорам и особо чистым веществам (БССД).

Нами были определены [6] следующие положения ведения БССД:

§        выявление и сбор данных о определенных свойствах продукции;

§        проверка достоверности полученных сведений проведением измерений и исследований;

§        систематизация и хранение данных;

§        ведение коллекции полупродуктов и изделий;

§        организация разработки стандартных методов и методик измерения;

§        измерения и анализ свойств;

§        определение тенденций развития качества.

Измерению подлежат типовые исследовательские, технологические  и потребительские свойства люминофоров при комплексном подходе к измерениям.

Форма ведения записей свойств также должна быть стандартизованной и реализованной на персональном компьютере, что обеспечивает компактное, долговременное хранение и многоаспектный поиск [8]. В БССД были введены сведения различной степени достоверности (как стандартизованные так и литературные данные)  о свойствах 1001 люминесцентного материала.

По возможности, при БССД создается коллекция изделий, предметов, товаров, материалов, химических веществ – данные о которых отражены в БССД.

Этапы проведения предпрогнозной ориентировки, разработка Генеральной цели и Задания на прогнозирование мы рассматриваем как единую часть работ в общем  объеме прогностических исследований.

Определяя Генеральную цель развития необходимо четко сформулировать следующие положения: будут ли проводиться исследования по новым для организации проблемам, разработка каких типов изделий (приборов, материалов, оборудования), необходима; требуется ли создание новых прогнозируемых объектов с определенными свойствами (параметрами); должны ли характеристики изделий находится на мировом уровне или превышать его к моменту осуществления прогноза; преследуется ли цель зарубежного патентования или продажи технологии, самого изделия; необходимо ли проведение исследований для создания принципиально новых изделий (материалов, процессов и т.д.); требуется ли расширение областей применения уже известных объектов; удовлетворяют ли требованиям научно-технического прогресса существующие приборы, аппараты, устройства и т.д.; нужна ли замена исходного сырья (комплектующих) более дешевыми и доступными? Другими словами Генеральная цель прогнозирования должна в полной мере соответствовать целям и задачам развития направления, производства и т.д [3].

Безусловно, на многие вопросы в Генеральной цели могут быть даны положительные ответы, ведь это цель прогнозных исследований. Причем, эти ответы должны быть четко сформулированы в виде конкретных положений, применительно к конкретным условиям в каждом конкретном случае и периоде времени.

С появлением новой информации уже в процессе подготовки прогнозов Генеральная цель может корректироваться. По результатам предпрогнозной ориентировки (сложившаяся система обзорно-аналитических исследований и данных БССД), исходя из требований Директивных материалов и пожеланий заказчиков, нами была разработана Генеральная цель  развития исследований и Задание на разработку прогнозов для головного института – ВНИИ Люминофоров на период с 1975-1985 гг., согласованная  с  Советом по люминесценции АН СССР.

Исходя из положений Генеральной цели составлено Задание на разработку прогноза,  состоящее из общей и тематической частей. В общей части отражается основные направления работ, указывается период прогнозирования (среднесрочный на 5-10 лет или краткосрочный до 5 лет; на больший период составлять научно-технические прогнозы нецелесообразно), требуемые типы прогнозов - исследовательский, нормативный, организационный или их комплекс, обобщенные объекты прогнозирования, а также поэтапные сроки выполнения всего объема прогностических исследований, основные разработчики и соисполнители, возможность привлечения сторонних экспертов, выделяемые средства, ожидаемый экономический и иные эффекты от выполнения прогнозов, сроки выполнения и т.п. [3].

В тематической части определены конкретные объекты прогнозирования: изделия с применением люминофоров – кинескопы, люминесцентные лампы, средства отображения информации, области применение люминофоров и их  параметры (яркость, светоотдача, цвет свечения, химсостав, грансостав, наносимость, назначение и др.), поиск новых перспективных  направлений исследований и применений.

Важнейшей часть Задания является обоснование выбора методов прогнозирования. Особенно это касается узких тематических проблем, так как трудно организовать представительный состав независимых экспертов. Нами был определен метод прогнозирования – анализ научно-технической информации  с привлечением экспертных оценок.

В тематической части указывается необходимость соблюдения определенных принципов прогнозирования.

И при составлении Генеральной цели и Задания и при выполнении прогностических исследований следует руководствоваться некоторыми принципами прогнозирования. Мы разделяем их на внутренние, которые касаются собственно выполнения прогнозов, и общие – определяющие характер всего комплекса прогнозирования. Это следующие принципы: целостности, комплексности, непрерывности, цикличности, вертикальной и горизонтальной взаимосвязи. Принцип целостности прогнозирования заключается в совокупности и последовательности подготовки исследовательского, нормативного и организационного прогнозов [9]. Исследовательский прогноз развития мирового уровня исследуемого объекта (определяется естественный ход развития, без вмешательства прогнозистов) является исходной базой для разработки нормативных прогнозов. Нормативные прогнозы (программа достижения заданного уровня) составляются на основании данных исследовательских прогнозов. В свою очередь, после обоснования нормативных прогнозов разрабатываются организационные прогнозы и перспективные планы проведения исследований (необходимые условия), являющиеся следствием нормативных прогнозов.

В совокупности исследовательских, нормативных и организационных прогнозов и проявляется принцип целостности прогнозирования. Конечным результатом целостного прогнозирования является проведение необходимых научных исследований и реструктуризация производства в соответствии с запланированными мероприятиями.

Реализация прогнозных положений, как правило, выходит за рамки непосредственных прогнозных позиций. Необходимо предпринимать комплекс мер по решению дополнительных научно-технических, кадровых, экологических, технологических, сырьевых и иных проблем. Поэтому, выполнение организационных и нормативных прогнозов должно носить комплексный характер. Под комплексным подходом к прогнозированию мы понимаем совокупность взаимосвязанных социальных, экономических, экологических и иных мероприятий, являющихся следствием научно-технических прогнозов.

Прогнозы люминофоров для ЦТВ начинаются с изучения обеспеченности семей  телеприемниками. В семидесятые годы, в США, например, большинство семей имели по два телевизора: цветной и черно-белый.  В Японии существовал принцип необходимости «трех К» - семья стремилась иметь автомобиль, цветной телевизор и кондиционер. В нашей стране в тот же период наблюдался дефицит телевизоров, особенно цветного изображения. Сейчас  во многих  российских семьях имеется несколько телевизоров. Гигантски возросло наличие в стране компьютеров с кинескопами.

Различные исследования социологов показали значительное увеличение производительности труда в различных отраслях промышленности при даже незначительном увеличении освещенности рабочих мест. Люминесцентное освещение становилось частью технологических процессов.  Повышались требования  к комфортности  и уровню освещенности в быту.  Появился спрос на люминесцентные лампы для ванных, туалетов, прихожих, картинных галерей, сельского хозяйства, медицины и  т.д.   Удорожание электроэнергии, увеличило  спрос и на люминесцентные лампы, которые экономичнее ламп накаливания в 5-6 раз и имеют в 4-5 раз больший срок службы,  а за счет  люминофоров, можно получить желаемый спектр излучения. Производство люминофоров основано на прокалочных проходных высокотемпературных печах. А в момент прогнозирования – и на печах с регулируемой атмосферой прокалки, которые не выпускались отечественной промышленностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.