рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

p> Соответственно, телу подобает быстро разрушаться, рассеиваться; тогда как душа, которая безвидна, удаляющаяся в места чистые и славные - поистине в Аид - разлучается с телом чистою и не влачит за собой ничего телесного, умышленно избегая в течение жизни любой связи с телом, уходит в подобное ей самой безвидное место, божественное, бессмертное, разумное, и, достигши его, обретает блаженство, избавленная отныне от всех человеческих зол. Если же душа разлучается с телом оскверненной, ибо всегда любила и угождала телу, зачарованная им, - она вся проникнута чем-то телесным: ее срастило с ним постоянное общение, связь и долгие заботы о нем - такая душа, смешанная с телесным тяжелеет, и эта тяжесть тянет ее в видимый мир (призраки). Далее такая душа переселится в грубые животные тела, соответственно тем навыкам, которые были приобретены в прошлой жизни: те, кто отдавал предпочтение чревоугодию, несправедливости, властолюбию и хищничеству, перейдут в волков, ястребов и коршунов. В род богов не позволено перейти никому, кто не был философом и не очистился до конца. - далее излагаются сомнения учеников Сократа относительно предложенного им учения о душе: пифагореец Симмий - если душа такова, какой обрисовал ее Сократ, то она подобна гармонии звуков, издаваемых лирой, так, что если лира

(сродни телу) погибла (причем дерево и жилы струн истлеют позже, чем гармония), то тем самым погибла и гармония ее звуков. И если душа - это действительно своего рода гармония, значит, когда тело чрезмерно слабеет (из-за болезни), душа при всей своей божественности должна немедленно разрушится, как разрушается любая гармония. Кебет - если душа и существует до тела, то еще неизвестно, будет ли она существовать также и после смерти тела; и если будет существовать после смерти тела и даже если потом перевоплотится в несколько разных тел, то не износится ли она подобно тому, как умер ткач, соткавший много плащей, и не погибнет ли она сама? - Далее Сократ говорит о том, что необходимо доверять только истинному рассуждению, а не слабым человеческим поступкам и словам. - Сократ доказывает

Симмию, что душа не подобна гармонии (гармония не может руководить своими составными частями, наоборот, она должна следовать за ними; ей не прозвучать вопреки составным частям; в зависимости от настройки, гармония может быть гармонией в большей мере и в меньшей мере). Душа не может быть более или менее душою, чем другая душа, не бывает и настроенной в большей или меньшей степени; она властвует над всем тем, из чего она состоит. Прежде чем быть строем или настроением тела душа, прежде всего, есть сама же она, и быть душою свойственно всем душам совершенно одинаково. - Для того, чтобы развеять сомнения Кебета в том, что душа неуничтожима и бессмертна,

Сократ предлагает исследовать причину рождения и разрушения в целом.

6. Аргумент четвертый: теория души как эйдоса жизни. Сократ говорит о том, что в ранние годы у него была страсть к тому виду мудрости, который называют познанием природы, теперь же он далек от мысли, будто знает причину хотя бы одной из самых очевидных вещей (критика определения причин как чисто физических). Если к единице прибавить другую единицу, получится двойка; но эта двойка получится и в том случае, если единицу разделить на две части; следовательно причина получения двойки не в увеличении единицы и не в ее разделении. После того как Сократ отказался от исследования бытия (в страхе ослепнуть душою, рассматривая вещи глазами и пытаясь коснуться их при помощи того или иного чувства: подобно тем, кто, исследуя солнечное затмение, смотрят прямо на солнце, а не на его образ, например, в воде, тем самым губя свое зрение). Сократ решает прибегнуть к отвлеченным понятиям и в них рассматривать истину бытия. - Учение о причине. Существует прекрасное само по себе, и благое, и великое и т.д. прекрасное, существующее помимо прекрасного самого по себе, не может быть прекрасным иначе, как через причастность прекрасному самому по себе (все прекрасные вещи становятся прекрасными через прекрасное само по себе. Подлинной причиной вещей является то, что в них существует само по себе. Это значит понимать причину как понятие, или смысл, благодаря которому и определяется "истина сущего" это и есть идея, которой причастно все существующее и от которой все получает свое имя, включая рост Федона, Сократа и

Симмия. Однако если Симмий ниже Федона и выше Сократа и сразу причастен идее большой величины и малой величины, то это не значит, что сами понятия большого и малого смешиваются или переходят друг в друга; это значит только то, что большое и малое берутся здесь не абсолютно, но только в сравнении с чем-нибудь другим, т.е. относительно. Смешивается и переходит одно в другое то, что подчинено этим понятиям, но не самые понятия; и если подчиненное одному понятию становится подчиненным другому, то первое отступает или гибнет для данного предмета. Отсюда и вывод для души: как четность несовместима с нечетностью, так и душа, будучи жизнью тела, несовместима с его смертью; и когда умирает тело, то душа не умирает, а только отступает от тела. При этом же подобное рассуждение о душа относится и вообще ко всем "первым основаниям" бытия.

7. Этические выводы из учения о душе. Для бессмертной души нет иного спасения, чем стать как можно лучше и как можно разумнее. Если бы со смертью тела погибла и душа, то дурным людям не о чем было бы беспокоится. Но так как душа после смерти остается, она несет на себе все те преступления, которые совершены ею при жизни тела. - праведные души спокойно занимают свое надлежащее место в Аиде. Злые же души сопротивляются, страшатся, их насильно тащит соответствующий гений (демон), и испытывают они в Аиде всякие страдания и наказания, пока "силою необходимости" они не будут переселены в обиталище, какого заслуживают.

8. Космологические выводы из учения о душе. Картина здешней Земли: будучи шаром, она покоится в равновесии в центре мира среди однородного неба; а так как она очень велика, то мы знаем только небольшую ее часть от Фасиса до Геракловых Столпов, живя только в одной из ее многочисленных впадин как бы на дне моря и не имея возможности выйти за пределы окружающего нас воздуха. В противоположность нашей Земле "истинная" Земля находится под самыми небесами, в чистом эфире, образует собою разноцветный двенадцатигранник. На той Земле прекрасная растительность, камни и горы, подобные нашим драгоценностям, масса золота и серебра, никогда не болеющие люди, храмы, в которых обитают сами боги, священные рощи, всеобщее блаженство. Возвращаясь к изображению нашей Земли,

Платон дает ее подробную мифологическую геологию, географию и метеорологию, включая описание подземного мира.

9. Заключение. Смерть Сократа. Сократ дает свои наставления ученикам и друзьям: думайте и пекитесь о самих себе. Потом к Сократу привели трех его сыновей, пришли и родственницы. Далее он снова говорил со своими друзьями. Чашу с ядом Сократ взял с полным спокойствием и выпил легко. Те, кто был рядом с ним в этот момент, заплакали.

Последними словами Сократа были: "Критон, мы должны Асклепию петуха.

Так отдайте же, не забудьте".

Платон: "Тимей".

(мифологическая диалектика космоса)
Действующие лица: Сократ, Тимей, Критий, Гермократ.
1. Вступление. Они встречаются на другой день после разговора об идеальном государстве (каждый имеет сообразно своей природе подходящий лишь ему род занятий и лишь одно искусство; искусство землепашцев и прочие ремесла отделены от воинов; воины должны быть суровы к врагам и справедливы к согражданам; у них не должно быть никакой собственности; женщины должны делить все мужские занятия как на войне, так и в прочем житейском обиходе; деторождение должно быть общим - все братья, сестры, родители и т.д.). Но теперь ставится вопрос относительно обоснования самого этого идеального государства. - Сократ подчеркивает достоинства своих собеседников, причастных философским и государственным занятиям. - Критий рассказывает сказание о величайшем из деяний, совершенных когда-либо Афинами, передающееся от поколения к поколению: это сказание привез из Египта Солон, жрецы поведали ему о том, что девять тысяч лет назад в Афинах жили люди, память о которых не сохранилась среди современных Солону афинян, но которую хранили до сих пор египетские жрецы. Эти предки обладали совершенными законами, были добродетельны. Государство это положило предел дерзости несметных воинских сил, отправляющихся на завоевание всей Европы и Азии, а путь державших от Атлантического моря, из царства, именовавшегося
Атлантидой. Однако землетрясения и наводнения стерли с лица земли и
Атлантиду, и поглотили воинскую силу афинян. Он предлагает считать государство и граждан, описанных Сократом во вчерашнем разговоре как некий миф, государством и гражданами, которые существовали в реальности и являются предками афинян, по свидетельству жреца. Сократ соглашается с таким предложением, говоря о преимуществе того, чтобы иметь дело с не с вымышленным мифом, но с реальным сказанием. Основное повествование (за исключением нескольких страниц вступления) ведется от лица Тимея, собеседника Сократа; в общем, можно сказать, что это монолог. Такая структура объясняется так: накануне основным рассказчиком был Сократ, теперь же его собеседники высказывают свои взгляды, а Сократ уступает им инициативу. В следующем после "Тимея" диалоге "Критий" высказывается другой участник разговора, соответственно Критий. В диалоге трактуются основные понятия античной астрономии, т.е. выдвигается антитеза вечного и временного и доказывается положение, что космос есть только подобие вечного и подражание божественному. Поскольку, однако, вечное и божественное Платон как мировой ум, в дальнейшем и последует рассуждение о функциях космического ума. Здесь важно также отметить, что Платон мыслит свои рассуждения о космосе только как вероятные, поскольку они все связаны с чувственными ощущениями; а точен и безусловен с точки зрения Платона, только чистый ум.
После молитвы Критий приступает: для начала должно разграничить две вещи: что есть вечное, не имеющее возникновения бытие ( = то, что постигается с помощью размышления и рассуждения) и что есть вечно возникающее, но никогда не сущее ( = то, что подвластно мнению и неразумному ощущению, возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле). Все возникающее должно иметь причину своего возникновения. По какой причине устроил возникновение и эту Вселенную тот, кто их устроил? Космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения. Что это за живое существо, по образу которого устроитель устроил космос? Это универсальное, живое существо. Небо, видимое и осязаемое, бог построил, соединив огонь и землю, поместив между ними воздух и воду - так родилось упорядоченное, благодаря пропорции, тело космоса. Очертания Вселенной - сфера, наиболее совершенное сочетание. Космос устроен как самодовлеющий, не нуждающийся ни в чем другом, кроме самого себя. Демиург дал своему творению жизнь блаженного бога. Интересно то, что миров не может быть много.
Существует один единственный умопостигаемый образец (первообраз), и потому существует только один мир, ему подражающий. - Однако прежде тела, была сотворена душа - из неделимой и вечно тождественной сущности - сотворена невидимой. Она совершеннее всего рожденного, являет собой трехчастное смешение природ тождественного и иного с сущностью, которое пропорционально разделено и снова слито и неизменно вращается вокруг самого себя. Далее описывается космос в своем органическом строении: а) время и его органы, т.е. 1) время как таковое - вечный образ, движущийся от числа к числу
(некое движущееся подобие вечности (для того чтобы еще более уподобить свое творение вечно живому существу, но природу вечного нельзя передать ничему рожденному, отсюда - время) и 2) временные движения неподвижного неба и отдельных планет; б) образование высших классов "живых существ", или
"ставших" богов, т.е. звезд (участвующих в устроении времени) и положение
Земли; в) создание человека - демиург обращается с этой целью к низшим богам; голова - сферовидное тело - божественнейшая часть человека, руки и ноги, чтобы голова не катилась по буграм и ямам, несут отныне вместилище того, что в нас божественнее и святее всего; зрение, слух и голос дарованы богами для того, чтобы наблюдать круговращение ума в небе, извлекать пользу для круговращения нашего мышления, которое сродни тем, небесным, хотя в отличие от их невозмутимости оно подвержено возмущениям.
Функции первичной материи как необходимости и краткое резюме двух основных частей диалога. Здесь Платон вырабатывает очень тонкое диалектическое понятие материи, сводящееся к указанию на чистое становление, чуждое всякого оформления. Материя - это чистый аналог иного, как оно было выведено в отвлеченной диалектике "Парменида". Прежде в диалоге были выделены две вещи: основополагающий первообраз, который обладает мыслимым и тождественным бытием; и подражание этому первообразу, которое имеет рождение и зримо. Теперь необходимо выделить третий вид - как восприемника и кормильца всякого рождения. Природа, которая приемлет все тела, всегда тождественна, ибо никогда не выходит за пределы своих возможностей; всегда воспринимая все, она никоим образом не усваивает никакой формы, которая была бы подобна формам входящим в нее вещей. Следует мысленно обособить три рода: то, что рождается (ребенок), то, внутри чего совершается рождение (мать), и то, по образцу чего возрастает рождающееся
(отец).
- Есть бытие, есть пространство и есть возникновение, и эти три рода возникли порознь еще до рождения мира. - Вторичная материя, или об элементарных плоскостях и телах: а) два первичных треугольника
(равнобедренный и неравнобедренный); б) возникновение из них четырех элементарных тел ("родов"); в) возникновение массы каждого их этих четырех элементов и различные их качества; г) более точные условия и границы взаимоперехода элементов; д) физические условия движения и покоя вообще; е) специальные виды огня (пламя, истечение пламени, которое не жжет, но доставляет глазам свет, и, наконец, то, что после угасания пламени остается в тлеющих углях), воздуха (эфир, туман), воды (жидкий и плавкий вид) и земли (каменистое тело, горшечная глина, щелок и соль). После того, как с достаточной полнотой показано разнообразие видов, вытекающее из сочетаний и взаимопереходов фигур (огня, воды и т.д.), выясняется причины воздействия производимых всем этим на нас. Теория чувственного восприятия или о вторичных качествах тел. Все, описанные выше вещи, постоянно ощущаемы. А) общие (ощущаемые всем телом) телесные ощущения, или ощущения тепла и холода, твердости и мягкости, тяжести и легкости, приятного и неприятного.
Б) теория четырех специальных чувств: зрение (учение о красках), слух, обоняние, вкус.
Далее краткое резюме двух основных частей диалога. Вначале все вещи являли собой состояние полной неупорядоченности, и только бог привел каждую из них к согласию с самим собою и со всеми другими вещами во всех отношениях, в каких только они могли быть причастны соотносительности и соразмерности. Ведь доселе в них не было ничего подобного, разве что по какому-нибудь случайному совпадению, и вовсе не к чему было применить те имена, которыми мы нынче именуем огонь и воду, а равно и прочие вещи; бог впервые все это упорядочил, а затем составил из этого нашу Вселенную - единое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа, как смертные, так и бессмертные.
При этом божественные существа создал сам демиург, а порождение смертных он доверил тем, кого сам породил. И вот они, подражая ему, приняли из его рук бессмертное начало души и заключили его в смертное тело, подарив все это душе вместо колесницы, но, кроме того, они приладили к нему еще один, смертный, вид души, вложив в него опасные и зависящие от необходимости состояния: для начала - удовольствие, эту сильнейшую приманку зла, затем страдание, отпугивающее нас от блага, а в придачу двух неразумных советчиц
- дерзость и боязнь - и, наконец, гнев, который не внемлет уговорам, и надежду, которая не в меру легко внемлет обольщениям. Все это они смешали с неразумным ощущением и с готовой на все любовью и так довершили по законам необходимости смертный род души. В грудь они вложили смертную душу, в голову - душу более благородной природы. Далее речь идет о прочих частях человеческого тела, о процессах питания, пищеварения, жизнь и смерть, о болезнях души и тела, о гармоническом устроении, т.е. о душе и теле и т.д.

Проблемы онтологии в "Метафизике" Аристотеля.

Аристотель ввел понятие субстанции ("сущности"). Под субстанцией
Аристотель понимает бытие вполне самобытное, пребывающее в самом себе, но не в чем-либо ином. Как бытие, не способное пребывать ни в чем ином, субстанция никогда не может выступать в суждении как его предикат или атрибут, а может выступать только как его субъект.
Так как общее есть общее для множества предметов, то субстанцией оно быть не может. Поэтому субстанцией, в аристотелевском смысле, может быть только единичное бытие.
Существующее само по себе и потому нисколько не зависимое от сознания человека бытие уже стало предметом познания, уже породило понятие о бытии и есть в этом смысле уже бытие как содержание понятия.
Для нашего познания единичное бытие есть сочетание "формы" и "материи". В плане бытия "форма" - сущность предмета. В плане познания "форма" - понятие о предмете или те определения самого по себе существующего предмета, которые могут быть сформулированы в понятии о предмете. То, с чем может иметь дело знание, есть только понятие, заключающее в себе существенные определения предмета.
Чтобы знание было истинным, оно не только должно быть понятием о предмете. Кроме того, самим предметом познания может быть не преходящее, не изменчивое и не текучее бытие, но только бытие непреходящее, пребывающее. И такое познание может быть только познанием "формы". Эта "форма" каждого предмета вечна: она не возникает и не погибает.
Таким образом, в "форме" соединяются вечность и общность.
Присоединяемый к "форме" новый элемент может стать элементом субстанции только при условии, если он будет совершенно "неопределенным субстратом" или "неопределенной материей". Это тот субстрат (материя), в котором общее
("форма") впервые становится определенностью другого бытия.
"Материя", или "субстрат" - это, во-первых, отсутствие, "лишенность" того определения, которое ей предстоит приобрести как ее определенность, иначе говоря, "материя" есть, прежде всего "лишение" "формы". Однако понятие
"материя" не может быть сведено как к своей единственной характеристике - к
"лишению" или "отсутствию" "формы", к "отрицанию" "формы". Когда "материя" принимает определенность, или "форму" (например, когда глыба меди превращается в медный шар или в медную статую), то основанием этой новой определенности не может быть простое отсутствие ("лишение" - отрицание) формы шара или формы статуи. Отсюда следует, что "материя" - нечто большее, чем "лишение". Откуда же в материи берется "форма"? "Форма" эта не может возникнуть, во-первых, из бытия. Если бы она возникала из бытия, то нечто, возникающее как новое, возникающее впервые, существовало бы еще до своего возникновения. Но, "форма" эта, во-вторых, не могла бы возникнуть и из небытия: ведь из небытия ничто произойти не может. Выходит, что то, из чего возникает "форма", не есть ни отсутствие "формы", ни уже возникшая, действительная "форма", а есть нечто среднее между отсутствием
("лишенностью") "формы" и "формой" действительной. Это среднее между отсутствием бытия и действительным бытием есть бытие "в возможности".
Стало быть, действительным становится только то, что обладает
"возможностью" стать действительным. Материя заключает в себе или предполагает два определения: 1) отсутствие "формы", которая в ней возникает впоследствии, и 2) возможность этой "формы" как уже действительного бытия. Первое определение - "лишенность" - всего лишь отрицательное, второе - "возможность" - положительное. В отличие от
"материи", которая есть бытие "в возможности", "форма" есть
"действительность", т.е. осуществление возможности.
В понятии "материя" ("субстрат") Аристотель различает два значения. Под
"материей" он разумеет, во-первых, субстрат в безусловном смысле (чистая возможность). И, во-вторых, под "материей он понимает такой субстрат, который уже не только возможность, но и действительность.
Таким образом, "субстрат" - это, во-первых, "отсутствие" признаков, входящих в понятие об элементах, и, во-вторых, возможность осуществления этих признаков.
Различение "первой" и "последней материи". "Последняя материя" - та
"материя", которая не только есть возможность той или иной "формы", но, кроме того, будучи такой возможностью, есть одновременно и особая
"действительность". "Последняя материя" обладает своими особыми, ей одной принадлежащими признаками, и относительно ее может быть высказано ее определение, может быть сформулировано ее понятие (медь, медный шар, - примеры "последней материи").
В отличие от "последней материи" "первая материя" есть "материя", которая может стать действительностью, однако не так, как становится ею "последняя материя". Она есть только "возможность", может стать кокой угодно
"действительностью", но сама по себе не есть никакая "действительность".
Эта "первая материя" нигде и никогда не может восприниматься чувствами; она только мыслится и есть поэтому "неопределенный субстрат".
Аристотель утверждает, что для понятия о "первой материи" приходится прибегать к аналогии: подобно тому как "материя" меди ("последняя материя") относится к "форме" статуи, которая отлита скульптором из меди, так "первая материя" относится ко всякой "форме":
"материя" меди: к "форме" статуи = x: к любой "форме".
В этой пропорции третий ее член - х есть "первая материя". Хотя он неизвестен, все же он не совершенно непостижим для мысли: его отношение ко всякой "форме" аналогично отношению, какое имеется между глыбой меди и медной статуей.
Коренные свойства мира, кроме формы и материи, - движение и изменение.
Четыре основных начала, или четыре основных причины: 1) "материя" - то, в чем реализуется понятие; 2) "форма" - понятие, которое принимает "материя", когда происходит переход от возможности к действительности; 3) причина движения и 4) цель, ради которой происходит известное действие (глава 2, книга 5). Пример - строительство дома: материя - кирпичи, форма - план дома, причина - деятельность строителя, цель - назначение дома.
Две основные причины: форма и материя, а причина и цель - сводятся к ним
(цель и причина - "формальные" начала).
Происходящее в мире движение не только не имеет начала, но не имеет и конца, т.е. оно вечно. Доказательство вечного существования мира и вечного существования мирового движения необходимо ведет к предположению вечной причины мира и вечного двигателя мира. Идея "перводвигателя" мира.
Предметы, рассматриваемые относительно движения, могут быть троякой природы: 1) неподвижные, 2) самодвижущиеся и 3) движущиеся, но не спонтанно, а посредством других предметов. "Перводвигатель" - неподвижен
(бестелесность Бога).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.