рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

p> К. Маркс. “К критике политической экономии. Предисловие.”

Лондон, январь 1859г.
Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок.
Первые три рубрики: экономические условия жизни трех больших классов, на которое распадается современное буржуазное общество. Связь трех других - очевидна.
Первый отдел первой книги трактует о капитале.
Главы:
1) товар.
2) деньги (простое обращение).
3) капитал вообще.
От частного к общему. Юриспруденция, философия, история. “Материальные интересы”. Работа в “Reinische Zeitung”. Первая работа - критический разбор гегелевской философии права (Введение уже 1844).
Вывод: Правовые отношения и формы государства не могут быть поняты из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненых отношениях “гражданского общества” (Гегель) и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии.
Париж, Брюссель.
Результат: В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производственных сил.
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котром воздвигается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.
Не сознание людей определяет их бытие, а напротив, их общественное бытие определяет их сознание.
Способ производства материальной жизни обуславливают социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
На известной ступени своего развития материальные производственные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями (юридически - отношениями собственности), внутри которых они дро сих пор развивались. Из форм развития эти отношения становятся оковами: наступает эпоха социальной революции.
Изменение экономической основы влечет за собой переворот надстройки.
Следует отличать экономический переворот от идеологических форм. Объяснять сознание из противоречий материальной жизни. Из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями.
Буржуазные производственные являются последней антагонистической формой общественного процесса производства. Антагонизм - вобщественных условиях жизни индивидуумов.
Буржуазной экономической формацией завершается предыстория человечества.
Работа с Энгельсом: критика послегегелевской философии.
“Манифест коммунистической партии” - Маркс & Энгельс.
Маркс: “Речь о свободе торговли”, “Нищета философии”.
Работа в 1850 г. в Лондоне.
New York Daily Tribune.
Взгляды Маркса - составляют результат добросовестных исследований.

П.Чаадаев. “Философические письма”. (1829-30гг.)

I.Учение, основанное на высшем начале единства и непосредственной передаче истины в непрерывном преемстве её служителей, только и может быть самым согласным с подлинным духом религии, потому что дух этот заключается всецело в идее слияния всех нравственных сил в одну мысль и чуство и постепенном установлении социальной истины или церкви, которая должна водворить царство истины среди людей.

Лучшее средство сохранить религиозное чувство - придерживаться всех церковных обычаев.

Одна из самых прискорбных особенностей нашей цивилизации состоит в том, что мы всё ещё открываем истины, ставшие избитыми в других странах. Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку и не имеем их традиций. Мы стоим вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. То, что издавна составляло самую суть общества и жизни, для нас ещё теория и умозрение.

У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства.
Это пора великих свершений, самых сильных и плодотворных идей. Мы не имели ничего подобного: дикое враварство, жестокое иноземное владычество. Нет действенных наставлений в нац.традиции. Мы живём лишь в самом ограниченном настоящем, среди плоского застоя. Как можно ожидать в обществах начатков добра, пока эти общества колеблются без убеждений? Мы не восприняли даже традиционных идей человеческого рода, нам следует их воспитать.

Народы живут только сильными впечатлениями в их умах от прошлых времён и общением с другими народами. То, что у других народов является привычкой, инстинктом, то нам приходится вбивать ударом молота. У нас всецело заимствованная и подражательная культура. Мы воспринимаем лишь готовые идеи, у нас нет последовательности развития мысли.

Народы - существа нравственные, их воспитывают века. Мы же существуем лишь с целью преподать урок миру.

Народы Европы имеют общее лицо (несмотря на разделение на ветви латинскую и тевтонскую, юг и север). Атмосфера Запада - это мысли о долге, справедливости, праве, порядке. Лучшие идеи, лишённые связи и последовательности, как бесплодные заблуждения парализуются в нашем мозгу.
Обратите внимание на немоту русских лиц! Конечно, у нас есть не только пороки, а у Европы - не только добродетели, но исследование это посвящено общему духу наций.

Массы подчиняются известным силам, стоящим у вершин общества.
Непосредственно массы не размышляют, среди них имеется известное число людей, которое даёт толчок коллективному сознанию нации. Где же наши мудрецы?!

Раскинувшись между Востоком и Западом, мы должны были объединить два великих начала духовной природы - воображение и разум. Мы же миру ничего не дали, а всё взятое исказили.

Как мы можем сразу усвоить вековой прогресс Европы, даже не потрудившись узнать, как он свершился? В христианском мире всё должно непременно способствовать установлению совершенного строя на Земле. Две функции христианства: действие на индивидуальное и общее сознание. Все народы Европы шли христианским путём рука об руку. Интересы создавались из убеждений. Общая идея влияния христианства: духовная, умственная, социальная.

II.Задача не в расширении области наших идей, а в исправлении их и придании им нового напрвления. Почему русский народ попал в рабство при христианстве? Почему православная церковь не помешала этому? Всё благо, что мы совершаем, есть присущая нам способность подчиняться некой неведомой силе. Человек, собирая воедино наблюдения предшествующих поколений, создаёт систему познания, подтверждаемую его собственным опытом, а великое орудие исчисления облекает его в неизменную форму математической достоверности.
Невозможно исследовать духовную природу, так как она свободна. Общий закон должен быть преподан нам высшим разумом. Нет такого человеческого знания, которое может заменить божественное.

III.Нет иного человеческого разума, кроме подчинённого (божественному разуму). Человек всегда ощущает силу вне себя самого, отсюда все наши идеи о добре, долге, законе, добродетели. Главный вопрос жизни - как открыть действие верховной силы на нас? Чему мы должны подчиниться? В вопросе о природе нашего познания выясняется, что синтез для разума более естественен, чем анализ, поэтому человек чаще пользуется индукцией в своём познании, нежели дедукцией. Настоящая основа нашей умственной мощи - логическое самоотречение (следует логически познать, насколько наш разум и силы ничтожны перед божественным разумом и силой). Полная подчинённость - высшая ступень человеческого совершенства. Прекрасное, вновь обретённое, существование (полного добровольного подчинения Богу, жизни по его законам) не требует выхода из мира, окружающего нас. Бог не создал время, он позволил человеку время создать (путём памяти). Чтобы судить о вещах, необходимо иметь понятие о добре и зле, они нам врождены, Бог создал нас с ними.

IV.Всякое естественное явление можно рассматривать как число.
Действительные величины имеются лишь в нашем уме, а во Вселенной - лишь числовые видимости, в их формах материальность открывается нашим взорам
(см. о познании как исчислении идей у Бэкона и Гоббса; для образования понятия “красная колючая роза” следует к понятию “роза” прибавить два других понятия и.т.д. и.т.п.). В применении к явлениям природы наука чисел достаточна для эмпирического познания, но не соответствует требуемой достоверности в абстрактном познании, ведь числом не может ограничиваться бесконечность божественной мысли.

Три возвышающих открытия эмпирических наук: анализ Декарта, наблюдение
Бэкона и небесная геометрия ньютона. Две основные силы природы - тяготение и отталкивание. Всё сотворённое находится в непосредственном движении, что требует от нас представления о силе, внешней движимому предмету. Закон движения всеобщ физическому, нравственному и умственному миру. Собственные действия человека - лишь случайная причина, поскольку действует лишьв соединении с другой, высшей, силой. Я действительно и постоянно действую, хотя и подчиняюсь чему-то, что сильнее меня, - Я сознаю. Один разум подчиняется другому, но сохраняет свою власть и способности. Собственное действие человека совершается лишь по закону (установленному Богом). Когда мы от этого закона отступаем, действия наши определяются тем ничтожным, что нас окружает.

V.Закон не может быть дан человеческим разумом самому себе, так же как и любой другой вещи. Закон духовной природы нам раз навсегда предуказан
(как, впрочем, и физической природы). Мысль человека есть мысль рода человеческого. Подлинное духовное начало искалечено и извращено природой человека.

Все наши идеи - последствия некоторого числа передаваемых традиционно понятий.

VI.Бог непосредственно и постоянно воздействует на разум человека. Всё сырьё истории уже исчерпано, народы уже выявили все свои традиции. Истории теперь осталось только одно - осмысливать. У всех народов следует сформировать ощущение своих судеб, истинное национальное сознание, состоящее из некоторого числа очевидных истин, выведенных на основе их воспоминаний. Тогда все народы вместе пойдут к одной цели, к Я собирательного человеческого существа. Народы могут быть нравственны и безнравственны, как и люди. Ярчайший пример безнравственности народа - древние греки.

В продолжении ряда веков Европа сотавляла единую федеральную ситему, разорванную лишь Реформацией. Отличительные черты нового общества следует искать в большой семье христианских народов - именно здесь находится элемент устойчивости и истинного прогресса. С Европой нравственное начало получило новый закон и устройство. Мировой разум не есть ли теперь разум христианский? Но прогресс человеческой природы не безграничен. Как только человек удовлетворил свой материальный интерс, он более не идёт вперёд, хорошо если ещё не отступает назад. В Греции, Риме, Китае, Индокитае преобладал исключительно земной интерес, не поднимающийся до потребностей истинно нравственного существа. Реформация в Европе также свела христианскую идею к земному интересу, обесценила её. Но признавая крах религии, мы тем самым должны признать ложь Иисуса Христа, что невозможно.
Реформация вернула в мир разобщённость язычества, индивидуальные черты национальностей, расколола целостную Европу, отбросила человека в одиночество его личности. К чему нам объединяться со Спасителем, если мы разъединены между собой? Следует вновь соединить все христианские вероисповедания, сделать христианство единым и вместе идти в высшей цели.

VII.Наше незнание истории вызвано не недостатком фактов, а недостатком их осмысления.

Греки боготворили материальное в человеке, это был апофеоз материи.
Древняя история знает множество примеров выдающихся личностей, как положительных, так и отрицательных, склонявших человечество как к духовному
“+”, так и к материальному “ ((, началам. Положительная оценка Моисея,
Давида, Эпикура, Магомета, отрицательная - Сократа, Марка Аврелия,
Аристотеля, Гомера.

VIII.Окончательное просветление человечества должно вытекать из общего смысла истории (почерпнутого нетолько из Библии).

А.Герцен. “Письма об изучении природы”. (9 писем)

созданы 1844-46 печатаны 1845-46 в “Отечественных записках”

В первую очередь следует определить метод соотношения философии и естествознания (естествоведения). Философия страдает отвлечениями, типичный пример этого - идеалисты.

Письмо 1. Эмпирия и идеализм.

Это два основные течения в философии, между которыми развернулась борьба. История и логика взаимосязаны. Далее в разборе истории философии будет показано обоснование своего истинного мировоззрения - рационалистического реализма (влияние Гегеля и Фейербаха).

Формы исторического мира так же естественны, как и формы мира физического. В природе живое развивается, постоянно отрекаясь от миновавшей формы. Философия и естествознание абстрагируют друг друга, между тем они невозможны друг без друга. Естествознание сделало огромные успехи, но не спешит заниматься формой. Оно страдательно по отношению к своему предмету.
Опыт и умозрение - две необходимые, истинные, действительные системы одного и того же знания. Суждение - развитая эмпирия. Умозрение основано на опыте.
Отказ естествознания от философии свершился при возрождении науки.

Философия развивает природу и сознание a priori , в этом её творческая власть; но природа и история тем и велики, что они не нуждаются в этом a priori, они сами представляют живой организм, развивающий логику a posteriori. Философия - единство частных наук. Естествознание вынуждено выйти за пределы эмпирии, но безотчётно. Человек чувствует неодолимую потребность восходить от опыта к совершенному усвоению данного знанием.

Главный вопрос - отношение мышления к миру (бытию). Недостаток современной философии в разорванности этих понятий, рационализма и эмпирии.
Античность постулировала единство мышления и бытия, затем схоластика провозгласила их дуализм. На этих крайних позициях (рационализма и эмпиризма) стоят Декарт и Бэкон. Гегель пытается постулировать единство бытия и мышления как совпадение противоположностей. Гегель - последний шаг идеализма.

Декарт - это берег, от которого следует оттолкнуться, отплыть. Декарт сохраняет дуализм схоластики в метафизической форме. Заслуга его метода - в применении математики. Cogito ergo sum устанавливает тождество мышления и бытия (мышление самодостаточно и включает момент бытия). Но из этой формы бытия исчезает природа. Отсюда у Декарта получается дуализм мышления и протяжённости. Таким образом, мышление утрачивает свой телесный исток.
Декарт рассматривает природу лишь в количественных характеристиках, а качественное её начало ограничивает протяжённостью. На самом деле природа обладает качественностью (механизм, химизм, физицизм). Дуализм должен быть снят за счёт качественных и количественных оценок природы, тогда объединяются рационализм и эмпиризм.

Должна быть создана теория объективного разума. Вне природы нет полноты бытия разума. Самого понятия природы нет вне мышления. Природа в мышлении достигает полноты своего бытия, поэтому естествознание должно опираться на философию и наоборот - в этом суть реализма. Только органическое соотношение между сознанием и философией открывает человеку истину сущего - единый, всеохватывающий разум.

Критика Бэкона: ему свойствен недостаток рациональности, его философия
- лишь аналитика, в ней нет синтетического момента. Анализ различает предмет и возводит его из частного во всеобщее.

Без разума нет осознанной реальности, нет целостной и единой природы.
Именно в разуме достигается полнота того, что есть; в нём мир физический находит прояснение нравственное, обретает свой критерий и смысл. Природа, понимаемая помимо сознания - ребёнок, не дошедший до обладания всеми органами, потому что они не все готовы. Человеческое сознание без природы, без тела - мысль, не имеющая мозга, который бы дкмал её, не имеющая предмета, который бы возбуждал её.

Логический процесс есть единственное всеобщее царство человеческого понимания. Природа не заключает в себе всего своего смысла - в этом её отличительный характер, именно мышление дополняет и развивает природу, природа отделяется от себя в сознании человеческом для того, чтобы понять своё бытие. Мышление не делает чуждую добавку, а продолжает необходимое развитие, без которого вселенная не полна. Вселенная: стихийная борьба - химическое сродство - самопознающий мозг человеческой головы.

Следует соединить два философских момента путём гегелевского диалектического метода (единства противоположностей). Философия - это движение к единству эмпирического и рационального начал. Мышление обладает бытием, поскольку оно является выражением самой природы.

Письмо 2. Наука и природа - феноменология мышления.

Дело науки - возведение сущего в мысль. Мышление стремится понять, усвоить внесущий ему предмет и с первого принципа отрицает то, что делает его внешним, другим, противоположным мысли, то есть отрицает непоредственность предмета, обобщает его и имеет уже дело с ним как с всеобщим. Мышление освобождает существующую во времени и пространстве мысль в более соответствующую ей среду сознания. Предметное существование мысли, воскреснувшее в области разума и самопознания, продолжается по прежнему во времени и пространстве. Мысль получила двойную жизнь: 1 - её прежнее существование, частное, положительное, определённое бытие; 2 - всеобщая форма, определяемая сознанием и отрицанием себя как частного. Развитие мысли - сочетание этих моментов в единое целое.

Природа - внешность для нас и сама по себе. Её мысль, пришедшая в самое себя, нев ней, а в другом (в человеке). Родовое значение человека - быть истиной себя и другого (природы).

Сознание есть самопознание, оно начинается с познания себя как другого
(природы) и достигает сознания себя как себя. Сознание вовсе не постороннее для природы, а высшая степень её развития, переход от положительного, нераздельного существования во времени и пространстве, через отрицательное, раздвоенное определение человека в противоположность природе, к раскрытию их истинного единства.

Вернейший путь, чтобы понять современное состояние мысли, - выяснить, как человечество дошло до него. Следует вспомнить всю морфологию мышления: от непосредственного бессознательного мира с природой, предшествующего мышлению, до раскрывающейся возможности полного и сознательного мира с собою. Историческая триада:

1.естественное единство с природой;

2.разделение, необходимость знания;

3.объединение.

Письмо 3. Греческая философия.

Восток не имел науки. Иония - начало Греции и конец Азии. В Греции человек ограничивается, чтобы развить безграничность своего духа. Идея красоты - безусловная мысль греков. Две крайности: погружение в собственную непосредственность - потеря личности; потеря действительности во всеобщих отвлечениях. Воззрение греков - реализм в широком смысле слова (вера в предопределение, в судьбу основана на безусловном признании действительности, жизни).

С неоплатоников начинается идеализм как господствующее учение. Фалес,
Анаксимандр - чвственные, сущие определения безусловного. Пифагор - определение между чувственным и логическим - число. Математика между логикой и эмпирией. Элеаты - приняли за истину чистое бытие (безусловное).
Гераклит - всё течёт - единый поток перехода бытия и небытия, бытие имеет в себе своё отрицание. Другой выход из чистого бытия - атомизм (отрицание чистого бытия в пользу бытия определённого). Анаксагор - поставил началом мысль. Софисты - всё подвергли разбору, подняли в сферу всеобщего сознания то, что каждый представлял себе как частный случай, отступление. Сократ - обуздал нравственным началом разумную мысль. Природа перестаёт быть независима от мысли. Платон - с самого начал полагает мысль сущностью вселенной. Творец диалектики. Аристотель - в высшем смысле слова эмпирик, и вместе с тем в высшей степени спекулятивный мыслитель, ищет истину предмета в её цели, энергия мыслится выше мыслимого.

Письмо 4. Последняя эпоха древней науки.

Аристотель - гений, до которого не смогли подняться его ученики. Наука греков в последней фазе ищет очевидного, только очевидное принимает за истину. Целью своих исканий она ставит внешний критерий истины, ищет его в личном мышлении. Стоицизм - противодействие общественной безнравственности, проникновение резкого и холодного римского духа. Нравоучения стоиков имели целью образовать мудрого (только добродетель частного лица). Эпикурейцы - последняя попытка исторически примирить мысль с жизнью. Критериум Эпикура - блаженство. Против догматизма стоиков и эпикурейства - скептицизм с его сомнением как попыткой наукообразного мышления. Скептицизм совершил то, чего домогался догматизм: отрешил личность от всего сущего, освободит её от всего положительного, отрицательно признал бесконечное её достоинство, освободил разум от древней науки. Скептицизм раскрывал бесполезную субъективность без всякой объективности. Рим - гражданско-политический центр. Александрия - последние представители древней мысли. Неоплатонизм - взял момент восточного, мировое развитие - фазы безусловного духа.

Письмо 5. Схоластика.

Противоположность христианского мира с древним требовала не переоценки, а пересоздания. Евангелие торжественно огласило права человека, и люди впервые услышали, что они такое. Древний мир видел в природе духовное, новый же мир не верил в материальное, в явление. Схоластика - сухой амфибий, замещающий истинную науку. Она не вполне религиозна и не вполне наукообразна. Это боязнь самобытности мысли. О естствоведении не могло быть и речи. Схоластики не уразумели настолько христианства, чтобы понять, что искупление не отрицает конечного, а спасает его. Мысль прошла между сердцем и умом. Средина всего - лишь раздвоение. Рассудочный сухой спиритуализм. XV век - пробуждаются новые требования, внимание обращается на реальные предметы. Пьер Ранце - протестант в схоластике. Бруно, Ванини,
Кардан, Кампанелла, Тилезий, Парацельс. Классическое образование разделило массы и аристократию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.