рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

p> Индивидуализм - судорога свободы старого Адама. Индивидуализм - враг индивидуальности. Волю надо утверждать содержательно. Религиозный путь: от личности к обществу. Последняя конечная свобода, дерзновение свободы и бремя свободы есть добродетель религиозного совершеннолетия.

Глава VII. ТВОРЧЕСТВО И АСКЕТИЗМ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И СВЯТОСТЬ.

Аскетизм - метод, но его содержание может быть разным. Сам по себе путь аскетика - не творческий. Творящий не от мира сего. Подлинное творчество не может быть демоническим. Но пути покаяния неизбежны. “Мир” должен быть побеждён творчески.

Гениальность - иной религиозный путь, равноценный и равнодостойный пути святости. В путях творчества нет гарантии личного устроения. Следует различать гения и гениальность, гениальность и талант. Путь святости должен быть дополнен путём гениальности. Гениальная жизнь - монашеская жизнь в миру.

Глава VIII. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛ. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. РОД И ЛИЧНОСТЬ.

Пол - источник бытия; половая полярность - основа творения.
Сексуальность разлита по всему телу человека. Пол - пересечение двух миров в организме человека, точка пересечения человека с космосом, микрокосма и макрокосма. Половые категории - не только антропологические.

Власть рода над человеком осуществляется через женщину. Если падение и порабощение старого Адама, ветхого человека, укрепило в мире царство природно-родового рождения через сексуальный опыт, то Новый Адам, новый
Человек, мог родиться лишь от девы, мог быть зачат лишь от Духа.

Сексуальный акт закрепляет плохую бесконечность: бесконечную силу рождения и смерти. Пол - источник жизни и источник смерти. Только второе рождение в духе - окончательное рождение человека. Христианство как религия искупления отвергает и преодолевает родовую стихию и родовую необходимость.
Религиозное самосознание личности - кризис родовой жизни, начало выхода из рода.

Глава IX. ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ. БРАК И СЕМЬЯ.

Обыденное христианство:
- подзаконные семьи
- аскетизм
- разврат

Но тайна пола раскрывается лишь в любви. Любовь - вне человеческого рода и выходит из состояний человеческого рода, не подлежит никакому упорядочиванию. Семья - институт благоустройства. Семья родилась из необходимости, а не из свободы. Разврат - разединение, любовь к любви вместо любви к лицу.

Андрогинизм. В любви должна раскрыться не тайна женственности и не тайна мужественности, а тайна человека. Эротическая энергия - вечный источник творчества, путь выявления красоты в мире.

Глава X. ТВОРЧЕСТВО И КРАСОТА. ИСКУССТВО И ТЕУРГИЯ.

Художественное творчество лучше всего раскрывает сущность творческого акта. Трагедия творчества и кризис творчества и есть основная проблема, переданная XIX веком веку XX. Языческое искусство - классическое и имманентное. Христианское искусство - романтическое и трансцендентное.
Возрождение - столкновение языческих и христианских начал в человеческой природе. Раннее возрождение (треченто) - мистика. Возрождение XV века
(кватроченто) - противоборство языческого и христианского. Тайна
Возрождения в том, что оно не удалось. XVI век (чиквиченто) - высокое римское Возрождение. Творческий акт задерживается в мире искуплением и потому становится трагическим. XIX век - реализм и романтизм. Символизм.
Подлинный путь к красоте - религиозно-творческий. Вступление в новую мировую жизнь. Теургическое творчество - основная проблема нашей эпохи.
Теургия творит не культуру, а новое бытие. Она сверхкультурна. Теургия - искусство, творящее новый мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее.
Проблема искусства как теургии - по преимуществу русская проблема. В художнике-теурге осуществляется взлёт человека над природой через красоту.
Ибо красота есть высшая сила, и она мир спасёт.

Глава XI. ТВОРЧЕСТВО И МОРАЛЬ. НОВАЯ ЭТИКА ТВОРЧЕСТВА.

Творческое преображение. Творчество космично, а не хаотично, поэтому оно вне изобличения закона, всегда обращённого к ветхому хаосу. Различие между послушанием и творчеством, которое просветлёно искуплением.

Глава XII. ТВОРЧЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ.

XIX и XX века: две крайности - социологизм и индивидуализм.
Социологизм - всегда позитивизм. Индивидуализму противоположен универсализм, космизм. Все элементы общественности ветхи. Революция - только внешнее, механическое разрушение закона. Революционный переход от религиозного послушания к религиозному творчеству совершается через мировой кризис серединно-канонической культуры. Творчество нового обучения предполагает антропологическое откровение богочеловечества - христологию человека. Последняя антропологическая тайна не в послушании, а в творчестве. Царство Божие, а не царство кесаря.

Аристократия - властвование внутреннего человека, избранных и великих.
Христианство породило иерархию и аристократию. Следует создать аристократию жертвенного служения. Свобода должна быть содержательной. Воинственный дух наименее буржуазен. XIX и XX века - торжество ложной механической цивилизации. Человек стал рабом технических сил. Проблема творчества космической общественности. Отечественная революция не ведёт к Новому
Граду. Новая общественность сотворится из элементов “мира”, она сотворится в мирском смысле из ничего, из других истоков, лежащих вне мировой эволюции, из Духа, а не из мира.

Глава XIII. ТВОРЧЕСТВО И МИСТИКА. ОККУЛЬТИЗМ И МАГИЯ.

Мистика раскрывает внутренний мир человека. Христианство петра бытовое, христианство Иоанна творческое. Индийская мистика, неоплатонизм,
М.Эрнхард - растворение человека. Семиотическая Каббала, Я.Бёме,
Вл.Соловьёв - сам человек. Мистика духовна, магия же почти материальна.

Глава XIV. ТРИ ЭПОХИ. ТВОРЧЕСТВО И КУЛЬТУРА. ТВОРЧЕСТВО И ЦЕРКОВЬ.
ТВОРЧЕСТВО И ОРИГИНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.

Божество глубже Бога (Отца, Сына, Святого Духа). Мир проходит три эпохи божественного откровения:

1.Откровение закона (Отец);

2.Откровение искупления (Сын);

3.Откровение творчества (Святой Дух).

Все три эпохи сосуществуют. Творчество антагонистично: совершенство человека и совершенство культуры. Культура по глубочайшей своей сущности и религиозному смыслу - вечная неудача.

Миссия России - быть Востоко-Западом. Славянская истина апокалиптична.
У нас родство с латинской расой, а не с германской. В последней тайне своей сущности творчество церковно. В религиозном творчестве творится мировое человеческое тело.

Гены всей мировой жизни и мировой культуры - постановка проблемы творчества, проблемы антропологического откровения. Это вертикальное движение в “розе мировой жизни”.

Г. В. Плеханов. “Materialismus militans”. (Ответ господину
Богданову).”

3 письма. 1-ое, 2-ое - 1908 г. “Голос социал-демократа”, 3-е - 1910 г. все три письма в сборнике “От обороны к наступлению”.
Письмо первое: Вы мне не товарищ. Мы представители двух прямопротивоположных миросозерцаний. Богданов (далее в тексте конспекта -
Б.) - эмпириомонист. Б. - вне пределов марксизма, т. к. все здание этого учения покоится на диалектическом материализме. Отвергая точку зрения
Энгельса, Б. отвергает точку зрения Маркса. Плеханов (далее в тексте конспекта - П.) не против свободы теоретического исследования, но и за свободу группировки людей согласно их взглядам. Тактика Б. после 2-ой книги
“Эмпириомонизма” (далее в тексте конспекта - Э.) - валить с больной головы на здоровую. Б. - монах, который в постный день съел курицу, окрестив ее рыбой. Б. идеалистический Э. окрестил философским учением Маркса-Энгельса, а П. показал как критика марксизма (3-я книга “Э”.). Б. может назвать свой идеализм марксизмом, но от этого он не сделается материалистом-диалектиком.
Б. начал с отражения диалектического материализма, а кончил очевидными и даже неумеренными симпатиями к “умеренно-социалистическим симпатиям”.
Вывод: Б. не заметил необходимой связи между материализмом и социализмом.
(Буржуазия боится материализма).
Нравственный солипсизм - вот те два слова. которыми лучше всего характеризуется настроение наиболее типичных представителей современной буржуазии. На почве подобного настроения возникают системы, которые не признают ничего, кроме субъективных “переживаний” и котрые непременно приходили бы к теоретическому солипсизму, если бы их не спасала от него нелогичность их основателей.
Б. в своем качестве защитника философии Маха не должен выдавать себя за последователя Маркса & Энгельса. Мах опирается на Юма, по Энгельсу, Юм - шаг назад, попятное движение. Б. нападая на П., по сути дела критикует
Маркса & Энгельса.
Письмо второе: распадается на две части.
1) Ответ на критические возражения Б. в адрес П.
2) Рассмотрение основ философии Маха.

I.
Плехановское определение материи: В противоположность “духу”, “материей” называется то, что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения.
Что же именно действует на наши органы чувств? На этот вопрос П. вместе с
Кантом отвечает - вещи в себе. Стало быть, материя есть не что иное, как совокупность вещей в себе, поскольку эти вещи являются источником наших ощущуений.
Вещи в себе:
1) Материальны.
2) Способны воздействовать на наши чувства (= вызывать те или иные ощущения).
Из кантовского идеализма два выхода: а) Субъективный идеализм. b) Материализм.
Субъективный идеализм отрицает материальность вещей, признаваемых материализмом.
Материальные предметы (тела) - такие предметы, которые существуют независимо от нашего сознания и, действуя на наши чувства, вызывают в нас чувственные ощущения, в свою очередь ложащиеся в основу наших представлений о внешнем мире, т. е. о тех же материальных предметах, а равно и об их взаимоотношениях.
Мах всецело стоит на позициях субъективного идеалиста Берклэя (Berkley):
“Не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (ощущуений) образуют тела.” Тела = логические символы комплексов элементов (комплексов ощущений).
Б. не прав, считая, что, определяя материю как источник ощущений, П. характеризует ее как неопыт. Опыт предполагает взаимодействие субъекта и существующего вне его объекта. Т. о., материя - одно из условий опыта. Опыт
= результат взаимодействия между субъектом и объектом. Никакого другого знания, кроме знания объекта через посредства тех впечатлений, каие он производит на нас, нет и быть не может. (Форма = закон, строение). Б. провозглашает “вид” синонимом “формы” (“вид” и “свойства”). П.: свойства имеют объективное значение, хотя и представляются различно организмам, стоящим на разных ступенях развития. Нет дуализма: существование субъекта есть известная стадия развития объекта. Субъект сам является одной из составных частей объективного мира.

II.
Мах хочет бороться с метафизикой, но внем слишком живучи остатки идеалистической метафизики. Весь мир у Маха - комплекс ощущений, “я” - часть этого комплекса. Но дихотомия ”я” и “не-я” не преодолевается, т. к.
“я” - ничтожная часть этого комплекса. Мах пытается разрешить ее тем. что объявляет весь мир комплексом ощущений.
Мах: ценны только функциональные зависимости между нашими переживаниями.
В качестве натуралиста Мах, хотя и бессознательно, постоянно вынужден переходить на материалистическую точку зрения. Естествоиспытатель в Махе - натуралист. Философ в Махе - идеалист, т. к. общественное мнение консервативной буржуазии, борющейся с современным революционным пролетариатом, враждебно материализму.
Махизм есть берклиизм чуть-чуть переделанный и заново перекрашенный под цвет “естествознания XX века”. Философии маха нет. Субъективный идеализм ведет или к солипсизму или к ряду неразрешимых логических противоречий.
Письмо третье: Б. - несомненный ученик Маха, нескромный ученик, скрывающий свое истинное отношение к своему учителю. Б. считает, что Мах и Авенариус устранили дуализм, но не достигли монизма.
Задача Б.:
1) Выяснить, в чем состоит различие двух рядов опыта.
2) Выяснить генезис этих различий.
1-ая задача решается Б.: постоянной характеристикой всего физического является его объективность. Объективный характер физического мира заключается в том. что он существует не для меня лично, а для всех.
Оюъективность физического мира - это его общезначимость. Субъективное в опыте - то, что не обладает общезначимостью.
2-ая задача решается Б.: Это различие - результат развития, а не предустановлнной гармонии. Объективный мир - социально согласованный.
Философия, выдающая физический мир за создание людей, есть самя чистокровная, хотя и очень запутанная идеалистическая философия.
Б.: философия, провозглашающая физический мир результатом сорциально организованного опыта, более всякой другой способна к выводам в духе марксизма. Б. различает физиологическое и абстрактное пространство ивремя.
Он выводит физический мир из высказываний людей. Но откуда люди? У Б. нет права отказываться от солипсизма. Б. не держится “гносеологического демократизма”. Мах и Б. оказываются метафизиками чистой воды. У Б. не ясно как совершается процесс “непосредственного переживания” одним “комплексом непосредственных переживаний” другим “комплексом непосредственных переживаний”.
Вопрсы П. к Б.:
1) К числу каких “преживаний” относится та катастрофа, в результате которой социально организованный опыт превращается в “хаос элементов” в собственном смысле этого слова?
2) Если взаимодействие людей совершается не прямо и непосредственно, “а лишь” при посредстве Среды, т. е. неорганического мира, физического мира и если физический мир есть социально, то каким образом было возможно взаимодействие между людьми до того как этот мир образовался как продукт этого взаимодейстия?
3) Если неорганическая Среда не существовала до того, как “социально организовался” опыт, то каким образом могло быть положено начало организации этого опыта?
4) Если взаимодействие между людьми было невозможно до возникновения неорганической Среды как результата указанного развития, то каким образом могли совершаться какие-либо мировые процессы; каким образом могло возникнуть что бы то ни было, кроме неизвестно откуда взявшихся “комплексов непосредственных ощущений”?
5) Что же, собственно, могли представлять эти комплексы в то время, когда ровно ничего не было и когда следовательно нечего было и переживать?
В итоге Б. вынужден вводить бытие в себе (теория подстановки). Б. сделал теорию Маха идеалистической от альфы до омеги.
Теория подстановки: вся природа ряд непосредственных комплексов, материал которых тот жечто и “элементы” опыта, а форма характеризуется самыми различными степенями организованности.
Объективный физиологический процесс - отражение комплексов непосредственных переживаний, а не наоборот.
Б. - идеалист, прикрывающийся естествознанием. Необходимо вести борьбу.

М.Вебер. “Основные социологические понятия”.

Предварительные замечания.

Метод предлагаемого вводного определения понятий должен восприниматься как абстрактный, далёкий от реальной действительности. Этот метод не претендует на новизну. Его назначение - сформулировать наиболее целесообразно и корректно то, что всегда имеет в виду эмпирическая социология. Терминология в данной статье по возможности упрощена.

I. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ И “СМЫСЛА” СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ.

Социология есть наука, стремящаяся понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие. “Действием” мы называем действие человека (внешнее или внутреннее, вмешательство или невмешательство), если и поскольку действующий индивид(ы) связывают с ним субъективный смысл. “Социальным” мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

Методологические основы.

1.Слово смысл имеет здесь два значения.

А) Смысл, действительно субъективно предполагаемый действующим лицом.

Б) Теоретически конструированный чистый тип смысла, предполагаемый гипотетически действующим лицом.

Речь не идёт об объективно правильном или истинном смысле.

2.Граница между осмысленным действием и реактивным неосмысленным поведением не может быть точно проведена. Значительная часть социологически релевантных действий находится на границе того и другого. Однако способность воспроизвести действие не есть обязательная предпосылка его понимания: чтобы понять Цезаря не надо быть Цезарем. Доступные и недоступные пониманию компоненты какого-либо процесса часто переплетаются и связываются.

3.Очевидность понимания смысла действия может быть либо рациональной, либо эмоциональной (вчувствование, художественная рецептивность).
Рациональная очевидность присуща тому действию, которое может быть полностью доступно смысловому пониманию. Эмоциональная очевидность достигается посредством полного сопереживания. С высокой степенью очевидности мы понимаем действия, производимые по логическим законам с ясными целями и средствами. Но высочайшие “цели” и “ценности”, на которые может быть ориентировано поведение человека, мы часто понять не можем, особенно если эти ценности отличаются от наших собственных. В зависимости от обстоятельств приходится либо удовлетворяться чисто интеллектуальным истолкованием, либо просто принять эти действия как данность. Сюда относятся многие высочайшие акты религиозности и милосердия. Аффекты мы также способны понимать в той степени, в какой сами им подвержены.

Для научного исследования все иррациональные и эмоционально обусловленные смысловые будут связи наиболее обозримы, если изучать их в качестве “отклонений” от целерационального действия. При исследовании какого-либо социального действия следует сначала установить каким было бы исключительно рациональное поведение всех его участников, и затем сделать поправку на иррациональные моменты. Конструкция целерационального действия служит в социологии идеальным типом, с помощью которого реальное, обусловленное различными эмоциональными факторами, поведение может быть понято как отклонение от чисто рационально сконструированного. Лишь в этом смысле метод понимающей социологии рационалистичен.

4.Социология не изучает обстоятельства, не соотнесённые с действиями человека и не зависящие от него. Например, коренное изменение погодных условий имеет, может быть, имеет огромное историческое значение для переселения народов, но оно лишено предполагаемого заранее смыслового содержания. Различия в биологической наследственности и психофизиологических проявлениях человека также не влияют на смысловую соотнесённость действий, поэтому принимаются социологией лишь как данность, а не как объект изучения.

5.Понимание может быть: а)непосредственным пониманием предполагаемого смысла действия. Мы непосредственно понимаем смысл правила 2+2=4 или чью-то вспышку гнева, проявляемую в выражении лица. б)объясняющим пониманием. Мы понимаем мотивационно, какой смысл вкладывал в правило тот, кто его записал, почему он это сделал. Мы можем мотивационно понять гнев, если знаем, чем он вызван. Всё это - понятные нам смысловые связи, понимание их мы рассматриваем как объяснение фактического действия.

6.Понимание во всех этих случаях означает интерпретирующее постижение: а)реально предполагаемого в отдельном случае (при историческом анализе событий); б)предполагаемого, взятого в среднем и приближённом значении (при социологическом рассмотрении массовых явлений); в)смысла или смысловой связи в научно конструируемом чистом идеальном типе некоего часто повторяющегося явления (подобными идеально-типическими конструкциями часто служат разработанные, например, экономическим учением понятия и законы, они показывают каким было бы определённое человеческое поведение, если бы оно носило строго целерациональный характер).

Сколь бы ясным не было толкование, оно ещё не может претендовать на каузальную значимость, а всегда остаётся лишь наиболее вероятной гипотезой.
Мотивы, которые индивид приводит, и которые он скрывает, подавляет, часто маскируют даже в сознании самого действующего лица подлинную связь его действий. В основе поведения, представляющегося нам одинаковым или похожим, могут лежать самые разные смысловые связи. Действующие люди часто испытывают самые противоречивые, борющиеся друг с другом, импульсы.
Необходимую верификацию нашего понимания смысла и его истолкования даёт результат, фактический ход событий. К сожалению, такая верификация может быть достигнута только в редких специфических случаях (психологический эксперимент, статистическое исчисление массовых явлений). В остальном мы располагаем только возможностью сравнивать наибольшее число доступных нам исторических процессов или явлений повседневной жизни, одинаковых во всём, кроме одного - мотива.

7.Мотивом называется некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной определённого действия. Адекватным смыслу мы назовём единое в своих проявлениях действие в той мере, в какой соотношение между его компонентами представляется нам с позиций нашего мышления и эмоций типичным смысловым единством. Каузально адекватной мы назовём последовательность событий, если в соответствии с опытными правилами можно предположить, что она всегда будет таковой.
Правильное каузальное толкование конкретного действия означает, что соответствие внешнего хода событий его мотивам познано правильно и что они стали понятны по смыслу своего соотношения. Правильное каузальное толкование типичного действия означает, что процесс, принятый в качестве типичного, представляется адекватным смыслу и может быть установлен как каузально адекватный. Если же адекватность смыслу отсутствует, то мы имеем дело только с непонятной статистической вероятностью. Лишь такого рода статистические виды регулярности, которые соответствуют субъективно понятому смыслу социального действия, являются социологическими закономерностями. Объектом статистических исчислений могут быть как лишённые смысла, так и осмысленные процессы, социологическая же статистика занимается исчислениями только осмысленных процессов (уголовные преступления, профессии, цены, посевная площадь).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.